• Х О Д У Р О К А
  • «Учись помнить добро… »
  • Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Друзья познаются в беде. Старый друг лучше новых двух.

  • Скачать 44.94 Kb.


    Дата12.02.2018
    Размер44.94 Kb.
    ТипУрок

    Скачать 44.94 Kb.

    Учись помнить добро


    Тема: Учись помнить добро

    Рекомендованный возраст: 6-кл.

    Учитель: Романенко И. А.

    Цель: развивать представления учащихся о достоинствах человека; способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков

    Оборудование: пословицы о дружбе, добре


    Х О Д У Р О К А
    1. Сообщение темы и цели урока .

    Много мы с вами, ребята, говорили о доброте человеческой, о добрых поступках. Мы знаем, как трудно делать добро. Но после хороших поступков на душе становится легко, словно вырастают крылья. Человек весь сияет от счастья.

    Иногда люди забывают добро и не умеют ценить дружбу. А дружба – это самое лучшее, что может быть между людьми! А между человеком и животным? Бывает ли такая дружба?

    (учащиеся отвечают на вопрос)

    Это случается редко. Но если вам собака или птица спасли жизнь, выручили из беды - они верные и хорошие друзья. Сейчас я познакомлю вас с рассказом, где и показана такая дружба.

    Активизация опорных знаний учащихся.

    2.Прослушивание и обсуждение рассказа

    1) Б.Емельянова « Слепой беркут».

    Ночью, возвращаясь с охоты, Гайдар и я заблудились в лесу.

    Мы не успели засветло выйти из болота на тропу. Началась гроза. Ветер закрутился в верхушках деревьев. Зарокотал гром. Хлынул дождь.

    Мы пробовали укрыться от ветра и воды под старой ольхой на берегу незнакомой старицы и долго, терпеливо намокали, тесно прижимаясь к скрипучему стволу деревьев. Косой дождь доставал нас и здесь.

    Промокшие и промерзшие, мы проплутали так до рассвета.

    Утро застало нас на склоне глубокого оврага, на самом выходе из леса.

    За редкими деревьями и кустами виднелась тронутая ранним утренним солнцем степь. На ближнем холме, в каких-нибудь двухстах шагах нас , стояли сломанные постройки казахского аула.

    Была пора осенних уборочных работ. Аул казался пустым.

    Бессонная ночь утомила меня. Я присел у открытой двери крайней кибитки на куче самана, вытер ружье, снял мокрую куртку… Внезапное удивленное восклицание Гайдара, заставило меня снова вскочить на ноги. В дверях кибитки, слегка растопырив мощные крылья, сидел огромный беркут.

    Я долго жил в степи и знал, что один на один такая птица берет волка. Молчаливый сторож пустого дома мне не понравился.

    Ни колпачка, ни цепи на беркуте не было. Медленно, спокойно, как бы спрашивая, кто мы и что нам надо, беркут наклонил голову и сложил крылья.

    Серая пленка на его глазах не пошевелилась, и я понял, что мы никогда не увидим орлиного взгляда птицы. Беркут был слеп.

    - Птичина! – сказал Гайдар. – Откуда ты такая?

    Глухой кашель послышался за стеной кибитки, и на пороге, запахивая халат, показался древний, седой казах.

    Радушным жестом он пригласил нас в дом. Мы вошли. Стуча когтями о глиняный пол, беркут вошел за нами следом, как равный.

    Хозяин усадил нас в переднем углу, на сложенной вчетверо белой кошли. Старик заварил чай, и поставил на маленьком, похожем на табуретку столике, пиалы, каймак и толченое просо. Горячий крепкий чай был удивительно вкусен, беркут – таинственен, хозяин – приветлив.

    Старик извинился: В эту горячую пору в ауле нет людей.

    - Только два старика, - сказал он, - встречают вас: я и он – хозяин показал на птицу. – Но гости все же могут быть довольны: их встречает прекраснейший и благороднейший из орлов.

