Дата03.06.2018
Размер2.66 Mb.
ТипУрок

Урок №21 Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Битва на реке Калке 1223 г. «Пир на костях»




Технологическая карта урока

по истории Отечества.7 класс.

Тематический модуль 5.

Земли Руси в XIII-XIV вв. Борьба с завоевателями. Донецкий регион в XIII-XV вв. (7ч.)

Урок № 21 Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания.

Битва на реке Калке 1223 г. «Пир на костях».
Подготовила учитель истории и обществознания

МОУ «Школа № 86 города Донецка»

Соляниченко Г.Н.

Донецк -2016-2017 уч.г.

Технологическая карта урока

Тематический модуль 5. Земли Руси в XIII-XIV вв. Борьба с завоевателями.



Донецкий регион в XIII-XV вв.(7ч.)

Урок № 21 Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания.

Битва на реке Калке 1223 г. «Пир на костях».


Содержательная часть урока
Основные понятия и термины: стан, фураж, курултай, нашествие, тьма.
Основные даты : 31 мая 1223 г. – битва на реке Калке

монгольской орды с русскими князьями и

половцами, поражение русско- половецкого

войска


Тип урока комбинированный
Методы и формы обучения:

Методы: проблемное изложение, наглядный, словесный
Формы: коллективная , индивидуальная, фронтальная, работа в парах, игровая (ролевая игра, игра «исторический дождь»)
Приемы: работа с исторической картой, работа с историческим документом, работа с презентацией, работа с учебным фильмом

План урока (для учителя)

1. Чингисхан и объединение монгольских племён. Монгольские завоевания

2. Битва на Калке 1223 г. «Пир на костях»
Эпиграф к уроку: «Лучше сразиться с опасным неприятелем вне Отечества, нежели впустить его в свои границы» Н.М. Карамзин, «История государства Российского»


Образовательные ресурсы
Презентация по истории России "Первая встреча с монголами". Сайт Светочъ. Битва на Калке vagu-m-v.narod.ru/load/http_vagu...копия
Учебный фильм История Государства Российского. Серия 67. Битва на Калке. StarMedia https://www.youtube.com/watch?v=ZWlM923N5AU



Оборудование и материалы : тетради, историческая карта «Начало монгольских завоеваний и создание державы Чингизхана»,

Слайд - презентация, учебный фильм «Битва на Калке», учебник  «История родного края»(Часть первая).Учебное пособие для 6-9 классов/ Авторы: А.В.Колесник, В.А.Пирко, С.М.Нестерцова, Е.В.Щербинина.- Донецк:Издательство «Фирма «Кардинал»1998 г.,-с.73-74.

Планируемые образовательные результаты



Предметные

Метапредметные


Личностные

Научатся :

-применять и объяснять на примерах понятия и термины: стан, фураж,курултай, нашествие, тьма;

-называть даты основных событий;

- показывать на исторической карте территорию расселения и направления походов монголо-татар;

-описывать образ жизни, военную организацию монголо-татар;

- выявлять особенности и цели монгольского государства;

- уметь показывать на карте место сражения на Калке в 1223 г.(междуречье Калки и Кальчика с. Кременевка Володарского района);

-уметь объяснять схему сражения на Калке;

- излагать собственные суждения о причинах поражения русско-половецких войск в «Калкинском побоище».



Получат возможность научиться: формулировать собственную точку зрения, работать в парах; систематизировать и анализировать информацию из различных исторических источников; делать выводы; формулировать и выделять причины событий и их последствия.


 

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс деятельности.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместном сотрудничестве; задают вопросы, необходимые для организации совместной деятельности

Регулятивные: принимают и осуществляют учебную задачу, планируют свои действия, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, вносят необходимые коррективы ;выделяют то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Обучающиеся:

-дают оценку и выражают свое отношение к трагической и героической эпохе;

-объясняют поведение людей с точки зрения исторической обусловленности;

проявляют способность к самооценке ;

У обучающихся формируется чувство гордости и уважения к историческому прошлому своей Родины, воспитывается негативное отношение к войне.


Предметно-методологическое содержание урока




На уроке я

выполнил(а) / не выполнил(а) все задания

соблюдал(а) / не соблюдал(а) правила поведения



Материал урока мне был

понятен / не понятен

интересен / не интересен



Моя оценка себе

За работу на уроке:

5 баллов  -  полностью доволен своей работой

4  балла -  не совсем доволен своей работой, т.к. работал не в полную силу

3 балла – не совсем доволен, т.к. в моей работе было много недостатков

2 балла – не доволен совершенно

1 балла – не могу оценить свою работу



На что я должен (должна) обратить внимание, выполняя домашнее задание:




671 г.

создание хазарами процветающего государства Хазарского каганата.

965 г.

разрушение князем Святославом хазарского столицы Саркел и основание крепости Белая Вежа.

915 г.

первое появление печенегов на рубежах русских княжеств.

1036 г.

победа князя Ярослава Мудрого над печенегами под Киевом.

1060 г.


русское войско разбило торков







1054 г.


первое упоминание о половцах в русских летописях.

Середина XI- начало XIII в.-

борьба Руси с половцами


1103, 1109, 1111, 1116 гг.


походы князя Владимира Мономаха против половцев

12 мая 1185 г.

битва новгород-северского князя Игоря Святославича с половецким ханом Кончаком

1185 г.

создание поэмы «Слово о полку Игореве» неизвестным автором

Действия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный момент (2 мин.)

Дидактическая задача: подготовка класса к началу урока.

Организация урока

Эмоционально-психологическая подготовка обучающихся к усвоению материала. Приветствие, проверка присутствия на уроке и готовности к нему

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, психологически настраиваются на работу.


II. Актуализация опорных знаний (9 мин.)

Дидактическая задача этапа: проверка выполнения домашнего задания и уровня усвоения материала предыдущего урока, установление уровня подготовленности обучающихся к работе над новой темой.


Игра «Исторический дождь»


Фронтальный опрос


Работа с документом

(в парах)



Учитель раскладывает на 3-х первых партах вперемешку листики с написанными на них отдельно датами и событиями. Предлагает 3-м ученикам выложить листики в соответствии : дата-событие.

