• ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
  • Семей
  • Содержание



  • страница1/6
    Дата03.11.2018
    Размер1.25 Mb.
    ТипУчебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс дисциплины «Введение в педагогическую профессию»


      1   2   3   4   5   6

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

    РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


    имени ШАКАРИМА г. СЕМЕЙ

    Документ СМК 3 уровня

    УМКД

    УМКД 042-18.30.1.04/03-2014



    УМКД

    Учебно-методические материалы по дисциплине «Введение в педагогическую профессию»



    Редакция №1 от 11.09.2014г.




    Примечания (к индексу УМКД)

    1 Х- индекс кафедры по классификатору;

    2 ХХ - номер по порядку, присвоенный на кафедре;

    3 200_- год принятия документа;



    4 УМКД 042-X.1.ХХ/03-20__- индекс учебно-методических материалов








    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

    ДИСЦИПЛИНЫ

    «Введение в педагогическую профессию»

    для специальности– «Образование»


    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

    Семей

    2014





    УМКД 042-18.30.1.04/03-2014

    Ред. № 1 от 11.09.2014 г.

    Страница 1 из __


    Содержание





    1

    Глоссарий




    2

    Лекции




    3

    Практические и лабораторные занятия




    4

    Курсовая работа (проект)




    5

    Самостоятельная работа студента














































































    УМКД 042-18.30.1.04/03-2014

    Ред. № 1 от 11.09.2014 г.

    Страница 2 из __


    1 ГЛОССАРИЙ
    Образование - 1) относительный результат процесса обучения, выражающийся в формируемой у детей системы знаний, умений, навыков, отношений к явлениям природы и общественной жизни; 2) процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни, абсолютная форма бесконечного, непрерывного овладения новыми знаниями ЗУНами в связи с изменяющимися условиями жизни; 3) целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней.

    Образовательная деятельность - процесс целенаправленного, педагогически обоснованного, последовательного взаимодействия субъектов образования, в ходе которого решаются задачи обучения, развития и воспитания личности.

    Обучениецеленаправленная, организованная и систематическая передача старшим и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры и производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды.

    Концепция – определённый способ понимания, трактовки какого-либо явления, основная точка зрения, руководящая идея для освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов.

    Кредитная технология обучения - обучение на основе выбора и самостоятельного планирования обучающимся последовательности изучения дисциплин с использованием кредита как унифицированной единицы измерения объема учебной работы обучающегося и преподавателя.

    Бакалавр - академическая степень, присуждаемая лицам, освоившим соответствующие образовательные программы высшего образования.

    Магистр - академическая степень, присуждаемая лицам, освоившим профессиональные учебные программы послевузовского образования.

    Доктор философии (PhD), доктор по профилю — высшие академические степени, присуждаемые лицам, освоившим профессиональные учебные программы докторантуры по соответствующим специальностям.

    Деятельность – специфическая форма общественно-исторического бытия

    людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной деятельностью. Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат.



    Университет - учебное заведение, которое реализует профессиональные учебные программы высшего и послевузовского образования по трем и более группам специальностей (медицинский университет — по двум и более), осуществляет научную и педагогическую деятельность, повышение квалификации и переподготовку кадров и является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

    Инновационный университет - научно-образовательный комплекс, способный реализовывать полный цикл инновационной деятельности, проведение фундаментальных и поисковых исследований, прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок и внедрение в производство результатов научных исследований.

    Институт - учебное заведение, которое реализует профессиональные учебные программы высшего образования по одной-двум группам специальностей, осуществляет научную и педагогическую деятельность, повышение квалификации и переподготовку кадров.

    Компетентностьовладение знаниями, опытом и умениями, которые необходимы для профессионального исполнения должностных полномочий.

    Культуросообразность - учёт в воспитании условий места и времени, в которых родился человек, всей современной культуры и культуры страны являющейся родиной ученика.

    Личностный подход – последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как самосознательному ответственному субъекту воспитательного взаимодействия.

    Личность – человек как общественное существо, сформировавшееся в определённой системе общественных отношений. Основным в характеристике личности является её общественная направленность, непосредственно связанна с мировоззрением. Потребности, мотивы и интересы обуславливают поведение, целенаправленную деятельность и поступки человека.

    Педагогическая культура - это сущностная характеристика личности и деятельности педагога, это система педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведе­ния учителя.

    Педагогическая парадигма – совокупность устойчивых характеристик, которые определяют содержательное единство схем теоретической и практической деятельности независимо от степени их рефлексии.

    Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и мо­ральных ценностей.

    Педагогический авторитет учителя - это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учи­тель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения.

    Педагогический такт - это соблюдение учите­лем чувства меры в общении с детьми в самых раз­нообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся в системе воспита­тельных отношений с ними.

    Педагогическое мастерство - это совокупность психолого-педагогиче­ской эрудиции, профессиональных способностей и педагогической техники.

    Педагогическое общение - вид духовной деятельности, кото­рая в свое содержание обязательно включает как передачу (ретран­сляцию) знаний, умений и навыков на основе творческого, про­дуктивного их преподнесения, так и создание постоянно нового - формирование свободной, нравственной, гуманной, творческой, адаптивной личности человека.

    Профессиональная компетентность - сово­купность индивидуальных свойств личности, состо­ящих в специфической чувствительности к объек­ту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности учащегося.

    Профессиональная культура общения учителя - социально значимый показатель (мера) его способностей, умения осуществ­лять свои взаимоотношения с другими людьми, воспринимать, понимать, усваивать, передавать содержание мыслей, чувств, стрем­лений в процессе решения поставленных педагогической деятель­ностью конкретных задач.

