страница1/12
Дата14.09.2018
Размер2.97 Mb.
ТипОсновная образовательная программа

Учебный план. II цели и задачи обучения в начальной школе: II учебный план сс(К) ши


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с органиченными возможностями здоровья « Сокольская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»
Рассмотрено: Утверждено

педагогическим советом приказом № 71 от 30.08.2013 г.

ССКШИ VIII вида и.о. директора ССКШИ VIII вида

протокол № 1 от 29.08.2013 г ___________ Н.Г.Останкова




Основная образовательная программа

начального общего образования
 

 

 


 

 



2013 г.


Содержание.
I. Общая пояснительная записка………………………стр.

I.1 Нормативные документы, используемые в образовательной программе.

I.2. Цели и ценности образовательной программы.

I.3. Цели и задачи образовательного процесса в специальной ( коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

I.4. Виды образовательных программ.

I.5. Методы диагностики освоения программы.



II. Базовая образовательная программа начального общего образования…………………………………………………стр.

II.1. Целевое назначение.

II.2. Адресность образовательной программы.

II.3.Продолжительность обучения

II.4. Учебный план.

II.5. Цели и задачи обучения в начальной школе:

II.6. Учебный план СС(К) ШИ VIII вида.

II.7. Программа формированияуниверсальных учебных дейсвий у обучающихся на уровне начального общего образования.

II.8 Перечень примерных основных общеобразовательных программ и учебников для реализации базисного учебного плана.

II.9. Рабочие программы учебных предметов, дисциплин (модулей), для реализации учебного плана.


II.10.Организация учебного процесса, применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы и приемы.

II .11.Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы:

II.12. Формы аттестации, контроля и учета достижений учащихся.

II.13. Планируемые результаты.


I.Общая пояснительная записка.
Образовательная программа – внутришкольный нормативный многофункциональный документ, определяющий цели, основополагающие принципы, содержание и концепцию развития коррекционной школы. В соответствии с Законом РФ «Об образовании», статьей 14.5. Образовательная программа школы определяет содержание образования и обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта. Данная Образовательная программа разработана на основе нормативных документов:


  • Конституция Российской Федерации

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»

  • Закон Республики Татарстан «Об образовании»

  • Закон Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» № 443РТ от 18.07.2004г.

  • Конвенция о правах ребенка.

  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении от 19 марта 2001 г, № 196;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997г. № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

-Письмо Министерства образования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений – I - VIII видов»;



  • Устав ГБС(К)ОУ ССКОШИ VIII вида;

В соответствии с этими документами во всех специальных (коррекционных) образовательных учреждениях реализуются специальные образовательные программы.

I.2.Цель программы: обеспечение доступной образовательной среды равных возможностей для качественного образования, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их самоопределения, самореализации, социализации.

Образовательная программа ГБС(К)ОУ «ССКОШИ VIII вида» направлена:



  • на обеспечение оптимального уровня образования, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности, опираясь на освоенный социальный опыт. Смыслом этой работы является поэтапное и планомерное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов ребенка в доступных для него пределах;

  • на реализацию права семьи на выбор образовательных программ общего образования.

В ГБС(К)ОУ «ССКОШИ VIII вида» особое внимание уделяется формированию личности учащихся, а именно:

  • повышению уровня культуры личности школьников;

  • обеспечению возможности накопления школьниками опыта свободного выбора;

  • воспитанию уважения к закону, правопорядку;

  • развитию способности к творческому самовыражению в образовательной, трудовой и досуговой деятельности;

  • развитию культуры умственного труда учащихся, навыков самообразования.

Названные ориентиры в условиях следования базовой образовательной программе обеспечивают обязательный минимум усвоения содержания образования и максимальный для каждого обучающегося уровень успешности, нацеливают на воспитание выпускника – человека и гражданина, уважающего права и свободы личности, ответственно относящегося к своей жизни и здоровью, обладающего культурными потребностями, самосознанием, коммуникативной культурой.

