• 1.Организационный момент. 2. Вступительное слово учителя
  • 3.Работа по картине В. Е. Маковского «Свидание».
  • 4.Контроль домашнего задания
  • 5.Работа над содержанием текста.
  • СО-ЧУВСТВИЕ
  • « На деревню дедушке».
  • 6. Подведение итогов
  • 7. Домашнее задание.

  • Скачать 101.84 Kb.


    Дата09.11.2018
    Размер101.84 Kb.
    ТипУрок

    Скачать 101.84 Kb.

    Тема урока: «А. П. Чехов



    Тема урока: «А. П. Чехов «Ванька»

    Цель: познакомить с творчеством Чехова на примере произведения «Ванька».

    Задачи:

    1. Образовательная: помочь создать литературно-художественный образ главного героя произведения путём аналитического чтения текста.

    2. Коррекционно-развивающие: 1) корригировать и развивать устную речь учащихся при работе с репродукцией картины В. Е. Маковского «Свидание»;

    2) способствовать развитию словесно-логического мышления при работе над пересказом по иллюстративному плану;

    3) работать над коррекцией запоминания, сохранения и воспроизведения содержания текста при его анализе;

    4) способствовать развитию внимания и смысловой догадки при работе с деформированным текстом.

    3. Воспитательная: учить правильно выражать свои чувства при оценке поступков героев; воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, милосердия.

    Методы:

    - по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;

    -по характеру познавательной деятельности: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

    Тип урока: стандартный (закрепление полученных знаний)

    Форма урока: фронтальная, парная, индивидуальная.

    Оборудование:

    * картина В. Е. Маковского «Свидание»;

    * иллюстрации к произведению;

    * карточки для индивидуальной и парной работы, цветные карандаши.



    Предварительная работа:

    Просмотр фильма «Каштанка».



    Словарная работа: РОЖ-ДЕС-ТВО СО-ЧУВ-СТВИЕ

    Содержание урока:

    1.Организационный момент.

    2. Вступительное слово учителя:

    Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством русского писателя XIX века А. П. Чехова, которому 29 января исполняется 152 года со дня рождения.

    Мотивация на обучение:

    - Кто из вас раньше читал рассказы Чехова или смотрел фильмы по его рассказам? (ответы детей)

    У Чехова много рассказов написано о детях (обратиться к стенду «советую прочитать»), но он никогда не считал себя детским писателем. А кому, если не детям адресовал свои рассказы Чехов? - Подумайте и в конце уроке ответьте на этот вопрос. ?

    Сегодня мы будем говорить об одном из самых его известных рассказов «Ванька». Давайте вспомним, как жилось во времена Чехова простым людям. (Ответы детей с опорой на стенд и картину В. Г. Перова «Тройка»)

    А сейчас мы обратимся к картине ещё одного художника В. Е. Маковского «Свидание». (Дети выходят к доске и рассматривают репродукцию картины.)

    3.Работа по картине В. Е. Маковского «Свидание».

    Беседа по вопросам:

    - Кто привлёк ваше внимание на этой картине? (фигура мальчика и лицо его матери)

    - Почему картина называется «Свидание»? (мать приехала из деревни навестить своего сына)

    - Где происходит свидание? (не в комнате, а в каком-то коридоре)

    - Рассмотрите фигуру мальчика. Что можно сказать о нём? Обратите внимание, как он держит хлеб, куда устремлён его взгляд, как он одет? (он с жадностью ест хлеб, который ему привезла мать, не поднимает глаз, возможно, глотает слёзы, он в старой одежде, на нём грязный, рваный фартук, мальчик босой)

    - Что можете рассказать о маме мальчика? Как она смотрит на сына? Может ли она помочь ему? Почему? (она жалеет своего сына, смотрит на него с нежностью и любовью, но помочь ничем не может)

    - Какие краски преобладают на картине? Какое они создают настроение? (преобладают мрачные краски и тона, что создаёт грустное настроение от увиденного и вызывает чувства сострадания)

    - Можно ли провести аналогию (связь) между этой картиной и рассказом А. П. Чехова «Ванька»? В чём вы видите сходство?

    Теперь давайте вспомним, что вы узнали о Ваньке Жукове.