    Профессиональная ориентация - предоставление информации и консультационной помощи обучающемуся в реализации его прав в области образовательных и профессиональных возможностей, свободном и осознанном выборе профессии и места учебы в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.

    Профессиональная честь в педагогике - это по­нятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств.

    Профессиональное мастерство учи­теля в педагогике понимается как «высший уровень педагогической деятельности... проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов», или же как «высокое и постоянно со­вершенствуемое искусство воспитания и обучения», или как «синтез научных знаний, умений и навы­ков методического искусства и личных качеств учи­теля».

    Профессиональной компетентностью называют индивидуально-психологическое образование, включающее опыт, знания, умения, психологическую го­товность.

    Мотивы – побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности.

    Общение - процесс непосредственных взаимоотношений, об­ращения людей друг к другу, основанный на разумном понимании и намеренной передаче знаний, мыслей и переживаний в соответ­ствии с социальными нормами и условиями осуществляемой дея­тельности.

    Гимназия - учебное заведение, реализующее общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и по гуманитарным профилям общего среднего образования в соответствии со склонностями и способностями обучающихся.

    Общеобразовательная школа - учебное заведение, реализующее общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования, а также учебные программы дополнительного образования обучающихся и воспитанников.

    Профессиональный лицей - учебное заведение, реализующее общеобразовательные учебные программы общего среднего образования и профессиональные учебные программы технического и профессионального образования по подготовке квалифицированных кадров технического и обслуживающего труда.

    Лицей - учебное заведение, реализующее общеобразовательные учебные программы основного среднего образования и по естественно-научным, физико-математическим профилям общего среднего образования в соответствии со склонностями и способностями учащихся.

    Малокомплектная школа - общеобразовательная школа с малым контингентом обучающихся, совмещенными класс-комплектами и со специфической формой организации учебных занятий.

    Мониторинг – средство наблюдения, регистрации и отслеживания работы программы или проекта. Является во многом инструментом управления; обеспечивает сохранность текущей информации, что делает возможным проследить процесс осуществления принятого плана.
    Среднее образование - гарантированное Конституцией Республики Казахстан образование, получаемое гражданами в результате освоения общеобразовательных учебных программ начального, основного среднего и общего среднего образования в соответствии с государственными общеобязательными стандартами образования.

    Творчество определяется как деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или (и) субъективной значимостью.

    Учебная деятельность – один из видов деятельности, в основном предшествующий трудовой деятельности; заключается в усвоении определённого круга знаний, в приобретении умений и навыков самостоятельно учиться и применять полученные знания на практике.

    Учебная программа - программа, определяющая по каждой учебной дисциплине содержание и объем знаний, умений и навыков, подлежащих освоению.

    Учебный план - документ, регламентирующий перечень и объем учебных дисциплин (предметов) соответствующего уровня образования, порядок их изучения и формы контроля.

    Целеполагание – легитимизация целей, закрепление их в официальных выражениях образовательной политики государства, придание им законодательного статуса, нормативных установках.

    Цели образования – предвосхищаемые результаты участия человека в разного рода образовательных программах. Направлены на обогащение установок, понимания, знаний, умений.

    Результативность – достижение или способность достижения результата.

    Ценности – ориентиры в жизни отдельного человека, группы людей или всего общества, определяющее их отношение к действительности. Ценности могут быть материальные, духовные, культурные и др.

    Ценностная ориентация личности – содержание социального уровня направленности личности, взаимодействующей со значимыми для неё оценками окружающей действительности, окрашенными значимыми эмоциями.
    2. Лекции

    Цель: определение сущности основ высшего профессионального образования в РК.

    Задачи:

    1. определить цели и задачи курса;

    2. охарактеризовать законодательные основы высшего профессионального образования в РК; определить ступени образования.

    Рассматриваемые вопросы:

    Цели, задачи, предмет курса «Введение в специальность».

    Конституция РК. Закон РК «Об образовании» от 27 июля 2007 года. Концепция развития образования РК до 2015 года от 24 февраля 2004г.

    В педагогической деятельности субъектом труда является учитель. Средства труда учителя носят своеобразный характер - это его знания, умения, качества личности. В связи с тем, что знания должны представлять собой «целостные объект сознания», очевидно, что деятельность учителя, его знания и опыт имеют непосредственное отношение к уровню профессионального мастерства. Чтобы обеспечить установки на профессионально-личностное развитие студентов, необходимы определенные знания и представления о будущей деятельности, что и предполагает курс «Введение в специальность».

    Курс «Введение в специальность» - это профессионально-педагогическая дисциплина по специальности 5В010200 - Педагогика и МНО.

    Цели и задачи курса:



    • Ознакомить будущих учителей начальных классов с научными основами профессиональной педагогической деятельности;

    • Заложить основы профессиональной культуры учителя;

    • Развить интерес к профессиональной деятельности;

    • Сформировать потребность в постоянном личностно-профессиональном совершенствовании.

    Закон Республики Казахстан “Об образовании”. В переходный период, когда Казахстан взял курс на демократические реформы, на коренное преобразование всего социально-экономического уклада, возникает необходимость реорганизации также и системы образования. При этом проводимые реформы должны сохранить прежние достижения и создавать перспективы для дальнейшего развития системы образования. Однако, в начальный период существования суверенного Казахстана были попытки немедленно заменить действующую систему образования системой западного образца, отказавшись от таких достижений прежней системы, как обязательное среднее образование и т.д. Потребовался целенаправленный анализ прошлого опыта, а также опыта передовых стран мира в области образования с учетом условий развития нового государства. Была проведена необходимая работа по созданию законодательной базы образования. Были приняты законы об образовании (1992г., 1999г., 2007г.), о высшем образовании, утверждены концепции государственной политики в области образования, концепция развития среднего образования, государственные стандарты образования и т.д.