Образовательная программа ГБС(К)ОУ«СС(К)ОШИ VIII вида» предназначена удовлетворить потребности:



  • учащихся – в расширении возможностей для удовлетворения проявившегося интереса к тому или иному учебному предмету и программах обучения, обеспечивающих личностное становление;

в формировании у детей умения учиться, в создании для детей комфортных условий в школе, в развитии и становлении личности ребенка (самоуважение, взаимоуважение, самостоятельность, коллективизм, обучение коммуникативным навыкам), в сохранении здоровья детей

  • учителей – в профессиональной самореализации и творческой деятельности;

  • родителей – в получении детьми качественного образования,

  • жителей Республики Татарстан – в сохранении и развитии традиций татарского народа, в сохранении демографической и социально-экономической стабильности.

  • общества и государства – в реализации образовательных программ, оптимизации образовательного процесса с целью сохранения физического, психического, духовно-нравственного здоровья обучающихся;

в совершенствовании системы оценивания учебных достижений учащихся на всех ступенях обучения.

Образовательная программа определяет:



  • цели и содержание образовательного процесса, особенности содержания учебных предметов и педагогических технологий;

  • учебно-методическую базу реализации учебных программ.

Образовательная программа регламентирует:

  • условия освоения образовательной программы;

  • диагностические процедуры для объективного поэтапного учета образовательных достижений учащихся;

  • организационно-педагогические условия реализации программ общего и дополнительного образования.

Основным проектированным результатом освоения образовательной программы является - достижение выпускниками социальной зрелости, достаточной для дальнейшего самоопределения и самореализации в учебной, трудовой, культурной сферах деятельности.

Выпускник Сокольской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида - это человек, умеющий понимать многообразие культур, имеющий осознанную нравственную позицию, готовый к реализации своего потенциала, к получению профессии.

 I.3. Цели образовательного процесса:

- создание оптимальных условий для получения специального /коррекционного/ образования, необходимого и достаточного для продолжения обучения в профессиональных училищах, для включения в трудовую деятельность и интеграцию в современном обществе;

- стимулирование развития у обучающихся достаточных гражданских и нравственных качеств.

- создание модели коррекционно-развивающей среды для обучающихся, способствующей их социальной адаптации.

  Задачи образовательного процесса:

-обеспечение достижения всеми учащимися минимума содержания учебных программ специальных /коррекционных/ школ 8 вида по образовательным областям Базисного учебного плана для специальных /коррекционны/ школ;

- формирование у обучающихся (воспитанников) культуры жизненного самоопределения, умений трудиться, ставить цель, элементарно планировать, добиваться достаточно высокого качества труда;

- разработка и апробация организационно-педагогической и учебно-технологической документации необходимой для реализации целей программы развития;

- использование наиболее эффективные способы повышения профессиональной квалификации педагогов;

- создание условий благоприятных для укрепления физического, нравственно-психического здоровья детей, обучающихся в школе-интернате.



I.4.Виды образовательных программ.

Система воспитания и обучения осуществляется с учетом направлений:

  • обеспечение базовой подготовки детей и созданию условий для реализации конкретных запросов и склонностей учащихся;

  • всестороннее развитие школьника в соответствии с индивидуальными особенностями; повышение его нравственной культуры, культуры поведения;

  • формирование здорового образа жизни на основе бережного отношения ребёнка к своему здоровью;

  • успешная адаптация учащихся в школе.

Коллектив школы работает над реализацией следующих видов образовательных программ, согласно приложения к лицензии регистрационный № 45 от 14.10.2010 г.

ГБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Сокольская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида»  реализует  специальную (коррекционную) образовательную программу для детей с умственной отсталостью VIII вида для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, социально-психологический реабилитации для последующей интеграции в общество.


