• ТЕМА УРОКА: «
  • Список источников и литературы

  • Скачать 62.25 Kb.


    Дата24.04.2018
    Размер62.25 Kb.
    ТипУрок

    Скачать 62.25 Kb.

    Тема урока: «Процесс закрепощения крестьян». По методике развивающего обучения тема урока ученикам заранее не сообщается, а выводится в процессе урока



    Разработка урока

    по личностно-ориентированной технологии

    (автор Шоган Владимир Васильевич)1

    и технологии развивающего обучения.

    ТЕМА УРОКА:

    « Процесс закрепощения крестьян».

    По методике развивающего обучения тема урока ученикам заранее не сообщается, а выводится в процессе урока.



    Цель урока:

    1. Создать стройную систему памятных знаков и образов по сложной теме;

    2. Выявить причины, ход и последствия изучаемого процесса закрепощения крестьян;

    3. Дать характеристику личностей участвовавших в этом процессе;

    4. Позволить учащимся прикоснуться к далеким событиям истории через личностный микромодуль;

    5. Продолжить процесс воспитания уважения к истории родной страны;

    6. Научить видеть в разрозненных событиях истории, даже изучая их последовательно, непрерывность и целостность исторического процесса.

    7.Продолжить развитие способностей к абстрагированию, выдвижению гипотез, решению проблем.

    I. Микромодуль –

    мотивация.

    Интрига: «А с холопа и с робы от правые грамоты и от отпускные боярину имати и от печати, с головы по девяти денег; а диаку от подписи по алтыну2 с головы, а подъячему, которой правую напишет или отпускную, с головы по три денег».3 «А христианом отказатися из волости , из села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю после Юрьева дня осеннего».4
    В? Как вы думаете о каких событиях идет речь?

    - холопы должны уплатить налог за отпускную грамоту при уходе от помещика;

    -крестьяне так же платили налог, называемый «пожилое», при уходе от помещика;

    -введен налог судебником Ивана III в 1497 году;

    -происходило это в Юрьев день, 26 ноября.

    В. Почему для ухода крестьян выбрана осень?

    (рассматриваем и обсуждаем картину №12 художника Иванова «Юрьев день»).

    -убран урожай;

    -есть чем заплатить налог;

    -скоро зима, нужно где-то жить, строиться нет времени крестьянин может испугаться, и не уйдет;

    -другой помещик переманивает крестьянина, обещает ему льготы и ссуду деньгами, но деньги придется отдавать и крестьянин попадет в еще большую зависимость.

    «Также будет кто вотчинники и помещики учнут государю бити челом о беглых своих крестьянех и о бобылях5, и скажут, что их крестьяне и бобыли, выбежав из-за них, живут в государевых и в дворцовых селах, и в черных волостях, или на посадех в посадских людах…- за всяким вотчинники и помещики: и тех крестьян и бобылей по сыску отдавать по писцовым книгам… А отдавать беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людям, без урочных лет».6

    В? О каком событии речь?

    -о полном запрете на уход от помещика.

    В? Как мы называем такое состояние крестьян?

    -крепостное право.


    И так, у нас получилась с вами следующая картина:

    1497 год 1649 год наступило

    ограничили выход запретили выход крепостное

    крестьян крестьян право


    процесс

    Значит тема нашего урока:
    Процесс закрепощения крестьян.

    II. Микромодуль –

    Образ.

    Этот этап позволяет создать образ изучаемого.



    Осознаем тему урока:

    В? Что такое право и у кого оно есть на Руси в XV-XVII веках?

    -у помещиков по отношению к крестьянам .
    В? Крепостное, что это значит?

    -от слова крепость, то есть ограниченное чем-то пространство, которое нельзя покинуть.


    В? Процесс, а это что за понятие?

    -это событие занимающее определенный промежуток времени.


    В? Урочные года, попытайтесь объяснить.

