• Отчет о деятельности научно-исследовательского отдела ГБУ «Республиканский центр развития традиционной культуры» за 2015 г. 1. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
  • Фольклорно-этнографическая культура татар: традиции и современность».
  • «Традиционная культура татар Среднего Поволжья кон. XIX – нач. XXI вв.» (2011 по 2016 гг.)
  • «Особенности развития и функционирования татарского фольклора: традиции и современность». (2011-2015 гг.).
  • « Вопросы истории, традиционного исполнительского искусства в татарском музыкальном фольклоре» (2011-2015 гг.)
  • 2.2. Международные и межрегиональные научные связи.

  • Скачать 359.49 Kb.


    Дата12.02.2018
    Размер359.49 Kb.
    ТипОтчет

    Скачать 359.49 Kb.

    «утверждено»



    «УТВЕРЖДЕНО»

    Ученым советом РЦРТК



    протокол № 10 от 30.12.2015
    Председатель Ученого совета,

    директор ГБУ «Республиканский центр развития традиционной культуры»



    ______________Ф.Х. Завгарова

    «30» декабря 2015 г.
    Отчет о деятельности научно-исследовательского отдела ГБУ «Республиканский центр развития традиционной культуры» за 2015 г.
    1. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
    Республиканский центр развития традиционной культуры в настоящее время ведет научно-исследовательскую деятельность в контексте следующей темы: «Фольклорно-этнографическая культура татар: традиции и современность». В рамках данной основной темы НИР Центра осуществляется в следующих направлениях:
    1.1. Научно-исследовательская тема: «Традиционная культура татар Среднего Поволжья кон. XIX – нач. XXI вв.» (2011 по 2016 гг.). Руководитель - кандидат филологических наук, доцент Завгарова Ф.Х.

    Традиционно-обрядовая культура представляется как органический синтез словесных форм, фольклорных текстов, обрядовых действий и представлений, на основе комплексного исследования которых возможна реконструкции архаичной картины мира. Изучение особенностей традиционно-обрядовой культуры локальных этнических групп в данном направлении осуществляется в первую очередь на базе теоретических идей культурологического знания, а также сквозь призму аналитических принципов ряда других познавательных парадигм и научных подходов. При комплексном подходе традиционно-обрядовая культура локальных этнических групп татар Среднего Поволжья рассматривается как целостная система, в совокупности всех ее проявлений. Значительное внимание уделяется не только материалам, раскрывающим содержание обычаев и обрядов, но и истории культуры, этнографии, географии, демографии, понятийного аппарата, мировоззренческим представлениям, фольклорным текстам. Такой подход позволяет прояснить семантику анализируемых явлений в контексте народной культуры. В рамках сравнительного подхода в исследовании предпринимается последовательный анализ одного из региональных вариантов обрядовой жизни, представляющей составную часть татарской традиционной культуры. В локальных вариантах выявляется универсальный комплекс мировоззренческих представлений, культурных форм и его варианты. На данный момент региональные и локальные комплексы традиционной культуры этнографических групп в составе субэтноса казанских татар соотносятся с особенностями этнокультурного ландшафта региона. Сравнительный анализ позволяет выявить: механизмы трансляции этнокультурных традиций, степень сохранения универсальных и проявления специфических черт этнической культуры, степень подвижности и вариативности инноваций. В конечном итоге этот подход позволяет оценить адаптационный потенциал этноса в условиях формирования и функционирования регионального культурного комплекса.

    В рамках данной темы на сегодняшний день проводится экспедиционное исследование трех этнических территорий казанских татар: Заказанья, Правобережья Волги и Заволжья. В 2015 году проведены фольклорно-этнографические экспедиции в Апастовский (Правобережье Волги) и Алькеевский (Заволжье) районы Республики Татарстан. Исследователи провели комплексное ознакомление с избранными районами (география, экономика, быт, культура); обследовали фольклорную традицию местности; познакомились с особенностями бытования фольклора в наши дни и т.д. Вместе с тем проведены целевые экспедиции в Кировскую область и Республику Марий Эл для записи и изучения гусельной традиции татар.
    Научные результаты:

    - определена этническая территория татар Среднего Поволжья;

