• Береза не угроза - где она стоит, там и шумит. Бела береста - да деготь черен. Для врага и береза - угроза.
  • Из березы течет много сока - к дождливому лету.
  • Коли на Юрья березовый лист в полушку, то к Успению клади хлеб в кадушку. Когда береза станет распускаться, сей овес.
  • На 50-й день после Пасхи наступала Троица - праздник в. честь Отца и Сына и Святаго Духа
  • 4 ноября - Казанская. Называли ее зимотворной



  • страница1/9
    Дата11.07.2018
    Размер7.93 Mb.
    ТипУрок

    Уроков технологии по теме «Художественная обработка природного материала»


      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Муниципальное казённое образовательное учреждение

    Мильковская средняя общеобразовательная школа №1

    Методические разработки организации и проведения уроков технологии по теме « Художественная обработка природного материала».

    Учитель Ходырева Любовь Борисовна

    Пояснительная записка

    Проблема исследования и её актуальность

    Наше время характеризуется стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность бытовой культуры и психологического склада. Понимание и признание поликультурного образования выдвинуло проблему национально-регионального компонента, способствующего формированию у школьников нормального типа этнической идентичности. (Образовательная программа «Школа 2100». Образовательная программа и пути её реализации. Под редакцией
    А. Леонтьева. Выпуск 3. М.,1999,с.17,59)
    Приобщение школьников к этнической культуре своего народа через введение в учебно-воспитательный процесс изучения народного прикладного искусства в его региональном, историческом и художественном аспектах способствует формированию духовно-нравственных качеств личности. .
    Важно то, что ознакомление с художественной обработкой бересты и соломки, практическое обучение приёмам этого ремесла вполне доступны не только в центрах народных художественных промыслов, но и в школах Мильковского района. Этот материал доступен, бесплатен, хранится достаточно долго( береста 5 лет, соломка 20)

    К сожалению, в процессе педагогической деятельности преподаватели школ, кружков декоративно-прикладного творчества испытывают недостаток специальной методической и технологической литературы, учебных пособий и рекомендаций по организации учебного процесса и решению возникающих вопросов. Имеющаяся в распоряжении педагогов литература не отражает возросшие требования к преподаванию предмета.

    Целью данной работы является разработка методики организации и проведения уроков по теме «Художественная обработка природного материала» (береста и соломка).

    Задачи:
    1. Проанализировать специальную литературу, посвящённую обработке бересты и соломки для организации и проведении уроков по художественной обработке природного материала в изготовлении и декорировании изделий из бересты и соломки.


    2. Обобщить педагогический опыт работы по художественной обработке бересты и соломки.
    4. Представить методические разработки организации и проведения уроков по работе с природным материалом на основе опыта работы в Мильковской средней школе №1.
    Анализ литературных источников, степени изученности данного вопроса.

    «Красивые вещи воспитывают творческое воображение и уважение к труду»


    М Горький

    «Искусства изобразительные и прикладные таят в себе огромные возможности для развития творческой потенции, фантазии и интуиции, для ощущения ребёнком радости ручного труда». Б.М.Неминский



