• Участники проекта
  • Сроки реализации проекта
  • Предполагаемый результат проекта
  • План реализации проекта Подготовительный этап Срок реализации
  • Мероприятие Ответственные Сроки
  • Основной этап Срок реализации
  • Мероприятие Участники Ответственные
  • Заключительный этап Срок реализации
  • Обеспечение проектной деятельности Методическое
  • Промежуточный отчет подготовительного этапа проекта
  • Промежуточный отчет основного этапа проекта «В мире звуков и букв»

  • Скачать 174.38 Kb.


    Дата11.10.2018
    Размер174.38 Kb.

    Скачать 174.38 Kb.

    Творческий практико-ориентированный проект «Живые звуки» Руководители проекта



    Творческий практико-ориентированный проект

    «Живые звуки»
    Руководители проекта

    Учитель – логопед

    Егорова Анна Сергеевна



    Участники проекта:

    Дети, родители, педагоги подготовительной группы и учитель – логопед


    Паспорт проекта

    Тип проекта:

    По доминирующей в проекте деятельности: творческий практико-ориентированный.

    По содержанию: ребенок и семья.

    По числу участников проекта: групповой

    По времени проведения: долгосрочный (1 год).

    По характеру контактов: в рамках ДОУ.

    По профилю знаний: монопроект – область «речевое развитие»

    По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результатов.

    Сроки реализации проекта: октябрь 2015 – май 2016 уч.г.

    Целевые ориентиры проекта:

    • у ребенка сформирована полноценная звуковая сторона речи (владеет артикуляционными навыками, правильным звукопроизношением, сформировано правильное восприятие слоговой структуры, развито фонематическое восприятие);

    • владеет элементами грамоты;

    • осуществлено взаимодействие семьи и детского сада в подготовке детей к школе.

    Задачи:

    • Образовательные: - учить детей правильно слышать согласные и гласные звуки, уметь их различать по звонкости и глухости, по мягкости и твердости,

    - учить находить место данного звука в слове, уметь придумывать слова на заданный звук,

    - учить детей правильно характеризовать заданный звук.



    • Развивающие: - развивать фонематическое восприятие, навыки правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа,

    - закреплять знания о буквах, выработать навыки составления и чтения слогов, слов

    - развивать психические процессы у детей: восприятие, память, мышление.



    • Воспитательные: - воспитывать коммуникативные способности детей, формировать эмоциональный контакт педагогов, родителей с детьми через совместную деятельность

    - повышать компетентность родителей в вопросах подготовки детей к обучению в школе

    Актуальность проблемы:

    В условиях модернизации дошкольного образованиях один из критериев выпускника в области «речевое развитие» - ребенок должен овладеть всеми средствами звукового анализа слов, определять основные качественные характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый - мягкий), место звука в слове, проявлять интерес к чтению, самостоятельно читать слова.

    Возникает вопрос: с чего начинать обучение грамоте. Понятие «обучение грамоте» подразумевает развитие у ребенка ряда умений и навыков еще до знакомства с буквами и слогами.

    Главная задача педагогов и родителей дошкольника – сформировать предпосылки к овладению грамотой. И начинать надо с развития фонематического восприятия, то есть умения правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, а так же делать простейший звуковой анализ.

    Плохое владение звуковым анализом приводит в школе к ошибкам на письме, таким как пропуски букв, перестановка или замена букв, не дописывание слов, то есть ошибкам, которые принято считать ошибками на внимание. Но такого рода ошибки преодолеваются с большим трудом, от них страдают даже ученики старших классов. Таким образом, первый камешек в фундамент грамотного письма и чтения закладывается еще в дошкольном детстве.

    Обследуя детей подготовительной к школе группы (11 детей) были выявлены следующие результаты:

    низкий уровень- 65 % (7 детей);

    средний уровень – 35 % (3 ребенка);

    высокий уровень – 0 %.

    Дети затрудняются в:

    - выделении звука на фоне слова;

    - определении позиции звука в слове;

    - подборе слова на заданный звук;

    - путают понятия «гласный», «согласный» звуки, из чего вытекает неумение составлять звуковой анализ слова.

