• Цель урока
  • Проверка домашнего задания.
  • В предложении обычно выделяются две части: первая – это то, что нам известно из предшествующего текста или из самой обстановки речи, и вторая – это то, ради чего строится предложение.
  • Синтаксические средства сравнения. Сказуемое с оттенком сравнения 84.
  • Перед сказуемым-сравнением запятая не ставится; иногда допустимо тире.
  • И это
  • Параллельная связь предложений
  • Синтаксические средства сравнения. Сравнительный оборот 99.
  • Приложение может содержать в себе оттенок сравнения.
  • Итог урока. Выводы
  • Окончание урока. Домашнее задание.

  • Скачать 250.01 Kb.


    Дата14.01.2018
    Размер250.01 Kb.
    ТипУрок

    Скачать 250.01 Kb.

    Урок Цепная и параллельная связь предложений в тексте Предмет: «Русская речь. Развитие речи»



    Урок 7. Цепная и параллельная связь предложений в тексте
    Предмет: «Русская речь. Развитие речи».

    Класс: восьмой.

    Раздел: «Основные способы и средства связи предложений в тексте».

    Урок №7. Цепная и параллельная связь предложений в тексте.

    Дата: «____» ____________ 20 ___ г.

    Учитель: Хаматгалеев Э. Р.


    Цель урока – обобщить сведения о способах связи предложений в тексте.
    Ход урока


    1. Организационный момент.




      1. Приветствие.

      2. Проверка списочного состава учащихся.

      3. Сообщение темы и цели урока.




    1. Повторение изученного.




    1. Назовите признаки текста.

    2. Что такое микротема?

    3. Что такое микротекст?

    4. В каких целях вопрос и ответ используют как выразительные средства?




    1. Проверка домашнего задания.


    Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).


    1. Изучение нового материала.


    75. I. Прочитайте и напишите по памяти высказывание известного отечественного учёного-лингвиста.
    Связь предложений в тексте – это прежде всего связь смыслов.
    (Л. Щерба)
    II. Объясните смысловую связь предложений в известном высказывании А. С. Пушкина.
    Чтение – вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека – есть наука замечательная.
    В предложении обычно выделяются две части: первая – это то, что нам известно из предшествующего текста или из самой обстановки речи, и вторая – это то, ради чего строится предложение.

    Первая часть называется данным, вторая – новым. Например: Моей любимой наукой в гимназии была география. Она бесстрастно подтверждала, что на земле есть необыкновенные страны. (К. Паустовский.) В первом предложении данное Моей любимой наукой в гимназии была …, новое – география. Во втором предложении данное – Она, всё остальное – новое.


    76. Проведите диалог с текстом; укажите данное и новое в каждом предложении.
    Самая большая цель жизни – увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье для всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит пред человеком задачу, которую важно уметь решать.
    (Д. Лихачёв)
    * Рассмотрите схему строения текста. Постарайтесь объяснить, почему такой способ связи предложений в тексте называется цепным. Как развивается мысль в текстах с цепной связью предложений?
    Frame1. Frame2. Frame3.
    В текстах с цепной связью предложений мысль развивается как бы по цепочке: новое в первом предложении становится данным во втором, новое во втором предложении становится данным в третьем и т. д.
    77. Напишите по памяти строки Н. Н. Асеева. Укажите новое во втором предложении.
    Что такое счастье? Соучастье

    В добрых человеческих делах.


    * По аналогии с данным примером составьте вопрос; ответьте на него неполным предложением, представляющим собой только новое.
    78. Внимательно прочитайте фрагменты; расскажите о лексических средствах связи предложений в тексте, используя приводимые ниже примеры.


    1. Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека. Огонь этот жжёт, греет и освещает.

    (Л. Толстой)

    1. На всю жизнь запомнились мне пушкинские сказки, его чистый русский язык. С Пушкина началась моя привязанность к книге, пробудилась неусыпная страсть к чтению.

    (И. Соколов-Микитов)

    1. Меня всегда пленял дар Андроникова-артиста. Талант его необычен и являл себя с особенным блеском, когда выступал Андроников не в большом зале, перед сотнями, и не на экране телевидения, перед миллионами, а в комнате, перед двумя-тремя – много десятью людьми.