    Принятые нормативные документы базируются на положениях основного закона страны. Конституция республики Казахстан устанавливает, что :



    • гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях; среднее образование обязательно;

    • гражданин имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственных учебных заведениях;

    • государство устанавливает общеобязательные стандарты образования; деятельность любых учебных заведений должна соответствовать этим стандартам.

    • 7 июня 1999 года был принят Закон Республики Казахстан «Об образовании».

    Закон установил следующие основные принципы государственной политики в области образования:

    • Равенство прав всех граждан РК на образование.

    • Доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого гражданина.

      1. Светский характер образования.

      2. Стимулирование образованности личности и развитие одаренности.

      3. Непрерывность процесса образования, обеспечивающего преемственность его ступеней, единство обучения и воспитания.

      4. Разнообразие организаций образования по формам собственности, по формам обучения и воспитания, по направлениям образования.

      5. Демократический характер управления образованием, расширение академических свобод и полномочий организаций образования.

      6. Гуманистический и развивающий характер образования.

      7. Интеграция образования, науки и производства.

      8. Профессиональная ориентация обучающихся.

      9. Информатизация системы образования.

    Закон устанавливает гарантии государства на получение бесплатного общего среднего и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе (в соответствии с государственным образовательным законом) бесплатного среднего профессионального образования, если образование каждого из этих уровней гражданин получает впервые. На основе принципа непрерывности и преемственности образовательных программ устанавливаются четыре уровня образования: дошкольное воспитание и обучение, среднее образование, профессиональное высшее образование, послевузовское профессиональное образование. Дошкольное воспитание и обучение детей 1 – 6 (7) лет осуществляется в дошкольных учреждениях и (или) в семье. В дошкольной организации, в школе или в семье должна проводится обязательная преддошкольная подготовка детей 5 – 6 лет. Среднее образование включает в себя общее среднее (начальное, основное, среднее) или профессиональное (начальное, среднее) образование.

    Система и организация образования. Вышеуказанный закон определяет систему образования Республики Казахстан как совокупность взаимодействующих организаций образования (независимо от форм собственности, типов и видов), преемственных образовательных программ и государственных стандартов образования для различных уровней образования, органов управления образованием и подведомственных им организаций. В качестве главной задачи системы образования указано создание необходимых условий для получения образования, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и техники.

    Закон устанавливает, что организациями образования являются юридические лица, которые реализуют одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивают содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Статус организаций образования (тип, вид) отражается в их уставах с учетом требований данного закона, квалификационных требований и т.д. Организация образования должна иметь соответствующую лицензию (разрешение) на право ведения образовательной деятельности от государственного органа управления образованием.

    Организациям образования предоставлено право заниматься также и такой деятельностью, которая приносит доход, путем предоставления образовательных и других услуг. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен основной образовательной деятельности, финансируемой в рамках государственного заказа. Организация образования имеет право устанавливать прямые связи с зарубежными организациями и фондами, вступать в неправительственные организации в области образования. Организации образования могут быть государственными (учреждения и предприятия образования), негосударственными (частными, организациями образования общественных и религиозных объединений, зарегистрированных в Республике Казахстан), а также международными.

    Организации образования подразделяются на:


    • дошкольные, внешкольные, специальные и организации для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

    • учебные заведения, реализующие образовательные программы среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального и профессионального дополнительного образования.

    В законе установлены основные виды учебных заведений. К средним образовательным учебным заведениям отнесены:

    - общеобразовательная школа; она реализует основные и дополнительные общеобразовательные программы трех ступеней (начальная, основная, старшая), каждая из которых может существовать самостоятельно; общеобразовательная школа может быть малокомплектной, т.е. иметь совмещенные классы-комплекты при малом контингенте обучаемых;

    - гимназия; она реализует основные и дополнительные образовательные программы, предусматривающие углубленное, профильное, дифференцированное обучение учащихся в соответствии с их склонностями и способностями;

    - лицей, который реализует основные и дополнительные образовательные программы, осуществляя профессионально ориентированное обучение учащихся средней степени.

    Начальное и среднее профессиональное обучение осуществляют:

    - профессиональная школа, которая реализует программы общего среднего, начального профессионального образования и обеспечивает подготовку работников квалифицированного труда по различным направлениям трудовой деятельности;

    - профессиональный лицей, который реализует программы общего среднего, начального профессионального образования и осуществляет подготовку рабочих кадров повышенного уровня квалификации;

    - колледж, который реализует программы подготовки специалистов со средним профессиональным образованием.

    Высшее образование по различным отраслям народного хозяйства дают высшие учебные заведения: университет, академия, институт, а также консерватория, высшие училища, высшая школа. В университетах и академиях, а также в научных учреждениях могут функционировать аспирантуры и докторантуры для подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Подобная форма подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в военных учебных заведениях носит название адъюнктуры. Послевузовское углубленное медицинское образование обеспечивает резидентура. Послевузовское образование: магистратура и докторантура.

    Закон регламентирует функции центральных и местных исполнительных органов по управлению системой образования. Указанные органы управления разрабатывают государственные программы развития образования и осуществляют меры по их реализации; утверждают государственный образовательный заказ на подготовку специалистов; проводят лицензирование организаций образования независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности; организуют работу по подготовке и изданию учебников и учебно-методических пособий; осуществляют контроль за исполнением законодательства в области образования, за соблюдением государственных стандартов образования и один раз в пять лет проводят аттестацию организаций образования; обеспечивают материально-технические и иные условия деятельности государственных организаций образования и т.д.