    4.Контроль домашнего задания. (1 карточка)

    1.Работа с деформированным текстом. (Дети читают текст, вставляя пропущенные слова, 2-3 человека, отметить самого внимательного)



    Ванька Жуков, . . . мальчик, отданный . . . месяца тому назад в ученье к . . . Аляхину, в ночь под … не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырёк с . . . , ручку с . . . пером и, разложив перед собой . . . . . . бумаги, стал писать. Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз . . . оглянулся на двери и окна, покосился на тёмный образ и . . . вздохнул. Бумага лежала на . . . , а он сам стоял перед скамьёй на . . . .

    (Слова-помощники: Рождество, девятилетний, 3, скамья, прерывисто, сапожник, чернила, ржавым, измятый лист, пугливо, колени)



    5.Работа над содержанием текста.

    На доску вывешивается картинка с изображением Ваньки Жукова.

    (1 иллюстрация)

    1. Словарная работа:



    РОЖ-ДЕС-ТВО – один из основных праздников верующих людей в память о рождения Христа. Это добрый, светлый праздник, от которого ждут чуда, когда случаются события, которые помогают всем обиженным, несчастным, больным преодолеть все трудности и привести к счастливому концу. Все ждут от этого праздника чего-то хорошего, ждал этого и Ванька. И вот, когда все из дома ушли, он сел писать письмо. Он несколько раз принимается писать.

    - С каким настроением Ванька пишет письмо? Понять это помогут предложения: (2 карточка)



    • Ванька прерывисто вздохнул.

    • Ванька покривил рот, потёр своим чёрным кулаком глаза и всхлипнул.

    • Ванька судорожно вздохнул и продолжил писать.

    (подчеркните слова, которые помогают понять его настроение)

    Вывод: ответы детей.

    2. Дыхательная зарядка (погреть руки, подышать на ладони).

    3. Выборочная работа с текстом. Выразительное чтение отрывков по учебнику: (2-3 человека)

    - Найдите в письме Ваньки слова, в которых выражается полное отчаяние (состояние безвыходности) мальчика от жизни у сапожника.

    2 часть письма: А вчерась мне была выволочка. . .

    Замените слова близкими по значению:

    Выволочка - наказание с применением побоев.

    Хозяин выволок – то есть вытащил грубо за волосы.

    Сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности . . .

    4 часть письма: Приезжай, милый дедушка. . .



    Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня, сироту несчастную. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой. . .

    (3 карточка)



    Сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности . . .

    Христом богом тебя молю, возьми меня отседа.

    Пожалей ты меня, сироту несчастную. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой. . . .

    4.Работа с иллюстрациями №2,3.(Как Ваньке жилось у Алёхина)

    - Что изображено на картинке №2.

    - Как можно связать между собой картинки 2 и 3.

    - Какую картинку нарисовали бы вы?

    (дети делают словесные зарисовки по воображению)

    -В каком цвете представляете вы жизнь Ваньки у хозяина?

    Все эти сцены вызывают сочувствие к Ваньке.



    СО-ЧУВСТВИЕ – отзывчивое отношение к переживаниям, несчастьям других людей.

    А теперь вспомним те моменты из жизни Ваньки, о которых он рассказывает с удовольствием. (ответы детей)

    Работа с иллюстрациями №4, № 5. (№4 « Ванька с дедом в лесу».

    № 5 «В гостях у Ольги Игнатьевны».)

    - Задайте вопросы по картинке, употребите слова: кто, где, с кем, зачем.

    - Какой эпизод изображён на картинке? Почему Ванька вспоминает о нём с радостью? Как он называет это время?

    - Как барышня Ольга Игнатьевна относилась к Ваньке?

    - Почему эти рисунки сделаны в цвете?

    (Ответы детей.)

    5. Самостоятельное чтение. (Дети читают 5 и 6 части текста)

    – Кто самый наблюдательный?

    Крыши домов - . . . ( белые)

    Деревья покрыты . . . инеем (серебристым)

    Небо усыпано . . . звёздами ( весёлыми, мигающими)

    Погода . . . (великолепная)

    Орех - . . .(золочёный),

    Сундучок - . . .(зелёный)

    Вывод: Именно такая жизнь кажется Ваньке сказочной, беззаботной и светлой, хотя тоже была « не сахар».

