• 2. Что делают мужики, вместо того чтобы идти своей дорогой
  • 4- Кого первого спрашивают мужики о счастье
  • 6-Куда отправляются мужики после разговора с попом
  • 9- Что помогают скрывать крестьяне от выжившего из ума помещика Утятина
  • 11- О чем думает Гриша Добросклонов

  • Скачать 137.06 Kb.


    Дата02.09.2018
    Размер137.06 Kb.
    ТипУрок

    Скачать 137.06 Kb.

    Урока по произведению Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» по теме «проблема счастья»



    МБОУ ВСОШ №5 г. Кунгур

    Методическая разработка открытого урока по произведению Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» по теме « проблема счастья».

    Автор- составитель:

    Шавырин Сергей Николаевич

    учитель русского языка

    и литературы

    МБОУ ВСОШ №5 г. Кунгур

    Кунгур, 2017



    Тип занятия: Обобщение, повторение и систематизация изученного материала.

    Методы обучения: Проблемный метод, дискуссия.

    Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность.

    Время: 45мин.

    Средства: мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация.

    Слайд 2

    Цели урока:

    1. Цель обучения:

    • показать, как писатель изображает осознание понятия “счастья” человеком;

    • создать проблемную ситуацию и помочь обучающимся сформировать свое мнение о счастье, его значении для героев поэмы;

    • через собственные ценностные ориентиры, собственное мировоззрение сформулировать понятие счастье и выяснить авторскую позицию в поэме.

    Слайд 3

    2Цель развития

    • развитие социально-коммуникативных компетенций через речевую и мыслительную деятельность;

    • развитие умения вести дискуссию;

    • развитие готовности к оценочной деятельности, умения давать аргументированную оценку различных взглядов и позиций;

    • продолжить формирование навыков работы в группе;

    • умения отстаивать собственную точку зрения;

    • систематизировать и обобщать знания обучающихся по теме.

    Слайд 4

    3. Цель воспитания:

    • поддерживать интерес к дисциплинам через содержание учебного материала;

    • на примере образов героев воспитывать лучшие человеческие качества;

    • способствовать воспитанию "культуры ".

    Учащийся должен

    знать:

    • содержание поэмы-Н. А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”;

    уметь:

    • соотносить фактический материал с анализируемой проблемой;

    • получать и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать полученные данные;

    • грамотно и лаконично излагать свою точку зрения;

    • вступать в диалог с другими участниками дискуссии.



    Ход занятия

    1. Организационный момент.

    Приветствие учащихся, проверка их готовности к началу занятий, проверка отсутствующих

    .

    Презентация.

    2. Актуализация

     Перед тем, как мы с вами начнем разговор по теме сегодняшнего занятия, я предлагаю вам послушать пословицы



    Слайд 5

    • Счастье и труд рядом живут.

    • Счастье легко на помине не бывает.

    • Счастье лучше богатства.

    • Счастье не птица: само не прилетит.

    • Счастье не рыбка: удочкой не поймаешь.

    Слайд 6

    • Счастье немногим служит.

    • Счастье отпало, ничего в доме не стало.

    • Счастье придёт и на печи найдёт.

    • Счастья искать — от него бежать.

    • У кого в чем счастье, а у свиньи — в корыте.

    Счастье - у каждого оно индивидуальное и каждый воспринимает его по-своему. Испокон веков люди искали устойчивое, подходящее для каждого человека определение “счастья”. Мы сегодня тоже попробуем его найти вместе с героями поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”, понять и осмыслить данную категорию нам сегодня предстоит на примере этой поэмы.

    3. Мотивация учебной деятельности.

    Слайд 7

     Итак, основная тема поэмы – поиски счастья, Почему же все люди на Земле хотят быть хоть чуточку счастливыми? (Учащиеся дают ответ)

    Исходя из этого, как можно сформулировать тему сегодняшнего занятия? “Проблема счастья (на примере поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”)

     У всех у вас уже достаточно жизненного опыта для того, чтобы иметь собственное представление о СЧАСТЬЕ. Правильно? Давайте подумаем , а что же такое счастье? И каждый ли человек может быть счастлив?

