• Челбас.
  • Кирпили.

  • Скачать 102.25 Kb.


    Дата01.01.2018
    Размер102.25 Kb.
    ТипУрок

    Скачать 102.25 Kb.

    Урока: «Реки Краснодарского края»



    Тема урока: «Реки Краснодарского края».

    1. Организация начала урока.

    2. Проверка домашнего задания.

      1. Вступительная беседа.

    Могучие горы,

    Степные просторы,

    Приморского берега грань…

    Леса и поляны, сады и лиманы-

    Всё это родная Кубань.

    Вряд ли ещё есть место на земном шаре, где можно было бы встретить такое разнообразие природных условий, как в нашем крае.



    • О каком богатстве нашего края вы говорили на прошлом уроке?

    ( о водоёмах Кубани)

      1. Восстанови таблицу. ( Таблица на доске)

    Водоемы


    Искусственные

    моря


    ***

    *** Горные

    ****


    • Какие бывают водоемы?

    • Что относится к естественным водоемам?

    ( моря, реки, лиманы)

    - Что относится к искусственным водоемам?



    • Назовите и покажите моря, омывающие Краснодарский край.

    • Что интересного узнали о Черном и Азовском морях?

    • Чем отличается Азовское море от Черного?

      1. Дифференцированный опрос.

    1-уровень.

    • О каком море мы ещё не сказали?

    ( о Краснодарском водохранилище)

    • Покажите его на карте.

    • Каково его назначение?

    ( Это хранилище воды. Используется для орошения сельхоз угодий, обеспечения рисовых систем водой, рыборазведения, а берега , в качестве зоны отдыха)

    2-уровень.

    -Только ли положительные стороны имеются у водохранилища ?

    ( Нет. Постепенно берега разрушаются и происходит затопление близлежащих земель и т. д.)



    • Какие ещё есть водохранилища?

    (Шапсугское, Варнавинское , Крюковское водохранилище )

    3-уровень.

    -Чем славятся озера Кубани?

    ( Одни, привлекают туристов необычайной красотой: Абрау, Кардывач.

    Другие известны своими целебными грязями: Чембуркское,Голубицкое,

    Ханское)


    -Как образуются лиманы и плавни?

    -Чем они отличаются?

    3.Изучение нового материала.


    1. Вступительная беседа.

    -Послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения, и скажите о каком виде водоемов, мы будем сегодня говорить?

    Широка и бесконечна

    Степь легла, куда ни глянь!

    А по свету Кубань-речка

    Катит воды на Тамань.

    ( о реках)

    -Да, если посмотреть с очень большой высоты на наш край, то он покажется нам полосатым. Это потому, что на территории Кубани много рек.

    -Вспомните из курса «Окружающий мир», что такое река?

    (Это постоянный водоток)

    -Какие части реки вы знаете?

    Исток - место рождения реки.

    Устье – это место впадения реки в другой водоем.

    Русло – это углубление в земле, по которому река несет свои воды.

    Бассейн – это река со всеми своими притоками.



    • Сколько в крае насчитывается рек и речушек?

    ( 13 тыс.)

    - На какие типы можно разделить реки?

    ( горные и степные)

    - Посмотрите на фотографии, что можете сказать?

    ( 1 фото – река горная, 2 фото – река степная.)


    • Как узнали?

    горной реки быстрое течение, вода холодная, дно покрыто галькой. У степных речек течение медленное, спокойное)

    • О степных речках в народе говорят « воробью по колено », почему?

    ( мелководные)

    • Как определить правый и левый берег?

    (Надо стать по течению реки: справа будет правый берег, а слева левый)

    • Назовите главную реку Краснодарского края.

    (Кубань)

    • Река Кубань - одна из крупных и многоводных рек Северного Кавказа. Началом её считается место слияния рек: Уллукам и Учкулан; вытекающих из- под ледников, расположенных на склоне горы Эльбрус.

