Скачать 157.25 Kb.


Дата24.08.2018
Размер157.25 Kb.

Скачать 157.25 Kb.

Тема в произведениях Константина Симонова




Волгоградский государственный технический университет

Научно-техническая библиотека ВолгГТУ

Военная тема в

произведениях

Константина Симонова

Библиографический обзор

Составитель: библиотекарь НТБ


Трыкова О. Ю.


Волгоград 2013
Минуло 68 лет со дня окончания Великой Отечественной войны, написаны сотни и тысячи книг о войне, но ощущение исчерпаемости этой темы нет. Константин Симонов считал, что об этом высоком и трагическом времени не рассказано ещё и десятой доли того, что должно быть освещено в истории, и в литературе. Для Симонова военная тема стала основной, определившей всю его творческую судьбу. Речь идёт о жестоком испытании, когда беспощадной проверке подвергались основы нашего общественного бытия и нравственности, о раскрывшейся в этом испытании необычайной силе народного духа в борьбе с врагом. Тема борьбы с врагом отражена в его ранних поэмах, стихах, очерках, дневниках и повестях. Писатель родился 15 (28). 11. 1915 года в Петрограде. Детство прошло в Рязани и Саратове. Его отец был военным, и многие воспоминания той поры связаны с жизнью и бытом военных городков и командирских общежитий. Этому периоду своей жизни Симонов посвятил поэму «Иван да Марья». Большое влияние на формирование Симонова как личности оказал отчим, красный командир Иванищев, принимавший непосредственное участие в •воспитании мальчика с пятилетнего возраста. В знак благодарности, любви и уважения Симонов написал о нём трогательную, лирическую поэму «Отец», в которой отчим предстоит строгим, умным, порядочным, справедливым и мудрым человеком. По его словам, отчим был для него «добрым гением», сумевшим воспитать в нём суровые нравственные требования к себе и твёрдую убеждённость в том, что настоящий солдат должен быть храбрым, трудолюбивым, обязательным. Мама писателя Александра Леонидовна работала машинисткой, делопроизводителем. Хорошее знание творческого наследия Пушкина, Тютчева, Лермонтова способствовали более целостному развитию, воспитанию, образованию сына. Поэтому в детстве Симонов получил наглядные уроки не только солдатской доброты, но и безграничной преданности русской литературе. Весной 1930 года он окончил семилетку в Саратове, а затем пошёл учиться в ФЗУ на токаря. После его окончания стал работать на авиационном заводе, а потом перешёл в механический цех кинофабрики «Межрабполифильм». Именно в этот период меняется его образ жизни, и он начинает писать стихи. А осенью 1933 года под влиянием статей о Беломорстрое он пишет свою первую поэму «Беломорканал», давшую ему путёвку в литературную жизнь. Написанию и воссозданию реальных картин, образов будущей поэмы способствовала поездка в эту точку страны. Выход этого произведения послужил серьёзным стимулом к поступлению в Вечерний рабочий литературный университет. После его окончания он поступает в аспирантуру ИФЛИ. Знаковым событием в судьбе писателя стала поездка на Халхин-Гол, в Монголию в качестве военного корреспондента газеты «Героическая красноармейская». Он принимал непосредственное участие во фронтовых операциях и видел войну во всей её многообразной реальности. А в 1937 - 1939 годах им были написаны поэмы «Победитель». «Суворов». «Ледовое побоище», в основе которых лежат исторические факты и события.

