• Тема урока « Музыкальная живопись и живописная музыка» Цель урока
  • Ресурсы: - основные - дополнительные
  • Этапы проведения урока Деятельность учителя Деятельность
  • Планируемые результаты Предметные Личностные и метапредметные
  • Игра «Верите ли вы что»
  • Картинная галерея В. Э. Борисова-Мусатова.
  • Обратите внимание на детали картины «Водоём»
  • Средства выразительности В. Борисов-Мусатов С.В. Рахманинов К.Бальмонт
  • Мелодия Линия
  • Динамика Колорит
  • Форма музыки Композиция картины
  • Главная идея Главная идея

  • Скачать 221.26 Kb.


    Дата27.08.2018
    Размер221.26 Kb.
    ТипУрок

    Скачать 221.26 Kb.

    Урока «Музыкальная живопись и живописная музыка»



    Технологическая карта изучения темы: «Музыка и изобразительное искусство»

    5 класс, III четверть

    Подготовила учитель музыки

    МОУ СОШ № 59:

    Яковлева Елена Наумовна



    Тема урока

    « Музыкальная живопись и живописная музыка»

    Цель урока

    Выявить общность средств выразительности живописи и музыки через анализ произведений В. Борисова-Мусатова и С.Рахманинова

    Планируемый результат

    Предметные:

    Знать средства выразительности музыки и живописи,

    Уметь определять идею произведения с помощью анализа средств выразительности, размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека о природе, сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;

    Личностные: выражать своё отношение к музыкальному и живописному произведению, уметь воспринимать разные точки зрения в команде, аргументировать своё мнение.
    Метапредметные:
    принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, оценивать правильность выполнения действий.


    Основные понятия

    Средства изобразительности: линии, краски, ритм, цветовая гамма, композиция; музыкальные средства: мелодия, аккомпанемент, регистр, динамика, лад.

    Межпредметные связи

    • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки;

    • Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе  анализа средств выразительности;

    • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.




    Ресурсы:

    - основные

    - дополнительные

    • презентация, репродукции картин В. Э. Борисова-Мусатова: «Весна», «Водоём», «Гармония», «Осенняя песнь», «Мотив без слов»;

    • листы по количеству групп;

    • тексты стихов К.Д. Бальмонта «Островок», Ю.И.Тютчева «Весенние воды»,

    • музыка МП-3 С.В. Рахманинова: романсы «Островок» и «Весенние воды»; портреты композиторов, художников, поэтов.

    Раздаточный материал:

    • ноты романсов «Островок» и «Весенние воды»;

    • стихи К.Д.Бальмонта и Ф.И. Тютчева;

    • словарь эмоционально-образного содержания музыки;

    • Музыкальный словарь;

    • большой Энциклопедический словарь;

    • карточки-нотки красного, синего и зелёного цвета.






    Этапы проведения урока

    Деятельность

    учителя

    Деятельность

    учеников

    Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

    Планируемые результаты

    Предметные

    Личностные и метапредметные

    1.

    Мотивирование к учебной деятельности

    Цель: заинтересовать детей через определение личной значимости, практической направленности, социальной ситуации и т.д.

    Вход в класс: Г. Струве "Я хочу увидеть музыку"

    -Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на предыдущем уроке?

    Я предлагаю начать урок с игры «Верите ли вы что?»

    1.Картины могут иметь музыкальное название?

    2.Верите ли вы, что в романсе С.Рахманинова «Весенние воды» аккомпанемент исполняется спокойно, мягко, плавно?

    3.Верите ли вы, что в картине

    В. Борисова-Мусатова «Водоём» изображены две женщины, они же являются родственниками художника.

    4. Верите ли вы, что К.Бальмонт и Ф.Тютчев – это русские поэты 19-20 века.

    5. Верите ли вы, что на стихотворение К. Бальмонта «Островок» сочинён романс С.В.Рахманиновым.

    6. Верите ли вы, что слушая романсы С.В. Рахманинова, вы можете мысленно нарисовать картину природы?



    -Сравнивали сюжет картины Павла Корина с музыкой кантаты «Александр Невский»


    Учащиеся отвечают на вопросы

    (к этим вопросам вернёмся на стадии обобщения темы урока).




    Игра «Верите ли вы что?»

    Формировать мотивационную направленность на продуктивную музыкально-творческую деятельность

    Регулятивные:

    -выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя, выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам.

