Скачать 340.71 Kb.


Дата18.11.2018
Размер340.71 Kb.
ТипТематическое планирование

Скачать 340.71 Kb.

Тематическое планирование для начальной школы по формированию гражданственности на основе краеведческого материала



Программа внеурочной деятельности по курсу «Краеведение» для начальной школы

Примерная программа, методические рекомендации и тематическое планирование для начальной школы по формированию гражданственности на основе краеведческого материала

Пояснительная записка

Внеучебная (внеурочная) деятельность – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями в развитии и самосовершенствовании, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Цели внеурочной деятельности детерминированы изложенными в государственном стандарте требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, интересами и потребностями обучающихся, запросами их родителей, ценностными установками педагогического коллектива образовательного учреждения.

В качестве главного целевого ориентира внеурочной деятельности рассматривается содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъективного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.

Неоценимым источником развития и воспитания личности являются инновационные формы внеурочной деятельности, среди которых следует особо выделить краеведение. Российский академик Д. С. Лихачёв отметил, только «любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества». Воспитывать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории. Поэтому в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, его истории, культуры, традиций. В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе.

Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологическом конкурентном мире. С возрастом у человека любовь к «малой родине» перерастает в любовь к «большой Родине». Таков многоуровневый характер патриотического чувства.

Для формирования гражданственности и патриотизма необходимо выполнить два основных условия:

1.Эмоциональное благополучие ребёнка в детстве. Оно возникает, если ребёнок ощущает сердечное тепло, внимание, заботу со стороны родных и близких в своей семье, детском саду, школе, в том, гдеон родился. Тогда и в его душе рождается ответное чувство любви и привязанности к матери, к отцу, к своей семье, к друзьям, к родному краю, которое становится в будущем основой преданности, любви и уважения к своей стране.

2. Целенаправленное патриотическое воспитание, в результате которого патриотизм из разряда общественно значимых ценностей переходят в структуру личностно значимых ценностей человека и становится его устойчивым нравственным чувством. При организации патриотического воспитания важно использовать мощнейший потенциал дошкольного возраста для дальнейшего познавательного, эмоционального, волевого, нравственного развития ребёнка.

Главным чувством, которое должно сформировываться в процессе патриотического воспитания у младших школьников, является любовь и чувство сопричастности к малой родине, к месту, где он живёт, а затем уже и к Родине – России.

Данная учебная программа ориентирована не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное их участие в процессе её освоения и применения. Программа обеспечивает содержательную преемственность краеведческой деятельности обучающихся в начальной и основной школе.



Нормативно-правовую основу программы внеурочной деятельности по курсу «Краеведение» для начальной школы составляют:

- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;

- Государственная программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 года № 17785) «Об отверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г. №19707);

- СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены Постановлением главного государственного врача РФ от 29.12.2010 года № 189; зарегистрированы в Минюсте РФ от 03.03.2011 № 1993);

- Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»;

- Письмо Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области «О курсе «Краеведение» в начальной школе» от 13.06.2013 № 80-01-09/3587;

- Письмо Управления образования г. Воронежа от 14.06.2013 №3142-ДО.

Данная рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО, методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» (авторы Д.В. Григорьев, П. В. Степанов, М.: «Просвещение», 2010) и «Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование)» под редакцией горского (М.: «Просвещение», 2011). К программе прилагаются разработанные методики оценки творческой и исполнительской активности, система самооценки учащегося, критерии оценки достижений учащихся: портфолио, теоретические основы проектной деятельности и критерии её оценивания, методические рекомендации по исследовательской работе в начальной школе, работы учащихся и методические разработки.

По типу данная рабочая программа внеурочной деятельности является тематической и направлена на получение воспитательный результатов в определённом проблемном поле; при этом используются возможности различных видов внеурочной деятельности.

В программе реализуются следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, военно-патриотическое. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии. Программа направлена на достижение планируемых результатов внеурочной деятельности и предназначена для учащихся начальной школы, учителей начальных классов и истории, педагогов дополнительного образования, родителей учащихся и социальных партнёров общеобразовательного учреждения.