    (Л. Чуковская)

    1. За свою жизнь И. К. Айвазовский написал около шести тысяч морских пейзажей. Его картины есть почти во всех музеях мира.

    (О. Туберовская)

    1. Наша память хранит с малолетства весёлое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними – это лёгкое имя: Пушкин.

    (А. Блок)

    1. У каждого времени своя жестокость. А доброта одна на все времена.

    (А. Лихванов)
    * Сформулируйте обобщение, пользуясь схемой.


    79. Прочитайте примеры. Объясните, почему для соединения предложений в них использован лексический повтор, а не местоимение.

    Спишите последний пример.




    1. Девочка постелила на стол чистую суровую скатерть. От скатерти пахло ржаным хлебом.

    (К. Паустовский)

    1. Мертвея, Лонгрен наклонился и увидел восьмимесячное существо, сосредоточенно взиравшее на его длинную бороду, затем сел, потупился и стал крутить ус. Ус был мокрый, как от дождя.

    (А. Грин)

    1. Художник берёт кисти и краски, подходит к холсту. Холст пока – белый, чистый. Художник хочет написать картину.

    (В. Порудоминский)

    1. Человеческая память несёт в себе огромную энергию. Память обычно сохраняет то, чего уже нет, что прошло, что было.

    (Ю. Бондарев)
    80. Расскажите о морфологических средствах связи предложений в тексте, используя приводимые ниже фрагменты.


    1. Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат.

    (А. Пушкин)

    1. Художник – даже с малым талантом – не может жить только для себя. Сердце его принадлежит людям. В этом его счастье и оправдание.

    (И. Соколов-Микитов)

    1. Мы читаем у Пушкина стихи такие гладкие, такие простые, и нам кажется, что у него так и вылилось это в такую форму. А нам не видно, сколько он употребил труда для того, чтобы вышло так просто и гладко…

    (Л. Толстой)

    1. Всякие великий писатель оставляет за собой школу. И Пушкин оставил школу и последователей.

    (А. Островский)

    1. Классическое произведение – то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу.

    (Д. Лихачёв)

    1. Русская литература подняла знамя совести, милосердия, сострадания. И этот свет привёл в восторг весь Запад. Так увидели Россию.

    (Ф. Абрамов)
    * Сформулируйте обобщение, опираясь на данную схему.

    81. Прочитайте отрывки из текстов. Сравните, какие слова замещает в них местоимённое наречие так.


    1. Осень пришла внезапно. Так приходит ощущение счастья от самых незаметных вещей – от далёкого пароходного гудка на Оке или от случайной улыбки.

    (К. Паустовский)



    Жил старик со старухой

    У самого синего моря…

    Мы ещё в глаза не видели самого синего моря, и читать ещё не научились, и кто сочинил сказку, толком не знаем, а строчки эти уже навсегда очаровывают нас, поселяя в душе жажду поэзии.

    Так в нашу жизнь входит Пушкин.

    Пройдёт время, и мы не раз увидим синее море и не раз будем плавать по нему на пароходе, но всё равно нас будет тянуть к тому, к пушкинскому…

    (В. Комиссаржевский)
    * Если бы вам предложили вопрос: «Как в вашу жизнь вошёл Пушкин?», что бы вы на это ответили?
    82. Прочитайте вслух фрагменты из произведений К. Г. Паустовского. Объясните, почему для сцепления предложений в них употреблено местоимение, а не лексический повтор.

    Понаблюдайте, как изменится звучание фрагментов, если сцепляющее местоимение заменить лексическим повтором.




    1. Воображение – великий дар природы. Оно заложено в натуре человека.

    2. Картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз.

    3. Крупные учёные всегда были в известной мере поэтами. Они остро чувствовали поэзию познания.

    Благозвучие речи снижают обилие шипящих и свистящих звуков; скопление в одном слове нескольких близлежащих согласных, особенно одинаковых, или гласных звуков; стечение одинаковых слогов; случайные созвучия, рифмующиеся слова или слоги в прозаическом тексте; повторение однокоренных слов.


    83. Напишите изложение фрагмента из статьи С. Я. Маршака «О звучании слова».

    При подготовке проследите связь предложений в тексте, укажите сцепляющие слова.


