• ХОД УРОКА I . Организационный момент
  • II .Сообщение темы и цели урока.
  • III . Изучение нового материала 1 .
  • Релаксационная пауза
  • IV . Домашнее задание.
  • V . Обобщение изученного материала.

  • Скачать 98.03 Kb.


    Дата02.01.2018
    Размер98.03 Kb.
    ТипУрок

    Скачать 98.03 Kb.

    Урок кубановедения 3 класс «дикие животные краснодарского края»



    муниципальное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа №2 г. Гулькевичи

    Краснодарского края

    УРОК КУБАНОВЕДЕНИЯ
    3 КЛАСС

    «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ»
    Из опыта работы учителя

    начальных классов

    Кудиновой Светланы Владимировны

    Цель:- познакомить детей с разнообразием животного мира

    Краснодарского края;

    - показать связь их жизни с состоянием растений и

    неживой природы;

    - развивать умение логически верно выражать свои

    мысли;

    -развивать интерес к изучению своей малой родины;



    -воспитывать любовь к природе родного края,

    животным, обитающим в Краснодарском крае;

    -формировать представление о необходимости охраны

    животного мира нашего края.


    Оборудование: карта «Животный мир Краснодарского края», учебник, дидактический материал для групповой работы.



    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент

    Начинается урок,

    Он пойдет ребятам впрок.

    Постарайтесь все понять,

    Чтобы край родной свой знать.
    II.Сообщение темы и цели урока.
    - Ребята, у нас в классе спряталось стихотворение. Давайте попробуем его найти. (По классу развешаны строчки из стихотворения В. Подкопаева)
    Высокие горы, степные просторы,

    Приморского берега грань,

    Леса и поляны, сады и лиманы –

    Все это родная Кубань.

    - Мы прочитали стихотворение о родной Кубани. И сегодня мы продолжаем знакомство с природой родного края.

    - А урок у нас будет необычным. Мы совершим увлекательное путешествие по Краснодарскому краю.

    Но прежде, чем отправиться в путешествие, отгадаем, кому будет посвящено наше путешествие.

    А отгадывать будем так: я называю вопрос, вы – ответ. Если ответ правильный, ответивший открывает любую букву.


    На доске карточки с буквами (карточки перевернуты)

    Вопросы.


    1. Расскажите, с чем граничит Краснодарский край?

    2. Чем отличается поверхность северной части нашего края от поверхности южной части?

    3. Какие моря омывают наш край?

    4. Какие водоемы относятся к естественным, искусственным?

    Кто быстрее? Работа в парах с раздаточным материалом.
    - Кому же будет посвящено наше путешествие? (Животному миру Кубани)

    Мы узнаем, какие животные обитают на Кубани. Узнаем, как они живут, чем питаются?


    III. Изучение нового материала
    1 . А начнем мы наше путешествие по степной зоне через реку Кубань в Кавказский район к истоку р. Бейсуг (течение реки Кубань бурное).

    - И вот наша первая остановка.

    - Кого же мы здесь встречаем?
    Зверек живет

    В норе глубокой.

    Он толстосум

    И толстощекий. Хомяк.

    - Кто нам расскажет об этом зверьке? (Это грызун с длиной тела 25-30 см, по внешнему виду напоминает суслика. Хомяк строит сложные норы с кладовыми, туннелями. К осени он наполняет кладовые разными запасами: зерном, картофелем, морковью. Зерно переносит в защечных мешках. Этими запасами хомяк питается зимой при временном пробуждении от спячки. Летом он питается травой, семенами, корнями, насекомыми. Хомяк активен ночью).

    - А вот еще один обитатель степи – ондатра.



    Ондатра заселяет различные пресные водоемы, заросшие растениями. Длина тела ондатры достигает 36 см, длина хвоста почти равна длине тела. Ондатра роет подземные норы, устраивая вход в них немного ниже уровня воды. Для зимовки она сооружает на отмелях хатки из растительного материала, смешанного с илом и грязью. Зимой ондатра плавает и добывает пищу подо льдом. Питается ондатра водными растениями, рыбой.

