• Основные понятия и термины
  • Вводное слово учителя. I
  • В процессе организационного этапа
  • V. На этапе проверки и обобщения

  • Скачать 60.31 Kb.


    Дата27.01.2019
    Размер60.31 Kb.
    ТипУрок

    Скачать 60.31 Kb.

    Урок лабораторное занятие. 2. 03. 2015 г. В, Б классы. 51 человек



    ТЕМА. «РУССКАЯ ПРАВДА» - ПЕРВЫЙ СВОД ЗАКОНОВ КИЕВСКОЙ РУСИ. СТАНОВЛЕНИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ НА РУСИ.

    Урок — лабораторное занятие.

    02.03.2015 г. 6 В, Б классы. 51 человек.

    Андриянова Т. А. учитель истории и обществознания

    Цель урока:- раскрыть этапы становления судебной системы на Руси;

    - ознакомить с личностью Ярослава Мудрого;

    - формировать навыки работы с документами;

    - обучать умениям выражать и отстаивать свою точку зрения.



    Основные понятия и термины: закон, право, гривна, челядин, огнищанин, холоп, закуп, рядович, тиун, смерд, мир, вервь, изгой, «Русская Правда».

    Ход урока.

    Вводное слово учителя.

    I. Непосредственной работе учеников с документом напоминаю основные черты, указывающие на процесс образования раннефеодального государства у восточных славян в IX—XI вв.:

    1) объединение территорий и племен;

    2) организация оборонительных укреплений;

    3) усиление княжеской власти;

    4) введение государственной религии;

    5) принятие законов.

    Ученики принимают активное участие в этом разговоре, вспоминая, с именами и делами каких киевских князей связаны эти нововведения.

    II. Акцентирую внимание на последнем признаке, предлагаю классу решить нестандартную хронологическую за­дачу: «В лето 6453 г. в Киевском государстве было совершено преступление, за которое его виновники расплатились совсем

    иначе, чем это могло быть в конце XI в. О каком историческом событии идет речь?»

    Выяснив, что имеется в виду убийство Игоря древлянами в 945 г. от Рождества Христова, учитель предлагает вспомнить, как Ольга наказала преступников и какой характер носило ее наказание. На конкретном историческом факте разводятся уже известные школь­никам понятия — «родовой обычай» и «закон» — и ставится вопрос: «Почему в процессе развития государства возникает потребность в выработке и письменном оформлении законов?» Ответы на него позволяют логично перейти и кратко изложить историю создания «Русской Правды», объяснив ее название, напомнив аналогичные факты в ранней истории франков (Салическая правда), сообщить об известных списках и редакциях древнерусского судебника

    III. Ученикам предлагается на лабораторном занятии по­знакомиться с фрагментами (отдельными статьями) «Русской Правды» Краткой редакции, считающейся наиболее ранним из­данием и связанной с именем Ярослава Мудрого. «Он, — как сообщает Новгородская первая летопись, — установил в 1016 г. жителям Новгорода «Правду и Устав списав, тако рекши им: По сей грамоте ходите, якоже списах вам, такоже держите». Веро­ятно, Ярославу Мудрому принадлежит авторство первых 18 ста­тей, остальные (с 19 по 41), по предположению историков, были составлены в 70-е гг. XI в. и называются «Правдой Ярославичей», т.е. доработаны его сыновьями.

    В процессе организационного этапа ученики делятся на не­большие рабочие группы в 3—5 человек, получают пакет докумен­тов (в него входят отдельные карточки с текстами статей: 1, И, 13, 17, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 28, 32, 33,34, 36, 37, 40).

    В тетрадях каждый ученик вычерчивает таблицу № 11 «Русская Правда» и заполняет готовую первую графу.

    Задача учащихся — подтвердить каждый из шести выводов ссылками на конкретные статьи «Русской Правды», прокоммен­тировать их содержание, осознанно используя новые термины: гривна, челядин, холоп, огнищанин, тиун, рядович, смерд, мир, вервь, изгой. (Можно предложить параллельно с таблицей состав­лять в тетради словарь понятий.

    IV. Работа с документом занимает основное время, ее результа­ты ученики фиксируют в правой части таблицы в виде краткого тезисного плана. Статьи судебника могут цитироваться по не­скольким позициям. Я в это время выполняю роль кон­сультанта и координатора групповой работы.

    Таблица 11. «Русская Правда»



    Выводы

    Законы русские

    1. В судебнике сохранились традиции родовой мести.

