• 1. «Улыбка» («Заборчик»)
  • 2. «Хоботок» («Трубочка»)
  • 5. «Язык здоровается с подбородком»
  • 7. «Обезьянка»
  • 11. «Чередование» («Толстячки — худышки»)
  • 12. «Шарики» (поочерёдное надувание щёк)
  • 13. «Самовар» («Паровозик»)
  • 14. «Накажем непослушный язык» (шлёпаем губами по языку)
  • 15. «Чистим зубы снаружи»
  • 18. «Дуем на лопаточку»
  • 20. «Ветерок дует с горки»
  • 21. «Чистим нижние зубы» (с внутренней стороны)
  • 24. «Чашечка»
  • 29. «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)
  • 32. «Лошадка»
  • 34. «Гармошка»
  • 38. «Змейка»

  • Скачать 68.05 Kb.


    Дата13.12.2018
    Размер68.05 Kb.

    Скачать 68.05 Kb.

    Упражнения артикуляционной гимнастики



    УПРАЖНЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

    Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т. к. в таком положении у ре­бёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном поло­жении.



    1. «Улыбка» («Заборчик»)

    Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и ниж­ние зубы. Удерживать губы в таком положении в течение 5—10 секунд.

    Следите, чтобы при улыбке ребёнок не подворачивал внутрь верхнюю или ниж­нюю губу. Можно вместе с ребёнком пропеть звук [и], и губы растянутся в улыбке.

    2. «Хоботок» («Трубочка»)

    Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком поло­жении под счёт от 1 до 5—10. Можно вместе с ребёнком пропеть звук [у], и губы примут положение «трубочка».



    3. «Домик открывается»

    Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука [а]), по­держать рот открытым в течение 5—10 секунд, медленно закрыть. Язык лежит во рту спокойно, не оттягивается назад, кончик языка лежит у передних зубов.



    4. «Любопытный язычок»

    Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Широкий язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот ос­таётся открытым. Упражнение выполняется 8—10 раз.



    5. «Язык здоровается с подбородком»

    Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком потянуться вниз (к подбород­ку). Проделать упражнение 5—10 раз.



    6. «Язык здоровается с верхней губой»

    Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верх­нюю губу. Подержать язык на верхней губе в течение 3—5 секунд, убрать в рот.



    7. «Обезьянка»

    Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Удерживать его в таком положении в течение 5 секунд.



    8. «Бульдог»

    Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зуба­ми. Удерживать язык в таком положении в течение 5 секунд.



    9. «Хомяк»

    Рот закрыт. Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задержива­ясь в каждом положении в течение 3—5 секунд. Можно контролировать движе­ние языка, приложив пальчики снаружи щёк.



    10. «Кружок»

    Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончи­ком языка круг (правая щека — под верхней губой, левая щека — под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. Так «нарисовать» по 5—6 кругов в одну и другую стороны.



    11. «Чередование» («Толстячки — худышки»)

    Рот закрыт. Губы сомкнуты. Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении по 3—5 секунд.



    12. «Шарики» (поочерёдное надувание щёк)

    Рот закрыт. Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает щёки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую.



    13. «Самовар» («Паровозик»)

    Сжать губы, надуть щёки, удерживать воздух в течение 2—3 секунд и выпу­стить через губы, произнося: «Пых». Можно выпускать воздух через губы в более быстром темпе: «Пых-пых-пых» («самовар кипит»).



    14. «Накажем непослушный язык» (шлёпаем губами по языку)

    Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, по­шлёпывая его губами, произносить: «Па-па-па». Произношение слогов («Па-па­па») облегчает ребёнку выполнение данного упражнения. Пошлёпывать губами язык, продвигая его медленно вперёд, а затем назад.



    15. «Чистим зубы снаружи»

    Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком медленно про­вести с наружной стороны верхних зубов, имитируя чистящие движения. Также «чистим» наружную сторону нижних зубов.



    16. «Покусываем язык»

    Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Покусывать язык, про­двигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произ­носить: «Та-та-та».



    17. «Лопаточка»

    Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на ниж­нюю губу. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5—10.



    18. «Дуем на лопаточку»

    Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.