Образовательная программа обеспечивает функционирование 2-х уровней обучения:


Уровень образования

Направленность (наименование) образовательной программы

Вид образовательной программы


Нормативный

срок освоения

I уровень

Начальное общее образование

Основная общеобразовательная программа начального общего образования

Основная


4 года


II уровень Основное общее образование

Основная общеобразовательная программа основного общего образования

Основная


5 лет

На сегодняшний день, с целью комплексной организации обучения и воспитания обучающихся педагогическим коллективом разработаны следующие внутришкольные авторские разработки и программы:

  1. Программа комплексного оздоровления детей по методике коррекции физического состояния детей с ограниченными возможностями здоровья, среднего школьного возраста на уроках «Урок здоровья» ( 5-9 классы)

  2. Программа по «Логопедии» для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья коррекционной школы VIII вида»

  3. Рабочие программы образовательной области Обеспечение безопасной жизнедеятельности –ОБЖ (2-4 классы) и коррекционные технологии – ЛФК, игра, игротерапия (2-4 классы) , психологический практикум (7-9 классы).

  4. Программа по факультативу – ОБЖ (5-9 классы).


I.5. Методы диагностики освоения программы.

Диагностика освоения программ обеспечивается системой социально педагогического, медико-психологического сопровождения. Система сопровождения включает в себя:

1. Психологическую диагностику развития познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы учащихся.

2. Медицинский контроль состояния здоровья учащихся.

3.Социологические обследования уровня удовлетворенности условиями школьного обучения, содержанием образования.

4.Педагогическую диагностику развития общеучебных умений и навыков;

5.Аттестацию достижений учащихся.

Медицинский контроль за состоянием здоровья учащихся, условиями организации учебного процесса осуществляется медицинским работником.



Для коррекции нарушении в социализации детей и подростков чрезвычайно значимой является система социальной поддержки, которая складывается из единства ниже перечисленных функций: диагностика, выявление проблемных детей информации (природе проблемы, о ребенке, о путях решения), консультации, первичной помощи в решении проблем, защиты прав ребенка в сфере образования и других сферах общественной жизни. Классный руководитель и заместитель директора по УВР выполняет конкретные действия, направленные на решение проблем социального развития каждого подопечного. Коррекция речевых нарушений осуществляется учителем - логопедом. В основе логопедического обследования лежат общие принципы и методы обследования, комплексность, целостность и динамичность, но вместе с тем оно направлено на выявление, анализ и разработку методов коррекции речевых нарушений.

Для внутришкольной педагогической диагностики используются методы педагогического наблюдения, промежуточные контрольные работы. Поэтапная и итоговая аттестация учащихся производится в соответствии с нормативными документами Министерства образования. Для аттестации учащихся используются следующие формы: фиксация текущей успеваемости, четвертные и годовые контрольные работы, итоговая аттестация.

II. Базовая образовательная программа начального общего образования.

II.1. Целевое назначение.

Обеспечение образовательного процесса, предусмотренного Базисным планом ОУ РФ, Базисным учебным планом (коррекционных) общеобразовательных учреждений Республики Татарстан.

Реализация обязательного минимума содержания начального общего образования:

  • Развитие умений, сформированных в начальной школе (систематизация, выделение главного, конструирование).

  • Формирование общеучебных умений и навыков (умение организовать учебный труд, умение работать с учебной литературой, умение грамотно писать, развитие мышления и речи учащихся).

  • Формирование ответственности за свою жизнь и здоровье.

