Скачать 215.76 Kb.


Дата06.10.2018
Размер215.76 Kb.
ТипУрок

Скачать 215.76 Kb.

Уроков к изучению романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»



«ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕК ОТВЕТСТВЕНЕН ЗА ДОБРО И ЗЛО».

(Цикл уроков к изучению романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».)

Вступление.
Произведение М. Булгакова с нетрадиционными для нашей литературы образами Иисуса и дьявола вызвало оживлённую дискуссию среди литературоведов и критиков. Критик В. Лакшин отмечал: «Когда имя Булгакова вдруг загорелось на литературном небосклоне как сверхновая звезда, первыми растерялись профессора и искусствоведы: в их курсах и учебных пособиях по литературе и театру 20 – 30-х годов этому писателю почти не находилось места. И поскольку его трудно уже было не замечать, его стали оттеснять в общую шеренгу, подравнивая, как в строю, литературные затылки».

П. Палиевский, И. Виноградов, М. Чудакова сразу признали автора «Мастера и Маргариты» выдающимся писателем русской и мировой литературы, высказали мнение о том, что о романе нельзя судить с позиции традиционных нормативных подходов публицистической критики, что это особое произведение, в котором писателю удалось сплавить воедино миф и реальность, сатирическое бытописание и романтический сюжет, бесстрастное объективированное изображение и иронию, сарказм.

Книгу М. Булгакова старшеклассники читают с увлечением. Занимательность фабулы, фантастика, наличие приключенческого сюжета, необычность героев – всё это разжигает в учениках читательский интерес. Вместе с тем воспринимают они произведение весьма фрагментарно и поверхностно. Лишь немногие из них могут самостоятельно ответить на вопрос, какое место занимают Иешуа и Воланд в системе образов романа? – выделить, хотя бы в общих чертах, его основные проблемы, осмыслить авторскую позицию. Всё это свидетельствует о необходимости серьёзного анализа текста на уроке.

По моему мнению, на изучение романа М. Булгакова можно отвести 5 часов. Их можно распределить следующим образом: первый час – подготовительный урок; второй, третий и четвёртый – уроки-беседы, углублённая работа над текстом; пятый – обобщающий урок.




Урок 1
Тема: «Михаил Булгаков и его роман «Мастер и Маргарита».

Цель урока: 1) знакомство с биографией писателя, сложной судьбой его произведений;

2) рассказать о значении романа, его судьбе, показать особенности жанра и композиции.



Оборудование: портрет М. А. Булгакова.

Методические приёмы: лекция с элементами беседы.
Ход урока.
!. Выступление ученика.

Ученик рассказывает о жизни и творчестве М.А. Булгакова, о сложной судьбе его произведений



2. Лекция учителя.

Роман «Мастер и Маргарита» - главное произведение М. Булгакова, любимое дитя его фантазии, его писательский подвиг. Около 12 лет ( с 1928 по 1940 г.) он работал над ним. Сохранившиеся материалы восьми редакций позволяют проследить, как меняется замысел романа, его сюжет, композиция, система образов, название, сколько было отдано труда и сил, чтобы произведение приобрело законченность и художественное совершенство.

Как и его герой – Мастер – писатель не верил в возможность увидеть свою книгу напечатанной. Во время сталинской диктатуры, господства вульгарно-социологической критики трудно было ожидать чуда. Не случайно из трехсот рецензий, опубликованных на его произведения и собранных писателем, 298 были разгромными. Да и из тех критиков и писателей, кто прочитал рукопись, немногие сумели её по достоинству оценить. Среди давших ей высокую оценку в первую очередь можно назвать Анну Ахматову, которая сказала об авторе «Мастера и Маргариты»: «Он гений».

