• Усадьба Поречье
  • Церковь вознесения в Васильевском.
  • Усадьба Васильевское Щербатовых*
  • Другие справки Адо́льф Эрне́стович (Адольф Вильге́льм) Эрихсо́н
  • Александр Лаврентьевич Витберг
  • Детство и юность
  • Храм Христа Спасителя Основная статья: Храм Христа Спасителя
  • Ссылка в Вятке
  • Дальнейшая судьба



  • страница1/2
    Дата15.09.2017
    Размер0.61 Mb.

    Усадьба Любвино


      1   2



    Усадьба Любвино 1912 — Дом в имении Л. Г. Пыльцовой.

    В 1911 г. на высоком берегу, в излучине Москвы-реки начались строительные работы по возведению усадебного дома в стиле неоклассики по проекту архитектора А.Э. Эрихсона*. По замыслу зодчего, дом с «распростёртыми» крыльями, должен был парить над округой.


    Основной двухэтажный объём здания, выделенный со стороны парка изящной полуротондой с венцом из спаренных ионических колонн, завершён небольшим куполом. С домом сливаются одноэтажные переходы, ведущие в боковые флигели, равные по высоте дворцу. Балконы, служившие продолжением открытых террас с тосканскими портиками — ныне исчезли. Дом в значительной степени перестроен, его ампирная наружная лепнина, и внутреннее декоративное убранство почти не сохранилось.
    Многочисленная скульптура и бронзовые вазы навсегда исчезли с террас и аллей парка. Сметён некогда обширный хозяйственный комплекс, насчитывавший более 50 служебных построек: контора управляющего, птичник, псарня, коровник, дом садовника, дом для рабочих, водокачки, баня, электростанция и т.д.
    Сохранившийся парк усадьбы Любвино прекрасен, его регулярная структура со стороны двора вполне просматривается. Удивительно хороша организация парка со стороны реки с помощью подпорной стенки (служащей одновременно смотровой площадкой), облицованной грубо обработанным камнем, подчёркивающим её слитность с окружающей природой. Ещё большую поэтичность этому месту придавал фонтан, бивший из центральной ниши.
    До 2006 г. усадьбу занимала лесная школа № 5, теперь здание пустует.





    Усадьба Поречье

    Усадьба основана во второй половине XVIII в. генерал-поручиком М.А.Яковлевым*, владевшим также имением Перхушково на Можайском тракте. При нём был выстроен миниатюрный каменный храм. В середине XIX в. владение перешло к помещику И.А.Бартоломеусу, в 1890 г. — к А.В. Львову и далее по наследству к его родственникам.


    Церковь выстроена в 1763 г. Кирпичные стены здания возведены на белокаменных, высотой в аршин от бутовых фундаментов. Здание центрическое ярусного типа. Квадратный в основании храм с апсидальными выступами по странам света завершен световой ротондой с полусферическим куполом, опирающимся на подпружные арки.





    Каменоломни

    Указом Императора Александра I в 1816 году был утвержден первый проект Храма Христа Спасителя в ознаменование победы над Наполеоном. Автором проекта был архитектор Витберг*. Планировалось возвести Храм на Воробьевых горах, и в 1817 году произошла его закладка.

    Витберг был в приятельских отношениях с помещиком А.Яковлевым, владевшим в то время селом Васильевское. Узнав, что в окрестностях села есть выходы практически на поверхность высококачественных мраморовидных известняков, Витберг попросил Яковлева разрешить их разработку для строительства Храма. Согласие было получено.

    Планировалось добытый камень сплавлять на баржах к месту строительства Храма по Москве реке.

    Потом начались неприятности.
    С самого начала отношение к проекту было не однозначное. Дело в том, что в то время в высших слоях российского общества вошли в моду идеи масонства и масонская символика в проекте была очень широко использована. Кроме того, проект отражал увлечение автора немецким философским мистицизмом. То есть, сама идея силы русского духа, во славу которого и возводился храм, выхолащивалась.