    Современная Концепция художественного образования и эстетического воспитания подчеркивает, что искусство является одним из наиболее действенных средств приобщения человека к общекультурным духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через эмоциональное внутреннее переживание.
    Приобщение к народным традициям художественной обработки бересты и соломки представляет в этом плане широкие возможности. Общение учащихся с произведениями народного искусства, их участие в изготовлении красивых, полезных и нужных в жизни вещей важны для их общего художественного развития, формирования смыслового отношения к миру – основы внутреннего мира школьника.
    Раскрывая истоки народного творчества и роль декоративно-прикладного искусства в жизни общества необходимо прививать любовь к традиционному народному искусству. Сформировать у школьников представление о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края. Развивать художественно-творческие способности учащихся. Сформировать у них целостное восприятие народного искусства как части культуры народа. Обучить учащихся навыкам и приёмам традиционной художественной обработки материалов (бересты и соломы).
    В процессе подготовки к урокам приходится сталкиваться с недостатком специальной литературы по работе с природным материалом. Существующая же носит описательный характер, что не позволяет самостоятельное освоение технических приёмов учителями и учениками. Нет методических разработок, позволяющих качественно проводить уроки.
    Обзор источников по данной теме в интернете также имеет описательный характер. Единственно привлёк внимание опыт работы мастера производственного обучения Профессионального лицея № 30 г. Дивногорска Дауберт Л.А.
    Особенности методики:
    «1. Личностный смысл учёбы. (Личностно ориентированное образование). Овладевая основами специальности, каждый учащийся находит в ней свой личностный смысл, « и в этом состоит его деятельность и её осмысление, формируются некоторые универсальные способы мыследеятельности (понимание, нахождение учащимися личностных смыслов, рефлексия и т.п.), а не просто усваиваются некоторые понятия и алгоритмы.»
    2. Погружение в профессию: в течение нескольких дней идёт работа над конкретным изделием, причём тема, виды работ, критерии оценки продвижения вырабатываются учащимися вместе с мастером производственного обучения.
    3. Рефлексия: учебные понятия, профессиональные навыки, изготовленные работы являются предметом обсуждения учащихся, темами своеобразного подросткового философствования. Это позволяет мастеру производственного обучения осмысленно проектировать и осуществлять образовательный процесс вместе с учащимися.
    4. Творческий экзамен как открытое соревнование: накопление опыта самоопределения, где создаётся своеобразное поле для составления своих представлений с представлениями других людей».
    Интересная методика, её применение для обучения в среднем звене в разделе «Художественные ремёсла», нашла своё место в плане первых трёх пунктов, четвёртый пункт представлен - в проектных работах по данной теме.
    Заслуживает внимания «Методический комплект учителя обслуживающего труда Патиной Галины Александровны» - учителя технологии школы № 27 г. Петропавловска-Камчатского.
    На станицах этого издания в основном описания, взятые из книги В.В. Финягина «Изделия из бересты». Но есть и разработанные самим учителем инструкционные карты уроков по обработке бересты.
    Из имеющейся в наличии литературы можно отметить книгу Н.Н. Голубевой «Аппликации из природных материалов». Для подготовки уроков по теме «Аппликация соломкой» здесь имеется теоретический материал, а также иллюстрации, позволяющих изготовить качественные изделия из соломки. В прошлом году появилось издание Г А Булыгиной «Чудо-соломка», где представлен многолетний опыт работы по данной теме. Много интересных наработок, способов аппликации соломкой, не встречавшихся ранее. И действительно чудесные работы

    На Камчатке, в Мильково немного мастеров, занимающихся берестой, а особенно соломкой, и дети не видят всю красоту этого удивительного материала.


    В последнее время, когда интернет стал более доступен, появилась возможность познакомить учащихся с работами художников, изделиями народных промыслов при помощи мультемедийных средств обучения.
    При отсутствии учебной литературы, , методических рекомендаций по организации и проведению уроков по художественной обработке природного материала, разработку уроков приходится выполнять самим, собирая по крупицам нужный материал.

    .Целесообразность и эффективность уроков «Художественная обработка природного материала» в разделе «Художественные ремёсла».

    Целесообразность – решение регионального компонента образовательной программы «Школа 2100», приобщение учащихся к истокам народного творчества, развитие творческого подхода к выполняемому изделию, формирование специальных навыков, умений путём обучения технологическим приёмам работы с соломкой, берестой, воспитание трудолюбия, потребность в труде, уважение к людям труда, бережного отношения к природе.
    . Необходимо с первых же уроков стимулировать творческий подход к выполнению изделий. Такой подход способствует развитию у учащихся творческой инициативы, активно влияет на профессиональный рост школьников.

    Эффективность уроков .. Хотелось бы отметить интерес детей к изучаемому предмету. Равнодушных и безразличных – единицы. На уроках обязательно присутствует творческое начало, учитель - не авторитарная личность, а собеседник, направляющий ученика в нужное русло. На уроках технологии школьники получают теоретические знания о применении бересты и соломы у народов России, народных промыслах, способах заготовки и хранении, подготовке к работе, получают навыки по работе с инструментами и приспособлениями, а также получают знания основ композиции и цветоведения.


    2.. Разработки уроков по теме “Художественная обработка природного материала»

    Тема:Художественная обработка бересты.1-ый урок.

    Цель: Познакомить учащихся с художественными изделиями из бересты, народными промыслами, применением бересты у народов России, историей происхождения слова «Берёза».
    Воспитывать интерес к русскому и местному народному творчеству, уважение к людям труда.
    Научить расслаивать бересту.

    Методы обучения: рассказ, наглядно-иллюстрованные, практическая работа.