«Ледовое побоище по существу», одно из первых произведений Симонова, замеченное критикой. Поэма была опубликована в январском журнале «Знамя» в 1938 году, сразу вслед за поэмой «Победитель». Стало очевидно, что в литературу пришёл поэт, работающий активно и последовательно, сочетающий стремление к эпосу, к героической теме, с ясным пониманием их актуального гражданского пафоса. В основе поэмы «Ледовое побоище» лежат исторические события, факты сражения на Чудском озере. Поэт утверждал мысль о том, что новых захватчиков ждёт неминуемая смерть, а самое главное - русский народ не сломить, он непобедим. Всё произведение проникнуто патриотизмом, волей к победе. Главным его достоинством является моральное возвышение простого русского народа. Поэт хотел, «чтобы прочитавшие поэму почувствовали близость войны,... что за нашими плечами, за плечами русского народа стоит многовековая борьба за независимость». Тем же пафосом проникнута поэма «Суворов», написанная в 1938 - 1939 годах. Очень точно, ярко изображён образ великого полководца, потрясающе передан его характер, эпоха, обстановка и условия, в которых жил опальный полководец. Для него все обиды, несправедливость отходят на второй план, как только он узнаёт о страшной, неминуемой опасности вражеского вторжения на землю - матушку Россию, вскормившую и воспитавшую его преданным гражданином своего Отечества. Уверенность в несокрушимой победе русского народа над врагом полководцу придают воины, которые пройдут через любые преграды, горнила войны. Поэтому победа будет за Россией. Военную тему поэт продолжает и в рассказе «Поручик», главным героем которого явился русский офицер, командующий ротой егерей, в 1855 году он отстоял от британцев Петропавловск - на - Камчатке. Тема патриотизма рассматривается в поэме «Мурманские дневники», стихотворении «Старик». Большое место Симонов уделял подвигу тех, кто шёл на смерть, защищая отчий край, мирный труд своих земляков, соотечественников. Вместе с другими советскими и монгольскими бойцами эту славу добывал безымянный герой поэмы «Далеко на Востоке» (1939 - 1941 гг.). Эта поэма и цикл стихов «Соседи по юрте» высветила новые грани таланта, связанные с глубинными ощущениями подлинной правды жизни, диалектики бытия. Они стали первыми произведениями, в которых звучит главный лейтмотив о том, что советский человекзащитник своей свободной земли, он продолжает защищать Отчизну от неприятеля. С первых же дней Великой Отечественной войны наши литераторы встали в боевые ряды защитников своей многострадальной Родины. Одни были направлены в строевые части, другие - в народное ополчение, кто-то получил назначения во фронтовые газеты, а некоторые отбыли в действующую армию с удостоверением военных корреспондентов центральных газет. Симонова и ещё несколько корреспондентов газеты «Красная звезда» посылали на самые ответственные участки боевых действий. Он был смелым, отважным журналистом и, постоянно оказывался в эпицентре военных событий: участвовал в атаке на крымской земле, совершал рейд в тыл врага с северными моряками - разведчиками на «морском охотнике», в самые страшные для Сталинграда военные дни был с солдатами, защищавшими разрушенный, но не сдавшийся город. Его репортажи, очерки, рассказы, стихотворения - яркое свидетельство очевидца и участника сражений с фашистами. Произведения Симонова находили благодарный отклик в сердцах миллионов советских тружеников тыла, рядовых солдат, офицеров. Страстный поэтический призыв обрушился на смертельно опасного врага. Сокрушительный удар прозвучал в стихотворении «Убей его» («Если дорог тебе твой дом»). Тему патриотизма, любви к своему Отечеству Симонов развивает также и в стихотворении «Родина». В нём нет напыщенных фраз, но в простых словах поэт отражает самые добрые чувства, и пожелания. Родина -слово великое, но при этом застенчивое.

• В своей лирике он затрагивает животрепещущие темы человеческих взаимоотношений на войне: любовь, товарищество, долг. По его глубокому убеждению, именно эти качества способны возвысить человека, или наоборот, проявить его подлую сущность. А стихотворение «Жди меня...» явилось своеобразным маяком Надежды и Веры в лучшее, что есть в человеке. «Ваше «Жди меня...», - говорилось в одном из писем к поэту, - посылали с тыла на фронт и с фронта в тыл. Оно вселяло надежду и в тех, кто верил, и в тех, кто ждал...». Это стихотворение поэт включил в литературный цикл «С тобой и без тебя», основанный в 1941 - 1942 годах, но пополнявшийся вплоть до 1954 года.



