• Тема: « Лица и маски» героев повести А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка» Тип урока
  • Задачи
  • Оргмомент. Мотивационное начало урока. Слайд№1
  • Слово учителя Презентация.Слайд№2
  • Как видите, Пушкин взял на себя роль издателя, а авторство приписал провинциальному помещику. Для чего Можно ли сказать, что Пушкин примерил маску Презентация. Слайд № 4
  • .Работа с классом.
  • .Словарная работа. Работа со словарём С.И. Ожегова ( выступление 1 группы учеников)
  • Крестьянин
  • 3.Самостоятельная работа в рабочей тетради.
  • Жанровые особенности повести.
  • 4. Работа по прочитанному тексту.
  • 5. Иллюстрирование примерами из текста понятия
  • 6. Опережающее домашнее задание. (Работы второй группы)
  • Опережающее задание первой группы
  • 7.Творческая работа Музыкальная пауза
  • Опережающее домашнее задание третьей группы . Слово учителя.
  • Групповое задание третьей группы Иллюстрации к прочитанной повести А.С.Пушкина и их защита. Подведение итогов групповой работы 9. Инсценирование эпизода повести
  • 10. Фрагмент фильма « Барышня- крестьянка»

  • Скачать 165.08 Kb.


    Дата17.01.2018
    Размер165.08 Kb.
    ТипИнтегрированный урок

    Скачать 165.08 Kb.

    Урок литературы в 6 классе



    МОУ « Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Луги


    Интегрированный урок

    ( литература, история, изобразительное искусство, музыка)
    Внеклассное чтение

    по произведению А. С. Пушкина « Барышня-крестьянка»

    ( с использованием регионального компонента)

    ( 2 урока)

    Учитель русского языка и литературы

    Калинина Е.А.


    Тема: « Лица и маски» героев повести А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка»

    Тип урока: ознакомление с новым материалом
    Форма урока: интегрированный урок
    Цели: 1. Познакомить учащихся с «Повестями покойного Ивана Петровича Белкина». 2. Показать особенности языка и композиции «Повестей Белкина».

    3. Выявить жанровые особенности повести «Барышня-крестьянка».

    4. Проверить внимательность учащихся в чтении большого произведения.

    5.Развивать умение анализировать характер персонажа художественного произведения.



    Задачи:

    Развивающие:

    Развивать умение самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации, воспитывать любовь к классической музыке и литературе, к творчеству А.С. Пушкина в частности, внимательно относиться к лексическому значению слов; умение сравнивать, находить общее и различие; развивать эмоции и чувства детей. Развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельной.



    Обучающие:

    Развивать умения у учеников видеть произведение в единстве содержания и формы, уметь анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности, умение находить изобразительно-выразительные средства языка в художественном произведении, расширить знания учащихся о произведения А.С.Пушкина с помощью работы с различными источниками информации



    Воспитывающие:

    Воспитывать любовь и уважение к творчеству А.С.Пушкина, Н.А. Римского- Корсакова, гордость за своё национальное искусство, Повышать ответственность не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива. Воспитывать нравственные качества на примере произведений А.С. Пушкина, их проблематики и идейного звучания.


    Оборудование: портрет А.С. Пушкина, компьютерная презентация «А.С. Пушкин «Повести Белкина», презентация « Лужские мастера живописи», «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, фонограмма оперы « Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова, фрагменты художественного фильма Алексея Сахарова «Барышня-крестьянка».

    Методические приёмы: рассказ учащихся, выразительное чтение стихотворения, отрывков из повести и их анализ, прослушивание музыкального произведения, устное рисование, самооценка и взаимооценивание.

    Опережающие задания: весь класс был поделён на три группы и занимался подбором материала, совместно с родителями учащиеся должны были просмотреть художественный фильм по произведению А.С.Пушкина, прочитать повесть.

    Группы подготовили:

    -краткий рассказ по биографии и творчеству художников, композитора

    -нарисовали иллюстрации к повести А.С.Пушкина

    -подготовили музыкальное сопровождение выступления



    -выразительное исполнение стихотворения и чтение эпизода повести
    Ход урока

    Оргмомент. Мотивационное начало урока.