    Оборудование и материалы: мультемидийный проектор(презентация), ноутбук, изделия из бересты, выполненные мастерами обработки бересты, учителем. Учащимися предыдущих лет, образцы тональности бересты, нерасслоенная береста, нож-резак, ножницы, плакаты с иллюстрациями берёзы.

    Межпредметные связи: история(берестяные грамоты), литература ( происхождение слова «Берёза»), ботаника(брёза бородавчатая, железная). ОБЖ – техника безопасности при работе с различными предметами – нож–резак, ножницы.

    План урока.


    1. Организационный момент:
    - проверка готовности к уроку;
    - проверка присутствующих;
    - сообщение темы и цели урока.
    2. Теоретическая часть:
    - презентация «Художественная обработка бересты», показать изделия из бересты, с одновременным комментарием вида художественной обработки бересты;
    - рассказ о происхождении слова «Берёза», обрядах ,связанных с берестой, пословицах, поговорках, загадках; о применении бересты у различных народов, народных промыслах;
    - разновидности березы, её тональности;
    - инструктаж по технике безопасности.

    3. Практическая часть.


    4. Анализ выполненной работы.
    5. Уборка рабочих мест.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.
    - проверка готовности к уроку
    - проверка присутствующих ;
    - У кого из вас есть дома изделия из бересты?
    - Чем они привлекательны?
    -Хотели бы и вы научиться изготавливать их своими руками?.
    2. Теоретическая часть:
    Презентация «Художественная обработка бересты»
    «И нет прекраснее и тоньше, чем тот берёзовый простор……………
    Далее - история слова «Берёза».
    Русское слово "береза" очень древнее. В индоевропейских языках это слово было прилагательным и значило "светлый" и "белый". По-видимому, оно является общим не только для всех славянских, но и для многих индоевропейских языков и восходит к понятию "белый" (по необыкновенному цвету коры дерева)
    Родовое название Betula, идущее от латинского слова beatus (осчастливленный, блаженный), связано, по-видимому, с состоянием человека, испившего весной живительного березового сока. По другим сведениям, происходит оно от кельтского betu - береза.

    Наша белоствольная береза - единственная в мире растений. Ярко-белый цвет ее коре придает органический краситель бетулин. Любопытно, что береста ее состоит из клеток, так тесно спаянных между собой, что они образуют прочный, почти пробковый слой, непроницаемый для воды и газов.

    Часто спрашивают, отчего на березе черные черточки? Научное название их "чечевички". Это специальные отдушины, через которые летом к внутренним тканям ствола проходит воздух. Без чечевичек дерево буквально задохнулось бы. Зимой отдушины наглухо замуровываются более плотными клетками (в это время дерево спит и почти не дышит), а весной, когда береза просыпается, они снова открываются.

    Береза - один из главных образов народного творчества. В народных песнях, сказках, преданиях это символ весны и родины. Любимое дерево наделялось самыми ласкательными эпитетами. Она была стройная, кудрявая, тонкая, белая, душистая, веселая, представала юной девушкой в зеленой косынке и всегда положительной героиней: то хранительницей кладов, то заколдованной красавицей, то мудрой крестьянской дочерью, побеждающей

    в поединке со злыми силами.

    Нет числа поговоркам, пословицам, загадкам, связанным с березой:



    Береза не угроза - где она стоит, там и шумит.

    Бела береста - да деготь черен.

    Для врага и береза - угроза.

    Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова.

    Влезу на горушку, одеру телушку, сало в рот, а кожу прочь (березовый сок).

    В древнем своде верований, обычаев и заговорных слов береза занимает особое место. В Великий Четверг (на Страстной неделе) березовым листом красят яйца. Считалось, что они помогают при худосочии, от слабоумия. На Руси издавна знали, как привлечь птиц к полям и домам. В марте развешивали по деревьям скворечники-берестянки: именно такие домики из березовой коры скворцы заселяли всего охотнее, поскольку береста хранит птиц от холодов и сырости.

    В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому его встречали не елью, а березой. В это время крестьяне приступали к сельскохозяйственным работам. По весне вырубали березовые рощи и потому был "зол до берез" приход весны. Ввиду того, что весна на юге и севере приходилась на разные сроки, березозолом на юге называли март, а на севере - апрель. Березозол - март - был первым месяцем года до 15 века. С тех пор русский календарь перестраивался, но название это сохранилось в украинском языке, где март называют березнем. На Руси 11 апреля выходили в леса и "слушали березу" (плели венки из свежих веток, пили березовый сок), о котором говорили: "Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве - четыре угодья: первое - больным на здоровье, второе - людям колодец, третье - от зимы свет, четвертое - дряхлым пеленанье".