    -урок - это ограниченный по времени процесс;

    -урочные года, это время постепенного ограничения ухода крестьян от помещика;

    -розыск без урочных лет, это значит без срока, когда найдут тогда и вернут,

    даже если человек стал старым.

    III. Микромодуль

    событийно-практический.

    Давайте посмотрим, какими событиями был заполнен промежуток между 1497 и 1649 годами.

    В? Кстати, а какие события произошли в эти годы?

    - в 1497 году был принят Судебник Ивана III, а в 1649 году Соборное Уложение царя Алексея Михайловича.


    1497 год 1550 год 1581 год 1597 год

    Судебник Судебник Заповедные года, 5 лет розыска

    Ивана III Ивана IV после опричнины царь Федор, а правитель

    Борис Годунов


    1607 год 1649 год

    15 лет розыска Соборное

    Василий Шуйский Уложение Алексея Михайловича.

    Каждое событие обсуждается, с учащимися и выясняется, как проходил процесс от ограничения свободы крестьян до полной ее потери.


    В? Что значит термин заповедные года?

    Урочные года?

    -заповедные года – временное запрещение покидать помещика – последствие Ливонской войны и опричнины;

    -урочные года – розыск беглых крестьян, сначала ограниченный по времени, а затем бессрочный.


    IV. Микромодуль -

    анализ.


    В? Подумайте, почему события развивались так.

    -в отличие от стран Западной Европы, где земли было мало, а рабочей силы в достатке, в России не было проблемы с количеством земли, а вот рабочих рук не хватало. На востоке государства много неосвоенных, открытых нашими соотечественниками земель.

    ВСПОМНИТЕ: Почему на Руси в древности не было рабства?

    -земли много, а урожайность маленькая;

    -кормить рабов нечем, пусть работают и кормят себя сами.

    В? Кто лучше работает свободный или раб?

    -свободный.

    В? Тогда объясните, почему в древности это понимали, а в средние века- нет?

    -тогда каждый работал на себя, а в средневековье владельцы земли сами на ней работать не хотели, поэтому понадобились такие меры для удержания крестьян.

    V. Микромодуль –

    личностный.

    Задание дается на опережение:

    Представить себя крестьянином или помещиком:

    устное или письменное сочинение: «Я – крестьянин», «Я - помещик».

    Слушаем мнения, обсуждаем, подводим итог: Кому на Руси жить хорошо?

    VI.Микромодуль –

    проповедь.

    Это выводы по уроку: что ребята находят положительного или отрицательного в последствиях закрепощения, как с точки зрения помещика, так и с точки зрения крестьянина.

    Домашнее задание: нарисовать картинку, схему или карикатуру на тему: «Как крестьян закрепощали» или написать рассказ об этом событии.
    Список источников и литературы:

    1.Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России, учебное пособие, Москва «Проспект» 2004 год.


    2. Судебники 1497 г., 1649 г. Портал «Русская цивилизация», articie. php. html
    3. Хрестоматия по истории СССР под редакцией Нифонтова А.С. Типография «Красный пролетарий»,1949 год.
    4. Шоган В.В. Технологии личностно-ориентированного урока.

    Ростов-на-Дону. «Учитель», 2003 год.




    1 Шоган В.В. Технологии личностно-ориентированного урока. Ростов-на-Дону. «Учитель», 2003 год.

    2 Алтын – 6 денег или 3 копейки, см. учебник Черникова Т.В. История России, часть 1, часть 2, под редакцией Сахарова А.Н. М. Дрофа. 2002 год, стр.

    3 Хрестоматия по истории СССР под редакцией Нифонтова А.С. Типография «Красный пролетарий»,

    1949 год, стр.272, п.17.



    4 там же, стр.273, п.57.

    5 бобыль – крестьянин мужского пола, не женатый и без двора.

    6 Хрестоматия по истории СССР. Ук. соч. Гл.XI, статья 2.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Тема урока: «Процесс закрепощения крестьян». По методике развивающего обучения тема урока ученикам заранее не сообщается, а выводится в процессе урока

    Скачать 62.25 Kb.