    Слайд№1 , изображающий маски. Ученик читает стихотворение В.Высоцкого «Маски».

    Учитель: Предположите, почему наш урок начинается с разговора о масках? Как вы полагаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

    Учитель сообщает, что тема урока «Лица и маски» героев повести А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка».

    Слово учителя

    Презентация.Слайд№2
    Ребята, сегодня вы познакомитесь со сборником повестей А.С.Пушкина, объединённых под общим названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».

    «Повести Белкина» - первые доведённые Пушкиным до конца и напечатанные им прозаические повести. Весь цикл, по-видимому, был задуман раньше 1830 года (возможно, осенью 1829г.), но целиком осуществлён только в 1830 году в знаменитую Болдинскую осень. Повести были написаны в следующем порядке: «Гробовщик» - 9 сентября, «Станционный смотритель» - 14 сентября, «Барышня-крестьянка» - 20 сентября, «Выстрел» - 14 октября, «Метель» - 20 октября. Судя по сохранившемуся списку, именно в таком порядке Пушкин собирался печатать свои повести, но затем две последние передвинул на первое место.


    Презентация. Слайд № 3

    Пушкин подготовил к печати «Повести Белкина» летом 1831года в Царском Селе. Они вышли в свет отдельной книжкой в конце октября 1831года под заголовком « Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.». Как видите, Пушкин взял на себя роль издателя, а авторство приписал провинциальному помещику. Для чего? Можно ли сказать, что Пушкин примерил маску ?


    Презентация. Слайд № 4 Содержание повестей – бытовые истории, случаи и происшествия, случившиеся в провинции. Героями являются люди различного происхождения и разных профессий – это и гробовщик, и станционный смотритель с дочкой, и провинциальные барышни, и помещики, и офицеры.

    .Работа с классом.

    1.Беседа с учащимися.
    Ребята, сегодня к уроку внеклассного чтения вы подготовили повесть «Барышня-крестьянка». Презентация. Слайд № 5

    Давайте пройдёмся по страницам повести. Послушаем автора Ивана Петровича Белкина, познакомимся с некоторыми героями произведения.

    Поживем с героями повести в 19 веке, условно назовем эту эпоху – пушкинская.

    Что вы знаете о первой половине 19 века?

    (существовало два класса: дворянство и крестьяне)
    2.Словарная работа. Работа со словарём С.И. Ожегова ( выступление 1 группы учеников)
    Дворянство - в феодальном и, позднее, в капиталистическом обществе: привилегированный господствующий эксплуататорский класс (из помещиков и выслужившихся чиновников). (По словарю С.Ожегова)
    Крестьянин - те, кто занят обработкой земли как основной профессией, земледелец. (По словарю С.Ожегова)


    Крепостной – относящийся к общественному строю, при котором помещик имел право на принудительный труд, имущество и личность принадлежащих ему крестьян. (По словарю С.Ожегова)

    Слово учителя. Существовало дворянство столичное и поместное. Большая часть дворянства предпочитала шумным городам жизнь в уединенных уголках России. Сам Пушкин любил посещать Болдино, Михайловское, бывал проездом в Луге, а в Москве и Петербурге он чувствовал себя не очень уютно. Ему среди деревенского пейзажа лучше писалось, особенно в осеннюю пору.

    3.Самостоятельная работа в рабочей тетради.
    Вы уже знаете, что существуют различные жанры эпических произведений.

    - Как мы озаглавим в тетради этот этап нашей работы?



    - Попробуйте сами сформулировать особенности повести как эпического жанра, основываясь на прочитанном материале. Ответив на вопросы, определите жанровые особенности ПОВЕСТИ


    1. Много ли событий происходит в жизни главного героя повести?

    2. Сколько главных героев в повести при большом количестве действующих лиц?

    3. Сколько в повести сюжетных линий, связанных с главным героем?

    4. Меняется ли характер героя повести?

