• Литературный обзор состояния вопроса.
  • Психолого - педагогический портрет средней группы «Малыш» и старшей группы «Мотылек» являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.
  • Педагогический опыт.



  • страница1/18
    Дата09.01.2019
    Размер3.18 Mb.

    «Туристические тропинки дошколят»


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    центр развития ребенка - детский сад №18 города Кропоткин

    муниципального образования Кавказский район

    ОПЫТ


    Тема: «Туристические тропинки дошколят»

    Авторы:


    Дразкова Елена Викторовна, инструктор по физической культуре,

    Кузнецова Лариса Владимировна, инструктор по физической культуре,

    Гребенюк Светлана Николаевна, воспитатель.

    Кропоткин 2016 год



    Содержание
    1.Литературный обзор состояния вопроса

      1. История темы педагогического опыта в педагогике…………………3

      2. История изучения темы педагогического опыта

    в образовательном учреждении и муниципальном образовании…………………………....................................................................4

      1. Основные понятия, термины в описании

    педагогического опыта……………………………………………………..5

    1.4.Психолого - педагогический портрет средней группы «Малыш»

    и старшей группы «Мотылек» являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта………..…………………….....7


    1. Педагогический опыт

      1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте………………………………...............8

      2. Актуальность педагогического опыта……………………...………….9

      3. Научность в представляемом педагогическом опыте……...………..12

      4. Результативность педагогического опыта…………………………....12

      5. Новизна (инновационность) педагогического опыта……………..…13

      6. Технологичность представляемого педагогического опыта………...13

      7. Описание основных элементов представляемого

    педагогического опыта …………………………………………………....14

    4. Выводы……………………………………………………………….….19

    5. Список используемой литературы и интернет – ресурсов…………20

    Приложение к опыту работы.

    Приложение № 1: Анкета для родителей.

    Приложение № 2: Консультация для родителей «Отправляемся в поход».

    Приложение № 3: Содержание эколого – туристической подготовленности дошкольников.

    Приложение № 4: Игры озорного рюкзачка.

    Приложение № 5: Конспект сюжетно – физкультурного занятия «Юные туристы идут в поход».

    Приложение № 6: Конспект занятия туризмом «Поход в горы».

    Приложение № 7: Конспект оздоровительного мероприятия «Мы туристы смелые на солнце загорелые».

    Приложение № 8: Конспект зимнего туристического похода совместно с родителями «Салазки».

    Приложение № 9: Конспект весеннего спортивного туристического похода «Мы веселые туристы».

    Приложение № 10: Конспект прогулки - игры «Следопыты с картой».

    Приложение № 11: Конспект летнего туристического похода с участием родителей «Мы туристы».

    Приложение № 12: Презентация «Подружись с картой»

    Приложение № 13: Презентация «Мы туристы»


    1. Литературный обзор состояния вопроса.

      1. История темы педагогического опыта в педагогике

    Термин «туризм» впервые встречается в английских источниках начала XIX века и обозначает экскурсию или путешествие, которое заканчивается возвращением к месту начал путешествия.


    Нельзя недооценивать и того, что детскому возрасту свойственно стремление к необычности, к приключениям и романтике. Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят. В походе ребята раскрываются совсем с другой стороны, чем в детском саду. В этом отношении поход особенно ценен для педагога, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти индивидуальный подход к ним. Что способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится и в дальнейшую жизнь. .                       

    Основоположником детского туризма являются Эразм Роттердамский и Мишель Монтей. В России основоположником является Пётр l. Первые рекомендации писал  М. В. Ломоносов. В начале ХХ века вышел первый журнал «Русский туризм».    В 1965 г состоялся Всесоюзный слёт юных туристов в г. Брест.    