Цели реализации программы: формирование у младших школьников гражданско-патриотических ценностей, бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой родины.

Содержание предлагает решение следующих задач:

обучающие:

- формировать у младших школьников представление об историческом прошлом и настоящем нашего села, города, края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа;

- прививать младшим школьникам умение и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ;

- расширять и углублять знания учащихся по окружающему миру.



развивающие:

- развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;

- расширять исторический и экологический кругозор учащихся;

- формировать учебную самостоятельность и деловые качества.



воспитательные:

- воспитывать уважение и любовь к родному краю;

- способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям села, города;

- воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;

- содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.

Рабочая программа внеурочной деятельности школьников основа на следующих принципах:



принцип природосообразности – предполагает, что краеведческая деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя;

принцип культуросообразности – предполагает, что деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры;

принцип коллктивности – предполагает, что краеведческая деятельность детей, осуществляясь в детско-взрослых коллективах различного пита, даёт школьнику опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных гражданского самосознания, самоопределения и самореализации;

принцип диалогичности – предполагает, чтодуховно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе тесного взаимодействия педагога и учащихся в социальном творчестве, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями (ценностями выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование гражданских ценностей;

принцип патриотической направленности – предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей. Реализация принципа патриотической направленностив программе внеурочной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, исторических, гражданско-политических явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству;

принцип проектности – предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел – реализация – рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе еще не существующее, но желаемое и в будущем осуществленное в результате его активности. Это может быть и событие, и предмет, - главное, что ученик должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. В логике действий данного принципа в программе предусматриваются исследовательские и социальные проекты школьников;

принцип поддержки самоопределения воспитанника: самоопределение – процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной с взрослыми и сверстниками социально значимой деятельности.

Программа рассчитана на работу с учащимися в возрасте от 7 до 11 лет в течение четырёх лет. Предусмотренные программой занятия проводятся как на базе одного отдельно взятого класса, так и в группах при участии учащихся параллельного или шефствующего класса, социальных партнёров, родителей учащихся. На изучение курса выделено 135 часов на четыре года обучения, каждый из которых предполагает реализацию определённого направления историко-краеведческой работы и преемственности обучения. Программа рассчитана на проведение еженедельных занятий из расчета 1 час ы неделю продолжительностью 35-45 минут. При проведении встреч с интересными людьми, экскурсий, слётов несколько занятий объединяются в одно с увеличением общего количества часов.

Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – партнёрами школы: областным краеведческим музеем, библиотеками города и района.

Структура программы курса «Краеведение» включает разделы с определённой направленностью по каждому году обучения:

1 класс - направление «Родной дом»;

2 класс – «Памятники старины»;

3 класс - «Город Никитина и Кольцова»;

4 класс – «История родного города».

Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсия, презентация, практические занятия, игры, продуктивная деятельность по изготовлению объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи), мини-представления и концерты, ярмарки, исследовательские проекты, конференции, фотовыставки и фотоочерк, написание очерков и статей в школьную и городскую газеты, составление и разгадывание кроссвордов, конкурс исторических хроник, круглые столы. Программа предполагаеткак проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками – слёты, экскурсии, походы. Место проведения занятий определяется спецификой тем: теоретические и практические занятия могут проходить как в школе, так и в музеях, библиотеках, учреждениях города, парках, скверах и т.д. Программа реализуется с использованием следующих видов внеурочной деятельности: игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая, досугово-развлекательная (досуговое общение); проблемно-ценностное общение, художественное творчество, социальное творчество (социально значимая волонтёрская деятельность).

Программа предоставляет возможность достигать планируемых результатов внеурочной деятельности разного уровня.



Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) – 1 класс.