    Березовым соком поили больных, очищали им кровь, выгоняли болезни из тела.

    Народные приметы тесно связали березу с сельскохозяйственными работами.

    Из березы течет много сока - к дождливому лету.

    Коли береза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое, если ольха наперед - мокрое. (Считали, что ольха - березе родня.)

    Коли на Юрья березовый лист в полушку, то к Успению клади хлеб в кадушку.

    Когда береза станет распускаться, сей овес.

    Зазеленеет, покроется клейкими треугольничками листьев береза - время раскрываться почкам и на вишне, и на яблоне, и на груше. А людям пора в огородах картошку сажать.



    На 50-й день после Пасхи наступала Троица - праздник в. честь Отца и Сына и Святаго Духа. На Руси этот праздник связан с культом березы и назывался еще Семик (семицкая береза). Дерево воспринималось нашими предками как существо живое, могущественное, способное исполнять желания. Из его веток плели венок, и девушки мечтали связать крепко-накрепко свои думы с полюбившимся парнем. Или, завивая ветки березы, желали своей матушке скорого выздоровления. Целительная сила березовых веток и листьев в этот день возрастала. В Семик они оберегали избы от всяких нечистых духов. До сих пор на Троицу в пазы углов дома на Вологодчине крестьяне втыкают ветки березы, чтобы чистота и целительный дух передавались стенам. Семик - четверг, день, который предсказывал, чему статься. Коли завитые ветки березы не завяли за эти дни, то задуманное непременно свершится.

    На Троицын день пастухи на пастбище плели из бере йке. Первый венок хозяйка скармливала корове, чтобы та больше молока давала, а второй берегла на случай болезни кормилицы - тогда целительные ветви из него тоже добавлялись в корм.

    Девушки шли в березовые рощи. Они знали, что следует нарвать и крепко завязать у воротушки рубашки в трягащу горькую траву полынь, чтобы русалки не завели в речную глубь, не закрутили в русалочьем хороводе. Девушки плели венки из березы, шли к речке и, встав спиной к воде, сбрасывали венки с головы. Плохо было, если венок шел ко дну. Это значило, что либо девушка умрет в этом году, либо так же канет в небытие то, о чем она мечтала. А если венок приставал к другому берегу, это служило знаком того, что любовь девичья привьется, "пристанет" к сердцу парня.

    Считалось, что на ветвях березы раскачиваются русалки, это их любимое занятие. Качаются они и с тоской смотрят в сторону девичьих хороводов. Чудно, но им надобно было в эти дни насладиться и травами, и цветами, и всей земной красотой, Русалки считались пособницами в девичьих гаданиях. Девушки несли в лес яичницу, пироги, расстилали под деревом полотенце, раскладывали под березой принесенную еду. Около нее и водили "круги". Не просто хоровод, а именно "круги". Заклинание, еда, добрый Божий свет, цветущая природа символизировали этот обряд. Яичница была сутью плодородия, связанная с огнем. Скорлупу тщательно сохраняли, складывали на шесток под сводом печного устья, затем ее обжигали и толкли в ступке. Истолченная в Семик скорлупа славилась своей целебностью. Верили, что та девушка, которая сядет в тень березы, непременно в этом году выйдет замуж. В Петров день русалок провожали, венки развивали и бросали в воду. 4 ноября - Казанская. Называли ее зимотворной. Было поверье: когда девушка думала, что лицом не вышла, потому и не люба, старалась она на Казанскую раным-рано встать и прямехонько бежала к березовой роще. Искала лист, что на березе пониже висел, в иней обернутый. И схож он был в это утро с серебряным зеркальцем. В такой лист, если глянуть, то вся неказистость с лица спадет. И правда, глянувшая в зеркальце, сотворенное природой, бежала к деревне совсем иной. Ведь вера - она спасает!