    Народ – простой, близкий к природе, умеет говорить звучно и образно. Он ценит и чувствует – иной раз даже сам того не сознавая, - звуковую окраску слова. Это видно по народным песням, сказкам, пословицам, поговоркам, прибауткам. Устная народная речь звучна, свежа, богата.
    Синтаксические средства сравнения.

    Сказуемое с оттенком сравнения
    84. Спишите. Подчеркните главные члены предложения.
    1) Пруд как блестящая сталь. (А. Фет.) 2) Большое озеро как блюдо. (Б. Пастернак.) 3) И небо словно бирюза. (Ф. Сологуб.) 4) Огни – как нити золотых бус. (М. Цветаева.) 5) Метель метёт. Сугробы – словно горы. (М. Дудин.) 6) Луна словно репа, а звёзды – фасоль. (А. Прокофьев.) 7) Капли мёда словно жемчуг. (Л. Ошанин.)
    Перед сказуемым-сравнением запятая не ставится; иногда допустимо тире.

    Предложением, в котором есть сказуемое с оттенком сравнения, может начинаться текст.


    85. Разверните одно из данных предложений в текст.


    1. Наш школьный двор как сад.

    2. Наш школьный двор как стадион.

    86. Перескажите отрывок из текста.

    При подготовке обратите внимание на связь предложений; укажите сцепляющие слова.


    Пушкин поразил меня своим колдовским прологом к «Руслану»:

    У лукоморья дуб зелёный,

    Златая цепь на дубе том…

    Казалось бы, какой пустяк – несколько хороших, пусть даже прекрасных стихов! А меж тем они на весь век вошли во всё моё существо, стали одной из высших радостей, пережитых мной на земле.


    (И. Бунин)


      1. Выпишите из любого словаря синонимов русского языка синонимический ряд, в который сходит слово колдовской.

      2. Постарайтесь объяснить: почему из всех синонимов этого ряда И. А. Бунин выбрал именно это прилагательное – колдовской?


    87. Прочитайте начало статьи С. Я. Маршака «Заметки о сказках Пушкина». Подумайте, какую роль в организации этого текста играют выделенные союз и местоимение.
    У каждого возраста – свой Пушкин. Для маленьких читателей – это сказки. Для десятилетних – «Руслан». В двенадцать-тринадцать лет нам открываются пушкинская проза, «Полтава», «Медный всадник». В юношеские годы – «Онегин» и лирика.

    А потом – и стихи, и проза, и лирика, и поэмы, и драматические произведения, и эпиграммы, и статьи, и дневники, и письма… И это навсегда!


    Цепным способом, при помощи лексических и морфологических средств связи, соединяются не только предложения, но и смысловые части текста.
    88. Прочитайте отрывок из повести М. Горького «В людях». Понаблюдайте, как связаны в нём абзацы. Соедините (устно) их начала. Что у вас получится? Почему?
    …Она [мать девочки] ушла за портьеру, где была её спальня, и вынесла оттуда маленький томик в переплёте синего сафьяна.

    - Это тебе понравится, только не пачкай!

    Это были поэмы Пушкина. Я прочитал их все сразу, охваченный тем жадным чувством, которое испытываешь, попадая в невиданное красивое место, - всегда стремишься обежать его сразу. Так бывает после того, когда долго ходишь по моховым кочкам болотистого леса и неожиданно развернётся перед тобою сухая поляна, вся в цветах и солнце. Минуту смотришь на неё очарованный, а потом счастливо обежишь всю, и каждое прикосновение ноги к мягким травам плодородной земли тихо радует.

    Пушкин до того удивил меня простотой и музыкой стиха, что долгое время проза казалась мне неестественной и читать её было неловко. Пролог к «Руслану» напоминал мне лучшие сказки бабушки, чудесно сжав их в одну, а некоторые строки изумляли меня своей чеканной правдой.

    Там, на неведомых дорожках,

    Следы невиданных зверей, -

    Мысленно повторял я чудесные строки и видел эти, очень знакомые мне, едва заметные тропы, видел таинственные следы, которыми примята трава, ещё не стряхнувшая капель росы, тяжёлых, как ртуть. Полнозвучные строки стихов запоминались удивительно легко, украшая празднично всё, о чём говорили они; это делало меня счастливым, жизнь мою – лёгкой и приятной, стихи звучали, как благовест новой жизни. Какое это счастье – быть грамотным!