Цель общеобразовательной программы начального общего образования заключается в создании оптимальных психолого-педагогических условий:

- для освоения обучающимися государственных стандартов образования;

-формирования у школьников положительного отношения к учению, произвольного поведения, способности к адаптации в условиях новой жизненной ситуации;

- развития познавательных интересов творческих способностей учащихся;

- овладения детьми доступными способами и навыками учебной деятельности;

- сохранения и укрепления здоровья, как основы жизни, за время обучения в начальной школе

Задачи первого уровня:

- сформировать у детей желание и умение учиться, обеспечить оптимальное общее развитие каждого ребенка, сохранить и поддержать его индивидуальность, активность и самостоятельность в выборе способов деятельности;

- гуманизировать отношения между учащимися, учителями и уча­щимися, способствовать формированию во внутреннем мире младшего школь­ника его нравственных качеств, любви к Отечеству и своей малой родине, своему народу, его духовным ценностям и языку, ориентировать на правильное поведение в природе;

- ориентировать ребенка на объективную оценку своих возможностей и желании их реализации в учебной и других видах позитивно направленной деятельности, в том числе сельскохозяйственном труде на пришкольном и личном приусадебном участке;

- повысить интерес к знаниям и самопознанию, сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации к учению, формировать познавательную мотивацию учения, базовые знания, умения и навыки, которые позволят ребенку успешно продолжить образование на второй ступени.

II.2. Адресность образовательной программы.

Прием детей в начальную школу осуществляется в соответствии с законами РФ «Об образовании» , «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 № 62 – ФЗ, «О беженцах» от 07.11.2000 г. № 135 – ФЗ, «О вынужденных переселенцах» и с изменениями и дополнениями, «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 № 115 – ФЗ, а также типовым положением об образовательном учреждении, утвержденным постановлением правительства РФ от 19.03.2001 № 196 и Уставом Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Сокольская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида». На I уровень обучения принимаются дети по заключению РПМПК и направлению МО и Н Республики Татарстан с согласия родителей (законных представителей).



II.3. Продолжительность обучения.

Продолжительность обучения на уровне начального общего образования составляет 4 года.

II.4. Учебный план.

Основой для разработки данного раздела образовательной программы являются следующие нормативные документы:

1. Приказ Минобразования России от 19.05.1998 №1235 «Об утверждении обязательного минимума содержания начального общего образования»,

2.Базисный учебный план специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования России от 18.09. 2002 №29/2331-6.

3.Приказ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.» от 10.04.2002 № 29/2065-п

Единая основа учебных планов всех ступеней общеобразовательной школы – осуществление принципа преемственности, в силу которого основные изучаемые единицы содержания получают в дальнейшем свое развитие и обогащение.



II.5. Цели и задачи обучения в начальной школе:

  • всестороннее психолого-медико-педагогическое изучение личности учеников, выявление возможностей и индивидуальных особенностей с целью выработки форм и методов организации образовательного процесса;

  • формирование навыков учебной деятельности, самостоятельности, адаптивного поведения;

  • проведение работы по общему и речевому развитию учащихся;

  • коррекция отклонений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах, поведении.

Содержание начального образования ориентировано

на первоначальное формирование основных сторон личности:

- познавательной культуры,

- коммуникативной культуры,

- нравственной культуры,

- эстетической культуры,

-трудовой культуры,

- физической культуры.

На этом возрастном этапе они определяют структуру учебного плана.

II.6. Учебный план «СС(К)ОШИ VIII вида».

Учебный план

ГБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья « Сокольская специальная ( коррекционная ) общеобразовательная

школа – интернат 8 вида»

(2-4 классы)


Образователь-

ные области



Образовательные

компоненты (учебные компоненты)



Количество часов в неделю,

Классы


2

3

4

Всего

Федеральный компонент

Язык и речь

Русский язык

3

3

3

9

Чтение и развитие речи

2

2

2

6

Математика

Математика

4

4

4

12

Естествознание

Живой мир

2

2

2

6

Искусство

Изобраз. Искусство

1

1

1

3

Технологии

Занимательный труд

2

2

2

6

Физическая культура

Физ.культура

2

2

2

6

Обеспечение безопасной жиз-недеятельности

ОБЖ

1

1

1

3

Региональный (национальный) компонент

Язык и речь

Татарский язык

4

4

4

12

Искусство

Музыка и пение

2

2

2

6

Количество часов в неделю

23

23

23

69

Школьный компонент (коррекционные технологии)