    5. Могут ли повести быть лирическими, бытовыми, сатирическими, юмористическими, фантастическими, историческими и т.д.?

    6. Имеет ли значение объём повести?

    7. Важен ли образ повествователя?

    Запись в тетради приобретает следующий вид:



    Жанровые особенности повести.
    1. В повести в жизни главного героя происходит много событий.

    2. В повести 1 – 2 главных героя при большом количестве действующих лиц.

    3. В повести одна сюжетная линия, связанная с главным героем.

    4. Характер героя не меняется.

    5. Повести могут быть лирическими, бытовыми, сатирическими, юмористическими, фантастическими, историческими и т.д.

    6. Объем не имеет значения: повести бывают и большими и небольшими по объёму.

    7. Важен образ повествователя.
    4. Работа по прочитанному тексту.
    - Кто является главной героиней повести?

    - Почему так много уделено внимания взаимоотношениям Ивана Петровича Берестова и Григория Ивановича Муромского? (Не будь эти два героя в неприязненных отношениях по отношению друг к другу, сюжет развивался бы совершенно по другому сценарию)

    - Дочерью кого из них является Лиза? (Г.И.Муромского)

    - Как звали сына И.П. Берестова? (Алексей)

    - Кто по происхождению все перечисленные ранее герои? (Дворяне)

    Какие картины жизни провинциального дворянства возникают при чтении повести? (обеды, отдых, охота, гости.)

    - А теперь самое главное: кто рассказывает читателю историю Лизы и Алексея? А.С. Пушкин? Присутствует ли он как действующее лицо? Найдите знак присутствия автора-повествователя.
    Итак, ещё раз повторим, что повесть входит в цикл "Повести Ивана Петровича Белкина". А.С. Пушкин не только их написал, но еще и выдумал автора-повествователя Белкина
    - Почему повесть называется «Барышня-крестьянка»?
    5. Иллюстрирование примерами из текста понятия «антитеза»

    а) Муромский – Берестов


    б) барыня – крестьянка
    в) отношения между дворянами и крестьянами, показанные А.С.Пушкиным в произведении – реальные жизненные отношения в 19 веке.
    6. Опережающее домашнее задание. (Работы второй группы)
    Прочите подготовленные вами характеристики главных героев.
    Слайд презентации № 5

    1.Портрет

    2.Воспитание

    3.Характер

    Есть ли в повести портреты других героев? (Учащиеся рассказывают о том, что в повести есть второстепенные герои.)

    Опережающее задание первой группы

    - Дома вы просмотрели фильм « Барышня – крестьянка». Заметили ли вы разницу, ведь фильм – это иное искусство. Учащиеся зачитывают свои наблюдения и приходят к выводу:

    Фильм помог оживить героев повести.

    Язык текста и фильма различаются.

    Многие эпизоды в повести отсутствуют или только упоминаются.

    Киноэпизоды помогают больше узнать о героях и их поступках.

    - Что же интереснее: читать повесть или смотреть фильм?

    Учащиеся приходят к выводу, что искусство слова и искусство кино друг друга дополняют.



    7.Творческая работа

    Музыкальная пауза

    Музыка Римского-Корсакова напитана красотой нашего лужского края. И он, как талантливый живописец, показывая нам свои изумительные пейзажи, говорит нам: смотрите, в какой красоте вы живёте; наслаждайтесь ею, как наслаждаюсь я; берегите её, потому что такого нет нигде в мире!

    Но самое удивительное в том, что именно на лужской земле под музыку Римского-Корсакова зазвучит необыкновенно чистым и вдохновенным голосом муза Пушкина. Именно отсюда разлетятся по всему свету такие шедевры, как оперы «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок». Пленительная музыка выпорхнет отсюда, покоряя мир и прославляя не только наш край, но и всю Россию. (Прослушивание небольшого фрагмента оперы)

    Работа по карточкам (приложение №3) Учащиеся рассказывают (с опорой на подчёркнутые слова) о своих чувствах, ощущениях при прослушивании фрагмента оперы « Сказка о царе «Салтане» Римского-Корсакова.