    В «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией  М. А. Васильевой (2008г.) написано: «В зависимости от… материально-технической оснащённости детского сада,…профессиональной подготовленности педагогических кадров, видовой направленности деятельности дошкольного образовательного учреждения педагоги могут вносить определённые изменения в видовое разнообразие физических упражнений или вводить их варианты, наиболее соответствующие укладу конкретного учреждения…». От сюда можно сделать вывод: совершенствование физического воспитания в ДОУ, учет современной социально-экономической ситуации приводит многие педагогические коллективы к необходимости более активного применения средств и форм туризма (А. А. Остапец, 1995). Подобное внимание к этому средству физического воспитания не случайно, поскольку использование туризма позволяет не только позитивно влиять на формирование жизненно важных для ребенка умений и навыков, но и активизировать воспитание личности.
        ФГОС ДО обращает внимание на приобретение опыта двигательной деятельности детей и ставит следующие задачи физического развития:


    • развитие физических качеств, как координация и гибкость;

    • способствовать правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);

    • формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

    • становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

    • становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

     В настоящее время основным приоритетом образования выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Мир, окружающий ребёнка, становится год от года всё разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

    Опыт походной жизни развивает у дошкольников первоначальные навыки выживания в природной среде. Туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у детей умения интересно и содержательно организовать свой досуг. Интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях развивает у них интерес к занятиям туризмом и физической культурой, повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.                    


    1.2. История изучения темы педагогического опыта

    в образовательном учреждении и муниципальном образовании.


    «Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье – важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их  духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера  в свои силы».

    В. Сухомлинский.


    Мы изучили актуальность применение данного педагогического опыта во всех дошкольных образовательных учреждениях кавказского района. И обратили внимание на то, что ряд детских садов не имеют возможность применение детского туризма в своих стенах, из - за недостаточного материально – технического обеспечения или малой территориальной зоны в ДОУ. Важно отметить, что некоторые детские сады пытались апробировать детский туризм в ДОУ, но из – за ряда субъективных причин не довели начатое до конца.

    Изучив психолого-педагогические разработки по данной теме, мы пришли к выводу, что туризм — это не просто рекреативная физическая культура, это нечто большее, чем отдых. Туризм в детском саду — это школа жизни для маленьких воспитанников, школа мужества, ведь каждый поход требует новых знаний и умений как от педагогов, так и от дошкольников.

    Начиная работать по данной теме, нами была изучена методическая литература по физическому воспитанию дошкольников. А так же рассмотрены основные задачи, средства и пути решения, которые предлагаются разработчиками методических пособий по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста.

    Мы считаем, что дошкольный туризм является мощнейшим фактором оздоровления детей дошкольного возраста, так как характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку при отсутствии у него серьезных патологий. 

    Уникальность туризма в ДОУ заключается в том, что он всесезонен. Следовательно, можно добиться стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРЗ, ОРВИ и повышения уровня их физической и двигательной подготовленности, а так же решить ряд проблем психологического здоровья дошкольников.

    Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, повышают иммунитет ребенка. В лесу дети получают солнечные и воздушные ванны, что благотворно действует на весь организм, повышает тонус нервной системы и увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

      Прежде чем отправиться туристический поход с детьми, необходимо познакомить их с этим увлекательным видом спорта. Для этого были разработаны серии конспектов теоретических занятий, через которые дети узнают: кто такие туристы, для чего люди занимаются туризмом, что нужно знать и уметь, чтобы стать туристом. Практические занятия, на которых дети овладевают умениями правильно уложить рюкзак, двигаться в соответствии с топографическими знаками, пользоваться компасом и маршрутной картой, раскладывать палатку, готовить место для костра, правильно упаковывать рюкзак, уметь проверять снаряжение и подготавливать средства передвижения (лыжи). Дидактические игры, основным содержанием которых является закрепление знаний о туризме. Только овладев необходимыми знаниями, можно отправляться в поход.
    1.3.Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.
    Валеология – наука о здоровом образе жизни, сохранении, формировании и управлении здоровья.

    Детский туризм — это захватывающая форма активного отдыха, а также оздоровления, физического совершенствования, двигательной активности, живого познания окружающего мира.

    Двигательная деятельность - деятельность, основным компонентом которой является движение, и которая направлена на физическое и двигательное развитие ребенка.

    Здоровье - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

    Здоровье сохраняющие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

    Спортивный туризмом – это вид спорта, который основан на движении по запланированному заранее маршруту.

    Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая.

    Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на совершенствование формы и функций организма ребенка, формирование двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развития физических качеств. 

    Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания. В узком смысле слова это: антропометрические и биометрические понятия (рост, вес, окружность грудной клетки, состояния осанки, жизненная емкость легких.) В широком понимании это - физические качества (выносливость, ловкость, быстрота, сила, гибкость, равновесие, глазомер).

    Физическая подготовленность - уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств человека. В результате глубокого изучения возможностей детского организма были разработаны нормативные показатели по всем основным видам физических упражнений и требования к качеству их выполнения.

