• Класс
  • Часть II Строим фразы
  • Василий Жуковский Баллада «Три путника»
  • Иван Бунин Призраки
  • Константин Батюшков Мой гений

  • Скачать 40.82 Kb.


    Дата08.04.2018
    Размер40.82 Kb.
    ТипЛитература

    Скачать 40.82 Kb.

    Учимся анализировать поэтический текст. В. А. Жуковский «Три путника»



    Медиаприложение

    Автор: Ясинская Светлана Георгиевна

    Предмет: литература

    Тема: Учимся анализировать поэтический текст. В.А. Жуковский «Три путника»

    Класс: 8 класс
    Карта-помощница «Учимся анализировать поэтический текст»

    Часть I

    I Ритмический рисунок (организация).

    Метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест).

    Размер (количество стоп в строчке, например, пятистопный).

    Пиррихий (в стопе только два безударных слога), спондей (в стопе только два ударных слога).

    Рифма в стихе (точная-неточная, богатая-бедная, мужская-женская- дактилическая, конечная).

    Рифмовка в строфе (аабб – смежная, парная, абаб – перекрёстная, абба – кольцевая, охватная, абвабв, абввба и др.- сплетённая).

    II Композиция (построение) текста.

    Строфы и стихи.

    Микротема каждой части.

    Ключевые слова, словесные тематические ряды.

    Сильные позиции текста: название, эпиграф, первое и последнее предложения, рифмы, повторы.

    III Художественные образы и мотивы.

    Лирический герой.

    IV Художественное время и пространство (хронотоп).

    V Языковые уровни текста.

    1.Фонетический уровень.

    Звукопись. Аллитерация на…(согласные). Ассонанс на…(гласные).

    2.Морфемный уровень.

    Роль морфем (например, уменьшительно-ласкательные суффиксы).

    3.Лексический уровень.

    Слова книжные, разговорные, нейтральные. Синонимы, антонимы. Цветопись. Эмоциональная окраска. Повторы.

    4.Морфологический уровень.

    Преобладающие части речи. Предметность, описательность, действенность.

    5.Синтаксический уровень.

    Синтаксические конструкции. Необычный порядок слов (инверсия). Роль знаков препинания.

    VI Языковые средства художественной изобразительности.

    Тропы (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, гипербола, литота, ирония и т.д.).

    Фигуры (обращение, анафора, антитеза, восклицание).

    VII Тема и идея текста.



    Часть II

    Строим фразы

    • Ритмический рисунок создаётся (например, пятистопным ямбом).

    • Рифмовка в строфе (например, охватная). Рифма в стихе (например, точная и т.д.).

    • Композиция стихотворения состоит из (сколько частей, строф).

    • Образ (например, человека) … создают ключевые слова ….

    • Словесный ряд … вызывает ощущение (ассоциации) ….

    • Лирический герой в первой строфе …, а в последней … .

    • Аллитерация на … создаёт ощущение … .

    • Ассонанс на … вызывает ассоциации … .

    • Повторы слов … усиливают (подчёркивают) … . Противопоставление слов … создаёт …

    • Троп (например, эпитет)… используется с целью … .

    • Тема этого стихотворения …

    • Анализ текста вывел нас к авторской позиции. С точки зрения поэта, … .



    Василий Жуковский

    Баллада «Три путника»

    В свой край возвратяся из дальней земли,


    Три путника в гости к старушке зашли.
    «Прими, приюти нас на темную ночь;
    Но где же красавица? Где твоя дочь?»
    «Принять, приютить вас готова, друзья;
    Скончалась красавица дочка моя».
    В светлице свеча пред иконой горит:
    В светлице красавица в гробе лежит.
    И первый поднявший покров гробовой
    На мертвую смотрит с унылой душой:
    «Ах! если б на свете еще ты жила,
    Ты мною б отныне любима была!»
    Другой покрывало опять наложил,
    И горько заплакал, и взор опустил:
    «Ах, милая, милая, ты ль умерла?
    Ты мною так долго любима была!»
    Но третий опять покрывало поднял
    И мертвую в бледны уста целовал:
    «Тебя я любил; мне тебя не забыть;
    Тебя я и в вечности буду любить!»

    Иван Бунин

    Призраки

    Нет, мертвые не умерли для нас!

    Есть старое шотландское преданье,

    Что тени их, незримые для глаз,

    В полночный час к нам ходят на свиданье,
    Что пыльных арф, висящих на стенах,

    Таинственно касаются их руки

    И пробуждают в дремлющих струнах

    Печальные и сладостные звуки.


    Мы сказками предания зовем,

    Мы глухи днем, мы дня не понимаем;

    Но в сумраке мы сказками живем

    И тишине доверчиво внимаем.


    Мы в призраки не верим; но и нас

    Томит любовь, томит тоска разлуки...

    Я им внимал, я слышал их не раз,

    Те грустные и сладостные звуки!

    1905

    Константин Батюшков

    Мой гений

    О память сердца! ты сильней 


    Рассудка памяти печальной
    И часто сладостью своей 
    Меня в стране пленяешь дальной. 
    Я помню голос милых слов, 
    Я помню очи голубые,
    Я помню локоны златые 
    Небрежно вьющихся власов. 
    Моей пастушки несравненной 
    Я помню весь наряд простой
    И образ милый, незабвенный, 
    Повсюду странствует со мной. 
    Хранитель гений мой – любовью 
    В утеху дан разлуке он: 
    Засну ль? приникнет к изголовью 
    И усладит печальный сон.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Учимся анализировать поэтический текст. В. А. Жуковский «Три путника»

    Скачать 40.82 Kb.