• Задачи урока
  • Предполагаемые личностные и метапредметные результаты



  • Дата18.05.2018
    Размер84.2 Kb.
    ТипУрок

    Урок литературного чтения 3 класс умк «Гармония» Тема урока : В. Драгунский «Тайное становится явным»



    С.В.Внученкова

    Урок литературного чтения

    3 класс УМК «Гармония»



    Тема урока: В. Драгунский «Тайное становится явным».

    Цель урока: познакомить учащихся с содержанием рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным».

    Задачи урока:

    - формировать деятельную жизненную позицию: умение выдвигать предположения, отстаивать свою позицию, сравнивать, делать выводы;

    - развивать мышление, воображение, память, связную речь;

    - воспитывать чувство взаимопомощи при работе в группе;

    - реализовывать творческие способности школьников.

    Предполагаемые личностные и метапредметные результаты:

    - овладение навыками смыслового чтения теста в соответствии с целями и задачами;

    - формирование умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

    - развитие навыков сотрудничества;

    - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

    Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

    Ход урока.


    1. Оргмомент.

    Друг на друга посмотрели,

    Улыбнулись, тихо сели.

    Пожелаем друг другу успешной работы и начнем наш урок.


    1. Проверка домашнего задания.

    – Что было задано на дом? (Выразительное чтение сказки Дж. Родари «Солнце и Туча».

    При чтении передать характеры персонажей и выразить идею произведения. Оценивание своего чтения. ( Как ты оцениваешь свое чтение? Согласны ли с тобой одноклассники?)



    1. Знакомство с новым материалом.

    - Вчера мы закончили тему, которая называлась «Много хватать – свое потерять». Чему научили произведения, которые читали в этой теме?

    - Сегодня мы начнем изучать новую тему и прочитаем новое произведение, но вначале я вам предлагаю литературную викторину. (Викторину проводят подготовленные ученики).

    1) Мы очень веселились и танцевали. И я тоже танцевал, но все время спотыкался и чуть не падал из-за больших сапог, и шляпа тоже, как назло, постоянно съезжала почти до подбородка.

    А потом наша вожатая Люся вышла на сцену и сказала звонким голосом:

    - Просим… выйти сюда для получения первой премии за лучший костюм. («Кот в сапогах).

    2) Он подошел, а я сказал ему:

    - Я все видел. Если сейчас же не принесешь кость, я всем расскажу. Он ужасно покраснел. То есть, конечно, он может быть, и не покраснел, но вид у него был такой, что ему очень стыдно, и он прямо покраснел. Вот какой умный! Поскакал на своих троих куда-то, и вот уже вернулся, и в зубах несет кость. И тихо так, вежливо положил… Она посмотрела чуть-чуть искоса своими желтыми глазами и улыбнулась – простила значит! («Дымка и Антон»)

    3) А мы остались возле елки.

    Она лежала большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом, что мы стояли как дураки и улыбались. Потом Аленка взялась за одну веточку и сказала:

    - Смотрите, а на елке сыски висят.

    «Сыски»! Это она неправильно сказала! Мы с Мишкой так и покатились. Мы смеялись с ним оба одинаково, но потом Мишка стал смеяться громче, чтоб меня пересмеять. («Заколдованная буква»)

    4) Тогда я сказал:

    - Павля, а научи-ка меня, как по-английски «раз, два, три».

    - Я этого еще не изучал, - сказал Павля.

    - А что же ты изучил? – закричал я.

    - За два месяца ты все-таки хоть что-нибудь-то изучил?

    - Я изучил, как по-английски «Петя», - сказал Павля.

    -Ну, как?

    - «Пит»! – торжествующе объявил Павля.- По-английски «Петя» будет «Пит». (Англичанин Павля)

    5) И вдруг на арену выбежала маленькая девочка. У нее были синие-синие глаза, и вокруг них были длинные ресницы. Я таких девочек никогда не видел. Все они были обыкновенные, а эта какая-то особенная. (Девочка на шаре»)

    - Что объединяет все эти произведения? (Их написал Виктор Драгунский)

    Биография писателя (читает или рассказывает учитель). Показывается портрет.