    Физическое образование - одна из сторон физического воспитания, направленная на овладение профессиональными знаниями, двигательными навыками.

    Физические упражнения - движения, двигательные действия, отдельные виды двигательной деятельности, которые используются для решения задач физического воспитания.


    1. Психолого - педагогический портрет средней группы «Малыш» и старшей группы «Мотылек» являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.

    Дошкольный возраст - лучшее время для развития образного мышления, воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. Поэтому воспитание творческих способностей - одна из главных задач дошкольной педагогики.

    В нашем ДОУ внедрение опыта работы с детьми дошкольного возраста проходило в средней группе «Малыш» и старшей группе «Мотылек» в 2014 -15 году.

    В средней группе «Малыш» 28 детей:

    - 9 девочек;

    - 19 мальчиков.


    В старшей группе «Мотылек» 30 детей:

    - 11 девочек;

    - 19 мальчиков.
    По наблюдениям дети охотно принимают участие в путешествиях, начиная с сознательного возраста - т.е., с 4-5 лет. В детском возрасте двигательные навыки развиваются наиболее интенсивно. Движение является важной составляющей любой деятельности и многих психических процессов. Оно обеспечивают развитие центральной нервной системы и внутренних органов, обогащают ребенка новыми ощущениями, помогают лучше узнать окружающий мир.

    В старшем дошкольном возрасте ребенок по-прежнему смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и чаще, все смелее и смелее он бросает свой взор на открывшуюся перспективу познания большого мира. Детям все интересно, их все манит и привлекает. Старший дошкольник с одинаковым рвением пытается освоить и то, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, и то, что пока он не в состоянии глубоко и правильно осознать. Именно у детей 5-6 лет наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу все знать!». Для детей туризм является эффективным средством снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов. Необходимо также отметить влияние детского туризма на развитие у старших дошкольников коммуникабельности, самодисциплины, адаптации к условиям современной жизни.

    В 5 – 6 лет ребенок справляется с физическими нагрузками, не замечая их трудности; осваивает такие виды движений как, координация движения, выносливость и равновесие. Физическая активность приносит ему удовольствие.


    1. Педагогический опыт.

      1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.

     Целью данного опыта является создание условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников через внедрение элементарных форм детского туризма.



    Задачи:

    • формировать понимание необходимости вести здоровый образ жизни, совершенствовать двигательную активность детей;

    • активизация практических умений простейшего туризма (расстановка палаток, складывание костра);   

    • способствовать усвоению знаний о лекарственных растениях; о правилах поведения в природе; познакомить с элементарными опытами и экспериментами, необходимыми туристу;

    • формировать межличностные дружеские отношения дошкольников в процессе игровой туристской деятельности, адаптированной к их возрастным особенностям.

    • привлечь родителей к совместной деятельности с педагогами ДОУ.

    Мы считаем, что на сегодняшний день ведущее место должно быть отведено использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья, а так же обучению здоровому образу жизни и коррекционным технологиям.

    При внедрении опыта работы в ДОУ нами были использованы различные методы:


    • теоретический анализ литературы – использован с целью сбора информации по проблеме, подбора материала по теме;

    • анализ передового педагогического опыта – данный метод позволил выявить тенденцию эколого – туристических походов с детьми дошкольного возраста, как эффективной формы взаимодействия с семьями воспитанников;

    • анкетирование – нами было проведено анкетирование как педагогов, так и родителей с целью выявления актуальности данной проблемы, наиболее актуальных форм работы с родителями, изучения уровня готовности родителей к сотрудничеству с педагогами детского сада;

    • беседа – проведенные беседы позволила нам выявить круг интересов родителей, существующие у них проблемы воспитания детей;

    • игровые методы – использованы как практические методы работы;

    • наблюдение – данный метод применялся с целью отслеживания интереса детей и родителей к организуемым мероприятиям.

    Нами определены следующие формы туризма: 

    • прогулки,

    • экскурсии,

    • походы,

    • путешествия,

    • семейные туристические слеты,

    • туристские соревнования.  

    Под туристской прогулкой понимается непродолжительный по времени  (1-4 часа) групповой выход с активным способом передвижения по территории населенного пункта или в его окрестностях в целях отдыха и познания.