    Название реки впервые упоминается в истории около 3-х тысяч лет тому назад. К настоящему времени ученые установили более 300 разновидных и разноязычных названий. К наиболее древним относятся греческие наименования реки Кубань — Антикитес — «Осетровая река», Гипанис — «Конская река», Вардан — «Дождевая река» и т. д. А начиная с X века Кубань носила древнерусское название — Бурлик, что означало — «бурная», «бурливая», «стремительная река».

    Современное название реки — Кубань сформировалось недавно. По поводу его смыслового значения мнения ученых расходятся. Наиболее вероятным считается балкарский вариант, который связывает название реки Кубань с тюркским словом «кобань». «Кобань» в свою очередь возникло от балкарского «къобан», что означает — «быстрый», «беспокойный». Во время татаро-монгольской колонизации Северного Кавказа под влиянием тюрко -язычных .племен слово «къобан» перешло в тюркское «кобань», а в русском произношении оно стало, звучать как «Кубань»

    У реки Кубань есть и адыгейское название — ПШЫЗ. В архивах Адыгейского научно-исследовательского института сохранилось множество легенд, в которых дается объяснение этимологии названия Пшыз. Однажды, говорится в легенде, перед двумя странствующими наездниками — воинами неожиданно возникла огромная полноводная река. Воды ее неслись бурно, а берега были покрыты непроходимым лесом. Казалось, там никогда не ступала человеческая нога. Витязи долго искали удобного места для переправы, но тщетно. День подходил к концу, туман поднимался над рекой. Тогда один из воинов решил перейти реку вброд и заодно проверить ее глубину. Река оказалась неглубокой, вода доходила лишь до плеч воина. И когда он достиг другого берега, крикнул своему спутнику: «Псир о пшиз» («Вода в твой рост»). Легенда заканчивается предположением о том, что адыгейское слово «пшиз» легло в основу названия реки.


    • К какому типу рек относится Кубань?

    ( в верховьях - горная, а затем становится степной )

    • Назовите главные черты степных рек.

    ( высказывания детей )

    Вывод, который делает учитель:

    Наиболее характерные общие черты: направление течения всех рек с юго-востока на северо-запад, характер течения равнинный, спокойный, питание рек осуществляется за счет атмосферных осадков и грунтовых вод. Верховья всех рек представляют крутые овраги и балки.

    Вода всех рек содержит большое количество солей, отличается плохим вкусом. Весной, обычно в марте, реки оживают, в жаркую пору мелеют, высыхают, покрываются плесенью. В настоящее время все степные реки имеют зарегулированный сток. Устья большинства рек представляют собой лиманы.



    1. Работа по контурной карте.

    - На прошлом уроке вы нанесли на карту р. Кубань.

    - Следующая река, о которой пойдет речь - река Ея.

    -Найдите ее на физ. Карте, отметьте на контурной. Послушайте информацию об этой реке и сделайте краткие заметки.
    Ея .Самая длинная и многоводная река Азово-Кубанской равнины, вторая по длине река Краснодарского края, протяженность ее составляет 311 км, площадь водосбора – 8650 км2. Берет начало от слияния двух рек – Карасуна и Упорной – в пяти километрах от станицы Новопокровской. Наиболее крупными притоками являются Куго-Ея, Сосыка, Кавалерка. Ширина русла колеблется от 5 – 30 м в верховьях до 150 – 200 м в низовьях, глубина от 0,2 – 0,5 м до 1 – 1,5 м в среднем течении, скорость течения не более 0,6 – 0,8 м/с. В засушливое время года река местами пересыхает, в суровые зимы Ея замерзает. Река немноговодна, и трудно поверить в то, что когда-то в нее заходили морские суда, и громадное количество рыбы заплывало из моря на нерест. В настоящее время река перегорожена дамбами и плотинами. Вода Еи вследствие высокой минерализации почти непригодна для орошения. Устьем реки является Ейский лиман, соединяющийся с Азовским морем.

