страница1/27
Дата23.04.2018
Размер7.72 Mb.
ТипПротокол

Умк по учебной дисциплине: «Русский язык и культура речи»


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Московской области

«Ногинский торгово-экономический техникум»



УМК

по учебной дисциплине:



«Русский язык и культура речи»

для специальностей

среднего профессионального образования

очного отделения

080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»;

100114 «Организация обслуживания в общественном питании»;

101101 «Гостиничный сервис»;

260807 «Технология продукции общественного питания»;

030912 «Право и организация социального обеспечения».

Автор: Жигарева О.Н. – преподаватель русского языка.

Ногинск


2014

СОГЛАСОВАНО

на заседании цикловой методической комиссии ОГСЭ дисциплин

Протокол №_____

«____»__________________20___г.

Председатель ЦМК

___________________Л.Н. Грушина



УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора

по учебной работе

______________ В.В. Красулина
«___» ____________20____г.













УМК «Русский язык и культура речи» для студентов очного отделения по специальностям:

080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»;

100114 «Организация обслуживания в общественном питании»;

101101 «Гостиничный сервис»;

260807 «Технология продукции общественного питания»;

030912 «Право и организация социального обеспечения».

Автор – составитель: Жигарева О.Н., преподаватель русского языка ГБОУ СПО МО НТЭТ, 2014.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования нового поколения.

Учебно-методический комплекс разъясняет цели и задачи учебной дисциплины «Русский язык и культура речи», содержит программу и календарно-тематический план учебной дисциплины, краткий конспект лекций, перечень вопросов для дифференцированного зачёта и устного экзамена по дисциплине, измерительные материалы по дисциплине, контрольно-оценочные средства, а также материалы для организации самостоятельной работы.

Рабочие программы и календарно-тематические планы, включенные в учебно-методический комплекс, утверждены Методическим советом ГБОУ СПО МО НТЭТ.

Ногинский торгово-экономический техникум, 2014

Жигарева Ольга Николаевна, 2014



Оглавление

1. Внутренняя рецензия…………………………………………………………………4

2. Внешняя рецензия…………………………………………………………………….5

3. Аннотация к УМК по дисциплине «Русский язык и культура речи»……………………………………………………………………………………………...7

4. Нормативная и учебно-методическая документация……………………………….9

5. Рабочие программы учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» (для специальностей СПО)………………………………………………………………………….10

5.1. Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»………………..11

5.2. Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» для специальности 100114 «Организация обслуживания в общественном питании»…………31

5.3. Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» для специальности 101101 «Гостиничный сервис»………………………………………………51

5.4. Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» для специальности 260807 «Технология продукции общественного питания»……………….72

5.5. Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» для специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения»………………..92

6. Календарно-тематические планы учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» (для специальностей СПО)……………………………………………………………111

6.1. Календарно-тематический план учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»……………………………………………………………………………………..112

6.2. Календарно-тематический план учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» для специальности 100114 «Организация обслуживания в общественном питании»………………………………………………………………………………………133

6.3. Календарно-тематический план учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» для специальности 101101 «Гостиничный сервис»…………………………………………………………………………………………155

6.4. Календарно-тематический план учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» для специальности 260807 «Технология продукции общественного питания»……………………………………………………………………………………….180

6.5. Календарно-тематический план учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» для специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения»…………………………………………………………………………………..203

7. Комплект контрольно-измерительных материалов по дисциплине…………….227

8. Контрольно-оценочные средства проверки результатов освоения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»………………………………………………251

9. Методические указания при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык и культура речи»…………………………………..282

10. Краткий курс лекций по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»…………………………………………………………………………………………...292

11. Информационное обеспечение…………………………………………………..332


Рецензия

на учебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи» для специальностей среднего профессионального образования очного отделения:

080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»;

100114 «Организация обслуживания в общественном питании»;

101101 «Гостиничный сервис»;

260807 «Технология продукции общественного питания»;

030912 «Право и организация социального обеспечения».

Автор – составитель: Жигарева О.Н., преподаватель русского языка ГБОУ СПО МО НТЭТ, 2014.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования нового поколения и нормативно-правовой базой, учебно-методической документацией.

