• Ход урока Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
  • Ответы на вопросы учащихся. Обобщение. Подведение итогов урока. Домашнее задание: запись и объяснение.

  • Скачать 44.23 Kb.


    Дата29.09.2017
    Размер44.23 Kb.
    ТипУрок

    Скачать 44.23 Kb.

    Урока: «Писателем человека делает его детство…»



    К. М. Лбова,

    учитель русского языка и литературы

    средней школы п. Усть-Уда

    Иркутской области
    Тема урока: «Писателем человека делает его детство…»

    (знакомство с детскими годами В. Г. Распутина)

    урок-лекция для старшеклассников
    Цель урока: дать представление о детских годах В. Г. Распутина, об его учебе в Усть-Удинской средней школе, родной для учащихся. Восстановить знания о биографии писателя, полученные ранее. Воспитывать нравственные качества: доброту, трудолюбие, любовь к малой родине, скромность, честность на примерах детских лет В. Г. Распутина.

    Дидактический материал: выставка книг и портрет писателя, портреты бабушки, отца и матери писателя, а также другие фотографии в форме слайд-презентации.

    Оборудование: мультимедийный комплект для показа слайд-презентации – проектор, экран, компьютер.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    2. Сообщение темы и целей урока.

    3. Основная часть урока, слово учителя о В. Г. Распутине (учащиеся по ходу лекции делают записи в тетрадях).

    «Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве», ‒ писал Валентин Распутин в 1974 году в иркутской газете «Советская молодежь».

    Родился Валентин Григорьевич в п. Усть-Уда 15 марта 1937 года, детство провел в д. Аталанка. В прошлом Аталанка была успешным леспромхозовским поселком, но во время перестройки леспромхоз закрыли, большая часть жителей осталась без работы, поэтому большинству пришлось переехать. Сейчас в деревне проживает не более ста человек.

    Родители В. Г. Распутина – крестьяне, выходцы с русского Севера, одной ветвью из мурманских краев, другой – из архангельских.

    (Показ на экране слайдов презентации)

    Мать писателя, Нина Ивановна (1911‒1996), была родом с верхней Ангары. «Не было у моей Нины Ивановны других заслуг, кроме доброго сердца, но это так много! И жизнь она прожила невеселую, пригорбленную еще и послевоенной судьбой отца», ‒ писал В. Распутин. Его отец, Григорий Никитич (1913‒1974), вернулся с войны в орденах и медалях, работал начальником почты. Однажды он поехал на пароходе в командировку, чтобы заплатить переводы и пенсии, но случилось так, что сумку с деньгами украли. Время было суровое, и Григория Никитича отдали под суд, который постановил отправить его в ссылку на Колыму, а имущество Распутиных решили описать, с целью возмещения нанесенного ущерба. Вот как вспоминает этот случай сам писатель: «Отца забрали, а у нас дома опись имущества. Какое имущество после войны? Лавки-табуретки. Но и это подлежало описанию и конфискации. Вся деревня унесла по своим избам все, что у нас было, когда приехали описывать, описывать было совершенно нечего. Они что-то там написали и уехали. Потом деревня принесла нам даже больше, чем взяла. Вот какие были отношения. Выживали вместе, иначе не выжить было».

    Раннее детство Валентина Распутина совпало с Великой Отечественной войной. Жизнь была трудной и полуголодной, характерной для миллионов подростков в послевоенной стране: «Мы жили вместе с бабушкой в одном доме, жили дружно, хоть и бедно. Была коровёнка. Выручала тайга и река. Я дома не сидел. Если не в школе, то сразу же бегу на реку, или в лес». «Труден был хлеб детства», ‒ вспоминал писатель много лет спустя.

    В первый класс Аталанской начальной школы Валентин пошел в 1944 году. Несмотря на военное время, он прекрасно учился и много-много читал. Как он сам вспоминал, читать было нечего, но читал все, что попадалось на глаза: книги, журналы, обрывки газет. Книжный фонд школьной библиотеки составлял всего лишь две полки книг, и чтобы его сохранить, учителя разрешали читать только в школе, на дом книг не выдавали. И как вспоминал сам писатель: «Свое знакомство с книгами я начал... с воровства. Мы с приятелем одно лето частенько забирались в библиотеку. Вынимали стеклину, влазили в комнату и брали книги. Потом приходили, возвращали прочитанные, и брали новые». А неграмотные деревенские старухи нередко обращались к мальчику Валентину с просьбами прочитать или написать письмо, и он с удовольствием им помогал.

    В 1948 году жители деревни настояли на том, чтобы Нина Ивановна отправила сына продолжить обучение в школе. Так как в Аталанке была только начальная школа, Валентина отправили в п. Усть-Уда за пятьдесят километров от родного дома. Мальчик перешел в пятый класс Усть-Удинской средней школы. Он стал первым в школе учеником из Аталанки. События, происходившие в этот период, позже легли в основу знаменитого рассказа «Уроки французского» (1973).

    Одноклассница Валентина Распутина Людмила Михайловна Шипицина вспоминает: «Он к нам пришел худенький, застенчивый, неважно одетый. Мы-то были городские, усть-удинские. А он приехал из деревни, и жить ему было негде, ‒ рассказывает она. – Первое время жил у своих друзей. Но ему это было неудобно – не хотел быть обузой. Родители друзей приглашали его за стол, а он отказывался – из гордости. А ведь мы тогда еще были маленькие – четвертый, пятый класс. А он уже один жил, без родителей. Его мама, Нина Ивановна, присылала ему картошку.

    Очень любил читать. Говорят, что еще когда учился в аталанской школе, ‒ из библиотеки не выходил, прочитал все, что там было. Но не сказать, что он совсем одиночка, были у Валентина, конечно, школьные друзья».

    Усть-Удинскую среднюю школу В. Г. Распутин закончил в 1954 году на одни пятерки, а после поступил в Иркутский государственный университет на историко-филологический факультет. О студенческих годах Валентина Григорьевича Распутина и о начале его творческого пути мы с вами узнаем на следующем уроке.


    1. Ответы на вопросы учащихся.

    2. Обобщение. Подведение итогов урока.

    3. Домашнее задание: запись и объяснение.

    Использованная литература



    1. Гореславская, Н. Валентин Распутин. Русский гений / Н. Гореславская, В. Чернов. – М. : Книжный мир, 2013. – 256 с.

    2. Русская литература XX века : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 2 т. – Т. 2: 1940-1990-е годы / под ред. Л. П. Кременцова. – 3-е изд. испр. и доп. – М. : Издат. центр «Академия», 2005. – 464 с.

    3. Стрелкова, И. И. В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, В. Шукшин в жизни и творчестве : учеб. пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей / И. И. Стрелкова. – М. : ТИД “Русское слово-РС”, 2005. – 112 с.

    4. Лагунова, И. Предисловие к фотоальбому // Валентин Распутин. Дорога домой : фотоальбом / Издатель : депутат Законодательного Собрания Иркутской области Андрей Чернышев. – Иркутск, 2012. – 237 с.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Урока: «Писателем человека делает его детство…»

    Скачать 44.23 Kb.