    Проанализировав данные диагностики, выявилась проблема: у детей не сформированы предпосылки к освоению грамоте.

    Содержание проекта

    С введением новых федеральных государственных требований в образовательную область «речевое развитие» вошло обучение грамоте, с целью научить детей сливать слоги и простые слова. Для того чтобы ребенок научился правильно читать, нужно знать все звуки, уметь их правильно произносить и дифференцировать. Поэтому возникла идея обучить ребенка грамоте совместно «учитель-логопед – родитель - воспитатель». Учитель-логопед знакомит детей с буквами и звуками родного языка, выявляет трудности в произношении вновь введенных звуков, ведет работу над правильностью произношения этих звуков, по формированию фонематических представлений, воспитатель закрепляет в ДОУ, полученные знания, а родители в домашних условиях. Таким образом, одновременно ведется работа с трех сторон с одним и тем же звуком.




    Предполагаемый результат проекта:

    1. Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.

    2. Развитие фонематического восприятия, закрепление навыка правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.

    3. Выработка навыков составления и чтения слогов, слов.

    4. Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.

    5. Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке будущих первоклассников к обучению в школе.

    6. Повышение компетентности родителей в вопросе подготовки детей к школьному обучению.
    План реализации проекта

    Подготовительный этап

    Срок реализации: 2 недели.

     




    Мероприятие

    Ответственные

    Сроки

    1

    Определение целей и задач проектной деятельности.

    Воспитатель,

    учитель-логопед.



    1, 2 неделя октября.

    2

    Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.

    Воспитатель,

    учитель-логопед.



    1, 2 неделя октября.

    3

    Составление календарных планов по обучению грамоте и по коррекции звукопроизношения, подготовке к усвоению грамоте.

    Воспитатель,

    учитель-логопед.



    1, 2 неделя октября.

    4

    Проведение диагностирования детей, на определение актуальности проекта.

    Воспитатель,

    учитель-логопед.



    1, 2 неделя октября.

    5

    Создание авторами проектов наглядно-дидактического материала.

    Воспитатель,

    учитель-логопед.



    1, 2 неделя октября.

    6

    Информирование родителей, формирование интереса к совместной деятельности с детьми и педагогами по изготовлению наглядного материала, дидактических игр.

    Воспитатель,

    учитель-логопед.



    1, 2 неделя октября.

    7

    Составление плана основного этапа.

    Воспитатель,

    учитель-логопед.



    1, 2 неделя октября.

      

    Основной этап

    Срок реализации: 3-я неделя октября – 2-я неделя мая

     




    Мероприятие

    Участники

    Ответственные

    Сроки

    1

    Проведение ОД по обучению грамоте.

    Дети.

    Учитель-логопед

    Согласно календарно-перспективного плана.

    2

    Проведение ОД по коррекции звукопроизношения, формирования фонематических представлений.

    Дети.

    Учитель-логопед.

    Согласно календарно-перспективного плана.

    3

    Создание презентаций средствами PowerPoint для индивидуальных и итоговых ОД.

    Дети.

    Воспитатель Учитель-логопед.


    По мере необходимости.

    4

    Проведение логопятиминуток.

    Дети.

    Учитель-логопед.

    Ежедневно.

    5

    Изготовление наглядно-информационного материала для родителей.

    Родители.

    Воспитатель, учитель-логопед.

    в течение реализации проекта.

    6

    Совместная деятельность с детьми.

    Дети.

    Воспитатель, учитель-логопед.

    Согласно календарно-перспективного планирования.

    7

    Самостоятельная деятельность детей.

    Дети.

    Воспитатель, учитель-логопед.

    Ежедневно.

    8

    Семинар – практикум «Артикуляционная гимнастика».

    Родители.

    Учитель-логопед.

    Октябрь.

    10

    Обучающее занятие для родителей с использованием авторской методики Ткаченко «Звук М».

    Дети, родители.

    Воспитатель, учитель-логопед.

    Ноябрь.

    11

    Промежуточная диагностика детей.

    Дети.

    Учитель-логопед.

    Январь.

    12

    Конкурсы «Сделай букву сам»,

    Родители, дети.

    Учитель-логопед.

    Февраль.

