• Рецензенты
  • Введение. Феномен научного знания
  • Антисциентизм



  • страница1/13
    Дата25.11.2017
    Размер2.67 Mb.
    ТипУчебно-методическое пособие

    Учебно-методическое пособие. Ульяновск: УлГУ, 2005. 112 с


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    ББК 87.3 Б24

    Печатается по постановлению Ученого Совета

    факультета гуманитарных наук и социальных технологий

    Ульяновского государственного университета

    Рецензенты:

    доктор философских наук, профессор В.А. Бажанов; кандидат философских наук, доцент Л. Е. Потанина



    Баранец Н.Г.

    Б24 История и философия науки: Учебно-методическое пособие. -

    Ульяновск: УлГУ, 2005. - 112 с.

    Настоящее пособие адресовано студентам и аспирантам, изучающим курсы "История и философия науки", "История и философия естествознания" и "Фило­софия и методология науки". Оно охватывает основной комплекс проблем по этим дисциплинам и будет для читателей проводником в том материале и той ли­тературе, которые необходимы при подготовке к экзаменам.

    Наука захватывает нас только тогда, когда, заинтересо­вавшись жизнью великих исследователей, мы начинаем следить за историей развития их открытий.

    Дж. К. Максвелл

    Задача представляемого пособия заключается в том, чтобы помочь студентам и аспи­рантам осмыслить и организовать материал по истории и философии науки. Существует большое количество учебных пособий по истории науки в целом, и истории её отдельных дисциплин, философии науки и философским проблемам конкретных наук. Эти работы часто написаны исследователями по-разному подходящими к проблеме структурирования и отбора многочисленных версий, концепций реконструкции науки и ее истории. В этой ситуации необходимо такое пособие, которое послужит «проводником», позволяющим ус­ваивать материал поэтапно в зависимости от уровня подготовки читателя, и представляю­щим список наиболее значимых исследований в области эпистемологии и истории науки.

    Среди тем, рассматриваемых в пособии, ключевое значение имеют те, которые являют­ся спорными, имеющими разные подходы к их истолкованию1. Например, такими пробле-" мами являются следующие.

    "Что такое наука и когда она сложилась?"

    Первый, наиболее распостранненый, вариант ответа - наука как своеобразная форма познания, специфический вид духовного производства и социальный институт возникла на рубеже XVI-XVII вв., её появление связано с успехами естествознания. В этом случае наука рассматривается как вид познавательной деятельности, направленным на выработку объктивных, системно организованных и обоснованных знаний о мире, истинность кото­рых проверяется научным экспериментом. Тогда все, что было до этого периода, следует считать, преднаукой. Второй вариант ответа - наука возникла еще в античности (Евклид, Архимед), она была представлена рецептурно-эмпирическим и утилитарно-технологическим знанием, выработанным в результате популярных индуктивных обобще­ний. В этом случае надо перестать считать естествознание образцом, идеалом науки.

    "Под влиянием, каких условий развивается наука?"

    В зависимости от признания действия внутренних (логических и эпистемологических) или внешних (социо-культурных условий) по-разному решается вопрос о динамике разви­тия науки и возможности управления ею.

    В пособии предложены возможные варианты решения этих проблем. Первый раздел посвящен рассмотрению науки как объекта философско-методологического анализа. В нем представлены основные подходы в изучении науки как системы знания и вида деятельно­сти. Рассмотрены этапы развития науки и научные картины мира. Во втором разделе вни­мание концентрируется на структуре и методологии научного знания. Выявляется пред­метная и методологическая специфика различных форм знания. Дается классификация ме­тодологической системы науки и отдельных дисциплин. В третьем разделе рассмотрены проблемы организации исследования и особенности научного творчества. Особое внима­ние уделено психологии научного творчества, условиям необходимым для стимулирова­ния творческого процесса, мотивам научной деятельности организации научного коллек­тива.