    Государственные стандарты образования. Государственная политика в сфере регулирования качества образования отражается в государственных стандартах образования, на основе которых разрабатываются общеобразовательные и профессиональные основные программы. Эти стандарты представляют собой систему основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей потребности общества и учитывающей возможности реальной личности. Стандарты общеобязательны для всех типов учреждений образования и определяют по каждому уровню образования требования к содержанию, к максимальному объему учебной нагрузки обучаемых и воспитуемых, правилам и процедурам государственного контроля за качеством образования, формам документов, удостоверяющих освоение образовательной программы обучающимися. Например, государственные стандарты начального образования в Республике Казахстан в содержание образования включают знания о мире (элементы знаний о научной картине мира, обогащенные художественными, мифологическими и другими представлениями); знания о типах деятельности (игровой, учебной, игровой общения), которыми должен овладеть ученик; знания и умения о методах и приемах познания (логических, научных).

    Основными функциями государственных стандартов образования являются функция обеспечения права граждан на получение полноценного образования и повышение его качества, функция сохранения единства образовательного пространства в республике, функция гуманизации образования и управления им. Государственные стандарты образования отвечают нижеследующим требованиям:



    • учитывать состояние общекультурной среды, потребности и возможности заинтересованных сторон;

    • быть ориентированным на нормирование конечного результата;

    • соблюдать согласованность и преемственность стандартов по ступеням и областям образования;

    • обеспечивать функциональную полноту содержания образования в соответствии с задачами развития личности с учетом специфики каждой ступени школы;

    • описывать единицы содержания образования в оптимальной форме;

    • отражать содержание интересов и компетенции государства, региона, школы, согласованная деятельность которых должна исходить из приоритета личности учащегося, его склонностей, способностей и интересов;

    • способствовать нормализации учебной нагрузки школьников;

    • быть технологичными, рассчитанными на возможность инструментальной проверки.

    Стандарты образования лежат в основе учебных планов и учебных программ. Учебный план определяет состав учебных предметов, изучаемых в данном учебном заведении; порядок и последовательность их прохождения; количество времени на каждый учебный предмет (количество недельных учебных часов, отводимых на изучение каждого учебного предмета в отдельности в разрезе годов обучения). Базисный учебный план является генеральным уровнем представления государственного стандарта образования, обязательного для всех учащихся. В этом плане указывается также школьный (вариативный) компонент, что позволяет в тех или иных школах составлять школьный, вариативный учебный план.

    Содержание образования в соответствии с учебным планом отражается в учебной программе, определяющей круг знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению учащимися. В учебной программе указываются конкретные цели и задачи каждого учебного предмета; характеристика структуры предмета и его межпредметные связи; последовательность раскрытия его содержания и логики. Различают два основных вида построения учебных программ: концентрический и линейный. При концентрическом виде построения программы предусматривается повторное изучение (на более высоком, более сложном уровне) тех или иных разделов учебной дисциплины в разные годы обучения. Подобное построение программы оправдывает себя в том случае, когда значительная часть учащихся не завершает свое обучение в данном учебном заведении. (Учащиеся, продолжающие свое обучение, изучают указанные разделы повторно на более сложном уровне). Однако, использование концентрического вида программы связано со значительными потерями учебного времени. Подавляющее большинство программ имеет линейный вид, когда последующие темы являются продолжением предыдущих тем, тот или иной учебный материал повторно не изучается.



    Вопросы для контроля:

    1. Перечислите основные нормативные документы, регламентирующие систему образования.

    2. В чем заключается основная функция государственного стандарта образования.

    Рекомендуемая литература: 1, 2, 3, 4, 5.

    Тема 2. Педагог, смысл и значение, функции профессии.

    Цель: определение исторического значения и роли педагога в обществе.

    Задачи:

    1. охарактеризовать функции педагога;

    2. способствовать усвоению понятий «профессия», «специальность».

    Рассматриваемые вопросы:

    Понятия «профессия» и «специальность». Возникновение и становление педагогической профессии. Выдающиеся педагоги прошлого и современности. Своеобразие педагогической профессии. Гуманистический, коллективный и творческий характер педагогической профессии.

    Из более чем тридцати тысяч профессий, существующих на Зем­ле, педагогика относится к числу наиболее древних. Педагог оправ­дывает социальные ожидания только тогда, когда его личность, об­щая и профессиональная культура являются опережающими по сравнению с другими членами общества. Вот почему в Древнем Ва­вилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древ­ней Греции - наиболее умные, талантливые вольнонаемные граж­дане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чи­новники. Они должны были хорошо знать науки, но главное — много путешествовать, много видеть, изучать языки, культуру и обычаи разных народов. В древнекитайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX веке до н. э. в стране существовало министерство, ведающее делами просвещения народа и назначав­шее на должность учителей мудрейших представителей общества.

    В средние века педагогами обычно были священники, мона­хи, хоти и городских школах и университетах ими все чаще стано­вились люди, получившие специальное образование.

    Интересна этимология русского слова «воспитатель». Оно про­исходит от корня «питать», «питатель». Слова «воспитывать» и «вскармливать» и сейчас можно рассматривать как синонимы. В современных словарях «воспитатель» определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развития личности другого человека. Слово «учитель», видимо, появилось позже, когда чело­вечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направлен­ная на приобретение знаний и умений.

    Анализируя деятельность педагога в современных социальных условиях, можно выделить ее позитивы и негативы. Позитивные стороны: возможность профессионального роста; богатство социальных связей - с коллегами, учениками, родителями; разнообразие форм труда; возможность удовлетворить высшие человеческие по­требности - творческие; творческая самостоятельность; гуманистический («человекообразующий») характер про­фессии; летний срок отпуска; длительный отпуск (48 рабочих дней).