    Великолепные сказки Пушкина были всего ближе и понятнее мне; прочитав их несколько раз, я уже знал их на память; лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, пока не усну. Нередко я пересказывал эти сказки денщикам; они, слушая, хохочут, ласково ругаются, Сидоров гладит меня по голове и тихонько говорит: - Вот славно, а? Ах, Господи…


    89. Среди «наилюбимейших» произведений Марина Цветаева называла пушкинских «Цыган» («С 7 лет – и на всю жизнь!»). Если вы эту поэму ещё не читали – прочитайте! Как восприняла «Цыган» девочка? Как размышляла над «странными», новыми дня неё словами?

    Прочитайте фрагмент из воспоминаний поэтессы «Мой Пушкин».


    Но что же тайна красной комнаты? Ах, весь дом был тайный, весь дом был – тайна!

    Запретный шкаф. Запретный плод. Этот плод – том, огромный, сине-лиловый том с золотой надписью вкось – Собрание сочинений А. С. Пушкина.



    <…>

    Толстого Пушкина я читаю в шкафу, носом в книгу и в полку, почти в темноте и почти вплоть и немножко даже удушенная его весом, приходящимся прямо в горло, и почти ослеплённая близостью мелких букв. Пушкина читаю прямо в грудь и прямо в мозг.

    Мой первый Пушкин – «Цыганы». Таких имён я никогда не слышала: Алеко, Земфира и ещё – Старик. Я стариков знала только одного – сухорукого Осипа в тарусской богадельне, у которого рука отсохла – потому что убил брата огурцом. Потому что мой дедушка А. Д. Мейн – не старик, потому что старики чужие и живут на улице.

    Живых цыган я не видела никогда, зато отродясь слышала про цыганку, мою кормилицу, так любившую золото, что, когда ей подарили серьги и она поняла, что они не золотые, а позолоченные, она вырвала их из ушей с мясом и тут же втоптала в паркет.

    Но вот совсем иное слово – любовь. Когда жарко в груди, в самой грудной ямке (всякий знает!) и никому не говоришь – любовь. Я думала – у всех так, всегда – так. Оказывается – только у цыган. Алеко влюблён в Земфиру.

    А я влюблена – в «Цыган»: в Алеко, и в Земфиру, и в ту Мариулу, и в того цыгана, и в медведя, и в могилу, и в странные слова, которыми всё это рассказано. И не могу сказать об этом ни словом: взрослым – потому что краденое, детям – потому что я их презираю, а главное – потому что это тайна: моя – с красной комнатой, моя – с синим томом, моя – с грудной ямкой.


    * Проследите связь абзацев в тексте. Укажите в них лексические и морфологические средства связи.
    90. Прочитайте фрагмент из воспоминаний известной поэтессы Ольги Берггольц. Обратите внимание на связь между смысловыми частями текста.
    Поэзия стала частью моей жизни тоже с самого раннего детства. Я едва научилась писать и писала большими печатными буквами, не отделяла ещё слово от слова, писала так, как люди говорили – ведь говорили-то они без запятых и точек, слитно, - и вот однажды, длинным зимним вечером, в старой хрестоматии с обложкой цвета жуковского мыла1 мне попалось на глаза маленькое стихотворение, которое начиналось так:

    Вот север, тучи нагоняя,

    Дохнул, завыл – и вот сама

    Идёт волшебница зима.

    Я замерла: была как раз зима, и улица и наш сад были в клокастом инее, в пушистом снегу, и всё в стихе было сказано как будто об этом самом, нашем, которое я просто вижу, но в стихе было всё это так удивительно, что я сразу поняла, что зима-то живая, потому что она пришла, что ведь она взаправду волшебница, и север живой – он «завыл», что и стих и наша заставская зима – это одно, но как это всё в стихе красиво!

    Я прочитала стишок ещё раз и ещё, и мне вдруг захотелось, чтоб всё это ужасно правильное, изумительно красивое про зиму было сказано… мною!

    Нет, мне никак не передать сейчас этот первозданный восторг перед животворящим, одухотворяющим чудом поэзии. Да этот восторг вообще ни передать, ни пересказать, ни объяснить нельзя. В этом тайна поэзии, и в тайне этой – её власть.