    Виктор Драгунский родился в 1913 году в Америке, где его родители получали образование. После рождения сына возвратились в Россию. Рано потеряв отца, с 16 лет начал самостоятельную жизнь: работал токарем, лодочником, актером театра, был цирковым клоуном. Но больше всего на свете Виктора манил театр, цирк, эстрада, возможность веселить, радовать людей. Он организовывал небольшие театральные группы. Артисты в них пели, танцевали, разыгрывали сценки. Виктор Драгунский признался, что глядя, как зрители, особенно дети, получают удовольствие от клоунов, ему больше всего хотелось быть клоуном. Но ведь зрители смеются не только над смешной внешностью клоунов, но и над тем, что они делают на манеже, и прежде всего над тем, что они говорят. Самое главное придумывать веселый и умный текст для клоунов. Вот этим-то и занимался Виктор Драгунский. Он писал репризы (текст для клоунов), эстрадные сценки, песни. Написал несколько повестей, много юмористических рассказов, но главная его книга «Денискины рассказы». Это веселые и жизнерадостные рассказы о городских мальчишках: Дениске и его друзьях. Примером главного героя этих рассказов был сын Драгунского –Дениска, а в образе папы легко узнать самого писателя.

    Знакомство с выставкой книг В. Драгунского.

    - Посмотрите внимательно на выставку его книг. Это маленькая часть его произведений.

    - Как вы думаете, о ком и для кого писал Виктор Драгунский? (О детях и для детей)

    - Сегодня мы познакомимся с одним из его произведений. Так называется и новая тема.

    - Как вы думаете, о чем может пойти речь в этом произведении судя по названию.

    - Что такое тайна? (Высказывания детей)

    - Где мы можем посмотреть значение слова? (В толковом словаре)

    Знакомство со словарем Ожегова.


    1. Нечто скрываемое от других, известное не всем.

    2. Нечто неразгаданное, еще не познанное.

    3. Скрытая причина чего-либо.

    - Как вы понимаете слово явным? (Становится известным, всем доступный, очевидный).

    - В произведении встретятся незнакомые для вас слова. Сейчас мы с ними познакомимся. (слайды)

    «Грановитая палата» - памятник архитектуры в Московском Кремле. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского государства.

    - Как думаете, какого человека называют интеллигентным?

    Давайте прочитаем значение этого слова, как оно дается в толковом словаре.

    Это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть человек, обладающий образование и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры.

    - Что обозначает слово клевета? Прочитаем значение этого слова в толковом словаре.

    Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений.

    - Подберите синонимы к этому слову. (Ложь, вранье, выдумка, наговор).

    - И последнее слово язвительный – что это значит? (Злобно-насмешливый, стремящийся досадить)

    - Подберем синонимы (злой, обидный, резкий, ядовитый, колкий).

    4. Первичное восприятие текста.

    Просмотр мультфильма.

    - Понравилось ли произведение?

    - Какое впечатление произвело оно на вас?

    Физкультминутка.

    Усовершенствование каши.

    - пошлепал ложкой (похлопать в ладоши)

    - посолил (взять соль слева – поворот)

    - посыпал сахару (взять сахар справа –поворот)

    - долил кипятку (кипяток сзади у соседа)

    -вылил в кашу всю баночку хрена (хрен стоит внизу в столе)

    - глаза на лоб полезли (вытаращили глаза)

    - вылил в окно

    - Сделайте глаза такими круглыми, как крыжовник, посмотрите друг на друга, такими глазами, как мама посмотрела на Дениску.

    5. Повторное чтение по частям. Прочитаем рассказ и посмотрим, как автор относится к герою, к его поступку, и что он хотел сказать словами «тайное становится явным».

