Скачать 149.07 Kb.


Дата09.01.2018
Размер149.07 Kb.

Скачать 149.07 Kb.

Учить согласовывать слова с движением



ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Лексическая тема: «ЗИМА. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

1. «Что бывает зимой?»

Проводиться аналогично игре «Что бывает осенью?» из раздела «Осень» .

Пример. Идет снег. На деревьях нет листьев. Речка замерзла. Холодно. Люди надевают теплую одежду. Дети катаются на коньках и лыжах.

2. «Выпал беленький снежок»

Цель: уточнить и расширить словарь по теме, учить согласовывать слова с движением.

Оборудование: настоящий снег и сосульки.

Ход. Взрослый приносит домой снег и сосульки разной величины. Вместе с ребенком их рассматривает. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами: «Какого цвета снег? (белый) А какая сосулька? (прозрачная) Какие они на ощупь? (холодные, снег мягкий, сосулька твердая)». Наблюдают, как снег и сосулька тают и превращаются в воду. Затем наблюдение продолжается на улице или из окна. Ребенок отвечает па вопросы взрослого: «Что лежит на земле? Какой снег? Что висит под крышей? Какая сосулька?» После этого взрослый предлагает ребенку согреться, так как на улице холодно. Они пропоют стихотворение, выполняя с ребенком все движения, соответствующие тексту:

Выпал беленький снежок -

Собрались мы все в кружок,

Мы потопаем, мы потопаем,

Будем весело плясать,

Будем руки согревать.

Мы похлопаем, мы похлопаем

Чтоб нам было веселее,

Будем прыгать мы скорее.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем



3. «Что лишнее?»

Цель: расширить и активизировать словарь по теме.

Оборудование: картинки с изображением предметов для игр в разное время года или настоящие предметы (санки, мяч, лопата, коньки, велосипед, лыжи, бумажный кораблик, скакалка и т. д.), сюжетная картинка по теме «Зимние забавы».

Ход. Взрослый предлагает ребенку выбрать и назвать только те предметы, которые необходимы для зимних игр. Лишние предметы убирают. Если затрудняется, взрослый помогает ему. По ходу игры ребенку вопросы: «Что это? Для чего нужно? Как с этим играть?» Затем для рассматривания предлагается одна или несколько пых картинок, на которых изображены дети, катающиеся на лыжах, коньках, строящие снежную бабу, расчищающие дорожку лыжи активизирует речь ребенка вопросами: «Какого цвета снег на картинке? Что это у мальчика? Для чего нужно? Как одет мальчик? Почему он тепло одет?» п т. д.

4. «Назови ласково» (с существительными данной темы)

снег - снежок                                    лед — ледок

сосулька - сосулечка                  санки - саночки

горка - горочка                            лопата - лопатка



5. "Сделай снеговика"

Цель: формировать целостное восприятие предмета, учить правильно располагать готовые формы, активизировать речь во время и после выполнения задания.

Оборудование: три белых кружка разной величины.

Ход. По образцу взрослого ребенок выкладывает снеговика из трех кругов. Взрослый обращает внимание на последовательность расположения фигур, спрашивая: «Как называется эта фигура? Какого она цвета? Какой круг ты положишь внизу? (большой) Какой потом? (средний) Какой круг будет вверху? (маленький) Назови его ласково (кружок, кружочек)».

 

ПРАЗДНИК ЕЛКИ



1. «В лесу родилась елочка»

Цель: уточнить и расширить словарь по теме,

Оборудование: настоящая или искусственная елка.

Ход. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть елку. Он объясняет, что елка - это дерево, у него есть ствол, ветки, иголки. Речь ребенка активизирует вопросами: «Какого цвета ствол? Какого цвета иголки? Потрогай иголки, Какие они? (острые») Покажи нижние истки, верхние. Где растет елка?» Затем взрослый и ребенок разучивают первый куплет песенки «В лесу родилась елочка».

2. «Один - много» (с существительными по теме) . елка - елки                                 ветка - ветки

иголка – иголки                     шишка - шишки



3. «Украсим елку к празднику»

Цель расширить и активизировать словарь по теме.

Оборудование: настоящая или искусственная елка, пять-семь елочных игрушек.