    ©Баранец Н.Г., 2005 ©Ульяновский государственный университет, 2005

    ' Розин В М. Опыт построения методологического курса-навигатора для учебной темы "История и философия науки"// Эпистемология и философия науки. 2004. №2

    3

    Введение. Феномен научного знания

    Значимость науки как фактора обеспечивающего технический прогресс общества, сложность и противоречивость этого процесса, породили две противоположные позиции в его оценке — сциентизма и антисциентизма.



    Сциентизм - это философско-мировоззренческий подход, основывающийся на идее, что научное знание это единственное истинное знание, а ценности научного сообщества должны стать теми регулятивами, которые станут детерминировать человеческую дея­тельность. Причем, наука отождествляется исключительно с естественно-математическим и техническим знанием, социальные науки познавательного значения не имеют.

    Антисциентизм — это философско-мировоззренческая позиция, заключающаяся не только в критике науки и техники, которые не обеспечивают социальный прогресс и не улучшают жизнь людей, но и полагание их враждебными и чуждыми подлинной сущности человека. Абсолютизируя, негативные последствия НТР, антисциентисты отвергают зна­чимость научного познания.

    Итальянский философ Э. Агацци полагает, что сциентизм и необходимо рассматривать как идеологию, но идеологию слабую, которая не способна гарантировать практической достоверности тех идей, которые декларирует. "Столетие назад еще можно было рассмат­ривать науку как неопровержимое знание, способное в случае любого затруднения обеспе­чить достоверность, которая помогает преодолеть любое познавательное препятствие, и доставить средствами технологии инструменты для удовлетворения всякой человеческой потребности. Такое представление было тесно связано с позитивистской моделью науки, от наивности и оптимизма которого сегодня осталось одно воспоминание. Эпистемология XX столетия рисует совсем другой образ науки: важные условия объективности и строго­сти здесь еще присутствуют, но теперь они сопровождаются сущностной относительно­стью и опровержимостью научного знания как такового"2. Э. Агацци подчеркивает, что, говоря об относительности, под сомнение не ставится ценность научных суждений, он имеет в виду установленный исследователями истории науки факт, что его ценность соот­носительна с областью объектов, исследуемых данной дисциплиной. Сциентизм — это сла­бая идеология, потому что навязывает науке функцию, которая внутренне не совместима с её собственной познавательной структурой. Он настаивает на том, что наука и сциентизм это не одно и то же и что наука"нё~Шжет отъечать за сциентизм, Задача современного ин­теллектуала одновременно защищать науку и противостоять как сциентизму, так и анти­сциентизму. "Надо помнить, что наука является важным интеллектуальным завоеванием современной цивилизации не только потому, что представляет нам модель объективного и строгого знания (без которого не просто немыслимо, но невозможно обойтись), но и пото­му, что в силу своей "познавательной нейтральности" учит нас рассуждению, которое по­зволяет нам, так сказать, оставить позади догматизм и предрассудки, распознать необосно­ванные утверждения и выявить скрытые предпосылки многих рассуждений"3.

    Синтез рациональных моментов позиций сциентизма и антисциентизма в отношении науки позволяет определить её место в современном мире и понять специфику научного познания.

    Начнем с уточнения некоторых понятий, которые необходимы в анализе науки как формы знания. Знание — соответствующее реальному положению дел, оправданное факта­ми и рациональными аргументами убеждение субъекта. Различают знание объективиро­ванное (зафиксированное в различного рода текстах) и знание как состояние сознания

    Агацци Э. Моральное измерение в науке М., 1998. С. 75 3 Там же, С. 80

    4

    субъекта; знание-умение или "знание как", и знание-информацию или "знание что" (харак­теризующее наличие у предметов определенных свойств и закономерностей)4. Считается, что знание должно соответствовать трем условиям - истинности (адекватности), убежден­ности (веры), оправданности, то есть знание есть адекватное и оправданное убеждение. Знание является формой социальной и индивидуальной памяти, свернутой схемой дея­тельности и обобщения, структурирования и осмысления объекта в процессе познания. В зависимости от средств кодификации сознанием информации различают перцептивное и понятийное знание, дискурсивное и интуитивное, явное и неявное (латентное), эмпириче­ское и теоретическое, научное и ненаучное.