    Туристская экскурсия рассматривается как групповое посещение одного или нескольких экскурсионных объектов в учебно-познавательных целях.
    Туристский поход – это прохождение группы по определенному маршруту активным способом передвижения с целями познания, физического развития, выполнения общественно-полезной и краеведческой работы в пути, определенных спортивно-туристских нормативов, содержательного отдыха. Туризм нравится детям, так как во время похода их ждет много интересных впечатлений, удовлетворяются их потребности в движении и физических нагрузках. Но туристический поход с детьми дошкольного возраста имеет свою специфику и требует большого внимания со стороны взрослых.

       


    Туристическое путешествие включает в себя организованное путешествие (поездка на самокатах или велосипедах, передвижение, пребывание) детей за пределы их площадки или детского сада, с познавательной или оздоровительной целью.
    Семейные туристические слеты – это групповые семейные походы, имеющие целью физическую закалку организма и создание дружеских отношений в семье.

    Туристские соревнования проводятся по всем видам туризма, включенным в спортивную классификацию. Соревнования заключаются в выявлении сильнейших туристских групп и туристов-спортсменов при прохождении туристских маршрутов и дистанций.

                                                 


      1. Актуальность педагогического опыта.

       Показатели здоровья детей с каждым годом ухудшаются, поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья детей, приобщение их к здоровому образу жизни, к активному отдыху, остро стоит в современном обществе, где к дошкольникам при переходе из детского сада в школу предъявляют высокие требования. В связи с этим активизируется поиск подходов в физическом воспитании, которые могли бы одновременно повышать физические качества и развивать познавательные и умственные способности. Так же  ребенку   уже с дошкольного возраста  закладываются навыки экологической культуры. Родители проводят больше времени с ребенком на свежем воздухе, что, несомненно, поможет оздоровлению семьи, укреплению внутрисемейных отношений. На мой взгляд одним из таких подходов является применение элементарных средств туризма в работе с дошкольниками.

    По нашим наблюдениям дети сейчас много времени проводят у телевизора, компьютера, потребность в движении удовлетворяется не полностью, в современных квартирах не находится места спортивным уголкам. Известно, ребенок показывает более высокое физическое развитие, если семья ведет здоровый образ жизни. Поэтому возникла необходимость поиска эффективных и интересных путей оздоровления детей. Таким средством физического воспитания детей и является туризм. Исследования показывают, что занятия туризмом способствуют гармоничному развитию личности ребенка.

    Туризм – средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни детей. В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности, ребята учатся коллективизму не на словах, а на деле.

    Использование элементарных форм туризма в оздоровлении детей среднего и старшего дошкольного возраста, с одной стороны, позволяет удовлетворить потребность детей в активной деятельности в рамках оздоровительной работы детского сада, а с другой – способствует становлению эффективного взаимодействия ДОУ с родительской общественностью.

    Туризм развивает такие прекрасные черты человеческого характера, как коллективизм, дисциплинированность, упорство, настойчивость, укрепляет волю, развивает смелость, самостоятельность, взаимопонимание. Так же у ребенка уже с дошкольного возраста закладываются навыки экологической культуры, соблюдение правил здорового образа жизни, это помогает расширить знания о природных и погодных явлениях, строении и функциях своего тела. Совершенствуются естественные виды движения, и обогащается двигательный опыт (ориентирование в пространстве). Развиваются координационные способности и выносливость, как основа физической подготовки ребенка.

    Дошкольный туризм несет в себе оздоровительную, образовательную (познавательную) и воспитательную ценность, сочетает в себе элементы морально-нравственного, трудового и эстетического воспитания.
    Оздоровительная ценность туристской деятельности.

    Закаливанию организма и улучшают здоровье способствуют активные движения на свежем воздухе. Ходьба с грузом и дозированной нагрузкой укрепляет сердечно - сосудистую систему. Совершенствуются все физические качества – быстрота, ловкость, выносливость, гибкость, сила; ориентировка в пространстве. Основные виды движений - ходьба, бег, ползание, лазание, прыжки, метание, упражнение в равновесии.


    Образовательная (познавательная) ценность туристской деятельности.

    Дети получают знания о родном крае, у них формируются обобщенные

    представления о временах года, об изменениях в природе, о зависимости изменений живой природы от изменений в неживой природе. Расширяются знания детей о правилах поведения в природе, об охране ее. Развивается мыслительная деятельность. Благодаря постоянному перемещению по местности, умению пользоваться картой и компасом, активному участию в играх и туристических состязаниях развивается пространственная ориентация каждого участника, умение действовать по предложенному плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности. Дети анализируют и делают выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.
    Воспитательная ценность туристической деятельности.

