• Знаете ли вы страну такую
  • Команды за работой

  • Скачать 78.36 Kb.


    Дата12.08.2018
    Размер78.36 Kb.
    ТипИнтегрированный урок

    Скачать 78.36 Kb.

    Урок математики и географии в 6 классе/ Учитель математики Б. Карачкинской оош



    Сестры науки о Чувашском крае

    /интегрированный урок математики и географии в 6 классе/

    Учитель математики Б.Карачкинской ООШ

    Моргаушского района Прокопьева Р.В.

    Большое Карачкино,2002




    Учебно-воспитательные цели урока:

    Воспитывать любовь к России и малой родине- Чувашской Республике, патриотизм и гордость за свою республику;

    C использованием нематематической информации из области географии воспитывать у учащихся любознательность, стремление познавать новое, рас-ширить их кругозор;

    Показать, что математика не такая сухая наука, как её привыкли называть, с любым числом, задачей можно связать интересные сведения из других областей.



    Оборудование:

    1/физическая карта России и Чувашии, атлас /адм. деление/;

    2/герб и флаг России и Чувашии;

    3/Волга в разное время года и суток, ГЭС и плотина /фотографии/;

    4/фотографии озёр;

    5/люди Чувашии, их хозяйственная деятельность.

    Тема: Сестры науки о Чувашском крае.

    “В жизни все подлежит исчислению”


    1. Сегодня у нас не совсем обычный урок математики. Почему он необычный, вы узнаете чуть по-позже. А пока повторяем дроби.

    3/10 +2/15 =


    4/9 – 1/6 =
    3/5 * 5 =
    <1/2> =
    2/3 / 2/7 =
    1 – 3/7 =
    15 – 1- =

    Теперь посмотрите на этот плакат, он поможет вам прочитать ключевое слова нашего урока. И я вам скажу, почему урок математики не совсем обычный.

    Родина – это ширь без конца и края и березка под маминым окном. Родина – это необъятная Россия и малая ее часть – Чувашская Республика / показать на физической карте России всю Россию и Чувашскую Республику, а затем отдельную карту ЧР /.Когда повидавшему Землю человеку задали старый вопрос “Где лучше? Какое место красивее всех?”. Он ответил: ”Красивых мест много. Но каждому дорог тот уголок на Земле, где родился и вырос, где стал Человеком”.

    Для всех нас такой уголок – Чувашский край. Каждый из нас любит и видит этот край по-своему. Известный чувашский поэт Хузангай написал об этой земле так:


    Знаете ли вы страну такую


    Древнюю и вечно молодую,

    Где в лесу тетерева токуют,-

    Словно песней сердце заколдуют,

    Где коль праздник – от души ликуют,

    Коль работа – гору дай любую.

    2.

    Первое, что бросается в глаза – это территория. На что она похожа? /лист какого дерева напоминает?/ Символически как дубовый лист, в знак того, что это Родина могучих дубов. Поговорим о размерах, площади нашей Республики.


    Индивидуальное задание 1.

    Определить географические координаты крайних точек Чувашской Респуб – лики / по атласу с административным делением России /.


    Индивидуальное задание 2.

    Протяженность Чувашской Республики с севера на юг 190 км.Изобразите в тетради это расстояние в масштабе 1/10000000


    Индивидуальное задание 3.

    Протяженность Чувашской Республики с севера на юг 190 км. Изобразите это расстояние в масштабе 1/600000.


    Пока 3 ученика работают над индивидуальными заданиями, мы поговорим о площади.

    Общее задание 4.

    Найдите значение выражения, оно выражает площадь Республики в кв. км.

    <3,91 / 2,3 * 5- + 9,12> * 100 =

    3. Каково население Чувашии?


    Плакат: 67% чуваши

    27% русские

    2,7% татары

    1,4% мордва

    1,9% другие

    всего более 40 национальностей.


    Задание: Если на территории Чувашии проживают 367200 человек русских, то какова общая численность Республики.
    4. А теперь поговорим о водах Чувашии.

    Вы недавно закончили тему “Гидросфера” и знаете, из чего сложена гидросфера земли. Воды Чувашии сложены всеми типами, кроме ледников и вечной мерзлоты. Это подземные воды, поверхностные воды /реки, озера, пруды, Чебоксарское водохранилище, болота /.

    Подземные воды повсеместны, частично минерализованы /т.е. солёность более 1 %/.

    Внутренние воды формируются за счет атмосферных осадков /в год 9км. воды/. Около половины уходит на испарение, часть просачивается, пополняя уровень грунтовых вод, а часть стекает по поверхности. К вашему сведению: на территории республики 25 тысяч рек и речушек, длины от 0,1 км до 173 км. Общая протяжённость около 9000 км. Около 400 озёр, по происхождению- карстовые, старицы, междюнные, искусственные.

    А главная река республики /Волга/ /показывают на карте/
    Волга.

    Когда-то выбежала Волга

    Послушать голос ветерка,

    Сбежать с Валдая ненадолго

    А получилось- навека

    Какие острые пороги

    То солнце жжёт, а то мороз.

    Такие жёсткие дороги

    Шутя идёт она всерьёз.
    Свои прекрасные строки посвящали Волге писатели и поэты, красоту Волги описывали художники, а музыканты сложили песни./фотографии Волги/.