    Знание возможно типологизировать по видам деятельности практической, духовно-практической и теоретической5. Практическое знание - это знание о том, как действовать в ходе преобразования природного и социального мира, какими свойствами обладают мате­риалы, предметы, каков порядок операций в повседневной и специализированной деятель­ности. Духовно-практическое знание - это знание об общении, жизнедеятельности людей, это культово-регулятивное и художественное знание. Существует в виде убеждений, сте­реотипов, норм, идеалов и ценностей, является основой личных, межгрупповых и соци­альных отношений в целом. Теоретическое знание - это научное, философское, теологиче­ское и магическое знание, структурированное в концептуальные схемы.

    Противопоставление практического и теоретического знания не совпадает с делением по критерию опытного происхождения. И теоретическому, и практическому знанию соот­ветствует своя сфера опыта, а их различие определяется формами функционирования зна­ния. Практическое знание вплетено в деятельность и общение, направлено на их ситуаци­онное обслуживание и обладает слабой рефлексивностью. Практическое знание не проду­цирует смыслы (относительно предметов и способов деятельности), но транслирует их в практику из других контекстов опыта. Теоретическое знание ориентировано на выработку новых смыслов и внесения их в реальность (наука, философия, теология, идеология). Тео­ретическое знание содержит схемы практической деятельности и общения, приобретаю­щих в процессе рефлексивной разработки форму понятий, законов, теорий6.



    Вера — есть принятие сведений за истинные без достаточного доказательства. Эти све­дения составляют предмет веры. В познании вера выполняет функцию посредника при реализации знания и способствует преодолению возникающих проблем, так как может вы­ступать как способ аргументации и ориентирующая познавательная установка . Диффе­ренцируется вера "в" (Бога, личность, политика, власть) и вера в "что" (направлена непо­средственно на сведения). В западной эпистемологии есть традиция разделять веру как "Belief (вера обоснованная, вытекающая из очевидных для субъекта фактов и соответст­вующая им) и веру как "Faith" (необоснованная, не связанная с очевидностью, выражает согласие с положением, полученным не путем дедукции, а на основании авторитетного источника информации).

    Выделяют два основания веры: достаточное субъективное (выражает соответствие су­ждения, в которое верят, цели субъекта - является ценностью, внутренне направляющей познание); недостаточное субъктивно-объективное (представляет непротиворечивость су­ждения базису осмысленного субъектом и выступает как констатация правдоподобия).



    4 Филатов В.П. Знание // Эпистемология и философия науки. 2004. № 1.
    С.135-137.

    5 Касавин ИХ Постигая многообразие разума //Заблуждающийся разум? Многообразие вненауч-
    ного знания. М„ 1990. С. 21-26.

    6 Касавин И.Т. Знание // Эпистемология и философия науки. 2004. №1.С. 139-140.

    7 Андрющенко М.Т. Познавательный статус веры: Автореф. дис... доктора философских наук. (09.
    00. 01). М., 1992. С.7-11.

    5

    Вера располагается между мнением и очевидностью, так как потребность в вере прояв­ляется у познающего субъекта, когда ступень мнения преодолена, а ступень очевидности недоступна. Дефицит очевидности возникает из-за сложности изучаемого объекта (вклю­чающего действительные и возможные компоненты) и из-за аберрации при представлении объекта в сознании субъекта (с одной, очевидность задается индивидуальностью объекта, определенностью логических операций по его представлению, но с другой стороны, при­сутствует сомнение в легитимности, достаточности авторского контекста). Вера необхо­дима, если субъект осознает недостаточность осмысления какого-либо положения в виде: логической недостаточности - при расхождении суждения с логическим контекстом бази­са осмысления; психологической недостаточности — при расхождении между суждением и психологическим контекстом базиса осмысления; социальной недостататочности - при несоответствии общественного статуса субъекта и возможности проверить суждение.