    - составлена программа по изучению традиционной культуры татар данного региона с учетом комплексного подхода;

    - проведены 4 комплексные фольклорно-этнографические экспедиции;

    - в ходе экспедиций собраны материалы по традиционной культуре татар;

    - произведена научная обработка и систематизация полевых материалов;

    - проведена частичная расшифровка собранных образцов и материалов;

    - определена прагматика татарского фольклорного текста (на примере сказочного жанра и заговорно-заклинательной традиции) (руководитель – Ф.Х. Завгарова);

    - выявлены легенды, связанные с сакральными территориями и культом мусульманских святых (мотивная структура) (руководитель – Ф.Х. Завгарова);

    - выявлена система мифологических персонажей исследуемой территории; проведен анализ мифологической лексики (руководитель – Л.Х. Давлетшина);

    - составлен подробный вопросник для выявления системы традиционного домашнего скотоводства у татар, выявлены особенности обрядовой культуры, система поверий, заговорно-заклинательной традиции татар исследуемой территории (руководитель – А.Д. Батталова);

    - определены особенности сбора материала по заговорно-заклинательной традиции татар; рассмотрены структурные компоненты заговора как окказионального обряда (руководитель – И.И. Хуснуллина);

    - проведен сбор материала по теме «Ткачество татар Поволжья и Урала», рассмотрены особенности хозяйственной деятельности татар в связи с исследуемой проблемой (руководитель – Л.С. Чубукова);

    - выявлены особенности употребления метрологической лексики татарского языка в художественных произведениях, народной метрологии в татских народных сказках и фразеологизмах, составлен вопросник и собран материал по метрологическим единицам татарского языка (руководитель – Г.М. Сунгатов)

    - составлен вопросник для сбора информации по теме «Татарская фольклорная концептосфера: этнотерриториальный аспект (дерево)», составлено ядро, информационное содержание, паремиологическое и ассоциативное поля концепта «Дерево» (руководитель – Г.К. Мансурова).

    - изучена и проработана песенная культура татар Заволжья (руководитель – Э.Ф. Камалова);

    - записана и изучена гусельная традиция татар Кировской области и Республики Марий Эл (руководитель – Э.Р. Каюмова),

    - составлен вопросник для сбора информации по теме «Татарский народный календарь», записаны и проанализированы материалы по данной теме (руководитель – Ф.Ш. Нуриева);

    - записаны, систематизированы и научно описаны этнические танцы татар исследуемых территорий (руководитель – Д.И. Умеров);

    - составлен вопросник для сбора фольклорного материала по танцевальной музыке и плясовым наигрышам, проведена работа по историографии татарской традиционной танцевальной музыки, опрошены народные музыканты – представители нескольких этнических групп татар, записаны исполненные ими плясовые наигрыши (руководитель – Г.Г. Гилемьянова).

    1.2. Научно-исследовательская тема: «Особенности развития и функционирования татарского фольклора: традиции и современность». (2011-2015 гг.). Руководитель - доктор филологических наук, профессор Бакиров М.Х.

    В рамках данной научно-исследовательской темы применяется комплексный подход к исследованию фольклора, который произрастает из истории самой фольклористики как науки. В течение долгого времени до появления фольклористики как самостоятельной науки фольклор изучался в рамках разных дисциплин: историко-филологических, этнографических и др. Формируясь в качестве самостоятельной дисциплины, фольклористика в известной мере использовала выработанные методы. Но не сумела в полной мере воспользоваться предшествующими достижениями, в результате чего фольклористика долгие годы рассматривалась как сугубо филологическая наука, что негативно повлияло на методологию этой науки.

    В конце ХХ века фольклористика в связи с расширением понимания текста фольклора активно интегрирует знания из этнографии, филологии, истории, искусствоведения, семиотики, в результате чего формируются смежные сферы интересов, вызвавшие разноплановый симбиоз методов культурологии, антропологии, лингвофольклористики и др. наук. Междисциплинарный подход в изучении фольклора предполагает использование комплексного метода, так как его необходимость вытекает, прежде всего, из комплексного характера самого объекта и особенностей его функционирования. Каким бы ни был материал, средства и приемы выражения, содержание выражаемого во всех случаях проецируется в область народных представлений, верований, миропонимания, народной картины мира. Именно это содержательное единство диктует необходимость комплексного подхода к изучению традиционной культуры.
    Научные результаты:

    1. Подготовлена и издана монография «Древнетюркская поэзия: неразгаданные тайны устного и письменного творчества наших предков». Данная книга является первым в тюркологии, а также татарском литературоведении и фольклористике опытом исследования генезиса и развития общетюркской поэзии и древнейших ее форм, начиная с эпохи пратюрков – хуннов-гуннов и заканчивая второй половиной среднетюркского периода (X-XV вв.) с инновационными включениями из современной поэзии. (Руководитель – М.Х. Бакиров).

    2. Подготовлена содержательная часть книги «Духи-хозяева домашнего пространства в традиции татар Заказанья: исследование и тексты». Содержательная часть представлена научным описанием особенностей распространения духов-хозяев домашнего пространства по единому алгоритму изучения мифологических персонажей, а также публикацией аутентичных полевых текстов, выявленных в ходе выполнения проекта и содержащих сведения о названных персонажах. Научные статьи характеризуют представления о конкретном (например, йорт иясе (домовой), сарай иясе (хлевник) и др.) персонаже в мифологии татар Заказанья, принципах его номинации, основной круг мотивов, связанный с персонажем, диалектные особенности их распространения в регионе. Издание "Мифологическая система татар Заказанья" будет носить научный характер, поэтому отбор текстов осуществляется по степени значимости для отражения всего многообразия вариантных форм местной демонологической традиции. В настоящем издании все тексты будут паспортизированы и даны в своем аутентичном виде. (Руководитель – Л.Х. Давлетшина).

    3. Собраны и систематизированы труды Г. Рахима по традиционной культуре татар, определено содержание материала по татарскому фольклору в «Истории татарской литературы» Г. Рахима и Г. Губайдуллина, выделены и проанализированы методы изучения фольклора в трудах татарских ученых 1920-1930-х гг., проанализирована инструкция по собиранию фольклора Г. Рахима и М. Васильева в контексте тенденций развития татарской фольклористики 1920-х гг. с последующей подготовкой к печати (совместно с Гайнутдиновым А.М.). (Руководитель – М.И. Ибрагимов).

    4. Подготовлена содержательная часть сборника фольклорных текстов «Бәетләрдә калган тарих», написано предисловие к сборнику объемом около 5 п.л., где проанализировано художественное своеобразие и жанровые особенности баитов, предложена новая классификация. (Руководитель – Т.Н. Галиуллин).

    5. Подготовлена содержательная часть второй книги I тома работы «Из истории формирования этнографических групп и диалектов татарского народа», в которую включены 45 научных статей, опубликованные в отечественных и зарубежных научных изданиях XVIII, XIX, XX вв. и ставшие библиографической редкостью, но не потерявшие свою научную ценность. В предисловии (1,5 п.л.) дается краткий анализ включенных статей. Включенные в этот том статьи, сгруппированы по этнографическим группам татар. (Руководитель – Ф.Ю. Юсупов).


    1.3. Научно-исследовательская тема «Вопросы истории, традиционного исполнительского искусства в татарском музыкальном фольклоре» (2011-2015 гг.). Руководитель - кандидат искусствоведения Исанбет Ю.Н.

    Вопросы соотношения слова и музыки, равно как и вопросы временного строя народно-песенного поэтического текста и народного напева в фольклористике – одни из центральных. В татарском этномузыкознании, однако, наличие устойчивого интереса к проблемам ритма не означает их исчерпанности или даже сколько-нибудь однозначного видения: обобщающие работы в данной области отсутствуют, рассеянные же по разного рода исследованиям наблюдения столь противоречивы, что само их многообразие едва ли не сводит на нет сам позитивный факт их существования. Разногласия касаются как вопросов типологических, связанных с определением ритмической природы татарских напевов, так и вопросов частного порядка, касающихся, например, принципов сегментации ритмических структур. Не являются исключением и вопросы методологические, от решения которых авторы зачастую отказываются, ограничиваясь указанием на моменты сходства в ритмическом устройстве напевов с той или иной системой временной организации. Речь идет не о заведомой неправильности или ненужности такого рода сопоставлений, а о том, что описание объективных закономерностей материала в таких случаях неявно подменяется констатацией наличия большего или меньшего числа «общих» характеристик, зачастую являющихся сугубо внешними. Вряд ли стоит говорить о том, что в подобной ситуации какой


    бы то ни было системности в подходе к предмету исследования ожидать
    не приходится, что и становится, в конечном счете, причиной наблюдаемой разноголосицы установок и мнений.

