• ОБЪЕЗД (ОБХОД) МАРШРУТА
  • ПОДГОТОВКА КОНТРОЛЬНОГО ТЕКСТА ЭКСКУРСИИ
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНИКИ ВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ (ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УКАЗАНИЯ)

  • Скачать 173.1 Kb.


    Дата15.10.2017
    Размер173.1 Kb.

    Скачать 173.1 Kb.

    Учебно-тематическая экскурсия



    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ
    Учебно-тематическая экскурсия – особая форма учебно-воспитательной работы, в которой осуществляется совместная деятельность педагога-экскурсовода и учащихся-экскурсантов, служащая целям воспитания подрастающего поколения и приобретения дополнительных знаний.

    Учебно-тематические экскурсии должны отвечать следующим требованиям:

    1) быть методически правильно построенными;

    2) иметь высокое качество содержания;

    3) способствовать повышению познавательной и воспитательной функций в образовательном процессе.

    Экскурсия как вид деятельности выполняет несколько функций.

    Информационно-познавательная функция. Каждая экскурсия содержит информацию по конкретному разделу знаний. Это освоение определенных пластов исторической, культурной или природной среды.

    Каждая экскурсия должна содержать относительно полную, научно обоснованную и тщательно выверенную информацию по своей теме.



    Воспитательная функция. Экскурсия не только дополняет и конкретизирует знания экскурсантов по определенной теме, но и помогает им выработать отношение к тому, что они узнали. Поэтому перед экскурсоводом ставится задача создать в экскурсионной группе атмосферу единомыслия и общего переживания, оказать влияние на формирование мировоззрения, норм поведения и речевого этикета.

    Каждая группа тематических экскурсий имеет свои воспитательные задачи.



    Природоведческие экскурсии воспитывают бережное отношение к природе, животному и растительному миру.

    Искусствоведческие экскурсии направлены на эстетическое воспитание экскурсантов.

    Производственные экскурсии воспитывают уважение к труду. Этнографические экскурсии - уважение к обычаям и традициям разных народов.

    Военно-исторические (экскурсии по местам боевой славы) - гражданское и патриотическое воспитание.

    Для достижения воспитательного эффекта в экскурсию в качестве тематически встроенных и методически оправданных элементов могут быть включены фрагменты из художественных, научно-популярных фильмов или хроникально-документальный фильм полностью;



    прослушивание звукозаписей; выступления участников и очевидцев событий; встреча с руководителями и работниками предприятий; прослушивание музыкальных произведений и т. д.

    Развлекательно-досуговая функция. Экскурсовод всегда должен помнить, что экскурсия - это форма проявления и способ удовлетворения не только познавательных, но и рекреационных потребностей человека, что экскурсия - это способ проведения досуга, свободного от учебных занятий времени. Поэтому, с одной стороны, экскурсия не должна превращаться в сугубо познавательный вид деятельности, то есть экскурсовод не должен перенасыщать экскурсию большим количеством объектов показа и большим объемом лекционного материала. С другой стороны, всегда следует иметь в виду, что только развлечением сущность экскурсии не исчерпывается. Следовательно, основная сложность заключается в том, что нужно найти «золотую середину» в удовлетворении познавательных и развлекательных потребностей экскурсантов.

    Каждая учебно-тематическая экскурсия должна иметь целевую установку. Цель экскурсии – это то, ради чего учащимся-экскурсантам показываются памятники истории, культуры и другие объекты. Правильное определение цели имеет большое значение: оно может повлиять на формулировку темы, помочь в отборе и освещении материала. Конечной цели должны быть подчинены экскурсионный показ и рассказ.

    Как цель экскурсии может выступать воспитание патриотизма, уважение к труду, другим народам; эстетическое или нравственное воспитание; расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры, профориентация и т. п. Для достижения конечной цели необходимо решить ряд конкретных задач.