    Негативные стороны: низкая заработная плата, в 2-3 раза ниже инженерской (и не только в Казахстане, но и в США и других странах); ущемление гражданских прав по мотивам политической благонадежности и лояльности по отношению к политике правящих кругов; строгая регламентация поведения и деятельности учителя, повышенные требования к его нравственному облику; большие нервные затраты; повышенное чувство долга и ответственности перед обществом.

    В любом обществе учитель выполняет две функции:



    Таким образом, учитель должен иметь двойную подготовку: человековедческую и специальную. С. Г. Вершловский считает, что за педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции - адаптивная и гуманистическая. Адаптивная функция свя­зана с приспособлением ученика, воспитанника к конкретным тре­бованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистичес­кая - с развитием его личности и творческой индивидуальности.

    С одной стороны, педагог готовит своих воспитанников к нуж­дам адаптации в определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. С другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Имея в качестве цели развитие личности как синтеза всех богатств человеческой культуры, учитель работает на будущее.

    По мнению И. Б. Котовой и Е. Н. Шиянова, реализация таких сложных функций требует от современного педагога следующих личностных параметров:


    • потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной и широкой социально-культурной де­ятельности;

    • чувства эмпатии (сопереживания), такта, терпеливости и тер­пимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;

    • понимания своеобразия и относительной автономности са­моразвития личности;

    • умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое об­щение, предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах;

    • знания особенностей психологии развития, особенно де­тей с проблемами, и стремления вместе с ними целенап­равленно создавать новые условия их саморазвития;

    • способности к непрерывному собственному саморазвитию и самовоспитанию.

    В наши дни общество как никогда нуждается в педагогах-гума­нистах, которых отличает направленность не на учебные предме­ты, а на личность воспитанника. Гуманистическая педагогика рас­сматривает знания как средство и условие осознания человеком своего места в мире, его возвышения, воспитания в нем чувства собственного достоинства, независимости. Такая педагогика идет к своей цели, опираясь на возможности человека, его творческий потенциал, а не на авторитет власти и принуждение. Ее главная задача — выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.

    Вопросы для контроля:

    1. Определите роль педагога в современном обществе.

    2. В чем заключается основная функция учителя начальной школы.

    Рекомендуемая литература: 4, 5, 6, 7.

    Тема 3. Педагогическая деятельность, характеристика составляющих ее элементов.

    Цель: определить сущность педагогической деятельности.

    Задачи:

    1. раскрыть понятия «педагогическая деятельность», «преподавание», «профессиограмма»;

    2.определить компоненты педагогической деятельности.

    Рассматриваемые вопросы:

    Сущность педагогической деятельности. Преподавание и воспитательная работа как основные виды педагогической деятельности. Их взаимосвязь и взаимообусловленность. Компоненты педагогической деятельности по Н.В. Кузьминой. Компоненты педагогической деятельности (функциональная сущность) по Н.Д. Хмель. Педагог как субъект педагогической деятельности: позиция педагога (социальная, профессиональная). Профессиональная готовность к педагогической деятельности. Профессиографический метод. Профессиограмма как отражение цели педагогического образования.



    Сущность педагогической деятельности. Под деятельностью понимается активность субъекта, направ­ленная на изменение мира, на производство или порождение оп­ределенного объективированного продукта материальной или ду­ховной культуры Деятельность — важнейшая форма проявления активности человека в окружающей действительности. К ней нас побуждают умственные, физические, материальные и духовные по­требности.

    После того как произошло разделение труда, стали различать деятельность практическую и теоретическую (умственную). Если хочешь, чтобы был достигнут успех, знай три непременных усло­вия деятельности:



    • цель,

    • средства достижения,

    • ожидаемый результат своего труда.

    Побудителями к деятельности могут быть интерес, склоннос­ти, ответственность, сознание долга. Главным в деятельности че­ловека выступают мотивы: ради чего мы будем трудиться. Мотив может быть как вещественным, так и идеальным, как заданным в восприятии, так и существующим только в воображении. Главное - за ним всегда стоит та или иная потребность.

    Педагогическая деятельность занимает особое положение в классификации видов деятельности человека. В советское время она рассматривалась однобоко, с позиции субъект-объектных от­ношений в школе: учитель - субъект педагогической деятельнос­ти, ее организатор и инициатор, ученик - пассивный объект педа­гогических воздействий. Целью школы было воспитание борцов за светлое будущее и привитие им определенных знаний, умений и навыков. Никакого творчества, никакого сотрудничества учителя и ребенка в реальной школе не было.

    В условиях обновляющейся системы образования приоритетным стало воспитание свободной, нравственной, духов­ной, гуманной, адаптивной, творческой личности. Это возможно лишь при сотрудничестве педагогов и учащихся, их сотворчестве, взаимовлиянии и взаиморазвитии. Личность ребенка, ее значи­мость в жизни школы в наши дни уравнивается с личностью педа­гога. Ребенок — высшая ценность педагогической культуры, уни­кальное явление мира. Его жизнь бесценна: его творческий потенциал безграничен, его духовное богатство бесконечно инте­ресно. Вся деятельность педагога в школе должна исходить их этих постулатов.

    Основными характеристиками педагогической деятельности являются субъектность и предметность.

    Субъектность находит отражение в активности, обусловленно­сти образа педагога, в потребностях, в установках, эмоциях, целях, направленности, избирательной деятельности, в личном смысле, т. е. интересе.

    Предметность характеризуется социальной обусловленностью человека, ее связью с сознанием, фиксированным и закрепленным в схемах, понятиях, социальных ролях, ценностях и социальных нормах.