ЛФК

1

1

1

3

Ритмика

1

1

1

3

Логопед. Коррекция

3

3

3

9

Игра, игротерапия

1

1

1

3

Максимально допустимое кол-во часов в неделю

29

29

29

87

Трудовая практика (в днях):














Пояснительная записка

к учебному плану ГБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Сокольская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат 8 вида»

(2-4 классы).
Учебный план разработан в соответствии с действующим законодательством РФ в области общего образования и образования лиц с особыми нуждами, реализует основные принципы и положения концепции о поэтапном реформировании системы специального образования, в том числе – структуры и содержания обучения лиц с умственной недостаточностью в 9-ти летней школе.

Учебный план разработан на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (II вариант), утвержденного Министерством образования Российской Федерации (приказ от 10.04.2002г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Объемы учебной недельной нагрузки учащихся рассчитаны, исходя из требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02», (Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002г. №44).

Учебный план определяет основные образовательные направления, перечень учебных предметов, их распределение по годам обучения с учётом специфики обучения умственно отсталых обучающихся и максимально допустимой нагрузки часов при шестидневном обучении в 1-4 классах.

При составлении учебного плана учтены нормативы федерального и регионального компонентов, а также конкретные условия образовательного учреждения.

Преподавание общеобразовательных курсов всех образовательных областей, входящих в учебный план, ведется по программам и методическим рекомендациям, утвержденным Министерством образования Российской Федерации и Министерством образования и науки республики Татарстан. На их основе по всем общеобразовательным курсам учебного плана составлены рабочие программы.

Все учебные предметы обеспечены программно-методическими материалами на весь курс обучения в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе ОУ на 2013/2014 учебный год. При изучении татарского языка используются учебники массовой школы.

Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 35 недель, в 1 классе – 33 недели.

Основными задачами начального обучения в 1-4 классе являются:


  • формирование основ учебной деятельности, элементарного усвоения образовательных областей: язык и речь, математика, живой мир и других в соответствии с психофизическими возможностями обучающегося;

  • реализация коррекционных мероприятий по физическому и психическому оздоровлению обучающихся, устранение или сглаживание специфических, индивидуальных нарушений в доступных видах деятельности.

Этап начального обучения начинается с 1-го класса. В 1 класс прием детей осуществляется с согласия родителей и на основании заключений РПМПК. Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

  • учебные занятия проводятся по 6-ти дневной учебной неделе ;

  • обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа ( 1 раз в четверть) их продуктивной деятельности ( поделок, рисунков, уровня развития речи).

Специфической особенностью учебного плана образовательных учреждений VIII вида является введение образовательной области «Коррекционные технологии». К обязательным коррекционным предметам относятся: ЛФК, игра и игротерапия, ритмика (1-4) класса, индивидуальные и групповые коррекционные занятия: логопедические занятия. На них по расписанию отводятся часы, как в первую, так и во вторую половину дня. На занятия отводится 15-25 минут учебного времени на одного ученика, в том числе на класс. Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений, группы ЛФК – еще и в соответствии с медицинскими рекомендациями.

II.7. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на уровне начального общего образования

Цель программы: обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Задачи программы:

•установить ценностные ориентиры начального образования;

•определить состав и характеристику универсальных учебных действий;

•выявить в содержании предметных линий универсальные учебные действия и определить условия формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях.

Программа формирования универсальных учебных действий содержит:

1.Описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования;

2.Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

3.Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

4. Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий

5. Роль внеурочной деятельности в формировании личностных результатов

6. Преемственность программы формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования.

7. Планируемые результаты сформированности УУД.

Программа формирования универсальных учебных действий является основой разработки рабочих программ отдельных учебных предметов.

Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования:

1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая

- чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за благосостояние общества;

- восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

- отказ от деления на «своих» и «чужих»;

- уважение истории и культуры каждого народа.

