Скачать 60.27 Kb.


Дата28.08.2018
Размер60.27 Kb.

Скачать 60.27 Kb.

Традиционная вышивка



Традиционная вышивка
На карте нашей страны сегодня мы не найдем Олонецкой губернии. Территории, на которых она располагалась, в ХХ веке вошли в состав Архангельской области, Карелии, Вологодской и Ленинградской областей. Настоящим кладом для исследователей явилось наследие одного из уголков губернии – Каргопольского уезда. Именно каргопольская земля по праву считается заповедником уникального народного искусства, в котором нашли отражения художественные традиции Великого Новгорода и Москвы. Знаменита она особой каргопольской школой каменного и деревянного зодчества, древней иконописью, старинными монастырями, книжным делом, былинами, песенными традициями, гончарным промыслом. Здесь жили прекрасные мастера кубовой набойки, мастерицы браного ткачества, золотошвеи, вышивальщицы.

Жизнь на Русском Севере всегда была непростой. Год у каргопольских крестьян делился на две половины: зима и лето. Почти полугодовая зима, снежная, суровая, начиналась сразу после сбора урожая и продолжалась до весны, которая знаменовала собой начало новых летних работ. Но каргопольскими девушками зима была любима за вецеринки (в некоторых северных диалектах звук «ч» заменялся на «ц»). Девушки собирались для того, чтобы вместе прясть или вышивать, за работой поговорить, попеть песни, но главное – на вецеринку приходили гости – парни. В начале ХХ века, например, в сёлах Малый и Большой Халуй Ошевенской волости было три вецеринки: маленькая, на которую собирались девочки 12–13 лет; средняя, на неё ходили девушки до 16–17 лет, и большая. Ошевенская волость даже за пределами Каргопольского уезда славилась своими вышивальщицами да ткачихами. Немало времени у ошевенских мастериц занимала вышивка «мышиная тропка». Так «по-каргопольски» называется техника вышивки «тамбур», известная во всем мире. Её общепринятое «официальное» название пришло к нам в XIX веке из французского языка – tambur, что дословно значит «барабан», видимо, вместе с модой вышивать на ткани, хорошо натянутой в пяльцах. Но русскому декоративно-прикладному искусству эта техника была известна в более ранние времена. Она встречается в шитье XVII века, нередко её можно увидеть на вышитых произведениях XVIII в. Сохранилось немало русских названий этой техники: «в петлю», «петелькой», «в цепочку», «цепочкой», «косичкой», «в плетешок», «тропкой», «мышиная тропка». Ровными мелкими стежками-петельками вышивали причудливые узоры. Вышивка могла выполняться как иглой-крючком, так и обычной иголкой. Вышивали тамбуром в ремесленных городских мастерских, крепостные мастера. «Мышиной тропкой» вышивали полотенца, подзоры – подвесы на кровати, рубашки, сарафаны, передники.

Во второй половине XIX века в Каргопольском уезде Олонецкой губернии костюмы, расшитые тамбуром, стали надевать в первые дни покоса. Основой покосного костюма в это время стали бесполиковые составные рубахи. Верхнюю часть такой рубахи, рукава, шили из покупных тканей: ситца, коленкора, кумача. Нижняя часть, стан, оставалась домотканой. Стан украшался бранным ткачеством красными нитками или широкими полосами многоцветной вышивки, выполненной в техниках «роспись» или «тамбур». На рубахи надевали яркие сарафаны, сшитые из кумача.

Хочется обратить ваше внимание на то, что одежда, сшитая из ткани красного цвета, была самой популярной не только в XIX веке, но и в более ранние времена. В истории развития человечества красный цвет имеет колоссальное значение, по всей вероятности потому, что это, прежде всего, цвет крови. Красный цвет становится в определенном смысле символом самой жизни, здоровья, красоты, праздника.

Однако удивительно, что само слово «красный» изначально не связывалось с цветом. Оно использовалось в значениях: красивый, прекрасный; нарядный, праздничный; радующий, приятный; благой, благодатный; и только в последнюю очередь для обозначения красного цвета.

В XIII–XVII веках кумач в числе прочих бумажных тканей ввозился на русские торги из восточных стран. В XVIII – первой половине XIX века кумач изготавливался татарами Казанской губернии. Во второй половине XIX века его стали выпускать на фабриках в других губерниях России. В XVIII – начале ХХ вв. кумач становится чрезвычайно популярным в крестьянской среде. Из кумача в это время шьют мужские и женские рубахи, сарафаны, передники, верхние кофты и безрукавки, его используют для изготовления головных уборов и т.д.