    Формируется представление о правдивости, справедливости. Дети учатся быть отзывчивыми к сверстникам, проявляется внимание к ближним, их переживаниям, радоваться успехам своих товарищей, сопереживать в случае неудачи, правильно оценить поступки свои и сверстников.

    Решаются задачи и трудового воспитания: у детей формируются навыки самообслуживания, умение трудиться в коллективе и планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, учатся экономным приемам работы.

    Воспитываются такие качества, как самостоятельность, аккуратность ответственность, инициативность, бережное отношению к снаряжению и спортивному инвентарю.

    Также туризм способствует воспитанию любознательности, морально-волевых качеств (выдержки, настойчивости в достижении положительных результатов, организованности, самостоятельности). Походная жизнь развивает наблюдательность.

    В связи с этим мы решили организовать работу по детскому туризму.

    Его цель: объединение усилий детей, родителей, педагогов на пути к здоровому образу жизни. Система туристской работы представляла собой творческое взаимодействие инструктора по физкультуре, туризму с воспитателями групп и их воспитанниками, и родителями детей.

    Обучение ориентированию должно основываться на системной работе в соответствии с программными требованиями («Детство»), предусматривающими определение дошкольником своего местонахождения среди объектов окружения.

    Таким образом, двигательная деятельность детей дошкольного возраста, организованная на открытом воздухе усиливает оздоровительный эффект физических упражнений, повышает их двигательную активность. При этом физические нагрузки умеренной интенсивности, к которым относятся циклические виды движений (ходьба, бег, ходьба на лыжах), направлены на развитие общей выносливости и являются оптимальными для детского организма.

    3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.


    Методической основой данного опыта послужили теоретические труды:
    - Куприна Лидия Ефимовна (доцент кафедры физической географии и экологии ТюмГ) программа «Экология, туризм», рекреация; 2012г
    - под редакцией Кузнецовой С.В. учебно-методическое пособие «Туризм в детском саду», 2013год;

    - Голицина Н.С. Физкультурный калейдоскоп для дошкольников; 2003г.
    - Любовь Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». 2010г.
    В данном опыте работы нами были использованы следующие принципы:

    • принцип доступности и активности, позволяющий детям с разным уровнем интеллектуального развития, участвовать в образовательном процессе одинаково активно;

    • принцип общности и разобщенности, носит коллективный характер в образовательном процессе и индивидуальный подход к каждому ребенку;

    • личностно – деятельный принцип, где мы учитываем желание каждого ребенка в принятии активного участия в познавательной деятельности;

    • принцип управляемости и целенаправленности, предполагает создание условий для формирования у детей туристических умений, способствующих получению навыков безопасного поведения в окружающей среде;

    • принцип результативности, направлен на достижение интеллектуальных и практических результатов в безопасном поведении в природе на туристической тропе;

    • принцип систематичности и последовательности, предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе;

      1. Результативность педагогического опыта.


     В системе физкультурно-оздоровительной работы МАДОУ ЦРР - д/с

    № 18 детский туризм зарекомендовал себя, как эффективная форма активного отдыха, которая позволяет при минимальных затратах времени, увеличить резервы здоровья; восстановить силы, работоспособность, расширить функциональные возможности детского организма, обогатить двигательный опыт, пополнить объем знаний в области физической культуры, туризма, краеведения.

    В результате нашей педагогической деятельности, как инструкторов по физической культуры и руководителей туристических занятий у детей сформировалось осознанное отношение к своему здоровью. Дети научились способам оказания доврачебной помощи, ориентирования на местности, бережному отношению к растительному и животному миру. Повысилась экологическая культура.
    Говоря  о высокой результативности и эффективности,  отмечается:  

    1. Снижение количества простудных заболеваний.                                             2. Повышение уровня двигательной активности.                                        

    3. Снижение утомляемости.           

    4. Улучшение качества знаний теоретической подготовки.                        

    5. Улучшение качественных показателей физического развития детей (скорость, сила, выносливость, ловкость).                                                          

    6. Улучшение качественных показателей технической подготовки.              