    История говорит о том, что при отправке первой партии добытых известняковых плит, баржи, на которые они были погружены, затонули, едва отчалив от каменоломен.


    Существует мнение, что без диверсии здесь не обошлось. А одна из местных легенд повествует о том, это стало Божьей карой за попрание православной идеи, о чем свидетельствует место кораблекрушения: непосредственно напротив сельской Воскресенской церкви. И два островка на Москве реке в черте села и есть остатки затонувших барж.

    После этих событий добыча камня прекратилась.


    В 1826 году прекратилось и строительство Храма: комиссия по строительству обнаружила ряд злоупотреблений, растрат, за что руководитель работ А.Витберг был осужден и сослан в Вятку.





    Церковь вознесения в Васильевском.

    В 1699 г. владелец села, окольничий М. Т. Лихачев построил церковь в честь Воскресения Христова, которую освятили в 1701 г. Нынешняя церковь Воскресения Словущего возведена в 1792-1798 гг. тщанием помещицы Е. М. Волковой. Освящена 22 декабря 1812 г., после нашествия французов. Во второй половине XIX в. построена трапезная с приделами: в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших.

    Закрыли храм в 1937 г. Православный приход зарегистрирован в 1998 г. Храм находится в стадии восстановления.



    Усадьба Васильевское Щербатовых*

    Васильевский замок (также известен как Щербатовский замок и Герценовский замок— замок в Васильевском сельском поселении (ныне село именуется поселком Санатория им. Герцена), расположенном в Одинцовском районе Московской области. Получил название по расположению в древнем имении Васильевское (на правобережной части).

    Трёхэтажная основная часть соединена одноэтажным переходом с двухэтажным флигелем. Замок был построен в 1881 году архитектором Петром Самойловицем Бойцовым по заказу князя Александра Щербатова. Замок был построен на правобережной части имения. ( где ранее стоял деревянный дом русского писателя Александра Ивановича Герцена). Замок был выполнен в английском Викторианском стиле, что определялось запросами нового владельца имения - князя Александра Щербатова. Хотя замок совсем недолго стоял до революции, здесь проводились две или три перестройки. Вследствие Первой Мировой войны, княжеская семья перестала посещать свой загородный дом. В замке был построен зверинец с редкими животными, имелись оранжереи с экзотическими восточными растениями и псарня. В парке замка были поселены ручные косули и серны. После революции обстановка из замка была разграблена жителями соседних деревень.

    В 1919 году в брошенном здании было начато обустройство санатория для лечения подмосковных рабочих. После приезда В. Ленина в бывшую усадьбу Герцена и Щербатова, в замке организовали санаторий не для рабочих, а для работников Кремля. Вокруг санатория построили деревянные дома, которые и образовали посёлок санатория имени Герцена. В то время к западу, в полукилометре от замка, у реки ещё оставалась деревенька из нескольких дворов под названием Марьина. К северу от замка, до наших дней сохранилась деревня Агафоново. В годы ВОВ линия фронта проходила по реке, в замке располагался госпиталь для раненых. Здание пострадало.

    После войны реставрацию замка проводил инженер-архитектор С. Виденеев. Восстановлена отделка бывшей княжеской столовой, заменён пришедший в негодность за годы войны паркет. Отсутствующие детали над камином в гостинной были восполнены выжиганием по дереву. Для осушения стен вокруг здания инженер Виденеев спроектировал дренажную систему, включавшую ров, сливные лотки и водоотводные трубы.

    С послевоенных лет до 1960-х годов здесь был правительственный туберкулёзный санаторий. В 1955 году в замке был построен корпус № 2 — помещение для детского лечения. В середине 1960-годов в замке прошёл ремонт и полная замена мебели. По заданию главного врача А. Глушко, все стены были покрыты свежими слоями краски, а деревянная отделка. двери и паркет — новым лаком. В 1966 году в замке был построен корпус № 2 (ныне Загородная больница). В середине 1990-х годов началась замена кровли. Работы затянулись на зиму. на 3 этаже начала осыпаться промокшая штукатурка. В 2008 году было отключено отоплениие и пожарное водоснабжениеЗдание было заброшено, однако около него была поставлена охрана. В 2010 году начата реконструкция. В 2014 году здание введено в эксплуатацию как корпус санатория имени Герцена.




