• ТЕМА УРОКА: «Воды суши: реки»
  • Оборудование
  • I. Организационный момент II . Географическая разминка
  • III . Изучение нового материала
  • (Слайд 4).
  • (Слайд 8).
  • (Слайд 11-22).
  • (Слайд 24-34).
  • Правило определения правого и левого притока
  • Задание: 1. Каким притоком у Волги является река Кама 2. Каким притоком у Оби является Иртыш Главная река со всеми ее притоками образует речную систему
  • (Слайд 40). Задание: Определите, водоразделы, каких речных бассейнов проходят по Уральскому хребту. Дети называют речные бассейны. (Слайд 41).
  • (Слайд 43).
  • IV . Закрепление. (Слайд 45).
  • V. Итог урока. VI . Домашнее задание.

  • Скачать 75.48 Kb.


    Дата02.02.2019
    Размер75.48 Kb.
    ТипУрок

    Скачать 75.48 Kb.

    Урока: «Воды суши: реки»



    МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ПОЧЕПСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
    НАЧАЛЬНЫЙ КУРС ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС
    ТЕМА УРОКА: «Воды суши: реки»

    Урок разработала

    учитель географии высшей

    квалифицированной категории

    Епишева Л.А.

    2013 год
    Цель урока:

    Формирование представлений о реках.

    Задачи урока:


    1. Научиться объяснить понятия: река, долина, пойма, русло, исток, устье, речная система, бассейн, водораздел.

    2. Научиться определять по карте устье, исток, притоки реки, водоразделы.

    3. Познакомиться с крупными реками мира и России.



    Оборудование:

    Ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, географические атласы, рабочие тетради на печатной основе (РТ).



    Ход урока:

    I. Организационный момент

    II. Географическая разминка

    1. Что такое гидросфера?



    1. Из каких частей состоит гидросфера?

    3. Укажите пролив, разделяющий Южную Америку и Антарктиду:

    а) Берингов;


    б) Босфор;
    в) Девисов;
    г) Дрейка.

    4. Укажите верное утверждение.

    а) Средиземное море является частью Индийского океана.

    б) Большую часть гидросферы составляют подземные воды.

    в) Самый глубокий океан Земли – Тихий.

    5. Что такое воды суши?


    III. Изучение нового материала

    Сначала проведём географическую разминку (Слайд 1, 2).

    Ребята! Сегодня мы будем изучать, наверное, одну из самых важных составляющих вод суши – это реки (Слайд 3). Река! Какое замечательное слово! У одних оно вызывает воспоминание о больших реках, по которым ходят теплоходы и буксиры. Другие вспоминают шумные и журчащие потоки, которые вечно куда-то спешат, а третьи представляют маленькие равнинные реки с тихими заводями, песчаными пляжами, где так хорошо купаться и рыбачить. А что же такое река? Давайте подумаем. Вот она перед вами (Слайд 4). Итак, река – это поток воды,  который течёт в углублении земной поверхности (русле реки). (Слайд 5). Далее рассказ о постоянных водотоках и временных, т. е. пересыхающих. (Слайд 6, 7). Временно пересыхающие реки в Африке называются вади, а в Австралии - крики. В каких климатических условиях могут образовываться такие временно пересыхающие реки?

    А теперь мы поговорим о составных частях реки (Слайд 8). Посмотрим, что из себя представляет русло реки? (Слайд 9). Дети рассуждают, рассматривая рисунок, о таких понятиях, как русло, пойма, надпойменная терраса. Пойма – часть днища реки, затапливаемая речной водой только в периоды половодья. Террасы – остатки бывших пойм, расположенных на разной высоте, подобные огромным ступеням. Речная долина – более широкое понижение в рельефе, на дне которого находится русло реки.

    В следующем блоке наше урока мы изучим такое понятие, как исток (Слайд 10). Дети рассуждают, что такое исток.

    Рассмотрим те географические объекты, которые являются истоками различных рек. Учитель объясняет, где могут находиться истоки рек. Дети находят географические объекты на карте и рассматривают их внешний вид в природе (Слайд 11-22).

    Выполним задание: «Используя карту полушарий, приведите примеры истоков других рек».

    Далее мы изучим такое понятие, как устье (Слайд 23). Дети рассуждают, что такое устье.

    Остановимся подробнее на тех географических объектах, которые являются устьями различных рек. Учитель объясняет, где могут находиться устья рек. Дети находят географические объекты на карте и рассматривают их внешний вид в природе (Слайд 24-34).

    Мы рассмотрели устья рек. Они все имеют одинаковый вид? Нет, не все. Среди устьев выделяют эстуарии и дельты (Слайд 35-36). Чем же они отличаются?



    Эстуарий – воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря. Образуется эстуарий, если приносимые рекой наносы удаляются морскими течениями, а также приливами и отливами, а прилегающая к устью часть моря имеет большие глубины. В этих случаях отложение наносов не происходит.