    1 часть (до слов «ложись-ка ты спать»)

    - Что однажды услышал Денис от мамы?

    - Почему Дениска заинтересовался маминой фразой «тайное становится явным»?

    - Как мама объяснила слова «тайное становится явным»?

    2 часть (до слов « … я ей давлюсь!...»)

    - Из-за чего произошел конфликт между мамой и Дениской?

    - Как вообще можно разрешить конфликт? (Уступить, договориться).

    3 часть (до слов «И мама ушла на кухню»). Чтение разведка.

    - Сейчас вы сходите в разведку. Разведка работает в полной тишине и добывает ценные сведения. Вы прочитаете 3 часть рассказа и после возвращения из разведки должны будете сказать, как ршили конфликт мама и Дениска? (Договорились, нашли контромис).

    4 часть (до слов «Ну вставай, одевайся…)

    - Как поступил Дениска?

    - Почему Дениска выбросил кашу в окно?

    - Что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее? (пошлепал ложкой, посолил, посыпал сахару, долил кипятку, вылил в кашу всю баночку хрена).

    - Почему Дениска потерял сознание?

    - О чем он думал в этот момент?

    - Почему мама решила, что Дениска съел кашу?

    - Что испытала мама, увидев пустую тарелку?

    - Почему Дениска не рассказал маме правду?

    5 часть ( чтение рассказа до конца)

    - Дверь отворилась и … какие новые герои появились? ( Милиционер и пострадавший)

    - О чем подумал Дениска, увидев пострадавших?

    - Какие чувства испытал мальчик?

    - А что испытала мама?

    - По какой причине Денис понял, что мама очень рассердилась?

    Прочитайте об этом.

    - Почему мама не стала ругать сына?

    5. Работа в группах.

    1 группа. Работа с карточками. Переставь фразы из рассказа по порядку.

    «Видеть не могу манную кашу»

    «Вы выливаете разную гадость в окно»

    «Ты должен съесть все до конца»

    «Ты это запомнил на всю жизнь?»

    «А я остался с кашей наедине»

    2 группа. Составить план, карточки рассыпались.

    Денис задумался над словами «Тайное становится явным».

    Завтрак.


    Предложение мамы.

    Мучение с кашей и избавление от нее.

    Возмущение милиционера.

    Пострадавший дяденька.

    Рассерженная мама.

    Урок на всю жизнь.

    3 группа. Из «Копилки слов» выбрать слова, характеризующие Дениску и его маму.

    Дениска – озорной, хитрый, догадливый.

    Мама – мудрая, заботливая, строгая, догадливая, справедливая.

    7. Итог.


    - Почти 400 лет назад испанский историк Мигель Сервантес сказал «Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой».

    (О правде всегда узнают). Слайд.

    - Подходит ли это выражение к теме нашего урока?

    - Вспомните русскую пословицу на эту тему. (Шила в мешке не утаишь).

    - Было ли в твоей жизни что-то подобное, когда тайное становится явным.

    8. Рефлексия.

    - У вас на партах лежат смайлики. Если поняли, что тайное обязательно станет явным, то возьмите красный смайлик. Если считаете, что плохой поступок нужно скрыть, то возьмите желтый смайлик. Если вы никаких выводов не сделали, то возьмите зеленый.

    Закончите предложение.

    После сегодняшнего урока я понял(а), что…

    Я сделал (а) вывод, что… (Невозможно скрыть то, что само себя обнаруживает, выдает. Правду не скроешь. Обязательно то, что пытаешься скрыть, станет явным.

    9.Домашнее задание.

    Подготовить чтение по ролям отрывок.

    «Юному человеку нужны все витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо Виктор Драгунский.

    Читайте рассказы Драгунского и получайте нравственные витамины»!



    (Поэт Яков Аким, близкий друг Драгуского)

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Урок литературного чтения 3 класс умк «Гармония» Тема урока : В. Драгунский «Тайное становится явным»