страница1/4
Дата13.11.2017
Размер1.24 Mb.
ТипУчебная программа

Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальностей


  1   2   3   4


Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка»

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор БГПУ

_________________ С.И. Коптева

«_____» _________________2016 г.

Регистрационный № УД -_____________/уч.



ТЕОРИЯ СПОРТА

Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальностей:


1- 88 01 01 Физическая культура (по направлениям)

Направление специальности 1- 88 01 01- 01 Физическая культура (лечебная);


1 – 88 01 02 Оздоровительная и адаптивная физическая культура

(по направлениям)

Направление специальности 1 – 88 01 02 – 01 Оздоровительная и адаптивная физическая культура (оздоровительная);
1 – 88 02 01 Спортивно-педагогическая деятельность (по направлениям)

Направление специальности 1 – 88 02 01 – 04 Спортивно-педагогическая деятельность (спортивная режиссура);


1- 89 02 01 Спортивно-туристская деятельность (по направлениям)

Направление специальности 1- 89 02 01- 02 Спортивно-туристская деятельность (менеджмент в туризме)

2016 г.

Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы «Теория спорта», утвержденной 18.11.2015 г. регистрационный № ТД-№. 104/тип



СОСТАВИТЕЛИ:

А.А. Балай, заведующий кафедрой теории и методики физической культуры учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент

А.В. Тисецкий, старший преподаватель кафедры теории и методики физической культуры учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой теории и методики физической культуры,

(протокол № 4 от 24.11.2016);


Заведующий кафедрой _______________ А.А. Балай
Научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (протокол № 2 от 27.12. 2016).

Оформление учебной программы и сопровождающих ее материалов действующим требованиям Министерства образования Республики Беларусь соответствует.

Методист учебно- методического

управления БГПУ

_______________ Е.А. Кравченко
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа по учебной дисциплине «Теория спорта» разработана в соответствии с образовательным стандартом Республики Беларусь первой ступени высшего образования и учебным планом специальности.

Учебная программа по учебной дисциплине «Теория спорта» предназначена для реализации на первой ступени высшего образования в рамках цикла общепрофессиональных и специальных дисциплин. Ее особенностями являются: научно обоснованное содержание физического воспитания учащихся – эффективного процесса организации занятий физическими упражнениями; акцентуация на компетентностном подходе в обучении; формирование знаний, умений и навыков студентов; значительное усиление роли и доли их самостоятельной работы; использование современных инновационных педагогичеких технологий.

Учебная дисциплина «Теория спорта» базируется на содержании учебных дисциплин: «Теория и методика физической культуры», «Педагогика», «Психология». Продуктивное освоение содержания дисциплины оптимизирует изучение учебного материала по предметам цикла специальных дисциплин «Анатомия», «Физиология», «Гигиена», «Биохимия», «Биомеханика», «Лечебная физическая культура и массаж».

Целью преподавания учебной дисциплины является систематизация знаний студентов в рамках единой методологической концепции и создание предпосылок для эффективного применения теоретических знаний в профессиональной деятельности.

Задачи изучения учебной дисциплины:

- изучить материал о специфике спорта и его социальных функциях;

- усвоить сведения об основных закономерностях соревновательной деятельности, спортивной подготовки и спортивного отбора;

- овладеть знаниями о принципах, средствах и методах спортивной подготовки, о содержании физической, технической, тактической и психической подготовки спортсмена;

- изучить основы современных технологий направленного развития двигательных способностей и обучения двигательным действиям в спорте;

- освоить теоретико-методические подходы к эффективному построению спортивной подготовки;

- приобрести умения принимать самостоятельные решения при выборе наиболее эффективных средств и методов спортивной подготовки, при нормировании нагрузки с учетом специфики контингента, а также определять эффективность учебно-тренировочного процесса.

Методы (технологии) обучения:

– словесные: рассказ, беседа, лекция и др.;

– наглядые: демонстрация реальных или изображенных объектов, явлений, макетов, диаграмм и др.;

– практические: физические упражнения, занятия, тренировки, практикумы, игры, развлечения и др.;

– метод проблемного изложения: переходный от исполнительской к творческой деятельности;

– организационно-управленческие: планирование, организация и проведение уроков (занятий) по физической культуре, физкультурно-оздоровительных занятий и спортивно-массовых мероприятий с дошкольниками, учащимися и студентами.

– методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

– методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;

– элементы проблемного обучения (проблемное изложение, вариативное изложение, частично-поисковый метод), реализуемые на лекционных занятиях;

– элементы учебно-исследовательской деятельности, реализуемые на практических занятиях и при самостоятельной работе.



Требования к освоению учебной программы «Теория спорта» в соответствии с образовательным стандартом.

Изучение учебной дисциплины «Теория спорта» должно обеспечить формирование у студентов академических, социально-личностных и профессиональных компетенций.



Требования к академическим компетенциям

Студент должен:

АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.

АК-3. Владеть исследовательскими навыками.

АК-4. Уметь работать самостоятельно.