    2.

    Формулирование темы урока, постановка цели

    Цели: подведение детей к формулированию конкретной, достижимой, понятной цели

    Тему урока мы сегодня узнаем с помощью набора номера мобильного телефона. (Слайд с изображением телефона и номера) (детям раздаются карточки с цифрами, а на обороте части слов из темы урока)

    Итак, тема нашего урока – «Музыкальная живопись и живописная музыка».

    Какие задачи мы поставим для раскрытия этой темы? Что мы хотим узнать?

    ( Общность музыки и живописи. Сходство выразительных средств музыки и живописи. « Можем ли мы услышать живопись», «Можем ли мы увидеть музыку»)


    Группы учащихся получают карточки с частями слова из темы урока.

    Учащиеся выстраиваются в соответствии с номером телефона. Все читают получившуюся фразу.


    Учащиеся записывают тему урока в тетради.


    Учащиеся высказывают свои предположения о задачах урока.




    8 937 562 08 41
    8 – «Му» 9 – «зыкаль» 3 – «ная» 7 – «жи»

    5 – «вопись» 6 – « и жи» 2 – «вопис»

    0 – «ная» 8 – «му»
    4 – «зы» 1 – «ка».






    Метапредметные:самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе позитивных мотивов и интересов.

    Познавательные:

    -самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и задачи.



    Личностные:

    -проявлять готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению




    3.

    Актуализация знаний и определение затруднений в деятельности через создание учебно-проблемной ситуации

    Цель: воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания, выход на задание, вызывающее познавательное затруднение.

    -В ходе урока мы будем заполнять таблицу, работать в группах. Перед вами текст из дневника художника В. Борисова-Мусатова. Я прочитаю текст, а вы найдите доказательства того, что живопись этого художника является музыкальной.

    Картинная галерея

    В. Э. Борисова-Мусатова.

    -Ребята, давайте посетим выставку русского художника Виктора Борисова-Мусатова. Но вот только организаторы не подписали картины. Распределите названия картин по своему мнению и обоснуйте свой выбор.


    -Что вы можете сказать о названии некоторых картин?
    -Вы представили ещё одно доказательство о музыкальной живописи художника

    Учащиеся отвечают на вопрос, доказывают свою точку зрения после обсуждения в команде.

    Учащиеся в 5 группах дают название только одной картине и придумывают объяснение.

    Учащиеся рассматривают картины: «Гармония», «Водоём», «Осенняя песнь», «Весна», «Мотив без слов».
    Названия «Гармония», «Мотив без слов», «Осенняя песнь» связаны с музыкой.
    Учащиеся делают вывод, что В.Борисов-Мусатов был романтическим фантазёром, любящим музыку.


    Найти в тексте доказательства того, что живопись художника является музыкальной. (Приложение1)

    Распределить названия картин по своему мнению.

    Объяснить слова: капельмейстер, палитра, импровизирую, романтизм с помощью энциклопедии.


    Слушать, следить за текстом, находить доказательство по заданному вопросу.


    Коммуникативные

    -выражать собственное мнение о картине



    Регулятивные:

    -договариваться, находить общее решение при работе в группе.



    Личностные:

    -уважительно относиться к иному мнению; проявлять готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.



    Метапредметные:

    Осуществлять смысловое чтение текстов различных стилей и жанров.



    Познавательные:

    Осуществлять поиск необходимой информации.



    4.

    Постановка учебной задачи

    Цель: постановка конкретной задачи урока, которая поможет разрешить возникшие затруднения, составление плана работы.

    Обратите внимание на детали картины «Водоём»

    -Кто изображён на первом плане?

    -Действительно так. На картине изображены сестра художника и его невеста в парке его любимой усадьбы. Как вы думаете, какое у них настроение?

    -Опишите их позу, одежду.


    -Верно. Их изображения проникнуты светлой грустью, нежностью. Их позы показывают оцепенение. Кружевные тонкие накидки придают фигурам изящество.

    -Проанализируем средства изобразительного языка, которые помогают передать состояние задумчивости, созерцательности. Заполните таблицу.


    -Какие средства выразительности показывают задумчивость, созерцательность.

    В живописи есть тоже понятие ритм - это повторы одинаковых линий, цветовых пятен. Найдите эти повторы в картине.