Появление романа в журнале «Москва» ( № 11 за 1966 и № 1 за 1967 год ), даже в урезанном виде (всего было сделано 159 изъятий текста ), произвело ошеломляющее действие на читателей и поставило в тупик критиков. Им предстояло оценить нечто совершенно необычное, не имевшее аналогов в современной советской литературе ни по постановке проблем, ни по характеру их решения, ни по образам персонажей, ни по стилю. Полный текст появился сначала в Париже ( 1967) , а в 1973 году и на родине писателя. Активно издавать Булгакова, изучать его творчество начали лишь в восьмидесятые годы ХХ века. Роман вызывал и вызывает острую полемику, различные гипотезы, трактовки. Например, и сегодня ведутся ссоры о том, что считать каноническим текстом: Булгаков не завершил редактирование своего детища, в его архиве сохранилось несколько вариантов «Мастера и Маргариты». До сих пор он приносит сюрпризы и удивляет своей неисчерпаемостью.

«Мастер и Маргарита не укладывается в традиционные, привычные схемы.
3.Беседа.

Попробуйте определить жанр романа.

Ответ: можно назвать его и бытовым, так как в нём воспроизведены картины московского быта 20-30-х годов; и фантастическим, и философским, и автобиографическим, и любовно-лирическим, и сатирическим. Роман многожанров и многопланов. В нём всё тесно переплетено, как в жизни.

Необычна и композиция романа.

Как бы вы определили композицию произведения Булгакова?

Ответ: композиция «Мастера и Маргариты» оригинальна и многопланова. В рамках единого произведения сложно взаимодействуют два романа – повествование о жизненной судьбе Мастера и созданный им роман о Понтии Пилате. Главы вставного романа об одном дне римского прокуратора рассредоточены в основном повествовании о московской жизни главного героя и окружающих его людей. Таким образом, в книге Булгакова сопряжены два временных плана и два по-разному организованных художественных пространства. Однако они тесно связаны между собой. Судьба самого Булгакова отражается в судьбе Мастера, а судьба Мастера в судьбе его героя Иешуа. Ряд отражений создаёт впечатление перспективы, уходящей в глубь исторического времени, в вечность.



Какое время охватывают события романа?

Ответ: московские события со времени встречи и спора Берлиоза и Бездомного с «иностранцем» и до того, как Воланд со своей свитой вместе с Мастером и его возлюбленной покидают город, проходят всего за четыре дня. За это короткое время происходит множество событий: и фантастических, и трагических., и комических. Герои романа раскрываются с неожиданной стороны, в каждом проявляется то, что было неявным. Шайка Воланда как бы провоцирует людей на поступки, обнажает их сущность, иногда – в прямом смысле, как это случилось в Варьете

Евангельские главы, действие которых происходят в течение одного дня, переносит нас почти на две тысячи лет назад, в мир, который не ушёл безвозвратно, а существует параллельно с современным. И уж, конечно, он более реален.

Кто является повествователем истории Понтия Пилата и Иешуа?

Ответ: история эта даётся с нескольких точек зрения, что придаёт достоверность происходящему. Глава 2 «Понтий Пилат» рассказана «атеистам» Берлиозу и Бездомному Воландом. События главы 16 «Казнь» Иван Бездомный увидел во сне, в сумасшедшем доме. В главе 19 Азазелло приводит недоверчивой Маргарите отрывок из рукописи Мастера. В главе 25 «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кариафа» Маргарита читает воскресшие рукописи в подвале Мастера, продолжает чтение ( глава 28 «Погребение») и заканчивает его уже в начале 27 главы. Объективность происходящего подчёркивается «скрепами» - повторяющимися предложениями, завершающими одну главу и начинающими следующую.

С точки зрения композиции необычно и то, что герой, Мастер, появляется лишь в 13 главе («Явление героя»).Это одна из многих загадок Булгакова, к разрешению которых мы постараемся приблизиться.
4. Итог урока

Когда был напечатан в нашей стране роман «Мастер и Маргарита?

В чём состоит его жанровое своеобразие?

Чем интересна композиция романа?


5. Домашнее задание.

1.Найти внутренние соответствия евангельских и московских глав романа.

2.Определить особенности стиля этих глав.

Урок 2.

Тема: «Судьба вечных человеческих ценностей в романе «Мастер и Маргарита».
Цель урока: 1) чтение и комментарий отдельных сцен и эпизодов романа;

2) выявление первичного читательского восприятия произведения учащимися.


