• Глава 3. Родословная
  • Список использованных источников и литературы……………………………………………… 11 Приложение
  • Для достижения цели были поставлены задачи
  • Основная часть Глава 1. История одного экспоната
  • МЕДАЛЬ «ЗА ДОБЛЕСТНЫЙ ТРУД В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941 — 1945 гг.»
  • Глава 2. Все для фронта, все для победы
  • Воспоминания Марии Стефановны Щербаковой, жительницы д. Ветьмица
  • Из воспоминаний Стефашиной Нины Ивановны, жительницы д. Вороненка
  • Из воспоминаний Власовой А.В.,1916 года рождения, д Вороненка
  • Используемые источники и литературы
  • 1. Труженики тыла, награжденные медалью « За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны» в 1947 году.

  • Скачать 133.85 Kb.


    Дата26.10.2018
    Размер133.85 Kb.

    Скачать 133.85 Kb.

    «трудовой фронт»



    Viii районная краеведческая конференция


    НОМИНАЦИЯ

    «ДОРОГИ ВОЙНЫ»
    ТЕМА

    «ТРУДОВОЙ ФРОНТ»

    АВТОР: Яшина Светлана Ивановна

    Ученица 11 класса

    МКОУ Бутчинская СОШ

    РУКОВОДИТЕЛЬ; Лямцева Александра Яковлевна

    учитель биологии и химии

    МКОУ Бутчинская СОШ

    Высшая квалификационная категория
    с. Бутчино, 2013г.

    Оглавление
    Введение…………………………………………………………….2 - 3
    Основная часть
    Глава 1. История экспоната ………………………………………3 - 4

    Глава 2. Все для фронта, все для победы ……………………… 4-7

    Глава 3. Родословная …………………………………………… 7-8

    Заключение……………………………………………………….. 8-9

    Выводы………………………………………………………… 9-11
    Список использованных источников и

    литературы……………………………………………… 11

    Приложение…………………………………………………… 12

    Введение

    Рассматривая экспонаты в комнате боевой и трудовой Славы нашей школы, я обратила внимания на выставленные медали. Это были боевые награды, награды по случаю знаменательных дат. Но одна медаль меня особенно заинтересовала. Это была медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».

    Как же надо было трудиться, чтобы получить такую награду?.

    На уроках истории, литературы мы изучали историю нашей Родины. Немало времени уделяли изучению материала, связанного с Великой Отечественной войной. И только чуть-чуть коснулись темы «Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны». Меня заинтересовала данная тема, и я взяла ее для своей работы. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы мы почти ничего не знаем. Этим было продиктовано мое желание узнать от живых свидетелей того времени о жизни народа в годы Великой Отечественной войны, познакомить со своими исследованиями как можно больше людей. В этом заключается практическое значение моей работы.



    Цель работы: доказать через изучение литературы, через воспоминания живых свидетелей военных лет, что судьба каждого человека есть отражение судьбы страны.

    При выборе методов исследования использовала встречи и беседы с тружениками тыла, литературу, изучала поселковые архивы.

    Исходя из вышеизложенного определились этапы работы:

    1. Знакомства и встречи с людьми - тружениками тыла.

    2. Изучение литературы и периодической печати.

    3. Работа с документами архива.

    4. Оформление работы.

    Для достижения цели были поставлены задачи:

    1. Изучить условия жизни народа в военные годы.

    2. Показать, как отразилась война на судьбах тружениках тыла, узнать, какую цену заплатил каждый из них, приближая победу.

    В ходе работы я познакомилась с тружениками тыла сельского поселения «Бутчино». Встречаясь с ними, я отметила нежелание некоторых из них вспоминать о тех страшных годах. Объясняют они это тем, что вспоминать это тяжело и больно. Они как бы заново переживают то время. Ведь многие из них потеряли на войне своих самых родных и близких людей, вся их жизнь изменилась, перевернулась.

    . Несколько раз встречалась с Сначевой Прасковьей Ивановной, которая начала работать с ранних лет, потеряла родных, здоровье, возможность учиться.

    Научное значение работы заключается в выявлении условий жизни, работы в военные годы людей, проживающих рядом с нами, что позволит проанализировать их жизнь и цену победы.



    Основная часть

    Глава 1. История одного экспоната

    Готовясь к экскурсии в наш краеведческий музей, я обнаружила в архиве один документ, который меня очень заинтересовал. Это было маленькое удостоверение к медали « За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», а в музее мне показали и саму медаль.