    Благодаря своим положительны свойствам(прочность, гибкость, устойчивость к гниению) береста издавна широко применялась в народном быту. В строительстве бересту применяли при устройстве кровли и подкладывании под нижний венец избы, чтобы предохранить избу от загнивания. Русские крестьяне, проживающие в южных районах страны, для хранения зерна выкапывали глубокие ямы. Прежде чем засыпать зерно, ямы выжигали соломой, а потом обивали корой, приколачивая её к обожженным стенам деревянными гвоздями. Береста надёжно защищала зерно от грунтовой влаги. На севере и по сей день мастера-умельцы изготавливают туеса для хранения молока, кваса и различных солений.

    .
    Художественная обработка бересты - древнейший промысел России, аналога которому нет больше ни в одной стране мира, но, к , сожалению, это ремесло практически утеряно или сохранилось лишь в отдельных регионах нашей страны, даже несмотря на то, что по доступности и обработке материала это очень лёгкий промысел. По некоторым источникам берестяным промыслом в России занимались 115 тыс. человек.. Основные центры берестяных ремёсел: Холмогорский промысел Олонецкий промысел, Пермогорье, Великий Устюг, Шемогорье, Рязанский промысел, Берестяной промысел Нижнего Тагила, Якутский берестяной промысел,

    Всего на Земле насчитывается около 120 видов берёзы, из них около 65 встречаются в нашей стране. Береза очень плодовита, урожаи семян бывают у нее каждый год. У маленьких (размером с просяное зернышко) семян-орешков два округлых крыла вдвое больше самого орешка. И летят такие "самолетики" на километр и дальше от родного дома. Прорастают они хорошо, поэтому заселяет береза "голые" пространства быстрее, чем хвойные деревья, у которых семян меньше, да и урожаи бывают не каждый год. Береза неприхотлива к плодородию почвы, растет быстро, становится пионером при обживании безлесных территорий. Однако не все березы традиционно белые. У некоторых кора ствола и ветвей желтая, розовая, ярко-оранжевая, темно-фиолетовая и даже черная. Есть береза железная, или береза Шмидта, с необыкновенно твердой и тяжелой древесиной, более прочной в изделиях, чем металл, растет она на Дальнем Востоке и Камчатке. Ее ствол нельзя распилить, дерево можно только срубить, меняя топоры. Живет эта замечательная железная береза до 400 лет, тогда как возраст других не превышает 120 лет. И, конечно, все слышали об узорчатой древесине карельской березы, которую называют растительным мрамором.

    Тональности бересты. Береста – очень гибкий, пластичный материал, на ощупь имеет бархатистую поверхность, с ней приятно работать. При расслаивании, разделении на пласты, открываются различные оттенки – тональности. Причем даже у рядом стоящих берёз могут быть различные оттенки пластов. Также расслоенная береста имеет различную фактуру(гладкая, шероховатая, однотонной окраски, многоцветная окраска)


    Сегодня мы с вами научимся расслаивать бересту и увидим какие бывают у неё оттенки.
    При расслаивании бересты необходимо соблюдать правила безопасной работы:
    1. Работая с резаком – не трогать пальцами поверхность режущей части резака – она достаточно острая.
    2. Направление действий должны быть – от себя.
    3. Расслаивание производить осторожно, не разрывая, а осторожно отслаивая верхний слой бересты.
    4. Работая с ножницами: передавайте ножницы сомкнутыми лезвиями кольцами вперёд, не крутите ножницы за кольца, не наклоняйте близко голову к режущим концам ножниц.
    4. После окончания работы необходимо убрать рабочее место: обрезки бересты – в коробку для мусора, стол протереть влажной тряпкой, руки вымыть с моющим средством и смазать питательным кремом, т.к. береста сушит кожу.

    3. Практическая часть. Расслаивание бересты.


    На доске – плакаты с образцами тональностей бересты, цветовой гаммой и фактурой бересты.
    На рабочем столе: нож-резак для расслаивания бересты,
    кора берёзы;
    ножницы для выравнивания бересты;
    линейка.
    Последовательность расслаивания: ножом-резаком аккуратно отслаиваем верхний слой бересты с обрезанной части по всей длине среза. Верхний слой всегда убираем. Далее определяемся для чего можно будет использовать бересту. Если кора с внутренней поверхности ровная, гладкая, чистая( без бугристостей и неровностей), с однотонной окраской, пласты большие – используем для прорезных изделий( шкатулки, вазочки, тарелки). Если кора неровная, шероховатая с переменчатым цветом, местами с большим количеством сучков, с мелкими или крупными пятнами - лучшее применение - для изготовления картин.
    Расслаиваем: для шкатулок, ваз, тарелок – толщиной 3 мм, для картин - толщиной 1- 1,5мм. Если пласт очень широкий - разрезаем его по месту, где находятся большие сучки, проводя ровные линии параллельные краю по всей длине(для шкатулок, ваз, для картин пласты оставляем широкими). Сортируем по толщине и цвету.
    4. Анализ проделанной работы. Сравниваем полученные пласты бересты с образцами. Зачищаем плохо расслоенные участки бересты. Выкладываем под пресс.