    Другие справки

    Адо́льф Эрне́стович (Адольф Вильге́льм) Эрихсо́н (1862, Москва — 1940, Париж (?)) — русский архитектор, крупный мастер модерна с узнаваемым индивидуальным творческим почерком, по проектам которого построено большое количество зданий в Москве.

    Адольф Эрихсон — сын купца, москвич шведского происхождения. После окончания в 1883 году Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) со званием классного художника архитектуры, был отправлен пенсионером за границу, где изучал архитектуру североевропейских стран, в основном Дании. В 1891—1896 годах состоял архитектором Московской казённой палаты. Вступил в Московское архитектурное общество в 1894 году[1]. В числе лучших московских архитекторов Эрихсон участвовал в 1896 году в подготовке Москвы к коронации царя Николая II, оформив Пречистенский, Тверской и Никитский бульвары, а также площадь вокругХрама Христа Спасителя. Архитектор много проектировал в Москве для купцов П. И. Щукина и И. Д. Сытина. Помощником Эрихсона работал архитектор А. И. Герман.

    Творческий путь А. Э. Эрихсон начал с построек в стиле эклектики, затем, в 1890-х годах, в его деятельности возникла яркая национальная стилевая тенденция, в основе которой лежало ярославское зодчество XVII века. Одновременно с проектами в русском стиле, Эрихсон использовал в архитектурной практике и готические формы. Первым проектом архитектора в стиле модерн стало здание Торгового дома И. В. Юнкера на Кузнецком Мосту[5]. В 1910-х годах почерк архитектора вновь изменился — большинство его построек с этого времени возведены в стиле неоклассицизма, при этом Эрихсон разработал собственную трактовку классических форм, основанную на лучших образцах московского ампира.

    Мастерская Эрихсона первоначально располагалась в Москве на углу Поварской улицы и Борисоглебского переулка, затем была переведена на Петербургское шоссе, 38. После 1917 года А. Э. Эрихсон предположительно жил в эмиграции в Швейцарии и Франции. Дальнейшая судьба зодчего неизвестна[. По некоторым данным скончался в Париже в 1940 году.

    По мнению доктора искусствоведения М. В. Нащокиной, А. Э. Эрихсон — один из самых выдающихся зодчих московского модерна со своим индивидуальным узнаваемым почерком.


    Александр Лаврентьевич Витберг  (швед. Carl Magnus Witberg, 15 (26) января 178712 (24) января 1855) — российский художник и архитектор шведского происхождения, автор проекта храма Христа Спасителя вМоскве (не завершен), Александро-Невского собора в Вятке (1839—1864). Академик архитектуры, активист петербургской масонской ложи «Умирающий сфинкс».

    Детство и юность

    Карл Магнус Витберг родился 15 января 1787 года в Санкт-Петербурге в шведской семье. Его отец, Лоренц (на русский манер, Лаврентий) Витберг, шведский бюргер, переехал с женой в Россию в 1779 году. Здесь он обосновался в столице и устроился на работу учителем в школе лейб-гвардии Преображенского полка.

    Молодой Карл начал обучение в Горном корпусе, но в 1802 году он поступил в Академию художеств. Здесь он познакомился с Александром Лабзиным, вице-президентом Академии, а позже вступил в масонскую ложу «Умирающий сфинкс», Мастером стула[1] которой являлся Лабзин. Витберг получил все малые и большие золотые и серебряные награды Академии. В том числе, в 1807 году он получил золотую медаль за программу «Три отрока»[2]. В этом же году Карл окончил Академию, но остался работать в ней «пансионером для вояжирования». В 1808 году он награждён золотой медалью за картину «Русская правда», в 1809 году — золотой медалью за картину «Андромаха, оплакивающая Гектора». После этого Витберга назначили на должность помощника профессора Г. И. Угрюмова для обучения в натурном классе.