    Каждая учебно-тематическая экскурсия должна иметь четко определенную тему, которая является предметом показа и рассказа и содержательным стержнем экскурсии, так как именно тема обуславливает отбор экскурсионных объектов и объединяет подтемы экскурсии в единое целое.

    Важной частью учебно-тематической экскурсии как воспитательного процесса является послеэкскурсионная работа. Она становится возможной, когда педагогу-экскурсоводу удалось превратить окончание экскурсии в начало самостоятельной работы экскурсантов по углублению к закреплению полученных знаний.
    ТИПЫ ЭКСКУРСИЙ
    Тематические экскурсии традиционно относят к одному из типов: исторические, архитектурно-градостроительные, искусствоведческие, литературные, природоведческие и производственные (технологические). Первые четыре типа можно объединить в класс культурно-исторических экскурсий.

    Конкретизируя каждый тип, можно выделить подтипы городских обзорных экскурсий. Так, по своему содержанию исторические экскурсии подразделяются на историко-краеведческие; археологические (с показом вещественных исторических источников-раскопок); этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных народов; военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы; историко-биографические (по местам, связанным с жизнью и деятельности известных людей).



    Архитектурно-градостроительные экскурсии делятся на экскурсии с показом архитектурного облика данного города; экскурсии с показом памятников архитектуры определенного исторического периода; экскурсии, дающие представление о творчестве какого-либо архитектора; экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры; экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам; экскурсии по новостройкам.

    Искусствоведческие экскурсии бывают: историко-театральные, историко-музыкальные, по местам бытования народных художественных промыслов, по местам жизни деятелей искусства, экскурсии в картинные галереи, выставочные залы, искусствоведческие музеи, в мастерские художников и скульпторов.

    Литературные экскурсии подразделяются на литературно-биографические (по местам, хранящим память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга); историко-литературные, посвященные определенным периодам развития русской литературы); литературно-художественные (по местам, которые были местом действия в произведениях того или иного писателя).

    Природоведческие экскурсии делятся на ботанические, зоологические, гидрологические, геологические, экскурсии по уникальным памятникам природы.

    Производственные экскурсии могут быть производственно-историческими, производственно-экономическими, производственно-техническими и профессионально-ориентационными для учащихся.

    Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного типа редко существуют изолированно, практика показывает, что границы между ними бывают размыты. Так, исторический материал используется в архитектурно-градостроительных, искусствоведческих, литературных, производственных экскурсиях.



    По составу участников в первую очередь различают экскурсии для

    учащихся разного возраста. В зависимости от состава группы в содержание экскурсии, методику ее проведения и продолжительность вносятся изменения. Такой подход к подготовке и проведению экскурсии в теории экскурсионного дела называют дифференцированным.



    По месту проведения экскурсии бывают городские, загородные, музейные, комплексные, сочетающие элементы нескольких видов экскурсий.

    По способу передвижения различают пешеходные и транспортные экскурсии. Пешеходные экскурсии ограничены небольшой протяженностью маршрута. Преимущество транспортных экскурсий заключается в том, что в них можно включать объекты, значительно удаленные друг от друга.

    Продолжительность экскурсии составляет от одного академического часа (45 мин.) до четырех – пяти часов.
    Разработанные учебно-тематические экскурсии нужно утверждает методический совет или директор образовательного учреждения.

    Так же следует организовать работу по подготовке экскурсоводов из числа учащихся школ.




    МАРШРУТ ЭКСКУРСИИ
    Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута – способствовать наиболее полному раскрытию темы.

    В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения маршрутов: хронологический, тематический и тематико-хронологический.

    Примером хронологического построения маршрута могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей.

    По тематическому принципу построены экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы в жизни города (например, «Старый Оскол современный»).

