• Художественный материал
  • Ход урока Учитель
  • Учитель
  • Дети
  • Бермята Царь премудрый, За что б ему сердиться Царь
  • Дети: Да /видиофрагмент сцены таяния Снегурочки./ Учитель
  • Дети: Да. Учитель

  • Скачать 66.76 Kb.


    Дата10.02.2018
    Размер66.76 Kb.
    ТипУрок

    Скачать 66.76 Kb.

    Урока: «Развитие образа Снегурочки в поэзии А. Н. Островского и в музыке Н. А. Римского-Корсакова»



    МУЗЫКА

    Тема урока: «Развитие образа Снегурочки в поэзии А.Н. Островского и в музыке Н.А.Римского-Корсакова»
    Цель урока: показать развитие образа Снегурочки в поэзии и в музыке великих русских людей.
    Художественный материал: 
    1.Вступление к опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»
    2.Третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась»
    3.Ария Снегурочки « С подружками по ягоды ходила»( видиофрагмент)
    4.Сцена таяния Снегурочки (видиофрагмент)
    5. портреты  Н.А.Римского - Корсакова; А.Н. Островского; В.М.Васнецова 
    6. репродукция картины В.М.Васнецова «Снегурочка»
    7. А.Островский  пьеса « Снегурочка»  отрывок «Благополучие –великое слово»
    8. Г. Струве « Весенняя песня»
    Ход урока 
    Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами попадем в весеннюю сказку, созданную руками  3-х великих людей: писателя, художника и композитора. Узнаем, как может их искусство создавать картины народной жизни со своими законами, верованиями, обрядами; как может превратить холод в тепло, равнодушие в любовь.
    Итак, «Конец зиме, пропели петухи, 
               Весна-Красна спускается на землю.
               Полночный час настал, сторожку Леший 
               Отсторожил,-ныряй в дупло и спи!»
    /Звучит вступление к опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка», появляется картина В.Васнецова «Снегурочка»/
    «Ты погляди диковина какая! Боярышня. Живая ли?живая! в тулупчике, в сапожках, в рукавичках. Дозволь спросить: далеко ль держишь путь и как зовут тебя и величают? Снегурочка. Куда идти не знаю. Коли будите добры- меня с собой возьмите.»
    /музыка затихает/
    Учитель:  В какую же весеннюю сказку мы попали?
    Дети: Сказка «Снегурочка»
    Учитель: на прошлом уроке мы начали знакомство с этим персонажем. Давайте вспомним, кто автор сказки, музыки, картины?
    Дети: Александр Николаевич Островский, Николай Андреевич Римский-корсаков, Виктор Михайлович Васнецов.
    /портреты  А.Н. Островского, Н.А.Римского-Корсакова, В.М.Васнецов/
    Учитель: А.Островский во вступительной ремарке к пьесе поясняет, действие происходит в стране берендеев в доисторические времена. Само имя «Берендей» Островский не выдумал: под старинным городом Переяславлем -Залеским доныне существует Берендеево болото, на месте которого, по преданию было Берендеево царство. Кого же мы видим в этом царстве?
    Дети: народ, Леля, Снегурочку, которую отец Мороз и мать Весна-Красна отпустили к людям. 
    Учитель:  Что заставило Снегурочку пойти на землю к людям?
    Дети: людские песни, песни Леля.
    Учитель: Ребята,  а кто такой Лель?
    Дети: Лель- один из персонажей древнерусских мифов, юноша 15-17 лет, пастушок. Лель-голос природы, голос лета. Он несет в себе тепло Солнца. Лель дарит людям добро, свет, он приносит в этот мир любовь.
    Учитель: Да, не случайно в хороводных песнях о любви встречается такая припевка: «Лель мой, Лель мой, лёли, лёли, Лель»
    Учитель: Сегодня, мы с Вами разучим одну из песен Леля, которая называется «Туча со громом сговаривалась»
    /Разучивание первого куплета третьей песни Леля «Туча со громом сговаривалась»/
    Учитель: Эта песня построена на интонациях р.н.п, хотя и композиторская. Какой жанр этой песни?
    Дети: хороводно-плясовая.
    Учитель: Давайте послушаем, как этот персонаж оживает в опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»
      /видиофрагмент третьей песни Леля «Туча со громом сговаривалась»/
    Учитель: Какова роль Леля в судьбе Снегурочки?
    Дети: Песни Леля привлекли Снегурочку, ее потянуло к людям.
    Учитель: Давайте вспомним, какую Снегурочку нам показал композитор в начале оперы?
                /Слушание Арии Снегурочки « С подружками по ягоды»
                  Из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»/