    - Запишите себе в тетради как вы понимаете слово «Счастье». Ведь для каждого человека это что- то означает и у каждого есть свое счастье.

    4. Основная часть.

     Каждый человек мыслит и думает по-разному. Раз нельзя дать определение, тогда надо найти счастье или счастливого человека. Герои Н.А.Некрасова тоже отправились искать счастья, счастливого человека.



    Слайд 8

    Одним из центральных произведений Некрасова является поэма «Кому на Руси жить хорошо». В ней отразилось большинство мотивов и идей, прослеживающихся в произведениях Некрасова на протяжении всего его творческого пути: проблемы крепостного права, черты русского национального характера, мотивы народного страдания и народного счастья — все это можно увидеть на страницах поэмы.

    Своеобразная глубина создается и «незавершенностью» поэмы, ведь масштабность повествования и отсутствие четкой концовки заставляет читателей взглянуть на вопросы, поставленные Некрасовым, как на общеисторические. Благодаря этому узкие временные рамки, описанные в поэме, расширяются, охватывая несколько веков истории русского народа, отображая все стороны жизни крестьянского сословия.

    Слайд 9

    И особенно глубокого и серьезного рассмотрения требует определение народного счастья. Согласно сюжету, «на столбовой дороженьке» сходятся семеро мужиков:

    Сошлися — и заспорили: Кому живется весело, Вольготно на Руси?

    За спором они не заметили, как «село солнце красное» и наступил вечер. Поняв, что они от дома «верст тридцать отошли», мужики решают переночевать «под лесом при дороженьке». С утра спор продолжился с новой силой, и мужики решают, что они не вернутся домой, «покуда не доведают», кто же действительно счастлив на Руси. Они отправляются на поиски счастливого человека. Здесь имеет смысл отметить, что критерии счастья у них достаточно размыты,

    Слайд 10

    ведь «счастье» — довольно многоплановое понятие. Вполне возможно, что мужики не замечают счастливого человека просто потому, что у них с этим человеком разнятся понятия о счастье. Правильно?

    Именно этим и объясняется то, что странники не видят счастливого человека ни в ком из тех, кого они встречают. Хотя, например, дьячок говорит:

    счастие не в пажитях, Не в соболях, не в золоте, Не в дорогих камнях. «А в чем же?»- «В благодушестве!..» Счастье солдата заключается в том, что он побывал во многих битвах, но остался цел, что не умер с голоду и не забит до смерти палками: …

    во-первых, счастие, Что в двадцати сражениях Я быт, а не убит!

    А во-вторых важней того, Я и во время мирное Ходил ни сыт ни голоден, А смерти не дался!

    А в-третьих — за провинности, Великие и малые, Нещадно бит я палками, А хоть пощупай — жив!

    Слайд 11

    В свою очередь, у помещика Гаврилы Афанасьича Оболта-Оболдуева совсем другие ценности: «…Твои деревни скромные, Твои леса дремучие, Твои поля кругом! Пойдешь ли деревенькою — Крестьяне в ноги валятся, Пойдешь лесными дачами — Столетними деревьями Преклонятся леса!»

    Слайд 12

    Слишком разные представления о счастье встречаются в поэме. Читатель может встретить в произведении размышления о мужицком счастье, о помещичьем счастье, а вот женского счастья в «Кому на Руси жить хорошо» нет. И это исчерпывающе объясняет нам Матрёна Тимофеевна:

    «Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У Бога самого»

    Слайд 13

    Знакомя читателей с различными понятиями о счастье, Некрасов не только показывает неоднозначность проблемы, но и объясняет наличие громадной пропасти между сословиями, сохранявшейся в России на протяжении многих столетий. Вопрос об источнике народных страданий тут также неоднозначен. Казалось бы, ответ очевиден: во всем виноват существующий царский режим, народная бедность и угнетенность и, конечно, крепостное право, отмена которого никак не изменила и не упростила тягостное существование крестьян: Работаешь один, А чуть работа кончена, Гляди, стоят три дольщика: Бог, царь и господин! Однако позиция автора здесь несколько иная. Некрасов не отрицает ужасной тяжести крестьянского труда, но и самих мужиков изображает могучими, несгибаемыми, способными выдержать любую работу. Он показывает, что все несчастья происходят с мужиками случайно, как бы независимо от гнета помещиков: Яким Нагой страдает от пожара, а Савелий, нечаянно задремав, теряет Демушку. Этим Некрасов хочет показать, что истинные причины народных страданий лежат гораздо глубже и что русский мужик счастья в обретении свободы не найдет. С точки зрения автора, истинное счастье требует совсем другого. Это совсем другое,

