• Внеклассное занятие по русскому языку в 3 классе Тема «Учимся писать письма» Автор Баталова Екатерина Николаевна
  • Вот почему мы должны научить детей писать обычные письма. Тема
  • Ход занятия 1.Организационный момент
  • 2.Сообщение цели урока - Будем ли мы отвечать на полученное письмо (да). Правило № 2
  • 4.Знакомство со структурой письма
  • 6. Написание письма Учащиеся самостоятельно пишут письма. 7. Оформление конверта
  • 8. Рефлексия
  • После занятия учащиеся относят свои письма в почтовое отделение и опускают в почтовый ящик. Список литературы



  • страница1/4
    Дата27.08.2018
    Размер0.66 Mb.
    ТипПояснительная записка

    Учимся писать письма


      1   2   3   4

    МКОУ Большетурышская СОШ

    Внеклассное занятие по русскому языку в 3 классе

    Тема «Учимся писать письма»

    Автор Баталова Екатерина Николаевна

    учитель начальных классов

    МКОУ Большетурышская СОШ

    2013 г.
    Пояснительная записка


    В наше время писать письма стало не модно, ведь появилось много разных более удобных средств связи: мобильный телефон, электронная почта.

    Но мы не должны забывать о древнейшем способе общения – письмо. «Письма бывают разные…» - от родных, от детей, от любимых, деловые письма. Каждое письмо несет в себе эмоциональный заряд.

    Я думаю, что в письмах человек лучше раскрывается как личность, потому что он не имеет иной возможности выразить себя. Выражение эмоций – игра глаз, жестов, интонация – прерогатива живого общения. В письмах отправитель лишен этого и пытается все выразить словами. В письмах люди такие, какие они есть. И если они притворяются – фальшь все равно сразу почувствуется. Бумага не терпит лжи. Но когда человек искренне пишет сердцем, - письмо получается наиболее убедительным, правдивым, откровенным. Вот почему мы должны научить детей писать обычные письма.

    Тема: «Учимся писать письма»
    Цели: показать значение переписки в жизни людей; показать, что письмо разновидностью текста, имеет свою структуру и стилистические особенности; познакомить с правилами и вежливыми формами переписки; обобщить и углубить знания детей об истории письма, о правилах его написания и оформления; обогащать словарный запас; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
    Оборудование: таблица с темой урока «Учимся писать письма»; письмо от Деда Мороза; конверты, карточки «Проверь себя»; составляющие таблицы (карточки со словами) «Структура письма», составляющие модели (картинки) «Как путешествует письмо».
    Ход занятия

    1.Организационный момент
    Стук в дверь.

    Кто стучится в дверь ко мне

    С толстой сумкой на ремне,

    С цифрой 5 на медной бляшке,

    В синей форменной фуражке?

    Это он. Это он. Кто? (Почтальон) С.Я. Маршак



    Входит почтальон (учащийся в синей фуражке и с сумкой почтальона на плече)

    - Здравствуйте, дети!

    Я веселый почтальон!

    Детям я давно знаком.

    Много писем и газет

    Возит мой велосипед!

    Разноцветные конверты,

    И открытки, и пакеты,

    И посылки, телеграммы

    Доставляю все их вам я! М.Лаписова



    Почтальон вручает учащимся письмо. Приложение 1

    - До свидания, ребята! Я спешу. У меня в сумке еще много писем, которые нужно доставить. Почтальон уходит.

    - Как почтальон узнал, кому это письмо предназначено? (на конверте написан адрес).

    - Кто имеет право распечатать и прочитать письмо? (тот, кому оно адресовано).



    Правило № 1: Полученное письмо может распечатать и прочитать только тот, кому оно адресовано т.е. адресату. Нельзя читать чужие письма!

    - Это письмо адресовано ученикам 3 класса, значит, мы его можем прочесть все вместе. Учащиеся распечатывают письмо и читают.


    Текс письма.

    Здравствуй, дорогие ребята!

