• Тип урока
  • Рефлексия. Упражнение «Плюс-минус-интересно
  • Игра по произведению А.С.Пушкина «Повести Белкина» Вариант 1
  • Задание Ответ
  • Вопросы по произведению А.С.Пушкина «Повести Белкина» Вариант 2
  • Вопросы по произведению А.С.Пушкина «Повести Белкина» Вариант 3
  • Упражнение «Плюс – минус - интересно». Плюс



  • Дата17.01.2018
    Размер94.8 Kb.
    ТипУрок

    Урока: Реализм «Повестей Белкина»



    Учитель: Гопп Антонина Анатольевна, МОУ гимназия № 16 г. Сочи

    Тема урока: Реализм «Повестей Белкина»

    Класс: 9

    Цели:

    обучающие – продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина, расширить представление об этапах творчества автора и литературных направлениях, развитие умения анализировать художественное произведение, совершенствовать умение развёрнуто и кратко отвечать на вопросы;
    развивающие – развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, работать в группах, формировать умение самостоятельно добывать знания, систематизировать их;
    воспитательные – воспитание любви и уважения творчеству А.С. Пушкина, воспитание нравственных качеств у учащихся на примере произведений Пушкина, их проблематики и идейного звучания.
    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Отзывы о «Повестях Белкина» А.С.Пушкина», карточки с заданиями для игры по «Повестям Белкина», тексты произведения.
    Тип урока: комбинированный.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.



    1. Проверка домашнего задания.

    - Каково ваше общее впечатление от прочитанного произведения?

    - Какие «повести» вошли в произведение?

    - Как вы думаете, к какому литературному направлению относится данное произведение?


    1. Изучение новых знаний.

    1. Сообщение темы и целей урока, запись темы в тетради.

    2. Сообщения учащихся.

      1. История создания «Повестей Белкина».

    «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» - первое прозаическое произведение Пушкина, напечатанное им при жизни. По мнению исследователей, «Повести Белкина» были задуманы автором в 1829 году. Но вплотную к работе Пушкин приступил осенью 1830 года в селе Болдино.

    Первоначально состав произведения был несколько иным. А.С.Пушкин собирался включить в цикл такие повести: «Гробовщик», «Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель», «Самоубийца», «Записки пожилого». Две последние повести не вошли в окончательный вариант, уступив место повестям «Выстрел» и «Метель».

    На начальном этапе Пушкин собирался включить в «Повести Белкина» шестую повесть - «Историю села Горюхина». Но она осталась незаконченной и в окончательную редакцию цикла не вошла.

    А.С.Пушкин писал повести в следующем порядке:

    - «Гробовщик» - 9 сентября;

    - «Станционный смотритель» - 14 сентября;

    - «Барышня-крестьянка» - 20 сентября;

    - «Выстрел» - 14 октября;

    - «Метель» - 20 октября.

    Предисловие с «биографией Белкина» также было написано в Болдино 14 сентября 1830 года.

    В конце октября 1831 года «Повести Белкина» были опубликованы отдельной книгой. Название было следующим: «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.»

    В 1834 году А.С.Пушкин повторно издал данное произведение в сборнике прозаических произведений под названием «Повести, изданные Александром Пушкиным».



      1. Черты реализма в произведении.

    Реализм в литературе часто понимают как верность жизни, стремление автора увидеть и изобразить ее такой, какой она есть. Например, романтику обычная, повседневная жизнь неинтересна. Он хочет увидеть и описать необычных людей, необычные события. А реалист, наоборот, самое интересное для себя находит как раз в обычной жизни, ему интересен «простой», обыкновенный человек.

    Появление в начале 30-х годов XIX века сборника повестей некоего Ивана Петровича Белкина, казалось, не предвещало ничего из ряда вон выходящего. И так действительно случилось бы, если автором этих повестей не был Александр Сергеевич Пушкин. Его небольшой сборник, включающий в себя пять маленьких повестей, произвел настоящий переворот в русской литературе. Неискушенный читатель, принявший на веру слова Пушкина, что в этом произведении он выступает лишь как издатель, обнаружил на страницах повестей уже знакомых героев и известные сюжеты. Искушенная же публика за простотой и незатейливостью сюжетов, за шаблонностью ситуаций увидела лукавство автора. Автор в «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина» словно хотел вызвать к жизни уже избитые в романтической литературе сюжеты и характеры, соотнести героев с уже устоявшимся книжным каноном. Поэтому и заставляет автор своих героев действовать в новых сюжетных ситуациях, демонстрируя тем самым многообразие жизни, ее способность не укладываться ни в какие привычные литературные рамки.

    Пушкин, утверждая в «Повестях Белкина» реализм, борясь за правдивую, трезвую, самобытную отечественную прозу, реалистически переосмысляет и в некоторых случаях даже пародирует сюжетные штампы сентиментально-романтической литературы.

    «Повести Белкина» знаменовали собой не только новый этап в творчестве А. С. Пушкина, но и открыли дорогу новому направлению – реализму - в развитии русской прозы.