    -Действительно, в картине ритмично переплетаются различные элементы.
    -Что же главное в картине образы природы или образы женщин?
    - Если бы не было в картине женских образов, то вряд ли мы смогли ощутить настроение картины.
    Какая главная идея картины Виктора Борисова-Мусатова?

    Учащиеся отвечают на вопросы.

    -Две женщины. Одна из них стоит, другая сидит… Они находятся у пруда или озера.


    -Они мечтают, может о чём-то грустят, что-то вспоминают.

    -Обе женщины как будто замерли, их фигуры неподвижны. Одежда украшена кружевами, какая-то лёгкость ощущается, хрупкость.

    Учащиеся озвучивают ответы. Сравниваем с ответами на доске. (Приложени4)

    Доказывают: понятие ритм в картине

    -округлые линии в складках платья сидящей девушки, округлые очертания облаков, а так же линии камней не берегу, форма листвы, проблески между листвой, отражение стволов деревьев.

    -Главное природа.

    - Нет, главные образы – образы женщин.

    -А по-моему, они связаны


    -Именно природа помогает человеку погрузиться в раздумья над смыслом жизни, тихо, без суеты поразмыслить над вопросами бытия, задуматься о жизненно важных вопросах, тихо погрустить, а может просто наслаждаться тишиной природы.




    В группе заполнить таблицу – средства изобразительности (Приложение2)


    Анализировать детали картины.
    Определять жизненную основу художественный произведений

    Анализировать средства

    изобразительности в художественных произведениях,

    выделять в картинах ритм, форму, линии.


    Понимать в каких деталях картины заложен ритм.
    Доказывать, что и природа и люди в картине единое целое.

    Делать вывод на основе полученных знаний



    Коммуникативные

    - выслушивать мнения и идеи одноклассников;

    -формировать собственное мнение и позицию.



    Коммуникативные

    -выслушивать мнения и идеи одноклассников;

    -формировать собственное мнение и позицию.

    Личностные:

    -отражать эмоциональное отношение к искусству в процессе анализа художественного произведения.



    5.

    Изучение нового материала

    Цели: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией

    -Какие ещё произведения искусства обращаются к образам природы и образам человека в природе.
    -Верно, молодцы. Настроение этой картины хочется сравнить и с поэзией, и с музыкой. В творчестве поэтов Константина Бальмонта и Фёдора Тютчева есть произведения о природе, и об отношении человека к природе. Короткие биографические справки о творчестве этих поэтов подготовят (по желанию детей)…, используя литературный справочник.

    - У вас на парте карточки со стихами этих поэтов.

    Выберите стихотворение, которое бы по своей идее, было созвучно с картиной

    В. Борисова-Мусатова «Водоём».


    -Правильно, вы выбрали стихотворение К.Бальмонта. Какое название вы бы дали этому стихотворению? Это стихотворение называется «Островок» (Приложение3)
    Кто может прочитать выразительно?
    -Что объединяет эти произведения?

    -Перед вами мелодии двух романсов С.В.Рахманинова. Послушайте обе.

    Во время слушания, продирижируйте. Какую бы выбрали для этих стихов?
    -Чем эта мелодия подходит?

    -Посмотрите в ноты, здесь даны два варианта аккомпанемента. Какой, по-вашему, может подойти к этой мелодии? Почему не второй вариант?


    -Да вы всё внимательно рассмотрели и правильно ответили. Настало время слушания.

    -Послушаем романс в записи. Проследите за развитием стихотворного текста и обоснуйте трактовку музыки С.В.Рахманинова.


    -Понравилось вам исполнение?

    - Мелодия каждого четверостишия была одинаковой или разной? Давайте проанализируем.


    -Зачем С.В.Рахманинов сочинил мелодию романса в высоком регистре, а в аккомпанементе мы слышим нисходящие звуки в низком регистре?


    -Какую атмосферу несёт нам музыка и живопись этих произведений? Чему учат нас эти произведения?
    - Послушаем ещё раз? Про музыку С.В.Рахманинова писатель Максим Горький сказал про Рахманинова: «Как он хорошо слышит тишину!»

    А мы сможем её услышать (Звучит романс в исполнении И.С.Козловского).


    Какое исполнение понравилось больше?

    Получилось услышать тишину?


    - У вас ещё есть один текст- это стихотворение Ф. Тютчева «Весенние воды». (Приложение3)

    Послушаем сочинение С.В. Рахманинова.