    Поздравляю Вас с наступающим Новым Годом! Старый год прошел очень быстро, и вы сильно выросли за это время, стали еще взрослее, умнее и сильнее. Об этом мне рассказали мои помощники — птицы, которые прилетели в мой сказочный дворец. Хотите, я открою вам секрет, чем занимается Дед Мороз в промежуток времени от одного новогоднего праздника до другого? Думаете, просто бездельничаю тут в Великом Устюге в ожидании зимы? Как бы ни так! Я наблюдаю за вами. Радуюсь вашим радостям и переживаю ваши трудности. Ребята, могу сказать, что в прошедший год вы особенно порадовал своими успехами не только твоих родных, но и меня, старого! Я очень рад за вас и горжусь вами!

    У меня давно все готово для новогоднего путешествия по миру! Вчера я починил свои волшебные сани, чтобы они могли выдержать такой долгий путь, и еще раз проверил, все ли подарки на месте. А для вас в этом году я приготовил кое-что интересное!

    Желаю, чтобы в новом году вы оставались таким же добрыми, хорошими, дружными и веселыми ребятами! Слушайтесь своих родителей и радуйте их, ведь они вас очень сильно любят!

    Ваш Дедушка Мороз.


    2.Сообщение цели урока
    - Будем ли мы отвечать на полученное письмо? (да).

    Правило № 2: Невежливо не ответить на полученное письмо. Сделать это необходимо не позднее трех-пяти дней после получения и в вежливой форме.

    - Сегодня на уроке мы будем учиться писать письма.


    3.Актуализация знаний
    - Кто уже получал письма?

    - От кого?

    - О чем узнавали из писем?

    - С какой целью люди пишут письма?

    - Кому из вас приходилось писать ответ?

    - Какие письменные принадлежности вам понадобились при работе?



    Правило № 3: Бумага и конверт должны быть безупречно чистыми. Письма пишутся от руки шариковой ручкой, аккуратным почерком без ошибок и исправлений. Если страниц несколько, их следует пронумеровать. Написанное письмо складывают пополам и вкладывают в конверт.
    4.Знакомство со структурой письма
    - Какие чувства вы испытывали, когда читали письмо? (ответы детей).

    - Да, очень приятно чувствовать внимание и заботу со стороны близких и друзей. Интересно узнать о том, как у них дела. Пишут письма только в хорошем настроении. Оно у вас сейчас у всех отличное, так что, я думаю, получатся хорошие, теплые ответы на полученное письмо.



    По ходу работы заполняется таблица. Приложение 2

    - С чего же начать письмо? (с приветствия).

    - Как обратиться к адресату, на «вы» или «ты»? От чего это зависит? (от того, к кому обращаешься в письме).

    - Какие вежливые слова приветствия можно использовать в письмах? (здравствуйте (й), привет).

    - Слово, которое называет того, к кому ты обращаешься – это обращение. Обращение всегда выделяется запятыми. Например: Здравствуйте, бабушка и дедушка! Привет, Лена!

    - В начале письма описывается причина написания письма: Получила от тебя письмо… Я очень скучаю… Мне необходим твой совет…

    - О чем можно рассказать в основной части письма? (ответы детей).

    - Подумайте, как вы будете прощаться в письме, если оно адресовано: учителю, родителям, бабушке, инопланетянину.


    5. Физкультминутка
    Учитель называет слова-предметы. Если этот предмет нужен, чтобы написать письмо, то дети хлопают в ладоши. Если этот предмет не нужен, то дети прыгают на месте.
    Слова: ручка, молоко, книга, лист бумаги, будильник, мячик, хорошее настроение, бревно, фотоаппарат, конверт.
    6. Написание письма

    Учащиеся самостоятельно пишут письма.
    7. Оформление конверта
    - В рассказе А.П. Чехова «Ванька» девятилетний мальчик, отданный в учение к сапожнику, написал письмо дедушке, вложил его в конверт и вывел на нем адрес: «На деревню дедушке». Мог ли дедушка получить письмо? (нет). Почему? (не указан точный адрес).