Оборудование: 1) портрет М.А.Булгакова;

2) диск с видеозаписью художественного фильма «Мастер и Маргарита»


Ход урока.
1.Проверка домашнего задания

Учащиеся зачитывают подготовленные сообщения.


2.Беседа

Что лежит в основе человеческого поведения – стечение обстоятельств, ряд случайностей, предопределение или следование избранным идеалам, идеям?

Ответ: этот вопрос и задал Воланд Берлиозу и Бездомному во время встречи на Патриарших прудах. (Зачитывается сцена)



Как Иван Бездомный ответил на этот вопрос?

Ответ: «Сам человек и управляет» (Зачитать)



Подтверждается ли этот тезис течением романа?

Ответ: нет, сам Берлиоз погибает под колёсами трамвая.



3. Просмотр фрагмента художественного фильма
4. Лекция.

А если жизнь человека действительно вся соткана из случайностей, то может ли он ручаться за завтрашний день, за своё будущее, отвечать за других? Что же является истиной в этом хаотическом мире? Существуют ли какие-нибудь неизменные нравственные категории, или они текучи, изменчивы, и человеком движет страх перед силой и смертью, жажда власти и богатства? Эти вопросы ставятся автором романа в «евангельских главах – своеобразном идейном центре романа.

Писатель не случайно обратился к жанру романа-мифа. Миф – это такая художественная структура, которая воплощает систематически повторяющееся в жизни человечества, несёт в себе широкое обобщение, отвлекается от пёстрой повседневности. Вместе с тем миф представляет собой не абстрактное логическое обобщение, а живую, убедительную в своей конкретности картину. С этой точки зрения не только каждая эпоха, но и каждый человек оказываются в использованном Булгаковым мифе в «экстремальной» ситуации конца света, ждёт Страшного (высшего) Суда и получает или должен получить «по делам своим».

В романном мире «Мастера и Маргариты» жизнь продолжает своё течение. Одни герои обрели подлинные нравственные ценности (Иван Бездомный обретает дом и – что символично – становится профессором истории), другие совершили первые шаги к нормам человеческого поведения (стал добрым Варенуха, занялся делом Семплияров, поздоровел Лиходеев), а третьи (в том числе доносчик и предатель Алоизий) благоденствуют и ведут прежнюю жизнь.

Таким образом, автор подводит читателя к выводу, что борьба света и тьмы, чёрных туч и огня завершится победой света. Несмотря на все недостатки человечества, на страдания его лучших сынов, на непосильный груз, который они несут, писатель утверждает, что благополучный исход и есть великая тайна жизни. Так в роман входит тема любви и милосердия.

Принципиально важны с этой точки зрения слова Иешуа о том, что все люди добры, перекликающиеся в сцене бала у Воланда с советом Коровьева Маргарите: «Если кто-нибудь не понравится, … нужно полюбить его, полюбить, королева».По мнению Булгакова, человек достоин любви, если в нём проснулось хотя бы малейшее человеческое качество. Прощённые Понтий Пилат и Фрида – подтверждение тому. Даже Иуда, произносящий в момент смерти имя возлюбленной, на мгновение приобретает черты трагического персонажа.


5. Итог урока.

1. Как прослеживается в романе судьба вечных человеческих ценностей?

2. Какой нравственный вывод можно сделать, следуя логике течения рома
6. Домашнее задание.

Проследить, как ведёт себя римский прокуратор в сцене допроса Иешуа.

Урок 3 Тема: «Ершалаимский и потусторонний мир в романе «Мастер и Маргарита»

Цель урока: 1) дать трактовку образа Понтия Пилата;

2)выделить легенду о Христе;

3) охарактеризовать образ Воланда.
Оборудование: 1) портрет М.А.Булгакова;

2) диск с записью художественного фильма «Мастер и Маргарита».

3) эпиграф на доске:

«Почему, зачем, откуда зло? Если есть Бог, то как может быть зло? Если есть зло, то как может быть Бог?»
Ход урока.
1. Беседа.

