• Литературный обзор Святые в православии
  • Жития святых и канонизация
  • Преподобный Филарет Ичалковский
  • Праведный Феодор Ушаков
  • Священномученик Владимир Четверин
  • Священномученик Виктор Европейцев
  • Священномученик Павел Ягодинский
  • Преподобномученик Василий (Эрекаев)
  • Преподобномученик Михаил (Жук)
  • Преподобномученица Анастасия (Камаева)
  • Преподобномученица Елена (Асташкина)
  • Мученик Арефа (Ерёмкин)
  • Мученик Василий (Александрин)
  • Мученик Иоанн (Ломакин)
  • Мученик Иоанн (Милёшкин)
  • Мученик Иоанн (Сельманов)
  • Мученица Мавра (Моисеева)

  • Скачать 319.82 Kb.


    Дата20.11.2018
    Размер319.82 Kb.

    Скачать 319.82 Kb.

    Указать всех святых, особо почитаемых в Мордовии


    Введение


    Актуальность: Многие жители нашей страны исповедуют православное христианство, зачастую не зная принципов и традиций данной религии.

    Гипотеза: Предполагаем, что первая икона слева во втором ряду снизу изображает местночтимых святых.

    Цель: Найти различия и совпадения в положении икон местного (местночтимого) ряда святых в иконостасах православных храмов г. Саранска.

    Для достижения цели работы нужно решить задачи:



    1. Изучить литературные источники по теме

    2. Указать всех святых, особо почитаемых в Мордовии

    3. Составить описания иконостасов нескольких храмов Саранска

    4. Узнать полное название каждого храма и время его возведения

    5. Выяснить причину канонизации этих святых и расположения их ликов на иконостасе


    Предмет исследования: Иконы местного ряда иконостаса, изображающие местночтимых святых.

    Объект исследования: Церкви г. Саранска.


    1. Литературный обзор

    1. Святые в православии


    В христианстве благочестивый и добродетельный человек, прославленный Церковью, являющий собой образец добродетели и пребывающий по учению Церкви после его кончины на небесах и молящийся перед Богом за всех людей, ныне живущих на земле. Бог — единственный источник святости, соответственно, святой тот, кто соединён с Богом. [1]

    Православное учение делает акцент на две принципиальные особенности духовной жизни: постоянное стремление к святости и осознание своей греховности, упование только на милость Божию в деле своего спасения. Так или иначе стремление к святости — это естественное стремление каждого православного христианина. [2]



    Процесс причисления к лику святых называется канонизацией. Это означает, что Церковь свидетельствует о близости этих людей к Богу и молится им, как своим покровителям. Святые Православной Церкви разделяются на местночтимых и общечтимых. [3]

    Канонизацию общечтимых святых совершает Архиерейский Собор после представления Синодальной комиссии по канонизации святых. После принятия решения о канонизации имя святого вносится в святцы для всенародного почитания.

    Местночтимые, или местные, святые почитаются, как правило, лишь в конкретной епархии, в которой они пользуются особой любовью. Канонизацию местного святого совершает правящий архиерей этой епархии после предварительного благословения на это Святейшего Патриарха.
    В Мордовии местными святыми являются:

    • Прп. Феодор Санаксарский

    • Прп. Филарет Ичалковский

    • Прав. Феодор Ушаков

    • Священномученик Владимир Четверин

    • Священномученик Виктор Европейцев

    • Священномученик Павел Ягодинский

    • преподобномученик Василий (Эрекаев)

    • преподобномученик Михаил (Жук)

    • преподобномученица Анастасия (Камаева)

    • преподобномученица Елена (Асташкина)

    • мученик Арефа (Ерёмкин)

    • мученик Василий (Александрин)

    • мученик Иоанн (Ломакин)

    • мученик Иоанн (Милёшкин)

    • мученик Иоанн (Сельманов)

    • мученица Мавра (Моисеева) [4]



    1. Жития святых и канонизация

      1. Преподобный Феодор Санаксарский


    Феодор Санаксарский родился в 1719 году близ села Романова Ярославской губернии, в родовом имении дворян Игнатия и Ирины Ушаковых, и при святом крещении был наречён Иоанном. Когда Иоанну было четыре года, у него умерла мать. Вскоре отец женился второй раз. Его новая супруга Параскева и воспитала Иоанна в вере и благочестии.

    Когда Иоанн достиг совершеннолетия, его родители, как люди состоятельные, определили юношу на воинскую службу в гвардейский Преображенский полк в Санкт-Петербурге.

    Во время обычного шумного собрания гвардейцев-товарищей Иоанна, в самый разгар веселья, один из юношей, бывший до того совершенно здоров и весел, внезапно упал замертво. Тотчас же решился юноша оставить всё и тайно бежать в пустыню. В 1748 году он принял монашеский постриг в Александро-Невской Лавре Санкт-Петербурга, где присутствовала сама императрица Елизавета Петровна.

    Спустя годы аскетной жизни, связанной с поиском безопасного и тихого для уединения места, он был окружён количеством всё большим увеличением своих последователей – учеников и учениц. Поскольку Саровская пустынь не подходила для руководства такой большой группы, ведь отец Феодор прожил там два года, он попросил саровских отцов дать ему обедневшую Санаксарскую обитель в 1759 году.

    За время, которое отец Феодор управлял обителью, она получила статус монастыря и была построена двухэтажная каменная церковь вместо деревянного храма в 1765- 1774 годах.

    6 октября 2004 г в Москве Архиерейский Собор Русской Православной Церкви определил причислить к лику общецерковных святых и включить в Месяцеслов Русской Православной Церкви, имена преподобного Феодора Санаксарского (Ушакова; 1719-1791; память 19 февраля/4 марта и 21 апреля/4 мая) и праведного воина Феодора (Ушакова; 1745-1817; память 23 июля/5 августа и 2/15 октября), ранее прославленных как местночтимые святые Саранской епархии. [6]


      1. Преподобный Филарет Ичалковский


    В 1835 году родился Филарет Ичалковский в селе Ичалки, тогда Нижегородской губернии, и при крещении наречён Филиппом. Он был третьим сыном в зажиточной семье Симеона и Акилины Кулаковых. Старшие братья Филиппа стали монахами, и подвизались в Свято-Толгском монастыре Ярославской губернии.