    Воровато оглянувшись, я переписала на большой лист бумаги стишок из хрестоматии, большими печатными буквами, без просветов между словами, засунула хрестоматию далеко-далеко под кушетку, чтобы её большие никто никогда не нашёл, и побежала к бабе Маше: я сидела как раз у неё, а они все жили в нашем же доме внизу.

    - Бабушка! – закричала я, дрожа от восторга. – Бабушка, послушай-ка, что я сама сочинила!

    - Ай да молодец, - сказала бабушка, - ведь как складно!

    И никакого сомнения в том, что это сочинила я сама, у меня больше не было.
    91. Прочитайте отрывок из статьи А. Т. Твардовского «Пушкин». Расскажите, чем запомнилась будущему поэту его первая встреча с «Капитанской дочкой».
    …У каждого из нас – свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца.

    Я узнал и полюбил Пушкина в том возрасте, когда гораздо слаще слушать чтение, чем читать самому. Со слуха я знал его «Сказку о царе Салтане», «Полтавский бой» из «Полтавы», «Сон Татьяны» из «Евгения Онегина», «Жениха». Но «Капитанская дочка» явилась для меня первой в жизни самостоятельно прочитанной книгой. Я помню формат книги, её запах, помню, как я был счастлив, что сам открыл эту неизвестную мне со слуха историю.

    Я был захвачен ею и засиделся у окна избы дотемна, и когда дошёл до бурана в Оренбургской степи, то увидел, что за окном пошёл снег, и это стало неизгладимым до сих пор впечатлением как бы магической силы, изошедшей от пушкинской страницы. С того вечера я стал читателем книг, и мне бесконечно дорого, что этим я обязан Пушкину.
    92. Напишите изложение, близкое к тексту, используя материалы упр. 87 или 88 (по выбору).
    93. Прочитайте фрагмент из VIII главы автобиографической повести И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» и перескажите его. При подготовке проследите связь предложений, подчеркните сцепляющие местоимения.
    …И всё-таки больше всего был я с Пушкиным. Сколько чувств рождал он во мне! И как часто сопровождал я им свои собственные чувства и всё то, среди чего и чем я жил!

    Вот я просыпаюсь в морозное солнечное утро, и мне вдвойне радостно, потому что я восклицаю вместе с ним: «Мороз и солнце, день чудесный», с ним, который не только так чудесно сказал про это утро, но дал мне вместе с тем и некий чудесный образ:

    Ещё ты дремлешь, друг прелестный…
    94. Напишите сочинение на одну из следующих тем.


    1. Моя перовая встреча с А. С. Пушкиным.

    2. Моя памятная встреча с А. С. Пушкиным.

    3. И вспоминаются мне пушкинские строки…


    95. Сформулируйте основную мысль текста. Проследите, как развивает её автор.

    Подумайте, чем обусловлен именно такой порядок предложений в тексте, а не какой-либо другой.


    Победа не упала с неба. Мы её выстояли. Мы её выковали. Мы её оплатили горем и кровью. Мы её заслужили стойкостью и отвагой.
    (И. Эренбург)
    * Рассмотрите схему строения этого текста. Вспомните, как называется такой способ связи предложений в тексте: цепным или параллельным? По каким признакам вы узнаёте параллельную связь предложений в тексте?

    1


    2


    3

    4

    5

    В текстах с параллельной связью все предложения, начиная со второго, конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении.


    96. Подготовьте выразительное чтение фрагмента из поэмы Е. А. Исаева «Суд памяти» (см. памятку 1, с. 185).
    Вы думаете, павшие молчат.

    Конечно, да, вы скажете.

    Неверно!

    Они кричат,

    Пока ещё стучат

    Сердца живых

    И осязают нервы.

    Они кричат не где-нибудь,

    А в нас,

    За нас кричат,

    Особенно ночами,

    Когда стоит бессонница у глаз

    И прошлое толпится за плечами.

    Они кричат, когда покой,

    Когда

    Приходят в город ветры полевые,



    И со звездою говорит звезда,

    И памятники дышат, как живые.

    Они кричат

    И будят нас, живых,

    Невидимыми, чуткими руками.

    Они хотят, чтоб памятником их

    Была земля

    С пятью материками.


    97. I. Напишите по памяти строки М. А. Дудина. Какие средства выразительности речи использовал автор?
    Павшие умели побеждать.