    Работа с текстом

    Найдите описание пейзажа. Прочитаем отрывок - описание утра, начинающийся со слов «Заря сияла на востоке…»


    - Как пейзаж помогает передать состояние Лизы перед первой встречей с Алексеем?

    -Какие выразительно-изобразительные средства использует автор в этом отрывке?



    Опережающее домашнее задание третьей группы.

    Слово учителя.

    -Есть ли связь между писателями и художниками?

    -Можно ли проиллюстрировать природу?

    -Как мы называем картины, на которых изображена природа?

    -Каких лужских художников, изображавших природу, вы знаете?
    Ученики рассказывают о русской природе, изображённой на полотнах лужских художников: В. Шубина, Н. Пашко, С Юдина, В. Безбородова, о которых можно сказать: « Они разводят краски нежностью, прославляя край родной» (Презентация « Лужские мастера живописи»)

    - Какие краски использовали бы вы, рисуя это утро, рощу?

    - Что такое пейзаж?
    Обратимся к определению, что такое пейзаж в литературном произведении.

    Пейзаж –1) вид какой-либо местности;

    2) рисунок, картина, изображающая природу, вид, а также описание природы в литературном произведении. (По словарю С.И.Ожегова)



    Групповое задание третьей группы Иллюстрации к прочитанной повести А.С.Пушкина и их защита.
    Подведение итогов групповой работы
    9. Инсценирование эпизода повести
    Свидание Лизы и Алексея Берестова.
    10. Фрагмент фильма « Барышня- крестьянка»

    Просмотрите фрагмент, где Г.И.Муромский принимает гостей – Берестовых, отца и сына.

    - Как выглядели барские усадьбы русских дворян? Расскажите об этом, опираясь на увиденное во время экскурсии в усадьбу Римского-Корсакова или просмотр фильма «Барышня-крестьянка».

    - Какая мебель, что украшало залы.

    - Вспомните, какую роль в художественном произведении выполняет интерьер?

    Итоговое слово учителя.

    - Интересно ли было читать это произведение?


    (Повесть «Барышня-крестьянка» - весёлое лёгкое произведение, в котором встречаются эпизоды, вызывающие добрую улыбку.) Крестьянская девушка Настя и дочь помещика Лиза – подруги. Помещик Алексей Берестов играет в горелки со слугами и готов жениться на дочери кузница Акулине.

    - Это было нормой жизни в ту эпоху? (Нет. Норма жизни – трагедия Владимира Дубровского)

    Конечно, такие отношения между помещиками и крестьянами не характерны для эпохи 19 века, но и не являются исключением. А.С.Пушкин был за нормальные человеческие отношения между людьми, не зависящие от происхождения (дворянского или крестьянского).

    Эта повесть о вечных ценностях: любви, взаимопонимании, прощении, красоте природы.

    Она вызывает интерес и в наше время. По повести снят кинофильм «Барышня-крестьянка».


    Рефлексия.

    - Почему повесть имеет такое название?

    - Кто из героев повести понравился больше всех?

    - Хотите ли вы познакомиться с другими повестями А. С. Пушкина?

    - Имена каких мастеров искусства сегодня прозвучали?


    Хочу пожелать вам:

    Не прячьте за масками ваши лица,

    Светлые, искренние и честные.

    Будьте свободными, как те птицы,

    Полётом своим опьянённые.
    Домашнее задание:

    Задания 25-28 в тетрадях на печатной основе ( блицопрос, кроссворд, игра «Расположи цитаты в том порядке, в каком они идут в произведении»)



    Использованная литература:


    1 .В.П.Полухина, «Методические рекомендации к учеб.- хрестоматии литературы 6 кл.». - М.: «Просвещение», 2013


    2 .Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим...: Вопросы и задания по лит-ре. : 6 кл. -М.: «Просвещение», 2006
    3. С.И.Ожегов «Словарь русского языка».- М.: «Русский язык», 1983

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Урок литературы в 6 классе

    Скачать 165.08 Kb.