    Педагогическая деятельность удивительно многогранна, что подтверждается даже неполным перечнем ее функций:


    • информационная,

    • развивающая,

    • обучающая,

    • познавательная,

    • творческая,

    • воспитательная,

    • преобразующая,

    • мобилизующая,

    • исследовательская,

    • прогностическая,

    • конструирующая,

    • коммуникационная,

    • речевая.

    В наши дни понятие «профессиональная пригодность» не мо­жет удовлетворить ни высшую, ни среднюю школу, так как оно адекватно низкому или в крайнем случае - среднему уровню пе­дагогической культуры по классификации Т. Ф. Белоусовой.

    По рекомендации ЮНЕСКО теперь чаще говорится не о про­фессиональных умениях, а о профессиональной компетентности.

    Профессор Пятигорского лингвистического университета И. П. Раченко выделил следующие требо­вания, стимулирующие профессионально-педагогическую деятель­ность учителя:


    • гуманистическая направленность деятельности;

    • органичная связь со школьной концепцией развития;

    • широкая мировоззренческая направленность;

    • практическая ориентированность;

    • стремление решать не только локальные, но и глобальные задачи.

    По мнению И. П. Раченко, «норма-образец» по основным ви­дам деятельности учителя может быть представлена совокупнос­тью следующих характеристик:

    • подготовка к занятиям (диагностика знаний учащихся, целеобразование и отбор содержания, целесообразный выбор форм организации урока, разработка плана урока, прогно­зирование условий);

    • учебная деятельность (формирование соответствующих возрасту детей научных знаний и навыков самообразова­ния, самовоспитания и самоорганизации);

    • воспитательная деятельность средствами предмета и во вне­урочное время (факультативы, кружки, экскурсии, творчес­кие мастерские, поисковая работа и пр.);

    • научная работа (особенно в условиях экспериментальных школ и площадок);

    • повышение квалификации (непрерывное образование учи­теля, рост его профессионального мастерства как на раз­личных курсах и постоянно действующих семинарах, так и в аспирантуре, на правах соискательства при вузовских ка­федрах, в магистратуре, по индивидуальному графику).

    Последний аспект деятельности учителя особенно важен. В ци­вилизованных странах принято считать, что в различных сферах науки и культуры знания устаревают в течение 3—5 лет. Поэтому учитель, не повысивший свою деловую квалификацию в течение последних 5 лет, не имеет морального права работать в школе.

    В современной научной и методической литера­туре по проблемам теории и методики профессио­нального образования и в практике профессиональ­ной подготовки используется множество терминов, описывающих сущность профессионализма: про­фессиональная компетентность, профессиональное мастерство, квалификация, профессионализация, профессиональное становление, профессиональное самоопределение, профессиональная готовность, профессиональная направленность, профессиональ­ная подготовка, профессиональное самосовершен­ствование, профессиональная адаптация, профес­сиональная пригодность, профессиональная иден­тификация и т. д.

    Традиционно педагогическое мастерство рассмат­ривается как совокупность психолого-педагогиче­ской эрудиции, профессиональных способностей и педагогической техники. Педагогическая техника при этом понимается как разнообразные приемы личного воздействия учителя на школьников.

    В качестве основного подхода, определяя сущ­ность деятельности профессионала-мастера, следу­ет рассматривать ее как профессионально целе­сообразную, индивидуально-творческую и оптималь­ную. В этом случае профессиональное мастерство есть качественный уровень профессиональной деятельности, имеющей творческий характер, ори­ентированной на социально значимый конечный результат (цель) и оптимальный процесс его дости­жения. Профессионализм педагогической деятель­ности заключается в том, что педагог владеет ис­кусством средствами своего предмета формировать у учащихся готовность к продуктивному решению задач в последующей системе.

    Педагогическое мастерство должно рассматри­ваться не только как высокая степень овладения профессиональными знаниями, умениями и навы­ками, но и как соответствие определенной совокуп­ности требований, выдвигаемых перед учителем кон­кретной системой образования. Условием совершен­ствования профессионального мастерства педагога является повышение его квалификации — получе­ние дополнительных знаний и совершенствование профессиональных умений на основе осмысления собственной деятельности в свете полученных зна­ний (Бенедиктова Т. А.).

    В педагогике профессиональное мастерство учи­теля понимается как «высший уровень педагогической деятельности... проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов», или же как «высокое и постоянно со­вершенствуемое искусство воспитания и обучения», или как «синтез научных знаний, умений и навы­ков методического искусства и личных качеств учи­теля». Б. Т. Лихачев определяет педагогическое ма­стерство как часть педагогического искусства, «со­вершенное владение педагогом всей совокупностью психолого-педагогических знаний, умений и навы­ков, соединенное с профессиональной увлеченнос­тью, развитым педагогическим мышлением и ин­туицией, нравственно-эстетическим отношением к жизни, глубокой убежденностью и твердой волей». Главными составляющими педагогического мастер­ства, по мнению ряда исследователей, являются четыре основных компонента: профессиональная на­правленность, профессиональное знание предмета, методики его преподавания, педагогические способ­ности и педагогическая техника.

    В профессиональной направленности личности выражается положительное отношение к профессии, желание совершенствования. Будучи сформирован­ной, ставшая свойством личности, профессиональ­ная направленность влияет на уровень текущих мо­тивов, повышает эффективность деятельности. Вы­деляют четыре стадии развития профессиональной направленности: выявление интереса к профессии как отражение потребности ее приобретения; фор­мирование устойчивого интереса к профессиональ­ной деятельности; формирование целеустремленно­сти в овладении основами педагогического мастер­ства; становление комплекса качеств, профессио­нально значимых для учительского труда.