2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества.

- доброжелательность, доверие и внимание к людям,

- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.

- принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;

- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с художественной культурой;

4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

- развитие познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;

- готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;

критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;

- готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;

- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

- готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

- умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Овладение ребенком с ограниченными возможностями здоровья УУД означает формирование «умения учиться», т. е. способности к самостоятельному добыванию и усвоению новых знаний и умений, и его коммуникативную компетентность.

В конечном итоге эти приобретенные качества определяют успешность самореализации во всех сферах жизнедеятельности. В образовательном процессе сформированность УУД позволяет обучающемуся ориентироваться в различных предметных областях, в структуре учебной деятельности, придает ценностно-смысловую характеристику познавательному процессу. УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить следующие взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий:



Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

• смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

• нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

К ним относятся:

• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временны х характеристик;

• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

• коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

• оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.



Общеучебные универсальные действия:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

• структурирование знаний;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач в

зависимости от конкретных условий;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного,

• постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности с помощью учителяи самостоятельно при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

• моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

• выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

• подведение под понятие, выведение следствий;

• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

• формулирование проблемы;

• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.



Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и

сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.



II.8. Перечень примерных основных общеобразовательных программ и учебников для реализации базисного учебного плана.

Перечень основных общеобразовательных программ для реализации учебного плана специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (1-4 классы)

Предметы в соответствии с

учебным планом



Программы

Русский язык

Чтение и устная речь

Математика

Живой мир

Изобразительное искусство

Музыка и пение

Физическая культура

Занимательный труд

Татарский язык


Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовительный 1-4 классы» под редакцией В.В.Воронковой, (1999 г.).

VIII тор (коррекциялэy) рус гомуми елеем биру мэктэбендэ татар теле укыту программасы 1-9 сыйныфлар . Казан 2009г Татарстан Республикасы Мэгариф hэм фэн министрлыгы.



Дополнительные (коррекционно-развивающие)

Предметы

Программы

Ритмика


Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовительный 1-4 классы» под редакцией В.В.Воронковой (1999 г.).



Перечень учебников для реализации учебного плана специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (1-4 классы).

Учебно- методический комплекс для начальной школы.

Предмет

класс

Образовательная программа

учебник

Методическая обеспеченность и дидактическое сопровождение.

Чтение

2

В.В.Воронкова

В.В. Воронкова

Книга для чтения, С.Ю. Ильина.

Русский язык.

2

В.В.Воронкова.

А.К. Аксенова Русский язык.

Е.М.Матвеева. Русский язык (1,2 часть).Конспекты уроков.

Дидактические игры на уроках русского языка 2 класса вспомогательной школы.



Математика.

2

В.В.Воронкова

Г.В.Алышева. Математика.

Усачева. В.И. «Занимательная математика. Издательство «Учитель»

Татарский язык

2

Г.Р.Шафикова

А.Ш. Асадуллина. Учимся писать и читать.

Ф.М. Зиннуро. Исправление дефектов речи у детей . Издание Магариф.

Живой мир

2

В.В. Воронкова

Н.Б.Матвеева, М.С.Копина, Т.О.Куртова.

Живой мир.



Н.Т.Брыкино, О.Е. Жиренко. «Нестандартные и интегрированные уроки «ВАКО» 2004год

Математика

3

В.В.Воронкова.

В.В. Эк. Математика.

Усачева. В.И. «Занимательная математика. Издательство «Учитель»

Русский язык

3

В.В. Воронкова.

Аксенова А.К. Э.В.Якубовская Русский язык.

Дидактические игры на уроках русского языка 3 класса вспомогательной школы.

Чтение

3

В.В.Воронкова

В.В. .Воронкова Чтение.

С.Ю. Ильина. «Книга для чтения»

Татарский язык.

3

Г.Р. Шафикова.

А.Ш. Асадуллна . Татарский язык.

