• 5-7 класс Задача 1.
  • 8 класс Задача 1.
  • 9 класс Задача 1.
  • Задача 4.
  • 10 класс Задача 1.
  • 11 класс Задача 1.

  • Скачать 104.01 Kb.


    Дата03.06.2018
    Размер104.01 Kb.
    ТипЗадача

    Скачать 104.01 Kb.

    Условия задач



    Условия и решения задач

    Всероссийская астрономическая олимпиада

    Московская область

    муниципальный (II) этап


    За полностью решенную задачу ученик получает 8 баллов, за правильный ответ, но без решения или объяснения получает 2 балла.
    5-7 класс

    Задача 1. Что больше – Туманность Андромеды или Большая Медведица?

    Ответ: В данном случае можно сравнивать либо угловые размеры галактики Туманность Андромеды и созвездия Большой Медведицы, либо их реальные физические размеры. Рассмотрим оба случая.

    А) Если рассматривать угловой размер, то созвездие Большой Медведицы (угловой размер примерно 50°х50°) будет гораздо больше Туманности Андромеды (угловой размер 185′х75′).

    Б) Сравним физические размеры. Туманность Андромеды – спиральная галактика, радиусом более 100000 световых лет. Созвездие Большой Медведицы существует только как проекция отдельных, не связанных друг с другом, звезд на определенный участок небесной сферы. Поэтому сравнивать физические размеры галактики и созвездия бессмысленно.



    Примечание. Можно засчитать правильно сделанное сравнение физических размеров созвездия и галактики за половину решения (4 балла): «Т.к. все звезды этого созвездия принадлежат нашей галактике и расположены относительно недалеко от Солнца, то расстояние даже между крайними из них будет значительно меньше размеров самой галактики. Поэтому созвездие меньше галактики».

    Задача 2. В какой фазе находится Луна во время полного солнечного затмения?

    Ответ: Во время полного солнечного затмения Луна находится в фазе новолуния. Полное солнечное затмение происходит, когда Солнце, Луна и Земля оказываются на одной линии, причем Луна находится между Солнцем и Землей. Одна половина Луны всегда освещена Солнцем. В описанном случае светлая часть обращена к Солнцу, а темная – к Земле, т.е. Луна находится в фазе новолуния.



    Задача 3. Нарисуйте созвездие Большой Медведицы. Что вы можете рассказать о нем?

    Ответ: Большая Медведица — третье по площади созвездие на небе, семь ярких


    звёзд которого (Дубхе, Алиот, Мерак, Мегрец, Фекда, Мицар, Бенетнаш) образуют известный Большой Ковш. Если через две крайние звезды, образующие стенку ковша, Мерак и Дубхе, провести прямую, то она пройдет через Полярную звезду (самая яркая звезда в созвездии Малой Медведицы). Средняя звезда в ручке ковша называется Мицар. Это двойная звезда, человек с хорошим зрением может увидеть
    рядом с ней другую звезду - Алькор. В созвездии Большой Медведицы
    находится несколько ярких галактик - М81, М82, М101, планетарная
    туманность М97. Созвездие граничит с другими созвездиями (укажем только яркие): Волопас, Дракон, Гончие Псы, Лев. Существуют разные мифы, связанные с этим созвездием.



    Внимание! 5 баллов ставится за близкий к правильному рисунок (3 балла если нарисован только ковш). Ни один из приведенных в авторском решении фактов не является обязательным для указания его учеником. Ученик может привести сведения о созвездии, отсутствующие в авторском решении – они должны быть оценены (1 балл за каждый факт, но не более 8 баллов в сумме).

    Задача 4. Солнце находится в созвездии Скорпиона. Какое зодиакальное созвездие в наших широтах в это время поднимается выше всего над горизонтом в местную полночь?