    Мне захотелось узнать о ней на много больше . В справочной литературе я нашла описание медали .

    МЕДАЛЬ «ЗА ДОБЛЕСТНЫЙ ТРУД В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941 — 1945 гг.»

    Диаметр — 32 мм

    Материал — медь

    Дата учреждения: 6 июня 1945 года

    Количество награждений: 16 096 750

    Учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1945 года. Авторы рисунка медали — художники И. К. Андрианов и Е. М. Романов.

    Медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» награждаются:

    • рабочие, инженерно-технический персонал и служащие промышленности и транспорта;

    • колхозники и специалисты сельского хозяйства;

    • работники науки, техники, искусства и литературы;

    • работники советских, партийных, профсоюзных и других общественных организаций — обеспечивших своим доблестным и самоотверженным трудом победу Советского Союза над Германией в Великой Отечественной войне.

    Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» носится на левой стороне груди и при наличии других медалей СССР располагается после медали «За освобождение Праги». (приложение 1)

    По состоянию на 1 января 1995 года медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» награждено приблизительно 16096750 человек.

    Я решила выяснить, сколько человек, получили награду в нашем сельском поселении «Бутчино»



    Глава 2. Все для фронта, все для победы

    22 июня... Когда листок календаря с этим числом, невольно вспоминается уже далекий 1941 год, быть может, самый трагический, но и самый героический не только в Советской, но и многовековой истории нашего Отечества. Кровь и боль, горечь потерь и поражений, гибель родных, людей, героическое сопротивление и горестный плен, самоотверженный, до изнеможения труд в тылу и, наконец, первая победа над страшным врагом - все это было в 1941 году. Тяжелые годы 1941-1945 гг. Весь народ - и стар, и млад, встали на защиту своей Родины. (1)

    На территории нашего района фашисты сожгли 5137 домов. 4980 хозяйственных построек, 764 общественные постройки, 268 культурно – бытовых зданий, 37 административных зданий, угнали весь скот, уничтожили всю домашнюю птицу. И что же успели жители района за два послевоенных года? Они возродили 116 колхозов, восстановили более 5 тыс. домов, 50 школ, 3 больницы, 1 железнодорожную станцию, построили 1 электростанцию, один лесопильный завод, один завод по выпуску черепицы. (2)

    Трудились колхозники в ту пору не только на полях и фермах. Так как молодых и здоровых мужчин в деревнях практически не осталось, все ушли на фронт, зимой на лесозаготовки отправляли молодых женщин и 15-летних подростков.

    Воспоминания Марии Стефановны Щербаковой, жительницы д. Ветьмица

    « Я родилась 22 июня 1932 года. Едва сравнялось мне 15 годков – пошла дояркой на ферму. Нам, деревенским девкам, досталось под завязку. Только представьте, вот этими руками сплетено, наверное, километра два липовых веревок для привязи коров к стойлам. А сколько перетаскали на своих плечах сена, соломы, бачков с силосом. Посылали нас и на лесозаготовки зимой, летом работали на полях. Заготавливали сено и жали зерновые. Сейчас подумаю о прожитом – оторопь за душу хватает» (приложение 2)

    В колхозах в 1943 - 1944 годах было выработано столько же трудодней, сколько в 1940 году, при сокращении числа трудоспособных почти втрое.

    Я горжусь, что мои земляки делали все, что могли для победы в тылу и на фронте.

    Говоря о героических делах народа в годы войны, особенно хочется сказать о трудовых подвигах женщин. Женщины - это самое хрупкое существо на земле, они встали на защиту своей Родины, своих детей и их будущего. Им приходилось выполнять непосильную работу в годы войны. Они заменили мужчин, ушедших на фронт. После освобождения района, для оказания помощи колхозам, была создана тракторная бригада. За рычаги стареньких тракторов сели совсем ещё молоденькие девочки. Рядом со старшими братьями и сестрами трудились и самые юные граждане нашей страны - пионеры и школьники, их посылали туда, где нужна была помощь старшим.

    Война и дети... Трудно представить что-то более, несовместимое.

    В напряженной борьбе за хлеб первого послевоенного года активное участие приняли свыше тысячи пионеров и школьников нашего края. Не одну тысячу трудодней выработали вместе со своими учителями учащиеся старших классов. В те трудные дни колхозы и совхозы были во многом обязаны юным патриотам - школьникам.

    Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. И по истине «гулливеровскими» были нормы выработки на полях, где трудились мальчишки и девчонки, тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи намолоченного зерна.