Ф.М. Зиннуро. Исправление дефектов речи у детей . Издание Магариф.

Живой мир

3

В.В.Воронкова

Е.Д. Худенко. Знакомство окружающим миром.

Н.Т.Брыкино, О.Е. Жиренко. «Нестандартные и интегрированные уроки «ВАКО» 2004год

Русский язык

4

В.В.Воронкова

Аксенова.А.К.Якубовская. Э.В. Русский язык.

Поурочные планы по учебнику А.К Аксёновой, Э.В.Якубовской.

Дидактические игры на уроках русского языка 4 класса вспомогательной школы.



Чтение.

4

В.В.Воронкова

Ильина.С.Ю.

Чтение.


С.Ю. Ильина. «Книга для чтения»

Татарский язык.

4

Г.Р.Шафикова

Татарский яэык. А.Ш. Асадуллина.

Ф.М. Зинурова. Исправление дефектов речи у детей. Магариф. Словарь.

Живой мир

4

В.В.Воронкова

Е.Д. Худенко. Знакомсво с окружающим миром.

Н.Т.Брыкино, О.Е. Жиренко. «Нестандартные и интегрированные уроки «ВАКО» 2004год

Математика

4

В.В.Воронкова.

М.Н. Перова. Математика.

Усачева. В.И. «Занимательная математика. Издательство «Учитель»




II.9. Рабочие программы учебных предметов, дисциплин (модулей), для реализации учебного плана специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (1-4 классы).



п/п

Название предмета

Класс

1.

Рабочая программа по русскому

языку


2, 3, 4.

2.

Рабочая программа по чтению

2, 3, 4.

3.

Рабочая программа по математике

2, 3, 4.

4.

Рабочая программа по живому миру.

2, 3, 4.

5.

Рабочая программа по ИЗО

2, 3, 4.

6.

Рабочая программа по музыке, пению

2, 3, 4.

7.

Рабочая программ по физической культуре.

2, 3, 4.

8.

Рабочая программа по ОБЖ

2, 3, 4.

9.

Рабочая программа по занимательному труду.

2, 3, 4.

10.

Рабочая программа по ритмике

2, 3, 4.

11.

Рабочая программа по ЛФК

2, 3, 4.

12.

Рабочая программа по игре, игротерапии.










13.

Рабочая программа по татарскому языку

2,3,4.

14.

Рабочая программа по логопедической коррекции.

2, 3, 4.


РУССКИЙ ЯЗЫК

2 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку создана на основе базисных учебных планов, утверждённых приказом МО РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» № 29/ 2065- п от 10.04.02 года (2 вариант) и программы подготовительного и 1 – 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида под редакцией Э.В Якубовская, Н В Павлова.

Данная рабочая программа рассчитана на 102 часа.

Для реализации программного содержания используется учебник «Русский язык» 2класс, Э. В. Якубовская, Н В Павлова Просвещение Москва 2011

Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

Задачи обучения русскому языку:

научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;

выработать элементарные навыки грамотного письма;

повысить уровень общего и речевого развития учащихся;

научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

формировать направленные качества.

Главным принципом, основных разделов русского языка, является развитие речи.

Умственно отсталые дети в большинстве случаев начинают говорить значительно позже, чем их нормально развивающиеся сверстники; период их дошкольной речевой практики более короткий. Процесс овладения речью у детей этой категории существенно затруднен вследствие неполноценности их психического развития. В результате к началу школьного обучения они не достигают такого уровня речевого развития, который обеспечивал бы успешное усвоение знаний и навыков в области языка.

Овладение элементарными знаниями по грамматике, прежде всего, необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи. Формирования основных орфографических и пунктуальных навыков, в воспитании интереса к родному языку.

Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.

Обучение грамматики будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.

Умение анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объявления должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Учебный план. II цели и задачи обучения в начальной школе: II учебный план сс(К) ши