Роман М. Булгакова – произведение о нравственной ответственности человека за свои поступки. Богатый жизненный опыт Понтия Пилата помогает ему понять Иешуа как человека. У римского прокуратора нет желания губить жизнь бродячего философа, он пытается склонить Иешуа к компромиссу, а когда это не удаётся, уговорить первосвященника Каифу помиловать Га-Ноцри по случаю наступления праздника Пасхи..



Какие чувства испытывает Понтий Пилат?

Ответ: человеческое соучастие к Иешуа, жалость, сострадание.

И вместе с тем страх.

Чего боится Понтий Пилат?

Ответ: он раб тоталитарного государства, поэтому должен следовать его интересам, а не истине. В рабовладельческом Риме даже самый сильный человек может выжить, лшь руководствуясь ближайшей государственной пользой, а не своими нравственными ориентирами.


2.Просмотр фрагмента кинофильма
3.Вывод

Понтий Пилат для Булгакова, в отличие от установившейся в истории христианства традиции, - не просто трус, фарисей, отступник. Его образ драматичен: он и обвинитель, и жертва. Отступившись от Иешуа, он губит и себя, свою душу.

Вот почему загнанный в угол необходимостью предать смерти бродячего философа, он про себя произносит: «Погиб!» , а затем: «Погибли!».Он гибнет вместе с Иешуа, гибнет как свободная личность

Тема нравственного отступничества в романе сопряжена с темой искупления. Понтий Пилат, наказанный памятью человечества за своё отступничество, томится в одиночестве двенадцать тысяч лун. Писатель проецирует выбор римского прокуратора на вечность, Ра весь ход мировой истории. Конкретно-временной спор Понтия Пилата с Иешуа об истине, добре превращается во вневременной спор. В нём отражён вечный конфликт идеального и реального, общечеловеческого и социально-политического.


4. Слово учителя. Кто же такой булгаковский Иешуа? Чем он отличается от евангельского Иисуса?
Булгаков по-своему рассказывает легенду о Христе, выделяя в ней мотив христианского социализма. Образ героя удивительно осязаем, он вырастает из реалистических подробностей, характер его жизненно убедителен – это обычный, смертный человек, проницательный и наивный, мудрый и простодушный. Вместе с тем – это и воплощение чистой идеи, высший прообраз человека и человечества. Иешуа беззащитен, слаб физически, но силён духовно – он провозвестник новых человеческих идеалов. Ни страх, ни наказания не могут заставить его изменить идее добра, милосердия. Даже перед угрозой смерти он не отступается прежде всего его многомерностью: как антитеза государственным законам, не впадает в отчаяние даже тогда, когда самый верный ученик, записывая за ним его проповеди, всё извращает и путает.

Некоторые критики ставят в вину Иешуа то, что якобы его гуманизм бездеятелен, ничего не способен изменить в мире. Так ли это? Да, булгаковский Иешуа не деятель, он – проповедник, носитель вечного идеала, вершина бесконечного восхождения человечества на пути к добру, любви и милосердию.

Прямых литературных прообразов, «старших братьев» у Иешуа Булгакова, по существу, не было, поскольку вплоть до ХХ века существовал негласный запрет: попытки изобразить Иисуса могли расцениваться как кощунство. Только Достоевский в романе «Братья Карамазовы» впервые в русской литературе создаёт его образ. Но его Христос – безмолвный, почти бесплотный, совсем не из земного мира. Хотя литературную традицию в изображении Христа Булгаковым можно проследить – это образы людей христианского духа и святости: пророк Лермонтова , герои Достоевского – князь Мышкин, Зосима, Алёша Карамазов.
5. Просмотр фрагмента кинофильма
6.Лекция.

В густонаселённом мире булгаковского романа существует не только Иешуа – прообраз Христа, но и сатана – Воланд со своею свитой. Его образ многомерен: он и характер, и идея, он и реален (автор наделяет его многими реалистическими подробностями), и существо иного – фантастического, потустороннего – мира (герой вездесущ: ему подвластно пространство и время, он мог присутствовать при допросе Иешуа Понтием Пилатом, завтракать вместе с философом Кантом, знать много выдающихся людей прошлого).