    Живые обязаны помнить.


    II. Напишите по памяти фрагмент из поэмы Р. И. Рождественского «Реквием».


    Самое лучшее и дорогое –

    Родина.


    Горе твоё –

    Это наше

    горе,

    Родина.


    Правда твоя –

    Это наша

    правда,

    Родина.


    Слава твоя –

    Это наша



    слава,

    Родина!



    Параллельная связь предложений в тексте может быть особо подчёркнута, усилена их одинаковым началом или одинаковым концом. Одинаковое начало нескольких соседних предложений называют анафорой (см. упр. 95, 96), одинаковую концовку – эпифорой (см. упр. 97. II).
    98. Прочитайте начало текста; продолжите его, используя параллельную связь предложений, усиленную анафорой. Запишите получившийся текст.
    Никто не возьмётся перечислить всего, что стоит за ёмким словом Отечество. Но всё-таки можно сказать: Родина – это… . Это - … . Это - … . Это - … .
    Синтаксические средства сравнения. Сравнительный оборот
    99. Прочитайте отрывки из стихотворений. Найдите восьмое «лишнее».


    1. Как дым, седая мгла мороза

    Застыла в сумраке ночном.

    (И. Бунин)

    1. Месяц, будто белый медвежонок,

    Лапу протянул в моё окно.

    (Л. Татьяничева)

    1. Склоняются к нам звёзды с небосклона,

    Как будто здесь их встреча с кем-то ждёт.

    (С. Вишневский)

    1. Голубые рельсы пролегли,

    Словно две натянутые нитки.

    (К. Ваншенкин)

    1. В блёстках инея, точно в алмазах,

    Задрожали, склонившись, берёзы.

    (И. Бунин)

    1. Осыпался с берёзы лист

    И, как ковёр, устлал дорогу…

    (А. Майков)

    1. А красных мухоморов ряд,

    Что карлы сказочные, спят…

    (А. Майков)

    1. Белей, чем горы снеговые,

    Идут на запад облака.

    (М. Лермонтов)


    1. Укажите: а) при помощи каких союзов сравнительный оборот чаще всего включается в предложение; б) какую позицию в предложении он может занимать; в) как оформляется сравнительный оборот пунктуационно.

    2. Прочитайте ещё раз строфы из стихотворений и напишите по памяти: а) предложения, в которых сравнительный оборот находится в середине; б) сложноподчинённое предложение с придаточным сравнительным (восьмое «лишнее»).


    100. Прочитайте предложения. Вдумайтесь, во всех ли примерах сравнительный оборот уместен и удачен. Если неудачен, объясните, чем именно.


    1. Первый снег. Землю, как на праздник, накрыли чистейшей белоснежной скатертью.

    2. Отзвенела последняя нотка, повисла в воздухе, как капелька застывшей воды, - и нет больше волшебницы-Зимы.

    3. Синие лужи, словно осколки зеркала, ослепительно сверкали под солнцем.

    4. Утром солнце разгорается медленно, трудно – как костёр из сырых дров.

    5. Бубенчики зазвенели, как капельки жемчужной росы, скатывающейся с цветков.

    * Спишите те примеры, в которых сравнительные обороты, по вашему мнению, удачны и находятся в середине предложения.


    101. Прочитайте предложения; исправьте их, сделав более благозвучными. Для этого замените сравнительный оборот творительным сравнения.
    Образец. Как белый лебедь, плывёт над селом облако. – Белым лебедем плывёт над селом облако. (А. Неверов)
    Выполнив задание правильно, вы получите предложения из произведений (соответственно) Л. Андреева, Д. Гранина, И. Тургенева, М. Горького, И. Бунина.


    1. Полая вода уже сошла, и речка струилась, точно узенький ручеёк.

    2. Как белая колоннада, выстроились вековые берёзы.

    3. Я поднял голову… Передо мною между двух рядов высоких тополей, словно стрела, уходила вдаль дорога.

    4. Ярко светит солнце, будто белые птицы, плывут в небе облака.

    5. Над чашей леса, словно золотая звезда, сверкал купол церкви.


    102. Прочитайте миниатюру. Назовите в ней признаки целого текста.
    ТИШИНА
    Тёплый, солнечный день.

