• Оборудование
  • Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Слово учителя.
  • 3. Опрос домашнего задания.
  • Вопрос
  • План.
  • Разделимся на три группы. Каждая группа получает задание. 1 группа План
  • Сделайте вывод по третьему вопросу. 3 группа Уроки тайги.
  • Каждой группе даётся время на подготовку 12 мин. Примерный ответ 1 группы (Слайд№ 7)
  • Примерный ответ 2 группы (Слайд№ 8)
  • Примерный ответ 3 группы (Слайд№ 9)

  • Скачать 47.15 Kb.


    Дата13.11.2018
    Размер47.15 Kb.
    ТипУрок

    Скачать 47.15 Kb.

    Урока: В. П. Астафьев «Васюткино озеро»



    МБОУ Коелгинская СОШ

    учитель русского языка и литературы

    Девяткова Е.Н.

    Тема урока: В.П. Астафьев «Васюткино озеро».

    Человек и природа в рассказе.


    Тип урока: комбинированный

    Цели урока: 1)Обучать анализу прозаического произведения.

    2) Развивать умение учащихся работать в группе.

    3) Развивать речь и мышление учащихся.

    Оборудование: Портрет писателя, рисунки учащихся к рассказу

    В.П. Астафьева «Васюткино озеро», презентация.



    Технологии: 1.Компьютерные технологии

    2. Проблемное обучение (работа с текстом, анализ )



    Ход урока:

    1. Организационный момент.
    2. Слово учителя.

    На прошлом уроке мы с вами познакомились с произведением

    В.П. Астафьева «Васюткино озеро», говорили об автобиографичности рассказа, о главном герое - Васютке и его приключениях. Сегодня мы вновь обратимся к этому замечательному рассказу. Поработаем в группах, но сначала давайте посмотрим , как вы справились с домашним заданием.

    3. Опрос домашнего задания.

    Рисунки к рассказу. (На дом было задано нарисовать эпизод рассказа, который произвёл на ученика сильное впечатление.)

    Работа с иллюстрациями. (Комментарий учителя.)

    Вопрос: Посмотрите, что объединяет ваши работы?

    Ответ: В рисунках отражена тема человека и природы.

    Спросить двух - трёх учеников, почему именно эти эпизоды рассказа они запечатлели.

    Просмотр иллюстраций из презентации на тему: Васютка в тайге. (Слайды 1-4)

    Учитель:

    Одной из центральных тем творчества писателя является Тема человека и природы. Сегодня мы будем анализировать рассказ, посмотрим, как показана эта тема в произведении. (Запись темы и плана в тетрадь.)



    План. (На доске и в тетради.) (Слайд №6)

    1) Встречи Васютки с миром живой природы. (Птицы, рыбы.)

    2) Поведение героя в лесу.

    3) Уроки тайги.



    4. Анализ рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

    Беседа:

    1. Вспомните, сколько дней Васютка пробыл в тайге?

    Ответ: 4 дня.
    Учитель: Именно столько дней тринадцатилетний мальчик провёл один на один с природой. Как же пережил Васютка эти сложные, непростые в его жизни дни, что ему помогло выжить? Как изменился его внутренний мир? Это нам предстоит выяснить.
    Разделимся на три группы.

    Каждая группа получает задание.

    1 группа

    План:

    Встречи Васютки с миром живой природы (птицы, рыбы).

    1. Перечислите эпизоды, в которых происходят встречи Васютки с миром живой природы.

    2. Перескажите один из них.

    3. Чем, на ваш взгляд, интересна эта встреча?

    4. Как относится Васютка к окружающей его природе? Почему?

    Сделайте вывод.



    2 группа

    План :

    2. Поведение Васютки в лесу.

    Ответьте на вопросы:

    1. В какой момент Васютка понимает ,что заблудился? ( Найдите в тексте стр. 126, перескажите этот абзац. «В лесу сделалось совсем тихо…: да ведь он заблудился! »

    2. Какова первая реакция героя, когда он понимает, что заблудился? Найдите и прочитайте слова, которые помогают нам понять состояние героя.

    ( На стр.126. последний абзац.)


    3. Что помогло мальчику перебороть страх и отчаяние? Какие знания и навыки помогли ему выжить в тайге? Приведите примеры. (Например, приметы и т. д.)