Найдите в романе описание внешности героя.

(Учащиеся находят и зачитывают)

Воланд не является антитезой Иешуа. Хотя имя Faland в немецком языке служило для обозначения чёрта, персонаж Булгакова нельзя свести только к этому средневековому понятию. Воланд вобрал в себя многие черты других духов зла: Сатаны, Вельзевула, Люцифера, Асмодея.. Более всего Воланд связан с Мефистофелем Гёте.. Их «духовное родство» закреплено уже самим эпиграфом к роману. Но, в отличие от Мефистофеля, булгаковский персонаж не сеет беспричинно зла, не является духом искушения. Некоторые черты Воланда (бесстрашное всевидение, гордое одиночество) сближают его с Демоном Лермонтова.

Вместе с тем такого дьявола, каким его изобразил Булгаков, в мировой литературе до сих пор не существовало.
7. Просмотр фрагмента видеофильма.
8.Сообщения учащихся.

Однозначно оценить образ Воланда невозможно, но можно привести мнения различных критиков.



В Лакшин считает Воланда «палачом порока», «карающим мечом в руках правосудия».

Л.Яновская видит в князе тьмы не столько карающую силу зла, сколько силу, вскрывающую, разоблачающую зло. Она наделяет героя Булгакова способностью давать этическую оценку явлениям действительности, различать то редкое и немногое, что по-настоящему велико, истинно и нетленно (подвиг Мастера, самоотверженную любовь Маргариты, раскаяние Понтия Пилата).

Е. Яблоков вообще лишает фантастического героя Булгакова каких-либо этических критериев. По его мнению, он внеэтичен, нейтрален, находится по ту сторону добра и зла. «Единственный «абсолютный» критерий Воланда, - развивает свою мысль критик, - критерий не человеческий, а бес-человеческий…Его «ведомство» выполняет лишь функцию «катализатора» доводя явления до логического конца, до идеи, которая вытекает всё же из сущности явления, а не навязывается извне».
8. Итог урока.

1. Каким человеком предстаёт в романе Понтий Пилат?

2. Кто такой Иешуа?

3.Черты каких литературных персонажей воплощены в образе Воланда?

4. Что нового вы узнали на уроке?
9.Домашнее задание.

Перечитать «московские» главы романа.



Урок 4.

Тема: «Московский мир в романе «Мастер и Маргарита».

Цель урока: 1) понять замысел писателя, заметить и осмыслить переклички линий романа.

Оборудование: 1) портрет М.А.Булгакова;

2) видеозапись х/ф «Мастер иМаргарита».



Ход урока.
1. Слово учителя

Как мы уже выяснили, роман «Мастер и Маргарита» имеет несколько планов Литературоведы находят в нем три основных мира: « древний ершалаимский, вечный потусторонний и современный московский».

С московского мира начинается действие романа. В этом мире действуют вполне современные, занятые сиюминутными проблемами люди. Председатель правления Массолита, редактор толстого журнала Берлиоз – человек умный и образованный.
2. Беседа.

Что говорит о Берлиозе Мастер? Почему?

Ответ: Мастер отзывается о нём как о «начитанном» и «очень хитром» человеке. Берлиозу многое дано, а он сознательно подлаживается под уровень презираемых им поэтов-рабочих. Его утверждение, что никогда Иисуса вовсе не существовало, не так уж безобидно. Для него нет ни Бога, ни дьявола, вообще ничего, кроме обыденной реальности, где он всё знает наперёд и имеет пусть не безграничную, но вполне реальную власть. Ни один из его подчинённых не занят литературой: это завсегдатаи грибоедовского ресторана, «инженеры человеческих душ», которых интересует лишь делёжка материальных благ и привилегий. Берлиоз уверен, что «в десять часов вечера в Массолите состоится заседание», и он будет «на нём председательствовать». Однако двенадцать литераторов не дождутся своего председателя.



За что же так страшно наказан Берлиоз? За то, что он атеист? За то, что он подстраивается под новую власть? За то, что соблазняет неверием Иванушку Бездомного?