    Ответ: Когда Солнце находится в некотором зодиакальном созвездии, ночью лучше всего наблюдать созвездие, в котором оно будет через полгода. В полночь Солнце вместе с созвездием Скорпиона будет находиться в нижней кульминации, а вблизи верхней кульминации будет находиться зодиакальное созвездие Тельца (и граничащие с ним созвездия Овна и Близнецов).

    Примечание. При незначительном промахе (указание Овна или Близнецов) и при верном понимании происходящего на небе (правильное в принципе описание) ставится 5 баллов. Без описания (приведен только ответ «Овен» или «Близнецы» - ставится 1 балл).

    8 класс

    Задача 1. Что больше – Туманность Андромеды или Большая Медведица?

    Ответ: см. задачу 1 для 5-7 классов.



    Задача 2. В какой фазе находится Луна во время полного солнечного затмения?

    Ответ: см. задачу 2 для 5-7 классов.



    Задача 3. Известно, что в нашей местности выше всего над горизонтом Солнце поднимается в июне. Существует ли в северном полушарии такое место, где Солнце в местный полдень находится выше над горизонтом в апреле, чем в июне?

    Ответ: Качественное решение. В день весеннего равноденствия Солнце кульминирует в зените для наблюдателя, находящегося на земном экваторе. В день летнего солнцестояния кульминация Солнца в зените наблюдается в районе северного тропика (широта 23.°5). В дни между этими событиями кульминация солнца в зените происходит на промежуточных широтах. Соответственно, в той местности где в апреле Солнце кульминировало в зените (примерно посередине между экватором и тропиком), кульминация Солнца в июне будет наблюдаться заведомо ближе к горизонту.



    Вариант решения с расчетами. В северном полушарии высота Солнца над горизонтом вычисляется по формуле: h=90-f+d, где h – высота Солнца над горизонтом в верхней кульминации; f - широта места наблюдения; d - склонение Солнца. С 21 марта по 22 июня склонение Солнца растет с 0° до 23.°5. В апреле оно изменяется примерно от 5° до 15°, поэтому можно принять его равным 10°. Склонение Солнца в июне ~23°. Если высота Солнца над горизонтом получается больше 90°, то, соответственно, кульминация Солнца происходит в северной части горизонта. Найдем отклонение Солнца от точки зенита (зенитное расстояние): z=|h-90|=|d-f|. Минимальным в апреле (d~10°) оно будет на широте +10° — Солнце находится в зените, а в июне — на высоте всего h=77° (кульминация к северу от зенита). Получается, что таких мест много — это широты, близкие к экватору.

    Примечание. Задача не требует точного решения (оно приведено для сведения проверяющего), ее смысл в качественном решении. Даже при полном отсутствии вычислений, но при верных рассуждениях и выводах ставится 8 баллов.

    Задача 4. Можно ли в наших широтах наблюдать невооруженным глазом тонкий серп Луны, повернутый рожками к горизонту?

    Ответ: Нет, нельзя. Дело в том, что одну половину Луны всегда освещает Солнце. Величина лунной фазы зависит от того, под каким углом мы видим эту освещенную половинку. Тонкий серп Луны над горизонтом виден в двух случаях – либо Луна растущая и прошло только несколько дней от новолуния (вечерняя видимость), либо Луна убывающая и новолуние наступит через несколько дней (утренняя видимость). В каждом из этих случаев лунный серп повернут выпуклой стороной к Солнцу, а рожками, соответственно, от него. А т.к. Солнце при этом находится близко к серпу Луны и либо уже село, либо еще не взошло (т.е. Солнце находится под горизонтом), то получается, что рожки тонкого серпа Луны всегда будут повернуты от горизонта.



    Задача 5. Автоматический межзвездный корабль послали к звезде Альфа Центавра с постоянной скоростью 100 км/сек. Как только он туда долетел, то сразу же послал радиосигнал на Землю. Когда земляне получат это сообщение (Смогут ли прочитать это сообщение правнуки создателей аппарата)? Расстояние от Земли до звезды равно 4.4 световых года.