АК-5. Творчески подходить к решению задач профессиональной деятельности в сфере физической культуры.

АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.

АК-7. Иметь навыки, связанные с использованием современных информационных технологий в процессе планирования, проведения учебно-тренировочных занятий, контроля их эффективности и корректировки содержания.

АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.

АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

Требования к социально-личностным компетенциям

Студент должен:

СЛК-1. Обладать качествами гражданственности.

СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию.

СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.

СЛК-4. Владеть навыками здоровьесбережения.

СЛК-5. Быть способным к критике и самокритике.

СЛК-6. Уметь работать в команде.

СЛК-7. Владеть современными психологическими технологиями для проведения успешных деловых встреч и переговоров, участия в деловых играх.

СЛК-8. Формировать и аргументировать собственные суждения и профессиональную позицию.

СЛК-9. Уметь использовать в практической деятельности основы законодательства и правовых норм.

СЛК-10. Уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия.

СЛК-11. Проявлять инициативу и креативность, в том числе в нестандартных ситуациях.



Требования к профессиональным компетенциям

Студент должен быть способен:



ПК-1. Формировать физическую культуру личности.

ПК-2.-Формировать гуманистическое мировоззрение, нравственное сознание и нравственное поведение.

ПК-3. Воспитывать ответственность за результаты учебной деятельности.

ПК-4. Формировать у занимающихся систему научных знаний, умений, навыков и готовность к их использованию в процессе физического воспитания, спортивной подготовки и самосовершенствования.

ПК-5. Осваивать и использовать современные научно обоснованные методики спортивной подготовки.

ПК-6. Работать с научно-методической литературой.

ПК-7. Планировать, организовывать, контролировать и корректировать процесс спортивной подготовки.

ПК-8. Проводить и контролировать разные формы занятий физическими упражнениями.

ПК-9. Выбирать и использовать средства и методы спортивной подготовки.

ПК-10. Планировать спортивную подготовку и другие формы занятий с учетом медико-биологических, психолого-педагогических основ физкультурной деятельности, а также возрастных, половых особенностей, психофизических возможностей и физической подготовленности.

ПК-11. Организовывать и проводить разнообразные формы занятий физическими упражнениями.

ПК-14. Осваивать и использовать современные методики спортивной подготовки.

ПК-17. Организовывать и проводить спортивный отбор.

ПК-18. Контролировать и анализировать соревновательную деятельность.

ПК-19. Судить соревнования и готовить судей по виду спорта.

ПК-20. Обеспечивать безопасность спортивной подготовки, осуществлять профилактику травматизма, оказывать первую доврачебную помощь.

ПК-21. Выбирать и использовать эффективные средства восстановления после физических нагрузок и травм.

ПК-22. Осуществлять планирование, организацию и контроль образовательного процесса, спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности.

ПК-23. Работать с нормативными правовыми актами и другими документами.

ПК-24. Анализировать и оценивать собранные данные.

ПК-25. Взаимодействовать со специалистами смежных профилей.

ПК-26. Вести переговоры с другими заинтересованными участниками.

ПК-27. Пользоваться глобальными информационными ресурсами, владеть современными средствами телекоммуникаций.

ПК-28. Анализировать и проектировать образовательный процесс, организационно-управленческую, спортивную, учебную и физкультурно-оздоровительную деятельность.

ПК-29. Анализировать перспективы и направления развития спорта и физического воспитания.

ПК-30. Системно представлять предметную область профессиональной деятельности и перспективы ее развития.

ПК-33. Готовить научные статьи, рефераты, информационные сообщения и др.

ПК-43. Проводить врачебно-педагогические наблюдения для учета эффективности восстановительного процесса.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

знать:

- основные понятия, характеризующие предметную область теории спорта;

- социальные функции и тенденции развития спорта;

- методы исследования в теории спорта;

- основы теории спортивных соревнований, теории спортивной подготовки и теории спортивного отбора;

- закономерности и принципы спортивной подготовки;

- средства и методы спортивной подготовки;

- содержание физической, технической, тактической и психологической подготовки спортсмена;

- современные технологии направленного развития двигательных способностей и обучения двигательным действиям в спорте;

- закономерности рационального построения спортивной подготовки;

- контроль в спорте;

уметь:

- системно представлять предметную область профессиональной деятельности и перспективы ее развития;

- организовывать научные исследования в сфере спорта;

- принимать самостоятельные решения при выборе наиболее эффективных средств и методов спортивной подготовки;

- нормировать физическую нагрузку в зависимости от ее направленности;

- применять методы спортивного отбора;

- определять эффективность спортивной подготовки;

- работать с научно-методической литературой, нормативными правовыми актами и другими документами;



владеть:

- понятийным аппаратом теории спорта;

- методами научных исследований в сфере спорта;

- методикой нормирования физической нагрузки;

- методикой формирования двигательных умений и навыков в спортивной подготовке;

- методиками направленного развития двигательных способностей в спорте;



- методами контроля и отбора в спортивной подготовке.
Всего на изучение учебной дисциплины на дневной форме получения образования, специальность 1- 88 01 01 Физическая культура (по направлениям), учебным планом специальности отводится 156 часов, из них аудиторных 80. Распределение аудиторных часов по видам занятий: 64 часов лекций, 16 часов семинарских занятий, 40 часов самостоятельная (внеаудиторная) работа студента.
Распределение аудиторного времени по видам занятий, курсам и семестрам для студентов спортивных направлений дневной формы получения образования:


Название

учебной дисциплины

Семестр

Количество часов учебных занятий

Сам.

