• Твою погибель, смерть детей
  • Напишут наши имена!
  • Увижу ль, о друзья, народ неугнетённый
  • Без робкой нежности и тайного волненья
  • И для него воскресли вновь
  • Где нивы светлые где тёмные леса

  • Скачать 116.97 Kb.


    Дата14.02.2019
    Размер116.97 Kb.
    ТипУрок

    Скачать 116.97 Kb.

    Урок № Художественный мир А. С. Пушкина. "В родстве со всем, что есть…" Б. Пастернак



    Урок № 7.

    Художественный мир А. С. Пушкина.

    родстве со всем, что есть…"

    Б. Пастернак.
    Количество лирических произведений Пушкина, включая и неоконченные, достигает 880. Из них при жизни Пушкина было напечатано 305. Количество это значительно увеличится, если мы примем во внимание многочисленные лирические вставки, включённые поэтом в его эпические и лиро-эпические произведе­ния (например, лирические отступления в романе «Евгений Онегин», «Песнь Мэри» в поэме «Пир во время чумы» и т. п.). Отличительная особенность лирики Пушкина — необычайное богатство содержания и формы.

    Мы находим у поэта и поли­тическую лирику, и пейзажную, и лирику интимных чувств и размышлений с такими мотивами, как любовь, дружба, грусть, одиночество, измена и т. п., и стихотворения о роли и назна­чении поэта, и пр.

    Поражает многообразие пушкинских жанров. У Пушкина есть оды, элегии, сонеты, стансы, послания, эпиграммы, сатиры, баллады, романсы, песни и т. д. В этот перечень не входят про­изведения, жанр которых не мог определить сам Пушкин.

    Жанр — понятие историческое, и всякий гений ломает сущест­вующие формы и создаёт свои собственные жанры.

    Если к этому добавить, что большинство стихотворений Пуш­кина отличается предельным совершенством формы, то станет понятным, каким бесценным вкладом в русскую литературу яви­лась его лирика.

    Самостоятельная работа.

    -В чем гениальность Пушкина?


    Лирика лицейского периода.

    От лицейского периода до нас дошло около 120 стихотворений Пушкина. В VIII главе «Евгения Онегина» поэт, характеризуя лицейский период своего творчества («В те дни, когда в садах Лицея ...»), указывает основные темы этого периода твор­чества: «пир младых затей», «детские веселья», «слава нашей старины» и «сердца трепетные сны». Это образное поэтическое определение даёт очень верное представление о содержании и токе лицейской лирики Пушкина. Юношеские увлечения, товарищеское веселье, неясные мечты — вот что характеризовало эту лирику.

    Особо нужно остановиться на стихотворении на тему о «сла­ве нашей старины». Это «Воспоминания в Царском Селе» (1814).

    Тема стихотворения подсказана была Пушкину событиями 1812 г. Юный поэт, находившийся в это время в лицее, непо­средственно прочувствовал и пережил угрозу наполеоновского нашествия: через Царское Село проходили русские войска («России двинулись сыны»), и лицеистов одно время даже го­товили к отъезду, так как Наполеон грозил наступлением на Петербург. К 1814 г., когда было написано стихотворение, Напо­леон уже был разбит. Pоссия по праву гордилась ролью побе­дительницы грозного врага и ликовала. Этот высокий подъём патриотического чувства окрашивает и «Воспоминания в Царском Селе».

    По форме своей — это ода, написанная в высоком держа-

    винском стиле. Это видно уже из самого начала оды:

    Навис покров угрюмой нощи

    На своде дремлющих небес ...



    Самостоятельная работа.

    Подготовьте выразительное чтение стихотворения на данную тему.


    Вольнолюбивая лирика Пушкина.

    Уже в лицее Пушкин создаёт своё первое вольнолюбивое стихотворение «К Лицинию» (1815. В этом стихотворении Пушкин под видом подражания древним римским авторам выступает про­тив русского самодержавия, против царя Александра и его спо­движника Аракчеева и прославляет свободу. Пушкин рисует древний Рим, «гордый край разврата, злодеяний», который «свободою возрос, а рабством погублен». В этом раннем стихо­творении гражданская тема выражена ещё в иносказательной форме.

    Более широкое и свободное развитие вольнолюбивых моти­вов в поэзии Пушкина относится к 1817—1819 гг. В это время одно за другим появляются гражданские стихотворения Пуш­кина: «Вольность» (1817), «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819) и др. В этих стихотворениях Пушкин поднимает свой гневный голос против самодержавия и крепостничества. В лирике его ясно звучат отголоски и мятежных идей будущих декабристов.

    Название оды «Вольность» Пушкин заимствовал у Ради­щева, который написал оду «Вольность» и включил её в «Путе­шествие из Петербурга в Москву».