    По окончании практической части – убираем рабочее место



    Разработка уроков: «Шкатулка из бересты».

    Цель: познакомить учащихся с применением туесов в народном быту, их устройством; совершенствование навыков прорезной резьбы по бересте; выполнить шкатулку из бересты ; воспитывать уважение к людям труда, развивать творческие способности учеников.

    Задачи:
    1. Расширить кругозор учащихся- познакомить с применением туесов в народном быту; их свойствами, устройством.
    2. Развивающая- развивать творческие способности, используя навыки, полученные на предыдущих уроках, изучая образцы изделий – изготавливать свои резные орнаменты шкатулок, свои формы шкатулок.
    3. Воспитательная – способствовать развитию интереса к русскому народному творчеству, людям труда, содействовать воспитанию самостоятельности.
    4. Практическая – научить изготавливать шкатулку из бересты.

    Методы обучения: устное изложение нового материала, демонстрация изделий, наглядный( работа с дидактическим материалом), показ трудовых приёмов.

    Наглядно-иллюстрированный материал: образцы шкатулок(выполненные мастерами, учителем, учениками), отдельные слайды из презентации «Художественная обработка бересты)», дидактический материал(образцы орнаментов прорезной резьбы , образцы штампов – на бересте,.
    образцы орнаментов для рубашек, памятка «Последовательность изготовления шкатулки», плакат «Способы соединения боковой части шкатулок».
    Оборудование, инструменты, материалы: расслоенная береста, набор инструментов для прорезной резьбы по бересте, молоток, подкладная доска, ёмкость с растительным маслом, набор штампов, клей «Момент», тряпка для рук, циркуль, картон, карандаш, линейка.

    Межпредметные связи: черчение.


    Время: 6 уроков.

    Ход первого и второго уроков(уроки технологии сдвоенные)

    1. Организационный момент
    Проверка присутствующих учащихся.
    2 Теоретическая часть.
    3.Практическая часть.
    4.Подведение итогов.

    1.Организационный момент.


    Проверка отсутствующих (по журналу).

    2. Теоретическая часть.


    Отгадайте загадку: «Что в мороз не остудит, в жару прохладит, прокиснуть не даст и здоровья придаст?». Отгадать её просто, если знать свойства туеса.

    Изготовление берестяных сосудов восходит к глубокой древности. В 7-6 тыс. до н.э. население

    Северо-востока уже умело изготовлять берестяную посуду. Возможно, что этот промысел был и раньше , но в почве береста не сохраняется бесконечно долго


    С давних пор используют люди посуду, изготовленную из коры березы - бересты. Такая посуда предохраняет продукты от порчи. Она непроницаема ни для воды, ни для воздуха. Зимой, в самые лютые морозы, в берестяной посуде вода не замерзает. В отличие от многих деревьев береза великолепно переносит холод. Даже пребывая в камере с температурой, близкой к абсолютному нулю (-273° С), березовые ветки не потеряли свою жизнеспособность.
    Далее слайд из презентации с изображением туесов. Прежде в деревнях без туеса не обходилась ни одна семья. В них носили воду, молоко, хранили творог, мариновали грибы и рыбу, в муке не заводится жучок. С ними ходили в лес по ягоды, а для рыбалки изготавливали специальные овальные туеса, чтобы удобнее было сохранить пойманную рыбу живой.
    У ительменов был настоящий культ бересты, в берестяных котлах даже готовили пищу.
    Известно, что северорусский избяной сруб вязали без единого гвоздя. Также без гвоздей, клея и прочего крепежа ладится берестяной туес.
    Устройство туеса напоминает термос. Он имеет наружную и внутреннюю стенки, между которыми остаётся небольшая воздушная изоляционная прослойка. На внутренней стороне стенок белая меловая поверхность способствует отражению тепловых лучей. Когда туес стоит, например на столе, между столешницей и его донышком образуется воздушная прослойка.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Уроков технологии по теме «Художественная обработка природного материала»