• Вид урока
  • Методы
  • (1 слайд)
  • Викторина 1 Санта-Лючия
  • 2. Тарантелла-слушание (5 слайд)
  • (6 слайд- танец)
  • 4. «Итальянская полька» С. Рахманинова – слушание
  • Самоанализ, рефлексия
  • «Неаполитанская песенка» - слушание
  • Поют её по цепочке на слог «та» ИСПОЛНЕНИЕ вокально-инструментальное (слайд 21)
  • Исполнение попевки «Самолёт» Детская презентация на флешкарте переносится в компьютер. Ученики показывают и комментируют свои работы
  • Выходят из класса под музыку, выбранную самостоятельно «………………….») –слайд 27 Музыкальное приветствие: (2 слайд)
  • (слайд 10)
  • (слайд 12) ( слайд 13)
  • (слайд 14)
  • (слайд 15) Ну а как удостовериться, что вы правы, что это действительно так
  • Слайд16
  • Звучит романс «Венецианская ночь»
  • (слайд 18)
  • (Слайд 19) (Карта – расстояние Венеция – Неаполь)
  • (слайд 26 Италия – Россия)

  • Скачать 143.05 Kb.


    Дата15.04.2019
    Размер143.05 Kb.
    ТипУрок

    Скачать 143.05 Kb.

    Урока: Музыкальное «путешествие»



    Класс: 4

    Тема урока: Музыкальное «путешествие» русских классиков в Италию .

    Тип урока: Урок открытия новых знаний

    Вид урока: урок- путешествие

    Цель: сформировать позитивные впечатления обучающихся к музыкальной культуре Италии на примере русских композиторов.  

    Задачи:

    личностные: вызвать уважение к муз. культуре Италии;

    предметные: выявить мелодические и ритмические особенности итальянской музыки; развивать  навыки  хорового пения,

    метапредметные: анализировать музыкальные произведения, определять характеристику итальянских интонаций

    Методы: наглядно-слуховой, сравнение, практический

    Технология: ИКТ

    Формы: групповая, индивидуальная, фронтальная

    Наглядность: презентация

    Оборудование: мультимедийное оборудование, фортепиано


    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

    Этапы


    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    1.Самоопределение

    2. Актуализация знаний

    Пробное учебное действие

    Выявление причины затруднения
    Проблема

    3.Постановка учебной задачи

    (построение проекта решения проблемы)

    4. Практическая работа

    (реализация построенного проекта)

    5. Подведение итогов







    (1 слайд)

    Вход в класс под итальянскую музыку «О, мое солнце»



    - Итальянская песня «О, мое солнце». Будем говорить об Италии и итальянской музыке.)
    Викторина

    1 Санта-Лючия на итальянском языке- слушают и отвечают на вопрос: (3 слайд)

    - Певучие, нежные.

    Санта Лючия – исполнение на русском языке.


    Ответы детей

    2. Тарантелла-слушание

    (5 слайд)

    Тарантелла –южно-итальянский народный танец в сопровождении гитары, тамбурина и кастаньет.


    Быстрый темп, острый пунктирный ритм, может кто-нибудь попробует изобразить прыжки

    (6 слайд- танец)

    - пунктирный ритм



    3. Звучит муз. звукоряд

    (7 слайд)

    Пение звукоряда



    (слайд 8)

    -Си.


    - Этому способствует необычайно красивая природа, мягкий морской климат и, наверное, сам итальянский язык, он очень певучий, мелодичный, в нём много гласных, которые хорошо вокализируются. Итальянский язык признан музыкантами международным языком музыки.

    4. «Итальянская полька» С. Рахманинова – слушание

    дети вспоминают

    Пробуют 1ряд просчитать его сильными и слабыми хлопками , 2 ряд – танцевальными движениями

    Повторное слушание – исполнение (2- дольный размер. Похож на польку.)

    - Двудольный пульс.

    -Острый ритм, акценты

    - Отсутствует пунктир, что соответствует ритму польки. Все польки двухдольные в ровном ритме и подвижном темпе

    Выказывают мнения


    Предлагают способы решения проблемы.

    - …если сами побываем в Италии вместе с русскими композиторами.

    - Самолёт

    Попевка «Самолет»

    Угадывают по водному пейзажу и по словам (они перед ними), что это Венеция?