    Работа с контурной картой.

    - найдите на карте реку Челбас, отметьте ее на контурной карте.

    Челбас.Название реки переводится с татарского как «ковш воды». Она берет начало севернее станицы Темижбекской. Длина реки – 288 км, площадь водосбора – 3950 км2.

            Наиболее крупные притоки: реки Борисовка, Тихонькая, Средний Чалбас. Цепочка лиманов и плавней составляет устье реки. Сладкий, Горький, Кущеватый лиманы соединяются с Челбасским гирлом, затем с Бейсугским лиманом, гидрологически связанным с Азовским морем. Большое количество прудов, образовавшихся вследствие строительства дамб, привело к заилению и угасанию рек.

    Работа с контурной картой.

    - Найдите на карте реку Бейсуг, отметьте ее на контурной. 

            Бейсуг.Третья по длине река Азово-Кубанской равнины. В переводе с татарского - «княжеская река». Длина – 243 км, площадь водосбора – 5190 км2. Начало берет из родников северо-западнее г.Кропоткина, впадает в Бейсугский лиман. Крупными притоками реки являются Левый и Правый Бейсужек. В нижнем течении в долине реки много плавней. Объясняется это выходом реки из берегов (вследствие внезапных паводковиз-за сильных дождей), поскольку узкое Бейсугское гирло не успевает пропустить всю воду в Бейсугкский лиман. В суровые зимы вода в реке замерзает. Так же, как Ея и Челбас, Бейсуг перегорожен плотинами и образует множество прудов.

    4. Беседа о реке Кочеты.

    По извилистым ложбинам,

    Через гребли и мосты

    Растянулась змейкой длинной

    Наша речка Кочеты…

    - Что интересного узнали об этой реке?

    - В какую реку впадает р. Кочеты?

    (Кирпили)

    -Найдите на карте эту реку, нанесите ее на контурную.

            Кирпили.Исток реки находится в 7-8 км северо-западнее станицы Ладожской. Длина реки – 202 км, площадь бассейна – 3431 км2, устьем реки является Кирпильский лиман, который через лиманы Рясный и Ахтарский связан с Азовским морем. Наиболее крупный приток – река Кочеты, впадающая в Кирпили у станицы Медведовской. Зимой река замерзает. Вода используется для обводнения, орошения, рыболовства. В бассейне реки много дамб, свыше 200 прудов.

    - Что заметили, слушая сообщения о степных реках, есть ли у них проблемы?

    (ответы детей)

          - Да. К сожалению, непродуманная хозяйственная деятельность приводит к бедственному положению степных рек: загрязнению, заилению, маловодности. Если не принимать меры по спасению рек Азово-Кубанской равнины, будущие поколения могут не найти их на географической карте. 

    5.Горные реки.

    - Какие горные реки вы знаете?

    -Реки Черноморского побережья берут начало в горах и впадают в Черное море. Большинство из них коротки, быстры и текут по глубоким, узким ущельям. Дно и берега покрыты галькой.

    Наиболее значительны: МЗЫМТА, СОЧИ, ТУАПСЕ, ДЖУБГА, ВУЛАН, ПШАДА. Летом эти реки мелководны, они становятся многоводными во время таянья снега, дождей.

    6.Питание рек.

    - Какие типы питания рек вы знаете?

    (дождевое, снеговое, ледниковое, подземное, смешанное)

    - Давайте, с вами определим, чем питание горных рек отличается от питания степных?

    7.Итог урока.

    - Что нового узнали на уроке?

    - какие реки нанесли на контурную карту?

    - Какой тип питания соответствует степным рекам, а какой горным?

    - Какие проблемы рек вас затронули?

    7.Домашнее задание.



    • Подобрать информацию о растениях водоемов Краснодарского края.

    • Принести фото, рисунки растений.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Урока: «Реки Краснодарского края»

    Скачать 102.25 Kb.