Программа 1 класса направлена на формирование обществоведческих (социальных) представлений младших школьников. Особое внимание уделяется миру семьи. Дети осознают ценности семьи, особенности взаимоотношений в семье между родственниками, учатся понимать важность семейных традиций и праздников. В лексикон учащихся вводятся слова поколение, потомки, предки. Особое внимание уделяется составу семейного коллектива. Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, о памятниках истории и культуры, о традициях памяти Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.



Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) – 2,3 классы.

Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. Они узнают о достопримечательностях родного края, постигают этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе города (села). В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива.



Результатом третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия) – 4 класс.

Школьники имеют реальную возможность выхода в пространство общественного действия. К этому времени у детей сформирована мотивация к изменению себя и приобретению необходимых внутренних качеств. Учащиеся получают опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в исследовательских конференциях, осуществляют благотворительную деятельность. Важным становится развитие ценностных отношений к малой родине, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.

Достижение результатов всех трех уровней увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружеской среде (в классе) и в открытой общественной среде);

- формирования у детей социокультурной, этнической, культурной, гендерной и др.) идентичности.

В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;

- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

- основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

- ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;

- эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности номам поведения в природе;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города (села) и края.

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):


  1. Регулятивные универсальные учебные действия:

обучающийся научится:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильной выполнения действий на уровне адекватной оценки соответствия результатов данной задачи;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;

- различать способ и результат действия;

обучающийся получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;

- оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.



2. Познавательные универсальные учебные действия:

обучающийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями интернета;

- осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ

- выражать речь в устной и письменной форме;

- проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети интернет;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

3. Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владей диалогической формой речи;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимопонимании с ними;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов- задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

- точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.



Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает:

1 уровень (1 класс):

- оценку достижений обучающихся (портфолио) – происходит на каждом уровне реализации программы. В каждый «портфель достижений» обучающегося входят дневники наблюдений, исследования, проекты, интервью, творческие работы (приложения);

- создание исследовательских мини-проектов совместно с учащимися-шефами;

2 уровень (2-3 классы):

- оценку достижений обучающихся (портфолио);

- создание и защиту собственных проектов;

- создание и защиту презентаций – представлений по изученной теме;



3 уровень (4 класс):

- участие в конкурсах и конференциях исследовательских работ школьного, городского, всероссийского уровня;

- представление коллективного результата деятельности обучающихся в форме исследовательских проектов с последующей передачей фото-и видеоматериалов в школьный музей;

- составление викторин, игр, разгадывание кроссвордов и ребусов;

- создание и защиту собственного проекта;

- создание презентаций – представлений по изученной теме;

- организацию и проведение конкурсов исследовательских работ – соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;

- участие в конференциях и конкурсах городского, регионального, всероссийского уровней.



Материально-техническое обеспечение. Для организации внеурочной деятельности школа располагает актовым залом, Музыкальной техникой, библиотекой, кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, подключенным к локальной сети интернет. Кабинеты начальных классов оснащены компьютером, проектором, мультимедийной доской.

Информационно-методический ресурс реализации программы складывается:

- из учебно-методической литературы, дополнительной литературы (фонды школьной библиотеки);

- электронных ресурсов.

В работе со школьниками используются следующие методические приемы:

- инициирование и поддержание самоуправления в группах;

- организация деятельности на принципах коллективного планирования, коллективной организации, коллективного осуществления и коллективного анализа;

- организация воспитывающей предметно-эстетической среды, окружающей школьников;

- предъявления себя (своего поведения, своего отношения к окружающей действительности, своих жизненных принципов) воспитанникам как объекта подражания;

- предъявление школьникам актуальной для них воспитывающей информации, её совместное обсуждение и выработка по отношению к ней своих позиций;

- проблематизация тех отношений школьников к миру, к людям, к самим себе, которые педагог считает опасными для их личностного развития;

- организация рефлексии школьниками своих действий, чувств, отношений.

ВВЕДЕНИЕ

Начинается новый учебный год. В первый класс приходят мальчики и девочки – маленькие граждане России. Они еще не очень хорошо знают, в какой большой, богатой яркими людьми и историей, стране они родились и живут. Пока Родина ассоциируется у них с семьей, домом или квартирой, улицей, двором или парком, где они живут, гуляют и играют.

