• Оборудование

  • Скачать 71.37 Kb.


    Дата29.07.2018
    Размер71.37 Kb.
    ТипКонспект

    Скачать 71.37 Kb.

    Тема: «Вода – самое большое богатство на свете»



    Конспект урока химии для 8 класса по теме:

    «Вода – самое большое богатство на свете»
    Цель: 1) образовательная: обобщить и систематизировать знания о воде, ее особенностях, нахождении природе и свойствах;

    2) развивающая: развивать эмоциональные качества за счет использования мультимедийного оборудования; творческие способности учащихся;

    3) воспитательная: воспитывать активную жизненную позицию у учащихся, бережное отношение к окружающей среде.

    Тип: урок обобщения и систематизации знаний.

    Формы организации работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

    Методы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (демонстрация слайдов), практический (самостоятельная работа)

    Оборудование: мультимедийное оборудование, лабораторное оборудование.
    Ход урока:

    I. Организационный момент

    Демонстрация водных пейзажей (слайды 1 – 15).

    Учитель зачитывает: «У тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь! Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца… ты самое большое богатство на свете…»

    Эти слова, послужившие эпиграфом к нашему уроку, написал Антуан де Сент Экзюпери. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Цель нашего урока – обобщить и закрепить знания о воде.


    II. Обобщение знаний

    1. Актуализация опорных знаний (фронтальная работа).

    Слайд «Диаграмма содержания воды в организме подростка» (слайд 16)

    Что отражено на данной диаграмме? Вода находится во всех частях человеческого организма. Где же воды больше всего в организме человека?



    А знаете ли вы, что… (слайды 17 – 20)

    • за сутки почки фильтруют 100 кг жидкости;

    • в среднем за всю жизнь при ее продолжительности 70 лет человек потребляет и выделяет около 80 000 кг воды;

    • при потере 6 % воды от массы тела учащается сердцебиение и дыхание, появляются слабость и головокружение;

    • а при потере воды около 25 % от массы тела человек погибает.

    Почему вода является основой жизни, богатством на планете, которое надо беречь и охранять? На этот вопрос нам сегодня предстоит ответить. Тема нашего урока «Вода – самое большое богатство на свете» (слайд 21). Как алфавит начинается с буквы А, так и жизнь начинается с воды. Вода содержится в каждом человеке, животном и растении и уходит из них только вместе с жизнью. Вот почему девиз нашего урока «Вода – это жизнь» (слайд 22).

    У воды много лиц, она может находиться в разных состояниях. В этом мы убедимся, разгадав загадки. За каждый правильный ответ – «капелька» (слайды 23 – 28).



    • Под землею ходит, на небо смотрит. (Родник)

    • Что видно, когда ничего не видно? (Туман)

    • Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. (Роса)

    • Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака)

    • Не конь, а бежит. Не лес, а шумит. (Река)

    • Приходил – стучал по крыше. Уходил – никто не слышал. (Дождь).

    Стихотворение (слайд 29)

    Безбрежная ширь океана

    И тихая заводь пруда,

    Струя водопада и брызги фонтана,

    И все это тоже вода.


    1. Нахождение воды в природе.

    Обратите внимание на глобус. Наша планета названа Землей по явному недоразумению: на сушу приходится ¼ ее территории, а все остальное – Вода! Правильнее было бы назвать ее планета Вода!

    Пользуясь опорным конспектом, расскажите о нахождении воды в природе. (слайд 30)




    1. Состав воды и физические свойства.

    А теперь вспомним состав молекулы воды. О составе воды прекрасные строки написал Ефим Ефимовский: (слайд 31)

    Из атомов мир создавала природа.

    Два атома легких взяла Водорода,

    Прибавила атом один Кислорода,

    И получилась частица Воды,

    Море Воды, Океаны и Льдины…

    А что же представляет собой вода? (индивидуальный ответ уч-ся о физических свойствах воды)


    1. Химические свойства воды.

    Работа с опорным конспектом «Химические свойства воды» (слайд 32) .


    1. Значение воды в жизни человека.

    Все основные процессы жизнедеятельности у животных и у растений связаны с водой. Вода составляет 60 % и более от массы тела животных. А какое значение имеет вода в жизни человека? (слайд 33)

    Таким образом, мы убедились, что вода играет большую роль в жизни растений, животных и человека. Для своих нужд человек использует только пресные поверхностные и подземные воды, которые требуют предварительной очистки. А много ли пресной воды на земле? (демонстрация на опыте: 150 мл – вся вода на планете; 6 мл – пресная вода; капля воды как запас доступной пресной воды от объема всех мировых ресурсов). К какому выводу можно прийти? (Вода – богатство, к которому надо относиться бережно и экономно).




    1. Охрана воды.

    Чистой воды на земле становится все меньше. Недостаток воды уже сейчас ощущается во многих странах. Однако это не потому, что запасы воды истощаются. Над водой возникла угроза загрязнения. Заводы и фабрики, электростанции потребляют воду и одновременно загрязняют ее различными отходами. Воду надо беречь! Это надо знать и помнить каждому (слайды 34 – 35).