• Цикл «Вьетнам, зима семидесятого» стал последним крупным выступлением Симонова - поэта, в котором он осуждал насилие, вражду, противоборство и воспевал подвиг рядовых солдат, проводя параллели с героизмом советского народа в борьбе с фашизмом. Верный героика - патриотической теме в лирике Симонов продолжал развивать её и в других литературных жанрах: драматургии, публицистике, прозе. Например, в повестях «Левашов», «Пантелеев», «Дни и ночи» достаточно подробно, реалистично изображены события первого этапа войны, сложные характеры бойцов и командиров, гибель людей. Очень ярко, точно показан несгибаемый образ члена Военного совета генерала Пантелеева, ведущего в бой роту для того, чтобы на личном примере показать, как проводить такого рода военные, боевые операции. Но после успешного боя он погибает. Его гибель - горестная расплата за ошибки, за неподготовленность к военным действиям, операциям, войне в целом. Таков лейтмотив этого произведения. Мировую известность Константину Симонову принесла повесть «Дни и ночи». В беседе с литературным критиком Лазаревым писатель говорил о замысле и целях этого произведения так: «...То, что я писал в «Днях и ночах», было ...продолжением той политики, которая содержалась, в моих военных очерках... Я поставил в центр действия горстку людей, один батальон, обороняющий три •дома..., считая, что на таком маленьком участке можно показать и крайнее напряжение Сталинградской битвы, и её характер, и её значение. Я показал самый тяжёлый период битвы - оборону и закончил повесть днём, когда наши войска перешли в наступление». Серьёзным толчком к написанию этой повести послужила поездка писателя в 1942 году в Сталинград в качестве журналиста. Именно на основе увиденного и услышанного в свет вышли сначала несколько Сталинградских очерков. Первый «Солдатская слава»- о разведчике Семёне Школенко. Второй -«Бой на окраине»- о боях в районе тракторного завода и в последнем «Дни и ночи» автор дал оценку и общую характеристику всему, что происходило в Сталинграде на тот момент. Показать героизм через повседневный труд и быт солдат и офицеров вот главная задача, которую ставил перед собой Симонов при написании повести «Дни и ночи». Было время, когда это произведение вызывало неоднозначные оценки в литературных кругах. Автора обвиняли в ограниченности охвата действительности, в неадекватности большой эпической теме. Большой вклад в исследование творчества Симонова внёс литературовед Л. Лазарев. Он дал ей следующую оценку: «художественная структура повести «Дни и ночи», внутренняя динамика его произведения определяется стремлением автора раскрыть духовный облик тех, кто стоял насмерть в Сталинграде, показать, как закалился этот характер, став непобедимым. В Сталинграде сражались «характеры народов, ...дух и мысль». Правдиво и полно Симонову удалось рассказать о своих героях - генерале Проценко, полковнике Ремизове, лейтенанте Масленникове, бывалом солдате Конюкове и, конечно, капитане Сабурове, который постоянно находился в центре событий. Не жалея себя, он пламенно, страстно защищал Отчизну. Не раз был награждён, ранен, контужен. В его характере отражено становление гуманизма, происходящее в условиях войны, самой чудовищной по своей жестокости и разрушительной силе. Уже этим обусловлена сложность внутреннего мира героя повести. Любовь к людям, искренняя, выстраданная является лейтмотивом произведения. Это высоконравственное, глубокое чувство становится сутью его жизни, воинской работы, основной чертой его мировоззрения, мироощущения. На примере его любви к медсестре Анне показано, что даже в страшные дни войны люди не только воевали, но они жили, а значит, и любили, узнавали другой мир, и это наполняло их душевную жизнь, помогая переносить военные невзгоды, вдохновляя на героизм и новые подвиги. В образе Сабурова писатель постарался показать положительные качества не отдельно взятого человека, а целого поколения, героически защищавшего свою Родину.