Ход. Сначала рассматривается елка без игрушек. Ребенка просит рассказать все, что он знает о ней. Затем уточняют, какой скоро будет праздник и как надо подготовить елку к нему. После этого рассматриваются игрушки. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами о цвете игрушек, объясняет, какие бывают игрушки - стеклянные, бумажные, пластмассовые. Предлагает ребенку повесить игрушку, уточняя на какие ветки (нижние, верхние, длинные, короткие).

4. «Назови ласково» (с существительными по теме)

елка - елочка        иголка - иголочка

ветка - веточка     шишка - шишечка

шар - шарик



5. «Что на елке, а что (кто) пол елкой?»

Цель: закрепить понимание предлогов на и под, активизировать словарь по теме.

Оборудование: наряженная елка, игрушечные Дед Мороз и Снегурочка, подарок под елкой.

Ход. Взрослый просит ребенка показать и сказать, что он видит на елке, а что или кого под елкой. Предлоги необходимо выделять голосом.

6. «Сложи елочку»

Цель: научить правильно выкладывать елку из треугольников, ориентируясь на их величину, закрепить словарь по теме.

Оборудование: три треугольника зеленого цвета разного размера.

Ход. Ребенок по образцу взрослого выкладывает елку из треугольников. Во время выполнения задания отвечает на вопросы: «Какой треугольник ты положишь сначала? (большой) А потом? (поменьше) Какой треугольник будет у тебя вверху? (самый маленький)». При затруднениях взрослый помогает ребенку. В конце игры ребенок рассказывает о елке (где растет, какого цвета иголки и ствол, чем украшают елку на Новый год).
Назови как можно больше предметов
Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.
Ход.
Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения)
Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.

Разноцветный сундучок
Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.
Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.
Ход.

Воспитатель:

Я картинки положила


В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Ира, загляни-ка,
Вынь картинку, назови.

Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.



Скажи,

какой?
Цель: Учить детей выделять признаки предмета.
Ход.
Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.
Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»

«Эхо»
Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.
Ход.
Воспитатель громко говорит: А-А-А. ребёнок-эхо тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетание гласные звуков: ау, уа, эа и т.д.


«Садовник и цветы»
Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.)
Ход.
Пять, шесть играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку-цветок; ведущему показывать нельзя). Ведущий-садовник говорит: «я так давно не видел чудесный белый цветок с жёлтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку». Ромашка встаёт и делает шаг вперёд. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы.

Содержание этой игры можно легко изменить: «»Садовник и фруктовые деревья», «Лесовик и лесные ягоды», «Дрессировщик и его звери» и т.д.



«Кто больше действий назовёт»
Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.
Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.
Ход.
Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.
Например:
- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)
- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)
- Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)
И т.д.

«Разбуди кота»
Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.
Материал. Элементы костюма животных (шапочка)
Ход.
Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу).
Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.

«Ветерок»
Цель. Развитие фонематического слуха.
Ход.
Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук, например, у, поднимите руки и медленно покружитесь.
Произносятся звуки у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук у, делают соответствующие движения

«Буратино-путешественник»
Цель. Ориентироваться в значении глаголов.
Материал. Кукла Буратино.
Ход.
Буратино – путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.
- Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.
- Зевают, отдыхают, спят…
- Пляшут, поют, кружатся…
Был Буратино в детском саду, когда дети:
- приходят, здороваются… (Когда это бывает?)
- обедают, благодарят…
- одеваются, прощаются…
- лепят снежную бабу, катаются на санках

«Прятки»
Цель. Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)
Материал. Мелкие игрушки.
Ход.
Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом (Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня»
Т.О. дети отыскивают всех непрошенных гостей, прячут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки.

«Почтальон принёс открытку»
Цель. Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и.д.)
Материал. Открытки с изображением людей и животных, выполняющих различные действия.
Ход.
Игра проводится с небольшой подгруппой.
В дверь кто-то стучит.
Воспитатель: Ребята, нам почтальон принёс открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке нарисован? Правильно, Мишка. Что он делает? Да, барабанит. Эта открытка адресована Оле. Оля, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Паше. Кто здесь изображен? А что он делает? И, ты, Петя, запомни свою открытку.
Т.О. рассматриваются 4-5 штук. И те, кому они адресованы, должны правильно назвать действия персонажа и запомнить изображение.
Воспитатель: Теперь я проверю, запомнили ли вы свои открытки? Снеговики танцуют. Чья эта открытка? И т.д.