    Каждая группа получает задание на выбор и после прослушивания обсуждает и защищает свои вопросы:

    1.Найдите эпитеты к музыке этого романса из Словаря эмоционально-образного содержания музыки.

    2. О чём рассказывает эта музыка?

    3. Какое свойство отличает эти два произведения?

    4. Что вы можете сказать об исполнителях? Состав.

    5. Что вы представили, слушая музыку?


    Звучит романс «Весенние воды» в исполнении детского хора.

    - Какие чувства вызвала музыка? Вам понравилось?

    А теперь каждая группа защищает свой ответ.

    Послушаем романс «Весенние воды» ещё раз и заполним таблицу.




    -Музыка, литература.

    Работают со справочной литературой.

    Выступление учащихся с короткими сообщениями о творчестве поэтов.
    Учащиеся высказывают свои предположения.

    Учащиеся делают обобщение, сравнивая картину «Водоём» и стихотворение «Островок». Высказывают свои предположения названия, аргументируя ответы.


    -Мечтательность, спокойствие природы, тихая грусть.


    Слушают, анализируют, сопоставляют со стихами К.Бальмонта.

    -Мелодия более спокойная, плавная, длительности ровные.

    -Повтор звука выражает покой, тихую грусть, как в картине. Паузы усиливают настроение глубокой печали.

    -Плавно, протяжно, певуче; все звуки движутся без скачков, в небольшом диапазоне. Звуки движутся в равномерном ритме.


    Учащиеся аргументируют:

    движение шестнадцатых нот, темп быстрый, звуки стремительно поднимаются до высокого регистра и опускаются вниз.


    Слушают романс в исполнении детского хора.


    Высказывают своё мнение.

    Анализируют мелодию.

    -В первых двух четверостишиях мелодия была одинаковая, композитор сохранил мелодию, но аккомпанемент был разный. Во втором четверостишии в аккомпанементе появились подголоски.


    -Чтобы слушатель ощутил неподвижность воздуха, звенящую тишину.

    -Видеть в природе красоту, любоваться ею.

    -Природа приглашает с ней поговорить о любви, красоте, о своих мечтах.

    -Человек в такой красоте может отдохнуть от суеты, подумать о смысле жизни, побыть наедине с самим собой.

    Ответы учащихся.

    Защита ответов.




    Слушать, анализировать, сопоставлять со стихами К.Бальмонта, Ф. Тютчева.

    Работать со справочной литературой и словарём эмоционально-образного содержания музыки.





    Работать с информационными источниками, извлекать необходимую информацию.

    Воспринимать стихотворное произведение

    Слушать и анализировать мелодии романсов, дирижировать и предавать движениями рук характер мелодии.

    Давать характеристику мелодии.


    Анализировать произведения только по нотным текстам, различая длительности нот.

    Слушать, воспринимать и понимать музыку вокальных жанров, сопоставляя характер музыки и текста.


    Определять жизненную основу музыкального произведения понимать выразительные возможности голоса и инструмента.

    Делать обобщение на основе полученных знаний.


    Работать со словарём эмоционально- образного содержания музыки, определять исполнительский состав, сопоставлять и сравнивать, формулировать основную идею произведения.


    Выражать свои чувства к музыке, анализировать средства музыкальной выразительности.




    Познавательные:

    -осуществлять поиск необходимой информации, используя справочный материал, сравнивать музыкальные и художественные образы, музыкальные фразы, аккомпанемент, штрихи музыки.


    Метапредметные:

    осуществлять смысловое чтение текста стихотворения.

    Регулятивные:

    -выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.



    Личностные:

    -проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение, понимать чувства других людей.



    Коммуникативные

    -проявлять активность во взаимодействии, вести диалог,

    -формулировать собственное мнение и позицию, участвовать в коллективном обсуждении.





    6.

    Закрепление нового материала

    Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

    Заполните самостоятельно таблицу со средствами музыкальной выразительности, анализируя романсы «Островок» и «Весенние воды».

    (Приложение2)

    Проверьте ответы друг у друга.

    Слушаем ответы учащихся, голосуем.



    Работают с таблицей.


    В группе заполнить таблицу (Приложение2)


    Участвовать в коллективной деятельности, проявлять творческую инициативую

    Метапредметные заполнять таблицу.

    Регулятивные определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей.

