Скачать 70.37 Kb.


Дата14.03.2019
Размер70.37 Kb.

Скачать 70.37 Kb.

«Традиции храня и умножая…»



Петрова И.Б.,

учитель истории и обществознания МОУ СОШ №2 п. Спирово (с. Выдропужск)

Роль школьного краеведческого музея в образовательном пространстве образовательного учреждения

Противоречие между необходимостью формирования общей культуры личности и условиями организации учебного процесса можно разрешить средствами музейных технологий в пространстве школьного музея, поскольку музей позволяет расширить образовательный процесс, сделать его объемным и вариативным. Учебный процесс в рамках школьного музея становится наглядным, конкретным, в контексте исторических событий и социально-экономических условий. Пространство школьного музея увеличивает спектр направлений образовательной деятельности ребенка. Именно в музее мы выходим за пространство привычной школы и расширяем возможности выбора веера социальных ситуаций. Краеведение даёт возможность использовать на уроках истории фактический местный материал, что вызывает у детей естественный интерес к прошлому родного села и людям, живущим рядом с ними.

Практическая значимость исторического краеведения – участие в решении задач учебно-воспитательного процесса школы. Историческое краеведение помогает учащимся приобщиться к исследованию родного края в разных формах – от простейших описаний до серьёзных исследовательских работ, имеющих общественное значение и практическую ценность, принять участие в созидательной деятельности, развивать свои творческие способности. Центральное место в системе краеведческой работы занимает школьный музей, материалы которого широко используются в учебном процессе и во внеклассной работе.

История музея школы с. Выдропужск насчитывает более 25 лет. За этот период накоплен богатый материал и опыт музейной работы. Экспозиция музея составляет более 1000 экспонатов в разделах «Природа родного края», «История села Выдропужск», «История образования в нашем крае», «История колхоза «Свободный труд», «Уголок крестьянского быта». В настоящее время в Совете музея занимаются 20 учащихся 4-9 классов в возрасте от 10—15 лет, в музейную деятельность вовлечена вся школа. В музейном пространстве проходят вечера, встречи с интересными людьми, диспуты, концерты.

Деятельность музея базируется на следующих принципах:


  • систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом

  • постоянное пополнение экспозиции, актуализация её содержания

  • строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов

  • проведение учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности музея

  • использование разнообразных приёмов и форм учебной и внеурочной работы

  • творческая инициатива учащихся

  • связь с общественностью, жителями населённого пункта, с государственными музеями и архивами, ОУ.

Деятельность музея в образовательном пространстве школы заключается в сочетании традиционных технологий и музейной педагогики сотрудничества, в тесном взаимодействии Совета музея и социума, в создании разновозрастных и разноуровневых групп детей.

В школьном музее учащиеся активно проводят поисковую и исследовательскую работу, разрабатывают проекты: краткосрочные - «История одной вещи», среднесрочные - «История моей улицы», «Моя родословная», долгосрочные - «Летопись родного края», «Дорогой героев, дорогой отцов».

Совет школьного музея поддерживает активную связь с семьями участников Великой Отечественной войны, оказывает шефскую помощь, проявляет заботу и милосердие ветеранам войны, ухаживает за растениями парка и обелиском памяти погибших в годы войны.

В музее оформлен стендовый материал по истории, собраны видеозаписи и интервью с участниками боевых сражений. За последние годы многие ветераны войны ушли из жизни, поредели ряды вчерашних боевых солдат, но их живой голос останется навсегда в памяти односельчан и будет долгие годы рассказывать новым поколениям о чудовищной Великой Отечественной войне, о героизме, стойкости и мужестве русских солдат.

Совет музея ежегодно проводит мониторинг достижений учащихся. По итогам рейтинга ученику в первый год присваивается звание «Школьный экскурсовод». По истечении двух лет работы в музее присваивается звание «Краевед – исследователь». Звание заверяется удостоверением. Далее учащиеся продолжают исследовательскую работу по индивидуальным и групповым проектам. Школьники работают в архивах, знакомятся с исторической литературой

В школьном музее занимаются не только успешные и одарённые дети, но и учащиеся с девиантным поведением. Музей поддерживает таких детей, оказывает помощь в социализации, осуществлении выбора жизненного пути. Программа музея рассчитана на перспективу, постоянно обновляется и совершенствуется, соответствует времени и требованиям, в настоящее время разрабатывается проект «Литературное и художественное краеведение», готовятся к изданию буклеты и брошюры « Мои земляки – воины Великой Отечественной войны», «Династии педагогов», создаётся медиатека и видеотека «История села».

Сегодня в школе формируется виртуальный музей «Великие знаменитые соотечественники», где собраны разнообразные материалы о жизни и творчестве архитектора XVIII века С.И.Чевакинского, ученых-славистах братьях Лавровских, о герое Советского Союза, летчике-испытателе С.Г. Бровцеве, Героях Социалистического труда Гагановой В.И. и Рассказове А.И.

Имеющийся материал постоянно пополняется в результате поисковой деятельности. Удалось отыскать правнука Н.А.Лавровского, который передал в дар музею много материалов о семье ученого.