• Эпохальным произведением Константина Симонова стала трилогия «Живые и мёртвые» в трёх книгах: «Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются» и «Последнее лето». В каждой книге описывается определённый период Великой Отечественной войны, колоритно, ярко изображены такие герои как журналист Синцов, комбриг Серпилин, военврач Таня. Произведение явилось своеобразным продолжением книги «Товарищи по оружию». В его основе лежат реальные факты, события, дневниковые записи, которые вёл писатель на фронтах Великой Отечественной войны. В первой книге герои выглядят несколько растерянными, неуверенными в себе, в своих силах. Автор показал кровавую сумятицу первых недель войны и душевные раны, переживания людей, не отчаявшихся во время наступления, а наоборот, нашедших в себе силу, мужество идти до последнего, до конца, не сдаться на милость врагу. Образ Синцова, главного героя выписан особенно правдиво и реалистично. Синцов - мирный, штатский человек, который никогда не считал войну своим призванием, делом своей жизни. И когда наступила война, когда фашистские захватчики варварски вошли в его дом, ему коренным образом пришлось изменить свои жизненные позиции, принципы. Нужно было учиться героизму, руководить людьми, вдохновлять их на подвиги, «уметь умирать», отдавать свою жизнь за святое дело защиты Родины. «Чтобы немцы помирали». Это высказывание комбрига Серпилина становится лейтмотивом всей трилогии. Симонов подробно и обстоятельно рассказывает о целом ряде боевых эпизодов, в которых Синцов раскрывается как умелый воин, способный боец, могущий в любую минуту защитить своё Отечество. Суровые испытания помогли ему в конце романа продолжить командование взводом, хотя в нём осталось четыре бойца. Оказанное доверие, новая должность помогли ему справиться со всеми неприятностями, жизненными тяготами. А происходящие события, поступки, действия окружающих только изменили его взгляды, закалили характер. Со временем он становится более мудрым, спокойным, рассудительным. Его жизнь богата испытаниями. Он ничего не знает о дочери, оставшейся на территории, занятой гитлеровской армией. О судьбе жены знает лишь только то, что она в тылу врага ежесекундно подвергает себя смертельной опасности. И только мысль о том, что она может потерять самых близких, дорогих ему людей и остаться один в этом мире придаёт ему силы для того, чтобы начать жить «общим делом, вместе с другими людьми». Потеря документов усугубляет и без того его пессимистическое отношение к жизни. И когда ему кажется, что вокруг вырастает стена недоверия, а весь свет не мил, он задаёт вопрос: «...что дороже человек или бумага?» - и сам отвечает в тоске и отчаянии: «Я сейчас думаю, что бумага дороже». На что Малинин говорит ключевую фразу: «Люди не звери, а бывает, зверствуют. Много сил Фашисты положили, чтобы довести их до этого». Эта связующая мысль проходит буквально через все произведения Симонова. Ненависть ведёт людей, помогает им воевать «с незапланированным упорством», вдохновляет их на повседневный героизм. И Синцов живёт этими же стремлениями. Главным действующим лицом романа «Солдатами не рождаются» становится Серпилин. «В первооснову образа Серпилина... лёг внешний и внутренний облик полковника Кутепова». Симонов не скрывает своих симпатий ни к Серпилину, ни к его прототипу. «Старый служака, прапорщик военного времени в первую мировую войну, настоящий солдат, полковник Кутепов стал дорог моему сердцу». Гордость солдата, решительность, мужество, несгибаемость, готовность погибнуть, не отступать от своих принципов, воля - вот те качества, которые объединяют Серпилина и Кутепова. Высокоразвитое чувство ответственности - основная, доминирующая черта в характере Серпилина. Он может и умеет руководить людьми, обладает даром убеждения. За ним идут люди, его слушают, ему подчиняются и выполняют его приказы. А эта черта особенно ценна, имеет большое значение для проведения боевых операций, для победы в боях. Действия романа «Солдатами не рождаются» происходит на Волге, в период Сталинградской битвы, которая стала символом несгибаемого мужества и отваги советского народа и явилась переломным моментом в ходе войны. «Здесь в Сталинграде, - это один из самых важных выводов, которые приводит автор, - прежнее, смешанное с ненавистью уважение к умению немцев воевать, их военной силе надломил ось.... И не в ноябре, когда мы перешли в наступление, а ещё раньше, в самом аду, в октябре...». В этом романе главная «стратегическая» цель автора - уроки истории. По его мнению, победы тоже требуют трезвого анализа, объективных оценок, объяснение допущенных ошибок, просчётов и правильная реакция на их устранение в дальнейшем.