Проверяя выполненное задание, учитель ещё раз акцентирует внимание на хронологии основных событий предыдущего материала. (Материал для карточек в приложении)


Организует беседу на повторение

1.Чем отличался образ жизни донецких печенегов и торков от образа жизни половцев?

2.Что такое «каменная баба»? В каких музеях Донецкого края хранятся коллекции половецких скульптур?
3.На основании отрывка из Ипатьевской летописи восстановите маршрут бегства князя Игоря из половецкого плена?

(Текст летописи представлен на мультимедийном экране и в приложении)

Продолжает беседу:

-Назовите отрицательные черты феодальной раздробленности


Соревнуясь между собой, обучающиеся стараются как можно быстрее правильно разложить листики в правильном соответствии.
Фронтальная работа.

Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают,


Читают документ, определяют маршрут бегства князя Игоря из плена ,аргументируя фактическим материалом из текста(зачитывают выдержки из документа)
Определяют период феодальной раздробленности и называют отрицательные черты данного периода, наиболее важная из которых в изучении темы- (снижение обороноспособности страны)




III. Мотивация к изучению нового материала (6 мин.)

Дидактическая задача этапа: постановка цели и задачей урока, ознакомление с планом работы, постановка проблемного вопроса.


Работа над эпиграфом

Работа с исторической картой

Работа над проблемным вопросом.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней  потребности включения в учебную деятельность. Организует формулировку темы и постановку целей урока.



Эпиграф к уроку: «Лучше сразиться с опасным неприятелем вне Отечества, нежели впустить его в свои границы» Н.М. Карамзин, «История государства Российского»
Организует работу с картой «Начало монгольских завоеваний и создание державы Чингисхана» учебника по истории Отечества.

-Покажите на карте границы обитания половцев (Дешт-и-Кипчак).Какое место занимали в нём донецкие земли?


Организует учебный диалог по проблемному вопросу

-Что вы можете сказать о походах монгольских военачальников в начале XIII века?

-Можно ли назвать поход Джебе и Субедея в половецкие степи разведовательным перед нападением на Русь?

-Почему монгольские военначальники были уверены в успехе?

Сформулируйте тему и цель нашего урока?

 



Фронтальная работа.

Участвуют в диалоге, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать.


Работают с картами в учебнике по истории Отечества под ред А.В.Торкунова,ч.2,стр.8.

Обучающиеся показывают на карте Дешт-и-Кипчак и отвечают на поставленный учителем вопрос.
Участвуют в диалоге, высказывают свою точку зрения на проблемный вопрос.


IV. Изучение нового материала (18 мин.)

Дидактическая задача этапа: изучить новый материал.


  1. Чингизхан и объединение монгольских племён. Монгольские завоевания


2.Битва на Калке 1223 г.«Пир на костях»



Работа над понятиями

Просмотр слайдов презентации (1-11) Презентация по истории России "Первая встреча с монголами".

vagu-m-v.narod.ru/load/http_vagu...копия

Просмотр учебного фильма « История Государства Российского». Серия 67. Битва на Калке. StarMedia  
Ролевая игра

.


I. Чингисхан и объединение монгольских племён .Монгольские завоевания

Предлагает переписать новые понятия, представленные на мультимедийном экране, одновременно объясняя их значение: стан, фураж, нашествие, тьма, тумен, темник (Определение понятий находятся в дополнительном материале)

Формулирует проблемный вопрос, на который обучающиеся должны ответить в ходе просмотра слайд- презентации:

- Как вы считаете ,успешные завоевательные походы Чингисхана и его полководцев: закономерность или случайность?



II.Битва на Калке 1223 г.«Пир на костях»
Организуя просмотр учебного фильма «Битва на реке Калка», предлагает обучающимся   назвать причины поражения русских князей на р. Калке. В диалоге с обучающимися уточняются причины поражения.

Разьясняет суть ролевой игры,в которой каждый обучающийся почувствует себя в роли русского князя на военном совете.


-Представьте себе, что вы, узнав о трагедии на реке Калке, собрались на военном совете  и обсуждаете то, что случилось в половецких степях. Предположите , о каких уроках для Руси должна была пойти речь на совете.

( По ходу проверки выполнения  задания учитель делает записи на доске)

1) Следует соблюдать обычаи врага. Нельзя убивать послов- это гость , а гостю по восточным обычаям оказывают почести. За убийство посла на Востока жестоко мстят.

2) Следует изучать заранее тактику врага, чтобы не попасть в смертельную ловушку.

3)Нельзя действовать разрозненно , идя в бой с таким серьезным противником.

4) Следовало понять, что жестокий и страшный враг оказался на пороге дома. 5)Необходимо готовиться к встрече с ним, объединить силы, готовить общее военное руководство, прекратить междоусобицы и объединиться.

- Предположите : услышали ли князья друг друга? Правильно ли они поняли ,что произошло на Калке?

Обобщая ответы обучающихся, подводит итог диалогу : к сожалению, русские князья не сделали правильных выводов из трагедии на Калке. Монголы же приняли окончательное решение о  походе  на Русь в 1235 г. Батыю , внуку Чингисхана, предстояло выполнить волю своего деда, организовать поход на Русь.



Индивидуальная работа Запись в тетради кратких определений основных новых понятий по теме.

Коллективная работа Обучающиеся составляют простой план по ходу презентации. План должен содержать аргументы для ответа на проблемный вопрос. Каждый пункт плана

обговаривается по ходу перемещения слайдов (ученики высказывают свою точку зрения по желанию, однако, все обязаны записать план в тетради ).

В итоге работы несколько обучающихся отвечают на проблемный вопрос, дополняя один другого.

Индивидуальная работа.

Учащиеся рассуждают, высказывают собственное мнение.Записывают причины поражения русских князей на Калке в тетрадь.




Коллективная работа

Учащиеся рассуждают, высказывают собственное мнение, дополняют один другого.

Записывают в тетрадь дату битвы на Калке -31.05.1223 г.



V. Закрепление изученного нового материала (5 мин.)
Дидактическая задача этапа: проверить знания, умения и навыки обучающихся на основе нового материала, закрепить новый материал, подготовить обучающихся к выполнению домашнего задания


Тестирование «Продолжите предложение…»

Закрепление изученного материала проводит в форме тестов «Продолжите предложение...», совместно с учащимися обобщает результаты. За каждый правильный ответ -0,5 б. Курсивом выделен примерный ответ обучающихся

1.История монгольских завоеваний начинается… с 1206 года

2.На курултае великим ханом Монголии был провозглашен Темучин. Он взял себе имя… Чингисхан

3.Все монгольское войско делилось на… десятки, сотни, тысячи и десятки тысяч

4. Ордынское войско состояло из… легкой и тяжелой конниц.

5. В 1223 году в степях появилось 30-тысячное войско монголо-татар под командованием полководцев… Субедея и Джебе .


6. Половецкий хан Котян стал искать защиты у… своего зятя — галицкого князя Мстислава Мстиславовича Удалого.


7 Армия Субедея встретила русских и половцев… 31 мая 1223 года недалеко от реки Калки. Русско-половецкое войско …потерпело поражение.

8. Историки говорят о возможных местах битвы: Каменные могилы, Курган Могила-Северодвиновка, село Гранитное,село Кременевка Володарского района
9. Все захваченные воины были перебиты, а Мстислав и другие князья были подвергнуты… мучительной и позорной казни – их раздавили дощатым помостом, на котором пировали победители. Это был «Пир на костях»

10.Можно называть различные причины поражения русских: и трусливое бегство половцев в самом начале битвы, и несогласованность действий русских князей. Но главная причина заключается… в военном превосходстве монголо-татарского войска — и по численности, и по вооружению, и по организации.




Отвечают на вопросы, после чего осуществляют взаимопроверку, обменявшись тетрадями , по ответам, которые зачитывает учитель, предварительно выслушав ответ обучающихся.



VI. Подведение итогов (3 мин.)

Дидактическая задача этапа: подвести итоги урока, отвечают на проблемный вопрос, поощрить обучающихся


Выводы по теме

Ещё раз возвращаю вас к цели нашего урока. Выскажите своё мнение относительно того, достигнута ли цель урока.

Обобщение полученных на уроке сведений.



Насколько удачно был выбран эпиграф к уроку?



Отвечают, высказывают свое мнение по эпиграфу к уроку

Оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке.

Оценивают уровень своих достижений на уроке.


Оценивание знаний

Анализирует работу учащихся на уроке, оценивает.

Делают самооценку на уроке по памятке

VІІ. Домашнее задание (2 мин.)

Дидактическая задача этапа: провести инструктаж по выполнению домашнего задания, мотивировать обучающихся к выполнению домашнего задания.

Формулировка домашнего задания

Конкретизирует домашнее задание.

Учебное пособие для 6-9 классов/ Авторы: А.В.Колесник, В.А.Пирко, С.М.Нестерцова, Е.В.Щербинина.- Донецк: Издательство «Фирма «Кардинал»1998 г.,-с.73-74,читать;

-выучить понятия в словаре и основные даты по теме;

-подготовить дополнительный материал об одном из русских князей, принявших участие в битве на реке Калке (например ,Мстислав Удалой, Даниил Галицкий)







Записывают, уточняют не ясные моменты. Объём сообщения о личностях-1 стр. тетради.


Приложение

Лист самооценки

Фамилия имя______________________________________________ класс _____________



Дополнительный материал к уроку №21
Даты и события им соответствующие для учебной игры «Исторический дождь»

Словарь понятий и терминов:
1.Фураж-сухой корм для лошадей(овёс,сечка,сено)

2. Нашествие - вторжение неприятеля в страну, а также вообще насильственное вторжение.

3.Тьма- воинское подразделение у монголо-татар ,равное 10000 (тумен).Возглавлял его темник

4. Курултай- съезд монгольских князей

 

Работа над документом(Дополнительный материал по актуализации знаний)



Документ : Ипатьевская летопись «... В год 1185 ... В то же время Игорь Святославович, внук Олегов, поехав из Новгорода месяца апреля, в 23-й день, во вторник , взяв с собою бра­та своего Всеволода из Трубчевска и племянника Святослава Олеговича, из Рылъска и сына своего Владимира из Путивля, а у Ярослава выпросил в помощь себе Ольстина Олексича, Прохорова внука, с ковуями черниговскими. И так шли они медленно, собирая дружину свою. ... Игорь же Свято­славович в тот год был в плену в Половецкой земле ... Полов­цы, как бы стыдясь его воеводства, не делали ему ничего дур­ного, но приставили ему сторожей 15 из сынов своих, да еще 5 познатнее, так что всех было 20. И свободу ему давали: где хотел, там и ездил, и охотился с ястребом. А своих слуг с ним ездило 5 или 6 ... Но возвращались от Переяславля половцы ... Князь же Игорь ... стал тревожиться ... и искать случая к по­бегу. Нельзя было ему бежать ни днем, ни ночью, ибо сторожа стерегли его. И только время какое такое он нашел — на захо­де солнца. И послал Игорь к Лавру (половецкий помощник Иго­ря) конюшего своего сказать: «Приезжай на ту сторону Тора с конем в поводу» — он уговорился с Лавром бежать на Русь. В то же время половцы, напились кумыса. Было это вечером. Пришел конюший и поведал князю своему Игорю, что ждет его Лавр. В страхе и трепете встал и поклонился образу божиему и кресту честному... и, надев на себя крест и икону, поднял полы вежи и вылез наружу. Сторожа же его играли и веселилисъ, а князя считали спящим. Он же, дойдя до реки, перешел ее вброд и сел на коня. И так прошли они оба через половецкие вежи. Это избавление сотворил господь в пятницу, вечером. И шел князь пешком 11 дней до города Донца (древнерусский го­род в современной Харьковской области). И оттуда пошел в свой Новгород . И все обрадовались ему».

Дополнительный материал к вопросу 1

Приложение 1.

 «В нынешней Татарии китайской, на юг от Иркутской губернии, в степях, не известных ни грекам, ни римлянам, скитались  орды  монголов, единоплеменных с восточными турками. Сей народ дикий, рассеянный, питаясь ловлей зверей, скотоводством и грабежом, зависел от татар, господствовавших в северной части Китая. Но около половины XII века усилился и начался славиться победами».


Приложение 2.

« Монгольская армия хорошо обучена и организованна. У монголов лучшее в мире войско, в котором поддерживается жесткая дисциплина. Организация монгольского войска основана на десятичном принципе – 10.100,1000 и10000 т.д. Монгольское войско почти целиком состоит из конницы и преодолевает большие расстояния. Основное оружие – мощный лук и несколько колчанов со стрелами. Противник обстреливается на расстоянии. Монголы используют такие приемы: ложное бегство, окружение. Большое значение придают разведке. У Китая позаимствовали осадные орудия, с помощью которых могли захватывать крупные крепости».


Дополнительный материал к вопросу 2
Приложение3.

«1 (31  1223 г). Битва началась. Пылкий Даниил изумил врагов мужеством; вместе с Олегом Курским теснил густые толпы их и, копьём в грудь уязвлённый не думал о своей ране. Мстислав Немой, брат Ингвара Луцкого, спешил дать ему помощь и крепкого мышцею разил неприятелей. Но малодушные половцы не выдержали удара монголов: смешались, обратили тыл; в беспамятстве ужаса устремились на россиян, смяли ряды их и даже отдаленный стан, где два Мстислава, Киевский и Черниговский, ещё не успели изготовиться к битве, ибо Мстислав Полоцкий, желая один воспользоваться честию победы, не дал им никакой вести о сражении»

 

Дополнительный материал к вопросу 2
Приложение 4

В «Повести о битве на реке Калке» было написано, что киевский князь Мстислав, находившийся со своим отрядом в стороне от основного лагеря, видя ее зло, не движется с места. Это и определило и исход всего боя, а также его собственную судьбу. Огородившись тыном из кольев, отряды Мстислава приготовились к обороне. Но они смогли продержаться  всего три дня. Все захваченные воины были перебиты, а Мстислав и другие князья были подвергнуты мучительной и позорной казни – их раздавили дощатым помостом, на котором пировали победители. Заканчивается повесть словами о том, что татары преследовали русских до Днепра, что было убито шесть князей, а из воинов только десятый « приде каждо восвояси». Поражение на Калке вызвало всеобщее горе на Русской земле.






Дополнительный материал к вопросам 1-2
vagu-m-v.narod.ru/load/

Презентация по истории России "Первая встреча с монголами". Сайт Светочъ.

Первая встреча с монголо-татарской ордой Битва на Калке vagu-m-v.narod.ru/load/http_vagu...копия

Кто такие монголо-татары? (Слайд 1)
XIII век — время тяжелых испытаний для Русской земли. Немало бед принесли нашим предкам ссоры князей и битвы между ними, жестокие схватки с половцами и печенегами. Но как самое ужасное несчастье хранит до сих пор народная память нашествие монголо-татар. Наименование «татары» в историческом плане — собирательное. Это имя носили многие народы и племена, которые говорили на языках тюркской языковой группы. К тюркам относятся народы Турции, Азербайджана, Казахстана, Киргизстана, Татарстана, Якутии и многие другие. В «Сокровенном сказании», самом древнем историческом и литературном памятнике монголов, упоминается о древнем племени «тата» или «татань», которое жило в Центральной Азии. Оно было почти полностью уничтожено монголами. Возможно, от этого племени название «татары» в XIII веке перешло на различные разноязычные кочевые племена, устремившиеся из степей Средней Азии завоевывать весь свет. Это объединение кочевых племен разного происхождения в единую армию исторически получило название монголо-татарской орды.

Великий завоеватель Чингисхан (Слайд 2)
История монгольских завоеваний начинается с 1206 года, когда на курултае (съезде монгольских князей) великим ханом Монголии был провозглашен Темучин. Он взял себе имя Чингисхан, что значит «великий хан». Чингисхан считается одним из самых великих завоевателей в истории народов. Его имя ставят в один ряд с именами Александра Македонского, Тимура и Наполеона.

Источники наших знаний о монголо-татарах (Слайд 3)
О жизни Чингисхана и его соплеменников, об устройстве его государства и о порядках в его войске нам рассказывают многие письменные памятники XIII века: «Рассказы китайских писателей», «Сокровенное сказание монголов», «Сборник летописей» иранского ученого и государственного деятеля Рашид ад-Дина, «История монголов, именуемых татарами» итальянского путешественника Плано Карпини, посла и, скорее всего, разведчика папы римского, записи современника событий арабского историка Ибн ал-Асира.

Темучин (Слайд 4)
От китайских писателей мы знаем, что отец Темучина рано умер. Соплеменники изгнали мать Темучина с детьми из племени. Осиротевшая семья Темучина скиталась в лесах, питаясь кореньями, дичью и рыбой. Темучин рано начал выделяться среди соплеменников. Даже внешность его была необычной для монголов. Темучин был исполинского роста, с широким лбом, длинной бородой и светлыми глазами. Есть даже предположение, что он был родом из другого племени. Темучин был очень ловким охотником, смелым воином и талантливым военачальником. Превосходил он всех своих соплеменников и личной храбростью, и хитростью. Но особенно он отличался жестокостью. Когда часть его подданных начала против него бунт, Темучин приказал схватить всех непокорных и сварить их живыми в семидесяти котлах.

Закон Яса (Слайд 5)
Став великим ханом, Темучин-Чингисхан ввел для своего народа и своего войска очень жестокий закон. Он назывался законом Яса. Смертная казнь была главным средством наказания. Смертью карались не только убийства, кражи и грабежи, сокрытие беглого раба или превышение власти, но также такие поступки, преступность которых нам сейчас трудно понять. Человеку ломали спину или вырывали руками сердце (а именно такой вид казни применялся по закону Яса) за то, что он подавился пищей при хане или наступил на порог ханской юрты, или постирал одежду в реке. Наказания у монголов были страшные: своим — ломали спину или вырывали сердце; с пленников снимали скальпы, расчленяли людей по суставам, живьем сжигали в кострах. Писатели-современники оставили нам свидетельства и еще более страшных казней. Все эти установления и эти ужасные казни были введены Чингисханом, а совсем не обычаями монгольских и других близких им племен. Средневековые путешественники, посетившие Орду, отмечали гостеприимство, свободолюбие и взаимное уважение, царившие в семьях монголов, их дисциплинированность и обязательность.
Дисциплина и наказание в войске Чингисхана (Слайд 6)
Войско Чингисхана было очень дисциплинированным и послушным. Современники, видевшие татар, отмечали, что не было ни одного народа в мире, который бы так слушался своих начальников, как татары. Терпение воинов было безгранично, они без жалоб и возмущений переносили любые лишения: холод, жару, многодневный голод. Однако эта железная дисциплина поддерживалась жесточайшими наказаниями. Все войско делилось на десятки, сотни, тысячи и десятки тысяч. Начальники, командовавшие десятками тысяч, назывались темниками, а их войско — теменом, по-русски — тьмою. Все военачальники, не исключая самых высших, подвергались за ослушание жестоким наказаниям. Согласно летописи Рашида ад-Дина, во время позднейших междоусобиц сотни военачальников были умерщвлены «вбиванием в рот камней». Если же из десятка хотя бы один воин бежал или попадал в плен, жестоко умерщвляли всю десятку, если бежала десятка — казнили сотню. Если в тысяче побежит сотня и откроет брешь врагу, казнили всю тысячу.

Вооружение монголо-татар (Слайд 7)
Вооружены монголо-татары были луками, стрелами, секирами, копьями с крючьями для стаскивания противника с седел, кривыми саблями. У них были и осадные орудия: тараны для разбивания стен — пороки, подвижные башни или гуляй-города, в которых находились воины; различные метательные орудия-камнеметы и громадные луки-самострелы, лестницы для влезания на стены и другие приспособления для взятия городов-крепостей. При необходимости монголо-татары могли заготовить несколько тысяч таких приспособлений и орудий. Монголо-татары умели также производить наводнения, отводить воду и устраивать большие подкопы под землей. Они умели изготавливать «греческий огонь» — особые горшки с горючей смесью, которые закидывались в крепости, чтобы вызвать пожар. Плано Карпини приводит такую жуткую подробность: «Татары обычно берут жир людей, которых убивают, и выливают в растопленном виде на дома, и всюду, где огонь попадает на этот жир, он горит, так сказать, неугасимо».

Боевая тактика монголо-татар (Слайд 8)
При взятии городов-крепостей монголо-татары были весьма искусны, но битву предпочитали вести на открытых пространствах. Ордынское войско состояло из легкой и тяжелой конниц. Легкая предназначалась для разведки и преследования неприятеля, а тяжелая — для нанесения решительных ударов. Бой монголо-татары начинали сильной и меткой стрельбой из лука, а в передних линиях ставили пленных. Если монголо-татары встречали сильный отпор, то притворно отступали, заманивая неприятеля, а потом окружали его и наносили сокрушительный удар. Военачальники монголов не ввязывались в битву. Они обычно с высокого места наблюдали за боем и управляли войсками с помощью гонцов и звуковых сигналов.

Отношение к пленным (Слайд 9)
Завладев городом приступом, лестью или предательством кого-либо из осажденных, монголо-татары отбирали себе сильных и умелых мужчин в рабы, а остальных жителей истребляли — всех до единого, не обращая внимания на возраст и пол. «Счастливее всех тот, — любил говорить Чингисхан, — кто гонит разбитых им неприятелей, грабит их добро, любуется слезами их близких и целует их жен и дочерей».
Победы Чингисхана (Слайд 10)
Чингисхан со своим войском одерживал одну блестящую победу за другой. В короткий срок был побежден огромный Китай и сожжен главный город государства — Пекин. За три года, с 1219 по 1221, подверглась губительному опустошению могущественная и цветущая держава Хорезм в Средней Азии, а затем были захвачены земли афганцев, персов, азербайджанцев, грузин и армян. В 1223 году 30-тысячное войско монголо-татар под командованием полководцев Субедея и Джебе появилось в степях.

Сопротивление кавказского племени аланов (Слайд 11)
Сначала монголо-татары встретили сильное сопротивление от воинственного племени аланов, или яссов, — предков нынешних осетин. Рядом с аланами встали воины других северокавказских народов и многочисленное половецкое войско во главе с ханом Котяном. Но затем Субедей и Джебе отправили к половцам послов и предложили заключить мир и союз против аланов, говоря: «Мы с вами един народ». Монголы пообещали половцам «много добра». Коварный замысел удался. Половцы бросили аланов и рассыпались по своим становищам, орда же прошлась с огнем и мечом по Северному Кавказу, а потом повернула на половцев. Половецкий хан Котян стал искать защиты у своего зятя — галицкого князя Мстислава Мстиславовича Удалого. «И принес дары многие, кони, верблюды, и буйволы, и рабыни, и, одаривши всех, кланялся: «Сегодня нашу землю отняли, а завтра вашу возьмут, помогите нам».

Четыре Мстислава и Даниил(Слайд 12)
Русские князья, посоветовавшись, решили помочь половцам. Поход русских князей был грандиозным! Со времен Владимира Мономаха не видала Русь такого войска. В «Повести о битве на реке Калке» — главном источнике, из которого мы узнаем об этой битве и о ее участниках, — перечисляются имена князей. В этой битве участвовали четыре князя Мстислава: Мстислав Мстиславович Удалой — князь Галицкий, Мстислав Черниговский, Мстислав Киевский, Мстислав по прозвищу Немой и один из храбрейших князей своего времени Даниил Галицкий — зять Мстислава Удалого, а также многие другие известные князья и богатыри.

Первая схватка(Слайд 13)
Первая схватка с монголо-татарами была успешной для русских. Русские разгромили передовой отряд монголо-татар, захватили татарские стада и даже взяли в плен одного из воевод, а, следуя закону Яса, за пленного воеводу могли умертвить целую тысячу. Воодушевившись победой, русские преследовали монголо-татар восемь дней. Монголы притворно изображали бегущих и заманивали русских к тому месту, где их ждали главные силы монголов — на реку Калку.

Битва на реке Калке(Слайд 14)
Армия Субедея, хорошо отдохнув за восемь дней, встретила русских и половцев 31 мая 1223 года недалеко от реки Калки. Для русских дружин и половцев исход этой битвы оказался трагичным. Русское войско было полностью разбито, а 6 князей и 70 славных богатырей были убиты. Лишь десятая часть спаслась бегством вместе с князьями Мстиславом Удалым и Даниилом Галицким. Страшная участь постигла князя Мстислава Киевского и его соратников. В ознаменование победы хан Субедей устроил «пир на костях». «А князей издавивши, подложивши их под доски, и сами наверху сели обедать; и так умерли князья...», — так описывает «Повесть о битве на реке Калке» страшный исход первого столкновения русских с монголо-татарским войском.
Причины поражения русских на Калке(Слайд 15)
Можно называть различные причины поражения русских: и трусливое бегство половцев в самом начале битвы, и несогласованность действий русских князей. Но главная причина заключается в военном превосходстве монголо-татарского войска — и по численности, и по вооружению, и по организации. Разбив русские войска на Калке, монголо-татары попали в засаду в Волжской Булгарии и, понеся огромные потери, ушли в свои далекие степи. Может быть, это поражение монголо-татар смягчило ужас русских и усыпило их бдительность. Русь не очень обеспокоилась страшным разгромом на Калке и продолжала жить своей обычной жизнью. А мирной жизни оставалось только 14 лет.

 







Дополнительный материал к вопросу № 2

Битва на Калке: причины, карта битвы и последствия

http://istoriarusi.ru/udel/bitva-na-kalke.html

Битва на Калке произошла 31 мая 1223 года и длилась 3 дня. Место битвы – река Калка (территория современной Донецкой области). В этом сражении впервые сошлись друг против друга войска русских князей и монголы. Результатом битвы стала безоговорочная победа монголов, которые убили множество князей. В данном материале мы собрали детальные сведения о сражении, которое имело огромное значение для Руси.



Причины и предпосылки сражения

В 1221 году монголы начали свой восточный поход, главной задачей которого стало покорение половцев. Этот поход возглавили лучшие полководцы Чингисхана – Субедей и Джебе, а длился он 2 года и вынудил большую часть войска половецкого ханства бежать к границам Руси и обратиться к русским князьям с призывом о помощи. «Сегодня они покорят нас, а завтра и Вы станете их рабами» - с таким призывом хан Котян Сутоевич обратился к Мстиславу Удалому.

Русские князья держали совет в Киеве, решая, что делать в этой ситуации. Решение было принято, скорее, компромиссное, чем необходимое. Было решено дать бой монголом, при этом причины битвы были следующими:


  • Русичи опасались, что половцы сдадутся монголам без боя, перейдут на их сторону и объединенным войском войдут на Русь.

  • Большая часть князей понимала, что война с  армией Чингисхана – вопрос времени, поэтому выгоднее разбить его лучших полководцев на чужой территории.

  • Половцы, перед лицом огромной опасности, буквально засыпали князей богатыми дарами, часть ханов даже приняла христианство. Фактически участие русской дружины в походе было куплено.

После объединения армий, для переговоров прибыли монголы, которые обратились к русским князьям: «До нас дошли слухи, что Вы хотите идти войной на нас. Но мы этой войны не хотим. Единственно, чего хотим, наказать половцев, вечных рабов своих. Слышали, что и Вам они много зла сделали. Заключим же мир, а холопов своих мы накажем сами». Но переговоров не последовало, послы были убиты! Это событие сегодня трактуется следующим образом:

  • Князья понимали, что  послы хотят разбить союз, чтобы уничтожить потом каждого поодиночке.

  • Был совершен страшный дипломатический промах. Убийство послов вызвало ответную реакцию монголов и последующие зверства, случившиеся на Калке, недальновидные правители сами спровоцировали.

Участники битвы и их численность

Противоречивость сражения на реке Калке заключается в том, что достоверных сведений о том, какова была численность войск с той и другой стороны – нет. Достаточно сказать, что в трудах историков русское войско оценивается от 40 до 100 тысяч человек. С монголами ситуация похожая, хотя разброс в цифрах значительно меньше – 20-30 тысяч воинов.



Важно отметить, что период раздробленности на Руси привел к тому, что каждый князь старался преследовать исключительно свои интересы, даже в самые трудные времена. Поэтому, даже после того, как киевский съезд решил, что нужно принять бой с монголами, только 4 княжества отправили в бой свои дружины:



  • Киевское княжество.

  • Смоленское княжество.

  • Галицко-Волынское княжество.

  • Черниговское княжество.

Даже в таких условиях у объединенного русско-половецкого войска было ощутимое численное преимущество. Как минимум 30 тысяч русских войск, 20 тысяч половцев и против этой армии монголы выставили 30 тысяч человек во главе с лучшим полководцем Субедеем.

Определить точное количество войск с той и другой стороны сегодня невозможно. К такому мнению приходят историки. Причин несколько, но главная – противоречие в летописях. Например, тверская летопись говорит, что только от Киева погибло в битве 30 тысяч человек. Хотя на самом деле, во всем княжестве едва можно было набрать такое количество мужчин. Единственное, что можно сказать точно – объединенное войско состояло в своей массе из пехоты. Ведь известно, что к месту битвы двигались на ладьях. Конницу же так никогда не транспортировали.



Ход битвы на реке Калке

Калка – небольшая река, которая впадает в Азовское море. Эта ничем не примечательное место приняло одно из грандиозных сражений своей эпохи. Монгольское войско стояло с правого берега реки, русское – с левого. Первым пересек реку один из лучших полководцев объединенного войска – Мстислав Удалой. Он лично решил осмотреть местность и положение противника. После чего отдал приказ остальным войскам форсировать реку и готовиться к битве.

Карта битвы на Калке

Сражение на Калке началось ранним утром 31 мая 1223 года. Начало битвы не предвещало ничего плохого. Русско-половецкое войско теснило противника, монголы отступали с боями. Однако, в конечном итоге все решили разобщенные действия. Монголы ввели в бой резервы, в результате чего завладели полным преимуществом. Изначально крупного успеха и прорыва обороны,  достигло правое крыло конницы Субедея. Монголы разрезали армию противника на 2 части и обратили в бегство левое крыло русского войска, которым командовали Мстислав Удалой и Даниил Романович.

После этого началась осада оставшихся сил русских на Калке (половцы бежали еще в самом начале битвы). Осада длилась 3 дня. Монголы предпринимали один штурм за другим, но безрезультатно. Тогда они обратились к князьям с требованием сложить оружие, за что гарантировали им безопасный отход с поля битвы. Русичи согласились – монголы своего слова не сдержали и убили всех, кто сдался в плен. С одной стороны это была месть за убийство послов, с другой стороны – реакция на сдачу в плен. Ведь у монголов считает позорным пленение, лучше умереть в бою.

Битва на Калке достаточно подробно описана в летописях, где можно проследить ход событий:



  • Новгородская летопись. Указывает на то, что главная неудача в битве кроется в половцах, которые бежали, внеся сумятицу и панику. Именно бегство половцев отмечается, как ключевой фактор поражения.

  • Ипатьевская летопись.  Описывает в основном начало битвы, подчеркивая, что русские очень сильно теснили врага. Последующие события (бегство и массовую гибель русского войска) по данной летописи обусловлены введением монголами в бой резервов, которые и перевернули ход сражения.

  • Суздальская летопись. Дает более детальные причины поражения, которые связаны с тем, что было описано выше. Однако, в этом историческом документе указывается, что половцы бежали с боля битвы, поскольку монголы ввели резервы, чем испугали врага и получили перевес.

Дальнейшие события, после поражения, отечественные историки комментировать не любят. Однако, факт остается фактом – монголы сохранили жизнь всем русским князьям, военачальникам и полководцам (убили после сдачи в плен только рядовых воинов). Но это не было великодушием, план был очень жесток…

Субедей приказал построить шатер, чтобы его армия могла славно отпраздновать победу. Шатер этот приказали строить на … русских князьях и полководцах. Пол в шатре был устелен на телах еще живых русских князей, а сверху пили и веселились монголы. Это была страшная смерть для всех, кто сдался в плен.



Истерическое значение сражения

Значение битвы на Калке является неоднозначным. Главное, о чем можно говорить – впервые русские войны увидели страшную мощь армии Чингисхана. Однако, поражение не привело ни к каким кардинальным действиям. Как и говорилось, монголы не искали войны с Русью, они еще к этой войне не были готовы. Поэтому, одержав победу, Субедей и Джебе совершили еще один поход в Волжскую Булгарию, после чего отправились домой.



Несмотря на отсутствие территориальных потерь со стороны Руси последствия для страны были весьма плачевные. Мало того, что русская армия ввязалась в битву, которая ей не была нужна, защищая половцев, так еще и потери оказались просто кошмарными. 9/10 русского войска было убито. Никогда еще таких значимых поражений не было. Более того, в битве (и после нее во время пира монголов) погибло множество князей:



  • Киевский князь Мстислав Старый

  • Черниговский князь Мстислав Святославич

  • Александр Глебович из Дубровицы

  • Изяслав Ингваревич из Дорогобужа

  • Святослав Ярославич из Яновиц

  • Андрей Иванович из Турова (зять киевского князя)

Такими были для Руси последствия сражения на реке Калке. Однако, чтобы окончательно закрять данную тему, необходимо рассмотреть один очень важный и очень спорный вопрос, который поднимают историки.

В какой местности произошла битва на Калке?

Казалось бы, ответ на этот вопрос очевиден. Само название битвы указывает на место сражения. Но не все так очевидно, тем более, что точное место (не просто название Реки, а конкретное место, где на этой реке была битва) не установлено. Историки говорят о трех возможных местах битвы:



  • Каменные могилы.

  • Курган Могила-Северодвиновка.

  • Село Гранитное.

Для понимания того, что происходило на самом деле, где произошла битва, и как она происходила, рассмотрим некоторые интересные высказывания историков.

Отмечается, что упоминание о данной битве есть в 22 летописях. Во всех из них название реки употребляется во множественном числе (на Калках). Историки давно обратили внимание на этот факт, который заставляет думать, что сражение проходило не на одной реке, а не нескольких более мелких, и расположенных близко друг к другу.

Софийская летопись указывает, что у Калки произошло небольшое сражение между передовым отрядом русского воска и небольшой группой монголов. После победы русские отправились дальше к новой Калке, где 31 мая случился бой.

Данные мнения историков мы привели для полного понимания картины событий. Объяснений множеству Калок может быть дано огромное количество, но это уже тема для отдельного материала.

 






Повесть о битве на реке Калке

http://bibliotekar.ru/rus/28.htm

 

 

     В лето 6731 (1223 год от Рождества Христова - прим.пер.) по грехам нашим пришли народы незнаемые при Мстиславе князе Романовиче в десятое лето княжения его в Киеве. Пришла неслыханная рать, безбожные моавитяне, называемые татары, их же никто ясно не знает, кто они и откуда пришли, и каков язык их, и какого племени они, и что за вера их. И зовут их татары. А иные говорят — таурмены, а другие — печенеги. Некоторые говорят, что это те народы, о которых Мефодий, епископ Патарский, свидетельствует, что они вышли из пустыни Етриевской, находящейся между востоком и севером. Ибо так говорит Мефодий: к скончанию времен явятся те, кого загнал Гедеон, и пленят всю землю от востока до Ефрата и от Тигра до Понтийского моря, кроме Эфиопии. Бог же один знает их. Но мы здесь вписали о них, памяти ради о русских князьях и бедах, которые были им от них.



 

      Мы слышали, что многие страны попленили татары: ясов, обезов, касогов; и половцев безбожных избили множество.

 

      А Котян, князь половецкий, с иными князьями и с остатком половцев прибежали к тому месту, что называется вал половецкий, а другие половцы многие убежали в Русскую землю. Этот Котян был тесть Мстиславу Мстиславичу Галицкому. И пришёл он с князьями половецкими в Галич с поклоном к князю Мстиславу, к зятю, и ко всем князьям русским. И дары принёс многие — коней, и верблюдов, и буйволов, и невольниц; и одарил князей русских и сказал так: «Нашу землю татары отняли сегодня, а вашу завтра возьмут. Приходите, обороните нас. Если не поможете нам, то мы нынче иссечены будем, а вы завтра». И просил Котян зятя своего о помощи. Мстислав же начал просить князей русских, братьев своих, говоря: «Если мы, братья, не поможем половцам, то они предадутся татарам, и тогда у них будет ещё больше силы». И долго думали князья и сотворили совет в городе в Киеве такой: «Лучше нам встретить их на чужой земле, нежели на своей».



 

      И начали князья собирать воинов каждый в своей волости. Тогда был Мстислав в Киеве, а Мстислав Козельский в Чернигове, а Мстислав Торопецкий в Галиче. То были старшие князья в Русской земле. Князья же великого Юрия Суздальского не было на совете том. А вот младшие князья: князь Даниил Романович, князь Михаил Всеволодович, князь Всеволод Мстиславич Киевский и многие другие князья.

 

      И, собрав всю землю Русскую против татар, пошли на них. И пришли к реке Днепру на Заруб к острову Варяжскому. Увидели татары, что идут князья русские против них, и прислали послов к князьям русским: «Слышали мы, что идёте вы против нас, послушав половцев. Но мы вашей земли не занимали, ни городов ваших, ни сёл, на вас не приходили, но пришли, посланные богом, на холопов своих и на конюхов, на поганых половцев. Возьмите с нами мир, а с нами войны нет. Если бегут к вам половцы, то вы бейте их и добро их берите себе. Слышали мы, что и вам они много зла сотворили. Потому мы их и бьём отсюда».



 

      Князья же русские того не послушали и послов татарских перебили, а сами пошли против татар. Не доходя до Олешья, стали они на Днепре. И прислали татары вторых послов со словами: «Если вы послушали половцев, послов наших перебили и идёте против нас, то идите. Пусть рассудит нас бог, а мы вас не трогаем».

 

      Русские князья отпустили послов татарских. И пришла к Олешью вся земля половецкая и все их князья, а из Галича другой Мстислав со всею силою, и Владимир Рюрикович с черниговцами, и все князья русские собрались там.



 

      Тогда же князь Мстислав Галичский перешёл Днепр вброд с 1000 человек, ударил на сторожей татарских и победил их, а остаток их побежал, и не было им помощи.

 

      Услышав это, князья русские пошли все за Днепр на множестве ладей — галичане и волынцы, каждые со своими князьями, куряне и трубчане и путивличи со своими. И стали у Днепра возле Хортицы на броде. И пришла весть в станы русские, что пришли татары осматривать русские ладьи. Услышав это, Даниил Романович и бывшие с ним сели на коня, и другие многие князья погнались увидеть рать татарскую. Был с ними и Юрий Домамерич, воевода.



 

      Юрий сказал, что татары хорошие стрелки, другие же молвили, что они простые люди, хуже половцев. Юрий же Домамерич сказал: «Ратники они хорошие». Мстислав и другой Мстислав сказали: «Нечего нам здесь стоять. Пойдём на них».

 

      И перешли все люди и князья все реку Днепр, и пошли на конях в поле половецкое, и встретили татар. Полки русские и стрелки победили их и гнали их далеко в поле, рубя их, и взяли скот их и стада их так, что всем воинам хватило. И оттуда шли 8 дней до реки Калки и там встретили сторожей татарских.



 

      Русский князь Мстислав Мстиславич поавелел Даниилу перейти реку Каоку с полками и другим полкам с ним. А сам после них перешёл и зашёл за реку Калку. И послал в сторожу Яруна с половецкими полками, а сам поспешно поехал за ним. Увидел он полки татарские и, приехав, велел скорее вооружаться. А князь Мстислав Киевский и другой Мстислав сидели в стане и ничего не знали. Мстислав же Мстиславич не сказал им из-за зависти, ибо была между ними вражда великая.

 

      Даниил же выехал вперёд и врезался в полки татарские. Был он ранен в грудь. Но из-за молодости и храбрости не чувствовал раны в теле своём. Было ему 17 лет, и был он силён. Татары бежали, а Даниил избивал их со своим полком. И Олег Курский крепко бился. Тогда выступили Ярун и другие полки половецкие, желая биться. Но вскоре побежали половцы перед татарами и вовремя бегства потоптали станы князей русских, а князья не успели ополчиться против них. И пришли в смятение все полки русские. И была сеча лютая и злая из-за наших грехов.



 

      Даниил же увидел, что предстоит более жестокий бой с татарами, и обратил коня своего вспять и бежал от устремления противников. И захотел воды испить и тут почувствовал рану на теле своём. Во время брани он не заметил её из-за силы мужества своего и юного возраста своего, ибо был он дерзок и храбр. От головы до ног его не было в нём порока.

 

      И были побеждены все князья русские, как никогда не бывало от начала Русской земли.



 

      Сам же великий князь Мстислав Киевский, видя это зло, не двинулся с места. Стал он на горе над рекою Калкою. Было тут место каменистое. И здесь он устроил город из кольев. И бился с татарами из города 3 дня.

 

      А другие татары погнались за русскими князьями и били их до Днепра. А у города остались два воеводы Чегирхан и Тешухан на князя Мстислава и на зятя его Андрея и Александра Дубравского — было там два князя со Мстиславом. Были тут с ним и бродники старые, и воевода их Плоскиня. Эти окаянные целовали крест князю Мстиславу и двум другим князьям, что не убьют их и не отпустят за выкуп. И солгали окаянные, предали их, связали и отдали татарам. Татары взяли город и людей посекли, а князей задавили: положили их под доски, а сами на доски сели обедать. И так окончили князья жизнь свою.



 

      А из других князей, бегущих к Днепру, 6 было убито, а из простых воинов только десятый дошел. И Александр Попович тут был убит, а с ним 70 храбров.

 

      И тогда же князь Мстислав Мстиславич Галицкий прибежал к Днепру и велел ладьи сжечь, а другие рассечь и оттолкнуть от берега, боясь по себе погони татар. А сам едва убежал в Галич. А молодые князья прибежали с малым числом людей. А князь Владимир Рюрикович прибежал в Киев и сел на столе.



 

      Это зло сотворилось от татар месяца июня в 16 день, в лето 1223.

 

      Дошли татары до Новгорода Святопольческого. Люди, не знавшие коварства татар, выходили им навстречу с крестами. Они же убивали всех..



 

      Бог, ожидая покаяния христиан, обратил татар вспять на землю Таногтскую и иные страны. Тогда же и Чингисхан их убит был. Это за грехи наши бог вложил недоумение в нас, и погибло без числа много людей. И был вопль, и воздыхание, и печаль по всем городам и по волостям. Об этих же злых татарах не знаем, откуда они пришли на нас и куда опять делись, только бог весть.

 

 

 









Рекомендуем почитать

1. Голубовский П.В. Печенеги, торки и половцы. Русь и Степь до нашествия татар. – Москва: Издательство «Вече», 2011. – 339 с.



2. Костыря И.С.Думы о Донбассе: В двух частях. – Донецк. :ЧП «ЦСО», 2007. – 480 с.

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Урок №21 Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Битва на реке Калке 1223 г. «Пир на костях»