Работа ориентирована на создание атмосферы душевной теплоты, взаимного доверия и уважения. В музей обращаются жители села, приезжие родственники с целью получения необходимой информации по различным вопросам. Известный телеведущий М.Ширвиндт, создавая видеофильм программы «Хочу все знать» использовал материал музея. Посетитель Недоростков В.А. оставил в книге отзывов поэтические строки: «По четным дням, и даже по нечетным хочу быть посетителем почетным, чтоб видеть не музей, а храм науки, что создали с любовью чьи-то руки…».

Для учащихся прикосновение к жизненному опыту, или подвигу своих односельчан усиливает чувство любви к родине, к своему народу, вызывает искреннее, глубокое сопереживание. А приобретение в ходе музейной работы знаний и умений оказывается полезным и нужным, какую бы профессию в будущем не избрали школьники. Ведущая идея такой организации воспитания состоит в том, что в центре нее находится личность учащегося, готовая включиться и внести свой индивидуальный вклад в развитие общества. Такими социально-педагогическими условиями деятельности учащихся выступают:



  • атмосфера партнерских дружеских отношений между подростками и взрослыми в процессе социально-инициативной деятельности;

  • «ситуации успеха» подростков в процессе реализации социальных инициатив;

  • высокий уровень готовности подростковой группы к совместному осуществлению социально значимой деятельности, проявляющейся в устойчивой потребности, высоком уровне организованности и сплоченности;

  • активная жизненная позиция педагогов, осуществляющих вместе с детьми социально - инициативную деятельность;

  • участие государственных структур в сотрудничестве с инициативной группой.

Благодаря тому, что дети вовлечены в социально-инициативную деятельность, происходит личностный рост подростка, осознание своих возможностей и способностей, углубление сферы эмоциональных переживаний. Ребенок, получая признание и осознавая возможность самореализации в одном или нескольких видах социальной деятельности, участвуя в благотворительных акциях, стремится к достижению подобного успеха в любой другой ситуации. Приобретенный социальный опыт в краевых, городских и районных конкурсах, активизирует стремление подростков участвовать в самоуправлении своей организации, районных и краевых научно-практических конференциях школьников, в совместной деятельности с другими детскими и молодежными общественными организациям. Музей в настоящее время тесно сотрудничает с настоятелем прихода отцом Георгием (Беляев Ю.И.). Разработан маршрут «Православные святыни с. Выдропужск». Традиционными стали встречи с ребятами летнего православного оздоровительного лагеря «Дружины Георгия Победоносца» из Москвы. Для них проводятся тематические экскурсии, в конце смены команда гостей встречается с командой школы на «Краеведческой викторине» по истории села и района.

В ходе реализации проекта «Дорогой героев, дорогой отцов» установилось сотрудничество с музеем школы с. Вязноватовка Воронежской области. В этом селе в 1942 году погиб наш земляк А.И.Загорский, в течение нескольких часов в одиночку отбивая атаку немецких танков. Совет музея установил переписку с учащимися школы, планируется экспедиция к месту захоронения земляка. В результате общения со сверстниками из другой области собран материал о подвиге земляка, установлено общение и обмен опытом по работе школьных музеев, так как в Вязноватовской школе действует школьный краеведческий музей. Эта деятельность позволяет добиваться поставленных целей в рамках гражданского воспитания и формировать активную жизненную позицию школьников.

Наиболее эффективными моделями жизненных ситуаций для школьников являются театральные представления, в которых дети играют роли статистов, актеров, режиссеров, сценаристов. Посредством выверенной театральной игры учащийся может «превратить себя» в персонажа определенной исторической эпохи и обстановки, которая представлена в музее. Но, чтобы сыграть эту роль, школьник должен узнать всё о своём «герое», о времени, в котором он действовал, о предметах, которые его окружали, а потом, в школьном музее, рассмотреть и изучить экспонат.

За последние годы были разработаны сценарии театрализованных представлений, которые использовались во время проведения Дней сельского поселения («На постоялом дворе», «Село родное»), к 300-летию со дня рождения С.И.Чевакинского «Музыка его души…», на православном празднике « Образ Выдропуской чудотворной иконы»

Ярко проявляются ожидаемые результаты:

а) на уровне социума: рост престижа и значимости музея на селе, формирование профессиональной направленности выпускников, создание Банка краеведческих проектов;

б) на уровне группы: расширение кругозора, интеллектуальный и духовный рост познавательной активности учащихся;

в) на уровне личности: участие в НПК «Шаг в будущее», «Летопись родного края», музейная журналистика, публикация исследовательских работ в СМИ, повышение уровня самооценки, возможности самоопределения и самореализации, создание «Портфолио ученика».



Современный школьный музей является «особым пространством для работы с детьми, так как ориентирован на решение образовательных, коррекционных, реабилитационных, воспитательных задач, выполняемых педагогами и специалистами в интересах детей, семьи и школы. Музей в школе раскрывает творческое начало в ребенке, предоставляя широкие возможности для развития дополнительного образования и социализации учащихся.

Коьрта
Контакты

    Главная страница


«Традиции храня и умножая…»

Скачать 70.37 Kb.