Солдатами не рождаются» - произведение более сложное по композиционной структуре, сюжетной линии. Здесь и картины войны в мире и «уровни» изображения боевых действий и жизни воющей страны разнообразнее. Действия романа происходит то в штабе полка, то в корпусе, то в ставке, даже в глубоком тылу. В письмах Симонова есть очень важная самооценка: автор «Живых и мёртвых» относит себя к тем литераторам, которые вполне стремятся «написать войну правдивую и будничную, как великий и страшный труд». Завершает трилогию роман «Последнее лето». События этого произведения происходят в 1944 году, во время подготовки и проведения операции «Багратион». Благодаря правильному, чёткому, сплочённому координированию была освобождена Белоруссия и наши войска вышли к государственной границе. Очень трогательна картина, когда главные герои вернулись в те места, где три года назад они встретились с врагами, познали горечь поражения и отступления. Но они спаслись. И теперь им есть, что вспомнить, рассказать о военном периоде детям и внукам.



• В романе «Последнее лето» писатель поставил перед собой трудную задачу: показать военные действия как они видятся командованию армии. Армия того времени насчитывала в своих рядах около 100000 человек - население целого города. Серпилин и его подчинённые, управляющие огромной военной машиной - центр, к которому стягиваются все сюжетные линии романа. Отличительной чертой этого произведения является доскональное знание автором предмета изображения, военно-профессиональных обязанностей персонажа любого ранга (должности, звания). А главное - глубокое понимание того, что исход дела определяется не только уставом и воинской дисциплиной, взаимоотношениями начальников с подчинёнными, характерами этих людей, их взглядами, самолюбиями, темпераментом, их человеческим достоинством и способностями. Сам писатель знал все особенности армейской жизни, её специфику, говорил о себе и своих произведениях следующее: «Я один из писателей, чьи книги связаны с войной. Обычно никому в голову не приходит назвать военный роман «производственным». Но если на минуту отвлечься от всех тех неповторимых условий, с которыми связано дело войны, то любой из моих романов можно при желании назвать «производственным»... Все эти книги, в сущности, написаны о людях, которые работают на войне...». Завершая трилогию смертью Серпилина, Симонов получает новую возможность дописать его образ. Читатель узнаёт об отношении к погибшему генералу самых разных людей. Они охвачены порывом глубокой печали, потому что все они, воевавшие рядом с ним, хорошо понимают глубину потери мудрого генерала, а его фраза «...Рисковать жизнью никому не охота, но как вообще воевать, если раз и навсегда не заставить себя считать этот риск второстепенным делом?» стала для окружающих его людей девизом. «Значение сделанного Серпилиным при жизни определялось не тем, как часто вспоминали о его смерти, а теми порядками, которые он оставил после себя в армии, где на многих и разных должностях продолжали действовать люди, вместе с ним проходившие школу войны и обязанные ему той или иной долей своего военного воспитания...». Эта мысль Симонова важна для понимания смысла всей трилогии. Смерть Серпилина позволяет осознать его бессмертие, акцентировать наше внимание на достоинствах героях, продолжателях