Скачать 151.62 Kb.


Дата28.03.2018
Размер151.62 Kb.
ТипУрок

Скачать 151.62 Kb.

Урока литературы в 7 классе по теме «И. С. Тургенев


МОУ «Общеобразовательная школа №7»


Разработка

урока литературы

в 7 классе

по теме

«И.С.Тургенев «Бирюк»


Учитель русского языка и литературы

Чебан В.С.

Сорочинск

Тема: И. С. Тургенев. «Бирюк».
Цели:

а) расширить представления учащихся о личности И. С. Тургенева, полученные в предыдущие годы; выяснить, какое значение имеет пейзаж в структуре повествования и в создании образа главного героя на примере рассказа «Бирюк»; формировать умение отбирать материал, анализировать текст;

б) воспитывать патриотизм, гуманное отношение к окружающим;

в) развивать мышление, творческие способности детей.


Оборудование: компьютер, выставка книг «Тропа к Тургеневу»

Пояснения к разработке.

Разработка представляет собой урок защиты проектов учащимися.

Тип урока – проект смешанного типа (исследовательского, поискового, творческого).

По характеру контактов – внутренний (организован внутри одного класса).

По количеству участников – групповой.

Предварительно, учитывая пожелания и способности детей, класс был разбит на 3 проектные группы:



  1. Поисковую

  2. Исследовательскую

  3. Творческую

Каждая группа работала над своим проектом.

Поисковая группа получила задания:



  • Подготовить заочную экскурсию в Спасское – Лутовиново, отобрать только тот материал, который позволит увидеть «Истоки «Записок охотника», продумать музыкальный фон.

  • Подготовить рассказ об истории создания «Записок охотника» и об истории создания рассказа «Бирюк».

  • Организовать выставку книг о жизни и деятельности И. С. Тургенева.

Исследовательская группа работала над анализом текста. Перед группой была поставлена цель:

  • выявить основную мысль рассказа «Бирюк».

Учащиеся работали над вопросами:

  • Как Фома стал Бирюком.

  • Кто вызывает большее сочувствие: мужик или Бирюк?

  • Какова роль грозы в рассказе.

Творческой группе было предложено выбрать из текста отрывок и подготовить инсценировку, предварительно составив сценарий, продумав декорации.

В оставшееся время ребятам было предложено выйти в интернет и собрать материал по теме.

В течение трех недель (время на подготовку проектов дается в зависимости от технических возможностей и уровня подготовленности класса) учащиеся готовили свои проекты, консультируясь по мере необходимости с учителем.

Разработка предлагается к использованию при изучении темы «И. С. Тургенев. «Бирюк» в 7 классе. В сильном классе можно предложить учащимся подготовить свои проекты, в слабом – использовать приведенные проекты детей в качестве сообщений. (Проекты прилагаются).


Ход урока.
I.Вступительное слово учителя.

Сегодня мы познакомимся с вами поближе с замечательным русским писателем 19 века И. С. Тургеневым (Приложение I), проанализируем его рассказ «Бирюк».

II Представление проектных групп

К нашему уроку подготовили к защите свои проекты:

I группа - «Поиск», руководитель группы Клокова Наташа.

II группа – «Исследовательская», руководитель группы Похлебина Маша.

III группа – Творческая (постановочная). Режиссер-постановщик Воропаев Саша.

Группа «Поиск» подготовила заочное путешествие в Спасское-Лутовиново, сообщение об истории создания «Записок охотника» и рассказа «Бирюк».

Исследовательская группа занималась анализом текста, работала над социально-психологической характеристикой героев, выяснила, какое значение имеет пейзаж в структуре повествования и в создании образа главного героя.

Творческая группа подготовила постановку по рассказу Тургенева «Бирюк» (сцена «Поединок»). Автор сценария Подольцев Илья.


III. Защита проекта поисковой группы.

Слово предоставляется группе «Поиск». (Приложение II)

1. Заочная экскурсия в Спасское. (Рассказ экскурсоводов иллюстрируют слайды с видами Спасского и его окрестностей под звуки леса).