Структура УМК соответствует наличию обязательных общепризнанных компонентов:

- разъясняет цели и задачи учебной дисциплины «Русский язык и культура речи», а также её место в структуре ОПОП;

- перечисляются требования к результатам освоения дисциплины;

- даётся общая трудоемкость дисциплины;

- указывается нормативная и учебно-методическая документация, на основе которой был создан УМК;

- содержит рабочие программы и календарно-тематические планы учебной дисциплины для специальностей СПО;

- даётся краткий курс лекций, перечень вопросов для дифференцированного зачёта и устного экзамена по дисциплине, а также материалы для организации внеаудиторной самостоятельной работы и методические рекомендации по их выполнению;

- автором разработаны контроль-измерительные материалы по учебной дисциплине (3 комплекта разной степени сложности);

- комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины основной профессиональной образовательной программы по специальностям СПО.

Рабочие программы и календарно-тематические планы, КИМы и КОСы, включенные в учебно-методический комплекс, утверждены Методическим советом ГБОУ СПО МО НТЭТ.

Разработанный автором учебно-методический комплекс, рекомендуется для использования в учебных заведения среднего профессионального образования.



Рецензент:

Директор, преподаватель

русского языка и литературы

ГБОУ СПО МО НТЭТ _________________ Л.В. Гранёнова



Рецензия

на учебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи» для специальностей среднего профессионального образования очного отделения:

080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»;

100114 «Организация обслуживания в общественном питании»;

101101 «Гостиничный сервис»;

260807 «Технология продукции общественного питания»;

030912 «Право и организация социального обеспечения».

Автор – составитель: Жигарева О.Н., преподаватель русского языка ГБОУ СПО МО НТЭТ, 2014.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования нового поколения и нормативно-правовой базой, учебно-методической документацией.

Структура программы соответствует наличию обязательных общепризнанных компонентов.

УМК разъясняет цели и задачи учебной дисциплины «Русский язык и культура речи», а также её место в структуре ОПОП.

Цель дисциплины:

- воспитание гражданина и патриота и формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации, готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии, навыков самоорганизации и саморазвития, информационных умений и навыков;

- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

- повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Место дисциплины в структуре ОПОП.

Дисциплина «Русский язык и культура речи» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу по специальностям СПО.

В учебно-методическом комплексе перечисляются требования к результатам освоения дисциплины, даётся общая её трудоемкость.

В разработанном автором УМК указывается нормативная и учебно-методическая документация, на основе которой было создано учебное пособие.

Содержащиеся в УМК рабочие программы и календарно-тематические планы учебной дисциплины для специальностей СПО конкретизируют содержание тем (разделов) образовательного стандарта, дают распределение учебных часов по разделам учебной дисциплины и устанавливают последовательность изучения тем (разделов) с учетом междисциплинарных и внутридисциплинарных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей студентов.

Важное место в УМК отводится краткому курсу лекций, перечню вопросов для дифференцированного зачёта и устного экзамена по дисциплине, а также материалам для организации внеаудиторной самостоятельной работы и методическим рекомендациям по их выполнению.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических, лабораторно-практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися самостоятельных индивидуальных заданий, проектов, учебных исследований с помощью разработанных автором контроль-измерительных материалов разной степени сложности.

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины основной профессиональной образовательной программы по специальностям СПО.

Рабочие программы и календарно-тематические планы, КИМы и КОСы, включенные в учебно-методический комплекс, утверждены Методическим советом ГБОУ СПО МО НТЭТ.

Разработанный автором УМК рекомендуется для использования в учебных заведения среднего профессионального образования.

Рецензент:

Преподаватель русского языка

и литературы высшей

квалификационной категории

Ногинской гимназии _________________ И.И. Мишкеткуль

3. Аннотация к УМК дисциплины «Русский язык и культура речи».