    Храм Христа Спасителя

    Основная статья: Храм Христа Спасителя

    Александро-Невский собор в Вятке по проекту А. Л. Витберга закончен в 1864 г., уничтожен в 1937 г.

    В 1813 году на время отпуска Витберг уехал в Москву, где занимался исполнением виньеток и картин на события1812 года. Здесь он писал портреты особенно отличившихся в Отечественную войну, благодаря чему Карл познакомился со многими участниками тех событий. По совету князя Александра Николаевича Голицына, бывшего в ту пору министром просвещения, Витберг начал изучать зодчество.

    В 1814 году был объявлен международный открытый конкурс на проект храма Христа Спасителя в Москве, задуманного Александром I ещё в 1812 году. Храм должен был увековечить великую победу русского народа в Отечественной войне, свои проекты на конкурс прислали многие видные архитекторы того времени. Из них император выбрал наиболее грандиозный, разработанным молодым Витбергом, никак не проявившим себя до этого в качестве архитектора. Он пригласил Карла к себе, и после презентации проекта храма сказал:



    «https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/ed/vitberg_cathedral.gif/200px-vitberg_cathedral.gif

    Я чрезвычайно доволен вашим проектом. Вы отгадали моё желание, удовлетворили моей мысли об этом храме. Я желал, чтобы он был не одна куча камней, как обыкновенные здания, но был одушевлён какой-либо религиозной идеей, но я не ожидал получить какое-либо удовлетворение, не ждал, что бы кто-то был одушевлён ею и потому скрывал своё желание. И вот я рассматривал до 20 проектов, в числе которых есть весьма хорошие, но все вещи самые обыкновенные, Вы же заставили камни говорить.

    »

    Проект Витберга

    Витберг, близкий к мистицизму ещё со времён участия в масонской ложе, создал необычный проект огромного (втрое больше нынешнего) храма с пантеоном и колоннадой из 600 колонн. Храм должно было украшать трофейное оружие, захваченное в Отечественной войне, памятники монархам и видным полководцам. На строительство было выделено 16 млн казённых рублей, поступили значительные пожертвования от частных лиц.

    Торжественная закладка храма состоялась 12 октября 1817 года, в пятую годовщину ухода французов из Москвы, церемония обошлась в 24 000 рублей. На ней присутствовал император Александр I. Местом для строительства были выбраны Воробьёвы горы. На открытие пришло около 400 000 москвичей (то есть почти все жители столицы в ту пору). Для строительства были собраны 20 000 подмосковных крепостных. Вечером того же дня Витбергу был пожалован чинколлежского асессора и Владимирский крест.https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4c/foundation_of_the_cathedral_of_christ_the_saviour_1817.jpg/200px-foundation_of_the_cathedral_of_christ_the_saviour_1817.jpg


    Закладка храма, 1817

    В 1818 году отец Витберга получил дворянство Российской империи, а Карл принял православие. Воспреемником Витберга стал сам Александр I, в честь своего покровителя Карл Магнус был наречён православным именем Александр.

    В последующие семь лет строительство протекало вяло, а под конец и совсем остановилось. Выяснилось, что миллион рублей из денег, выделенных на строительство, расхищен. После смерти Александра I императором стал Николай I. По официальной версии, из-за ненадёжности почвы строительство храма остановлено. Руководители строительства, в том числе и Витберг, были обвинены в растратах и хищениях и отданы под суд. Судебное разбирательство затянулось, в 1835 году суд постановил оштрафовать обвиняемых на миллион рублей. За злоупотребление доверием императора Витберг был сослан в Вятку. Некоторые современники считали наказание несправедливым: казначей комиссии сооружения храма Христа Спасителя В. Берг указывал, что Витберг «оказался виноватым, будучи человеком редкой, высокой честности, который, конечно, не посягнул бы ни на одну казённую (да и никакую) копейку».