    Из воспоминаний Стефашиной Нины Ивановны, жительницы д. Вороненка «После освобождения нашего района опять организовался у нас колхоз «Путь Ильича». Тракторов не было, машин тоже. Осталось несколько лошадей от немцев. В Бутчино был у немцев в здании церкви склад с зерном, а рядом конюшня с лошадьми. Вот когда склад разбомбили наши, некоторые лошади остались живы. Они потом были переданы в колхоз. Но они использовались как тягловая сила. А поля копали лопатами или пахали на коровах. Маленькие дети водили коров, а мы, подростки вставали за соху. Норма вспашки была одинаковая как для взрослого, так и для подростка. Сил не хватало, а откуда им было взяться. Ели крапиву, лепешки наполовину с мякиной и лебедой. Женщины и старики копали землю лопатами. Им нужно было в день вскопать не меньше 5 соток.» (приложение 3)

    Из воспоминаний Власовой А.В.,1916 года рождения, д Вороненка

    «Для весеннего посева нужно было зерно. Ближайшая станция, куда поступали эшелоны, была Фаянсовая. Расстояние от нашего села до Фаянсовой было 60 км. Полураздетые, в лаптях с куском лепешки шли женщины и старики в весеннюю распутицу за зерном на станцию. Дорога проходила через г. Киров. Только она была разминирована после не давних боев. С поля боя были ещё не все убраны останки немецких и наших бойцов. Среди нас было много вдов, вот они с надеждой подходили к ним и вглядывались в лица. А, вдруг?» (приложение 4)

    Вернуться они должны были в этот же день, неся на плечах до двух пудов зерна (около 30 кг), а дома ждали голодные дети. Каким же мужеством нужно было обладать, чтобы даже горсточку зерна не взять на «кулешик» детям. Все понимали, что от будущего урожая зависит их жизнь и жизнь солдат на фронте.

    Война не обошла стороной и жителей деревень и сел нашего края. Это были трудные, тяжелые годы изнурительного труда, ожидания.

    Все мужчины ушли на фронт. Вместе со всем советским народом сражались на всех фронтах и самоотверженно трудились в тылу наши колхозники. В память о павших в центре села Бутчино установлен обелиск (приложение 5)

    Ветераны того времени единодушно отмечают небывалый трудовой энтузиазм, безотказность, высокую ответственность людей за порученное дело.

    . Самым младшим труженикам тыла было около 9-10 лет. В результате своей работы я пришла к выводу, что в возрасте от 10 до 15 лет были основные труженики того времени - их 78 человек, от 15 до 20 лет - 53 человек, свыше 20 лет - 40 человек.

    В живых тружеников тыла в настоящее время осталось 12 человек по Бутчинскому совету

    Из бесед со всеми тружениками тыла я для себя отметила, что всех их объединяет одинаковое прошлое: постоянное чувство голода, непосильный детский труд, изнурительная тяжелая работа, недосыпание.

    Глава 3. Родословная

    Подробнее я хочу рассказать о Сначёвой Прасковье Ивановне- труженицы тыла, ветеране труда, Семья у Прасковьи Ивановны была большая: мать, отец два брата и две сестры, но нужды не знали. Отец был хорошим плотником, ходил на заработки, а мать работала в колхозе . В семье не было лодырей, все работали, и поэтому жили хорошо.

    Началась финская война. Отец ушел на фронт и погиб в первые месяцы войны. Он так и не увидел последнюю дочь , которая родилась уже после его ухода на фронт. Прасковье Ивановне было в ту пору 14 лет.

    И жила она с матерью, с сестрой и 2 братьями. В 1943 году умирает мать и на руках 17 летней девушки остаются малолетние сестра и брат. Как они остались живы, она сама не может объяснить. Она помнит только работу. Пилила дрова для фермы, ухаживала за колхозным скотом. Возили сено, солому на лошадях, затем сами разгружали телеги и складывали корма, молотили и жали хлеб. Постоянно болели руки, спина. Было очень тяжело Зимы были холодные, температура понижалась до -40 градусов. Сено в стогах перемерзало сверху. Мерзлое сено было очень тяжело кидать на сани. Обратно ехали, обмораживались.

    В свободное время, когда шел дождь, работать в поле было нельзя, ходили по ягоды, по грибы.

