• Прогноз применения
  • Сведения об опубликовании

  • Скачать 95.67 Kb.


    Дата07.02.2019
    Размер95.67 Kb.

    Скачать 95.67 Kb.

    Тюменский ноц рао научно-исследовательская тема «Инклюзивное образовательное пространство»



    Тюменский НОЦ РАО
    Научно-исследовательская тема

    «Инклюзивное образовательное пространство»


    Основные научные результаты:

    1. Социологическое направление

    Представлены результаты исследования, проведенного с помощью анкетирования 2181 преподавателя из 9 вузов Тюменской области и Ханты-Мансийского автономного округа. Генеральная совокупность составила 3876 человек. Проведенная работа была направлена на оценку рисков и рискогенных факторов инклюзивного образования. Инклюзивное образование рассматривалось как: 1) социальное благо; 2) ресурс для развития; 3) инновация с рискогенным потенциалом.

    1. Психолого-педагогическое направление

    Проанализированы экстенсивный и интенсивный пути развития инклюзивного образования. Охарактеризованы внешние и внутренние барьеры, возникающие в процессе обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Выявлены образовательные барьеры у детей с особыми образовательными потребностями (ООП) с акцентом на риск формирования у них социального иждивенчества. Показана необходимость социально-пропедевтических технологий в обучении детей с ОВЗ. Выявлены особенности функционирования пропедевтического инклюзивного центра. Дана оценка факторам инклюзии в отношении педагогов, которые вынуждены осваивать новые профессиональные компетенции по обучению детей с ОВЗ разных гетерогенных групп. Уточнены компоненты готовности педагогов к работе с обучающимися с ООП.
    Сущность:

    1. Социологическое направление

    Проведение социологического исследования, направленного на оценку инклюзивного образовательного пространства Тюменской области, выявление уровня психологической готовности академического персонала вузов работать в инклюзивной образовательной среде и их отношения к инклюзии.

    2.Психолого-педагогическое направление

    Проанализирован экстенсивный путь развития инклюзивного образования, одна из особенностей которого – вовлечение в образовательный процесс большего количества кадровых ресурсов (подготовка ассистентов и тьюторов, массовая профессиональная переподготовка педагогов общеобразовательных организаций).

    Рассмотрен интенсивный путь развития инклюзивного образования, суть которого – предупреждение в дошкольном возрасте у детей с особыми образовательными потребностями субъективных образовательных барьеров, связанных с различными морфофункциональными, интеллектуальными, эмоциональными и поведенческими особенностями.

    Предложено использование пропедевтических технологий обучения с целью подготовки ребёнка к систематическому обучению в школе посредством овладения родным языком, развития внимания, памяти, воображения, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности.

    Выявлены особенности функционирования пропедевтического инклюзивного центра: 1) осуществление научно-исследовательской деятельности в сфере инклюзии, дефектологии и логопедии; 2) координация сетевого взаимодействия между образовательными организациями, медицинскими и социальными учреждениями по обмену опытом инклюзивного образования детей с ОВЗ. Охарактеризованы социально-нравственные и организационно-методические принципы деятельности инклюзивного пропедевтического центра. Конкретизировано содержание компонентов готовности педагогов к работе с обучающимися с ОВЗ.
    Новизна:


    1. Социологическое направление

    В рамках общей теории рискологии выработаны понятия рисков и рискогенных факторов в инклюзивном образовании. Представлены и классифицированы риски (по трём мегагруппам) инклюзивного высшего образования: риски для общества, институциональные риски, риски для акторов образования. Мегагруппы включают: риски снижения качества образования; риски социального иждивенчества; групповые и организационные риски; угрозу имитации инклюзии; риски волевой инклюзии; личностные и профессиональные риски студентов, преподавателей, родителей и администраторов. В качестве приоритетных рискогенных факторов выделены дефицит компетенций педагогов, финансовые ограничения, отсутствие в обществе толерантного отношения к студентам с ограниченными возможностями здоровья.