    Научные результаты:

    1. На сегодняшний день научно описаны архивные документы известного немецкого композитора и этнографа А. Эйхенвальда; подготовлена к изданию монография «Деятельность А. Эйхенвальда в Казани и его окружение» с дополнениями (30 п.л.); проведена работа с источниками в архивах, специализированных фондах научных, культурных, учебных центров г. Казани. (Руководитель – Ю.Н. Исанбет).

    2. В рамках темы «Музыкальная культура татар-кряшен Республики Татарстан» тщательно изучается и прорабатывается песенная культура кряшен Закамья, а именно кряшен Нижнекамского и Заинского районов. Большая работа проделана по выявлению многослоговых напевов и напевов на короткий стих (такмаки, хороводно-игровые песни), рассмотрены особенности их мелодико-интонационного строения. Большое внимание было направлено на изучение, определение и анализ ладомелодической специфики песенной традиции закамских кряшен. (Руководитель – Камалова Э.Ф.)

    3. Сформирована источниковая база исследования в ходе целевого выезда в Кировскую область и Республику Марий Эл. Определено, что фольклорная традиция исполнительства на гуслях находится в угасающем состоянии, репертуар сравнительно небольшой: деревенские напевы и танцевальные наигрыши. Произведена запись гусельных наигрышей, собраны сведения о бытовании гуслей в прошлом и настоящем, подготовлен диск с гусельными наигрышами (Руководитель – Э.Р. Каюмова).

    4. Намечены ракурсы в подходе к изучению татарских традиционных плясовых наигрышей, особенностей и форм их бытования в современных условиях. Опрошены народные музыканты – представители нескольких этнических групп татар, записаны исполненные ими плясовые наигрыши. Определенно необходимо изучение танцевальной музыки в тесной связи с движением, поэтическими текстами и формой бытования. Начата систематизация плясовых наигрышей в рамках определенных этнических групп татар, в исполнении различных музыкальных инструментов. Создается картотека и фонотека татарской традиционной танцевальной музыки. Также необходимо изучение и самого феномена народного музыканта, проблемы гармониста – как одного из «режиссеров» музыкально-драматических действ, вопроса исполнительского стиля и манеры игры музыкантов. (Руководитель – Г.Г. Гилемьянова).

    2. Научно-организационная работа
    2.1 Организация научной деятельности.
    2.1.1. Перечень научных подразделений Республиканского центра развития традиционной культуры:

    научно-исследовательский отдел, который структурно разделен на сектор этнографии, сектор народного устно-поэтического творчества, сектор народного искусства.


    2.1.2. Деятельность Ученого совета:

    В отчетном году проведено 10 заседаний Ученого совета, на которых рассматривались вопросы научно-организационной и научно-исследовательской деятельности Центра: о планировании НИР структурными подразделениями, о плане выпуска научных трудов Центра в 2015 г., о плане работы Ученого совета на 2015 г., о подготовке отчетов о научно-исследовательской деятельности структурных подразделений Центра за 2015 г., отчеты руководителей коллективных НИР; об экспедициях, о зарубежных командировках; о подготовке к конференциям, школам, семинарам, об утверждении тем научно-исследовательских работ и т.д.

    Решения по всем рассматриваемым вопросам зафиксированы в протоколах.
    2.1.3. Организация и проведение научных мероприятий (конференций, семинаров, школ и др.).

    В отчетном году Центр выступил организатором и соорганизатором научных мероприятий международного, всероссийского, республиканского и регионального характера.