    7. Формирование эмоционально-волевых, нравственных качеств (выдержка, смелость, взаимопомощи друг другу).

    8. По результатам анализа анкетирования родителей отмечается положительная динамика в дружеских взаимоотношениях с детьми, повышению процентного показателя совместного семейного туристического отдыхах на 50 % (в 2014г. – 40 %, а в 2015г.- 90%).




      1. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.

         Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровье сохраняющих технологий в физкультурно – оздоровительной деятельности:



    • внедрение новых здоровьесохраняющих  технологий в деятельность ДОУ (туристические маршруты на территории ДОУ);

    • использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу      жизни: «Будь внимателен», «Как вести себя в походе»;

    • использование ИКТ для более  наглядной демонстрации     преимущества  здорового образа жизни (мультфильмы о туристах, презентация «Здоровье в наших руках», «Мы туристы»).




      1. Технологичность представляемого педагогического опыта.

    Весь процесс реализации работы проходил в несколько этапов:

    1 этап: диагностико-прогностический.

    Цель: изучение возможностей и потребностей группы.

    Реализован в:


    • Работе с родителями - ознакомление с целями и задачами детского туризма, анкетирование и анализ опроса;

    • Подборке информационного материала для родителей;

    • Подготовке спортивного оборудования;

    • Разработке сценариев проведения туристических мероприятий;

    • Беседах с детьми о правилах поведения в природе;

    • Чтении художественной литературы о туристах;

    • Разучивании стихов, песен, пословиц и поговорок;

    • Знакомство с картой и планом местности;

    • Просмотре презентаций, мультфильмов о туристах.

    2 этап: практический.

    Цель: введение валеологических знаний, здоровьесберегающих технологий в воспитательно - образовательный процесс туристической деятельности.

    Реализован в:



    • Консультации для родителей: «Детский туризм – дело серьезное», «Отправляемся в поход»;

    • Прогулке – игре «Следопыты с картой»;

    • Проведении туристических мероприятий с детьми и родителями: «Юные туристы идут в поход», «Поход в горы», «Зимний туризм»; ряда туристических занятий экологической направленности.

    • Изготовление буклета для родителей «Лето - время семейного туризма»;

    • Изготовление правил - знаков «Правила поведения в природе»;

    • Продуктивная деятельность «Мы - туристы!»;

    • Дидактические игры «Собери рюкзак туриста», подвижные игры, игры – аттракционы «Игры озорного рюкзачка»

    3 этап: обобщающий.

    Цель: подведение итогов, совершенствование результатов работы по данной проблеме.

    Реализован в:



    • Мультимедийные презентации к проекту «Мы туристы»;

    • Мультимедийные презентации к проекту «Мы туристы» - «Подружись скартой»;

    • Фотоотчет семейного туристического отдыха «Вот оно какое наше лето!»;

    • Участие во Всероссийской викторине «Знатоки природы»;

    • Выставка рисунков «Если с другом вышел в путь»;



      1. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.

    Анкетирование родителей детей, посещающих детский сад, выявило несколько проблем. Родители имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребенка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр и такой форме семейного отдыха как туризм.



     Нами разработан комплекс мероприятий для повышения компетенции родителей в данных областях: консультации для родителей «Детский туризм – дело серьезное», «Отправляемся в поход»; информационный материал в буклетах и памятках «Лето - время семейного туризма»; проведении туристических мероприятий с детьми и родителями: «Юные туристы идут в поход», «Поход в горы», «Зимний туризм»; ряда туристических занятий экологической направленности.

    При организации предварительной работы с детьми и последующего закрепления знаний в области экологического туризма особая роль отводилась организации игровой деятельности детей. Для этого использовались разнообразные игры, такие как «Правила поведения в природе», «Виды туризма», «Собери рюкзак», «Что нужно взять с собой в поход», «Собери костер», «Туристические узлы», «Идем в поход», «Лесная аптека» и многие другие, которые позволяли в интересной игровой форме знакомили формировать знания о правилах организации похода, навыки ориентировки в пространстве, практические навыки необходимые туристам.

    Знакомство первоначальное детей с туристической деятельностью как видом досуга, было организовано в форме развлечения «Осенний туристический поход» в 2014 г, в ходе которого дети учились преодолевать несложные препятствия, познакомились с картой территории ДОУ, а также бережного отношения к природе.