    Ответ: Свет движется со скоростью 300000 км/с. Космический корабль летит в 3000 раз медленнее, соответственно, до Альфы Центавра он доберется только через 4.4*3000=13200 лет. Радиосигнал полетит со скоростью света, и, следовательно, он преодолеет расстояние от Альфы Центавра до Земли за 4.4 года. Получается, что земляне будут ждать это сообщение более 13 тыс. лет. Правнуки создателей корабля получить это сообщение никак не смогут.



    9 класс

    Задача 1. Что больше – Туманность Андромеды или Большая Медведица?

    Ответ: см. задачу 1 для 5-7 классов.



    Задача 2. В какой фазе находится Луна во время полного солнечного затмения?

    Ответ: см. задачу 2 для 5-7 классов.



    Задача 3. Известно, что в нашей местности выше всего над горизонтом Солнце поднимается в июне. Существует ли в северном полушарии такое место, где Солнце в местный полдень находится выше над горизонтом в апреле, чем в июне?

    Ответ: см. задачу 3 для 8 классов.



    Задача 4. Можно ли в наших широтах наблюдать невооруженным глазом тонкий серп Луны, повернутый рожками к горизонту?

    Ответ: см. задачу 4 для 8 классов.



    Задача 5. Автоматический межзвездный корабль послали к звезде Альфа Центавра с постоянной скоростью 100 км/сек. Как только он туда долетел, то сразу же послал радиосигнал на Землю. Когда земляне получат это сообщение (Смогут ли прочитать это сообщение правнуки создателей аппарата)? Расстояние от Земли до звезды равно 4.4 световых года.

    Ответ: см. задачу 5 для 8 классов.



    10 класс

    Задача 1. Нарисуйте созвездие Большой Медведицы. Что вы можете рассказать о нем?

    Ответ: см. задачу 3 для 5-7 классов.



    Задача 2. Можно ли в наших широтах наблюдать невооруженным глазом тонкий серп Луны, повернутый рожками к горизонту?

    Ответ: см. задачу 4 для 8 классов.



    Задача 3. Известно, что в нашей местности выше всего над горизонтом Солнце поднимается в июне. Существует ли в северном полушарии такое место, где Солнце в местный полдень находится выше над горизонтом в апреле, чем в июне?

    Ответ: см. задачу 3 для 8 классов.



    Задача 4. Какая звезда является самой яркой на земном ночном небе и в каком созвездии она находится? Что вы можете о ней рассказать?

    Ответ: Самой яркой звездой на ночном небе является Сириус (m = –1.47), альфа Большого Пса. Сириус удален от Солнечной системы почти на 9 световых лет и является одной из ближайших к нам звёзд. Цвет Сириуса белый (спектральный класс А). Сириус - двойная звезда. Ее второй компонент (Сириус В) — белый карлик, невидимый невооруженным глазом. По наблюдениям Сириуса древнеегипетские жрецы точно предсказывали начало разлива Нила. В древности Сириус называли Песьей звездой. Другое древнее название звезды — Каникула.



    Примечание. За правильное название звезды ставится 2 балла. За название созвездия еще 2 балла. Каждый дополнительный параметр или факт оценивается в +1 балл (в сумме не более 8). Учащийся не обязательно должен приводить сведения, указанные в авторском решении, в ответе можно приводить и другие данные.

    Задача 5. Параллакс Веги равен 0.″125, а блеск 0 звездной величине. Чему был бы равен блеск Веги, если расстояние до нее было бы равно 80 пк?

    Ответ: Вычислим расстояние до Веги: D=1/p=1/0.125=8 пк. Значит, расстояние увеличилось бы в 80/8=10 раз, а количество энергии, падающее на единицу площади (освещенность) уменьшилось бы в 102=100 раз. Это уменьшение будет соответствовать увеличению звездной величины на 2.5*lg100=5m (или можно просто вспомнить, что 2.5125=100). Т.е. Вега в этом случае имела бы 5 звездную величину.