    Основу педагогического мастерства составляет профессиональное знание: знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики, психологии, а также умение синтезировать изучаемые науки и ре­шать педагогические задачи, анализировать педа­гогические ситуации.



    Педагогические способности - это ансамбль свойств личности, отвечающий требованиям пе­дагогической деятельности и обеспечивающий легкое овладение этой деятельностью и достижение в ней высоких результатов. Много лет занимаю­щаяся исследованием педагогических способно­стей, Н. В. Кузьмина определяет их как индивиду­альные, устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, сред­ствам и условиям деятельности и нахождению наи­более продуктивных способов получения искомых результатов. Существуют различные подходы к вы­делению основных видов педагогических способно­стей (Н. В. Кузьмина, А. И. Щербаков, Н. В. Кухарев, С. Б. Елканов, А. Е. Кондратенков и др.).

    Ниже приведены обобщенные, или базовые, педагоги­ческие способности:



    • гностические - способности к изучению, ис­следованию (диагностированию) педагогических объектов, явлений, процессов;

    • проектировочные - способности определять, формировать цели и задачи педагогической деятель­ности;

    • конструктивные - способности в планирова­нии педагогической деятельности в соответствии с целями и задачами;

    • организаторские - способности организовать свою собственную деятельность и деятельность учащихся, создавать коллектив как инструмент формирования личности;

    • перцептивные - способности, позволяющие по­нимать субъекта или объекта педагогического воз­действия без вербальной (словесной) информации на основе чувственного восприятия другого;

    • суггестивные - способности эмоционально-во­левого влияния на личность преимущественно при­емами внушения;

    • коммуникативные - способности к эффектив­ному общению с разными возрастными группами детей, молодежью и взрослыми;

    • речевые - способности выражать мысли и чув­ства адекватно своим желаниям;

    • креативные - способности к творчеству;

    • академические - способности к профессиональ­ному саморазвитию и самосовершенствованию;

    • дидактические - способности адаптировать учебный материал с целью успешного его понима­ния учащимися.

    Особое внимание многие авторы уделяют значе­нию перцептивно-рефлексивных способностей педа­гога. По мнению Н. В. Кузьминой, рефлексивный уровень педагогических способностей включает 3 вида чувствительности: чувство объекта; чувство меры и такта; чувство причастности.

    Педагогическая техника — четвертый элемент педагогического мастерства, представляющий осо­бую форму организации поведения учителя, вклю­чающую две группы умений: умение управлять со­бой и умение взаимодействовать в процессе реше­ния педагогических задач. Первая группа умений - владение телом, эмоциональным состоянием, тех­никой речи. Вторая - дидактические, организатор­ские, владение техникой контактного взаимодей­ствия и др.

    Профессиональное мастерство вырастает из про­фессионального опыта, хотя сам по себе многолет­ний педагогический труд еще не есть мастерство. Профессиональный опыт вырабатывается и у педа­гога, не удовлетворенного своей профессией, но че­стно выполняющего свои служебные обязанности. У такого преподавателя, даже обладающего значи­тельным опытом работы, практически отсутствует один из существенных элементов мастерства - «творческое самочувствие» как особое психическое и физическое состояние учителя. В американской социологии подобное состояние педагога назвали «ощущение потока», т. е. полное погружение в свою деятельность и получение удовольствия от самого процесса деятельности, что, в свою очередь, свиде­тельствует о высокой внутренней мотивации учи­теля. Профессиональный опыт без творчества и удов­летворения часто развивает инертность, усталость, раздражение. Иными словами, профессиональное творчество является и показателем, и характерис­тикой, и условием становления профессионального мастерства педагога.



    Профессиональное образование и квалифика­ция - принципиальные элементы в системе объек­тивно-личностных факторов, не только влияющих на трудовую деятельность, но и ее определяющих. В связке «образование - квалификация» образо­вание выступает постоянной величиной, организу­ющей и содержательной ее составляющей, а квали­фикация - переменной, более подвижной величи­ной. Отмечается, что в педагогической практике установилось достаточно устойчивое представление о взаимообусловленности этих элементов: чем выше образование -тем выше квалификация, и наобо­рот.
    Анализ взаимодействия теоретических категорий «мастерство» и «профессионализм»





    Характеристики профессионализма и его компонентов

    Связь с характеристиками профмастерства

    Профессиона-лизм (Кузьмина Н. В.)

    Наличие знаний, умений и навыков, позволяющих спе­циалисту осуществлять свою деятельность на уровне современных требований науки и техники. Деятельность есть решение бесчисленных задач, а профессионализм в ней проявляется в умении видеть и формулировать задачи, применять методологию и методы специальных наук для диагноза и прогноза при решении задач. По­казателем качества подготовки специалиста является профессионализм в решении специальных задач (в об­ласти интеллектуальной деятельности и творчества)

    Мастерство есть владение профессиональ­ными знаниями, умениями, навыками, позво­ляющими специалисту успешно исследовать рабочую ситуацию, формулировать профес­сиональные задачи исходя из ситуации и успешно решать их в соответствии с целями, стоящими перед производством. Критериями мастерства являются алгоритмы продук­тивного решения профессиональных задач, найденные в процессе предварительных ис­следований

    Профессиона-лизм (Буткевич В. П.)

    Отражение требований профессии к личности и дея­тельности специалиста, проявляется в способах фор­мулирования и решения профессиональных задач, анализе результатов решения, диагностике причин по­лученных результатов, в способности саморазвития, самокоррекции

    В отличие от мастерства, которое может быть накоплено в опыте и подражании, професси­онализм, как устойчивое свойство личности и деятельности, закладывается в процессе общего и профессионального образования

    Профессиона-лизм (Бакланова Н. В.)