1.1. Цель дисциплины:

- воспитание гражданина и патриота и формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

- осознание национального своеобразия русского языка;

- овладение культурой межнационального общения;

- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации, готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии, навыков самоорганизации и саморазвития, информационных умений и навыков;

- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении, языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения;

- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;

- повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

1.2. Место дисциплины в структуре ОПОП:

Дисциплина «Русский язык и культура речи» ОГСЭ дисциплин относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу по специальностям:

080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»;

100114 «Организация обслуживания в общественном питании»;

101101 «Гостиничный сервис»;

260807 «Технология продукции общественного питания»;

030912 «Право и организация социального обеспечения».

1.3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общеязыковых и профессиональных компетенций.



В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» обучающийся должен:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо:

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

1.4. Общая трудоемкость дисциплины:

Специальности:



080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)».

Максимальная учебная нагрузка обучающегося - 66 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 56 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 10 часов,

теоретические – 46 часов;

лабораторно-практические – 10 часов.

Форма контроля – накопительная система оценок;

Форма аттестации - дифференцированный зачет.

100114 «Организация обслуживания в общественном питании».

Максимальная учебная нагрузка обучающегося - 76 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 56 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 20 часов,

теоретические – 28 часов;

лабораторно-практические – 28 часов.

Форма контроля – накопительная система оценок;

Форма аттестации - дифференцированный зачет.

101101 «Гостиничный сервис».

Максимальная учебная нагрузка обучающегося - 90 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 60 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 30 часов,

теоретические – 40 часов;

лабораторно-практические – 20.

Форма контроля – накопительная система оценок;

Форма аттестации - дифференцированный зачет.

260807 «Технология продукции общественного питания».

Максимальная учебная нагрузка обучающегося - 72 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 56 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 16 часов,

теоретические – 42 часов;

лабораторно-практические – 14.

Форма контроля – накопительная система оценок;

Форма аттестации - дифференцированный зачет.

030912 «Право и организация социального обеспечения».

Максимальная учебная нагрузка обучающегося - 68 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 42 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 16 часов,

теоретические – 32 часов;

лабораторно-практические – 10.

Форма контроля – накопительная система оценок;

Форма аттестации - дифференцированный зачет.

1.5.Тематический план учебной дисциплины включает в себя следующие разделы:

Наука о русском языке. Язык и речь.

Лексика и фразеология.

Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография.

Морфемика и словообразование.

Морфология и законы правописания.

Синтаксис и пунктуация.
4. Нормативная и учебно-методическая документация.

2.1. Выписка из ФГОС.

Нормативно-правовая база разработки ОПОП по специальностям:

080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»;

100114 «Организация обслуживания в общественном питании»;

101101 «Гостиничный сервис»;

260807 «Технология продукции общественного питания»;

030912 «Право и организация социального обеспечения» составляют:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ).



  • Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 г. N 543.

  • Нормативно-методические документы Минобрнауки России:

ПРИКАЗ от 20 августа 2008 г. № 241 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

  • Рекомендации по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской федерации, реализуемых программы общего образования.

  • Устав ГБОУ СПО МО НТЭТ

  • Правила приёма студентов (обучающихся) в ГБОУ СПО МО НТЭТ.

  • Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов (обучающихся) ГБОУ СПО МО НТЭТ.

  • Положение о государственной итоговой аттестации выпускников ГБОУ СПО МО НТЭТ.

2.2. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и аттестации по специальностям:

созданы следующие фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации в соответствии с требованиями ФГОС СПО для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям ОПОП по специальностям:

080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»;

100114 «Организация обслуживания в общественном питании»;

101101 «Гостиничный сервис»;

260807 «Технология продукции общественного питания»;

030912 «Право и организация социального обеспечения»

4. Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи».

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) по специальностям:

080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»;

100114 «Организация обслуживания в общественном питании»;

101101 «Гостиничный сервис»;

260807 «Технология продукции общественного питания»;



030912 «Право и организация социального обеспечения».

5. Рабочие программы.

Рабочая программа

учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»

для специальности очного отделения

080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»

Содержание

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ







1.1. Область применения программы ......................................................................

13




1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы ……………………………………………………….

13




1.3. Цель и задачи учебной дисциплины…………………………………………..

13




1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины….............................................................................................................

15










2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ







2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы………………………..

16




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины…………………….

17










3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ







3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению…………………………………………………………………………...