    - тихо Брента протекала– это река Венеции,

    - По волнам скользят Гондолы – это пассажирские лодки,

    - Звуки нежной баркаролы – это песня на воде

    Если «Барка» - в переводе с итальянского языка означает «лодка» Значит, баркарола - песня лодочника или песня на воде

    1группа - ищут в песне два образа: пение лодочника и плеск воды

    2 группа – следят за музыкой и доказывают, что это ночная Венеция



    Слушание

    (1) мелодия – лодочник, аккомпанемент – вода,

    2) тихо, медленно, спокойно, как будто колыбельная)

    Разучивание и исполнение под минусовку.

    Мелодию поют тихо, медленно, спокойно, воду изображают : поют, «Воду» пам- па-пам, па- пам па или

    У каждого бутылка с водой – это было д/з)

    Самоанализ, рефлексия

    УЧЕНИК САДИТСЯ ЗА НОУТБУК И СОСТАВЛЯЕТ ПЕРВЫЙ СЛАЙД про Венецию и Глинку

    -На поезде Звучит «Попутная песня» Глинки
    Балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», цикл пьес «Времена года», «Детский альбом»

    (называют)



    «Неаполитанская песенка» - слушание

    -В музыке 2 части. Первая часть – звучит в умеренном темпе. Вторая часть звучит быстрее первой, ускоряется. Острый пунктирный ритм, мажорный лад.
    -потому что мелодия певучая, как и все итальянские мелодии.
    Поют её по цепочке на слог «та»

    ИСПОЛНЕНИЕ вокально-инструментальное (слайд 21)
    - Песенка звучит как танец, задорно, в ритме тарантеллы.

    Южный, теплый город, где живёт весёлый народ, участвует в национальных праздниках

    УЧЕНИК ЗА НОУТБУКОМ СОСТАВЛЯЕТ ВТОРОЙ СЛАЙД про Неаполь и Чайковского

    -Рахманинов, Глинка, Чайковский


    - острый ритм, акценты


    -пунктирный ритм или отсутствует или звучит размеренно.
    -русские композиторы не родились и не жили в Италии, а только были в гостях. Поэтому сохранили свой национальный славянский колорит

    Исполнение попевки «Самолёт»

    Детская презентация на флешкарте переносится в компьютер.

    Ученики показывают и комментируют свои работы
    -Красивая природа, тёплый климат, яркие краски, танцы, прекрасное пение самих Итальянцев создают бодрое настроение, хочется творить: рисовать, танцевать, петь. Так и русские композиторы остались в восторге от Италии: Рахманинову запомнилась Италия ярким весёлым танцем и он его сочинил, Глинке понравился Ночной пейзаж Венеции, и он его изобразил в романсе, а Чайковскому праздник в Неаполе, мотив одной из песен он записал пьесой
    Выходят из класса под музыку, выбранную самостоятельно «………………….») –слайд 27

    Музыкальное приветствие: (2 слайд)


    -Прозвенел звонок, начался урок. Здравствуйте ребята.
    -Вы узнали музыку, под которую вошли в класс? Как вы думаете, почему мы начали нас урок с мелодии этой песни?

    - Какие ещё итальянские мелодии вам известны?


    - Какие интонации мы услышали в мелодии этой народной песни?



    -Какое исполнение вам больше понравилось? На русском или итальянском?

    -Что в переводе означает Санта-Лючия?

    - Что названо этим именем в Неаполе?

    -Кто исполняет эту песню?

    -За что люди полюбили Робертино Лоретти?

    (4 слайд)

    - Как называется искусство красивого пения? (на слайде ответы)


    - Что слушали?

    -Чем тарантелла отличается от предыдущих песен?

    Дополнительная информация: его имя произошло от названий города Таранто и паука тарантула, который всех заставлял танцевать под свою дудку. Быстро, быстрее, еще быстрее – это главный принцип исполнения тарантеллы.

    Неистовый темп танца заставляет исполнителя выкладываться полностью, вовлекая в действо все новых и новых танцоров

    В каждом регионе танец танцуют по-своему, но везде – в бодром темпе.

    - Какие особенности имеет итальянская музыка?


    -Что это? Спойте.
    -Какое отношение звукоряд имеет к итальянской музыке?


    (слайд 9)

    Дополнительная информация: итальянский монах Гвидо Д’Ареццо изобрёл нотную грамоту. Он сочинил молитву, первая строчка которой начиналась с ноты до, вторая с ре, третья с ми. Всего было сочинено 6 строчек. Какой седьмой ноты не придумал Гвидо?

    Си итальянцы додумали позже.