    Интегративное свойство личности педагога, отражаю­щее уникальную для каждого педагога взаимосвязь и содержательное наполнение входящих в состав рас­сматриваемого свойства компонентов - профессио­нальной компетентности, нравственности, инициативы и мастерства

    Мастерство невозможно без профессиона­лизма, без овладения суммой необходимых профессиональных знаний, умений и навы­ков, но оно никогда не сводится к професси­онализму

    Профессиона-льная пригодность (Воробьева Т.А.)

    Профпригодность включает личностные характеристи­ки, общую культуру, общее развитие, систему жизнен­ных ценностей, морально-психологическую готовность к труду. Профпригодность есть составляющая професси­онализма, но шире суммы знаний, навыков и умений, приобретенных в ходе профессионального обучения

    Становление профпригодности осуществля­ется в ходе приобретения профессионально­го мастерства (3-5 лет), когда закрепляются полученные умения и навыки, способность самостоятельно и оперативно решать проф-задачи и специалист привыкает к требова­ниям профессии

    Профессиональная компетентность педагога - это сложное индивидуально-психологическое обра­зование на основе интеграции опыта, теоретичес­ких знаний, практических умений и значимых лич­ностных качеств, обусловливающее готовность учи­теля к актуальному выполнению педагогической де­ятельности. При этом педагогиче­ский профессионализм связан, прежде всего, с вы­соким уровнем самореализации индивидуальных особенностей, с индивидуальным почерком, инди­видуальным стилем деятельности. Следовательно, ответственность за выполнение профессиональ­ных заданий и др. Эти показатели и являются характеристикой про­фессиональной готовности специалиста.

    В начале профессиональной деятельности выпускник не имеет целостного представления о многообразии профессиональной педагогической деятельности. Отсутствие образа профессиональной деятельности у начинающего педагога приводит к утрате ориентира в целенаправленном профессио­нальном образовании. Следовательно, возникает воп­рос о том, что является воплощением идеального образа педагогической деятельности, профессиональ­ным образцом в деятельности педагога.

    Моделью профессиональной деятельности специа­листа является профессиограмма - документ, рег­ламентирующий технологию построения требова­ний, предъявляемых профессией к личностным ка­чествам, психологическим способностям, психоло­го-физическим возможностям человека. Этот доку­мент призван обеспечить оптимизацию и повыше­ние эффективности профессиональной деятельности специалиста конкретного профиля.



    1. Профессиональное образование: форма обуче­ния, условия поступления, продолжительность обу­чения, уровень получаемой квалификации, перспек­тивы профессионального роста.

    2. Характеристики профессиональной деятельно­сти функции (роли), преобладающие виды деятель­ности, квалификационные требования, ключевые квалификации.

    3. Психограмма (профессионально-ориентирован­ные потребности, социокультурные качества, про­фессионально важные качества: направленность, компетентность, профессиональные способности.

    4. Санитарно-гигиенические условия труда: ре­жим труда, нервно-психическая напряженность, сенсомоторная и перцептивная сферы, медицинские противопоказания.

    Являясь первичной качественно-описательной мо­делью специалиста, профессиограмма является ги­потетической, вероятностной и вариативной, но при этом профессиограмма замещает для студента и для преподавателя такой объект, как их представления о выпускнике, что возможно лишь потому, что она соответствует какими-то своими параметрами свой­ствам этого представления. Иными словами, про­фессиограмма моделирует предвосхищаемый резуль­тат, который существует идеально, но должен быть получен по прошествии определенного срока обуче­ния и воспитания студента в вузе. Как си­стема требований к специалисту она дает возмож­ность предвидеть конкретные пути, средства, кри­терии профессиональной подготовки студентов, а также совершенствовать программу формирования личности будущего специалиста образования. Про­фессиограмма позволяет конкретизировать задачи педагогических учебных заведений, организовать на научной основе мониторинг качества подготовки специалистов, более точно определить перечень дис­циплин, подлежащих изучению, обеспечить рацио­нальное построение учебных планов и программ, создание соответствующих им полноценных учеб­ников и учебных пособий.

    Рассматривая профессиограмму преподавателя, следует обратиться к его квалификационной харак­теристике, которая (в единстве с профессиограммой) определяет квалификацию специалиста. Квалифи­кационная характеристика служит эталоном ква­лификации специалиста данного профиля. В ней указываются не только требования к личностным характеристикам будущего специалиста и к компо­нентам его трудовой деятельности, но и уровни вы­полнения им соответствующих трудовых процессов. Квалификационные характеристики создаются для описания целей подготовки квалифицированных кадров и служат для оценки степени мастерства спе­циалистов и для назначения им заработной платы.

    Типовая структура квалификационной характе­ристики выглядит так:


    • квалификация;

    • специализация;

    • форма обучения;

    • срок обучения.

    Назначение квалификационной характеристики заключается в определении профессионального на­значения специалиста, в конкретизации квалифи­кационных требований к выпускнику (общая подго­товленность выпускника, подготовленность выпуск­ника к работе на конкретных участках деятельнос­ти), в приведении перечня решаемых специалиста­ми задач и диагностических процедур (оценка ка­чества обучения).

    Вопросы для контроля:

    1. Определите сущностные различия понятий «профессионализм», «мастерство».

    2. В чем заключается основная функция профессиографического метода? Как вы считаете, необходим ли этот метод?

    Рекомендуемая литература: 4, 5, 6, 7.

      1   2   3   4   5   6

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Учебно-методический комплекс дисциплины «Введение в педагогическую профессию»