"Тургенев, создавший в "Записках охотника" ряд живых миниатюр крестьянского быта, конечно, не дал бы литературе тонких, мягких, полных классической простоты и истинной, реальной правды очерков мелкого барства, крестьянского люда и неподражаемых пейзажей русской природы, если б с детства не пропитался любовью к родной почве своих полей, лесов и не сохранил в душе образа страданий населяющего их люда!"

(И.А. Гончаров)



(Приложение III)

Детство и все лучшие годы Иван Сергеевич Тургенев провел в Спасском.

Имение Тургеневых Спасское - Лутовиново располагалось в березовой роще на пологом холме. Вокруг просторного двухэтажного дома с колоннами, к которому примыкали полукруглые галереи, был разбит громадный парк с липовыми аллеями, фруктовыми садами и цветниками. Парк был удивительно красив. Могучие дубы росли в нем рядом со столетними елями, высокими соснами, стройными тополями, каштанами и осинами. У подножия холма, на котором стояла усадьба, были вырыты пруды, служившие естественной границей парка. А дальше, на сколько хватало глаз, простирались поля и луга, изредка перемежаемые небольшими холмами и рощами.

Это был какой-то обособленный мир. И, вспоминая впоследствии, на закате жизни, о ранних годах своего детства, вспоминая, как один из дворовых, восторженный поэт в душе, уводил его в глушь сада читать стихи, Тургенев писал: "Эти деревья, эти зеленые листья, эти высокие травы заслоняли нас от всего остального мира, никто не знает, где мы, а с нами поэзия, мы проникались, мы упивались ею..."

Мальчик любил забираться в самые отдаленные уголки парка, уходить на пруд, которым оканчивался Спасский сад. В пруду водилось много рыбы: караси, гольцы, пескари. Он забавлялся их кормлением, бросал им хлебный мякиш, распаренные зерна ржи и пшеницы. В ненастные дни он скучал, жалея, что не удастся побывать на пруду.

Уже в семь лет он научился ловить птиц. Лесники и охотники Спасского, приметив интерес мальчугана к охоте, рассказывали ему о жизни пернатых, о перелете птиц, о повадках бекасов, куропаток. В погожие дни они брали его с собой в лес и на болото, научили стрелять из ружья. Так зародилась в нем страсть к охоте, рано сблизившая его с людьми из народа и помогавшая ему воочию наблюдать тяжелую крестьянскую жизнь.

Но любовь мальчика к природе и родному Спасскому была отравлена рано пробудившимся сознанием того, что существование всех окружающих подчинено почему-то дикому произволу, капризам и прихотям необузданно властных родителей.

Крепостнические замашки в Спасском.

Мать писателя, Варвара Петровна, была очень жестока по отношению к кре­постным и даже к своим детям, одно имя барыни наводило на всех ужас.

Однажды мать высекла любимого сына, не внимая его слезам и уверениям в том, что он ни в чём не провинился. «Сам знаешь, за что тебя секут!» Несправедли­вые упреки, грубый, резкий тон матери и равнодушие отца, не желавшего вмеши­ваться в мелочи семейной жизни, довели мальчика до того, что он решил бежать из дома. Он не знал, куда ему бежать, не думал, что будет с ним потом, он знал только одно: он не позволит себя бить, издеваться над собой.

Наступил вечер. Всё было, как и в другие дни. Нужно бежать из дому сегодня, а так трудно оторвать голову от по­душки. А если не убежит из дому сегодня ночью, наступит утро, опять будут бить... За что? И никто не знает, когда это кончится! Бежать скорей! Непривычно одеваться самому в темноте. Зубы стучат, и слёзы застилают глаза. Не позволю им бить меня! Затаив дыхание, крадучись, идёт к двери, тихо-тихо открывает её, выходит в кори­дор. Почему же свет, откуда? Кто-то опустил ему руку на плечо, загородил дорогу. Перед ним со свечой стоит немец-гувернер. «Почему ты не спишь? Куда идёшь?» Он в ночном колпаке. Он ласково притянул к себе Ванечку, обнял его. Эта ласка и добрый, растерянный взгляд гувернера смутили Ванечку, поколебали его реши­мость. Он залился слезами: «Меня бьют. Я не знаю за что. Я ничего не сделал. Я убегу из дому. Не дам им меня бить!» - невнятно бормотал испуганный ребёнок, до­верчиво прижимаясь к учителю?- «Больше не будут. Я скажу. Иди. Ложись!». Он взял за руку Ванечку, довёл его до кровати, укрыл одеялом и сидел около него, пока тот не заснул. Горечь обиды и несправедливость наказаний навсегда остались в па­мяти Ивана Сергеевича. И если до него доносились стоны и крики дворовых из конюшни, когда их наказывали плетьми, он бежал к матери и требовал отмены наказания. Он сам чувствовал на себе боль от невыносимых ударов и унижение достоинства человека. Ещё детскими губами лепе­тал он клятву, клятву на всю жизнь: никогда не подниму своей руки на другого и не позволю наказывать плетью.