Я ищу себе еду,

Я всегда голодный —у-у.

Поскорее побегу,

Может, что-нибудь найду.

(Ребенок уходит, подражая повадкам волка.) Волки очень похожи внешне на собак, особенно когда они маленькие.

А я похож на щенка ; Из семьи молодняка. Темной ночью я брожу И зайчонка сторожу.

Ребенок в маске волка оскаливается, украдкой, медленной походкой идет за ребенком в маске зайца, тот прячется и убегает.


Занятие «Домашние животные» (по книге Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот») Цель. Занятие призвано сформировать у детей доброжела­тельное и заботливое отношение к домашним животным, обу­чить детей понимать особенности поведения животных.

Ход занятия. Педагог сообщает детям, что к ним в гости приехали дядя Федор, мальчик Петя, кот Матроскин и пес Шарик. Они знакомятся с детьми и приглашают в свою деревню Простоквашино. Дети и гости садятся в «поезд» и «едут»,

В деревне Простоквашино детей встречают домашние живот­ные (дети в шапочках-масках): коза, корова, лошадь, свинья, овца, гуси, куры, утки, петух, индюк.

Пес Шарик спрашивает детей, узнали ли они животных.
Игра «Чей голос?»

Цель. В процессе игры детей учатся различать голоса жи­вотных.

Ход игры. Кот Матроскин предлагает детям по голосу узнать животных. Животные по очереди подают голос, дети отгадыва­ют, кому он принадлежит.

Игра «Кто как разговаривает?» Цель. В процессе игры дети учатся отвечать на вопросы

о различии голосов домашних животных.



Ход игры. Пес Шарик предлагает поиграть по-другому. Он

задает вопросы и показывает карточки с изображениями жи­вотных. Дети хором отвечают.

Вопросы. Ответы.

Как лает собачка? Собачка лает: «Гав, гав, гав».

Как мяукает котик? Котик мяукает: «Мяу, мяу, мяу».

Как разговаривает козлик? Козлик мекает: «Ме-е, ме-е, ме-е».

Как хрюкает свинка? Свинка хрюкает: «Хрю, хрю, хрю».

Как разговаривает овечка? Овечка блеет: «Бе-е, бе-е, бе-е».

Как мычит коровушка? Коровушка мычит: «Му-у, му-у».

Как кричит уточка? Уточка крякает: «Кря, кря, кря».

Как кричит петушок? Петушок кукарекает: «Ку-ка-ре-ку».

Игра «Повстречались»

Цель. В процессе игры дети тренируют тонкие движения пальцев рук и закрепляют знания об особенностях голосовых реакций животных.

Ход игры. Вначале текст произносит педагог, а далее дети, играющие роли детенышей животных.

Педагог. Повстречались два котика. (Соединяет свой ми­зинец правой руки с мизинцем правбй руки ребенка.)

Ребенок. Мяу-мяу!

Педагог. Два щенка. (Соединяет безымянные пальцы.)

Ребенок. Гав-гав!

П е д а г о г. Два жеребенка. (Соединяет средние пальцы.)

Ребенок. Иго-го!

Педагог. Два поросенка. (Соединяет указательные пальцы.)

Ребенок. Хрю-хрю!

Педагог. Два бычка. (Соединяет большие пальцы.)

Ребенок. Му-у!

Педагог. Смотри, какие рога! (Двумя пальцами делает ре­бенку «козу», затем все дети сами делают так же.)



Игра «Угощение» («Кто что любит?»)

Цель. В процессе игры дети узнают об особенностях питания домашних животных.

Ход игры. Дети везли с собой в Простоквашино корзинку с угощением для домашних животных: кошке — рыбу, соба­ке — кость, свинье — желуди, курам — зерно, корове и ло­шади — траву* сено и т.д.

Мальчик Петя раздает детям в масках животных соответст­вующие гостинцы. Он достает из корзинки по одному гостинцу и спрашивает у детей: «Кто это любит?» Ребенок в маске дол­жен узнать «свою» пищу.



Этюд «Кот и смётана»

Цель. В процессе игры дети обучаются умению пользо­ваться выразительными движениями для передачи настро­ения, чувств.

Ход игры. Педагог читает стихи И. Демьянова, а дети изо­бражают кота и Степана.