    19. «Горка» («Мостик»)

    Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широ­кий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5—10. Если ребёнок затрудняется выполнить данное упражнение, пред­ложите ему пропеть звук «и-и-и», и язык примет нужное для «горки» положение.



    20. «Ветерок дует с горки»

    Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным. Если, не меняя положение языка, прикрыть рот, оставить между зубами небольшую щёл­ку и подуть, то у ребёнка может получиться звук «с-с-с».



    21. «Чистим нижние зубы» (с внутренней стороны)

    Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» ниж­ние зубы с внутренней стороны. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, нужно следить, чтобы он находился у дёсен.



    22. «Катушка»

    Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутрен­ней стороны. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта. Упражнение повторить 8—10 раз в спокойном темпе.



    23. «Жуём блинчик»

    Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка»), потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10—15 раз.



    24. «Чашечка»

    Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. Если «чашечка» не получается, то необходимо вернуться к упражнению «Шлёпаем гу­бами по языку», распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середи­ну языка. При этом края языка поднимаются вверх и язык принимает нужную форму (рис. 125). Можно также завернуть язык на верхнюю губу, придерживая его края пальчиками, и удерживать его в таком положении в течение 5—10 се­кунд.

    25. «Вкусное варенье»

    Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки». Нужно следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх — она должна быть неподвижной.



    26. «Ступеньки» (чередование: «чашечка» на верхней губе, «чашечка» на верхних зубах, «чашечка» вверху за зубами).

    Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем — за верхние зубы. Сохра­няем «чашечку», плавно переводя язык из одной позиции в другую и удерживая в каждом положении в течение 3—5 секунд.



    27. «Фокус»

    Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верх­нюю губу так, чтобы боковые края были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос. Можно на кончик носа прикрепить кусочек кальки 1x1 см и сдуть его — он летит вверх.



    28. «Не разбей чашечку»

    Придать языку форму чашечки и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3—5 секунд, не разрушая «чашечки».



    29. «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)

    Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внут­ренней стороны, делая движения из стороны в сторону. При этом необходимо следить за тем, чтобы кончик языка двигался у верхних альвеол.



    30. «Маляр»

    Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («пото­лок»), делая движения языком вперёд-назад, поглаживая нёбо. Следите за тем, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не вы­совывался изо рта.



    31. «Барабанщик»

    Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «Д-д-д». Темп убыстряет­ся постепенно. Можно стучать кончиком языка за верхними зубами, произнося: «Дын-дын-дын» («звоночек») или «Т-д, т-д» («скачет лошадка»).



    32. «Лошадка»

    Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка наверху. Темп убыстряется постепенно. Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.



    33. «Грибок»

    Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»), и удерживать в таком положении в тече­ние 5—10 секунд. Если ребёнок затрудняется выполнить это упраж­нение, то необходимо вернуться к упражнению «Лошадка». Ребёнок щёлкает язы­ком, постепенно замедляя темп, и присасывает язык к нёбу.



    34. «Гармошка»

    Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки).



    35. «Кучер»

    Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют, и слы­шен характерный звук «тпру-у-у».



    36. «Иголочка»

    Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5—10. Язык не лежит на губе, а выдвигается вперёд.



    37. «Маятник»

    Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10—15 раз. Язык передвигается, не облизывая нижнюю губу. Ниж­няя челюсть неподвижна.



    38. «Змейка»

    Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад. Язык не касается нижней губы, а выдвигается вперёд.



    39. «Индюк»

    Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кон­чиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движений постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл».



    40. «Качели»

    Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за ниж­ние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении в течение 3—5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней сторо­ны) и удерживать 3—5 секунд. Так поочерёдно менять положение языка 5—6 раз.



    41. «Пароход»

    Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук [ы]: «Ы-ы-ы» («пароход гудит»). Тёплый воздух выходит по бокам языка. Если при пропевании звука [ы] вы слышите не твёрдый звук [л], а мягкий [л'], то попро­сите ребёнка ещё больше высунуть язык и зажать зубами не кончик, а среднюю часть языка.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Упражнения артикуляционной гимнастики

    Скачать 68.05 Kb.