    Изучение правил поведения в природе, природа сбережению и знаний о богатстве нашего края, проходило в форме беседы и чтения художественной литературы, разучивание стихов, песен, пословиц и поговорок; изготовления детьми правил - знаков «Правила поведения в природе».

    Для развития самостоятельной деятельности детей, мы использовали дидактические игры «Собери рюкзак туриста», «Топографические знаки», «Туристическая аптечка», совершенствовали двигательные навыки в подвижных игра, играх – аттракционах «Игры озорного рюкзачка».

    Для сохранения и укрепления здоровья детей мы использовали прогулочную территорию детского сада, которая обеспечивает безопасность жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию детского организма детей, а также удовлетворяет врожденную потребность детей в движении, которое служит важным условием формирования всех систем и функций организма.

    Нами разработаны маршруты, которые помогают интересно и эффективно провести туристические прогулки, организовать самостоятельную деятельность детей и индивидуальную работу по развитию и совершенствованию двигательных навыков.

    Каждый маршрут имеет четкий регламент по порядку его проведения и организации деятельности детей на привале, включающей наблюдения в природе, сбор природного материала, подвижные и дидактически игры в том числе и экологического характера такие как «Назови и найди загаданное растение», «Большое и маленькое» и др.

    Маршруты создавались в несколько этапов.

    Первый этап – создание «Тропы здоровья», которая способствует закаливанию организма (ходьба по камушкам, травке, мостику, пенёчкам, пролезать через кольца и туннели, дуги), а красоты природы, спокойная обстановка создают предпосылки для снятия нервно-эмоционального напряжения. Яркая, красочная тропа здоровья привлекает внимание детей и побуждают их к двигательной активности, создавая у них хорошее настроение на весь день.

    Второй этап - станция «Фитоогород» - создание клумб с растущими разнообразными лекарственными травами. Здесь дети знакомятся с природой, наблюдают последовательность сезонных явлений, устанавливать причинно-следственные связи в них, постепенно овладевать знаниями и элементарными умениями природоохранной деятельности человека. Здесь дети не только знакомятся с природой но и выполняют дыхательную гимнастику, много играют, собирают лекарственные растения, природный материал.

    Третий этап «Тренирующая дорожка» для развития физических качеств у детей с учётом возрастных особенностей. Для реализации проекта комплекс основных движений в виде условных обозначений изобразили на асфальте:



    • бег – полосы и стрелки разного цвета с отметкой «Старт» и «Финиш»;

    • ходьба – разнообразные детские следы, зигзаги, спиральки, змейка, круги;

    • прыжки – полосы разного цвета, разнообразные классики: «Цифровые классики», «Солнечные классики», «Гусеничка», «Светофор»;

    • метание – круги вертикальные и горизонтальные и т. д.

    Мы используем тренирующую дорожку не только для образовательной деятельности, но и как один из элементов в туристических прогулках.

    Четвертый этап «Птичье поселение» – создание релаксационной зоны. Для этого на участке были построены деревянные сооружения: скворечники, кормушки, скамейки; разбиты клумбы. На участке есть возможность включать музыку «природы», создавая тем самым атмосферу настоящей природной среды. «Птичье поселение» планируем также использовать для проведения образовательной деятельности познавательной направленности, релаксации, индивидуальных и групповых бесед с детьми.

    Таким образом, удаётся повысить двигательную активность воспитанников во время прогулки. Педагоги в игровой форме предлагают детям преодолеть препятствие по туристическим маршрутам.

    Не взаимосвязанные между собой зоны участка объединены в одно целое с целью совершенствования системы здоровье сбережения детей.

    Объединяющим звеном данной системы можно считать пятый этап маршрута который состоит из изображенной на асфальте дорожной разметки, куда планируется нанести дорожные знаки. Каждый ребёнок, проходя данный маршрут, изучает основы безопасного поведения на улице и в природе, применяют свой опыт и закрепляют полученные знания, формируя сознательное отношение к соблюдению правил безопасности. Понятные для дошкольников знаки движения ведут их по маршруту, соединяя зоны здоровье сберегающей среды.

    Данные маршруты способствуют развитию двигательной активности на прогулке, превратив территорию детского сада в большой спортивный стадион. Маршрут меняться в зависимости от поставленных задач.
    Туристические маршруты.
    Для туристических маршрутов на территории детского сада нами выбрали наиболее интересные объекты природы.