Раз у нашего Степана

Караулил кот сметану

А когда настал обед,

Кот сидит сметаны нет.

Помогите-ка Степану

Поищите с ним сметану.
Игра-инсценировка «Курочка-рябушечка» (русская песенка)

Цель. В процессе игры дети учатся изображать характерные движения животных.

Ход игры. Педагог сначала выполняет все роли, постепенно

привлекая к ним детей.

— Курочка-рябушечка, куда ты пошла?

— На речку.

— Курочка-рябушечка, зачем ты пошла?

— За водичкой.

— Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?

— Цыпляток поить.

— Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить?

— Пи-пи-пи-пи- пи-пи.


Игра-инсценировка «Кисонька-мурысенька» (русская песенка)

Ход игры. Педагог сначала читает все роли, постепенно при­влекая детей.

— Кисонька-мурысенька, ты где была?

— На мельнице.

— Кисонька-мурысенька, что там делала?

— Муку молола.

— Кисонька-мурысенька, что из муки пекла?

— Прянички.
— Кисонька-мурысенька, а с кем прянички ела?

— Одна.


Не ешь одна, не ешь одна!
Игра «Кто где живет?»

Цель — различать, где живут разные животные.

Ход игры. Дети, кот Матроскин, пес Шарик и дядя Федор гуляют по деревне. Им встречаются по дороге: хлев, курятник,, конюшня, свинарник, дом, птичник, конура. Дядя Федор спра­шивает у детей, это чей дом, кто здесь живет. Дети, изображающие животных, расселяются по своим жилищам, а осталь­ные помогают им в этом. При повторе дети меняются ролями.

Игра «Кто чей?»

Цель. В процессе игры дети учатся называть детенышей домашних животных и птиц, общаться с ними при помощи | звуковых сигналов. |

Ход игры. Дети приходят на поляну, на ней играют детеныши домашних животных и птиц: котята, щенята, теленок, ] жеребенок, ягненок, козленок, гусята, утята, цыплята, индю­шата.

Дети знакомятся с ними, называют их ласково.

Мамы (взрослые животные и птицы) зовут своих деток при помощи звуковых сигналов (например, «кис-кис», «цып-цып» и т. п.).

Дети помогают детенышам найти своих мам, определяя, кто чей.



Дидактическая игра «Загадки о домашних животных и птицах»

Ход игры. У детей — конверты с картинками, на кото­рых изображены разные животные. Дети отгадывают загадки (поднимая карточку с картинкой или выставляя ее на фланелеграфе).

Встал он прямо у дорожки: Заплелись густые травы,

Не идут от страха ножки. Закудрявились луга,

И мычит бедняга: «My! Да и сам я весь кудрявый,

Шаг я сделать не могу!» Даже завитком рога.

(Бычок) (Баран)

Я в любую непогоду Заворчал живой замок,

Уважаю очень воду. Лег у двери поперек.

Я от грязи берегусь — Две медали на груди,

Чистоплотный серый... Лучше в дом не заходи!

(Гусь) (Собака)

Отворилась тихо дверь, Белый .камешек разбился —

И вошел усатый зверь, Богатырь на свет родился:
Сел у печки, жмурясь сладко, Богатырь на курьих ножках,

И умылся серей лапкой. В красных кожаных сапожках.

(Кот) (Петушок)

Мягкие лапки, Я и дом сторожу

А в лапках цап-царапки. И поклажу вожу,

(Кошка) Я и в холод, я и в зной

Утром рано встает, Человеку служу.

Голосисто поет. Кто я? (Петушок) (Собака)

Очень я го-го-горжусь, Что не утка я, а...

(Гусь)
Игры-считалки

Для выбора ведущих (курицы и кошки в последующей игре) педагог предлагает детям считалки.

Кошке дай молока,

Мишке — сладкого медка.

Дай травы козленку,

Дай попить ягненку.

А тебе я книжку дам,

Если прочитаешь сам.
Пошел котик на торжок, купил котик пирожок. Пошел котик на улочку, купил котик булочку. Самому ли съесть или Бореньке снесть? Я и сам укушу, да и Бореньке снесу.

Подготовила Долгополова И.Н.



Воспитатель 10 группы

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Учить согласовывать слова с движением

Скачать 149.07 Kb.