Ответ: Воланд раздражается: «Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» Берлиоз и получает «ничто», небытие. Получает по своей вере.

Критики Латунский и Лаврович тоже люди, облечённые властью, но обделённые нравственно. Они равнодушны ко всему, кроме своей карьеры. Они надклеены и интеллектом, и знаниями, и эрудицией. И всё это сознательно поставлено на службу порочной власти. Историей такие люди отправляются в небытие.

Поступками людей на протяжении всей истории двигают одни и те же постоянные и примитивные пружины. И неважно, где и когда происходит действие. Воланд говорит: «Горожане сильно изменились внешне, я говорю, как и сам город, впрочем… гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?»

Ответ: отвечая на этот вопрос, нечистая сила вступает в дело, проводит один эксперимент за другим, устраивает «массовый гипноз», «чисто научный опыт». И люди показывают своё истинное лицо. Сеанс «разоблачения» удался.

Воланд подводит итоги: «Ну что же, они люди как люди…Любят деньги, но ведь это всегда было… Обыкновенные люди…в общем, напоминают прежних,
Квартирный вопрос только испортил их…»
3. Просмотр фрагмента видеофильма.
4. Лекция.

Особый сатирико-бытовой пласт романа, связанный с сюжетной линией Воланда и его свиты . составляет изображённый автором мир московского мещанства: различных дельцов, завистников, прохиндеев, воришек и взяточников, одним словом, мелкого жулья, серой обывательщины, которая живуча в любые времена. Автор на конкретных примерах показывает различные стороны человеческой пошлости, нравственного разложения. Сталкивая этих людишек с нечистой силой, писатель как бы определяет, есть ли в них нравственная опора, способная противостоять соблазну, искушению грехом, хоть на время поднять их над привычными обыденными представлениями, оторвать от квартирных дрязг, сплетен, доносов, интриг, взяток…Всего на три дня Воланд со свитой появляется в Москве, но рушится рутина жизни. Спадает покров с серой повседневности и мир предстаёт перед нами в своей наготе. Страшно становится, когда начинаешь судить о человечестве по этим людям. Как не стать мизантропом! С гордым презрением смотрит на этот мир Воланд, и сам автор , описывая сцену вакханалии в ресторане Дома литераторов, не удерживается от того , чтобы не произнести фразу, которую в своё время, оказавшись на краю отчаяния, сказал Пилат: «О боги, боги мои, яду мне, яду!»

Иногда авторская ирония перерастает в шарж, гротеск. Например, костюм председателя комиссии зрелищ и увеселений Прохора Петровича подменил своего хозяина: разговаривал, звонил по телефону, подписывал бумаги.

Сатирическому изображению московского мещанства служит фантастика, с помощью которой автор низводит его бытие до фарса, химерного, гротескового , иррационального быта. Человек кажется полностью зависимым от стечения обстоятельств , от случая – всё непредсказуемо в нём.


4. Просмотр фрагмента видеофильма.
5. Итог урока.

1) Какие три мира изображены в романе?

2) К каким приёмам прибегает автор для изображения московского мещанства?
6. Домашнее задание.

Подготовиться к тесту по роману «Мастер и Маргарита».

Вопросы для подготовки:

1. Москва и москвичи в романе.

2. Символика романа.

3. Сны и их роль в романе.

4.Художественное мастерство Булгакова в романе «Мастер и Маргарита».

5. Автор и рассказчик в романе.

6. Личность и толпа в романе.

7. Литературные реминисценции в романе.

8. Эпиграф и его значение в романе.

9. Как соотносятся в романе Иешуа и Воланд?

10. Проблема одиночества в романе.

11. Время и пространство в романе.

12. Почему Мастер не заслужил света, а заслужил покой?

Урок 5.

Тема урока: «Любовь и творчество в романе «Мастер и Маргарита».

Цель урока: 1) уяснить нравственные уроки Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель;

2) проверка знания содержания романа.


Оборудование: 1)портрет М.А.Булгакова;

2) видеозапись к/ф «Мастер и Маргарита».