    Ссылка в Вятке[

    Слухи о том, что в Вятку сослан великий архитектор, пошли за несколько дней до прибытия Витберга. И в один из ноябрьских дней только что приехавший Витберг уже совершал прогулку по городу с вятским губернатором Кириллом Тюфяевым. Вот как описывает в своём дневнике происходящее будущий ученик Витберга, известный портретист Дмитрий Чарушин:



    «

    Слышу лавочников разговор: «от реки по Спасской улице губернатор с архитектором Витбергом идёт». Я немедленно выскочил из лавки на галерею и вижу такого великого знаменитого человека, идущего посреди дороги. Приближаясь, поровнялись с лавками и шли, продолжая путь. Лавочники и народ раскланивались губернатору и великому архитектору. Кланялись и губернатор, и Витберг. Губернатор в чёрном пальто с тростью, а г. Витберг в пальто серого цвета, и фуражка серая же, и трость в левой руке. С выражением роста, осанкою и движением манеров, величием натуральным, природным, скромностью освещённым мне показался Александр Лаврентьевич...

    »

    В Вятке Витбергу было запрещено работать на государственной службе. Всё его имущество конфисковали по решению суда, и вплоть до второй половины марта 1836 года, когда из Петербурга приехала его семья, Витберг жил в доме З. Х. Леушиной на Московской улице в компании с другим ссыльным,Александром Герценом, с которым успел познакомиться по прибытию в Вятку. После воссоединения с семьёй, Витберг вместе с Герценом и семейством Прасковьи Петровны Медведевой занимают пустовавший бесхозный особняк Жмакина — Тиминцова — Евсюкова на Спасской.https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/6a/herzen_%28vitberg%29.jpg/200px-herzen_%28vitberg%29.jpg
    Портрет молодого Герцена, выполненный Витбергом
    Портал Александровского сада

    Смена обстановки плодотворно повлияла на Витберга, и он снова начинает заниматься творческой деятельностью. В числе его работ этого времени — проект Александро-Невского собора в Вятке. В этот период Витберг также создаёт один из лучших портретов молодого Герцена. Вскоре губернатор предлагает Витбергу сделать проект портала и ограды парадной стороныАлександровского сада, и Витберг принимает предложение. Одновременно с ним проект был поручен и молодому губернскому архитекторуА. Е. Тимофееву, оба проекта Тюфяев направляет на рассмотрение Министерства внутренних дел. Через 4 месяца приходит уведомление, что проекты рассмотрены главным управлением путей сообщения и публичных зданий, комиссия проектов и смет отдала предпочтение работе Витберга, но министр выразил сомнение, что в Вятке найдутся столь искусные мастера «дабы привести в действие означенные проекты». Министр порекомендовал выполнить типовую ограду по одному из «образцовых» проектов, но Тюфяев не принял рекомендаций петербургского начальства: «Построение будет производиться под руководством и наблюдением Витберга, и в искусных мастерах недостатка я не встречу». Убеждённость губернатора подействовала, проект был одобрен с поправкой, что ограда будет строиться без каменных столбов.https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/8/8c/alexander_garden_gate_kirov.jpg/250px-alexander_garden_gate_kirov.jpg



    Дальнейшая судьба

    Только в 1840 году, по ходатайству Жуковского, А. Л. Витбергу было позволено вернутся в Петербург.

    В Петербурге он жил в бедности, с большим семейством сначала в квартире сестры на Песках, потом в снятой здесь же квартире — около церкви Рождества по Таврическому саду, в доме Энгельсона.

    В 1844 году выхлопотал пенсию 400 рублей, положенную ему по званию академика.

    В 1852 году умерла жена Витберга. После пожара, сгубившего большую часть его чертежей, его разбил паралич.

    А. Л. Витберг умер 12 января 1855 года и был похоронен на Волковском кладбище. Надгробие утрачено в советские годы.



    Щерба́товы — русский княжеский род, Рюриковичи.
      1   2

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Усадьба Любвино