Детям так же, как и взрослым, приятно жить в доме с чистыми подъездами, гулять по красивым улицам и паркам, любоваться памятниками и произведениями искусства. Грязь, мусор, неопрятность, в чем бы она ни выражалась, вызывают удивление, брезгливость, огорчение. Как же сделать так, чтобы эти чувства неудовлетворения переросли в чувства сопричастности и ответственности сначала за свою малую родину, а потом и за большую? Как воспитать неравнодушного гражданина своей страны?

Для младших школьников воспитание патриотизма и гражданственности начинается с любви к малой родине, родному краю. Курс краеведения позволит на доступном уровне привлечь младших школьников к практической деятельности по изучению и сохранению местных традиций, природных и исторических памятников.



ПАМЯТНИКИ СТАРИНЫ

(второй год обучения)

Пояснительная записка

Программа второго класса представляет собой курс «Памятники старины». Она раскрывает перед ребенком мир родной истории и культуры. Темы, включенные в курс, учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников и знакомят их с базовыми понятиями, необходимыми для усвоения программы, такими, как культурное наследие, культура, время, исторические источники. В курсе рассказывается об истории архитектуры и ее стилях, о значении архитектуры для города, края, страны и мира.

В ходе изучения программы необходимо научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития истории и культуры, формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к прошлому времени посредством общения с памятниками истории и культуры, развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного и исторического наследия малой родины.

На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю (34 ч в год) в виде интегрированных курсов с предметами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Технология», ИЗО.

Учитель может проводить занятия в разнообразных формах в зависимости от конкретной темы и желания. Это могут быть воображаемые путешествия, дискуссия, размышление, игра, экскурсии в музеи, храмы, архивы города.

В программе учитель найдет не только основное содержание каждой темы, но и возможные практические работы и экскурсии. Обращаем внимание учителя на то, что обобщающие уроки рекомендуется проводить в конце полугодия. Количество и последовательность тем может варьироваться по усмотрению учителя.



Задачи:

- воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы;

- формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.

Программа содержит семь разделов:



  1. История культуры.

  2. История создания вещей.

  3. Музей – машина времени.

  4. О прошлом говорят.

  5. Памятники старины.

  6. Моя малая родина.

  7. Люби и знай родной край.

Тематический план (2 класс)



п\п

в раз-деле

Наименование разделов и тем

Планируемые результаты

Дата

Примечание

план

факт

История и культура (9 часов)

1-2

1-2

Что такое культура?

Учащиеся узнают о содержании понятий культура, наследие, культурное наследие, о равноценности культур всех народов.

4.09

11.09








3

3

Источники изучения жизни народа.

Знакомство с понятием исторические источники.

18.09







4-5

4-5

Что такое время?

Ознакомление с понятиями время, дата, год, век.

25.09

2.10








6-7

6-7

Что такое вещь?

Учащиеся узнают о том, как вещи попадают в музей. Вещь как портрет эпохи.

9.10

16.10








8

8

Семейная реликвия.

Знакомство с понятием семейная реликвия.

23.10







9

9

Путешествие в страну книг.

Заочная экскурсия в областную библиотеку имени И.В. Никитина. Что такое личная библиотека школьника.

30.10







История создания вещей (5 часов)

10

1

Посуда на Руси.

Знакомство с понятием керамика, развитием художественных ремёсел В Воронежском крае.

14.11







11

2

В старинном доме.

Учащиеся осознают ценность и значение старинных предметов.

21.11







12

3

Обычаи русской старины.

Значение обычаев для современного человека.

28.11







13

4

Для войны и мирной жизни.

Знакомство с материалами, которые использовали мастера при изготовлении предметов для войны и мирной жизни.

5.12







14

5

От колеса до ракеты.