    В своей оде молодой поэт воспел политическую свободу, би­чуя в то же время царскую тиранию:

    Хочу воспеть Свободу миру,

    На тронах поразить порок.

    По содержанию оду можно разделить на четыре части: в первой части автор обращается к «гордой певице Свободы» и просит вдохновить его на новую поэтическую тему. Пушкин хо­чет воспеть свободу потому, что в современной Европе и России видит лишь одно насилие:

    Увы! Куда ни брошу взор —

    Везде бичи, везде железы,

    Законов гибельный позор,

    Неволи немощные слезы.

    Во второй части автор размышляет о том, что для блага на­родов необходимо сочетание «мощных законов» с «вольностью

    святой»:


    Лишь там над царскою главой Народов не легло страданье, Где крепко с Вольностью святой Законов мощных сочетанье.

    В третьей части Пушкин подкрепляет историческими приме­рами мысль о том, что правители, которые не соблюдают зако­нов, обречены на гибель (казнь французского короля Людови­ка XVI, насильственная смерть Павла I).

    Особенно сильно выражена ненависть поэта к тирании в сле­дующих строках:

    Самовластительный злодей!

    Тебя, твой трон я ненавижу,

    Твою погибель, смерть детей


    С жестокой радостию вижу.

    В четвёртой части Пушкин обращается к царям с призывом склониться «под сень надёжную Закона».

    В оде «Вольность» выражен пафос поэта-гражданина, рево­люционное предостережение тиранам, призыв к восстанию.

    Дружба с Чаадаевым оставила глубокий след в жизни Пуш- кина. Свидетельством близости поэта к Чаадаеву является по­слание «К Чаадаеву». В конце этого стихотворения находим за­мечательные строки:

    Товарищ, верь: взойдёт она,

    Звезда пленительного счастья,

    Россия вспрянет ото сна,

    И на обломках самовластья


    Напишут наши имена!


    Молодой поэт верил, что в России самовластье не вечно, что оно падёт и начнётся новая, свободная жизнь.

    В стихотворении «Деревня», написанном во время пребывания в селе Михайловском, поэт яркими чертами рисовал страдания крепостных крестьян, выражая пламенную веру в освобождение русского народа от крепостного права.

    Это стихотворение распадается на две части. В первой части Пушкин выражает свои задушевные настроения, связанные с сельской природой и мирной обстановкой деревни. Во второй части Пушкин изображает страшную картину жизни крестьян в условиях крепостного права..

    Если в оде «Вольность» и в послании «К Чаадаеву» удар направлен против самодержавия, то в стихотворении «Деревня» он направлен против крепостного права. Пушкин всю жизнь не изменял программе, выраженной им в заключительных стихах «Деревни»:


    Увижу ль, о друзья, народ неугнетённый


    И рабство, падшее по манию царя,

    И над отечеством свободы просвещённой

    Взойдёт ли наконец прекрасная заря?

    В 1827 г. Пушкин обращается к ссыльным декабристам с посланием «В Сибирь». Послание было услышано декабристами. Они ответили ему словами А. И. Одоевского:

    Струн вещих пламенные звуки

    До слуха нашего дошли,

    К мечам рванулись наши руки —

    Но лишь оковы обрели.

    Послание «В Сибирь» было большой смелостью со стороны Пушкина, только что освобождённого из ссылки. Не меньшей смелостью были строки стихотворения «19 октября», напечатанного поэтом в 1827 г. и адресованного декабристам Пущину и Кюхельбекеру, томившимся в Сибири:

    Бог помочь вам, друзья мои,

    И в бурях, и в житейском горе.

    В краю чужом, в пустынном море

    И в мрачных пропастях земли!

    В стихотворении «Арион» ' (1827) ясно звучит мысль о вер­ности Пушкина своим прежним идеалам: «Я гимны прежние пою». В этом стихотворении Пушкин называет себя певцом, который пел гребцам-декабристам. «Кормщик» — это, по-видимому, Пестель, один из главарей движения декабристов.

    Свои взгляды на самодержавие Пушкин ещё раз выражает в стихотворении «Анчар» (1828). Анчар — дерево, выделяющее ядовитый сок, которым туземцы пользуются для отравления стрел. Пушкин аллегорически изображает самодержавие в виде ядовитого дерева, несущего гибель людям.

    Самостоятельная работа.

    Выполните анализ стихотворения "В Сибирь".


    Патриотические мотивы.