    1. Курсы повышения квалификации «Методика мониторинга объектов НКН народов Поволжья» на базе ИДПО (19-29.01.2015) для руководителей и специалистов культурно-досуговых учреждений муниципальных районов Республики Татарстан. Были прочитаны следующие лекции, проведены практические занятия для методистов учреждений культуры: «Основы системы документирования фиксированных объектов НКН», «Нормативно-правовая база сохранения НКН», «Принципы мониторинга объектов НКН народов Поволжья», «Мониторинг семейной обрядности народов Поволжья», «Мониторинг священных мест и сакральных территорий народов Поволжья», «Мониторинг традиционных ремесел народов Поволжья», «Мониторинг танцевального искусства народов Поволжья», «Мониторинг песенного искусства народов Поволжья» и другие. После окончания курсов выданы удостоверения о прохождении курсов.

    2. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Традиционная культура народов Поволжья» (10-12.02.2015) была проведена на базе Казанского государственного университета культуры и искусств, подготовлен сборник материалов конференции 45 п.л. Проведение данной конференции было обусловлено необходимостью комплексного подхода к изучению традиционной культуры народов Поволжья. Состоявшаяся конференция охватывает широчайший спектр вопросов, исключительно важных для России в целом и народов Поволжья в частности. Изучение межнациональных историко-культурных взаимосвязей народов Поволжья стало одним из важнейших направлений научных разысканий ведущих историков, этнографов, фольклористов, языковедов, культурологов и др. В работе конференции приняли участие ученые Центра, ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова, Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, преподаватели Казанского (Приволжского) федерального университета, Казанского государственного университета культуры и искусств, Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова, Елабужского колледжа культуры и искусств, а также специалисты в области традиционной культуры из регионов Российской Федерации (Саратовская, Волгоградская области, Удмуртская Республика, Республика Марий-Эл, Республика Башкортостан и др.) и Азербайджанской Республики.

    3. Чтения «Школы молодого фольклориста» на тему «Актуальные проблемы полевой фольклористики» были организованы 25 марта 2015 г. в здании Министерства культуры РТ. В работе чтений приняли участие ученые Центра, ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова, студенты преподаватели Казанского (Приволжского) федерального университета, Казанского государственного университета культуры и искусств, Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова. Тематика чтений, обозначенная как «Актуальные проблемы полевой фольклористики» собрала молодых и опытных исследователей различных направлений и всех тех, кто интересуется живой фольклорной традицией. Выступления участников охватили вопросы составления вопросников по скотоводческой традиции татар, сбору танцевальных и плясовых наигрышей, введению в оборот забытых источников начала ХХ века (программы по сбору материала К.И. Воробьева и Г. Рахима), а также проблемы составления антологии фольклора сибирских татар, специфики исследования календарной, семейно-бытовой обрядности и заговорно-заклинательной традиции татар.

    4. 28 апреля 2015 года в Выставочном зале «Манеж» Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль» состоялась презентация сборника писем писателей-фронтовиков «Сугыш уты белән өтелгән язмышлар» («Судьбы, опаленные войной»), приуроченная к празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и Году литературы в Российской Федерации.

    Данная книга является сборником фронтовых писем и наградных листов писателей Татарстана, адресованных друзьям, Союзу писателей, руководству Областного комитета партии, ученым-литературоведам, родным и др. Книга составлялась на протяжении многих десятилетий дочерью известного татарского писателя Афзала Шамова – Альфией Афзаловной Шамовой. Сборник, изданный под грифом Министерства культуры Республики Татарстан и Республиканского центра развития традиционной культуры, содержит богатейший материал, собранный по крупицам из Национального архива РТ, фондов Центра письменного и музыкального наследия Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ, Национального музея РТ, личных архивов дочерей писателей А. Шамова и М. Амира, внучки Г. Апсалямова, а также Центрального архива Министерства обороны РФ в г. Подольске.

    На презентации приняли участие дети и правнуки писателей-фронтовиков, государственные деятели, ученые Республиканского центра развития традиционной культуры, ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ, Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, Института татарской энциклопедии АН РТ, преподаватели Казанского (Приволжского) федерального университета, Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова, студенты ВУЗов, представители СМИ, Союза писателей, журналистов и др.