    13

    Семинар - практикум «Встаньте звуки в ряд».

    Родители.

    Учитель-логопед

    Февраль

    13

    Создание игр: «Волшебный телевизор», «Имена детей» (ребусы)

    Родители.

    Воспитатель, учитель-логопед.

    Февраль

    14

    Конкурс «Придумай сказку о звуке»,

    Родители, дети

    Учитель-логопед

    Март

    15

    Индивидуальные консультации с учителем – логопедом.

    Родители

    Учитель-логопед.

    В течение реализации проекта.

    16

    Итоговое родительское собрание.

    Родители.

    Воспитатель, учитель-логопед.

    Май.


    Заключительный этап

    Срок реализации: 1, 2 неделя мая




    Мероприятие

    Участники

    Ответственные

    Сроки

    1

    Обобщающая игровая ОД «Все буквы алфавита»

    Родители, дети

    Воспитатель, учитель-логопед

    Май

    2

    Диагностирование детей, обработка результатов диагностики. Соотношение целей и результатов проекта.

    Дети.

    Учитель-логопед.

    Май.

    3

    Подготовка отчета о проделанной работе, создание презентации




    Воспитатель, учитель-логопед.

    Май.

    4

    Презентация проекта (педсовет).

     

    Воспитатель, учитель-логопед.

    Май.

    Этот проект значим для всех его участников:

    Дети: получение новых знаний, проявление творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности.

    Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

    Родители: получение новые знания, повышение компетентности в вопросе подготовки ребенка к школе, расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания.
    Обеспечение проектной деятельности

    Методическое:

    1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников. - СПб.; «Детство- Пресс», 2005

    2. Бережнова О.В «Работа с семьей при подготовке детей к школе» сост.. СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011

    3. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.

    4. Жуковская Н. В, Учим буквы. Решаем ребусы. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

    5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М.: Гном-Пресс, 1999.

    6. Кравченко И.В. Игры и упражнения со звуками и словами. – М.: Издательство «Гном-Пресс» , 1998

    7. Полякова Л. Л., Цуканова С. П. Говори, читай… Занимательное пособие для дошкольников. – Пермь, 2000.

    8. Сомкова О.Н, Бадакова З.В., Яблоновская И.В. «Путешествие по Стране Правильной Речи. Диагностическая тетрадь. СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО

    «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2011

    9. Триггер Р.Д., Владимирова Е.В. Я учусь читать и писать. – Смоленск: Издательство « Ассоциация XXI век», 1998.

    10. Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать! Обучение дошкольников чтению. Программа – конспект. СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО

    «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2011.

    11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. М.-Школьная Пресса 2002.

    12. Логопедические тетради на звуки. – Киров.: ИП. Бурдина С.В.

    13. Серия «Говорим правильно». «Гласные и согласные» - Киров.: ИП. Бурдина С.В.

    14. Серия «Говорим правильно». «Делим слова на слоги» - Киров: ИП. Бурдина С.В.

    15. Серия «Говорим правильно». Слова и звуки. – Киров: ИП. Бурдина С.В.

    16. Тетрадь с заданиями для развития детей. Изучая         грамоту. – Киров: ИП. Бурдина С.

    17.Суперраскраска. «Азбука с заданиями», художник – И. Баранова, 2008 г.



    Промежуточный отчет подготовительного этапа проекта

    Первый этап проектирования – подготовительный. Данный этап реализовывался в течение двух недель, за истекший срок была проделана следующая работа:



    • Провели диагностирование детей, на определение актуальности проекта.

    • Составили календарные планы по обучению грамоте и по коррекции звукопроизношения.

    • Создали наглядно-дидактический материал: «Живые звуки», плакаты на изучаемые буквы.

    • Проинформировали родителей, сформировали интерес к совместной деятельности с детьми и педагогами по изготовлению наглядного материала, дидактических игр.