    Желая с младенческих лет монашеского жития, Филипп в день своей свадьбы, по договору с невестой, оставил родительский дом и удалился за 6 вёрст от села на правое побережье реки Алатырь.

    Вскоре труды подвижника были прерваны основанием неподалёку от его келии поселка Крутая Гора, и Филипп удалился в Саровскую пустынь, где принял монашество с именем Филарет.

    После возвращения из Сарова, монах Филарет вновь поселился на пустынном берегу реки Алатырь и предался монашеским трудам и молитвам.

    Не может укрыться светильник, стоящий на верху горы. Вскоре люди, стремящиеся к духовному руководству, стали приходить к Филарету и спрашивать его духовного совета. Очевидцы вспоминают мудрость и простоту советов старца, его прозорливость и нелицеприятие.

    Во все воскресные и праздничные дни монаха Филарета видели в храме, на богослужении. Однажды старец пришёл в храм неведомым образом с другого берега реки в Благовещение, приходившийся в самый разлив воды. В то время моста через реку Алатырь ещё не было.

    Когда в 1894 году пожар полностью уничтожил старый сельский храм, и жители решились воздвигнуть в 1902 году новый, стоящий и сейчас Михаило-Архангельский храм, старец Филарет был настоятелю верным и усердным помощником.

    Под конец жизни старца, его постигла некая болезнь в виде крупной опухоли на губе. Ему была предложена операция, но Филарет отказался, говоря: “Это райские цветы, и мне ли их уничтожать”.

    На 78-м году жизни – 21 августа 1913 года старец мирно почил и был похоронен в ограде любимого им при жизни Ичалковского храма.

    Канонизация праведного Филарета Ичалковского прошла в Михаило-Архангельском храме г. Ичалки 21 августа 1999 года при большом стечении духовенства и народа. Богослужения возглавил Преосвященнейший Варсонофий, Епископ Саранский и Мордовский. [7]


      1. Праведный Феодор Ушаков


    Благоверный боярин родился 13 февраля 1745 года в селе Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции и происходил из небогатого, но древнего дворянского рода. Родителей его звали Феодор Игнатьевич и Параскева Никитична, и были они людьми глубоко верующими.

    День рождения будущего адмирала Российского флота приходится между празднованием памяти двух воинов-великомученников: Феодора Стратилата и Феодора Тирона (8 и 17 февраля), — а вся жизнь Российского флотоводца, от младенчества даже до самой смерти, прошла под благотворным влиянием его родного дяди, преподобного Феодора Санаксарского. Это исключительное для семейства Ушаковых событие, вкупе с последующими известиями о его монашеском служении Богу, было, вне всяких сомнений, постоянным предметом разговоров и назидательным примером среди родственников, было на слуху и у подраставшего Феодора.

    6 октября 2004 г в Москве Архиерейский Собор Русской Православной Церкви определил причислить к лику общецерковных святых и включить в Месяцеслов Русской Православной Церкви, имена преподобного Феодора Санаксарского (Ушакова; 1719-1791; память 19 февраля/4 марта и 21 апреля/4 мая) и праведного воина Феодора (Ушакова; 1745-1817; память 23 июля/5 августа и 2/15 октября), ранее прославленных как местночтимые святые Саранской епархии. [8]

      1. Священномученик Владимир Четверин


    Владимир Четверин родился в 1874 году, в селе Барахман-Гарт Ардатовского уезда, тогда Симбирской губернии, в простой семье. С юности он выбрал путь учительства.

    Первоначально он состоял учителем школы грамоты, затем семь лет пробыл учителем церковно-приходской школы в селе Кутьеве Карсунского уезда, а по достижении 29 лет подал прошение о рукоположении в священный сан в Симбирскую испытательную комиссию. Отметив смирение и крепость веры молодого подвижника, епархиальное начальство определило Владимира Четверина на должность псаломщика поначалу в селе Юлеве Карсунского уезда, а затем в Большой Рязани, Вырыпаевке и Сурском Остроге.

    Желая быть примером своим ученикам в знании и исполнении Христовых заповедей и чувствуя безграничную ответственность за них пред Господом, Владимир Четверин поступил на миссионерские курсы в Казанскую Духовную Академию. Успешно окончив курсы, Владимир в возрасте 36 лет был рукоположен в сан священника к церкви села Сырятино Ардатовского уезда и успевал не только исправно служить Господу, совершая церковные таинства и исправляя необходимые людям требы, но и учительствовать в местной церковноприходской школе, будучи также законоучителем в школе соседнего села.

    Божия благодать сохраняла и питала священника, подавая силы для несения многочисленных послушаний и обязанностей. Окормляя своих прихожан, не забывал он и о семье. К 1915 году у отца Владимира с матушкой Марией было 11 детей, трое из которых умерли в младенческом возрасте. Прочих же детей батюшка с матушкой воспитали достойно: продолжая путь отца, многие из них подвизались на ниве учительства, а трое его сыновей также приняли мученическую кончину, будучи расстрелянными.

    После с. Сырятино отец Владимир служил в Христо-Рождественской церкви села Барахман-Гарт. Самой почитаемой иконой в этой церкви была Казанская икона Божией Матери, перед которой пастырь усердно и слезно молился о всей своей пастве.

    Терпя житейские скорби, славя Господа за радости, подаваемые за неутомимое радение в стяжании добродетелей, укрепляя страждущих, помогая нищим, проходил славный путь своей земной жизни иерей Владимир. Но наступила година великой смуты на Руси. Не видно было ни конца, ни края неправедным деяниям: безбожники разрушали церкви, расхищали церковное имущество, употребляли иконы и священные предметы для светских нужд.

    В то время у людей без суда и следствия отбирали хлеб, обрекая их на голодную смерть, поэтому прихожане Христо-Рождественской церкви без сомнения доверили хранение зерна своему любимому батюшке Владимиру. Он же, возлюбя ближних своих, как себя, отнёсся к сему поручению со всею ответственностью и тщанием. Когда же некоторые из сельчан захотели изъять весь хлеб в обмен на фальшивые деньги, отец Владимир разгадал этот лукавый заговор и встал на защиту прихожан, не побоявшись обидчиков.