Сарафаны, сшитые из кумача, кумачники, встречаются в этот период по всей России. В письменных памятниках последней трети XVIII века встречаются такие описания сарафанов, носимых в севернорусских городах: «Женщины обыкновенно носят по простым дням крашеныя сарафаны, а на праздничное время таким же покроем сшитые шушуны из китайки, кумача и стамеду, самые же достаточные из камки и тафты.

Во второй половине XIX века, а в некоторых местах и с 40-х годов, под влиянием городской моды косоклинные сарафаны стали заменяться на «круглые», сшитые из нескольких прямых полотнищ, их называли кругляками, москалями. Новомодный круглый сарафан, сшитый из кумача, стали почти повсеместно называть кумачником. На Русском Севере он встречался в Олонецкой, Архангельской, Вологодской губерниях. Например, в деревнях Пожарище и Кокшенское Нюксенского района Вологодской области кумачники надевали на Ильин день и на свадьбу, нередко их расшивали тамбуром.

Яркие круглые каргопольские кумачники вышивали «мышиной тропкой» при помощи специальной иглы-крючка. Вышивали белой и цветной «бумагой», хлопчатобумажной нитью, или шерстью «гарусом». Нам рассказывали, что в начале ХХ века в селе Малый Халуй Ошевенской волости девушки и молодые женщины также надевали эти наряды на гулянье в Ильин день, престольный праздник села. На лугах собирались жители ошевенских сёл, водили хороводы, играли в игры, танцевали кадриль.

Сюжеты вышивки сарафанов повторяются и бывают нескольких видов:

1. На подоле сарафана изображены крупные птицы, называемые «павами», идущие друг за другом. Всего помещается 5–6 птиц. Под ними располагаются небольших схематичные фигурки птиц или неширокая полоса с цветочным орнаментом.

2. На сарафанах изображены большие круги-розетки, называемые некоторыми исследователями «месяцами» или «календарями». «Круг состоит из цветка – «солнышка» и описанного вокруг него незамкнутого кольца «месяца», от которого, надо полагать, узор и получил своё название». В статье Г.П. Дурасова «Каргопольские народные вышивки-месяцесловы» дано подробнейшее описание рисунков и высказано предположение, что подобные вышивки являются народным земледельческим календарём, «помесячной росписью года». «Шитый месяцеслов напоминал и о сроках полевых работ, и о времени посева и сбора урожая», «отражал чаяния жителей этого края – стремление к высокому урожаю на своих нивах». Однако в начале ХХ века семантика этого орнамента была, по всей вероятности, полностью утрачена. Этот факт подтверждается существованием более упрощённых, декоративных вариантов рисунка.

3. На подоле сарафана вышита широкая полоса орнамента, которая нами условно названа «засеянное поле». Орнамент представляет собой своеобразную «схему» созревания урожая, на которой изображены земля с корнями, зёрна и прорастающие растения. Фрагмент такого сарафана был обнаружен нами в селе Малый Халуй бывшей Ошевенской волости Каргопольского уезда. Его передала нам последняя владелица, Пухова Елизавета Ивановна. Высота вышивки – 35 см, вышивка выполнена белой бумагой в два ряда.

4. На сарафанах вышиты широкие и неширокие орнаментальные полосы. Встречаются цветочные гирлянды и «морозные» узоры, якобы переводившиеся с рисунка на замороженных оконных стёклах. Один из узоров представлял собой орнамент, очень похожий на книжный.

Помимо сарафанов, каргопольские женщины вышивали тамбуром станы рубах. Встречаются несколько вариантов: белые портяные (холщовые) станы вышивали красной и разноцветной бумагой и шерстью. И второй вариант: к холщёвому стану пришивали широкую полосу кумача с вышивкой белой, цветной бумагой и шерстью. Чаще всего на рубахах встречается вышивка стилизованного вазона с цветами и бутонами и большие «павы», похожие на птиц, вышитых на сарафанах.

Ещё один элемент каргопольского покосного костюма, передник, мог быть вышит тамбуром. Сохранились в небольшом количестве передники с вышитыми «месяцами». Возможно, в более позднее время появились передники с оборками. Вот их описание, записанное со слов ошевенских жительниц: передники делали с оборкой, могли пришить по оборке чёрное кружево. «Фартук с долгой оборкой, по краю оборки вышивка, выше оборки – лента из кумача с вышивкой, а могла быть и белая, и голубая, лента пришита на шов, на ленте вышивка, фартук собирался пореже…». И сегодня яркие вышитые кумачники поражают наших современников своей красотой и разнообразием.


Т. Валькова, руководитель Православного учебного центра «Русские начала».

Православный женский журнал «Славянка», № 6 (30) ноябрь-декабрь 2010.

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Традиционная вышивка

Скачать 60.27 Kb.