Страсть к охоте.

Тургенев, с детства пропитавшийся любовью к родной почве своих полей, ле­сов, не раз возвращается в любимое Спасское. Здесь он увлекается охотой. Вдвоём с Афанасием Алифановым они бродят по лесам. На случайных ночлегах, в пути, на охоте сталкивался он с крестьянами, с которыми общался не как барин, а как бродяга-охотник, у которого вместо крыши небо над головой. Крестьяне чувствовали его доброту, глу­бокое внимание к их жизни, охотно беседовали с ним. Так назревала патриотическая стихия «Записок охотника» В этих лесах шло образование будущего писателя не хуже, чем в универ­ситете: он учился здесь демократизму, вере в Россию. Занятие охотой сблизило писателя с людьми из народа, широко открыло перед ним картины деревенской жизни, помогло понять и полюбить душу русского крестьянина. Охота помогла ему проникнуть в сокровенные тайны природы, ибо только охотник видит её всякое время дня и ночи во всех её кра­сотах.

История создания «Записок охотника».

Наблюдения, вынесенные писателем за время пребывания в деревне, были так изобильны, что материала ему хватило потом на несколько лет работы, в результате которой сложилась книга, открывшая новую эпоху в русской литературе. Но трудно было ему жить и работать в России в тяжелое и ненавистное ему время. Тургенев был искренне убежден в том, что не написал бы «Записки охотника», если бы остался в России: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. Мне нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него, в моих глазах враг этот был «крепостное право». Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решился бороться до конца, с чем я поклялся никогда не примиряться. Это была моя Анибалова клятва.

Но прежде чем надолго уехать за границу Тургенев, обещавший Белинскому материал для журнала, печатает рассказ «Хорь и Калиныч». Подзаголовок «Записки охотника» был придуман одним из редакторов.

Рассказ имел успех, читатели требовали продолжения «Записок охотника».

Работу над «Записками охотника» Тургенев продолжал за границей. В 1852 г



«Записки охотника» появились в свет под отдельным изданием.

История создания рассказа «Бирюк».



Рассказ «Бирюк» был напечатан во II номере журнала «Записки охотника» в 1848г.

Создавая это произведение, как и весь цикл «Записок охотника», Тургенев опирался на собственные впечатления о жизни крестьян (в Орловской губернии).



Один из бывших крепостных Тургенева, а впоследствии сельский учитель А.И. Замятин вспоминал: «Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в «Записках охотника», не выдуманные, а списанные с живых людей, даже имена их настоящие: был Ермолай, был Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне».

В рассказе «Бирюк» нашли отражение впечатления автора от родных ему мест.



Место действия рассказа «Бирюк» - заросший лесом овраг Кобылий Верх, находившийся вблизи Спасского.

«Верхом» называется в Орловской губернии овраг - И.С. Тургенев.

IV. Анализ картины грозы. (Приложение V).

Рассказ “Бирюк” начинается с описания леса и надвигающейся грозы. Найдите в тексте описание начала грозы и прочитайте его.

(Чтение отрывка)

Какие основные моменты перехода душного вечера в грозовую ночь можно выделить? I часть: «Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали».



II часть передает тот особый момент, когда гроза настойчиво и неумолимо подчиняет себе всю окружающую природу. «Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели».

III часть. И, наконец, последняя часть картины, когда все вокруг заливается мраком, и лес погружается в царство грозы. «Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями».

- Подумайте, что придает динамизм описанию?

