• Тема урока
  • Планируемые результаты изучения
  • Необходимое оборудование и материалы
  • Художественный материал
  • 2. Формулирование темы урока.
  • «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…» . Планирование деятельности.
  • 3. Работа над новым материалом.
  • . (Слайд 7) П
  • (Слайд 9)
  • (Слайд 10)
  • (Слайд 11)
  • Разучивание и исполнение романсов. Обобщение пройдённой темы.
  • IV . Подведение итогов.

  • Скачать 62.06 Kb.


    Дата10.11.2018
    Размер62.06 Kb.
    ТипУрок

    Скачать 62.06 Kb.

    Урока : «Вокальная музыка» «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…»



    УРОК № 4

    МБОУ УСОШ №4




    Конспект урока музыки в 5 классе по учебнику «Музыка» Г.П.Сергеевой,

    Е. Д. Критской.

    Тема урока: «Вокальная музыка».

    Подготовила

    учитель музыки:

    Щукина Л.Н.


    г. Удомля

    2013г.
    Тема урока: «Вокальная музыка» «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…».



    Цель: Воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, в частности в вокальной музыке, литературе, живописи.
    Задачи урока:

    • Осознание образных, жанровых и стилевых основ музыки как вида искусства;

    • Осмысливание выразительности музыкальных и речевых интонаций;

    • Распознавание интонационно-смыслового содержания музыкальных произведений;

    • Понимание особенностей музыкального воплощения стихотворных текстов в исполняемых песнях.


    Планируемые результаты изучения:
    Знать основные жанры вокальной профессиональной музыки – романс.

    Уметь: проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений.


    Необходимое оборудование и материалы:

    Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.


    Музыкальный материал:

    «Горные вершины». А. Варламов, слова М. Лермонтова.

    «Горные вершины». А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова.

    Художественный материал:

    Ход урока.




    1. Организационная часть.

    Музыкальное приветствие.

    II. Основная часть.


    1. Актуализация знаний

    Повторить основные моменты предыдущего урока

    Вступительная беседа:

    Множество поэтических произведений обрели новое звучание благодаря тому, что их по-особому прочитали, услышали композиторы. Например, лирические стихотворения часто становились основой песен, романсов.


    2. Формулирование темы урока.

    - Откройте учебник на странице 16 и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

    - Ответы детей:

    Сегодня мы поговорим на тему: «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…».


    Планирование деятельности.

    - А теперь давайте составим план, работы на уроке. Прочитайте, что получилось. (Слайд 5) В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?




    • Выразительно читать стихотворение М. Лермонтова.

    • Дать словесную музыкальную характеристику стихотворению;

    • Послушать романс «Горные вершины» двух композиторов А. Варламова и А. Рубинштейна;

    • Сравнить произведения и дать характеристику романсам;

    • Дать определение жанру вокальной музыке, что такое романс.


    3. Работа над новым материалом.

    - Ребята, сегодня мы познакомимся с прекрасным стихотворением немецкого поэта Иоганна Вольфганга фон Гёте (Слайд 6) «Горные вершины», которое перевел Михаил Юрьевич Лермонтов. (Слайд 7) Прочитайте выразительно это замечательное стихотворение, и скажите можно ли назвать это стихотворение лирическим пейзажем?



    (Слайд 8) Чтение стихотворения и ответы учащихся:

    - А если бы вы были композиторами, то какую музыку по характеру написали бы на эти слова?

    Ответы уч-ся: спокойную, мелодичную, задушевную, неторопливую, задумчивую.

    - Чтобы передать эмоциональные переживания композитору помогают средства музыкальной выразительности. А какие средства музыкальной выразительности вы знаете?

    Ответы уч-ся: Лад, ритм, звуковедение, темп, форма, интонация и т.д.

    - Правильно, ведь средства музыкальной выразительности помогают композитору создавать неповторимость художественного образа, индивидуальность авторского высказывания.

    Скажите, а какой смысл заложен поэтом в этих строках?

    Ответы уч-ся: покой, согласие с природой.

    - Известны обстоятельства, при которых стихотворение было написано: утомленный заботами, раздраженный Гёте отправился в горы и здесь проникся духом величавой соразмерности бытия. Ночь, тишина, грусть… Но смысловой поворот: «Подожди немного – отдохнешь и ты!» - раскрывает главный пафос стихотворения: человек – часть природы, только с ней и в ней он обретает гармонию, становится частью бесконечного мира.

    - Рассмотрите, пожалуйста, следующий слайд (Слайд 9) и скажите, созвучна ли картина со стихотворением?

    Ответы уч-ся:

    III. Осмысление и закрепление знаний.

    - На это стихотворение написали свои романсы «Горные вершины» два русских композитора XIX в. Александр Варламов и Антон Рубинштейн. Но прежде чем мы их послушаем, давайте выясним, что такое романс. У кого какие будут предположения?

    Ответы уч-ся:

    (Слайд 10) РОМАНС—это музыкально-поэтическое произведение для голоса с сопровождением (фортепиано или гитары, арфы), в котором огромное значение имеет как текст, так и сопровождение. Сопровождение помогает полнее раскрыть содержание. В романсе раскрываются очень тонкие и глубоко личные переживания и чувства человека, его отношение к жизни, к природе. Романс – от испанского слова (romance) - романский. В средневековой Испании слово означало светскую песню на романском языке, то есть испанском, в отличие от церковных, которые пелись на латинском языке.

    - Ну а теперь давайте послушаем романсы Варламова (Слайд 11) и Рубинштейна (Слайд 12) и сравним их по характеру, вступлению, сопровождению, исполнению и т.д.



    Слушание и сравнивание музыкальных произведений. (Слайд 13, 14)

    (Обратить внимание учащихся на исполнение: В романсе Варламова в исполнении Б. Гмыри (бас) повторяются каждые четыре строки стихотворения, но мелодия постоянно варьируется. В романсе Рубинштейна строки стихотворения повторяются дважды: сначала поет один голос, потом они звучат в исполнении двух голосов – дуэта (Женя Таланов - дискант, И. Козловский – тенор). Это диалог разных действующих лиц или внутренний диалог автора, лирического героя, с самим с собой. Целесообразно сравнить вступления романсов: В романсе Варламова начальная интонация мелодии звучит уже во вступлении и несет в себе яркий изобразительный образ. В романсе Рубинштейна короткое вступление – шестикратное повторение одного звука, которое переходя из низкого регистра в высокий, создает ощущение простора, дали).



    Разучивание и исполнение романсов.

    Обобщение пройдённой темы.

    - Последние три урока были посвящены вокальной музыке. Давайте повторим основные моменты и ответим на мои вопросы.

    Что такое вокальная музыка?

    Вокальная музыка – это синтез (взаимопроникновение) музыки и литературы.

    Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?



    Если бы не было литературы, то многих музыкальных произведений тоже не было бы.

    Какие вокальные жанры не могут существовать без литературы?



    Песня, романс, кантата, опера.

    Дайте определение песне.



    Песня – это исток и вершина музыки. Она неразрывное соединение слова, звука, ритма, интонации.

    Что такое романс?



    Романс - музыкально-поэтическое произведение для голоса с сопровождением, важнейший жанр камерной вокальной музыки. В романсах раскрываются очень тонкие и глубоко личные переживания и чувства человека, его отношение к жизни, к природе.

    IV. Подведение итогов.

    - Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? (Слайд 15)



    - Что самое главное необходимо запомнить с урока?

    Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Урока : «Вокальная музыка» «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…»

    Скачать 62.06 Kb.