      1. Значение образа условного рассказчика.

    «Повести Белкина» ведутся от имени добродушного, скромного, небогатого либерального помещика Белкина, вымышленного лица, придающего художественному повествованию впечатление полной достоверности. Белкин сообщает, что все случаи им услышаны от разных лиц, а ведущим, все объединяющим рассказчиком остается он сам. Но сквозь образы рассказчиков, особенно в эпиграфах, ремарках и отступлениях, явно ощутим облик самого Пушкина, его идейно-нравственная и стилевая позиция.

    Пушкин относится к Белкину и его корреспондентам иронически. Эта ирония, пронизывающая «Повести Белкина», проявляется в отношении и ко многим иным персонажам.

    Организация «мнимого» авторства приводит к созданию многоуровневого текста, что позволяет шире и глубже охватить действительность, описать их нравы и жизнь, судьбы и устремления героев.

    Непосредственным рассказчикам небезразлично то, о чем они говорят. Изображённые события могли произойти с любым близким им по социальному статусу человеком. Имена рассказчиков и героев повестей (за исключением Сильвио), а также место действия не названы. Это подчёркивает художественный размах произведения, расширяющегося до пределов почти всей России.

    Тип Белкина как бы выдвинут самой жизнью. В этом образе найден тот синтез литературы и действительности, который в период творческой зрелости Пушкина стал одним из писательских устремлений.


      1. «Вечные сюжеты» в повестях.

    Повесть «Гробовщик» насыщена философским содержанием. Её сюжет сходен со строением притчи о блудном сыне. Также просматривается ритуальное путешествие в «загробный мир», которое совершает во сне Адриан Прохоров.

    В «Станционном смотрителе» житейский стереотип воспроизводится в картинках, излагающих притчу о «блудном сыне». Четыре картинки отражаются в четырёх сценах из жизни, которые представляет рассказчик. Но притча о блудном сыне переосмыслена. На картинках жизненные испытания меняют юношу. Конец в притче счастливый. В повести А.С. Пушкина акцент перенесён с заблудшей дочери на отца. Ведь жизненные ситуации меняют не только того, кто вступает в них, но и того, кто близок к закату жизни. В отличие от отца из притчи, Самсон Вырин не просто меняется внешне, превратившись в дряхлого старика. Он утратил внутреннюю опору на счастливую и трафаретную старость.



    1. Просмотр презентации «Отзывы о «Повестях Белкина» А.С.Пушкина».



    1. Практическая работа.

    Игра по «Повестям Белкина» (проверка знания текста).

    Класс делится на три команды. Каждая команда выполняет задание по карточке.



    1. Рефлексия.

    Упражнение «Плюс-минус-интересно».

    Учащимся необходимо заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» - записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной. В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.



    1. Домашнее задание.

    1. Перечитать повесть «Станционный смотритель».

    2. .Прочитать притчу о блудном сыне.

    Приложение 1.

    Игра по произведению А.С.Пушкина «Повести Белкина»
    Вариант 1

    № п/п

    Задание

    Ответ



    Кто приснился Адриану Прохорову? 






    Узнайте героя: «Отроду не встречал счастливца столь блистательного! Вообразите себе молодость, ум, красоту, веселость самую бешеную, храбрость самую беспечную, громкое имя, деньги, которым он не знал счета и которые никогда у него не переводились»






    Кто автор эпиграфа к повести «Метель»?






    Кем представлялась Лиза Муромская Алексею Берестову?






    Кому из героев принадлежит это место: «…Жёлтый домик…, купленный … за порядочную сумму»





    Вопросы по произведению А.С.Пушкина «Повести Белкина»
    Вариант 2

    № п/п

    Задание

    Ответ



    Какую тайну открыл Бурмин Марье Гавриловне у пруда под ивами?






    Узнайте героя: « Ей было 17 лет. Чёрные глаза оживляли её смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и, следовательно, балованное дитя»






    Почему не состоялась первая дуэль, по словам Сильвио?






    Кто сообщил Самсону Вырину, что его дочь не вернется обратно?






    Кому из героев принадлежит это место: «Обширный кабинет был убран со всевозможною роскошью; около стен стояли шкафы с книгами, и над каждым бронзовый бюст; над мраморным камином было широкое зеркало; пол обит зелёным сукном и устлан коврами»




    Вопросы по произведению А.С.Пушкина «Повести Белкина»
    Вариант 3

    № п/п

    Задание

    Ответ



    Чем закончилась вторая дуэль Сильвио и графа Б.?






    Узнайте героя: «Человек лет пятидесяти, свежий и добрый, и его длинный сюртук с тремя медалями на полинялых лентах»






    Каким способом организована была переписка между Алексеем и Лизой-Акулиной?






    Сколько дочерей было у Адриана Прохорова? Как их звали?






    Когда и где происходят события повести «Метель»?




    Приложение 2.

    Упражнение «Плюс – минус - интересно».

    Плюс

    Минус

    Интересно



































































    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Урока: Реализм «Повестей Белкина»