а) В каком состоянии описана природа? (Природа описана в состоянии перехода душного вечера в грозовую ночь).

б) Проследим за взглядом автора.

- Что он замечает сначала? (Лиловую тучу, длинные серые облака).

- Потом? (Слышит шелест и лепетание ракит).

- И, наконец, его взгляд опускается на землю. Что он видит? (Тени быстро густели).

- Итак, угол зрения автора постоянно меняется.

- А теперь посмотрим, какие глаголы использует автор для изображения усиления грозы? Найдите и прочитайте глаголы из первой части. Какого они вида? (Несовершенного).

- Найдите глаголы во второй и третьей части, определите их вид.

- На что обратили внимание? (Постепенно автор заменяет дважды глаголы несовершенного вида глаголами совершенного вида).

С какой целью?

(Чтобы дважды выделить момент внезапности, усиления грозы).

При помощи каких приемов автор одушевляет природу?

(С помощью метафорических образов: гроза надвигалась, ракиты тревожно лепетали, деревья забушевали…)

Это описание природы сопоставимо с человеческим миром. Кого напоминает образ грозы? (Бирюка).

Почему вы так считаете? Что общего между образом грозы и образом Бирюка? (Бирюк– гроза мужиков, даже его звучный голос напоминает раскаты грома: «Куда? Стой!» - загремел вдруг железный голос Бирюка…)

Что означает слово «бирюк»?

После ответов учащихся на экран проецируется выдержка из толкового словаря. (Приложение VII)

Бирюк-


1. Волк-одиночка (обл.)

2. (Перен.) Нелюдимый, угрюмый человек.

( С. И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. М., 2001).

Бирюком называется в Орловской губернии человек одинокий и угрюмый. – Примечание И. С. Тургенева.

(Запись в тетради).

Каково настоящее имя Бирюка? (Фома Кузьмич).

Почему же его зовут Бирюком? Как Фома стал Бирюком?

Над этим вопросом работала исследовательская группа. Предоставляем им слово.

V. Защита проектов исследовательской и творческой группы. (Приложение VIII)

1. Сообщение « Как Фома стал Бирюком».

Возможно, Фома был когда-то таким же мужиком, как те, от которых он оберегает теперь барский лес.

Фома живет в лесу один. Он суров, как сурова природа. Он чувствует душу леса, которая родственна его душе. Он одинок, даже жена сбежала от него, ему не с кем даже поговорить.

Своей честностью и неподкупностью Фома завоевал уважение в округе. По словам мужиков «не бывало ещё на свете такого мастера своего дела», «силён…и ловок, как бес». Однако, Фома, сам, живя в нужде, невольно стал олицетворением помещика. Честно исполняя свой долг, то есть волю барина, он вызывает ненависть мужиков. «Он, обладающий слухом достаточно тонким, чтобы услышать, как где-то в отдалении падает на папоротник береза, он бывает глух к самым отчаянным мольбам». За это, наверное, его, живущего в одиночестве, и прозвали Бирюком.

- Всегда ли Бирюк такой безжалостный?

(Нет. В кульминационной сцене он отпускает мужика).

2. Слово предоставляется творческой группе.

Постановка «Поединок». (Приложение IX)

3. Беседа.

- Чей образ вызывает большее сочувствие? Почему?

4. Предоставляем слово исследовательской группе. Послушаем, к какому выводу пришли они. Сообщение «Кто вызывает большее сочувствие?» (Приложение VIII - II)

а) Бирюк.

Лесник - честный, преданный долгу человек, он такой же мужик, как тот, что пришел воровать лес. Его трагедия в том, что он поставлен в такие условия, когда он, как человек долга, должен охранять барский лес от таких же несчастных, как он.

Автор подчеркивает, что лесник грозен и непреклонен не потому, что чужд своему брату – мужику, а просто Бирюк – человек долга и считает себя обязанным беречь ему доверенное… «Должность свою справляю…даром господский хлеб есть не приходится», - говорит он. Безжалостный по долгу службы, он охраняет лес хозяина наподобие солдата. Но в кульминационной сцене мы видим, как сердце лесника разрывается между чувством долга и чувством сострадания к мужику, которого в лес привела нужда. Поставленный стеречь барское добро и строго выполняющий свою работу, он способен понять вора – мужика и отпустить его. Перед нами живой человек с трагической судьбой, вызывающий сочувствие.