25




3.2. Информационное обеспечение обучения……………………………………….

25










4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………………..

26










5.

ПРИЛОЖЕНИЕ






5.1. Примерные темы докладов, рефератов, презентаций для самостоятельной работы студентов …………………………………………………………………..

28




5.2. Вопросы для дифференцированного зачёта по дисциплине «Русский язык и культура речи».……………………………………..................................................

29


1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Русский язык И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

    1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС для студентов очного отделения специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)».

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» составлена на основе примерной программы по русскому языку, предназначенной для изучения русского языка в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих программу среднего (полного) общего образования. Основу примерной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Рабочая программа конкретизирует содержание тем (разделов) образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам учебной дисциплины и устанавливает последовательность изучения тем (разделов) учебной дисциплины с учетом междисциплинарных и внутридисциплинарных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей студентов.

Дисциплина «Русский язык и культура речи» может быть использована на курсах дополнительного образования (в программах повышения квалификации или переподготовки).



1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Русский язык и культура речи» изучается в цикле профессиональных дисциплин в разделе «Общий гуманитарный и социально-экономический цикл» и опирается на знания, полученные студентами в процессе школьного изучения дисциплины «Русский язык», имеет межпредметные связи с дисциплинами общеобразовательного цикла «Русский язык», «Литература».



    1. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

При изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» как базового учебного предмета решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.

Изучение дисциплины предполагает достижение следующих целей:

- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

- закрепление и углубление знаний по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию, культуре речи;

- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии, навыков самоорганизации и саморазвития, информационных умений и навыков;

- совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности студентов, а также расширение знаний по культуре речи;

- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении, языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общений;

- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

- закрепление и расширение знаний студентов о тексте, функциональных стилях;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры орфографической и пунктуационной грамотности;

- способствование развитию речи и мышления студентов на межпредметной основе.

Содержание программы ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития человека.

Целью изучения любой дисциплины является формирование общих и профессиональных компетенций:

Обучение на основе данной рабочей программы должно строиться на основе компетентностного подхода. У студентов необходимо развивать и совершенствовать коммуникативную, языковую, лингвистическую (языковедческую) и культуроведческую компетенции. Формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.



Общие компетенции:

коммуникативная компетенция формируется не только при освоении раздела «Язык и речь», но и при изучении фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, поскольку при изучении названных разделов большое внимание уделяется употреблению единиц языка в речи в связи с их коммуникативной целесообразностью.

Совершенствованию коммуникативных умений, речевых навыков и культуры речи способствует подготовка студентами устных выступлений, рефератов, информационной переработки текста (составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций и т.д.) (ОК 1);

языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании, овладения основными нормами русского литературного языка, отработки умения пользоваться различными лингвистическими словарями, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся (ОК 2);

▪ формирование культуроведческой компетенции проходит в процессе работы над специально подобранными текстами, отражающими традиции, быт, культуру русского и других народов (ОК 3).

Профессиональные компетенции:

изучение профессиональной лексики, терминологии, развитию навыков самоконтроля и потребности обучающихся обращаться к справочной литературе (словарям, справочникам и др.).

Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать / понимать:

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

- различия между языком и речью;

- смысл понятий: литературный язык, языковая норма, культура речи;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

- специфику устной и письменной речи;

- правила продуцирования текстов разных деловых жанров.

уметь и обладать следующими навыками:

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- строить свою речь в соответствии с языковыми и этическими нормами;

-анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности;

- устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

- пользоваться словарями русского языка.

Аудирование и чтение:

- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

Говорение и письмо:

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

- использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста;

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

▪ осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

▪ развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

▪ увеличения словарного запаса, расширения круга используемых языковых и речевых средств, совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

▪ совершенствования коммуникативных способностей, развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

▪ самообразованию и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.



1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося___66___часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося ____56__;

самостоятельной работы обучающегося ___10___ часов.


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

66

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

56

в том числе:




практические занятия

10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

10

в том числе:




внеаудиторная самостоятельная работа

10

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Умк по учебной дисциплине: «Русский язык и культура речи»