    Маршрут строится по принципу наиболее правильной последовательности осмотра объектов и намечается с учетом следующих требований:

    – показ объектов следует проводить в определенной логической последовательности, не допуская ненужных повторных проездов по одному и тому же участку маршрута (улице, площади, мосту, шоссе), т.е. так называемых петель;

    – наличие доступности объекта (площадки для его осмотра);

    – переезд или переход между объектами не должен занимать 10–15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз в показе и рассказе;

    – наличие благоустроенных остановок, в том числе санитарных, и мест парковки транспортных средств.

    Разработка автобусного маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта и схемы маршрута, расчета километража и времени использования автотранспорта.



    ОБЪЕЗД (ОБХОД) МАРШРУТА


    Объезд (обход) маршрута является одним из важных этапов разработки новой экскурсионной темы. При организации объезда (обхода) маршрута ставятся задачи: 1) ознакомиться с планировкой трассы, улицами, площадями, по которым проложен маршрут;

    2) уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой остановки экскурсионного автобуса или пешеходной группы;

    3) освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоянок;

    4) провести хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса (пешеходной группы), а также уточнить продолжительность экскурсии в целом;

    5) проверить целесообразность использования намеченных объектов показа;

    6) выбрать лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы;

    7) выбрать методику ознакомления с объектом; 8) в целях безопасности передвижения туристов по маршруту выявить потенциально опасные места и принять меры.

    ПОДГОТОВКА КОНТРОЛЬНОГО ТЕКСТА ЭКСКУРСИИ


    Текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. Текст призван обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия, дается объективная оценка показываемых объектов.

    Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык.

    Контрольный текст в большинстве случаев содержит хронологическое изложение материала. Этот текст не отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной последовательности с распределением излагаемого материала по остановкам, где происходит анализ экскурсионных объектов. Контрольный текст является тщательно подобранным и выверенным по источникам материалом, являющимся основой для всех экскурсий, проводимых на данную тему. Используя положения и выводы, которые содержатся в контрольном тексте, экскурсовод строит свой индивидуальный текст.

    На основе контрольного текста могут быть созданы варианты экскурсий на ту же тему, в том числе для детей и взрослых, для различных групп трудящихся.

    В целях облегчения работы по созданию таких вариантов в контрольный текст могут быть включены материалы, связанные с объектами, подтемами и основными вопросами, не вошедшими в маршрут данной экскурсии.

    Помимо материалов для рассказа экскурсовода в контрольный текст включают материалы, которые должны составить содержание вступительного слова и заключения экскурсии, а также логических переходов. Он должен быть удобен для пользования. Цитаты, цифры и примеры сопровождаются ссылками на источники.



    ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНИКИ ВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ (ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УКАЗАНИЯ)


    Техника ведения экскурсии объединяет все организационные вопросы экскурсионного процесса. Авторы автобусной экскурсии, например, тщательно продумывают, когда и где экскурсанты выходят для осмотра объекта, как происходит передвижение экскурсантов между объектами, как и когда демонстрируются экспонаты «портфеля экскурсовода» и т.д. Соответствующие записи вносятся в графу методической разработки «Организационные указания». Эти указания адресованы и водителю автобуса. Например, в каком месте поставить автобус, где необходимо ехать медленнее для наблюдения объекта из окна. Отдельные указания относятся к экскурсантам (соблюдение правил безопасности на улице, выхода из автобуса, размещения в салоне). Важно сформулировать рекомендации: об использовании пауз в экскурсии; о соблюдении времени, отведенного на освещение подтем; организацию ответов на вопросы экскурсантов; о технике использования экспонатов «портфеля»; о порядке возложения венков и т.д. Не менее важны указания о месте экскурсовода при показе объектов, руководстве самостоятельной работой экскурсантов на маршруте, проведении рассказа при движении автобуса.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


    Это основные требования к экскурсоводу по методике ведения экскурсии.

    Основные методические приемы:

    -Методы экскурсионной справки и показа.

    -Словесное сравнение.

    -Прием зрительной реконструкции места, где проходили те или иные действия.