    5. Межрегиональный семинар «Мультифольклорное пространство Среднего Повожья» (12-13.05.2015), посвященный различным проблемам, актуальным для современного научного сообщества. Семинар проводится ежегодно и призван объединить молодых исследователей и ведущих специалистов из различных городов Поволжья для обсуждения насущных вопросов современной науки. В первый рабочий день с лекциями «Методика современных полевых исследований», «Традиционная культура пермских татар: национальное, региональное, локальное», «Популяризации этнокультурного наследия: актуальные проекты» выступил А.В. Черных (доктор исторических наук, профессор Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета). Были продемонстрированы видео-, фотоматериалы, показаны и подарены Центру издания пермских ученых (книги, открытки, компакт-диски и др.). В послеобеденное время 12 мая студент Удмуртского государственного университета Д. Гусев представил свою дипломную работу - фильм об удмуртском народном струнно-смычковом инструменте - кубыз. Во второй день семинара исследовательница из г. Ижевска И.В. Пчеловодова рассказала о проекте «Каталогизация звуковых коллекций Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН» и представила CD диск «Удмуртские традиционные музыкальные инструменты».

    В рамках мероприятия (13 мая) состоялась презентация мультимедийного комплекта из CD и DVD «Звучат татарские гусли» (вып.1). В него вошли экспедиционные записи, сделанные в 2013 г. в Балтасинском районе Татарстана. Руководитель проекта – Ф.Х. Завгарова, автор-составитель Э.Р. Каюмова. Работа проводилась в соответствии с решением Коллегии Министерства культуры Республики Татарстан 2012 г. Ярким и незабываемым событием стала встреча с аутентичными гуслярами из Балтасинского района РТ – Е.В. Ивановой (1939 г.р., из с. В.Субаш) и З.Н. Алексеевой (1933 г.р., из д. Биктяшево). Присутствующим представилась уникальная возможность услышать живое звучание наигрышей, увидеть подлинные народные гусли, познакомиться с устройством инструмента и техникой игры.

    В целом в работе семинара приняли участие ученые Пермского края, Удмуртии, Татарстана; преподаватели, аспиранты и студенты казанских вузов (КПФУ, КГК им. Н.Г. Жиганова, КазГУКИ); руководители и солисты Государственного фольклорного ансамбля кряшен «Бермянчек»; представители Балтасинского муниципального района и др.

    6. 20 марта 2015 года в Национальной библиотеке Республики Татарстан состоялась презентация монографии «Древнетюркская поэзия: неразгаданные тайны устного и письменного творчества наших предков» доктора филологических наук, профессора Института филологии и искусств Казанского (Приволжского) федерального университета, ведущего научного сотрудника Республиканского центра развития традиционной культуры Бакирова Марселя Хаернасовича. Данная книга является первым в тюркологии, а также татарском литературоведении и фольклористике опытом исследования генезиса и развития общетюркской поэзии и древнейших ее форм, начиная с эпохи пратюрков – хуннов-гуннов и заканчивая второй половиной среднетюркского периода (X-XV вв.) с инновационными включениями из современной поэзии. На презентации приняли участие государственные деятели, ученые Центра, ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ, Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, Института татарской энциклопедии АН РТ, преподаватели Казанского (Приволжского) федерального университета, Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова, студенты ВУЗов, представители СМИ и др.

    7. Чтения «Школы молодого фольклориста» на тему «Фольклорные традиции народов Волго-Уралья: проблемы фиксации и изучения» (15-16.10.2015), подготовлен сборник материалов чтений 10 п.л.

    15 октября молодые ученые, делающие первые шаги в науке, поделились результатами своих исследований, услышали важные советы от опытных ученых, корифеев фольклористики, этнолингвистики, музыкальной фольклористики. В Чтениях обсудили проблемы полевых исследований, сбора материала и особенности его критического анализа, методологии и новые подходы в комплексном изучении фольклорных текстов и др. В работе чтений приняли участие гости из Казанского (Приволжского) федерального университета, Казанского государственного университета культуры и искусств, Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова, Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета, Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН.

    16 октября для всех участников семинара доцент кафедры музыкального искусства УдГУ, старший научный сотрудник отдела филологических исследований Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН, доктор искусствоведения – Нуриева Ирина Муртазовна прочитала лекции: «Традиционная культура народов Волго-Камья: методы и подходы к изучению», «Структура и типология удмуртской свадьбы» и «Воршудная организация удмуртов и ее отражение в музыкальном фольклоре». Ирина Муртазовна постаралась объяснить и показать все тонкости исследования музыкального фольклора северных и южных удмуртов на современном этапе. После лекций при обсуждении проблем фольклористики, отвечая на перекрестные вопросы, ученые привели много параллелей между татарской и удмуртской культурами.
    2.1.4. Организация фольклорно-этнографических экспедиций.