    Тогда гонители, потеряв стыд и совесть, потребовали от святого нарушить тайну исповеди и выдать метрические книги. Однако бесстрашный иерей предпочел претерпеть муки, нежели нарушить священническую присягу и выдать церковное достояние. Тогда появились лжесвидетели, которые не постыдились свидетельствовать против своего священника.

    19 августа 1918 года иерей Владимир в последний раз отслужил Божественную литургию, после чего гонители веры Христовой арестовали невинного священника, не предъявив ему какого-либо обвинения. С этого дня начались честные страдания священника: его изнуряли допросами, пытаясь заставить отречься от христианской веры, обвиняли в "пропаганде против советской власти". Но страстотерпец, чуждый всякой политике, с честью отвечал клеветникам, что служение священника заключается не в противлении земной власти, а в том, чтобы Божья воля была на небесах и на земле.

    По смирению своему, батюшка безропотно принял клевету и арест, а жители Барахман-Гарта, оставшиеся без пастырского попечения, укрепляли отца Владимира своими непрестанными молитвами и просили снять арест с приходского священника. Вступился за невинного страдальца и благочинный Ардатовского уезда отец Константин Беневоленский.

    Однако гонители были неумолимы, и достойный пастырь был осужден на смерть. В час ночи 2 сентября ст. ст. 1918 года отец Владимир был выведен на расстрел. Он как смиренный агнец претерпел все страдания без ропота и сподобился мученической кончины.

    За свои честные страдания священномученик Владимир сподобился стояния одесную престола Господня, явное свидетельство чему его пречестные мощи, чудесным образом сохранившиеся нетленными в могиле, сквозь которую протекал холодный ключ. Нетленными остались и нательный крестик, и Святое Евангелие, вложенное в руку святого.

    Учительствуя и направляя людей на путь Истины при жизни, святой священномученик Владимир и поныне не забывает о своей земной пастве. Мордовская земля обрела в его лице неусыпного молитвенника и смиренного заступника за нас. [9]

      1. Священномученик Виктор Европейцев


    Виктор Андреевич Европейцев родился в 1885 году в селе Хлыстовка (сейчас - Краснополье) в Мордовии в семье священника. После окончания Пензенской Духовной семинарии в 1906 году он был рукоположен в священника к храму Космы и Дамиана в родном селе. Жена отца Виктора, Варвара Михайловна была дочкой священника, она окончила епархиальное училище и стала работать учительницей в местной школе.

    В ноябре 1929 года в дом священника явились представители властей и потребовали, чтобы семья отца Виктора вместе с ним покинула село в течение 24 часов. Варвара Михайловна в это время тяжело болела, она лежала в постели с высокой температурой. Не дожидаясь окончания ими же выдвинутого срока, представители властей принялись грабить имущество, при этом то, что на их взгляд не представляло особой ценности, они рвали или ломали. Все это сопровождалось оскорблениями, руганью и угрозами.

    За неуплату сельскохозяйственного налога имущество отца Виктора было распродано, и он вместе с семьей оказался на улице. В таких крайних для себя обстоятельствах священник был вынужден выехать в расположенный недалеко от села Хлыстовка город Краснослободск. В ноябре 1929 года власти приняли решение храм в селе закрыть, что и было ими сделано в начале 1930 года. Наступил Великий пост, приближался праздник Пасхи. Верующие в апреле 1930 года выступили за открытие церкви, но их просьбы властями были оставлены без внимания.

    Несмотря на то, что проживать в селе он не мог, отец Виктор посещал односельчан, где продолжал духовно их опекать. По обвинению в сопротивлении организации в селе колхоза священник Виктор Европейцев был арестован сотрудниками ОГПУ 22 ноября 1930 года в городе Краснослободске и заключен под стражу в местном арестном доме.

    24 ноября отец Виктор был допрошен. На вопросы следователя он ответил: «В селе Хлыстовка за время моей службы в качестве священника с 1906 по 1929 год я среди прихожан никакой антисоветской агитации не вел. Когда проходило массовое выступление женщин, я в это время в селе нe был, связи с кулаками никакой не имел. когда проживал в селе Хлыстовка, мое внимание специально было сосредоточено к религии как священника, а если когда и происходили какие-то собрания в селе, то я про них совершенно не знал. Ко мне со стороны крестьян, мужчины и женщины, никогда не приходили, и я никому советов не давал... За время моей службы в 1929 году на Пасху я по селу ходил с молебнами. Ходя по домам, я никакой пропаганды о том, что советская власть скоро рухнет, не вел».

    5 декабря отец Виктор был допрошен последний раз. «В объявленном мне обвинении, - сказал во время допроса священник, - виновным себя не признаю, так как за время моей службы в селе Хлыстовка в качестве священника я все время был занят религиозными вопросами, а на проводимые государственной властью кампании внимания не обращал, никакой агитации среди крестьян не вел. Наложенные на меня различные налоги выполнял аккуратно... Когда в селе проходило массовое выступление женщин, я про это совершенно не знал и находился в это время в городе Краснослободске. Во время Пасхи в апреле 1930 года меня крестьяне попросили отслужить им обедню. Я согласился. После ходил с молебном по домам, но антисоветской агитации о падении советской власти я не вел... Во время коллективизации в селе Хлыстовка я находился в Краснослободске...».

    Из Краснослободской тюрьмы отец Виктор этапом был переведен в тюрьму в городе Саранск. С юных лет он плохо видел, в тюрьме очки разбились, других у него не было. По этой причине условия содержания в тюрьме и на этапе оказались для него еще более тяжелыми.

    10 января 1931 года состоялось заседание тройки ОГПУ, на котором во внесудебном порядке было рассмотрено дело по обвинению священника Виктора Европейцева. Власти планировали приговорить его к десяти годам заключения в концлагерь. Однако во время заседания приговор был изменен на высшую меру наказания. Священник Виктор Европейцев был расстрелян 30 января 1931 года в Саранской тюрьме и погребен в общей безвестной могиле. Виктор Европейцев реабилитирован 25 июля 1989 года.

    Память священномученика Виктора совершается 17 (30) января, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля), если этот день совпадет с воскресным днем, а если этот день не совпадет с воскресным днем, то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля). [10]

      1. Священномученик Павел Ягодинский


    Родился 8 декабря 1879 г. в с. Сайгуши Ардатовского уезда Симбирской губернии (с 30.10. 1960 г. р. пос. Чамзинка Чамзинского района Республики Мордовия) в семье псаломщика местной церкви.