    Учитель: Какую Снегурочку нам рисует музыка?
    Дети: Веселую, беззаботную, Снегурочка-сказочный персонаж и в ее музыке тоже что-то сказочное. Музыка волшебная, зимняя
    Учитель: есть ли признаки того, что она причина людских несчастий?
    Дети: никаких причин нет. Красивая, милая, беззаботная, радостная.
    Учитель: Но Снегурочка оказалась невольной виновницей того, что Берендеевом царстве лето холодное, и зима длинее,  и люди уж не так относятся к друг к другу. Вот как об этом говорит сам царь Берендеев.
    /Зачитываю отрывок: «Благополучие-велико слово!...»/
    Царь
    Благополучие-велико слово!
    Не вижу я его давно в народе, 
    Пятнадцать лет не вижу.
    Наше лето
    Короткое, год от года короче
    Становится, а вёсны холодней-
    Туманные, сырые, точно осень, 
    Печальные. До половины лета
    Снега лежат в оврагах и лядинах. 
    Из них ползут туманы по утрам,
    А к вечеру выходят злые сёстры,
    Трясучие и бледные кумохи,
    И шляются по деревням, ломая,
    Знобя людей…
    Сердит нас Ярило.
    Бермята
    Царь премудрый,
    За что б ему сердиться?
    Царь
    В сердцах людей заметил я остуду
    Немалую; горячности любовной 
    Не вижу я давно у берендеев.
    Исчезло в них служенье красоте;..
    Короче, друг, сердечная остуда
    Повсюдная,-сердца охолодели,
    И вот тебе разгадка наших бедствий
    И холода: за стужу наших чувств
    И сердится на нас Ярило-Солнце
    И стужей мстит.
    Учитель: Так получается, что Снегурочка причина зла, а может быть и само зло…Как вы думаете?
    Дети: нет, она милая, беззаботная.
    Учитель: но есть что-то, что отличает портрет Снегурочки от того же Леля?
    Дети: есть внешняя красота, но нет тепла.
    Учитель: Что же получается, с одной стороны, образ привлекательный, красивый, с другой стороны, что-то нас в ней настораживает, сдерживает. И как показывает развитие сюжета сказки Островского не только нас отталкивает холодность Снегурочки. Давайте вспомним, кто отказался от дружбы с ней?
    Дети: Купава, Лель.
    Учитель: а Снегурочка понимала, что она не такая как все, как те люди, к которым она стремилась? Понимала  ли она, почему ее покидают друзья?
    Дети: Да
    Учитель: Если она злой персонаж, если в ней зло, то, как она должна поступить? 
    Дети: Мстить людям. Ведь у нее есть для этого все возможности, она же дочь Дед Мороза. Могла обратиться к Морозу с вьюгами, к ее лесным сторожам-Лешим.
    Учитель: Но как поступает Снегурочка, к кому идет?
    Дети: к матери Весне-Красне.
    /Читаю отрывок разговора Весны и Снегурочки «Снегурочка, дитя мое, чего тебе не достает?-Любви»!...»/
    Снегурочка, дитя мое, о чем
    Мольбы твои? Великими дарами
    Могут тебя утешить на прощанье . 
    Последний час Весна с тобой проводит
    С рассвет дня вступает бог Ярило
    В свои права и начинает лето.
    Чего тебе не достает?
    Любви!
    Кругом меня все любят, все счастливы
    И радостны; а я одна тоскую;
    Завидное мне чужое счастье, мама .
    Хочу любить – но слов любви  не знаю, 
    И чувства нет в груди; начну ласкаться-
    Услышу брань, насмешки и укоры
    За детскую застенчивость, за сердце холодное…,
    Учитель: Что же Снегурочка просит?
    Дети:Любви
    Учитель: Что происходит со Снегурочкой после этого?
    /отрывок «Ах, мама, что со мною?..»/
    Ах, мама, что со мною? Какой красой
    Зеленый лес оделся! Берегами
    И озером нельзя налюбоваться.
    Вода манит, кусту зовут меня
    Под сень свою; а небо, мама, небо!
    Разлив зари зыбучими волнами
    Колышется.
    Дети: мать наделила ее силой любви и она увидела вдруг все по- другому
    Учитель: что она увидела?
    Дети: Зленый лес, озеро, небо
    Учитель: Но ведь Снегурочка 15 лет все это видела изо дня в день. Что же с ней случилось?
    Дети: Она готова к любви, влюбленный человек все видит по-другому
    Учитель: но какая опасность подстерегала Снегурочку в ее новом состоянии души?
    Дети: могла растаять
    Учитель: И луч солнца попадает на Снегурочку, и она действительно начинает таять.
    Мы подошли к кульминационной сцене развития образа Снегурочки. Как вы думаете, какие чувства переживает она в момент прощания с жизнью, Снегурочку? Должен ли измениться ее музыкальный портрет?
    Дети: Да 
    /видиофрагмент сцены таяния Снегурочки./
    Учитель: Почему изменился образ Снегурочки.
    Дети: Изменилась ее душа
    Учитель: От прежней Снегурочки не осталось и следа! Поэтому изменился ее музыкальный портрет, ее интонация, ее душа.
    Учитель: можно ли здесь поставить точку. Можно ли гибель Снегурочки считать финалом оперы?
    Дети: Да.Нет.
    Учитель: Я вам предлагаю вспомнить слова царя Берендея прозвучавшие в начале урока. Что происходит в Берендеевом царстве? Почему у людей остуда?
    Учитель: Да. Ведь она нарушила естественное течение в жизни. Ведь не должно быть в природе союза Мороза и Весны. Погибла Снегурочка, растаяла, причина бед Берендеев исчезла, восстановилось равновесие в природе?
    Дети: Да.
    Учитель: Композитор заканчивает оперу хором «Ярило-Солнцем», праздником, прославлением Ярило-Солнца.
    Учитель: Мудрость А.Н.Островского и Н.А.Римского-Корсакова в том, чтобы люди задумались после прочтения пьесы или просмотра оперы над смыслом жизни, над тем, что добро сильнее зла. И от каждого из нас зависит, чего на земле больше- светлого или темного.
    Музыка-это искусство способное растопить даже самое ледяное сердце.
    И закончить сегодняшний урок мне хочется радостной, светлой песней о весне, о солнце, о звонких ручьях композитора Г.Струве на слова К.Ибряева «Весенняя песня». Давайте исполним ее.
                              /Исполнение «Весенней песни Г.Струве/
    Учитель: на этом наш урок закончен. Спасибо. До свидания!

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Урока: «Развитие образа Снегурочки в поэзии А. Н. Островского и в музыке Н. А. Римского-Корсакова»

    Скачать 66.76 Kb.