    Доверие и уверенность - это проявления веры. Доверие - это признание суждения, по­лучающееся из общения с референтной группой. Уверенность - это признание суждения исходя из убеждения в достаточности своего творческого сознания. Твердость веры зави­сит от единства убеждения в ценности суждения и констатации его правдоподобия.

    Познание - обусловленный общественно-исторический процесс приобретения и разви­тия знания, его постепенного углубления, расширения и совершенствования. Познаватель­ная деятельность представляет собой органическое слияние непосредственных и опосре­дованных, знаковых и образных, логически-рассудочных и интуитивно-смысловых компо­нентов8.

    Традиционное представление познавательного акта предполагает выделение чувствен­ного познания (формы которого ощущения, восприятия представления) и рационального познания (формы которого понятия, суждения, умозаключения, гипотезы, законы, теории). В чувственном познании имеет место диалектика образного и знакового.

    Ощущения представляют собой форму чувственного соответствия свойствам объекта, определяются функциональной организацией анализаторов, не содержат непосредствен­ных сведений о физической природе воздействующих на органы чувств элементов дейст­вительности, то есть являются своеобразной системой внутренних знаков. Происходит ко­дирование физических качеств в естественных знаках - конкретных видах ощущений. Чувственное познание является единством изображения и обозначения. Из знаковых эле­ментов, замещающих физическую природу и свойства объекта, формируется образ объек­та, воспроизводящий его структуру. Какова природа раздражителя непосредственно из ощущений человек узнать не может (радиоактивное излучение, электромагнитное поле на­ходятся за пределами видимого спектра и недоступны человеческим органам чувств, реги­стрируются только с помощью специальной аппаратуры, что возможно стало только с соз­данием соответствующего теоретического знания и на определенном уровне развития че­ловеческого мышления и практики). Восприятие свойств объекта, пространства и времени несет "печать нашей собственной структуры".

    Сенсорные данные являются результатом воздействия объекта на органы чувств, но они недостаточны для разграничения реальности и иллюзии, не являются собственно по­знавательным образом. Из одних и тех же данных можно "вывести" совершенно разные объекты. Сенсорные данные — это материал, в котором субъекту представлено предметное содержание и который в процессе восприятия подвергается различным способам перера­ботки - выбору, категоризации, интерпретации. Современная эпистемология представляет познание как процесс выдвижения перцептивных (перцепция - восприятие) гипотез, пред­сказание новых объектов, свойств, процессов, а затем их апробации.

    ' Микешина Л.А. Философия науки. М., 2005. С. 45 - 56.

    6

    Восприятие имеет основную отличительную особенность — оно целостно, что является результатом синтеза исходных элементов. Способ построения и интеграции перцептивных образов задается "образом мира", через который в каждом акте восприятия участвует опыт познания и жизнедеятельности субъекта, выходящий за пределы наличной ситуации.



    Представление является чувственно-наглядным образом предметов, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на ор­ганы чувств.

    Познавательный процесс не сводим к отражательным процедурам получения чувствен­ного образа, а представляется системой избирательной, проективной, интерпретирующей деятельности субъекта, опосредованной его социальным и культурно-историческим опы­том.

    Рациональное познание выражено в мышлении. Мышление — процесс обобщенного и опосредованного постижения действительности, функционирует на основе раскрытия чув­ственных форм познания и выражении и в системе абстракций, результаты фиксируются в языке (естественном или искусственном). Отличается способностью выявлять общее и су­щественное в предметах, конструировать на основе познания сущности предметов поня­тия-идеи, подлежащие дальнейшему воплощению.

    Исходные формы мышления — понятия, суждения, умозаключения. Понятия — форма мьшшения, отражающая общие закономерные связи, существенные признаки явлений, ко­торые закрепляются в их определениях. Суждения - это форма мысли, в которой посред­ством связи понятий утверждается что-либо о чем-либо. В суждении используются поня­тия, с помощью которых отражается связь между предметами и явлениями действительно­сти или между их свойствами и признаками. На базе понятий и суждений формируются умозаключения, представляющие собой рассуждения, в ходе которых логически выводит­ся новое суждение.