    В 1900 году Павел Семенович Ягодинский женился. В 1901 году родился его первенец – Николай, в 1907 году – Михаил, в 1914 году – Константин, в 1914 году – Леонид, в 1918 году – Сергей.

    Павел Семенович пошел по стопам своего отца: тоже выбрал служения Богу, церкви, людям. Окончил духовную семинарию, и был определен на должность сначала псаломщика, затем – дьякона. Через несколько лет его рукоположили во священника села Шугурово Ардатовского уезда Симбирской губернии (ныне Большеберезниковского района РМ).

    После октября 1917 года отец Павел о многом передумал. Он был человеком трудолюбивым, добрым и предельно честным. Он не стремился скрывать свои мысли по поводу всех происходивших событий. Говорил о том, что его тревожило и не устраивало, именно потому его имя попало в списки участников «контрреволюционного кулацкого (так называемого – чапанного) восстания», вспыхнувшего в 1919 году в уезде.

    В 1920-е годы хозяйство священника Павла Ягодинского облагалось довольно высоким налогом, выплачивать который с каждым голом становилось тяжелее.

    В 1929 году, «как неплательщика государственных налогов» священника Павла Ягодинского осудили. Наказание – 8 месяцев ИТР отбыл.

    Жизнь резко менялась. И в сознании верующих стали появляться перемены. Некоторые прихожане больше прислушивались к новым властям, не которые выжидали, но часть сельчан по-прежнему доверяли своему пастырю. Люди, которые искали в слове священника опору и подсказку, шли к нему, помогали ему. Отец Павел старательно исполнял свой священнический долг: он крестил новорожденных, венчал молодоженов, отпевал умерших. Многих он побуждал к активной деятельности, многих воодушевлял тёплым одобрением, слабых – поддерживал, обиженных защищал.

    В 1930 году решением райисполкома церковь в селе Шугурово была закрыта, а священника Павла Ягодинского подвергли аресту. К 1932 году бывшие прихожане храма могли лишь изредка обращаться к отцу Павлу, в случаях, когда возникала необходимость исполнить какие-либо религиозные требы. В 1933 году он перебрался в село Бузаево Большеберезниковского района.

    Жена у священника умерла, и он жил по очереди у своих сыновей. К 1937 году каждый из них уже определил свой путь: Николай стал военным врачом и работал в Свердловске, Михаил и Константин были колхозниками, Леонид служил в Красной Армии на Дальнем Востоке, а младший Сергей – в Москве, в музыкальном взводе.

    5 августа 1937 года в доме отца Павла, проживавшего в то время в селе Шугурово, был произведен обыск. В результате обыска ничего обнаружено не было. В тот же день священника арестовали и содержали под стражей в КПЗ Большеберезниковского РО НКВД. Затем его перевели в Саранскую тюрьму.

    Постановлением «тройки» при НКВД МАССР Ягодинский Павел Семенович по ст. 58-10, ч.1 УК РСФСР был приговорен к расстрелу. Приговор привели в исполнение 3 сентября 1937 года между 22 – 24 часами. Реабилитирован 27 октября 1989 года. [11]

      1. Преподобномученик Василий (Эрекаев)


    Родился в 1879 году в с. Носакино Спасского уезда Тамбовской губернии (ныне Торбеевского района Республики Мордовия). Родители занимались крестьянским трудом.

    С малых лет Василий Эрекаев потянулся к учебе, и его отдали в сельскую школу, а затем, в молодом возрасте, попал в Саровский мужской монастырь. Монашествовал до официального закрытия монастыря. Некоторое время искал себя в новой жизни, после этого перешел на священническую службу в церковь села Старая Пичеморга Торбеевского района (26 октября 1983 года объединено с селом Носакино того же района). Позднее был иеромонахом в селе Носакино.

    В 1932 году Эрекаев В. Е. находился под следствием «за антисоветскую агитацию», в 1934 году был повторно арестован, однако суду не подвергался. Семьи никогда не имел.

    Иеромонах Василий был очень общительным, не редко бывал в селах Вярьвель Атюрьевского района, в селах Хилково и Старое Четово Торбеевского района. И всюду усердный пастырь поучал крестьян, убедительно звучали его слова об истинах веры и религиозно-нравственных обязанностях христианина. Он добивался, чтобы прихожане имели точное представление о заблуждениях обновленческого раскола и о том, как важно православным быть едиными в своих устремлениях. Священник говорил и о бытовых крестьянских заботах, о проблемах колхозного строительства, потому что люди шли к нему, просили совета, подсказки, разъяснения.

    На Рождество в 1936 году отец Василий был в селе Виндрее Торбеевского района, познакомился там с местным священником, который после праздничной службы пригласил его к себе в дом. Два священника долго говорили о трудностях в жизни священно-церковнослужителей при новом строе, о больших налогах, которые приходилось платить духовенству.

    В марте 1937 года иеромонах Василий (Эрекаев) был задержан «в качестве подозреваемого» по причине якобы проводимой «систематической контрреволюционной деятельности, направленной на свержение советской власти».

    Предъявленное обвинение отец Василий не признал полностью. Он не отрицал того, что давал наставления верующим, так как в этом состоял его пастырский долг, но иеромонах не согласился, что его слова можно было воспринимать как «агитацию против советской власти».

    5 августа 1937 года постановлением «тройки» при НКВД МАССР Эрекаев В. Е. был приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор привели в исполнение 10 августа 1937 года в 24 часа. Реабилитирован 13 марта 1989 года. [12]


      1. Преподобномученик Михаил (Жук)


    Родился 18 сентября 1872 г. в с. Монастырск, Равва-Русского уезда Львовской губернии, Австро-Венгрии (ныне – в составе Украины).

    Отец вел крестьянское хозяйство. С детства у Михаила проявилась тяга к знанию. В 1887 году окончил гимназию, но постоянно продолжал работать над своим образованием, читал книги научного и религиозного содержания. С 16 лет служил псаломщиком при церкви деревни Смолино Равво-Русского уезда Львовской губернии. Несколько позже у него появился свой дом, и Михаилу пришлось заниматься ещё и работами на земле. Рано овдовел.