Учащиеся узнают об эвалюции предметов, посуды, мебели, оружия, орудий труда и транспорта.

12.12







Музей – машина времени (5 часов)

15-16

1-2

Что такое музей.

Знакомство с понятием музея как «машины времени», место и значение музеев в истории развития города Воронежа.

19.12

26.12








17

3

Экскурсия с музей.

Дети научатся работать с репродукциями картин.

15.01







18-19

4-5

«Дом весёлого чародея».

Знакомство с основоположником цирковой династии Анатолием Леонидовичем Дуровым.

22.01

29.01








О прошлом говорят (6 часов)

20-21

1-2

Костенки. Путешествие в каменный век.

Учащиеся узнают о жемчужине палеолита – павильоне-музее – Костёнка, где проводятся раскопки стоянок древних людей.

5.02

12.02








22-23

3-4

Дивногорье. Рассказ о седой старине.

Знакомство с Дивногорьем, раскопками, рассказывающими о жизни древнего человека.

19.02

26.02








24-25

5-6

Веневитиново. В гостях у поэта.

Заочная экскурсия в дом-музей поэта Дмитрия Владимировича Веневитинова, нашего земляка.

5.03

12.03








Памятники старины (4 часа)

26

1

«Каменные ветераны» Воронежа.

Ознакомление со старейшими знания города Воронежа.

19.03







27

2

Церковные архитектурные памятники.

Ознакомление с внешним видом русского православного храма.

2.04







28

3

Храмы родного края

Знакомство с православными храмами

9.04







29

4

Памятники на Воронежской земле.

Учащиеся найдут ответ на вопрос, в честь каких людей и событий может быть воздвигнут памятник?

16.04







Моя малая родина (4 часа)

30-31

1-2

История родного города.

Учащиеся познакомятся с историей появления и развития Древнего Воронежа.

23.04

30.04








32-33

3-4

История родного села.

Чем отличается село от деревни, внешний вид, особенности строений, здания и учреждения села.

7.05

14.05








Люби и знай свой родной край (1 час)

34

1

Проверь себя.

Обобщение знаний, полученных на уроках.

21.05







Всего: 34 часа.

Содержание разделов и тем

Тема 1. Что такое культура? Что такое культурное наследие, что такое культура? Содержание понятий культура, наследие, культурное наследие. Равноценность культур всех народов.

Практическая работа. «Росписи воронежских матрёшек».

Тема 2. Источники изучения жизни народа. Содержание понятия исторические источники. Классификация источников по группам (картина, фото, вещи, рассказ и записанный рассказ книга, обычай, ритуал и т.д.)

Практическая работа. «Рассмотри исторические источники (по выбору детей) и отнеси их к какой-нибудь группе».

Тема 3. Что такое время? Содержание понятий время, дата, год, век.

Практическая работа. «Впиши нужные единицы времени».

Тема 4. Что такое вещь? Вещь. Свойства вещи. Вещь как портрет эпохи; портрет человека. Почему вещи попадают в музей? Копия, подлинник.

Практическая работа. «Нарисуй людей, которым могли принадлежать вещи (шляпа, кольчуга, кокошник.)

Тема 5. Семейная реликвия.Практическая работа.

Тема 6. Путешествие в страну книг. Что такое библиотека? Областная библиотека имени Ивана Саввича Никитина. Посещение библиотека, знакомство с писателями Воронежского края. Личная библиотека школьника.

Практическая работа. «Рассмотри портреты писателей. Кто из них является писателем Воронежского края? Установи соответствие».

Тема7. Посуда на Руси. Что такое керамика? Кто такие гончары? Русская глиняная посуда. Посуда крестьянина и знатного дворянина. Горшечное дело в Воронежском крае. Развитие художественных ремёсел и промыслов. Воронежская игрушка.

Практическая работа. «Помоги мастеру расписать посуду».

Тема 8. В старинном доме. Вещь – семейная реликвия. Поиск семейной реликвии. Старинные предметы, их значение для современной жизни. Применяют ли сейчас старинные предметы и где?