    Ст. 1. Предоставление права мстить за убийство свободного родственника членам семьи, но кровная месть может быть заменена денежной компенсацией…

    2. Юридически оформлено деление на свободных и несвободных.

    Ст. 1. «Если убьет свободный человек свободного…».

    Ст. 21-24, 32. Предусматриваются различные денежные выплаты за представителей свободного и несвободного населения в случае убийства.

    Ст. 25. Различные денежные выплаты за кражу коня свободного и несвободного человека.


    3. Среди свободного населения закрепляется социальное (правовое) неравенство.

    Ст. 21-24, 32. Предусматриваются различные денежные выплаты за представителей свободного и несвободного населения.

    4. Законы запрещают частную собственность (какую?).

    Ст. 33. Запрещена частная собственность на землю.

    5. В экономике Древней Руси преобладало сельское хозяйство (какие занятия существовали?).

    Ст. 26, 33. Земледелие, скотоводство.

    Ст. 36. Птицеводство.



    6. Феодальной вотчине в XI в. противостоит сельская община

    Ст. 19. Коллективная ответственность за преступление (убийство).

    V. На этапе проверки и обобщения результатов лабораторной работы ученикам предлагаются вопросы и задания.

    Вопросы и задания учащимся

    1. По «Русской Правде» приведите доказательства сравнительно вы­сокого развития хозяйства в Киевской Руси в XI в.

    2. Составьте и прокомментируйте схему социальной структуры насе­ления Древнерусского государства по «Русской Правде».

    3. Интересы каких слоев общества защищал первый русский свод законов? Свой ответ подтвердите примерами из документа.

    4. Чем объяснить сохранение родовой мести в судебнике XI в. и ее полное исчезновение в документах конца XII в.?

    5. Почему за убийство знатных людей в «Русской Правде» предусмат­ривались штрафы, разоряющие всю общину?

    6. Внимательно рассмотрите репродукцию картины И.Я. Билибина «Суд во времена "Русской Правды"». Опишите, что происходит на кня­жеском дворе. Свидетельством родового обычая или писаного права
    является происходящее?

    7. Все виры в законах Ярослава измеряются на вес серебра. Откуда оно пришло на Русь? Почему не упоминается золото? Что еще, судя по «Русской Правде», служило жителям Киевской Руси в качестве денег? О чем свидетельствует этот факт?

    8. Почему Ярослав при составлении «Правды» не взял за образец законы Византии? Почему короли Западной Европы пользовались римс­кими законами как образцом?

    9. Переведите на современный язык некоторые статьи «Русской Правды»*:

    90. «Аже смерд умрешь, то задница князю, аже будуть дщери у него дома, то дати часть на не, аже будуть за мужемъ, то не дати части им».

    92. «Аже кто умирая разделить дом своим детем, на том же стояти, паки ли без ряду умреть, то всем детем самого часть дати души».

    98. «Аже будуть робьи дети у мужа, то задници им не имати, но свобода им с материю»

    Ученики, пассивно работавшие на занятии, сдают на проверку свои тетради.



    VI. Продолжением исследования темы может быть домашнее задание:

    1. Вспомните известную картину И.Я. Билибина «Суд во времена "Русской Правды"». На княжеском дворе судят смерда Луку. Он стоит на коленях с засученными рукавами, готовясь к испытанию раскаленным железом. Со ступенек княжеских хором за происходящим наблюдают бояре. Составьте подробный рассказ с репликами участников о суде на Руси, определите, за что судят Луку и каков будет приговор. По каким


    признакам будут судить о невиновности Луки?

    2. Составьте сравнительную таблицу № 12 «Зависимое население Киевской Руси» по материалам урока, самостоятельно сформулировав вопросы для сравнения.



    Таблица 12. Зависимое население Киевской Руси

    Вопросы для сравнения

    Закуп

    Холоп

    1. Права господина по отношению к нему

    Ограничен в правах (наказание только «про дело»)

    Не ограничен в правах (мог убить, продать, отдать в работу и т. д.)

    2. Наличие хозяйства

    Имеет свое хозяйство

    Отсутствие собственного имущества

    3. Порядок и сроки перехода в зависимое состояние

    На период отработки долга – «купы»

    Пленники, по рождению, самопродажа в холопство, женитьба на рабе «без ряда», служба тиуном или ключником «без ряда». Бессрочно

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Урок лабораторное занятие. 2. 03. 2015 г. В, Б классы. 51 человек

    Скачать 60.31 Kb.