    Слайд 14

    истинное счастье читатель может разглядеть в образе Григория Добросклонова — персонажа, в котором Некрасов соединил черты передовых людей того времени, черты людей, которые были особенно близки автору (в их числе был Н. Г. Чернышевский): Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь. Григорий Добросклонов, будучи народным заступником, является по- настоящему счастливым человеком, считает Некрасов. Несмотря на тяжелую судьбу, он не становится рабом обстоятельств, а продолжает свой нелегкий путь. Любовь к родине для него самое естественное чувство, сопоставимое с любовью к матери: И скоро в сердце мальчика С любовью к бедной матери Любовь ко всей вахлачине Слилась… Настоящее счастье героя заключалось в этой безграничной любви и борьбе за счастье народа: «Не надо мне ни серебра Ни золота, а дай господь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно-весело На всей святой Руси!» Добросклонов понимает, что обществу требуются коренные перемены, что русский человек должен уничтожить в себе рабскую покорность судьбе и бороться за улучшение жизни и своей, и окружающих: Довольно! Окончен с прошедшим расчет, Окончен расчет с господином! Сбирается с силами русский народ И учится быть гражданином. Вот так многопланово видит автор проблему народного счастья.

    Кроме неоднозначности самого понятия «счастье», читатель видит и разные способы его достижения. Помимо этого, в поэме можно увидеть красивейшую идею счастья, сопряженную здесь с достижением общенародного блага. Некрасов не завершил поэму «Кому на Руси жить хорошо», но указал верную дорогу к достижению гражданских идеалов, а также свободы и личного счастья людей.

    Слайд 15

    Вопросы для дискуссии

    1- В поэме указаны 2 возможные дороги к счастью:



    • дорога, по которой “громадная, к соблазну жадная идёт толпа”;

    • другая - тесная, дорога “честная” - это путь славного заступника, борца за народное счастье.

    В чем смысл и особенность каждой дороги?

     Назовите два вида, составляющих культуру.

    ответы (2 – ДУХОВНАЯ, 1 - МАТЕРИАЛЬНАЯ).

    Слайд 16

    2-А что такое счастье для современного человека? И что такое счастье для героев поэмы Некрасова?



    Вывод:

     Итак, на Руси жить хорошо не тому, кто счастье понимает как “покой, богатство, честь”.

    Не может быть счастлив человек среди всеобщего горя. И я хочу еще раз обратить ваше внимание на последнюю главу “Пир на весь мир”. Сколько там замечательных строк, о жизни, об истинных и ложных путях в ней, о выборе жизненного пути, о долге, о назначении и счастье человека.

    Семь странников отправились в путь за счастьем. Хотя за счастьем и ходить никуда не надо, потому что человек способен сам его сотворить, например, сделав доброе дело. Ведь счастье— это прежде всего состояние души, поэтому добрый, отзывчивый человек всегда счастливее злого, корыстного.

    И все-таки люди будут искать счастье, для себя или для других, это не имеет значения, потому что, если хоть раз почувствовал себя счастливым, хочется, чтобы эти счастливые минуты или часы никогда не кончались

    Слайд 17

    Рефлексия.

    1. Каким представляется счастье героям – путешественникам? (Разным).

    2. Согласны ли вы с мнением автора, что “счастье” - это когда счастлив твой народ и твоя Родина?

    Вывод: Сегодня мы рассмотрели понятие “счастье” и то, как его понимают герои Некрасова и сам автор. Теперь давайте проверим, как вы поняли смысл поэмы Некрасова и как вы были внимательны. Проведем небольшой тест по группам, чтоб закрепить материал по поэме.