    Пушкин горячо любил свою родину. Он гордился мощью Рос­сии, её славным прошлым и героизмом русского народа. Уже в ранних стихах своих (например, в «Воспоминаниях в Царском Селе») поэт с пламенным чувством патриота воспевал победу русских в Отечественной войне 1812 г. и с любовью перечислял имена и заслуги русских полководцев как XVIII века, так и вре­мён Отечественной войны. Войну 1812 г. он рассматривал, как борьбу за освобождение родины, как крушение замыслов гор­дого завоевателя Наполеона.

    В начале 30-х годов XIX века некоторые европейские госу­дарства, воспользовавшись общественным возбуждением в Польше, начали проповедовать «крестовый поход» против Рос­сии. Во французском парламенте, например, открыто обсуждался вопрос о военном выступлении против России в защиту Польши. Против этого постороннего вмешательства в русские дела и вы­ступил Пушкин в стихотворении «Клеветникам России» (1831). Войну между Россией и Польшей поэт рассматривает как домаш­ний «спор славян между собою». Самостоятельность Польши казалась ему опасной с точки зрения общеславянских интересов и русской государственности. Той же точки зрения, нужно ска­зать, держались и многие декабристы. Всем «клеветникам Рос­сии» (так Пушкин называет тех, кто осмеливался считать Россию «больным колоссом», не способным справиться с вра­гами) поэт указывает, что они не понимают характера «семей­ной» вражды поляков и русских и что ими руководит чувства ненависти к могучей России.
    Тема любви и дружбы.

    Чувства любви и дружбы занимали большое место в душевной

    жизни Пушкина. Натура глубоко эмоциональная, впечатлительная, Пушкин обладал способностью пылко отдаваться порывам сердца. Этим объясняется и ряд его любовных увлечений, и чувство дружбы, которое он искренно переживал сам и возбуждал в своих друзьях.

    Тема любви проходит в поэзии Пушкина начиная с лицей­ских лет. Но в раннем периоде его творчества она носит ещё характер воспевания любви как чувства, украшающего жизнь, радостного, но мимолётного. Представление о любви в этом пе­риоде связано ещё у Пушкина с гирляндами цветов, пирушка­ми, звоном бокалов, Амуром и Вакхом (послание «К Батюш­кову», 1814).

    Иное отношение к любви мы видим в более зрелом периоде жизни и творчества поэта. Пушкин, художник по натуре, был поклонникам и всего прекрасного. Красота трогала, восхищала, захватывала его и вызывала чувство благоговейного прекло­нения.

    Могу ль на красоту взирать без умиленья,


    Без робкой нежности и тайного волненья? —


    писал он.

    Любовь для поэта — глубокое, сложное чувство, где пере­плетаются и восторг, и страдание. Она может играть просвет­ляющую роль («На холмах Грузии», 1829). Она охватывает душу незабываемо прекрасными воспоминаниями, полными и сердечного умиления, и печали («Для берегов отчизны даль­ней», 1830). Непревзойдённым образцом любовной лирики Пуш­кина является его послание «К А. П. Керн» (1825). Образ Керн, с которой он встречался в Михайловском, для него — неземное явление, «гений чистой красоты».

    И вот опять явилась ты.

    Как мимолётное виденье.

    Как гений чистой красоты.

    И сердце бьётся в упоенье,


    И для него воскресли вновь


    И божество, и вдохновенье.

    И жизнь, и слёзы, и любовь.

    Белинский правильно заметил: «Есть всегда что-то особенно 1 благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина».

    Дружбе поэт придавал огромное значение в жизни. Это стойкое, неизменное чувство, которое вливает бодрость в жиз­ненной борьбе, соединяет в тесном союзе на всю жизнь. Такому представлению о дружбе Пушкин был верен до смерти.

    Лучшим доказательством прочности дружеских симпатий по­эта служат его стихотворения, посвященные годовщинам «19 ок­тября» — дня основания лицея. Где бы ни находился поэт — в шуме столичной жизни или в ссылке, — как бы он ни чувство­вал себя, день лицейской годовщины неизменно вызывал в нём рой воспоминаний о товарищах и желание послать им привет. Особенно яркий памятник дружеского отношения Пушкина к товарищам-лицеистам — стихотворение «19 октября 1825 г.» Подлинным гимном во славу дружбы звучат строки этого сти­хотворения:

    Друзья мои, прекрасен наш союз!

    Он, как душа, неразделим и вечен —

    Неколебим, свободен и беспечен

    Срастался он под сенью дружных муз.

    Куда бы нас ни бросила судьбина

    И счастие куда б ни повело,

    Всё те же мы: нам целый мир чужбина,

    Отечество нам — Царское Село.

    Нам известны и особенно близкие друзья Пушкина: его «пер­вый друг, друг бесценный» И. И. Пущин, А. А. Дельвиг, П. Я. Ча­адаев, В. А. Жуковский и др. Дружба с ними запечатлена в многочисленных стихотворениях поэта. Таким же глубоким чув­ством привязанности платили Пушкину и его друзья. В Михай­ловском ссыльного поэта посетили Пущин и Дельвиг, хотя для мимолётного свиданья с ним требовалось проехать сотни вёрст на лошадях по просёлочным дорогам.