    - Метода «погружения в прошлое».
    Комплектование «Портфеля экскурсовода».

    «Портфель экскурсовода» – условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения учебно-тематической экскурсии. Одна из задач «портфеля экскурсовода» состоит в том, чтобы восстановить недостающие звенья при показе. Иногда возникает необходимость дать представление о первоначальном виде того места, на котором построено осматриваемое здание. Более убедительной экскурсию делают демонстрация копий подлинных документов, рукописей. Наглядные пособия дают зрительное представление об объекте.

    В «Портфель экскурсовода» включаются фотографии, географические карты, схемы, чертежи, рисунки, образцы продукции и др. Содержание «портфеля» диктуется темой экскурсии, наглядные пособия должны быть удобны для использования, количество их не должно быть велико, так как в этом случае пособия будут отвлекать экскурсантов от осмотра объектов, рассеивать их внимание. К каждому экспонату, включенному в «портфель экскурсовода», прикладывается листок с пояснениями или справочным материалом.

    При современном подходе к подготовке «портфеля экскурсовода» Белгородский областной Центр детского и юношеского туризма и экскурсий планирует шире использовать возможности экскурсионного автобуса (аудио- и видеосистема, 2 телевизора) и готовит «портфель экскурсовода» в электронном виде по разработанным ранее маршрутам.

    ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ

    ЭКСКУРСИИ


    Управление образования администрации

    Старооскольского городского округа

    Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

    «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий»

    «ОЭМК – ФЛАГМАН

    ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МЕТАЛЛУРГИИ»

    учебно-тематическая экскурсия профориентационной направленности

    Продолжительность экскурсии – 2 часа 30 минут


    Разработали:

    Васильева Нина Александровна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «ЦДЮТиЭ»,

    Митченко Ольга Анатольевна, учитель истории и обществознания МАОУ «СОШ № 40»,


    Старый Оскол

    2014

    «УТВЕРЖДАЮ»



    Директор МБУ ДО «ЦДЮТиЭ»

    _________________ А.М. Черданцев

    «___»________________ 2014 г.

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

    учебно-тематической экскурсии



    «ОЭМК – ФЛАГМАН ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МЕТАЛЛУРГИИ»
    Цель экскурсии: дать сведения об Оскольском электрометаллургическом комбинате как о современном, динамично развивающемся промышленном предприятии, создать целостное представление о технологическом процессе электросталеплавильного производства на ОЭМК.

    Задачи экскурсии:

    1. Показать роль ОЭМК в социально-экономическом развитии нашего города и региона.

    2. Дать дополнительные сведения по истории, краеведению, химии, средствами экскурсионно-образовательной деятельности.

    3. Познакомить учащихся с трудом металлургов (основными профессиями электросталеплавильного цеха).

    4. Способствовать формированию интереса к специальностям, имеющим отношение к металлургии.

    5. Воспитывать у детей чувство гордости за свой город и его людей, любовь к труду.



    Вид экскурсии.

    По содержанию: учебно-тематическая, профориентационная.

    По способу передвижения: автобусно-пешеходная.

    По месту проведения: загородная.

    По составу и количеству участников: групповая.

    Продолжительность экскурсии: 2 часа 30 минут.

    Категория экскурсантов: учащиеся 9-10 классов.
    Основные объекты показа:

    Линия скоростного трамвая

    Памятник огурцу

    Цех окомкования и металлизации (ЦОиМ)

    Электросталеплавильный цех

    Сортопрокатный цех № 1

    Сортопрокатный цех № 2
    Маршрут экскурсии: м-н «Восточный» (сош № 40») – с. Незнамово – агрофирма «Металлург» – с. Обуховка – с. Бабанинка - ОЭМК – м-н «Восточный», (сош № 40).

    Данная экскурсия может проводиться по теме «Количество теплоты» Учебник: Физика для 10 класса. - Авт. Мякишев Г.Я., Буховцев.Б., Сотский Н.Н.- М: Просвещение, 2010.