его дела и традиций: Синцове, Овсянниковой, командире Бойко, новом начальнике штаба Артемьеве и самом молодом из командиров полка Коле Ильине. Герой «Живых и мёртвых» генерал Серпилин произносит важнейшую фразу: «Думаешь, только те военные, у которых погоны на плечах? Нет. Военные - это те. у кого война на плечах». Вот об этих людях, вынесших войну на своих плечах, работавших на военных заводах, на фабриках, оказавшихся на оккупированной территории, но не сломленных врагом, выполнявшими свой долг перед Родиной и народом Константин Симонов написал в своих «Записках Лопатина». В них детально рассказывается о театральном мире, о заботах людей искусства, которые далеки от войны, военных действий, но всем сердцем, желавшие победы нашей Родине в борьбе с фашистским захватчиком. В этом произведении больше места отводится изображению жизни в тылу - в Москве, Ташкенте, Тбилиси. Главный герой Лопатин постоянно сравнивает жизнь в тылу и на фронте. Только повидав, как живут и работают люди в тылу, как и там, воюют, за победу герой Симонова обнаруживает, что в его очерках, корреспонденциях «чего-то не хватало». Видимо не хватало ощущения, что война ведётся не только военными, не только на линии фронта, что воюет вся страна. Наглядным примером может служить посещение им ташкентского завода, когда он увидел худые, бледные, измождённые лица женщин и детей, составлявших основную часть рабочих. В тот момент у него появилось чувство, что война пронизала все поры жизни, никого не миновала. Работа над произведениями о войне подтолкнула автора обратиться к документалистики. Он написал, основанную на документах книгу «Разные дни войны», принимал непосредственное участие в создании документальных фильмов «Если дорог тебе твой край...», «Гренада, Гренада моя...». Затем появились авторские ленты «Чужого горя не бывает», «Шёл солдат». «Солдатские мемуары».


Список использованных источников

1. Лазарев, Л. Военная проза Константина Симонова / Л. Лазарев. - Москва: Худож. лит, 1975. - 240 с.

2. Лазарев, Л. И. Константин Симонов: очерк жизни и творчества / Л. И. Лазарев. - Москва: Худ. лит, 1985. - 343 с.

3. Константин Симонов рассказывает. - Москва: Сов. Россия, 1981.-176 с.

4. Финк, Л. А. Константин Симонов: творческий путь / Л. А. Финк. - Москва: Сов. Писатель, 1979. -415 с.

Список рекомендуемой литературы

1. Берман, Д. А. К. М. Симонов: библиогр. указ. / Д. А. Берман, Б. М. Толочинская. - Москва: Книга, 1985. - 454 с.

2. Симонов, К. М. Живые и мёртвые: роман . В 3-х кн. Кн. 1: Живые и мёртвые / К. М. Симонов. - Москва: Худож. лит, 1990.-479 с.

3. Симонов, К. М. Живые и мёртвые: роман. В 3-х кн. Кн. 2: Солдатами не рождаются / К. М. Симонов. - Москва: Худож. лит, 1990.-705 с.

4. Симонов, К. М. Живые и мёртвые: роман. В 3-х кн, Кн. 3: Последнее лето / К. М. Симонов. - Москва: Худож. лит, 1990 -573 с.

5. Симонов, К. М. Письма о войне 1943 - 1945 / К. М. Симонов. - Москва: Сов. писатель, 1990. - 720 с.

6. Симонов, К. М. Стихотворения: поэмы / К. М. Симонов. - Москва: Сов. Россия, 1985. -320 с.

7. Творческое наследие К. М. Симонова переведено в цифровой формат // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2010. - №1. - С. 57.




Коьрта
Контакты

    Главная страница


Тема в произведениях Константина Симонова

Скачать 157.25 Kb.