    • Составили план основного этапа проекта,

    Промежуточный отчет основного этапа проекта

    «В мире звуков и букв»

    Данный этап реализуется в течение учебного года (первая неделя октября по вторую неделю мая). За истекший срок (сентябрь – январь) были проведены следующие мероприятия:

    Для детей:


    • ОД по обучению грамоте

    • ОД по коррекции звукопроизношения, усвоению грамоте

    Ежедневно учитель-логопед проводила логопятиминутки, на которых дети выполняли артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры, упражнения на развитие дыхания, на развитие фонематических представлений.

    • Для родителей был представлен наглядно-информационный материал: «Обучение грамоте в семье», «Артикуляционная гимнастика», «Методики обучения чтению ребёнка» и др.

    • Во время совместной деятельности с детьми проводились игры и упражнения: «Найди все предметы на звук…», «Отыщи на картинке буквы и составь из них слова», «Логопедическое лото», «На что похожа буква?»; читали слоги на слоговой таблице и составляли из слогов слова; составляли звуковые схемы слов, схемы предложений; заучивали стихи, скороговорки с изученными звуками, учились отгадывать ребусы.

    • В самостоятельной деятельности дети активно использовали трафареты букв, обводя и заштриховывая их, моделировали буквы, используя различный материал; составляли из разрезных букв слова и звуковые схемы к ним. В играх шло активное распределение ролей: обучающих и обучаемых.

    • Учителем-логопедом было проведено обучающее занятие для родителей с использованием авторской методики Ткаченко Т.А. «Звук М». Подводя итог проведенного занятия, можно сказать, что дети справились с поставленными задачами, эмоциональный настрой поддерживался на протяжении всего занятия, дети с удовольствием выполняли предложенные задания, используя материал, который был предложен для выполнения с родителями, положительный результат достигнут.

    • Обработка результатов диагностики речевого уровня детей подготовительной к школе группы показала следующие результаты:

    - на начало года низкий уровень – 65 %, на середину года – 45%,

    - средний уровень в начале года 35 %, в середине года – 45%;

    - к середине года высокий уровень подготовленности показали 10 % детей.
    Дети выделяют звук на фоне слова, определяют позицию звука в слове, придумывают слова на заданный звук, большинство детей овладели навыком анализа и синтеза слогов и слов, дети знают буквы, большее число детей овладели послоговым чтением, выполняют звукобуквенный анализ слогов, слов.

    Работа с родителями велась на семинарах - практикумах, индивидуальных консультациях и т.п.

    В начале учебного года для родителей воспитанников был проведен семинар – практикум «Артикуляционная гимнастика», на котором родители познакомились со значением артикуляционной гимнастики в формировании правильного звукопроизношении и практиковались в выполнении комплексов постановки различных звуков. Также родители ознакомились с задачами по обучению грамоте и приемами их реализации.

    На индивидуальных консультациях с учителем – логопедом родители получали советы по коррекции речи детей, подготовке их к обучению в школе; получили представления о работе учителя-логопеда, о необходимости занятий с детьми не только в детском саду, но и дома.

    Родители приняли активное участие в проекте. Ими были приобретены игры-ребусы, приняли участие в изготовлении демонстрационного материала для занятий (картинки). Родители проявили себя как активные, заинтересованные партнеры своих детей, помогая им выполнять творческие задания педагогов.

    В течение оставшегося времени основного этапа (февраль - май) - проекта планируется провести:


    • Конкурс на лучшую букву «Сделай букву сам» организация выставки букв, сделанных детьми под руководством родителей.

    • Конкурс «Придумай сказку о звуке», оформление детьми совместно с родителями книжек-малышек с придуманными сказками.

    • Родительская встреча.

    В повестке:

    - фотоотчет о ходе проекта;

    - подведение итогов;

    - награждение победителей (детей и их родителей) конкурсов грамотами и призами.

    По результатам проделанной работы можно сделать выводы:

    Дети:


    • овладели первоначальными навыками правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа;

    • получили знания о буквах, приобрели навыки чтения;

    • повысились коммуникативные, творческие способности детей;

    • расширились и активизировались словарный запас, связная речь.

    Родители:



    • повысилась психологическая готовность и компетентность родителей в понимании своего ребенка, видении и развитии его талантов, преодолении возможных трудностей при подготовке к школе.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Творческий практико-ориентированный проект «Живые звуки» Руководители проекта

    Скачать 174.38 Kb.