    Он помолчал немного, подбросил хвороста в огонь, снова наполнил пиалы и рассказал нам историю птицы.

    - Шестьдесят лет назад в этом ауле жил молодой охотник Мухтар. Из Семиречья. С границы, он привез молодого беркута, вырастил и выкормил птицу, и беркут слушался его, как собака. Днем и ночью джигит пропадал в степи на охоте. Однажды он приехал в аул белый, как соль. Он встретил черную смерть по дороге: в урочище Трех озер умерла от чумы семья богатого бая Дюйсена.

    Если б не было на свете жадных людей, смерть не вышла бы за пределы Трехозерья. Но бай Дюйсен был очень богат, об этом знали другие баи. Ночью они обокрали мертвых и разнесли по аулам чуму.

    Ночные шакалы, они умерли первыми. Но черная смерть – страшная смерть. Бедные люди стали умирать вместе с богатыми.

    Доктора не ходили к нам. Вокруг аула встала рота солдат с винтовками. Если кто нуждался выйти из оцепления, его убивали. Если кто хотел войти к нам, его убивали тоже. Так было месяц и еще половину месяца.

    Чума убила восемьдесят человек и ушла. Восемнадцать казаков остались в живых , но солдаты продолжали стоять вокруг и убивать пытающихся уйти от смерти. Восемнадцать стали умирать от голода. Они съели все: собак, лошадиные шкуры, ремни,. Когда в живых осталось одиннадцать человек, Мухтар понял, что сегодня они съедят его птицу. Он снял цепь с ноги орла, снял колпак с его головы, сказал: « Улетай!», и орел улетел.

    Трудно добывать пищу для других, когда ты голоден сам.

    Орел вернулся и в своих когтях принес зайца. Улетел и опять принес лису. Так он летал двадцать дней, принося голодным людям еду: то серую куропатку, то стрепета, то зайчонка.

    Он не охотился. Он работал, как человек. Солдаты не стреляли в орла. Вот на том бугре стоял один…

    Старик показал рукой на опушку леса.

    - Я помню его лицо. Когда пролетал орел, он всегда снимал шапку.

    Старик задумался.

    - Еды, конечно, было мало, - добавил он, - но, когда солдаты ушли, семь человек остались жить.

    Солнце стояло высоко, когда мы вышли из кибитки. Старик провожал нас и долго стоял у двери, медленно перебирая в пальцах свою длинную белую бороду.

    - Прощайте, - сказал он.

    - Прощай, Мухтар, - сказал Гайдар, - Оба вы хорошие люди.

    - Как узнал? – спросил старик и улыбнулся.

    Мы ушли.

    - Учись! – сказал мне Гайдар в лесу. – Семнадцать лет кормят люди слепую птицу. Учись помнить добро…

    2) Беседа

    - Чему учит этот рассказ?

    - Можно ли назвать то, что делал беркут, подвигом?

    - Почему беркута назвали человеком?

    - Как вы понимаете выражение: «Учись помнить добро… »

    - Всегда ли мы помним добро?

    3) Словесное рисование.

    Попробуйте нарисовать словесный портрет беркута и Мухтара.

    3. Закрепление

    1) Как вы понимаете значение слов « дружба», «доброта»? Со значением слова «доброта» мы знакомились, а «дружба»?

    Толковый словарь гласит:

    Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

    - Такой ли была дружба между человеком и птицей?

    - Может ли добро существовать без дружбы?

    2) Работа с пословицами

    Ребята, обратите внимание на пословицы. Какие из них соответствуют нашей теме?

    Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

    Друзья познаются в беде.

    Старый друг лучше новых двух.

    Как вы понимаете смысл пословицы: «Друзья познаются в беде»? Ответы.



    Подошел к концу наш урок. О чем мы сегодня говорили? Я думаю, что все вы совсем по-новому посмотрите на братьев наших меньших, будете помогать им выжить.

    Никогда не забывайте о том, что они – наши друзья.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Учись помнить добро

    Скачать 44.94 Kb.