    Методическая разработка экскурсии

    Тема: «ОЭМК – ФЛАГМАН ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МЕТАЛЛУРГИИ»

    учебно-тематическая экскурсия профориентационной направленности.



    Маршрут

    экскурсии

    Объекты

    показа

    Наименование подтем и перечень основных вопросов

    Продолжительность изложения подтемы, мин.

    Организационные указания

    Методические

    указания

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    М-н «Восточный»

    Жилые дома, школа, детский сад, храм

    Знакомство с группой, изложение темы, цели, продолжительности экскурсии

    5

    Правила поведения во время экскурсии


    Установление доброжелательных, доверительных отношений с группой

    Новый город -

    с. Незнамово



    Свято-Никольский храм с. Незнамово

    Рассказ об истории Старого Оскола, его промышленности, а также о благотворительной деятельности ОЭМК по восстановлению храмов.

    Краткая справка о городском поселении, количестве населения, промышленных предприятиях


    10

    Рассказ ведется по ходу движения автобуса

    Водителю предлагается замедлить ход автобуса

    Используется прием показа, материал портфеля экскурсовода


    с. Незнамово- агрофирма «Металлург»

    Памятник огурцу


    Рассказ об Агрофирме, авторах композиции из металла

    10

    Рассказ ведется по ходу движения автобуса

    Прием описания и экскурсионной справки

    с. Обуховка –

    с. Бабанинка – ОЭМК



    История освоения КМА, строительства ОЭМК

    Краткая история освоения Курской магнитной аномалии, показ портретов наиболее известных исследователей. Краткая история о начале строительства ОЭМК. Решение кроссворда о КМА

    20

    Рассказ и решение кроссворда ведется по ходу движения автобуса. Напомнить детям о необходимости внимательно слушать, запоминать фамилии и даты

    Использование материалов портфеля экскурсовода


    Цех окомкования и металлизации


    История строительства ЦОиМ, технологический процесс производства окатышей

    Технологическая цепочка производства окисленных и металлизированных окатышей

    15

    Знакомство с ТБ, роспись в журнале.

    Дети надевают на голову каски, заправляют волосы, проверяют одежду (шнурки, пуговицы и т.д).


    Рассказ и показ в ЦОиМ


    Использование материалов портфеля экскурсовода. Прием показа, экскурсионной справки


    Электростале

    плавильный цех



    Оснащение ЭСП цеха, показ оборудования

    Технологический процесс электроплавки стали

    15

    Рассказ и показ в ЭСПЦ

    Переезд на следующий объект



    Дети задают экскурсоводу вопросы

    Строжайшее соблюдение техники безопасности



    Сортопрокатный цех №1

    Оборудование СПЦ №1

    Сортопрокатное производство, его мощность, продукция

    15

    Осмотр готовой продукции в СПЦ №1

    Переезд на следующий объект



    Методы экскурсионной справки и показа

    Сортопрокатный цех №2

    Оборудование СПЦ №2, стан-350

    Сортопрокатное производство, его мощность, продукция. Работа стана-350

    15

    Рассказ и показ в СПЦ №2


    Осмотр готовой продукции

    ОЭМК - Бабанинка - Обуховка - Новый город




    ОЭМК в составе Холдинга «МЕТАЛЛОИНВЕСТ» является первым и пока единственным в России предприятием, на котором в промышленном масштабе внедрены технологические процессы бездоменной металлургии. Рассказ о качестве стали, выпускаемой на ОЭМК и ее применении

    45

    Обобщающий рассказ об ОЭМК, ответы на вопросы викторины

    Рассказ и ответы на вопросы викторины ведется по ходу движения автобуса




    Рефлексия. Подведение итогов, награждение победителей в викторине и кроссворде. Прощание с экскурсионной группой

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Учебно-тематическая экскурсия

    Скачать 173.1 Kb.