    Формы познания - игровая, обыденно-практическая, художественно-образная, мифо­логическая, религиозная, философская, научная.

    Одна из исторически первых форм познания - игровое познание, которое является важ­ным элементом деятельности не только детей, но и взрослых. В ходе игры ребенок удовле­творяет любознательность, формирует духовный мири приобретает определенные знания и навыки общения.

    На ранних этапах истории существовало обыденно-практическое познание, поставлявшее элементарные сведения о природе, а также о самих людях, их условиях жизни, общении, со­циальных связях и т. д. Основой данной формы познания был опыт повседневной жизни, практики людей. Полученные на этой базе знания носят прочный, но разрозненный характер, представляя собой простой набор сведений, правил. Сфера обыденного познания включает: здравый смысл, верования, приметы, первичные обобщения наличного опыта, закрепляе­мые в традициях, преданиях, назиданиях, интуитивные убеждения, предчувствия.

    На начальном этапе истории человечества ведущее значение имело мифологическое познание. Его специфика состоит в том, что оно представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной переработкой природы и общества народной фантазией. В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях, их условиях бытия, формах общения, для этого знания характерны синкретичность, образность и антропоморфизм В рамках мифологии зарождается художественно-образная форма познания, которая в дальнейшем получила наиболее развитое выражение в искусстве. Оно специально не решает познавательные задачи, но содержит в себе гносеологический потенциал. Познава­тельная функция искусства состоит в том, что удовлетворяя, прежде всего эстетические потреб­ности людей, искусство одновременно познает мир, а,человек творит его — в том числе и по за-



    конам красоты. В структуру любого произведения искусства всегда включаются в той или дру­гой форме определенные знания о разных людях и их характерах, о тех или иных странах и на­родах, их обычаях, нравах, быте, об их чувствах, мыслях.

    Религиозное познание является эмоциональной формой отношения человека к миру, основан­ном на вере господствующую над человеком и миром силу. Религия (как и мифология) не произ­водила знание в систематической и тем более теоретической форме. Она не выполняет функции производства объективного знания, носящего всеобщий, целостный и доказательный характер.

    Если для религиозного познания характерно соединение эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное, то сущность философского познания составляет рефлексивность и ра­циональность. Философию как способ познания отличает меньшая, чем в религии и мифологии эмоциональность, направленное изучение закономерностей функционирования мира, теоретиче­ская обоснованность содержания и способов достижения знания, идеалов и принципов, опреде­ляющих цели и средства деятельности людей.



    Чаще всего, анализируя науку, как форму знания и вид деятельности, её сравнивают с религией и философией.




    РЕЛИГИЯ

    ФИЛОСОФИЯ

    НАУКА

    1. определе­ние

    отличается разделе­нием мира на естест­венный и сверхъесте­ственный, для кон­такта с последним используется система культа

    представляет собой сис­тему общих теоретиче­ских знаний на мир в це­лом и на место в нем че­ловека; носит системати­зированный и упорядо­ченный характер.

    направлена на про­изводство знаний о природе, обществе и самом познании; от­личается строгой до­казательностью и достоверностью вы­водов.

    2. функции

    нормативизирую-щая (регламентация общественных отно­шений); -мировоззренческая (придание устойчи­вости человеческому бытию); познавательная (объяснение мира ес­тественного во взаи­моотношении с ми­ром сверхъестествен­ным).

    -мировоззренческая (гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитатель­ная); - методологическая (эвристическая, координирующая, логико-гносеологическая) -креативная (удовлетво­ряет потребность фило­софа к творческой реали­зации).

    познавательная (направлена на от­крытие законов уст­ройства мира) -объяснительная (представляет сис­тему знаний о мире, на основании обоб­щенных научных фактов, теорий и ги­потез) - креативная (удов­летворяет потреб­ность ученого к творческой реализа­ции) - прогностическая.

    З.цель

    предписать смысл жизни и модель по­ведения.

    систематизировать зна­ние о мире и искать смысл жизни.

    получение новых знаний о реальности и представить вари­анты его возможного применения.