    Самостоятельная работа.

    Составьте тезисный план "Адресаты лирики Пушкина".



    Природа в лирике Пушкина.

    Русская природа нашла в лице Пушкина величайшего художника-реалиста. Глубоко русский человек, Пушкин сумел подметить в скромных родных пейзажах именно то, что составляет тайну их неизъяснимого очарования.

    Прекрасные образцы русского пейзажа мы находим как в отдельных стихотворениях Пушкина («Зимний вечер» — 1825, «Туча» — 1835, «Зимняя дорога» — 1826, «Шалость» — 1830, «Вновь я посетил» — 1835, и др.), так и в пейзажных вставках романа «Евгений Онегин» («Зима, крестьянин торжествуя», «Уж небо осенью дышало», «Гонимы вешними лучами» и др.). Для Пушкина не существовало «низкой природы». Вот картина деревенской природы, нарисованная в стихотворении «Шалость» («Румяный критик мой»):

    Смотри, какой здесь вид: избушек ряд убогой.

    За ними чернозём, равнины скат отлогой,

    Над ними серых туч густая полоса.


    Где нивы светлые? где тёмные леса?


    Где речка? На дворе у низкого забора

    Два бедных деревца стоят в отраду взора,

    Два только деревца ...

    Это осенний болдинский пейзаж. Что может быть правдивее этой картины неприкрашенного деревенского пейзажа средней полосы России?

    В стихотворении «Осень» (1833) Пушкин даёт следующее чудесное описание осенней поры:
    Унылая пора! очей очарованье!

    Приятна мне твоя прощальная краса —

    Люблю я пышное природы увяданье,

    В багрец и в золото одетые леса,

    В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

    И мглой волнистою покрыты небеса,

    И редкий солнца луч, и первые морозы.

    И отдалённые седой зимы угрозы.


    Поэт умеет найти поэтические черты в увядании осенней природы: желтеющая листва деревьев окрашивается у него в багрец и золото. Это не романтизация и не идеализация приро­ды — это любовное восприятие её человеком, который действи­тельно её любит и умеет подметить её поэтические черты. Неда­ром французский писатель Мериме отметил, что «поэзия рас­цветает у Пушкина из самой трезвой прозы».

    Любил Пушкин и русскую зиму. Зимний пейзаж в его стихотворениях блестит и искрится, как снег на солнце. Вот кар­тина зимы в стихотворении «Зимнее утро» (1829):


    Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.

    На мутном небе мгла носилась .. .

    А нынче ... погляди в окно:

    Под голубыми небесами

    Великолепными коврами,

    Блестя на солнце, снег лежит;

    Прозрачный лес один чернеет,

    И ель сквозь иней зеленеет,

    И речка подо льдом блестит.. .
    Любовь свою к осени и к «русскому холоду» поэт передаёт и своим любимым героям. Так, Татьяна Ларина тоже любит русскую зиму:

    Татьяна (русская душою,

    Сама не зная, почему)

    С её холодною красою

    Любила русскую зиму ...

    Реалистическое мастерство Пушкина нашло выражение в необыкновенном искусстве его подбирать наиболее типические детали для изображения пейзажа. По пути раскрытия пей­зажа, указанному Пушкиным, пошли и все другие великие русские писатели.



    Самостоятельная работа.

    Подготовьте выразительное чтение наизусть одного из стихотворений.


    Тема поэта и поэзии.

    Пушкин чрезвычайно высоко оценивал роль и характер деятельности поэта. Поэзия для него — искусство, высочайшее проявление творческого духа. Поэтому обязательным условием нормаль­ной творческой деятельности была для него свобода творчества, независимость личности поэта. Взгляды его на роль поэта и осо­бенности творческого процесса нашли своё выражение в целом ряде стихотворений: «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Чернь» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), «Памятник» (1836).



    В стихотворении «Поэт» Пушкин даёт характеристику твор­ческого акта поэта. В обычных условиях жизни поэт — это обыкновенный человек.

    Но лишь только его осенит вдохновенье («божественный гла­гол»), он начинает тосковать «в забавах мира», преображается и, полный внутреннего смятения, бежит от общества «на берега пустынных волн» и в «широкошумные дубравы», т. е. ищет уединения. Тогда он выше «толпы», — он избранник, который не будет клонить гордой головы ни перед кем.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Урок № Художественный мир А. С. Пушкина. "В родстве со всем, что есть…" Б. Пастернак

    Скачать 116.97 Kb.