    - Ребята, где же обитают эти животные? (В степи).

    Это степные жители Краснодарского края.
    2. Продолжаем наше путешествие дальше на северо-запад по р. Бейсуг (река Бейсуг равнинная, течение медленное).

    - Кого же мы встречаем по дороге, отгадайте.


    За деревьями, кустами

    Промелькнуло быстро пламя,

    Промелькнуло, пробежало –

    Нет ни дыма, ни пожара. Лиса.


    - Лисица – хищник.

    - А каких животных мы относим к хищникам?



    Лисица в пище не очень разборчива. Она ест и птиц. И лягушек. И ящериц, и насекомых. Но главная и любимая еда лисиц – грызуны: мыши-полевки. Уничтожая их, лисица приносит немалую пользу.

    - А где может обитать лиса? (В степи, в лесу).


    - А вот еще один обитатель степной зоны.

    - Посмотрите, он прислал нам телеграмму. Помогите мне разобраться от кого она?



    Телеграмма

    Звери от врагов кто в дуплах спасается, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов же у меня полным-полно. И все-таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня не зря «косые» - вижу ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой с их стеблей. Заяц.


    - Характерный обитатель степей – заяц-русак. В отличие от беляка русак на зиму полностью не белеет.

    - А кто знает почему? (Снега мало, лежит он недолго)

    - А вот бегает русак быстрее: до трех сосчитать не успеешь. А его уже и след простыл. Питается заяц разнообразными травянистыми растениями.

    - Так, где же обитает заяц? (в степи)

    - Заяц-русак и лисица обитают почти на всей территории Краснодарского края.
    Физминутка
    Поработали, ребятки, а теперь все на зарядку!

    Тихо встаньте, улыбнитесь, все в зверюшек превратитесь!

    Сколько в класс пришло зверей!

    Не узнать моих детей!

    Вправо, влево повернись, наклонись и поднимись.

    Лапки вверх и лапки вбок

    И на месте прыг да скок!

    А теперь бежим вприпрыжку

    И на месте стой! Вот так.

    А теперь мы сядем дружно:

    Нам еще работать нужно!
    3. – Продолжаем наше путешествие. И вот наша следующая остановка. Мы прибыли в станицу Брюховецкую.

    Здесь мы сделаем привал и поиграем в игру «Кто чем питается»


    заяц зерно

    белка желуди

    щука веточка

    лиса гриб

    волк рыба

    хомяк мышь

    кабан заяц

    - А кто из этих животных лишний? (щука-рыба)

    - Молодцы, справились с заданием. Продолжим наше путешествие.

    - Ребята, посмотрите на карту. Мы все время шли по степной зоне, а теперь повернем и пойдем на юг через реку Кубань (здесь течение реки спокойное) в лесную зону нашего края.


    Релаксационная пауза (звучит музыка «Звуки леса»)

    Закройте глаза и представьте, что вы в лесу.

    -Как здесь красиво!

    -Мы идем по тропинке.

    -Дует легкий ветерок, и от этого шелестят листья,

    как-будто приветствуют нас.

    -Слышно пение птиц.

    -Греет солнышко.

    -Дышится легко… ровно… глубоко…
    - Вот здесь мы и остановимся. Откройте глаза.

    - Итак, мы с вами в лесу. Как здесь красиво!

    - Кого же мы здесь встречаем, отгадайте!
    Возле дуба острым рылом

    Деловито землю рыл он,

    Видно, желуди искал

    Я пугать его не стал.

    Не спугнул и мой Полкан,

    Очень грозен был … кабан
    - А кто может рассказать нам об этом животном? Сообщения учащихся.