Ход урока.
1. Лекция.

Читатель подводится ко второй части призывом рассказчика: «За мной, читатель!». Этим же призывом открывается вторая часть романа: «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!

За мной, читатель, и только за мной, И я покажу тебе такую любовь!» Кстати, глава 19 называется «Маргарита», она и есть главная героиня второй части.

Как связаны темы любви и творчества?

Мастер рассказывает Ивану свою историю. Это и история рассказа о Пилате и история любви. Маргарита – земная, грешная женщина. Она может ругаться, кокетничать, она женщина без предрассудков. Чем же Маргарита заслужила особую любовь высших сил, управляющих Вселенной? Маргарита, вероятно, одна из тех ста двадцати двух Маргарит, о которых говорит Коровьев, знает, что такое любовь.

История любви Мастера и Маргариты связана со сменой времён года. Временной цикл в рассказе героя начинается с зимы, когда Мастер ещё в одиночестве поселился в подвальчике и начал «сочинять роман о Понтии Пилате». Затем наступает весна, «оделись в зелень кусты сирени». «И вот тогда-то, весной, случилось нечто гораздо более восхитительное, чем получение ста тысяч», - Мастер встретил Маргариту. «Золотой век» любви длился для героев, пока «шли майские грозы и… деревья в саду сбрасывали с себя после дождя обломанные веточки, белые кисти», пока шло «душное лето». Роман Мастера был дописан «в августе», и с наступлением осени в природе наступила осень и для героев. «В половине октября» Мастер заболел: ему показалось, что «осенняя тьма выдавит стёкла, вольётся в комнату» и он «захлебнётся в ней».Герой сжёг рукопись романа и в тот же вечер был арестован по доносу Алоизия Могарыча. Возвращается Мастер к своему подвальчику, где уже живут другие, зимой, когда «сугробы покрыли кусты сирени» и герой потерял свою возлюбленную. Новая встреча Мастера и Маргариты происходит в мае, после бала весеннего полнолуния.

Любовь – второй путь в сверхреальность, так же, как творчество, ведёт к постижению «третьего измерения».Любовь и творчество – вот что может противостоять вечно существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, понимания, ответственности, истины, гармонии. Во имя любви Маргарита совершает грех, преодолевая страх и слабость, побеждая обстоятельства, ничего не требуя для себя. Вспомните сцену бала у Воланда и сцену прощения Фриды.
Просмотр эпизодов фильма.
Образ Мастера помогает Булгакову проблему ответственности творца за свой талант. Мастер наделён способностью «угадать» истину прозреть сквозь толщу веков образ подлинной человечности. Его дар может спасти людей от беспамятства, от забытой ими способности творить добро. Но Мастер, сочинив роман, не выдержал борьбы за него, отказался от своего творения, сжёг его, не принял подвига.

Маргарита дорожит романом больше, чем Мастер. Силой своей любви спасает Мастера. Он обретает покой. Ведь с Маргаритой связан любимый Булгаковым образ дома, семейного очага. С темой творчества и темой Маргариты связаны истинные ценности, утверждаемые автором романа: свобода личности, милосердие, честность, правда, вера, любовь.


2. Проверка знаний учащихся.
3.Домашнее задание.

Подготовиться к сочинению.

Темы:

1. Всепобеждающая сила любви и творчества. (По роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».



2. Тема ответственности в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

3. Христианская проблематика в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

4. Истинные и мнимые ценности в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

5. Добро и зло в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».


Литература.

1. Агеносов В.В. «Трижды романтический мастер»:Проза Михаила Булгакова //Агеносов В.В. и др. Литература народов России Х!Х – ХХ веков. М.,1995.


2. Гаспаров Б.М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» //Литературные лейтмотивы. М., 1994. С. 28-82.
3. Карпов И.П. Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» в православном прочтении. Открытый урок по литературе. М.: «Московский лицей», 2001.
4. Соколов Б.В. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» . М., 1991.
5. Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988.


  1. Яновская Л. Творческий путь М.Булгакова. М., 1983 .

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Уроков к изучению романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Скачать 215.76 Kb.