    Сделайте вывод по третьему вопросу.
    3 группа

    Уроки тайги.

    Мысли и чувства Васютки, которые помогли ему сделать правильные выводы.

    1. Как вы думаете, чему научила Васютку тайга?

    2. Какие эпизоды рассказа нам помогают понять, что Васютка, оставшись наедине с природой тайги, начал по- другому смотреть на жизнь, начал ценить то, чего раньше не замечал. (Приведите примеры.)

    3. Почему озеро назвали именем мальчика?

    4. Сделайте выводы.



    Каждой группе даётся время на подготовку 12 мин.

    Примерный ответ 1 группы (Слайд№ 7):

    Васютка пробыл наедине с природой 4 дня. За это время он каждый день встречался с миром живой природы. Эпизоды: 1 день- Встреча с кедровкой, глухарём, которого он убивает. 2 день - Встреча с белкой, разговор с ней. Утки. Рыба (пелядь, чир, сиг- белая рыба.) (Пересказ эпизода.)

    Васютка убивал дичь как любой охотник, чтобы прокормиться, заботился о том, чтобы накормить других (когда собирал кедровые орехи для рыбаков, охотников), но в то же время он воспринимал животных как равных, сердился на кедровку, разговаривал с белкой, удивился обилию белой рыбы в озере.

    Вывод: Всё выше сказанное говорит о том, что мальчик хорошо знает жизнь животных, птиц. Он наблюдателен, при этом подражает взрослым, копирует их привычки.
    Примерный ответ 2 группы (Слайд№ 8):

    Васютка понимает, что заблудился в тот момент, когда увидел муху, которая попалась в паутину. В душе мальчика началось беспокойство. (Пересказ абзаца.)

    Первой реакцией были страх и отчаяние. Это подтверждают слова « Вскрикнул, услышав таинственный шорох в глубине потемневшего леса. Бросился бежать, спотыкался, падал, вставал, снова бежал… Упал с валежин лицом вниз в сырой мох и замер.»

    Васютке помогло перебороть страх и отчаяние то, что он вспомнил слова отца: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит.» Герою помогли те знания и навыки, которым он научился у взрослых. (О которых он вспомнил.) «…»



    Примерный ответ 3 группы (Слайд№ 9):

    Васютка - главный герой произведения В.П. Астафьева «Васюткино озеро», проделал сложный путь. Он не просто спасал себя, свою жизнь, выживая в тайге, он изменился внутренне. Мальчик совершил внутренний путь от глупости к мудрости, от трусости к храбрости. Об этом указывают многие эпизоды. Например, в эпизоде с глухарём проявляется страсть и жадность Васютки. В эпизоде, когда он собирается за шишками, мать ему даёт наставления, заставляет взять хлеб, Васютка ей перечит, всё же берёт, побыстрее старается скрыться с её глаз. Но, потерявшись в тайге, неоднократно вспоминает и маму , и дом, и хлеб.

    Важным является эпизод, когда герой взобрался на дерево и увидел бесконечную , молчаливую, равнодушную тайгу. Васютка почувствовал себя в этот момент маленьким -маленьким.

    Эпизод, в котором измученный Васютка всё же доходит до Енисея, (Лес неожиданно расступился, как бы выпуская мальчика из плена.) показывает, что он восхищается им,

    ( «У него даже дух захватило - так красива, так широка была его родная река! А раньше она ему казалась обыкновенной и не очень приветливой…» )

    Все перечисленные эпизоды показывают нам, что произошло внутреннее перерождение героя.


    Выводы: Сегодня мы с вами посмотрели, как тема человека и природы рассматривается В.П.Астафьевым в рассказе «Васюткино озеро», как природа может влиять на мысли и чувства героя, на его внутренний мир. На эту тему можно ещё много говорить, но время урока, к сожалению, ограничено.

    Дома я Вас попрошу написать небольшую работу: «Как и почему человек должен относиться к природе?»

    Оценки за урок.
    Критерии оценивания групп:

    1. Приведены все примеры эпизодов из текста.



    2. Учащиеся верно и полно ответили на вопросы.

    3. Учащиеся обобщили материал, сделали выводы.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Урока: В. П. Астафьев «Васюткино озеро»

    Скачать 47.15 Kb.