Дата12.03.2019
Размер56.6 Kb.
ТипУрок

Урока: выявить своеобразие жанра «Медного всадника»



МОУ СОШ с.Засечное

ОТКРЫТЫЙ УРОК

(С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ).
А.С.ПУШКИН. «МЕДНЫЙ ВСАДНИК».

7 КЛАСС.

Разработала и провела урок: Антонова И.Н.


2006г.


А.С.Пушкин. «Медный всадник».
ЦЕЛИ УРОКА: выявить своеобразие жанра «Медного всадника», его композицию, конфликт; выяснить авторское отношение к героям; увлечь учащихся поэтическим наследием Пушкина.
На экране – портрет А.С.Пушкина.

На доске – цели урока.
ХОД УРОКА
1) ОРГМОМЕНТ с сообщением темы и целей урока.
2) СООБЩЕНИЕ учащегося о творческой истории создания поэмы «Медный всадник».

«Медный всадник» был написан Пушкиным в 1833 году во время второй болдинской осени. При жизни поэта было опубликовано только вступление под названием «Петербург. Отрывок из поэмы».(1834г.) После смерти поэта «Медный всадник» был опубликован в журнале «Современник».
3) БЕСЕДА с классом.
(Обращение к тетрадям, записи по ходу урока)

-- Теперь обратимся к вопросу жанра произведения. Сам Пушкин указал на него: «Петербургская повесть».

-- Ребята, что же такое повесть? Согласны ли вы с выбором самого автора? Обоснуйте свой ответ.

-- Давайте посмотрим на построение поэмы. Какова ее композиция?
4) РАБОТА С ТЕКСТОМ. «ВСТУПЛЕНИЕ».
-- Как начинается повесть «Медный всадник»? С чего? (С предисловия).

Причем предисловие написано в прозе, что подчеркивает реальность события. (Учитель зачитывает и дает пояснения).

-- Где происходит действие? (В Петербурге).

Да, в Петербурге, и связано с наводнением 1824 года. Пушкин обращается к теме Петербурга и его основателя, самодержца, преобразователя России.

-- Зачитаем первые строки «Вступления». («…Стоял он…»). (На партах отрывки из текста представлены).

Посмотрите, местоимение ОН выделено курсивом. А ведь с местоимения работы начинать не принято. Наверное, автор нарочито так поступает. Как вы думаете, что он хотел тем самым показать? С какой интонацией читается эта строка? ( Интонационно выделяется, произносится торжественно, читатель уже понимает, о ком пойдет речь).
На экране – иллюстрация («…Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел.»)
-- О чем же думал Петр? (Хотел построить город).

-- Удалось ли ему это сделать?

-- Какой же город вырос? И что прежде было на этом месте? (На листках отрывок под №1 выразительно прочитать).

-- Построенный на только что отвоеванной окраине страны. Он явился открытым вызовом врагам России. (Обратите внимание на слово, выделенное на листке курсивом, – «назло». Курсив мой). Петербург создавался и как вызов природе. Он строился на месте, мало пригодном для житья, ценой небывалых усилий и жертв.
На экране – иллюстрация.
-- В каких словах отразилось отношение самого автора к городу? («Люблю тебя, Петра творенье…»).

-- Как же относится Пушкин к историческим деяниям Петра I? (Хвалит, говорит высоким слогом).

-- На какой жанр это похоже? Вспомните Ломоносова. (Ода – хвалебная песня).

-- Какими словами завершается торжественно-величественное вступление? («Была ужасная пора…»).

-- Вся ли повесть проникнута настроением торжественности, величия? (Нет, только вступление).

-- Правильно, вступление противопоставлено трагическому содержанию двух частей поэмы и ее финалу.
5) РАБОТА С ТЕКСТОМ. ЧАСТИ 1,2.
-- Какое же событие потрясло Петербург? Когда оно произошло?

-- Найдите сравнения в описании погоды. Какая картина перед нами предстает? (Ужасающая, страшная).

-- Что мы узнаем о Евгении? Зачитайте.

-- О чем же он думал? – листки на партах, №2

Одинаковы ли мысли Петра и Евгения?

СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Цели Петра – государственные, прогрессивно-исторические. У Евгения цели только личные. Но это не противостояние двух людей, а противостояние человека и государства, человека в государстве. В повести рядом с образом великого государственного деятеля возникает образ обыкновенного человека, судьбу которого определяют результаты преобразований Петра.

В образе Евгения поэт показал человека в движении истории, воссоздал образ жизни обычного человека в городе, построенном Петром, раскрыл внутренний мир обыкновенного человека.
-- Итак, Евгений мечтал о будущей жизни, желал успокоения бури и заснул. Суждено ли было исполнится его мечтам? Почему?

Конец 1-ой части.

-- Почему «кумир на бронзовом коне» обращен к Евгению спиной? (Равнодушен к его проблемам, жизни).
-- Наводнение отступило, вернее отступает. С чем, с кем сравнивает Пушкин Неву? (Злодеи, разбойники).

-- Куда спешит Евгений? Что предстало его взору? Что произошло с ним? (Враз изменился).
На экране – иллюстрация.
-- А изменилась ли жизнь вокруг?

-- Какие чувства овладели Евгением в момент прояснения его ума и встречи с «властелином судьбы»?
СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Евгений бросил вызов самодержцу: «Ужо тебе!» Эта угроза – момент духовного возвышения человека, в полной мере осознающего свою беззащитность перед «властелином судеб». Всадник преследует Евгения (фантастика), охраняя власть закона и порядок самодержавного государства. (Это двойственная оценка Пушкиным деятельности Петра). Евгений доведен до крайности, повержен петровскими преобразованиями, и в нем пробуждается мятежный дух.
-- Нашел ли успокоение в этой жизни Евгений?

-- Каков же финал его жизни? (Трагический. Он нашел домик Параши и умер на его пороге).


6) ИТОГОВЫЙ ВОПРОС

-- Как же Пушкин относится к личности Петра I, личности исторической? (Неоднозначно. Ратует за его преобразования, но видит, что эти преобразования для обычного человека подчас оборачиваются бедой в условиях самодержавного государства. Пушкин осуждает жестокую преобразовательную деятельность).
7) ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

-выучить наизусть отрывок из поэмы «Медный всадник»;

-выписать из литературоведческого словаря определение жанра «баллады».

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Урока: выявить своеобразие жанра «Медного всадника»