    Слайд 18

    1-Сколько мужиков сходится на столбовой дороге?

    А) 4 Б) 8 В) 7 Г) 3


    2. Что делают мужики, вместо того чтобы идти своей дорогой?

    А) ложатся спать Б) кушают В) затевают спор



    3- Кто рассказывает мужикам, где можно найти скатерть самобраную?


    А) птичка Б) бабочка В) лошадь

    4- Кого первого спрашивают мужики о счастье?


    А) нищего Б) попа В) солдата

    5-Доволен ли поп своей жизнью?


    А)да доволен Б) нет недоволен В) очень доволен

    6-Куда отправляются мужики после разговора с попом?


    А) в церковь Б) на ярмарку В) в лес

    7- Из какой деревни Яким Нагой?


    А) Босово Б) Горелово В) Орехово

    8- В какой семье жила до замужества Матрена Корчагина?

    А) непьющей и зажиточной Б) бедной и пьющей В) нищей


    9- Что помогают скрывать крестьяне от выжившего из ума помещика Утятина?


    А) смену власти в России Б) отмену крепостного права

    10- Что делал помещик Поливанов в благодарность за службу холопа Якова?


    А) дарил подарки Б) бил его В) кормил

    11-  О чем думает Гриша Добросклонов?


    А) обо всей загадочной Руси, как о матушке

    Б) как бы по вкусней поесть

    В) как бы попасть на службу к царю

    12- Какое историческое событие описывается в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

    А) отмена крепостного права Б) Реформа религии и раскол на Руси В) Бунт Пугачева


    13-
    Выберите имена главных героев поэмы, отправившихся в путь?

    А) Роман, Демьян, Лука, Ермил, Клим, Савелий и Влас

    Б) Роман, Демьян, Лука, братья Губины Иван и Митродор, Пахом, Пров

    14-Что ищут главные герои поэмы?

    А) свободной жизни без помещиков Б) невест В) « Кому живется весело, Вольготно на Руси»

    15Кто в поэме говорит: Кого хочу - помилую, Кого хочу - казню. Закон - мое желание! Кулак - моя полиция-?

    А) свекр Матрены Б) помещик Оболт-оболдуев В) генерал Утятин

    16- «Порвалась цепь великая…» Какое социальное явление Некрасов сравнивает с этой цепью?

    А) русскую революцию 1905-1907 года Б) казнь декабристов В) отмена крепостного права

    17 Какое прозвище дали крестьяне Матрёне Корчагиной?



    А) попадья Б) губернаторша В)старуха

    18- Как называлась губерния?

    А) Подтянутая

    Б) Забитая
    В) Прогнутая
    Г) Голодная

    19-На какой дороге собрались мужики?

    А) деревенской


    Б) городской
    В) ближней
    Г) столбовой

    20-Какой сказочный элемент помогает странникам?

    А) сапоги-скороходы


    Б) скатерть-самобранка
    В) ковёр-самолёт

    21-Кого сам Н.А. Некрасов считает счастливым за его дела в поэме?

    А) Царя


    Б) Гришу Добросклонова

    В) Попа


    Г) крестьянку

    22- В поэме « Кому на Руси жить хорошо» проявилась:

    А) Народный юмор

    Б) Социальная сатира

    В) Народная трагедия

    Г) Политический сарказм

    23-Укажите жанр поэмы

    А) сказка Б) эпопея В) роман Г) басня



    24- Кого решили найти мужики на Руси?

    А) богатого Б) красивого В) счастливого




    Ответы к тесту

    1-В 2-В 3-А 4-Б 5-Б 6 7- А 8 9 10- Б 11 12

    13 14-В 15 16 17 18 19- Г 20 21 22 23 24- В.

    5. Подведение итогов.

     Спасибо всем за активное участие в обсуждении данной темы. Приятно отметить, что многие из вас достаточно аргументировано, обоснованно, соблюдая все правила этикета по ведению дискуссии, могут доказывать свою точку зрения.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Урока по произведению Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» по теме «проблема счастья»

    Скачать 137.06 Kb.