    - Чтобы письмо нашло своего адресата, то есть получателя, нужно на конверте четко и разборчиво написать адрес.



    Учащиеся рассматривают образец заполнения и подписывают конверты.
    Письмо само

    Никуда не пойдет,

    Но я в ящик его опусти –

    Оно пробежит,

    Пролетит,

    Проплывет

    Тысячи верст пути. С.Я. Маршак
    По ходу беседы составляется модель «Как письма путешествуют» Приложение 3

    - Из почтового ящика письмо отвозят на почту. Там их сортируют, то есть собирают в большие тюки или мешки те письма, которые нужно доставить в определенное место страны. Ускорить эту работу помогает не весь адрес, а только почтовый индекс, который находится в левом нижнем углу конверта. В индексе шесть цифр. Первые три цифры обозначают область, город. Другие три – почтовое отделение. Например: 623307. 623 – Свердловская область, Красноуфимск, 307 – номер Большетурышского почтового отделения.

    -Укажите индекс на конверте. Обратите внимание, как правильно пишутся цифры.

    Показ цифр Приложение 4
    - Письма – это маленькие путешественники. Из города в город они едут на поезде, плывут на пароходе или даже летят на самолете. Но ведь, как и всякому путешественнику, письмам нужны проездные билеты. Поэтому каждый, кто посылает письмо, должен купить ему почтовую марку (учитель показывает марки Приложение 5). Почтовые марки придуманы в Англии около 150 лет тому назад. Как только письмо добралось до нужного города или деревни, их снова привозят на почту и ставят штамп. Затем почтальон разносит их по домам и квартирам.
    8. Рефлексия

    - Какие правила составления писем вы узнали на уроке? (ответы детей)

    - Заполните карточку «Проверь себя» Приложение 6
    9. Подведение итогов

    - На сегодняшнем занятии мы познакомились с правилами написания писем. В прошлом письма писали друг другу часто, а теперь их вытеснили интернет и сотовые телефоны. Но не следует забывать об этом способе общения людей.



    После занятия учащиеся относят свои письма в почтовое отделение и опускают в почтовый ящик.

    Список литературы


    1. Мали Л.Д. и др. Речевое развитие младших школьников. Пенза, 2004

    2. Ладыженская Т.А. Речевые уроки: Книга для учителя начальных классов. Москва, 2004

    3. Журнал «Начальная школа», 2010 № 10

    4. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. Москва, 2001

    5. Турчанинова Н.И. Занимательная грамматика. Тамбов, 2008

    6. Интернет-ресурсы


    Приложение 1

    Здравствуй, дорогие ребята!

    Поздравляю Вас с наступающим Новым Годом! Старый год прошел очень быстро, и вы сильно выросли за это время, стали еще взрослее, умнее и сильнее. Об этом мне рассказали мои помощники — птицы, которые прилетели в мой сказочный дворец. Хотите, я открою вам секрет, чем занимается Дед Мороз в промежуток времени от одного новогоднего праздника до другого? Думаете, просто бездельничаю тут в Великом Устюге в ожидании зимы? Как бы ни так! Я наблюдаю за вами. Радуюсь вашим радостям и переживаю ваши трудности. Ребята, могу сказать, что в прошедший год вы особенно порадовал своими успехами не только твоих родных, но и меня, старого! Я очень рад за вас и горжусь вами!

    У меня давно все готово для новогоднего путешествия по миру! Вчера я починил свои волшебные сани, чтобы они могли выдержать такой долгий путь, и еще раз проверил, все ли подарки на месте. А для вас в этом году я приготовил кое-что интересное!

    Желаю, чтобы в новом году вы оставались таким же добрыми, хорошими, дружными и веселыми ребятами! Слушайтесь своих родителей и радуйте их, ведь они вас очень сильно любят!



    Ваш Дедушка Мороз.

      1   2   3   4

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Учимся писать письма