    Деревья, измученные дождями и ветрами, нежатся на солнце. Стрекочут, как летом, кузнечики. Пересвистываются птицы. Удивительная тишина.


    (Ф. Абрамов)


    1. В какое время года можно наблюдать подобную картину? Какой ответ на этот вопрос подсказывает сравнительный оборот?

    2. Напишите изложение, близкое к тексту.


    103. Вспомните такую ситуацию, в описании которой будет уместным употребление слова тишина с одним из приводимых ниже эпитетов (см. слова для выбора).

    Можете подобрать свой эпитет. В «Словаре эпитетов русского литературного языка», составленном К. С. Горбачевичем и Е. П. Хабло, к слову тишина 191 эпитет!

    Напишите миниатюру, употребив в ней слово тишина с эпитетом, который вы нашли самостоятельно или выбрали из предложенного списка.

    Слова для выбора. Баюкающая, благоговейная, волшебная, гнетущая, заворожённая, зловещая, напряжённая, настороженная, неловкая, подозрительная, таинственная, томительная, торжественная, тягостная, уютная, чутко-пугливая.
    104. В книге, которую вы читаете в настоящее время, найдите 3-4 предложения с такими сравнительными оборотами, которые вам кажутся необычными, интересными, и спишите их.
    Образец. Предложения со сравнительными оборотами:

    1) Лёгкий ветер развевался, как бальное платье. 2) Гром запрыгал, как мяч, и покатился по ветру. 3) Кошка шлёпнулась, как сырое тесто. 4) Сердце доктора прыгало, как яйцо в кипятке.

    (Ю. Олеша. «Три толстяка»)


    105. Напишите миниатюру на любую волнующую вас тему, употребив в ней сравнительный оборот.
    Синтаксические средства сравнения. Приложение
    106. Прочитайте стихотворные строки.


    1. И берёзы стоят,

    Как большие свечки.

    (С. Есенин)

    1. На бугре берёза-свечка

    В лунных перьях серебра.

    (С. Есенин)


    1. Что общего заметили вы в содержании этих строк?

    2. Чем выражено сравнение в первом предложении? А во втором? Сделайте вывод из своих наблюдений.


    Приложение может содержать в себе оттенок сравнения. Или: сравнение может быть выражено при помощи приложения.
    107. Прочитайте стихотворные строки; укажите в них приложения.


    1. Руки милой – пара лебедей –

    В золоте волос твоих ныряют.

    (С. Есенин)

    1. Наивная луна, кружок из белой жести,

    Над башней замка стынет.

    (Саша Чёрный)

    1. Нет-нет да и вспомнится вдруг, затревожит,

    Что осень, жар-птица, вот-вот улетит.

    (Н. Рубцов)

    1. Морозы трещат

    От бессилья и злости,

    Окончились сроки

    Салазок и лыж…

    Сосульки, сосульки –

    Хрустальные гвозди –

    Свисают с оттаявших



    Мартовских крыш.

    (В. Дворянсков)

    1. Весь мир – корабль, корабль, корабль,

    Который мчится неустанно.

    (Р. Гамзатов)
    * Подтвердите справедливость предыдущего вывода, отмеченного знаком на с. 73. Для этого составьте предложения, используя в них приложения из второго и четвёртого примера в качестве сравнительных оборотов.


    1. Итог урока.


    Выводы


    1. В текстах с цепной связью предложений мысль развивается как бы по цепочке: новое в первом предложении становится данным во втором, новое во втором предложении становится данным в третьем и т. д.

    2. В текстах с параллельной связью все предложения, начиная со второго, конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении.


    Вопросы самоконтроля


    1. Назовите две части, которые обычно выделяются в предложении.

    2. Чем цепная связь предложений в тексте отличается от параллельной?

    3. Назовите лексические средства связи предложений в тексте.

    4. Назовите морфологические средства связи предложений в тексте.




    1. Окончание урока.




    1. Домашнее задание. Составить предложения, используя в них приложения из второго и четвёртого примера в качестве сравнительных оборотов (см. упр. 107, с. 73).

    2. Выставление и комментирование оценок.




    1 Жуковского мыла – от фамилии хозяина мыловаренного завода Жукова.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Урок Цепная и параллельная связь предложений в тексте Предмет: «Русская речь. Развитие речи»

    Скачать 250.01 Kb.