    В 1947 г. известный норвежский исследователь Тур Хейердал на плоту «Контики» за 101 сутки прошел 8000 км в Тихом океане. Океан был чист и прозрачен. А в 1969 г., дрейфуя на папирусной лодке «Ра», он и его спутники были потрясены загрязнением Атлантического океана. Их лодка обгоняла пластиковые сосуды, изделия из нейлона, пустые бутылки, консервные банки, черные пятна мазута загрязняли поверхность океана.

    Большая часть воды, особенно в развивающих странах не подвергается очистке в производстве. В связи с этим ООН объявила 22 марта Всемирным днем воды (слайд 36), в котором участвуют ученые, исследователи, политические деятели разных стран с целью улучшить проблему очистки воды.

    Вода, как священная основа жизни, присутствует в ритуалах всех религий мира. Например, крещение: человека опускают в воду или поливают водой сверху. Святая вода также не случайность. У многих народов место вокруг источника считается священным. Иракские езиды (особая религиозная секта) вообще никогда не моются, полагая грехом пачкать воду о грязные тела. В отличие от них драхманисты и буддисты верят, что омывание в водах Ганга дарует здоровье телу и очищает душу.

    В начале урока был поставлен вопрос: является ли вода основой жизни, богатством на планете, которое надо беречь и охранять? Что мы ответим?

    Задание группам: закончите фразу «Вода – это…» (ответы учащихся)

    Академик Карпинский очень хорошо написал о воде: «Вода – это живая кровь, которая создает жизнь, где ее не было» (слайд 37).

    Существует одно поучительное предание, которое напоминает нам о различии между ценностями истинными, вечными и мнимыми, приходящими. Царь Дхатусена, правивший на острове Шри-Ланка в 5 веке нашей эры, в ответ на требования мятежников показать тайники, где спрятаны несметные царские сокровища, привел своих неразумных врагов к созданному им искусственному озеру Калавена, имевшему 80 км в окружности. Озеро спасало жителей острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: «Друзья мои, это и есть мое богатство».


    III. Закрепление

    Блиц-опрос «Веришь ли ты, что…»



    • вода – самое распространенное вещество на земле?

    • формула воды – Н3О?

    • ледники – главные хранилища пресной воды на планете?

    • лед тяжелее воды?

    • человек на 90 % состоит из воды?

    • вода – очень хороший растворитель?

    • человек без воды может прожить около месяца?

    • при потере воды около 25 % от массы тела человек погибает?

    • на долю воды приходится 2/3 территории земли?

    • при температуре +4о С плотность воды наибольшая и равна 1 г/см3?

    • вода может находиться только в жидком состоянии?

    • вода реагирует с оксидами всех металлов?


    IV. Проверка знаний

    Выполнение разноуровневых заданий. Выполнение начинается с задания А, после его проверки ученик переходит к следующему заданию. (Задание А – оценка «3», В – «4», С – «5»). Результаты выполнения заданий фиксируется на интерактивной доске.



    Задание А

    1. Структурная формула воды:

    А) Н-О-Н Б) Н-О-О-Н В) Н-О-Н-О Г) Н-Н-О

    2. При реакции воды с активными металлами образуются:

    А) кислоты; Б) оксиды и водород;

    В) гидроксиды и водород; Г) щелочи.

    3. При реакции воды с оксидами неметаллов образуются:

    А) кислоты; Б) оксиды и водород;

    В) гидроксиды и водород; Г) щелочи.

    4. Массовая доля растворенного вещества – это:

    А) отношение массы растворенного вещества к массе растворителя;

    Б) отношение массы растворенного вещества к массе раствора;

    В) количество вещества в 100 г растворителя;

    Г) количество вещества в 100 г раствора.

    5. Реакция между кислотой и основанием, в результате которой образуется соль и вода, называется реакцией:

    А) обмена; Б) гидратации;

    В) гидролиза; Г) нейтрализации.
    Задание В

    Закончите уравнения реакций:

    А) Na + H2O =

    Б) SO3 + H2O =

    В) CaO + H2O =

    Г) Zn + H2O =




    Задание С

    Закончите уравнения реакций:

    А) NaOH + HCl =

    Б) NaOH + SO3 =

    В) NaOH + CuSO4 =

    Г) Cu(OH)2 ---t---

    Рассчитайте массы соли и воды, необходимых для приготовления 20 грамм 5%-ного раствора соли.
    V. Рефлексия

    Завершить урок хочется словами (слайд 39):

    Человек, запомни навсегда:

    Символ жизни на земле – вода!

    Экономь ее и береги –

    Мы ведь на планете не одни!


    V. Домашнее задание

    Творческая работа о воде (загадки, кроссворды, ребусы, рисунки, стихи) (слайд 40)







    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Тема: «Вода – самое большое богатство на свете»

    Скачать 71.37 Kb.