б) Мужик.

Я считаю, что большее сочувствие в рассказе «Бирюк» вызывает мужик. Да, он вор, но в лес он пришёл не просто воровать, а от безысходности. «Разорены, с голодухи … детки пищат...»- пытается он объяснить обрывистыми фразами, голосом глухим и разбитым причину воровства. И мы понимаем, что он доведён до отчаяния. Сначала он унижается, просит отпустить, называет лесника Фомой Кузьмичом, но когда чаша его терпения переполнилась, мужик «внезапно выпрямился, глаза у него загорелись, и на лице выступила краска». Зазвучали ясные грозные слова: «А мне что? Всё едино - пропадать; куда я без лошади пойду? Пришиби - один конец; что с голоду, что так - всё едино. Пропадай всё ... А до тебя, погоди, доберемся». К таким угрозам может перейти только человек, доведённый до крайности.



Создавая образ мужика, Тургенев запечатлел черты нищего крестьянина, измождённого барщиной, полуголодным существованием.

5. Проектная исследовательская группа работала также над вопросом «Какое значение имеет пейзаж в создании образа главного героя». Предоставляем им слово.

«Природа в книге Тургенева – это

«стихия» не только автономная

но и господствующая, она

формирует его внутренний мир».

Г. А. Бялый/.

И.С. Тургенев – тонкий лирик, необыкновенный мастер изображения природы. Картины природы в рассказе «Бирюк» невелики по объёму. Для них характерна сжатость и лаконичность. Пейзажные зарисовки словно обрамляют сюжетные ситуации. Рассказ «Бирюк» начинается с описания леса и надвигающейся грозы. Эта картина подготавливает знакомство читателя с главным героем рассказа Бирюком. Лесник - гроза мужиков - ассоциируется с разразившейся грозой. Автор дважды выделяет внезапность грозы. Бирюк появляется перед читателями неожиданно «при блеске молнии». Внезапно он появляется и перед мужиками: «нагрянет, как снег на голову». Поведение героя в эту ночь раскрывает ряд ведущих черт его характера, внутреннюю силу, спокойствие, сдержанность, контрастирующие с описанием грозы. Тургеневская ночь духовно раскрепощает человека, очищает его душу от мелких, повседневных забот, помогает герою освободиться от чувства долга на какой-то момент, и чувство сострадания берет верх.

Картина грозы подготавливает и центральный эпизод рассказа: столкновение между Бирюком и пойманным вором.

Силы природы словно предопределяют поведение Бирюка: он грозный, как гроза, но он и переменчив, как гроза, в его душе находится тепло для малюток, он способен понять даже вора-мужика. В рассказе пейзаж и события связываются воедино. Гроза не может бушевать бесконечно, на протяжении действий в рассказе дождь то усиливается, то утихает. И Бирюк не может быть постоянно только грозным для мужиков. В нравственном поединке лесник не выдерживает отчаяния мужика, он отпускает его.

Описывая грозу, Тургенев только в начале рассказа использует слово «дождь», далее по всему тексту разбросан «дождик». Думается, автор, таким образом, словно выражает благодарность грозе, которая помогла ему раскрыть образ главного героя. Картины природы углубляют смысл рассказа, напоминают о том, что ненастье в душе героев рассказа, всего русского народа – ещё продолжается.

VI. Слово учителя. К сожалению, время у нас было ограничено, и мы многое не успели рассказать о Тургеневе И. С. и его творчестве.

Те, кто заинтересовался темой, могут подойти после звонка к выставке книг «Тропа к Тургеневу», которую подготовила группа «Поиск», и посмотреть интересующий материал. Проектная группа даст консультацию, куда можно обратиться за заинтересовавшей вас книгой.

VII. Подведение итогов. Оценки.



VIII. Домашнее задание. Написать сочинение «Неожиданная встреча с Тургеневым в Спасском» или отзыв на рассказ Тургенева «Бирюк».

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Урока литературы в 7 классе по теме «И. С. Тургенев

Скачать 151.62 Kb.