    4.конечный продукт

    субъективное знание, основанное на рели­гиозном опыте и

    объективное знание в субъективно-личностной проекции, основано либо

    объективное, сис­темное, непротиво­речивое знание, по-




    представленное рели­гиозными фактами и религиозной карти­ной мира.

    лученное экспери­
    ментально или в
    процессе моделиро­
    вания; представлено
    научными фактами,
    установленными за­
    кономерностями,
    теориями и научной
    картине мира.

    5. методы средства

    -религиозный опыт (по степени его ин­тенсивности выде­ляют основополож­ников религии, свя­тых, мистиков); -вера в высший авто­ритет и авторитет по­средника;

    -логические методы (анализ, индукция, дедукция, аналогия, идеализация), кото­рые используются в богословской аргу­ментации.



    - эмпирические ме­
    тоды (наблюдение,
    сравнение, экспери­
    мент);

    • теоретические ме­
      тоды (формализа­
      ции, аксиоматиза­
      ции, гипотетико-
      дедуктивный);

    • логические методы;

    • системный и струк­
      турно-
      функциональный
      подход;

    • экспериментальные
      установки и прибо-

    на результатах философ­
    ских интуиции, либо на
    заимствованном знании
    из области науки или ре­
    лигии (в зависимости от
    направления), представ­
    лено концепциями и фи­
    лософской картиной ми­
    ра,

    -эмпирические методы (наблюдение, сравне­ние);

    - теоретические методы
    (аксиоматический, гипо-
    тетико-дедуктивный);
    -логические методы
    (анализ, абстрагирова­
    ние, идеализация, индук­
    ция, аналогия, моделиро­
    вание);

    - системный и структур­


    но-функциональный
    подход;

    природа, социум и
    человек (закономер-
    ности),

    Бог и его отношения с человеком.

    философские методы
    (метафизический и диа-
    лектический).

    два уровня — житейский и профессиональный.

    элитарный, его но­сители ученые профессионалы.

    человек и его место в мире, обществе.

    7характер знания и его носители

    массовое, доступное широким массам ве­рующих, но есть и профессионалы -священнослужители, богословы.

    Научное знание является результатом научной деятельности, включающей процесс производства знания, его результат (систему знания) и участников процесса производства знания - ученых, как носителей определенной познавательной традиции, чья деятельность, регулируется определенной нормативно-ценностной системой.



    Наука — это особый тип духовной деятельности, направленный на получение система­тического, упорядоченного, обоснованного, объективно-истинного знания о сущности предмета изучения. Наука оперирует абстракциями и идеализациями, что в известной сте­пени определяет характер видения объекта познания.

    Наука, выполняет ряд функций, из них наиболее важными являются: когнитивная (универсальная по своему характеру) и социальные (вариативные, зависящие от особенно­стей общества). Для самой науки существеннее её когнитивные функции, для общества важно выполнение ею социальных функций. Социальные функции подразделяются на первичные — являющиеся продуктом социального заказа, и вторичные — в большей степени связанные с потребностями самой науки как социального института и обеспечением её воспроизводства. Приоритетность функций определяется характером общества. В тотали-



    тарном обществе наука выполняет преимущественно "государственные" функции, в демо­кратическом - общественные, в элитатаристском - "элитарные"9.

    В случае вмешательства государства в процесс регулирования науки, связанного с его желанием максимально реализовать "государственные первичные" функции науки, может нарушиться собственный механизм саморегуляции науки, что приводит к появлению ква­зинауки. Квазинаука ищет себе сторонников и приверженцев с точки зрения их идеологи­ческой пригодности, опираясь на методы насилия и принуждения, расцветает в условиях жестко иерархизированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим (в истории науки в СССР были периоды «триумфа квазинау­ки» в некоторых дисциплинах: лысенковщина в биологии, фиксизм в геологии 50-х гг., пре­следования кибернетики в 1952 -1953).



    Когнитивные

    Социальные первичные

    Социальные вторичные
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Учебно-методическое пособие. Ульяновск: УлГУ, 2005. 112 с