    Во время 1-ой мировой войны с осени 1914 г. по лето 1915 г. населенные пункты Львовской губернии были заняты русскими войсками. В 1915 году в числе группы беженцев Михаил Жук попал в Россию, в том же году стал жителем Мордовского края. Сначала попал в г. Краснослободск, затем переехал в с. Аксел Темниковского района. Он подал заявление Архиерею с просьбой определить его в какой-либо монастырь. Учитывая то, что прежде на своей родине Михаил был псаломщиком, его направили в Краснослободский Спасо-Преображенский монастырь, где он прожил до 1924 года. В 1926 году его постригли во иеромонаха. С 1926 по 1932 годы он служил в селах Сивинь, Новое Синдрово, Новое Девичье, Старое Зубарево.

    В 1930 году отца Михаила (Жука) арестовали, как он сам рассказывал, за то, что «оставил в церкви на ночь огонь».

    Как любой живой человек отец Михаил стремился к общению с людьми, но словно кто-то невидимый подстерегал его и сдерживал. В феврале 1932 года органы ОГПУ вновь его арестовали. По этому поводу он на одном из допросов сказал: «и <> за что арестовали, не знаю». Еще более удивительным ему показалось, что отпустили без объяснений в марте того же года.

    Он присматривался к жизни тех, кто чувствовал себя строителем «нового колхозного строя», и тех, кто не находил себе места в этом «строительстве». Отец Михаил верил, что никто не обладает монополией на доброту, щедрость, справедливость, помилование или наказание ... Одному Богу все подвластно. Когда полуголодным колхозникам обещали «светлое будущее», он чувствовал, что, как в любом расплывчатом обещании, и в этом – была доля лжи. И ложь эта кровоточила...

    Шли годы, а монахи закрытых большевиками монастырей и священники, потерявшие приходы, по-прежнему встречались. Нетрудно предположить, о чем они могли говорить между собой. Конечно, о том, что тревожило, волновало…

    Однажды в 1933 году в г. Краснослободске на квартире священника Соколова отец Михаил (Жук) обратился к собравшимся: «Все священники и иеромонахи боятся, что советская власть будет расстреливать нас как классовых врагов. Что мы от этого теряем?» Когда же стали говорить о том, что ждет всех впереди, отец Михаил высказал свое мнение: «Если дело советской власти правое, то оно расцветет, а если оно будет не право, оно, как здание на песке, при первой буре рассыпится».

    23 июля 1937 года в Краснослободском РО НКВД было принято постановление «привлечь Жука Михаила Григорьевича в качестве обвиняемого по ст. 58-10 УК РСФСР».

    В обвинительном заключении встречи и разговоры в доме священника Соколова были названы «систематическими собраниями группы служителей религиозного культа», на которых «прорабатывали методы агитации среди верующих против советской власти, всячески делали попытки к дискредитации вождей коммунистической партии».На допросах он отрицал свою принадлежность к какой-либо группе, от веры не отрекся.

    На заседании «тройки» при НКВД МАССР от 11 августа 1937 года постановили: «Жука Михаила Григорьевича – расстрелять». Приговор привели в исполнение 17 августа 1937 года в 24 часа. Реабилитирован 23 ноября 1989 года. [13]

      1. Преподобномученица Анастасия (Камаева)


    Родилась в 1879 г. селе Старое Дракино Наровчатского уезда Пензенской губернии (ныне Ковылкинского района Республики Мордовия) в мордовской крестьянской семье. Жили в своем доме. В хозяйстве имелись: одна корова и одна лошадь.

    После вынужденного ухода из монастыря в связи с его закрытием, стала жить в селе Старое Дракино вместе со своей сестрой в собственном доме. Матушка Анастасия вела единоличное хозяйство, оставалась в девичестве. Она была далека от новых веяний жизни. Все ее мысли были связаны с Богом. Матушке Анастасии доверили руководство церковным советом. Она покупала разную церковную утварь, желая украсить местный храм. Заботилась о том, чтобы во время службы верующие могли купить свечи.

    Приходским священником в то время был Стеклов Василий Андреевич. Матушка Анастасия знала его с 1900 года, доверяла ему свои духовные тайны, сомнения.

    Монахиню Анастасию Камаеву арестовали как члена «контрреволюционной (церковно-монархической) группы». Ей предъявили обвинение «в организации контрреволюционных нелегальных сборищ, на которых систематически вела антисоветскую агитацию террористического характера». Предъявленное обвинение Камаева А. Л. не признала справедливым.

    Постановлением «тройки» при НКВД МАССР от 5 августа 1937года была приговорена к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 10 августа 1937 года в 22часа 30 минут. Реабилитирована 13 марта 1989 года. [14]

      1. Преподобномученица Елена (Асташкина)


    Родилась в 1878 г. в селе Старое Дракино Наровчатского уезда Пензенской губернии (ныне Ковылкинского района Республики Мордовия) в мордовской крестьянской семье. Повзрослев, некоторое время жила с родителями. В доме хватало всего, но излишеств не знали. Затем Елена Асташкина ушла в Шиханский монастырь, а через некоторое время была переведена в Мокшанский, в котором находилась до 1917 года.

    После революции продолжала жить в девичестве. После закрытия монастырей жила в своем доме и самостоятельно вела хозяйство.

    С 1932 года жила в селе Шадым Ковылкинского района, а осенью 1936 года вернулась в Старое Дракино.

    Как и в прежние годы, она оставалась глубоко верующим человеком, поддерживала дружеские отношения с бывшими насельницами закрытых монастырей, знала многих священников.

    Елена Васильевна Асташкина мечтала, чтобы в закрытых храмах была возобновлена служба, чтобы в святых стенах звучало церковное пение, которое она столь любила.

    Монахиню арестовали как «активного участника контрреволюционной и церковно-монархической организации». Ее обвинили в проведении «пораженческой и антиколхозной агитации». Виновной в предъявленном обвинении она себя не признала. На допросах говорила очень мало и только о своих убеждениях, которые считали единственно правильными.