    В рамках программы «Мультифольклорное пространство Среднего Поволжья» Республиканским центром развития традиционной культуры были проведены фольклорно-этнографические экспедиции в г. Вятские Поляны, г. Малмыж, д. Нослы Малмыжского района Кировской области (16-19 июня 2015 г.) и д. М. Нослы, Мариец, Шора Мари-Турекского района и г. Йошкар-Ола Республики Марий Эл (22-26 июня 2015 г.). В настоящее время у татар-кряшен Кировской области традиция исполнительства на гуслях утрачена. В деревне Нослы, славившейся гуслярами, теперь нет ни одного исполнителя. Несмотря на то, что игру на гуслях записать не удалось, был обнаружен новый, не описанный ранее в татарской фольклористике, конструктивный вид гуслей. В Малмыжском краеведческом музее представлены гусли с внутренними резонирующими струнами. Причем данный экземпляр экспонировался как удмуртский народный инструмент, хотя был привезен из кряшенской деревни Нослы. Сотрудники музея объяснили это тем, что предками нослинских кряшен являлись удмурты, а значит и гусли – тоже удмуртские. Действительно, наличие дополнительных струн внутри корпуса характерно для удмуртских гуслей – крезей.

    Поездка в Марий Эл привела к экспедиционным открытиям. Выявлены два новых конструктивных вида гуслей татар-кряшен, не описанных ранее в татарской фольклористике. Это "двойные гусли" (предназначенные для одновременной игры двух людей) и "гусли-стол" (с ножками и крышкой). На стадии угасания фольклора в естественной среде подобные находки - большая редкость и удивительная удача. Удалось зафиксировать наигрыши на гуслях-стол, собрать факты о функционировании гусельной традиции в прошлом. Кроме того, записаны образцы игры на гармонике, песни, пляски. Среди редко встречающихся в наши дни напевов: "Таһир-Зөһрә", "Кеттеки", "Чабата" и др. Материалы экспедиций паспортизированы и сданы в фонд РЦРТК.

    В 2015 году проведены комплексные фольклорно-этнографические экспедиции в Апастовский (с 13 по 18 июня в рамках государственной программы «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан», а с 19 по 24 июня по госзаданию) и Алькеевский районы РТ (с 21 по 26 июля в рамках государственной программы «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан», а с 27 по 31 июля по госзаданию). Экспедиционная группа вела работу в следующих населенных пунктах Апастовского района (Карамасар, Мушки, Берляш, Азбаба, Сатламышево, Шигаево, Янгильдино, Альмендерово, Азимово, Бурнашево, Большие Кокузы, Малые Кокузы, Ясашно-Барышево, Булым-Булыхчи, Курмашево, Верхний Индырчи, Утямишево, Эбалаково, Нижний Биябаш, Шамбулыхчи). В Алькеевском районе маршрут экспедиции пролегал по таким населенным пунктам как Каргополь, Старые Челны, Нижнее Алькеево, Среднее Алькеево, Татарские Шибаши, Верхнее Альмурзино, Старое Камкино, Карамалы, Татарское Бурнаево, Старое Алпарово, Татарское Муллино, Тяжбердино, Старые Салманы, Новый Баллы Куль, Чувашский Брод, Ахметьево, Аппаково, Новые Ургагары.

    Экспедиционная группа вела работу по специально разработанным научно-исследовательским программам по следующим темам: мифологические представления, обрядовая культура, детский фольклор, лечебно-заговорная, трудовая традиции, местные святыни, танцевальная традиция, музыкальный фольклор. На сегодняшний день материалы экспедиций обработаны, паспортизированы и сданы в фонд Республиканского центра развития традиционной культуры.

    2.2. Международные и межрегиональные научные связи.

    2.2.1 Участие во всероссийских и международных конференциях:



    1. Всероссийский съезд востоковедов, посвященный 125-летию со дня рождения выдающегося востоковеда Ахмет-Заки Валиди Тогана “Россия и Восток: взаимодействие стран и народов”, Уфа, 7-10 октября 2015 г.