Практическая работа. Творческое задание «Укрась узором деревянную дощечку».

Тема 9. Обычаи русской старины. Что такое обычай? Русские обычаи, обычаи других стран. Как часто мы соблюдаем обычаи русской старины? Значение обычаев для современного человека.

Практическая работа. «Установи соответствие пословиц о русских обычаях».

Тема 10. Для войны и мирной жизни. Орудия труда крестьянина. Доспехи воина. Материалы, которые использовали мастера при изготовлении предметов для войны и мирной жизни. Какие предметы человек использует сегодня.

Практическая работа. «С помощью цветных карандашей «вооружи» каждого воина».

Тема 11. От колеса до ракеты. Посуда. От глины к пластмассе. Мебель и бытовые приборы, их развитие. Орудие и оружие. Транспорт. От колеса до ракеты.

Практическая работа. «Придумай и нарисуй автомобиль будущего».

Тема 12. Что такое музей? Музей – «машина времени». Какие бывают музеи. Музейные профессии. Место и значение музеев, памятников в истории развития города Воронежа и области.

Практическая работа. Ролевая игра «В музее».

Тема 13. Экскурсия в музей. Экскурсия.

Тема 14. «Дом весёлого чародея». Анатолий Леонидович Дуров – основоположник цирковой династии. Жизнь и творчество артиста. Дом- музей А. Дурова.

Практическая работа. «Прочитай цирковую афишу Анатолия Дурова. Разрисуй её».

Тема 15. Костенки. Путешествие в каменный век. Костёнки – жемчужина палеолита. Костёнковские стоянки: богатство и разнообразие материальной культуры. Открытие и исследование жилища из костей мамонта. Павильон-музей. Кремневые орудия труда, наконечники копий и другие предметы, подтверждающие существование людей в этих местах много веков назад. Всемирно известные женские статуэтки – так называемые «палеолитические Венеры».

Практическая работа. Работа с фотографиями памятных мест.

Тема 16. Дивногорье. Рассказ о седой старине. Дивногорье. Маяцкое городище. Раскопки Маяцкого городища. Друвние рисунки и предметы, сохранившиеся на меловых камнях Маяцкого городища.

Практическая работа. «Попробуй себя в роли древнего художника. Изобрази на рисунке фрагмент из жизни древнего человека».

Тема 17. Веневитиново. В гостях у поэта. Дмитрий Владимирович Веневитинов – известный поэт, современник А. С. Пушкина. Музей-усадьба Д. Веневитинова.

Практическая работа. Попробуй себя в роли поэта. Используя рифмы, придумай и запиши стихотворные строчки».

Тема 18. «Каменные ветераны» Воронежа. Дом Гарденина – одно из старейших зданий Воронежа. «Арсенал». Дом Тулиновых – место встречи двух знаменитых поэтов В. А. Жуковского и А. В. Кольцова. Дом губернатора. Магистрат.

Практическая работа. «Сделай эскиз интерьера старинной гостиной, где происходила встреча двух поэтов».

Тема 19. Церковные архитектурные памятники. Первые храмы на Руси. Русский православный храм – памятник архитектуры и истории. Внешний вид православного храма.

Практическая работа. «Помоги мастеру достроить русскую православную церковь, нарисуй недостающие детали».

Тема 20. Храмы родного края. Успенская (Адмиралтейская) церковь. Ильинская церковь. Колокольня Алексиево-Акатова монастыря. Церковь в твоем крае.

Практическая работа. «Запиши историю одного их храмов твоего родного города (села).

Тема 21. Памятники на Воронежской земле. В честь каких людей и событий может быть воздвигнут памятник? Памятник Петру 1 – основателю первого парусно-гребного флота в Воронеже. Памятник в Воронеже, сооруженные в честь Великой Отечественной войны. Памятники Воронежского края.

Практическая работа. Экскурсия к памятникам (по выбору учителя). Рисование по теме.