    Во время туристических походов дети не только обучаются туристическим умениям и навыкам, но и учатся заботиться о природе и лесных обитателях. Устанавливаем кормушки, которые смастерили папы и дедушки, и кормим птиц, убираем мусор, с малых лет дети приучаются беречь растения – не ломать ветки кустов и деревьев, не вырывать с корнем цветы и травы, не затаптывать их, собирать только опавшие листья, шишки и т.д. Знакомим детей с правилами: безопасного обращения с огнём, правилами поведения в лесу. Прогулки-походы не такие длительные по времени, не требуют большой подготовки и помощи от родителей, но из выше сказанного видно, что мы стараемся включить пап и мам в процесс методической работы. После походов дети представляют родителям фотоотчет, который сопровождают своим рассказом.

    Организация (возможно круглогодичных) прогулок-походов предусматривает планомерную их подготовку, регулярное (ежемесячное или еженедельное) проведение и овладение детьми определённым объёмом знаний и умений.

    Пешие прогулки-походы могут включать в себя все или часть предлагаемых ниже составляющих:



    • Наблюдение в природе и сбор природного материала;

    • Чтение природоведческой литературы и беседа по содержанию (лучше, если произведение будет посвящено тем объектам природы, которые находятся в зоне непосредственного наблюдения детей);

    • Выполнение имитационных движений (подражание действиям птиц, зверей, насекомых);

    • Подвижные и дидактические игры;

    • Физкультурное занятие или комплекс игр и физических упражнений;

    • Упражнения на дыхание, игры на внимание;

    • Самостоятельные игры детей (на привале);

    Детям обязательно сообщается конкретная цель предстоящей деятельности, например, "Сегодня мы будем собирать букеты из опавших листьев для украшения групп детского сада" или "Будем искать деревья, каких нет на нашем участке" и т. д.

    Важно, чтобы походы были насыщены разнообразным двигательным содержанием: ходьба в разном темпе, подскоки, подвижные игры, спортивные упражнения, перебежки в медленном и быстром темпе и др.

    В содержание походов были включины хорошо знакомые детям игры и упражнения, освоенные ранее.

    Часть времени отводится для подготовки детей к прогулкам-походам. С этой целью воспитатель проводит цикл бесед, игр, занятий, на которых дети получают необходимые знания о туризме и предстоящих походах. Старшие дошкольники овладевают специальными терминами: турист, палатка, рюкзак, спальный мешок, компас, маршрут, карта и т. д.

    С целью повышения интереса детей к данному виду прогулок и закрепления приобретённых умений и навыков могут быть проведены спортивные игры-развлечения (эстафеты).

    Прогулки-походы организуются в первую половину дня за счёт времени, отведённого на утреннюю прогулку и физкультурное занятие на воздухе, что позволит детям реализовать свою потребность в ежедневной двигательной активности.


    Структура прогулки-похода.

    • Сбор и движение до первого привала (5-15 минут).

    • Остановка, привал (5-15 минут). Природоведческая деятельность.

    • Комплекс игр и упражнений (10-20 минут).

    • Самостоятельная деятельность детей (5-10 минут)

    • Сбор детей и возвращение в детский сад (5-15 минут).

    Данная форма работы позволяет формировать у детей навыки поведения на природе, развивать способности удивляться и удивлять, воспитывать заинтересованное и бережное отношение к окружающей среде, а самое главное, способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

     Места, где организовываются туристические привалы по маршруту подготовливаются заранее. Чтобы во время похода провести интересные наблюдения, следует за несколько дней до этого устроить в местах остановок столовую для птиц, где оставлять семечки, орешки. План и маршрут движения мы максимально детализируем. Продумать остановки для экологических занятий, маленького и большого привалов, определить время перехода от одной остановки до другой, разработываем игры и упражнения, направленные на снятие физического напряжения и усталости. 

    Впоследствии, прогулкам придаем вид туристских: берем с собой туристическую палатку, походную аптечку, компасы, рюкзаки, коврики, пластиковые мини-лыжи, снегоступы по количеству детей, участвующих в походе, пополнить атрибуты для спортивных и подвижных игр, что значительно повысит интерес детей к туризму.

    Оригинальный подход к проведению туристических мероприятий позволил дошкольникам почувствовать себя настоящими туристами, обогатил их знания, которые пригодятся им в дальнейших походах и прогулках.


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    «Туристические тропинки дошколят»