    2.Психолого-педагогическое направление

    Проанализирована реализация инклюзивного образования в России с позиций экстенсивного пути, особенностью которого является создание физической среды, адаптированной к нуждам лиц с особыми потребностями и вовлечение в образовательный процесс дополнительных кадровых ресурсов. Охарактеризован интенсивный путь развития инклюзивного образования, связанный с запуском механизмов интенсификации компенсаторных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном и младшем школьном возрасте. Обозначено новое научно-исследовательское направление в педагогике – пропедевтика инклюзивного образования. Предложены социально-пропедевтические технологий в обучении детей с ОВЗ. Уточнены компоненты готовности педагогов к работе с обучающимися с ОВЗ: ресурсно-аксиологический, мотивационно-позитивный, профессионально-когнитивный, операционально-компетентностный, информационно-технический, рефлексивно-стратегический.


    Значимость:

    1.Социологическое направление

    Дана оценка качества инклюзивной образовательной среды; определены наиболее значимые препятствия широкомасштабному введению инклюзии в вузах.

    2.Психолого-педагогическое направление

    Акцент на интенсивный путь развития инклюзивного образования с целью актуализации и активизации внутренних ресурсов, в том числе: 1) разработка пропедевтических технологий обучения с целью подготовки к школе дошкольников с особыми образовательными потребностями; 2) формирование готовности педагогов к обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.


    Прогноз применения:

    1.Социологическое направление

    Учёт рискогенных факторов в процессе реализации инклюзивного образования с целью преодоления негативных последствий.

    2.Психолого-педагогическое направление

    Реализация пропедевтических инклюзивных технологий как в государственных, так и частных центрах развития детей при подготовке дошкольников с ОВЗ к систематическому обучению, формирование готовности у представителей педагогического корпуса к обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья разных гетерогенных групп.


    Авторы:

    1. Социологическое направление: Л. М. Волосникова, Г.З. Ефимова,

    2. Психолого-педагогическое направление: Н.Н. Малярчук, Г.М. Криницына



    Сведения об опубликовании:

    SCOPUS


    Малярчук Н.Н. Концептуально-теоретические основы здоровьесозидающего воспитания учащейся молодёжи в условиях постиндустриального общества/ Маджуга А.Г., Абдуллина Л.Б., Самородов Д.П., Малярчук Н.Н.// Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7. № 5. С. 128-145. (СКОПУС)
    РИНЦ










    1. Волосникова Л.М. Инклюзивное пространство высшего образования/ Г.З. Ефимова, Л. М. Волосникова// Педагогика. 2017. №7. С81-95. (ВАК)

    2. Малярчук Н.Н. «Острые углы» инклюзивного образования учащихся с ОВЗ /Н.Н. Малярчук, Л.М. Волосникова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2016. Вып. 51. Ч. 6. - С.235-241. (ВАК)

    3. Малярчук Н.Н. Волонтёрство как социально-ориентированная деятельность студентов-дефектологов в процессе реабилитации детей с инвалидностью /Н.Н. Малярчук, С.В. Сосновская, Г.М. Криницына, О.А. Мальцева // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2016. Вып. 52. Ч. 3. - С.161-166. (ВАК)

    4. Малярчук Н.Н. Физическое воспитание обучающихся технического вуза с позиций инклюзивного подхода /С.И. Хромина, Н.Н. Малярчук, Л.Б. Дыхан// Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2016. Вып. 52. Ч.VI. - С. 339-345 (ВАК)

    5. Малярчук Н.Н. Проблемы и ресурсные состояния гетерогенных групп в образовании: практикоориентированный аспект/ Н. Н. Малярчук, Л. М. Волосникова // Научно-методический журнал "Вестник БелИРО" №1, 2016 , С.75-82.

    6. Малярчук Н.Н. О готовности педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде: региональный аспект/ Л. М. Волосникова, А.В. Толстиков, Г.З. Ефимова, Н.Н. Малярчук/ Стратегии формирования инклюзивной среды: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Вуз как гетерогенная организация: стратегия формирования инклюзивной среды» (Великий Новгород. Санкт-Петербург (17-19 мая 2016 года)/ сост. М.Н. Певзнер, П.А. Петряков, ред.-сост. Н.В. Богатенкова. СПб.: СПб АППО, 2016. С.221-228.