(внеауд.) работа

Форма текущей

аттестации

всего

аудит

Из них

лекц.

сем.

Теория спорта

7

156

80

54+10

14+2

40

экзамен

Всего часов




156

80

64

16

40




Для студентов специальности 1-89 02 01-02 Спортивно-туристская деятельность (менеджмент в туризме) дневной формы получения образования (сокращенный срок обучения) предусмотрено 34 аудиторных часа, из них: лекций – 18 часов, семинарских - 16 часов, самостоятельная (внеаудиторная) работа студента – 86 часов.
Распределение аудиторного времени по видам занятий, курсам и семестрам для студентов дневной формы получения образования

(срок обучения 3 года):


Название

учебной дисциплины

Семестр

Количество часов учебных занятий

Сам.

(внеауд.) работа

Форма текущей

аттестации

всего

аудит

Из них

лекц.

сем.

Теория спорта

5

156

34

16+2

14+2

86

экзамен

Всего часов




156

34

18

16

86



Для студентов специальностей 1-89 02 01-02 Спортивно-туристская деятельность (менеджмент в туризме) и 1–88 01 02–01 Оздоровительная и адаптивная физическая культура (оздоровительная) заочной формы получения образования предусмотрено 20 аудиторных часов, из них: лекций – 12 часов, семинарских - 8 часов.


Распределение аудиторного времени по видам занятий, курсам

и семестрам для студентов заочной формы получения образования:


Название

учебной дисциплины

Семестр

Количество часов учебных занятий

Форма текущей

аттестации

всего

аудит

Из них

лекц.

сем.




Теория спорта

8

54

8

4

4




9

51

6

4

2




10

51

6

4

2

экзамен

Всего часов




156

20

12

8




Для студентов специальности 1-89 02 01-02 Спортивно-туристская деятельность (менеджмент в туризме) заочной формы получения образования (сокращенный срок обучения) предусмотрено 12 аудиторных часов, из них: лекций – 6 часов, семинарских - 6 часов.
Распределение аудиторного времени по видам занятий, курсам

и семестрам для студентов заочной формы получения образования

(срок обучения 4 года):


Название

учебной дисциплины

Семестр

Количество часов учебных занятий

Форма текущей

аттестации

всего

аудит

Из них

лекц.

сем.




Теория спорта

8

156

12

6

6

экзамен

Всего часов




156

12

6

6




ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Наименование раздела, темы

Всего

(ауд.час.)



Лекции

Семи-нары

1.

РАЗДЕЛ 1. Фундаментальные аспекты теории спорта

26

20

6

1.1.

Введение в теорию спорта

2

2




1.2.

Методологические основы теории спорта

2

2




1.3.

Спорт в современном обществе

2

2




1.4.

Теория спортивных соревнований

2

2




1.5.

Теория спортивной подготовки

4

2

2

1.6.

Закономерности и принципы спортивной подготовки

6

4

2

1.7.

Средства и методы спортивной подготовки

8

6

2

2.

РАЗДЕЛ 2. Виды подготовки спортсмена

32

26

6

2.1.

Общая характеристика видов подготовки спортсмена

2

2




2.2.

Физическая подготовка. Направленное развитие силовых способностей спортсмена

6

4

2

2.3.

Физическая подготовка. Направленное развитие скоростных способностей спортсмена

6

4

2

2.4.

Физическая подготовка. Направленное развитие выносливости спортсмена

6

4

2

2.5.

Физическая подготовка. Направленное развитие координационных способностей спортсмена

2

2




2.6.

Физическая подготовка. Направленное развитие гибкости спортсмена

2

2




2.7.

Техническая подготовка спортсмена

4

4




2.8.

Тактическая подготовка спортсмена

2

2




2.9.

Психологическая подготовка спортсмена

2

2




3.

РАЗДЕЛ 3. Периодизация спортивной подготовки

22

18

4

3.1.

Общая характеристика структуры спортивной подготовки

4

2

2

3.2.

Построение тренировочных занятий в спортивной подготовке

2

2




3.3.

Построение микроциклов в спортивной подготовке

2

2




3.4.

Построение мезоциклов в спортивной подготовке

2

2




3.5.

Построение макроциклов в спортивной подготовке

4

4




3.6.

Многолетняя подготовка спортсмена

2

2




3.7.

Отбор и ориентация в спорте

2

2




3.8.

Контроль в спортивной подготовке

4

2

2

Всего часов:

80

64

16


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
РАЗДЕЛ 1. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ СПОРТА
  1   2   3   4

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальностей