• Цель урока
  • Проверка домашнего задания.
  • Композиция описания I часть – Общая характеристика предмета описания или впечатления от него. II часть – Признаки предмета описания.
  • III часть – Общая оценка предмета описания. Примечание. III часть в некоторых описаниях может отсутствовать. 82.
  • Олицетворение 88.
  • Итог урока. Выводы
  • Окончание урока. Домашнее задание.

  • Скачать 386.82 Kb.


    Дата14.01.2018
    Размер386.82 Kb.
    ТипУрок

    Скачать 386.82 Kb.

    Урок №9. Описание природы. Зима



    Урок 9. Описание природы. Зима
    Предмет: «Русская речь».

    Класс: шестой.

    Раздел: «Типы речи. Описание».

    Урок №9. Описание природы. Зима.

    Дата: «____» ____________ 20 ___ г.

    Учитель: Хаматгалеев Э. Р.


    Цель урока – познакомится с композицией описания природы.
    Ход урока


    1. Организационный момент.




      1. Приветствие.

      2. Проверка списочного состава учащихся.

      3. Сообщение темы и цели урока.




    1. Повторение изученного.




    1. Что такое киносценарий?

    2. Что является главным в киносценарии?

    3. Какие обязательные составные части включает в себя киносценарий?

    4. Какие ещё составные части включает в себя киносценарий?




    1. Проверка домашнего задания.


    Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).


    1. Изучение нового материала.


    Описание – это тип речи. Основа описания – перечень таких признаков предмета или явления, которые воспринимаются одновременно.
    79. Подготовьте выразительное чтение стихотворения (см. памятку 1, с. 139).
    Всё в тающей дымке –

    Холмы, перелески…

    Здесь краски не ярки

    И звуки не резки.

    Здесь медленны реки,

    Туманны озёра,

    И всё ускользает

    От беглого взора.

    Здесь мало увидеть,

    Здесь нужно всмотреться,

    Чтоб ясной любовью

    Наполнилось сердце.

    Здесь мало услышать,

    Здесь вслушаться нужно,

    Чтоб в душу созвучья

    Нахлынули дружно.

    Чтоб вдруг отразили

    Бездонные воды

    Всю прелесть застенчивой

    Русской природы.


    (Н. Рыленков)
    * Какие качества, по вашему мнению, нужно воспитывать в себе, чтобы по-настоящему чувствовать красоту родной природы? Почему?
    80. Прочитайте высказывание. Сформулируйте к нему вопрос и ответьте на него.
    Я уверен, что для полного овладения русским языком <…> нужно <…> общение с пажитями1 и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головкой из-под куста лещины2.
    (К. Паустовский)
    81. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы: в чём проявляется закон воздействия писательского слова на читателя? Что необходимо для того, чтобы научиться описывать природу?

    Ответ на второй вопрос запишите.


    …Существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя.

    Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.

    Но если писатель хорошо видит то, о чём пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать. (К. Паустовский)

    Рассмотрите схему (композицию) описания. Она относится ко всем описаниям (природы, внешности, костюма и т. д.).


    Композиция описания
    I часть – Общая характеристика предмета описания или впечатления от него.

    II часть – Признаки предмета описания.

    III часть – Общая оценка предмета описания.
    Примечание. III часть в некоторых описаниях может отсутствовать.
    82. Прочитайте отрывок из повести А. Н. Толстого «Детство Никиты». Как в нём раскрывается мысль, выраженная в первом предложении?
    День был мягкий и мглистый. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем розовые деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны тем же тёплым светом.
    83. I. Почитайте описания. Выберите из них одно такое, которое вам хотелось бы проиллюстрировать.
    ПЕРВЫЙ МОРОЗ
    Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лёг первый мороз. Всё было седое, но лужи не замерзали. Когда явилось солнце и разогрело, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из тёмного леса ветки елей, что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли. Особенно хороша была сверкающая сверху донизу королева-сосна. Молодой собакой прыгала в груди моей радость.
    (М. Пришвин)
    ЗИМНЕЕ УТРО
    Утро белое, пушистое и радостно светлеет. На заре в далёком высоком здании окна горят, и не можешь сказать: от зари этот свет или свой, домашний остался забытый.
    (М. Пришвин)

    РУБИНОВЫЙ ГЛАЗ


    Морозная тишина. Вечереет. Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам лес собирает к ночи свои думы. Через тьму кустов глядит солнце рубиновым глазом, через кусты этот красный глаз не больше человеческого.
    (М. Пришвин)


    1. Найдите метафоры, сравнения, эпитеты, которые помогают вам ярче представить картины, нарисованные в первом и во втором текстах.

    2. Найдите синонимы в третьем тексте. Для чего они использованы в описании?

    II. Прочитайте описание, определите его тему; озаглавьте текст.


    На крутых берегах реки Чагры намело за эти дни большие пушистые сугробы. В иных местах они свешивались мысами над речкой. Только стань на такой мыс – и он ухнет, сядет, и гора снега покатится вниз в облаке снежной пыли.
    (А. Н. Толстой)
    * Найдите и подчеркните сцепляющие слова.
    84. I. 1. Прочитайте сведения о художнике А. А. Пластове (см. с. 136).

    2. Рассмотрите на вклейке репродукцию картины «Первый снег» и её фрагмент.

    3. Прочитайте текст, который поможет вам полнее и лучше понять это произведение живописца.
    КОГДА СНЕГ БЕЛЫЙ И ЧИСТЫЙ
    Художник изображает то, что видит. А запах невидим. Но от картины Аркадия Пластова на тебя словно пахнёт нежной свежестью. Так пахнет первый снег. И передана эта нежность и свежесть цветом.

    Пластов выбрал неяркие цвета, ни разу не обмакнул кисть в оранжевую и красную краску. Снежники сыплются с серо-сиреневого неба, мерцают на фоне светло-коричневой стены.

    И девочка, которая рядом с братишкой стоит на запрошённом снегом крыльце, тоже в белом. Нежная, как снежинка.

    Братишка в тёплой куртке и шапке-ушанке. А девочка выскочила на крыльцо в одном платьишке, наспех накинув на голову платок. Ей зябко. Но уходить не хочется. Уж очень красив падающий снег!

    В кино заснять снегопад просто. Но холст, на который художник кистью наносит мазки, - неподвижен. Как заставить тебя поверить, что на картине Пластова снежинки кружатся, летят?

    И всё же ты поверишь гибким веткам берёзы, между которыми проскальзывают хрупкие белые звёздочки. Художник отклонил их в одну сторону, показывая направление ветра, а значит, и направление полёта пушистых, воздушно-лёгких снежинок.

    Нельзя не поверить и девочке. Улыбаясь и щурясь, как щурятся все ребята, когда к ним на лоб, на щёки, на нос падают и тают снежинки, она смотрит в небо, с которого на землю сыплется снег.

    И ты, вместе с девочкой радуясь первому снегу, невольно вскидываешь голову вверх.

    По двору важно разгуливает одинокая ворона. Зачем она понадобилась художнику? Прикрой ворону рукой, а потом отведи руки – и поймёшь. Крупная, серая, с чёрными крыльями птица на свежевыпавшем снегу – словно клякса на чистой странице тетрадки. И поставил художник эту «кляксу» нарочно. От тёмного пятна чистый белый снег кажется ещё белей.
    (Н. Надеждина)
    * Ответьте на вопросы.


    1. Какие краски гармонично сочетаются на картине «Первый снег»?

    2. Для чего художник изобразил на картине одинокую ворону?

    3. Как он заставил нас поверить в то, что снежинки на его картине кружатся, летят, падают?

    II. 1. Прочитайте сведения о художнике К. Ф. Юоне (см. с. 137-138).

    2. Рассмотрите на вклейке репродукцию его картины «Русская зима. Лигачёво» и прочитайте её краткое описание.


    Художник не случайно дал своей картине именно такое название. Здесь всё, что мы представляем, когда говорим: «Наша русская зима». Обилие снега, мягкого, пушистого; сказочная красота инея на ветвях могучих деревьев; морозная дымка, окутавшая все предметы. Зимние забавы детей. Привычные заботы взрослых жителей деревни…
    3. Напишите сочинение по картине «Русская зима. Лигачёво».
    85. I. Вспомним, как начинается описание зимнего дня в повести А. Н. Толстого «Детство Никиты» (см. упр. 82): Красноватое солнце…

    А ещё каким бывает солнце по цвету, по яркости? Подберите к слову солнце эпитеты, которые помогут вам передать богатство его красок. Можно найти около 30 эпитетов! Продолжите!


    Багровое солнце, …
    II. Каким может быть солнце по впечатлению, которое оно производит на человека, по настроению, которое оно создаёт или поддерживает?

    Постарайтесь сначала найти как можно больше эпитетов самостоятельно, потом обратитесь к словам для выбора.

    В «Словаре эпитетов русского литературного языка» к слову солнце 139 эпитетов!
    III. Каким увидите вы солнце в ближайшие дни? Понаблюдайте! Потом напишите об этом миниатюру, употребив в ней эпитет (или эпитеты) к слову солнце.
    Слова для выбора: багровое, белое, гордое, доброе, жёлтое, беспощадное, благодатное, золотистое, животворное, лимонное, красное, заспанное, ласковое, оранжевое, приветливое, розовое, равнодушное, румяное, умытое, утомлённое, янтарное, щедрое.
    86. Прочитайте стихотворение. Определите его тему и основную мысль. Выучите стихотворение наизусть, напишите его по памяти.
    Чудная картина,

    Как ты мне родна:

    Белая равнина,

    Полная луна,

    Свет небес высоких,

    И блестящий снег,

    И саней далёких

    Одинокий бег.



    (А. Фет)
    87. Опишите в художественном стиле один из характерных штрихов зимней природы.


      1. Готовясь к работе, обязательно наблюдайте за тем, что вы решили описать.

      2. В зависимости от того, что вы будете описывать, конкретизируйте тему описания и озаглавьте его.

    Примерные темы описаний.


    1. Морозные узоры на моём окне.

    2. Каким я видел снег (дым, небо, солнце, месяц) вчера (сегодня, однажды) утром (в полдень, вечером).

    3. Деревья в снегу (в инее).

    4. Аллея в зимнем парке.

    5. Следы на снегу.

    К одной из тем есть рисунок (см. вклейку), которым вы можете воспользоваться.


    Олицетворение
    88. …Глядит солнце рубиновым глазом… - читаем мы в миниатюре М. М. Пришвина. А ещё что может делать или сделать солнце, если его… очеловечить, изобразить как живое существо?

    1. Вспомните и запишите такие стихотворные строки о солнце, в которых оно олицетворяется.

    2. Составьте свои предложения о солнце, используя олицетворение, или (ещё лучше!) напишите миниатюру.


    89. Подготовьтесь писать изложение, близкое к тексту.

    I. Используйте памятку 3 (см. с. 140).

    К пункту 2.

    Проследите, как писатель передаёт то незабываемое восхищение снегирями, которое он испытывал в далёком детстве.



    1. Для чего он сначала показывает, как хороша была черёмуха весной, как щедра летом, и лишь потом объясняет, чем интересно было это дерево, с голыми, корявыми, тёмно-серыми ветками, зимой?

    2. Какую картину писатель называет сказочной? Нарисуйте её словами.

    3. Как (в каких частях текста и почему) он называет снегирей? Отметьте описательные обороты.

    К пункту 6.

    Найдите в тексте синонимы, которые входят в следующие синонимические ряды.


    Взобраться, влезть, залезть, забраться, вскарабкаться;

    представлять, воображать, видеть, рисовать;

    дивный, чудный, чудесный, волшебный, сказочный.
    Понаблюдайте, в каких случаях замена слова в тексте его синонимом (или синонимами) возможна (какими именно?); в каких случаях эта замена нежелательна или даже недопустима. Почему? Обоснуйте свой ответ.

    II. Объясните правописание слов.


    Росла, облако, величина, горошина, потому что, наслаждаться, обладатель, предаваться мечтам.
    Запишите предложение и запомните написание выделенных орфограмм.
    Никто никогда не дарил мне ни снегиря, ни какой-нибудь другой птички в клетке.
    III. Найдите сложноподчинённые предложения, объясните в них знаки препинания.
    Найдите в тексте восклицательные предложения, постарайтесь использовать их в изложении.
    СНЕГИРИ
    В комнате было два окна, выходивших во двор (дом стоял во дворе). Под окнами росла большая черёмуха. Весной она зацветала так пышно, что казалось – это уже не дерево, а белое облако, каким-то чудом опустившееся на землю. Летом всё дерево было осыпано тёмно-синими, почти чёрными ягодами величиной с горошину, которые мы поедали в огромных количествах. А зимой… О! Зимой было самое интересное, потому что на черёмухе в это время года бывали частыми гостями снегири. Их хорошо можно было разглядеть, если забраться на подоконник и прижаться лицом к стеклу так, чтоб видеть верхние ветки дерева.

    Много лет прошло с тех пор, но я и сейчас очень легко представляю себе эту сказочную картину. На ней лишь одни голые, корявые, тёмно-серые ветки черёмухи, опушённые1 сверху белым снежком, а на ветках сидят красногрудые птички.



    Милые друзья моего детства, мои милые снегири! Как я мечтал поймать хоть одного из вас и держать дома в клетке! Я воображал, что был бы самым счастливым человеком на свете, если бы мне подарили вдруг снегиря. Но моё детство так и прошло без снегиря. Никто никогда не дарил мне ни снегиря, ни какой-нибудь другой птички в клетке. Но я не жалею об этом. Я даже рад, что никогда не сажал вольную птицу в клетку, не держал её взаперти, в то время как она могла летать и наслаждаться свободой.

    И не знаю сейчас уже, испытал бы я полное счастье в те времена, если бы вдруг стал обладателем снегиря. Но зато хорошо знаю, что был самым счастливым человеком на свете именно тогда, когда смотрел на моих любимых пичужек2 из окна и предавался своим мечтам.


    (Н. Носов)

    90. 1. Прочитайте сведения о художнике Б. М. Кустодиеве (см. с. 134-135).

    2. О том, как отмечается Масленица в вашем классе, школе, селе или городе, вы можете рассказать по своим наблюдениям и впечатлениям. А как отмечалась она в старину?

    Ответить на этот вопрос нам поможет картина Б. М. Кустодиева, которая так и называется – «Масленица».

    Рассмотрите на вклейке её репродукцию. Постарайтесь описать (устно) не только веселье людей, но и многоцветье красок неба; снега.


    91. Прочитайте текст; озаглавьте его.
    Художник Борис Кустодиев пригласил тебя на народное гулянье. По старому русскому обычаю на масленичной неделе провожали зиму, встречали весну. В честь весеннего солнца пекли блины, как солнце золотистые и круглые. Запрягали коней, чтоб, прощаясь с зимой, прокатиться по ещё крепкому снегу.

    Зимний день короток. Солнце садится. На изумрудно-зелёном небе золотые и розовые закатные облака и чёрные крылья спугнутой стаи. Птиц всполошил праздничный гомон: песни под гармошку, женский смех, фырканье лошадей, крики возниц.

    Теперь редко-редко услышишь конское ржание и уж почти никогда не увидишь возницу в меховой шапке с алым верхом, в длинном до пят синем армяке. Художник перенёс тебя в старину.

    Однако ты не чувствуешь себя чужим среди этих весёлых, румяных от мороза людей. Ты словно сам вместе с ними дышишь чистым морозным воздухом, кружишься на карусели, топчешься возле ярмарочных балаганов, где продают народные лакомства: медовые пряники, маковники, ярко раскрашенные леденцы.

    И до чего ж хочется забраться в ковровый, жёлтый, с красными цветами возок, чтоб рванули гнедые резвые кони, чтоб под расписной дугой дрогнули, заголосили, запели, захлебнулись звоном колокольчики-бубенчики, чтоб от вихревой езды захватило дух!

    Но не была бы так лиха молодецкая удаль народных забав, так красочно весёлое гулянье, если бы под полозьями саней всеми оттенками перламутра не переливался снег: палевый, бледно-сиреневый, жемчужно-розовый, нежно-голубой.

    В картину, написанную талантливым художником, вложено ещё и то, что не сразу увидишь. Буйным ликованием красок Кустодиев выразил не только волшебную прелесть милой его сердцу природы, но и всю ширь, всё богатство и щедрость русской души, характер народа.

    Любуясь многоцветием снега, ты почувствовал, что русская зима – твоя родная зима!


    (Н. Надеждина)



    1. Подумайте, что помог увидеть вам в картине автор текста.

    2. Объясните, как вы понимаете значение выделенных слов.

    3. Перечитайте описание неба; описание снега. Напишите изложение этой части текста.


    92. 1. Музыкальной пьесе «Февраль. Масленица» (цикл «Времена года») П. И. Чайковский предпослал эпиграф:
    Скоро Масленицы бойкой

    Закипит широкий пир.
    П. Вяземский
    Послушайте эту пьесу. Что вы мысленно видите, слушая «Масленицу» П. И. Чайковского? Какое настроение она создаёт, какие чувства пробуждает?

    2. Напишите миниатюру на тему «Слушая пьесу П. И. Чайковского «Февраль. Масленица»…».




    1. Итог урока.


    Выводы


    1. Основа описания – перечень таких признаков предмета или явления, которые воспринимаются одновременно.

    2. Композиция описания: 1) общая характеристика предмета описания или впечатления от него; 2) признаки предмета описания; 3) общая оценка предмета описания.


    Вопросы самоконтроля


    1. Что лежит в основе описания?

    2. Какова структура (композиция) описания?




    1. Окончание урока.




    1. Домашнее задание. Написать миниатюру на тему «Слушая пьесу П. И. Чайковского «Февраль. Масленица»…».

    2. Выставление и комментирование оценок.




    1 Пажить – пастбище.

    2 Лещина – орешник.

    1 Опушённый от слова опушить – покрыть, запорошить снегом, инеем.

    2 Пичужка (разг.) – птичка.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Урок №9. Описание природы. Зима

    Скачать 386.82 Kb.