    Заседанием «тройки» при НКВД МАССР от 5 августа 1937 года Асташкина Е. В. была приговорена к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 10 августа 1937 года в 22 часа 30 минут. Реабилитирована 13 марта 1989 года по Указу ПВС СССР от 16.01.1989 года. [15]

      1. Мученик Арефа (Ерёмкин)


    Родился в 1884 г. в селе Красаевка Наровчатского уезда Пензенской губернии (ныне Торбеевского района Республики Мордовия) в семье зажиточного крестьянина. Его родители старательно работали на земле, их хозяйство считалось середняцким.

    Арефий учиться не стал, а, по примеру отца, отдавал все силы крестьянским заботам. Обзавелся семьей. Имел: жену Феклу – 1885 г.р., сыновей: Федора – 1914 г.р., Николая – 1920 г.р., Ивана – 1922 г.р., Кузьму – 1924 г.р., Василия – 1928 г.р. Федор и Николай, повзрослев, перебрались в Москву.

    В 1937 году Еремкин А. П. был арестован по подозрению в контрреволюционной деятельности. В обвинительном заключении было записано, что он «под видом религиозных бесед систематически проводил нелегальные сборища, на которых распространял провокационные слухи о падении советской власти, агитировал единоличников не вступать в колхоз». Виновным себя не признал. Однако он не понимал, как общение с мирянами можно истолковывать «противозаконной деятельностью», ведь он беседовал с людьми только о вере православной и помогал им добрыми советами.

    5 августа 1937 года постановлением «тройки» при НКВД МАССР Еремкин А. П. был приговорен в высшей мере наказания – расстрелу. Приговор приведен в исполнение 10 августа 1937 года в 23 часа. Реабилитирован 13 марта 1989 года. [16]


      1. Мученик Василий (Александрин)


    Родился в 1872 году в селе Вертелим Инсарского уезда Пензенской губернии (ныне Старошайговского района Республики Мордовия).

    Александрин Василий Афанасьевич имел крепкое хозяйство. Ему принадлежало 10 га собственной земли, и по 70 – 80 га он обычно арендовал. Два постоянных работника помогали ему в делах. Ежегодно нанималось также от 10 до 15 сезонных рабочих. Скота держали достаточно: три-четыре лошади, пять коров, сорок овец.

    Был женат. Жену его звали Анисия Степановна (1872 г.р.). Она родила ему двух дочерей (Пелагея – 1907 г.р., Ксения – 1912 г.р.) и сына Ивана. Иван был в семье старшим: он родился в 1902 году, рос смышленным мальчиком. Отец видел в нем своего преемника.

    Сразу после событий 1917 года общий ход жизни стал меняться. В августе 1918 года Василий Александрин был утвержден на должность псаломщика.

    1929 год стал переломным во взаимоотношениях советской власти и Православной Церкви. В июне этого года II Всесоюзный съезд безбожников объявил действенное наступление на религию. По глубокому убеждению И.В. Сталина, многие религиозные организации являлись идеологической опорой кулачества. Еще в 1927 году в беседе с первой американской рабочей делегацией он говорил: «Бывают случаи, что кое-кто из членов партии иногда мешает всемерному развертыванию антирелигиозной пропаганды.

    Александрина ценили члены причта, ибо видели в нем миролюбивого и доброго товарища, умного и приятного собеседника. Верующие так же отмечали в нем доброжелательность, трудолюбие, умение сочувствовать, оказать необходимую поддержку. Возможно, что именно положительное воздействие на людей подтолкнуло в 1929 году членов сельсовета не только раскулачить и лишить Василия Александрина избирательных прав, но и принять решение о необходимости выселения его за пределы населенного пункта. Однако псаломщик Василий Александрин сам выехал из села в неизвестном для односельчан направлении.

    Вернуться в Вертелим удалось только в 1932 году. И снова к нему потянулись верующие, правда на этот раз среди них было больше тех, к кому новая власть отнеслась жестко: отняла имущество, лишила права избирательного голоса. У них была общая боль, общая обида. У земли и у скота должен быть свой хозяин, который ничего из виду не упустит, все старается сделать своевременно, заботливо. А они смотрели, как в колхозах относятся к отобранному у них же скоту, и «сердце кровью обливалось». Все-то делалось не так, как им хотелось. «Коллективный хозяин – он и есть коллективный хозяин».

    Уже с начала 1930-х годов было предчувствие приближающейся войны. Это состояние наполняло тревожными мыслями и желанием сплотиться жить более дружно, однако непонимание устремлений разных сторон не вело к стабилизации отношений.

    В 1932 году Василия Александрина восстановили в правах, видимо, надеясь на быстрое «перерождение», однако уже к 1934 году разные взгляды на мир проявились в новом виде. Встал вопрос о том, чтобы отдать церковное здание под кузницу МТС. Первыми всполошились женщины, которые в конце июля 1934 года открыто заявили в сельсовете, что храм не отдадут. И заступника они себе нашли – псаломщика Василия Александрина. И вновь столкнулись разные убеждения... Церковь верующим оставили, но псаломщика, как основного виновника неподчинения решением сельсовета, арестовали. С 5 октября 1934 года он содержался под стражей в Саранской тюрьме.

    Оказавшись на свободе, Василий Александрин снова аккуратно и добросовестно исполнял свои обязанности в местной церкви, одновременно его приглашали в село Шагаево (ныне Нижегородской области) участвовать в совершении служб.

    17 октября 1937 года последовал новый арест. При обыске в его квартире были обнаружены книги религиозного содержания в количестве 16 штук и «крест медный». Указанные предметы по протоколу были изъяты.

    Василий Афанасьевич Александрин был уже пожилым человеком. Его шестидесятилетняя жена часто недомогала. Как и любая добрая женщина, она тяжело переносила все тревоги, которые выпадали на долю ее семьи. За детей беспокоилась. К тому моменту сын имел свою семью, дочь Пелагея жила в замужестве в селе Кулдым Старошайговского района, дочь Ксения с семьей жила в Вертелиме.

    В 1937 году постановлением тройки при НКВД МАССР Александрин В. А. был приговорен по ст. 58-10 УК РСФСР к 10 годам заключения в ИТЛ «за контрреволюционную деятельность и антисоветскую агитацию, направленную против политики партии и советского правительства». Из Саранской тюрьмы этапом 1 февраля 1938 года он прибыл в Унжлаг НКВД.