    Кабаны живут в наших лесах еще со времен первобытных людей. У них очень большая голова и короткое туловище. У самцов огромные клаки, которые к старости закручиваются и, врезаясь в нижние челюсти, уже не могут служить оружием. Кабаны – всеядные животные. Едят мелких животных, особенно грызунов, ветки и кору деревьев и кустарников, плоды и семена разных растений. Любимое блюдо – земляные черви. Основной враг кабана – волк.

    - Ребята, а кто еще обитает в лесах Краснодарского края? (зайцы, лисы…)



    Медведь – крупный хищник леса. Правда чистым хищником его считать трудно, ибо большую часть корма составляет растительная пища (трава, корешки, ягоды, плоды, насекомые). Редко удается этому животному поймать косулю или лося. Медведь – большой лакомка. В малиннике может сидеть хоть весь день и обсасывать усыпанные ягодами ветки.
    - А кто же еще живет в лесу. Отгадайте.
    Трав копытами касаясь,

    Ходит по лесу красавец,

    Ходит смело и легко,

    Рога раскинув широко. Олень
    Олень – очень красивое животное. Главное его украшение – ветвистые рога.
    А кто из вас знает, олени травоядные животные или хищники?

    - А вот еще один обитатель лесной зоны.

    Зверь большой идет куда-то,

    На голове рога – лопатой.

    С ним шутить не вздумай, брось!

    Потому что это … (Лось)

    - А что еще вы знаете об этом животном?

    Лось красивое стройное животное, с грубой шерстью коричневой окраски. Высота его до двух метров, а вес до 700 кг. Лоси нетребовательны к пище – летом едят траву, а зимой кору и ветки деревьев. При появлении хищника лось ищет спасения в воде. Он в состоянии проплыть много километров.
    - Так, где обитают эти животные? (В лесу)

    - А вот еще один интересный зверек.


    Немытое в рот

    Ни за что не возьмет.

    И ты будь таким

    Как чистюля … (Енот)
    Енот – хищник. Питается мелкими животными: лягушками, рыбой, раками.

    На суше енот роет землю в поисках дождевых червей, насекомых.
    - А кто знает, почему енота называют полоскуном? (Прежде, чем съесть пищу, еноты окунают ее в воду, будто хотят вымыть)
    - А какие из этих животных могут обитать и в лесу, и в степи?

    - Видите, как много разных животных обитает в нашем крае. О некоторых из них мы узнали много интересного.


    IV. Домашнее задание.
    На дом я предложу вам два задания. Каждый из вас выберет то задание, которое больше понравилось.

    Первое задание. Напишите сочинение о любом животном Краснодарского края.

    Второе задание. Прочитайте в книгах, справочниках, журналах о животных, которые обитают на Кубани и приготовьтесь рассказать об этом в классе.

    - Некоторые ребята уже начали эту работу, они подготовили для вас сообщения. Мы продолжим эту работу и создадим свою книгу «Животные Кубани».


    V. Обобщение изученного материала.

    - Наше путешествие подходит к концу. Пора возвращаться домой.



    Игра «Угадай животное» (Класс делится на две команды. Каждой команде дается карточка с изображением животного. Задание - рассказать о своем животном по плану так, чтобы другая команда отгадала о каком животном идет речь).

    План


    1. Где обитает животное?

    2. Рассмотри внешний вид животного и опиши его по плану: окраска, величина, форма, чем покрыто тело.

    3. Вспомни, чем питается, как передвигается, как добывает пищу.

    4. Составь рассказ об этом животном.

    - Молодцы, вы справились с заданием.

    - Вот и закончилось наше путешествие. Мы прибыли домой.

    - А в нашем Гулькевичском районе в прибрежных лесах над рекой Кубанью обитают лисы, кабаны, ондатра, заяц-русак.

    - Итак, с какими животными мы сегодня познакомились поближе?



    Все животные, о которых мы с вами говорили это лишь малая часть того, кто населяет наш Краснодарский край. На следующем уроке мы продолжим наше путешествие. Спасибо за урок, вы хорошо потрудились.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Урок кубановедения 3 класс «дикие животные краснодарского края»

    Скачать 98.03 Kb.