    Сейчас вы получите групповые задания и самостоятельно поработаете . Каждое задание содержит не просто задачу, но и дополнительный вопрос и проблему. Работаете сообща группами.


    Задание 1.

    Длина Волги 3520 км. На протяжении 90% своей длины эта река равнинная, и лишь на 1/44 части остатка река имеет пороги. Определите длину порожистого участка Волги.

    Внимательно посмотрите на ответ задачи – это количество крупнейших сооружений на матушке-Волге.Что это за сооружения? Можно ли такое же сооружение построить на Волге ещё? Свой ответ обоснуйте.

    Решение:


    1. 0,9=3168 км.

    Остаток 3520-3168=352км.

    1/44 часть от остатка 352 1/44=8 Ответ:8км.

    Чебоксарская ГЭС – завершающая ступень каскада эл/станций на Волге.

    /Всего на Волге 8 ГЭС и водохранилищ./Она дала не только энергию для новостроек, но и улучшила условия судоходства и автоперевозок.

    Экология.

    Но с каждым сооружением изменяется окружающая среда, природа перестраивается. На каком – то этапе природа может не перестроиться. Экологические вопросы не позволяют внедриться человеку вновь и вновь. Экология оставляет желать лучшего, предотвратить дальнейшие загрязнения.
    Задание 2.

    Площадь самого большого озера –Большого Лебединого –30,2га. А площадь самого глубокого озера Чувашии составляет всего 13 % от площади Б.Лебединого. Какова площадь самого глубокого озера?

    Самое глубокое озеро находится на территории Моргаушского района.Как называется это озеро? Какова его глубина?

    Решение:

    30,2 0,13=3,926 / 4га/

    Это Сюткуль, S=4 га.,H=17-18 м.
    Задание 3.

    Самые распространенные в Чувашии озёра – искусственные, они составляют 40% от всех озёр, а карстовые /или провальные/ всего 18%. Сколько искусствен-ых и карстовых озёр в Чувашии, если всего озёр 385?

    Попробуйте обьяснить, какие озёра называются искусственными, а какие карстовыми?
    Решение:

    0,4=1540/искусственные/


    1. 0,18=69/карстовые/

    Искусственные озёра – это обычно озёра – копани, образованные на месте торфоразработок или заброшенных глиняных карьеров. Они обычно имеют небольшие площади. Карстовые – их котловины связаны с карстовыми процессами в растворимых горных породах, залегающих на глубине /гипс, известняк,ангидриды, доломиты/. Эти озёра обычно глубокие и имеют округлые очертания.

    Задание 4.

    Всего в Республике около 400 болот различной величины. Половина - в Марийской низине /левобережье, или Заволжье /, 30% в долине реки Суры. Сколько болот в Заволжье, а сколько в Засурье?

    Почему болот в правобережье Волги мало? Ответ обоснуйте.


    Решение:

    1. 0,3=120 /болот в Засурье/, в Заволжье 200, общая площадь 7000га.

    В правобережье, т.е. Приволжской возвышенности, густая сеть оврагов и речных долин, дренирующих местность. Это препятствует заболачиванию.
    5. Сегодня мы познакомились ещё ближе с нашей малой Родиной – Чувашской Республикой, частью нашей Родины – России. Одинаково интересны и важны эти 2 науки – математика и география.
    Нет, не любить Россию нужно

    В ней надо жизнь прожить свою.

    Вложить в неё и ум, и душу

    Частицу сердца, доброту.


    Понять Россию нужно с детства

    Ей до конца себя отдать,

    В Россию надо сильно верить-

    Иначе счастья не видать.


    Очень много пословиц о Родине.

    /примеры/

    1/За родной край и жизнь отдай.

    2/За родное дело стой смело.

    3/Родная земля и в горести мила.
    Надо любить Родину, нужно быть тружеником. Через лет 10 вы придёте в колхозы и совхозы, заводы и фабрики, в научно-исследовательские институты и продолжите дело своих отцов и дедов, ещё выше прославите Чувашскую Республику – трижды орденоносную. /1935 год- орден Ленина, 1970 год – орден Октябрьской Революции, 1972 год – орден Дружбы народов/ /фотографии /
    6.А теперь подведём итоги урока /оценки, выводы/

    7.Домашнее задание.

    Перевести 9 км. воды в литры и сосчитать, сколько это будет 10 л. вёдер.

    Команды за работой



    День шестой.
    Конкурс стенгазет.
    К концу недели жюри получили 5 стенгазет- творческих работ учащихся

    5-9 классов. Все газеты имеют форму какой-нибудь геометрической фигуры.

    Они содержат сведения об одном ученом \физике или математике\, портрет ученого, сведения из истории математики, множество интересных задач и заданий. Независимо от того, кто занял 1 место, все получили удовольствие от этой работы. И конечно же, новые знания.

    Итак, завершилась неделя математики. Но не общения с математикой.

    Вперед, в страну математику.

    Привалы.


    -Океан Задач;

    -Тропинка практическая;

    -Замок Музыкальный;

    -Бухта Вопросов;



    -Море Загадок;

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Урок математики и географии в 6 классе/ Учитель математики Б. Карачкинской оош

    Скачать 78.36 Kb.