    18 октября 1940 года Александрин В.А. обратился с просьбой «пересмотреть дело в порядке прокурорского надзора», однако жалоба его осталась без удовлетворения. 26 августа 1942 года умер в заключении. Реабилитирован Прокуратурой Республики Мордовия 17 августа 1989 года. [17]


      1. Мученик Иоанн (Ломакин)


    Родился в 1884 г. в селе Старое Четово Спасского уезда Тамбовской губернии (ныне Торбеевского района Республики Мордовия) в мордовской – мокшанской семье зажиточного крестьянина. Родители имели один дом, надел земли, одну-две лошади, одну-две коровы, одну-восемь овец. У Ломакиных была своя мельница.

    До революции Иван Васильевич обзавелся семьей, которая постепенно разрослась до 8 человек. К наукам его не тянуло, а вот от работы на земле он испытывал радость. И всё у него получалось. Хозяйство свое Иоанн Васильевич вёл как крестьянин-единоличник.

    Глядя на неудачи первых колхозников, Ломакин высказывал свои мысли о том, что происходило. Он считал, что земле нужен настоящий хозяин, который душу в нее вкладывает и все делает старательно. А колхозники ещё сами толком не разобрались, кто за что отвечает. Да и в колхоз люди не торопились. К 1937 году лишь 30% жителей села решились на коллективное ведение хозяйства.

    Ломакин И. В. был глубоко верующим человеком, поэтому никогда не отказывал просьбе странников отдохнуть в его доме. Он ходил в церковь, а на религиозные праздники приглашал священника к себе.

    Ему было предъявлено обвинение в том, что он «являлся участником контрреволюционной организации и по заданию проводил среди населения антиколхозную агитацию, распространял слухи о войне, свержении советской власти и восстановлении монархического строя». Виновным себя не признал, не перекладывал ложное обвинение на других.

    5 августа 1937 года постановлением «тройки» при НКВД МАССР Ломакин Иоанн Васильевич был приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор привели в исполнение 10 августа 1937 [18]


      1. Мученик Иоанн (Милёшкин)


    Родился в 1902г. в с. Салазгорь Спасского уезда Тамбовской губернии (ныне Торбеевского района Республики Мордовия).

    До революции жил с родителями. В 1924 – 1926 гг. служил в РККА рядовым. В 1927 г. вернулся на родину, занимался хлебопашеством, женился и перебрался в пос. Мокша Торбеевского района. Вступил в колхоз, и был избран председателем колхоза, но в 1932 году «за халатное отношение к служебным обязанностям» районным народным судом был приговорен к месяцу исправительно-трудовых работ.

    Безуспешные попытки научиться жить в новых условиях сблизили его со священниками Пантелеймоном Светловым и Иоанном Антоновым. Милёшкин И. В. «странствовал» по селам Торбеевского, Темниковского и Ковылкинского районов.

    Когда его арестовали, он имел уже двух сыновей: Николая 9 лет и Василия 6 лет.

    На допросах Милешкин был немногословен. 30 марта 1937 года он заявил допрашивавшему его следователю, что он «подчиняется только одному Богу, а поэтому никаких показаний давать не будет».

    Милешкина И. В. обвинили в том, что «являясь активным участником контрреволюционной организации, он выполнял роль связиста между руководителями и членами группы; руководил нелегальными сборищами и проводил вербовку новых членов в ... организацию».

    Постановлением «тройки» НКВД МАССР от 5 август 1937 года был приговорен к высшей мере наказания. Приговор в отношении осужденного приведен в исполнение 10 августа 1937г. в 24 часа. Реабилитирован 13 марта 1989 года. [19]

      1. Мученик Иоанн (Сельманов)


    Родился в 1900 году в селе Салазгорь Спасского уезда Тамбовской губернии (ныне Торбеевского района Республики Мордовия). Отец Ивана был торговцем, но и связи с землей не порывал.

    У Ивана проявились несколько иные способности: он был искусным сапожником. Заказов ему хватало, тем и жил. После революции 1917 года завел семью. В 1920 году его призвали в Красную Армию, а жена, Ольга Евдокимовна, ждала первого ребенка. Дочь Клавдия родилась в 1921 году, отец ее увидел, когда девочке шел третий год.

    Вернувшись в село, Иван Ильич принялся за свое ремесло. Постепенно росла семья; один за одним появились два сына: Павел и Андрей. Как говориться, жить бы да жить, однако происхождение «из торговцев» сначала стало поводом для лишения избирательных прав для Ивана Ильича и его жены. В 1931 году – новая неприятность. Сельманова И. И. осудили по 61 ст. УК РСФСР и приговорили к 10 годам лишения свободы. Освободили досрочно, так как он серьезно заболел. Теперь, когда руки стали меньше слушаться, а силы постепенно убывать, Ивану Ильичу все виделось как бы четче. Многое острее воспринималось. У единоличников силой отнимали зерно, скот, орудия труда, а колхозникам от этого лучше не жилось. Напротив, говорили о голоде, о грядущей войне. И чего только в народе тогда не обсуждали, чего только не пророчили. К 1936 году сложилось мнение, что власти сознательно голодом испытывают людей, потому что «хлебом откупаются от иностранных государств», которые угрожают войной. По селам ходили странники и рассказывали, что «царь Романов» остался жив, «только до времени скрывается», что скоро «советская власть падет... страной будет управлять один порядочный человек, не такой как богохульники». Вот тогда-то православные вновь воспрянут, вспомнят традиции, по которым жили много веков предки.

    Сельманову это было особенно по душе. Хотелось, чтобы церкви побыстрее открыли. Он даже стал инициатором движения сельчан за открытие местного храма.

    Его арестовали. Произвели в доме обыск. В марте 1937 года допросили первый раз. Когда Иван Ильич услышал, в чем его обвиняют, то сразу сказал, что признавать этого за собой не станет. Ему было предъявлено обвинение в том, что он, якобы, «вел контрреволюционную, антисоветскую, антиколхозную агитацию, высказывав террористические намерения по адресу руководителей партии и правительства» и др.

    Только, как человек верующий, он не отрицал своего общения со священником и бывшей монахиней и своего участия в ходатайствах за открытие храма в селе Салазгорь.

    Постановлением «тройки» при НКВД МАССР от 5 августа 1937 года Сельманов И. И. был приговорен к расстрелу.