    Кстати Италию зовут родиной оперы. Ведь в Италии все любят петь: и дети, и взрослые, причём люди разных профессий. Как вы думаете, почему? (слайд 10)

    - Что это?

    (слайд 11)

    Это тоже итальянская музыка, но написал её уже русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов, который после путешествия по Италии выразил свои впечатления в этом «Итальянском танце»



    (слайд 12)
    ( слайд 13)

    - Да, это «Итальянская полька», но в Италии польку не танцуют. Почему же Рахманинов назвал её полькой?

    - Чем она похожа на итальянскую?

    -А чем не похожа?




    (слайд 14)

    В Италии побывал не только Рахманинов, но и другие русские композиторы. И каждый отобразил в музыке свои впечатления. Почему эта страна так очаровала русских классиков? Ваши предположения?!


    (слайд 15)

    Ну а как удостовериться, что вы правы, что это действительно так?
    Каждый турист, путешествуя, берёт с собой фотоаппарат или блокнот для записей. Зачем? (чтобы сохранить на память приятные впечатления). Я предлагаю вам взять в дорогу ноутбук и сохранить в нём свои впечатления в программе презентации. Можно пользоваться записями, картинками. Заготовки там уже есть, но они перепутаные. Нужно обработать информацию и выбрать нужное.
    (Слайд16. Карта географ.- Италия – Россия )
    Италия достаточно далеко от России. Давайте выберем самый быстрый транспорт

    - В какой же город мы попали? ( слайд 17)



    Звучит романс «Венецианская ночь»

    - Какие элементы картины вам подсказали, что это Венеция?

    - Какие слова это подтверждают?

    - Прочитайте словосочетания


    - От какого же слова произошла Баркарола?

    (слайд 18)

    -Хорошо. Тогда выполните следующее задание



    (Слайд 17)

    -Что вам понравилось в вашем исполнении?

    - Что не получилось?

    Романс «Венецианская ночь» можно отнести к числу самых поэтичных и светлых романсов М. Глинки. Это истинная баркарола, созданная под впечатлением итальянских народных песен, передает впечатление русского художника от южной природы, ласкового моря и напевов Италии. Ритм баркаролы служит средством для создания музыкального  пейзажа, который вы сейчас и создали..

    Мы прощаемся с Венецией. Нас ждёт другой город (Слайд 19) (Карта – расстояние Венеция – Неаполь).

    На каком транспорте удобнее добраться?



    (слайд 20)

    - Кто нас встречает в Неаполе?

    (портрет Чайковского-слайд 21)
    -Какие произведения Чайковского вы уже знаете?

    - Какие произведения из детского альбома помните?

    А ещё в детский альбом Чайковский включил итальянскую музыку и назвал её «Неаполитанская песенка». Обратите внимание на особенности этой музыки, сколько в ней частей, какой ритм, лад?
    -Почему Чайковский назвал музыку Песенкой?

    Подберите ритмический аккомпанемент к первой части на кастаньетах, а ко второй - на бубне, колокольчике.

    -На что похожа эта песенка?
    - Какие впечатления о Неаполе у вас сложились, благодаря Неаполитанской песенке?

    -Кто готов сохранить свои впечатления о Неаполе в ноутбуке?

    ВЫВОД: - Какие же русские композиторы помогли нам побывать в Италии?

    - Какие муз. произведения сопровождали нас в путешествии? Чем похожа народная национальная музыка Италии и музыка об Италии, написанная русскими композиторами?


    - Чем она отличается?
    - Почему?

    Нам пора возвращаться домой



    (слайд 26 Италия – Россия)

    – Летим на самолёте в Россию


    Каждый из композиторов, возвращаясь в Россию, написал на память об Италии свои музыкальные впечатления. Думаю, что у вас тоже остались впечатления, когда вы создавали презентацию о путешествии русских композиторов в Италию. Давайте посмотрим. Что у вас получилось?

    -Почему Италия так очаровала русских классиков?


    - Какая музыка, звучавшая на уроке вам больше всех понравилась? (под неё выход из класса)

    Д/З: Составить свои впечатления о русско- итальянской музыке в виде презентации, плейкаста, рисунка или аппликации.

    Двое ребят, которые работали в ноутбуке, дома сделать аналогичный слайд в формате презентации о путешествии Рахманинова в Италию.



    ОТМЕТКИ ЗА УРОК

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Урока: Музыкальное «путешествие»

    Скачать 143.05 Kb.