    6. Заключительная часть текста.

    - Какие слова являются самыми обидными и грустными в рассказе. Прочитайте их. Почему?



    « На деревню дедушке».

    - Исполнится ли рождественская сказка Ваньки? Будет у неё счастливый конец? Дойдёт такое письмо до деда?

    - Что будет с Ванькой дальше?

    Ответ на установочный вопрос:

    Для кого писал рассказы о детях А. П. Чехов. (Ответы детей)

    6. Подведение итогов:

    1.Соберите пословицу:



    Сиротстве – в – лить – слёзы – жить.

    2.Какое чувство вызывает окончание рассказа? Сделай выбор.

    (Горечь, удивление, сострадание, желание помочь, сочувствие, насмешку, сопереживание)

    Начните так:



    Этот рассказ вызывает у меня . . ., . . ., . . , потому что . . . . .

    3.Составьте рассказ о Ваньке.



    Я прочитал рассказ « . . . ». Автор этого рассказа А. П. . . . .

    Главного героя зовут . . . . Ему . . . лет. Его привезли из . . . в

    . . . в ученье к . . . Аляхину. Ванька – круглый . . . , нет у него ни . . . , ни . . . , только один . . . . Когда из дома все ушли, Ванька сел писать . . . . В письме Ванька просит дедушку . . . . . . , потому что . . . , . . . . Ванька с радостью вспоминает про свою жизнь в деревне, как он . . . , . . … И только об одном просит дедушку, чтобы он его . . . . . . . и увёз в . . . . Этот рассказ вызывает у меня . . . .

    7. Домашнее задание.

    Анализ урока:

    Данный урок является одним из серии уроков по развитию связной устной речи учащихся на уроках чтения. Была поставлена цель – познакомить учащихся с творчеством Чехова, приурочив его к юбилею писателя, на примере его произведения «Ванька». Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

    1. Образовательная: помочь детям создать литературно-художественный образ главного героя произведения путём аналитического чтения текста;

    2. Коррекционно-развивающие:

    1) корригировать и развивать устную речь учащихся при работе с репродукцией картины В. Е. Маковского «Свидание»;

    2) способствовать развитию словесно-логического мышления при работе над пересказом по иллюстративному плану;

    3) работать над коррекцией запоминания, сохранения и воспроизведения содержания текста при его анализе.

    4) способствовать развитию внимания и смысловой догадки при работе с деформированным текстом;

    3. Воспитательная: учить правильно выражать свои чувства при оценке поступков героев; воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, милосердия.

    Были использованы следующие методы:

    - по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;

    -по характеру познавательной деятельности: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

    Тип урока: стандартный (закрепление полученных знаний)

    Форма урока: фронтальная, парная, индивидуальная.

    Оборудование:

    *картина В. Е. Маковского «Свидание»;

    * иллюстрации к произведению;

    Предварительная работа:

    Просмотр мультипликационного фильма «Каштанка».



    Словарная работа:

    РОЖДЕСТВО


    СИРОТА
    СОЧУВСТВИЕ

    О жизни одного из таких мальчиков написал рассказ великий русский писатель А. П. Чехов.

    Справка:

    Владимир Егорович Маковский – выдающийся русский живописец. Многие его картины раскрывают тяжёлую судьбу простых людей. Одна из известнейших его картин «Свидание». Она повествует о тяжёлой судьбе мальчика, отданного в «учение». По своему содержанию эта картина перекликается с рассказом Чехова «Ванька».



    На этой картине внимание привлекает фигура мальчика и лицо его матери, которая приехала из деревни навестить своего сына. Свидание происходит не в комнате, а в каком-то коридоре. Мальчик с жадностью ест калач, привезённый матерью. Он не поднимает глаз, возможно, глотает слёзы. Он многое мог бы рассказать матери о тяжёлом житье у хозяина, но она и сама всё знает; во всём её облике видна нежность к сыну и безысходность, сознание непоправимости того, что происходит.

    Мальчик изображён в старой одежде, на нём грязный, рваный фартук, он босой, несмотря на зимнее время года. Всё это вызывает чувство сострадания к этим людям и возмущение теми порядками, которые калечили судьбы людей.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Тема урока: «А. П. Чехов

    Скачать 101.84 Kb.