    7. Малярчук Н.Н. Инклюзивное образование: экстенсивный и интенсивный пути развития/ /  Н.Н. Малярчук, Г.М. Криницына, Л.Б. Дыхан// European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2017. № 9.

    (ВАК)

    1. Малярчук Н.Н. Идеи Выготского Л.С. как методологическая основа инклюзии физкультурно-образовательной среды /Хромина С.И., Малярчук Н.Н.// Инклюзия в образовании. 2017. № 1 (5). С. 7-12.

    2. Малярчук Н.Н. Пропедевтические технологии в реализации инклюзивного пути развития инклюзивного образования образовании/ Малярчук Н.Н., Криницына Г.М.// Инклюзия в образовании. 2017. № 1 (5). С. 60-65.

    3. Малярчук Н.Н. Физкультурная среда с позиций инклюзивного подхода/ Хромина С.И., Малярчук Н.Н.//В сборнике: Физическая культура и спорт в современном обществе: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 50-летию образования Дальневосточной государственной академии физической культуры. Под редакцией С.С. Добровольского. 2017. С. 228-230

    4. Малярчук Н.Н. Отношение к обучению детей с аутизмом: западный и российский подходы / Сергеева Н.В., Малярчук Н.Н.
      В сборнике: Young scientists' and mentors' non-standart congress International scientific-practical congress of pedagogues, psychologists and medics. European Association of pedagogues and psychologists “Science”. 2017. С. 56-60.

    5. Малярчук Н.Н. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста как пропедевтическая технология в инклюзивном образовании/ Малярчук Н.Н., Криницына Г.М./ «Организация ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям»: сборник научно-методических материалов/ Г.П. Захарова, Н.Н. Васильева, С.В. Велиева,Т.Н. Семёнова; отв. ред Т.Н. Семёнова. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2017 – 325 с. С.81-84.

    6. Малярчук Н.Н. Предпочитаемые стратегии совладания со стрессом у студентов с разной направленностью локуса контроля/ Дыхан Л.Б., Каменская Е.Н., Малярчук Н.Н., Голиков Н.А. // Валеология. 2016.– № 1. – С. 49-56. (ВАК)

    7. Малярчук Н.Н. Виды нарушений осанки у детей младшего школьного возраста, проживающих в сельской местности/ Н.Н. Малярчук, С.Н. Глазунова, Е.Н. Цыбикова, О.М. Штенская// Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. – Сб. научных трудов: – Ялта: РИО ГПА, 2017. Вып. 56. Ч.8 – С.143 - 149. (ВАК)

    8. Малярчук Н.Н. Субъективные барьеры в обучении студентов с тяжёлой соматической патологией/ Н.Н. Малярчук, С.Н. Глазунова, Е.Н. Цыбикова, Л.Б. Дыхан// Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сб. научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. Вып. 56. Ч.8 - С. 137-143. (ВАК)

    Основные характеристики организации, выполняющей фундаментальные научные исследования

    Целевые индикаторы и показатели

    2017

    Численность персонала, занятого фундаментальными и прикладными научными исследованиями, (чел)

    4

    В том числе исследователи

    4

    Из них исследователи в возрасте до 39 лет




    Финансирование из федерального бюджета на фундаментальные исследования (тыс.руб.)




    В том числе по источникам:




    Государственные задания:




    Государственные фонды – всего:




    РФФИ




    РНФ




    ФПИ




    Другие источники




    Внебюджетное финансирование фундаментальных исследований




    Среднегодовая стоимость машин и оборудования (тыс.руб.)




    В том числе в возрасте до 5 лет




    Количество публикаций по результатам фундаментальных исследований (ед.), из них:




    - монографий

    0

    - статей в ведущих зарубежных журналах

    0

    - статей в рецензируемых отечественных журналах

    6



    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Тюменский ноц рао научно-исследовательская тема «Инклюзивное образовательное пространство»

    Скачать 95.67 Kb.