    Противоположностью эстуария является дельта – устье, разделенное на несколько проток.

    Выполним задание: «Используя карту полушарий, приведите примеры устьев других рек» (Слайд 37).

    Устья в виде эстуария имеют такие реки, как Енисей (Енисейский залив), Обь (Обская губа), Амур. Классическими дельтами обладают такие реки, как Нил, Волга, Амазонка.

    Далее повторим то, что мы уже изучили (Слайд 38). После этого обсуждаем вопросы: «Почему река имеет течение? Что такое приток реки? Как определить, какой приток правый, какой – левый?»

    Правило определения правого и левого притока:


    1. Встать лицом к устью реки (вниз по течению).

    2. Если река впадает справа – это правый приток.

    3. Если река впадает слева – это левый приток.

    Задание:
    1. Каким притоком у Волги является река Кама?
    2. Каким притоком у Оби является Иртыш?
    Главная река со всеми ее притоками образует речную систему. А как правильно показывать реку по карте? (Слайд 39).

    Существуют такие понятия, как речной бассейн и водораздел. Найдите в учебнике эти понятия (стр. 172).

    Площадь суши, с которой вся вода стекает в одну реку, называется речным бассейном. Граница, разделяющая речные системы называется водоразделом. По одну сторону водораздела вода стекает в одну реку, а по другую – в другую. В горах водораздел проходит по гребням хребтов, на равнинах – по наиболее возвышенной их части. Иногда на равнинах водоразделы определить трудно (Слайд 40).

    Задание:
    Определите, водоразделы, каких речных бассейнов проходят по Уральскому хребту. Дети называют речные бассейны. (Слайд 41).

    Реки по характеру и скорости течения делят на равнинные и горные. Сравним их устно (Слайд 42).




    Реки

    Сравнения рек

    Характер течения

    Рельеф

    Скорость течения

    Горные

    Бурлят, пенятся

    Горный

    Быстрая

    Равнинные

    Медленная

    Равнинный

    Спокойная

    Равнинные реки текут спокойно, плавно, в широких долинах. Скорость течения очень небольшая. Не обладая силой, достаточной для того, чтобы продолжить себе прямой путь, равнинная река обходит препятствия и вырабатывает широкую долину, по дну которой извивается русло. Равнинные реки, у которой достаточная глубина, удобны для судоходства.

    Горные реки текут гораздо быстрее, чем равнинные. Они не образуют значительных извилин. Их долины узкие, глубокие. Многие реки, начинаясь в горах, выходят затем на равнину; горная река становится равнниной.

    Иногда в русле реки чередуются полосы твердых и мягких горных пород. (Слайд 43). Река размывает более мягкие породы, а выходы трудноразмываемых твердых пород образуют пороги. Преодолевая их, вода бурлит, пенится, высоко вверх летят брызги, возникают водовороты. Пороги бывают очень красивые, но сильно мешают судоходству.
    При горизонтальном (Слайд 43) залегании твердых и мягких пород в русле река размывает мягкие породы, в результате чего образуется ступень из твердой породы. Если ступень высокая, река низвергается с нее в виде водопада.

    Водопад не остается на одном месте. Он медленно «пятится» вверх по течению реки по мере того, как поток воды неуклонно разрушает ступень. Чаще водопады встречаются в горных районах или на границе гористой и равнинной местности.


    (Слайд 44) Обратите внимание на рис. 152 в учебнике. Это самый высокий водопад на Земле – Анхель. Расположен он в Южной Америке. Найдём его на карте полушарий. В 1933 году американский пилот Джеймс Эйнджел облетал этот район, ведя разведку золота. Он зафиксировал водопад в своём журнале. Водопад был назван в честь пилота. Получилось так, что золота не было найдено, а имя увековечено. Его высота 1054м. Издалека, кажется, что тонкая белая полоска начинается у края обрыва, по мере того, как вода летит вниз, белый столб брызг разрастается и теряется в зелёном море джунглей. Определим координаты водопада Анхель. Найдите примеры других водопадов на карте полушарий.

    IV. Закрепление. (Слайд 45).

    Выполним практическое задание № 3 в РТ стр.89 по группам:

    1 группа даёт характеристику Амазонки;

    2 группа даёт характеристику Миссисипи.

    Далее выполним работу на стр. 68 в РТ.

    V. Итог урока.

    VI. Домашнее задание. Параграф 27, выучить правила. В тетради составить характеристику рек Обь и Волга (Слайд 46).

    ЛИТЕРАТУРА:



    1. Герасимова Т.П., Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии: 6кл. – М.: Просвещение, 2001.

    2. Домогацких Е.М. Географии: Физическая география Учеб. для 6кл. общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. – 232 с.

    3. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии: 6кл. – М.: «ВАКО», 2005.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Урока: «Воды суши: реки»

    Скачать 75.48 Kb.