    Приговор привели в исполнение 10 августа 1937 года в 24 часа, Сельманов Иван Ильич реабилитирован Прокуратурой Республики Мордовия 13 марта 1989 года. [20]


      1. Мученица Мавра (Моисеева)


    Родилась в 1975 г. в селе Шалы Темниковского уезда Тамбовской губернии (ныне Атюрьевского района республики Мордовия). Родители были крестьянами-середняками.

    До событий 1917 года Моисеева М. В. жила в собственном доме, вела середняцкое хозяйство. После революции жить ей стало труднее. Сказывалось, конечно, и одиночество. Из близких людей у нее была сестра Мария, которая уехала еще в молодости в пос. Кандалаш (Кировской ж.д.).

    Мавре Васильевне хотелось, чтобы храм в селе Шадыме (ныне Ковылкинского района), куда она ходила молиться, был крепок и красив. Женщина согласилась собирать деньги с прихожан для проведения ремонта церковного здания. Люди активно откликнулись на это богоугодное дело. Наняли артель плотников, состоявшую из четырех человек, когда работы были завершены, с плотниками рассчиталась Моисеева М. В., так как «она ведала деньгами религиозной общины». Вскоре после этих событий Моисеева М. В. была арестована. Ее осудили за то, что она «являлась участницей контрреволюционной организации, ...предоставляла свой дом для проведения нелегальных сборищ, руководимых священнослужителем и возглавляла сбор средств на ремонт церкви». На допросе она рассказывала лишь о том, как собирала деньги на храм и что веру в Бога она не считает преступлением.

    Постановлением «тройки» при НКВД МАССР была приговорена к расстрелу (5 августа 1937 года). Приговор привели в исполнение 10 августа 1937 года в 23 часа. Моисеева М. В. реабилитирована 13 марта 1989 года. [21]


    1. Устройство иконостаса


    В храме самым святым местом является алтарная комната, символизирующая Царство Небесное. Она отделяется от основной части храма возвышением, а также иконостасом.

    Происхождение иконостаса было вызвано необходимостью оградить алтарную часть от основного помещения, где находятся молящиеся и все прихожане особой специальной алтарной преградой. Отделение алтарной части от общего помещения храма символизирует отделение Божественного и земного начал. Они суть едины, но земная часть — проявленная, а Божественная не может быть показана никакими земными формами.

    Необходимо сказать, что иконостас — особенность православных церквей. Возникновение иконостаса на Руси в XVI веке путём заполнения алтарной преграды иконами объясняется тем, что в деревянных храмах не было настенной росписи, в то время как в Византии искусство фрески достигло вершин.

    Само же использование иконостаса является чисто русской идеей. В греческих церквах также имеется иконостас, но туда он пришёл из России через Афонский монастырь. Обычай помещать на алтарную завесу иконы с ликами Иисуса Христа, Богоматери, Иоанна Крестителя появился после проникновения христианства в Греции.

    Классический русский высокий иконостас состоит из пяти ярусов (чинов).

    Первый – праотеческий, располагается под крестом, в самом верху. Это образ Церкви ветхозаветной, еще не получившей Закон. Здесь изображены праотцы от Адама до Моисея. В центре этого ряда икона «Троица Ветхозаветная» – символ предвечного совета Святой Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление грехопадения человеческого. Икона «Гостеприимство Авраама» («Явление Аврааму у дуба Мамврийского»), знаменующая заключенный Богом с человеком договор.

    Второй ряд – пророческий. Это Церковь, уже получившая Закон и через пророков возвещающая о Богородице, от которой воплотится Христос. В центре яруса находится икона «Знамение», изображающая Божию Матерь с воздетыми в молении руками и с Богомладенцем в лоне.

    Третий (праздничный) ряд повествует о событиях времени новозаветного: от Рождества Богородицы до Крестовоздвижения.

    Четвертый, деисусный (деисисный) чин – это моление всей Церкви ко Христу; моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде. В центре – икона «Спас в силах», представляющая Христа, как грозного судию всего мироздания; слева и справа – изображения Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Предтечи, архангелов, апостолов и святых.

    В следующем (местном) ряду расположены иконы Спасителя и Богоматери по сторонам от Царских врат, далее на Северных и Южных вратах – изображения архангелов или святых диаконов. Над Царскими вратами помещают икону «Тайная вечеря», как символ таинства Евхаристии, а на самих вратах – «Благовещение» и изображения святых евангелистов. Иногда на Царских вратах изображают иконы Василия Великого и Иоанна Златоуста – создателей Божественной Литургии.



    Храмовая икона – икона праздника или святого, в честь которого освящен храм, всегда находится справа от иконы Спасителя, сразу за Южными вратами. [5]

    Список литературы

    1. Святой [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9

    2. Канонизация [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

    3. Современные аспекты канонизации святых [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/29507.html

    4. Официальный сайт Саранской епархии [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sarep.ru/%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8B%D0%B5-%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B8.html

    5. Православный иконостас: история и устройство [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.blagobor.by/article/icon/iconostasis

    6. Официальный сайт Саранской епархии [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sarep.ru/прп.-феодор-санаксарский.html

    7. Официальный сайт Саранской епархии [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sarep.ru/прп.-филарет-ичалковский.html

    8. Официальный сайт Саранской епархии [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sarep.ru/праведный-воин-феодор-ушаков.html

    9. Официальный сайт Саранской епархии [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sarep.ru/священномученик-владимир-четверин.html

    10. Официальный сайт Саранской епархии [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sarep.ru/918

    11. Официальный сайт Саранской епархии [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sarep.ru/919

    12. Официальный сайт Саранской епархии [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sarep.ru/920

    13. Официальный сайт Саранской епархии [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sarep.ru/921

    14. Официальный сайт Саранской епархии [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sarep.ru/922

    15. Официальный сайт Саранской епархии [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sarep.ru/923

    16. Официальный сайт Саранской епархии [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sarep.ru/924

    17. Официальный сайт Саранской епархии [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sarep.ru/925

    18. Официальный сайт Саранской епархии [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sarep.ru/926

    19. Официальный сайт Саранской епархии [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sarep.ru/927

    20. Официальный сайт Саранской епархии [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sarep.ru/928

    21. Официальный сайт Саранской епархии [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sarep.ru/929

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Указать всех святых, особо почитаемых в Мордовии

    Скачать 319.82 Kb.