Тема 22. История родного города. Как он появился и развивался? Элементы, необходимые каждому городу. Общие тенденции развития городов. Роль города-крепости на южных рубежах страны. План и карта города. Символика. Герб родного города. Описание герба. Чем отличается современный город от старинного? Знаменитые уроженцы городов.

Практическая работа. «Нарисуй современную городскую улицу или свой город в будущем».

Тема 23. История родного села. Что такое село? Чем отличается село от деревни. Внешний вид. Особенности строения. Здания и учреждения села.

Практическая работа. «Нарисуй, чем знаменито твоё село».

Тема 24. Проверь себя. Обобщающий урок (вид, структура урока, содержание – по усмотрению учителя).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М., 2010.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования / Министерство образования и науки РФ. – М.,2010.

  3. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования. – М., 2011.

Учебно-методическая литература для учителя.

Асмолов А.Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия вначальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.

Воронцов А.Б. и др. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя, - М.: Просвещение, 2010.

Вяземский Е.Е. Проблемы изучения истории родного края в общеобразовательных школах РФ. – М., 1991.

Горячев А.В., Иглина Н.И. Все узнаю, все смогу: пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). – М.: Баласс, 2010.

Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.

Григорьев Д.В. Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. –М.: Просвещение, 2011.

Данилюк А.Я. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – М.: Просвещение, 2011.

Матюшин Т.Н. Историческое краеведение. – М.: 1987.

Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и пребы-вания учащихся в образовательных учреждениях во второй половине дня / Сост. В.И. Никулина, Н.В. Екимова. – Белгород, 2010.

Методические рекомендации по разработке программы воспитания и социализации обучающихся / Сост. Е.С. Савинов. – 2-е изд., перераб. – М., 2011.

Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное образование) / под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2011.

Панкратов Т.Н. Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников. – М.: 2000.

Предметный мир культуры: Музейно-экскурсионная программа для начальной школы. – М., 1994.

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., испр. О доп. – Самара: Учебная литература, 2006.

Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. – М., 2010.

Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. – М.: Первое сентября, 2000.

Литература для обучающихся и родителей.

Гайворонский А.И. Золотые архивные россыпи. Из истории культуры Воронежского края (конец ХVIII – начало ХХ в.). – Воронеж, 1971.

Глазьев В.Н. Воронежские воеводы. – Воронеж,2007.

Живые страницы / под ред. А.М. Аббасова. – Воронеж, 1995.

Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия. – Воронеж, 1992.

Енин А.И. Историко-культурный понетциалЦЧР и проблема его сохранения. – Воронеж, 1991.

Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я. – Воронеж, 1982.

Загоровский В.П. История Воронежской области. – Воронеж, 1976.

Калугин М. А. Развивающие игры для младших школьников. – Ярославль, 1996.

Кононов В.И. Памятники Воронежа и Воронежской области. – Воронеж, 1979.

Кретова О.К. Русский город Воронеж. – Воронеж, 1986.

Кригер Л.В., Чесноков Г.А. Архитектура исторических городов Воронежской области. – Воронеж, 2002.

Кулагина Г.А. Сто игр по истории. – М., 1983.

Литвинов Р.Н. Навечно в памяти народной. – Воронеж, 1980.

Люби и зная родной край / под ред. Б.Я. Табачникова. – Воронеж, 2009.

Материалы свода памятников истории и культуры РФ. Воронежская область. – М., 1993.

Очерки истории Воронежского края. – Т. 1,2. – Воронеж, 1961.

Прохоров В.А. Вся Воронежская земля: Краткий историко-топонимический словарь. – Воронеж, 1973.

Пульвер Е. Воронежская мозаика. – Воронеж, 1983.

Чесноков Г.А. Архитектура Воронежа: история и современность. – Воронеж, 1999.



Шмойлов А.И Весь мир в игрушке. – Воронеж, 2000.



Коьрта
Контакты

    Главная страница


Тематическое планирование для начальной школы по формированию гражданственности на основе краеведческого материала

Скачать 340.71 Kb.