• « УТВЕРЖДАЮ»__________ Руководитель ПИ ЮФУ, д.п.н., профессор В.И. Мареев Учебно-методический комплекс
  • Степень (квалификация) – бакалавр филологического образования УМК принят в фонд учебно-методического управления ПИ ЮФУ _____________________2009 г.
  • Ростов-на-Дону 2009 г. Составители: к.ф.н., доц. Крицкая Н.М., к.ф.н., доц. Шейко Е.В.
  • Принципы отбора содержания и организации учебного материала
  • Основное содержание дисциплины ВВЕДЕНИЕ



  • страница1/4
    Дата07.01.2019
    Размер0.99 Mb.
    ТипУчебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс по Исторической грамматике русского языка является первой частью дисциплины «История русского языка»


      1   2   3   4

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    ФГОУ ВПО «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

    Кафедра русского языка и теории языка

    «УТВЕРЖДАЮ»__________

    Руководитель ПИ ЮФУ,

    д.п.н., профессор В.И. Мареев


    Учебно-методический комплекс

    ДПП.Ф.02 История русского языка (часть 1)

    Историческая грамматика русского языка
    Направление

    050300 Филологическое образование

    Степень (квалификация) – бакалавр филологического образования

    УМК принят в фонд учебно-методического управления ПИ ЮФУ

    _____________________2009 г.

    Ростов-на-Дону

    2009 г.


    Составители: к.ф.н., доц. Крицкая Н.М., к.ф.н., доц. Шейко Е.В.
    УМК утвержден на заседании кафедры русского языка и теории языка

    Протокол № 4 от «29» октября 2009 г.

    Заведующий кафедрой русского языка и теории языка

    д.ф.н., проф. В.Ю. Меликян

    УМК утвержден учёным советом ПИ ЮФУ пр. № __ от «___» __________


    Председатель ученого совета ПИ ЮФУ,

    руководитель ПИ ЮФУ, профессор ________________________________ В.И. Мареев

    Пояснительная записка

    Учебно-методический комплекс по Исторической грамматике русского языка является первой частью дисциплины «История русского языка», входит в цикл специальных дисциплин (СД) и предназначена для студентов 3 курса филологического отделения факультета лингвистики и словесности ПИ ЮФУ.



    Цель УМК - помочь в освоении дисциплины, формированию представления об основных этапах становления русского языка, в первую очередь, языка повседневного (бытового) общения, для которого характерна непрерывность развития. В исторический период своего существования этот язык представлен восточнославянскими диалектами, на основе которых формируются в дальнейшем современные восточнославянские языки.

    Задачи УМК:

    1. Представить в системе историю фонетических, морфологических, синтаксических изменений, а также исторических процессов в лексике, пережитых русским языком с древнейшей эпохи до современного его состояния, которые оказывались определяющими для того или другого периода развития языка и, в свою очередь, стали причиной более частных языковых изменений.

    2. Познакомить студентов с процессом формирования русского языка и историей развития основных особенностей его фонетической и грамматической системы.

    3. Сформировать базовый понятийный аппарат, необходимый для восприятия всех дисциплин исторического цикла и понимания законов развития современного русского литературного языка.

    4. Способствовать выработке у студентов практических навыков сравнительно-исторического анализа языковых фактов, умения видеть за фактами современного русского языка историю их становления и развития, а также умения доступно объяснять при необходимости такие факты своим будущим ученикам в соответствии с требованиями новых школьных программ по русскому языку.

    5. Научить студентов анализировать тексты памятников письменности с учетом истории взаимодействия восточнославянских диалектов и развития их структурных особенностей.

    6. Выработать понимание системности происходящих в языке изменений, логики развития языка.


    Принципы отбора содержания и организации учебного материала:

    Материал для УМК отбирается на основе принципа дополнительности, т.к. семинарские занятия не дублируют лекции. Важными являются принципы преемственности и фундаментальности, так как дисциплина опирается на сведения, полученные студентами при изучении курса «Старославянский язык», «Введение в филологию», «Русская диалектология» и в то же время продолжает формирование целостного восприятия процесса развития русского языка.

    Изучение раздела «Введение» побуждает студентов обратиться к работам, посвященным изучению культуры и истории народа, носителя русского языка, что расширяет кругозор будущего учителя-словесника.

    Курс исторической грамматики складывается из лекций, практических занятий, самостоятельной работы студентов, консультаций. Также по темам введения целесообразно проводить коллоквиум и готовить рефераты.

    В программу включены вопросы исторического синтаксиса, которые традиционно рассматриваются лишь на практических занятиях при анализе текстов из памятников древнерусского языка.

    Историческая грамматика - это вторая учебная дисциплина исторического цикла, в которой представлено развитие фонетической и грамматической системы русского языка с древнейшего состояния до эпохи образования языка русской нации. Историческая грамматика так же, как и старославянский язык, призвана реализовать принцип историзма как способа лингвистического мышления студентов-филологов. Этому курсу принадлежит совершенно особая роль в научном познании современного русского языка, глубокое и разностороннее изучение которого призваны подготовить все дисциплины историко-лингвистического цикла.

    В итоге изучение курса «Историческая грамматика русского языка» студенты должны овладеть навыками графического, лексического, фонетического и морфологического анализа древнерусского текста. Студенты должны уметь видеть исторический фон языковых явлений современного русского языка, уметь объяснить сложившиеся в современной фонетической системе и грамматическом строе отношения.
    Основное содержание дисциплины

    ВВЕДЕНИЕ


    1. Историческая грамматика русского языка как научная дисциплина, ее предмет и задачи. Условность названия этой дисциплины, изучающей историю всех уровней языковой системы. Историческая грамматика в ряду других лингвистических дисциплин исторического цикла.

    Место и значение дисциплин исторического цикла в системе высшего филологического образования в связи с пониманием исторической природы языка как объекта лингвистики. Историзм как действенное средство познания языка на всех этапах его развития.

    2. Основные источники исторического изучения языка. Данные письменных памятников. Современный русский язык в его диалектах и литературно обработанном варианте. Данные лингвистической географии. Вспомогательные источники: данные ономастики (топонимики, антропонимики, гидронимики); заимствования слов в русском языке из других языков и из русского языка в другие языки, записи русской речи иностранцев.

    3. Основные методы исторического изучения языка. Сравнительно-исторический метод. Метод внутренней реконструкции. Сопоставительно-типологический метод. Методы синхронического изучения языка в диахронии. Возможности и границы применения различных методов; отношение их друг с другом.



    4. Проблема периодизации языка. Периодизация истории языка с учетом его «внутренней» истории (структуры), его общественных функций и «внешней» истории (истории носителей языка). Возможная периодизация истории русского языка: восточнославянский период (V1-1X вв.), формирование территориальных восточнославянских говоров на базе племенных диалектов; древнерусский период (1X-X1V вв.), формирование древнерусской народности и древнерусского языка; роль городского койнэ; старославянский период (X1V-XV11вв.) – период формирования русского языка как языка великой народности, особая роль в этом процессе говоров восточнославянского северо-востока, роль московской разговорной речи и московского приказного языка; начальный период формирования русского национального языка (конец XV11-XV111 вв.), становление норм единого литературного языка на национальной основе, изменения во взаимоотношениях литературного языка и диалектов; новый период истории русского языка (X1X-XX вв.), интенсификация процесса нивелировки территориальных диалектов и роль в этом процессе литературного языка.
      1   2   3   4

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Учебно-методический комплекс по Исторической грамматике русского языка является первой частью дисциплины «История русского языка»