    Коммуникативные

    участвовать в коллективном обсуждении; контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения.




    7.

    Рефлексия учебной деятельности на уроке, самооценка результатов обучения

    Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

    Возвращаемся к игре «Веришь ли ты?»

    У кого совпали ответы с ответами в ходе урока?

    Подводим итоги урока:

    -Что может объединять музыку и живопись?

    Почему есть выражение «Музыкальная живопись и живописная музыка»?

    Почему люди искусства обращались и обращаются к теме природы?


    Кто на уроке почувствовал, что ему было интересно – поднимите красную нотку, у кого менялся настрой на уроке – синюю, кому было не интересно – зелёную.

    Вы послушали два романса. Теперь определитесь, какой романс вы бы предложили, послушать своим родителям.



    Д/з: нарисуйте рисунок в соответствии с идеей выбранного романса.

    - Вспомним песни, которые раскрывают идею произведений В.Борисова-Мусатова, Ф.Тютчева, С.В.Рахманинова.

    Какие бы песни могли дополнить наш эпиграф.

    «Моя Россия» Струве,

    «Рассвет-чародей» Шаинского,

    «Родная песенка» Чичкова.




    Учащиеся отвечают.

    Учащиеся выставляют оценки.

    Исполнение песен по желанию учащихся по группам.

    Делать обобщение на основе полученных знаний.

    Исполнять песню всем классом или по группам.


    Применять навыки вокально-хоровой работы при пении,

    владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы,

    понимать взаимодействие музыки и изобразительного искусства на основе осознания специфики языка каждого из них.


    Личностные: оценивать исполнение песни, подводить общий итог урока, выражать эмоциональной эмблемой своё отношение к теме урока

    Регулятивные оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата.

    Познавательные определять свое отношение к природной среде,

    выражать свое отношение к природе через рисунки.




    Приложение 1



    …Спокойствие душу объемлет,

    И я никуда не иду.

    А я сижу дома и задаю концерты

    себе одному.

    В них вместо звуков — все краски,

    А инструменты — кружева, и шёлк,

    и цветы.
    Я импровизирую на фоне фантазии,

    А романтизм —

    мой всесильный капельмейстер,

    И мне кажется иногда, что я на каком-то

    необитаемом острове.
    И действительность

    как будто не существует,

    Мечты мои всегда впереди.

    Они мне создают целые симфонии,

    Тоска меня мучит, музыкальная тоска

    по палитре, быть может.

    И я никуда не иду,

    Спокойствие душу объемлет…



    Приложение 2

    Средства выразительности

    В. Борисов-Мусатов

    С.В. Рахманинов

    К.Бальмонт

    «Островок»

    С.В.Рахманинов

    Ф.Тютчев

    «Весенние воды»

    Мелодия

    Линия










    Ритм в музыке

    Ритм в картине










    Динамика

    Колорит










    Лад

    Цветовая гамма










    Форма музыки

    Композиция

    картины










    Главная идея

    Главная идея










    Приложение 3

    Из моря смотрит островок,

    Его зелёные уклоны

    Украсил трав густых венок,

    Фиалки, анемоны.


    Над ним сплетаются листы,

    Вокруг него чуть плещут волны.

    Деревья грустны, как мечты,

    Как статуи, безмолвны.


    Здесь еле дышит ветерок,

    Сюда гроза не долетает,

    И безмятежный островок

    Всё дремлет, засыпает.

    К.Бальмонт

    Ещё в полях белеет снег,


    А воды уж весной шумят,
    Бегут и будят сонный берег,
    Бегут и блещут и гласят.

    Они гласят во все концы:


    «Весна идёт! Весна идёт!

    Мы молодой весны гонцы,


    Она нас выслала вперёд.

    Весна идёт! Весна идёт!»


    И тихих, тёплых майских дней
    Румяный, светлый хоровод
    Толпится весело за ней.

    Ф. Тютчев



    Приложение 4

    Средства изобразительности

    Характеристика средств

    Линии

    Мягкие, плавные, округлые

    Краски

    Приглушённые

    Ритм

    Повторение округлых линий

    Цветовая гамма

    Голубой, зелёный, белый, розовый

    Композиция:

    Что на первом плане



    Две женщины

    Композиция:

    Что на втором плане



    Пруд или озеро

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Урока «Музыкальная живопись и живописная музыка»

    Скачать 221.26 Kb.