    Все, что собиралось с полей, отправляли на фронт, оставляя себе самый минимум. В деревне, где жила Прасковья, были в основном женщины и дети, было несколько стариков. Детям тоже приходилось нелегко. Утром они ходили в школу, а после занятий бегали помогать взрослым. По вечерам все собирались дома: вязали, шили, а затем все собирали и отправляли своим родным на фронт. Работали на полях: собирали сено, солому; вязали снопы, матери молотили зерно. Детские руки пухли от непосильных работ, колючих сорняков.

    Все работали днем и ночью, не считались ни с чем. Голодали, жили в холоде, но для фронта отправляли все, что могли. Главное для всех была победа над врагом. Они приближали этот день, как могли, и дождались победы.

    Но вся жизнь пошла по-другому. Ушла юность с войной. Некогда было учиться. Нужно было растить младших детей. Прасковья Ивановна всю свою жизнь посвятила братьям и сестре, так и не создав своей собственной семьи.

    Встречаясь с этими людьми, разговаривая с ними, удивляешься, откуда у них (женщин, детей, стариков) брались силы. Все они трудились добросовестно, о чем свидетельствуют их награды.

    За доблестный труд, за участие в трудовом фронте в годы Великой Отечественной войны Прасковья Ивановна награждена медалью « За доблестный труд в годы войны» (приложение 6)



    Заключение

    В ходе моего исследования и при содействии администрации сельского поселения « Бутчино» мне удалось пополнить списки тружеников тыла , награжденных медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны» (приложение 7)

    Я поняла, что последствия войны простираются далеко во времени, они живут в семьях и их преданиях, в памяти наших отцов, матерей, они переходят к детям и внукам, они в воспоминаниях их. Война живет в памяти всего народа.

    Мир не должен забывать ужасы войны, разруху, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее людей. (3)

    Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними. Нам есть чему у них поучиться.

    Бутчино- это удивительное село, в котором я родилась и выросла. Здесь рядом со мной живут замечательные люди. Собирая материал для этой работы, я встречалась с некоторыми из них, и никто не отказывался меня принять и выслушать. Мои земляки тоже совершали подвиг во имя Победы над врагом. Они трудились в своем далеком от фронта селе, помогая солдатам, чем могли. Сейчас это пожилые люди, живущие рядом со мной, вспоминают трудные военные годы со слезами на глазах. А ведь пройдет некоторое время, и этих живых свидетелей не будет. Поэтому я считаю, их нужно окружить особой заботой, любовью и вниманием.

    Я хочу показать молодому поколению, как проявлялась любовь к Родине, стойкость в испытаниях у тружеников тыла в те далекие военные годы, лучшие качества человека: патриотизм, чувство долга, ответственность, самоотверженность. Представленная тема ёщё не имеет логического завершения. В планах моей дальнейшей работы стоит вопрос о женщинах, которые освоили чисто мужскую работу, как на фронте, так и в тылу.

    Выводы

    В результате своей работы я пришла к следующим выводам:

    1. Труженики тыла внесли весомый вклад в победу над фашизмом.

    2. Их большая часть - женщины, старики и дети с 10-летнего возраста.

    3. Они строили объекты, занимались сельским хозяйством, перевозкой грузов

    4. Их самоотверженный труд - прекрасный пример для молодежи.

    5. Страшную цену заплатили труженики тыла, как и весь народ за победу в Великой Отечественной войне.

    Используемые источники и литературы

    1. Источники

    Источниковую основу исследования образуют семейные архивы, фотографии, архивные материалы администрации сельского поселения « «Бутчино»,

    встречи с тружениками тыла

    Литература

    1. Академия наук СССР. Институт истории СССР. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. Издательство М., «Наука», 1978.

    2. Акаткин В., Таганов Л. Была война. М., «Детская литература», 1984.

    3. Алещенко Н.М. Во имя победы. М., «Просвещение», 1985.

    4. Архивные материалы креведческого музея МКОУ Бутчинская СОШ.

    5. Материал из газеты «Бетлицкий вестник», № 81, 2011 г

    «Такие были времена», автор Н.Худяков

    Приложение



    1. Труженики тыла, награжденные медалью « За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны» в 1947 году.



    № п/п


    Фамилия, имя, отчество.

    Домашний адрес



    Дашин Михаил Михайлович

    С. Бутчино



    Демина Анастасия Алексеевна

    С. Бутчино



    Нестюркин Василий Федорович

    С. Бутчино



    Кривогина Анна Степановна

    С. Бутчино



    Стефашина Нина Ивановна

    Д. Вороненка



    Бахтинова Анна Михайловна

    С. Бутчино















































































    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    «трудовой фронт»

    Скачать 133.85 Kb.