    Примечание. Решить данную задачу можно разными способами. Использовать можно любой. Например, сравнивать не расстояния, а параллаксы (вычислив параллакс для нового расстояния 80 пк – 0.0125) и т.д.
    11 класс

    Задача 1. Нарисуйте созвездие Большой Медведицы. Что вы можете рассказать о нем?

    Ответ: см. задачу 3 для 5-7 классов.



    Задача 2. Можно ли в наших широтах наблюдать невооруженным глазом тонкий серп Луны, повернутый рожками к горизонту?

    Ответ: см. задачу 4 для 8 классов.



    Задача 3. Известно, что в нашей местности выше всего над горизонтом Солнце поднимается в июне. Существует ли в северном полушарии такое место, в котором Солнце в местный полдень находится выше над горизонтом в апреле, чем в июне?

    Ответ: см. задачу 3 для 8 классов.



    Задача 4. Какая звезда является самой яркой на земном ночном небе и в каком созвездии она находится? Что вы можете о ней рассказать?

    Ответ: см. задачу 4 для 10 классов.



    Задача 5. Параллакс Веги равен 0.″125, а блеск 0 звездной величине. Чему был бы равен блеск Веги, если расстояние до нее было бы равно 80 пк?

    Ответ: см. задачу 5 для 10 классов.



    Задача 6. В телескоп диаметром 100 мм планируют глазом наблюдать следующие объекты: Луна (радиус 1740 км, расстояние 384000 км), астероид Церера (радиус 470 км, расстояние 1.8 а.е.), Плутон (радиус 1200 км, расстояние 40 а.е.), Юпитер (радиус 71000 км, расстояние 4.3 а.е.), Ганимед (радиус 2630 км), Бетельгейзе (радиус 560 млн. км, расстояние 200 пк). Вид каких из указанных небесных тел в данный инструмент будет отличаться от вида точечного объекта?

    Ответ: Для того, чтобы вид объекта в телескоп отличался от точки, необходимо, чтобы был виден (разрешался) диск этого объекта. Это возможно в том случае, когда угловой размер небесного тела превышает разрешающую способность телескопа b. Вычислим b нашего телескопа: b=140/D=1.″4 (при этом мы использовали критерий разрешения Рэлея. Учащийся может использовать и другие критерии, а соответственно и формулы – 120/D, 114/D или общий вид k*lamda/D – получившиеся значения должны быть близки к нашему числу – от 1 до 1.5 угловых секунд).

    Теперь определим угловые размеры всех объектов (d=206265*2*R/L, где R – радиус объекта, L – расстояние до него, а коэффициент 206265 служит для перевода радиан в угловые секунды), не забывая переводить все расстояния в км:

    Луна: 206265*2*1740/384000=1870″

    Церера: 206265*2*470/(1.8*1.5*108)=0.72″

    Плутон: 206265*2*1200/(40*1.5*108)=0.083″

    Юпитер: 206265*2*71000/(4.3*1.5*108)=45″

    Ганимед: 206265*2*2630/(4.3*1.5*108)=1.68″

    Бетельгейзе: 206265*2*560*106/(200*3*1013)=0.039″

    Таким образом, в указанный телескоп можно увидеть диски Луны, Юпитера и Ганимеда. Плутон же этому телескопу будет в принципе недоступен из-за своей низкой яркости.



    Примечание. Учащийся может ответить на данный вопрос без проведения вычислений (например, исходя из своего опыта наблюдения в телескоп), но только для таких объектов, как Луна, Юпитер и Бетельгейзе (с обязательным обоснованием ответа) и для Плутона (указав, что в этот телескоп он просто не будет виден, так как слишком слаб для него). Для Ганимеда и Цереры вычисления обязательны.