    2. II Международный симпозиум исследований тюркского мира. Алма-Ата. 20-22 мая 2015 г.

    3. . Международная научно-практическая конференция «Великая отечественная война 1941-1945 гг. в судьбах народов и регионов», посвященная 70-летию Победы. Казань. 9-10 апреля 2015 г.

    4. Международная научно-практическая конференция «Литература и художественная культура тюркских народов в контексте Восток и Запад». Казань, 4-7 октября 2015 г.

    5. Международная научно-практическая конференция «100 лет творчества», посвященная 100-летию Государственного Российского дома народного творчества. Москва, 13-15 декабря 2015 г.

    6. Всероссийская научно-практическая конференция «Национальные культуры Урала. Традиционная культура в современном полиэтничном пространстве». Екатеринбург, 8-9 октября 2015 г.

    7. Всероссийский форум татарских краеведов. Казань, 28-29 октября 2015 г.

    8. III Международный форум "Идель-Алтай: история и традиционная культура народов Евразии", посвященный 90-летию доктора филологических наук, профессора С.С. Суразакова. Горно-Алтайск, Научно-исследовательский институт алтаистики им. С.С. Суразакова, июль 2015 г.

    9. Международная научная конференция "Музыка как национальный мир искусства", посвященная 70-летию Казанской государственной консерватории. Казань, 23-25 апреля 2015 г.

    10. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Музыкальная культура финно-угорских народов: проблемы изучения, сохранения и преемственности". г. Саранск (Мордовия), 23 сентября 2015 г.

    11. Круглый стол «Фестиваль народного творчества – как инструмент развития традиционной культуры» в рамках Международного Бурановского фестиваля народной культуры. Ижевск, Удмуртская Республика. 23 июня 2015 г.

    12. Международная научно-практическая конференция «Нематериальное культурное наследие: современное состояние, риски и проблемы сохранения и актуализации» в рамках IV Международного форума «Традиционная культура как стратегический ресурс устойчивого развития». Могилев, Республика Беларусь, 11 ноября 2015 г.

    13. Международная научно-практическая конференция «Традиционная культура и современность» в рамках IV Санкт-Петербургского международного культурного форума. Санкт-Петербург, 14-16 декабря 2015 г.

    14. Круглый стол «Материалы для этнолингвистического изучения Поволжского ареала». Москва, Институт языкознания РАН, 24-30 апреля 2015 г.


    3. ПУБЛИКАЦИИ

    Республиканский центр развития традиционной культуры продолжил подготовку научной и научно-популярной продукции. В отчетном году Центром изданы 3 сборника, опубликовано 63 статьи, подготовлены 5 ед. аудио и видеопродукции. Всего 60 а.л.


    Сборники:

    1. Сугыш уты белән өтелгән язмышлар. Книга вторая. – Казань: Ихлас, 2015. – 627 с.

    2. Татарская фольклористика. Исследования молодых. Вып. 5. / Сост. Э.Ф. Камалова. – Казань: Ихлас, 2015. – 175 с.

    3. Традиционная культура народов Поволжья: материалы II Всероссийской научно-практической конференции (10–12 февраля 2015 г.). – Казань: Ихлас, 2015. – 734 с.


    Статьи:

      1. Бакиров М.Х. Семантика цвета в контексте истории, искусства и художественной словесности тюрков // Филология и культура. – 2015. – №1 (39). – 114-120 с.

      2. Бакиров М.Х. Мифологизм как инновационное и перспективное явление в современной и завтрашней татарской поэзии // Традиционная культура народов Поволжья: материалы II Всероссийской научно-практической конференции (10–12 февраля 2015 г.). – Казань: Ихлас, 2015. – 72-76 с.

      3. Батталова А.Д. Традиции скотоводства у татар (вопросник по сбору материала) // Татарская фольклористика. Исследования молодых. Вып. 6. – Казань: Ихлас, 2015 (в печати).

      4. Брусько З.М. Материалы к словарю лексики родильной обрядности татар (по Камско-Устьинскому району РТ) // Традиционная культура народов Поволжья: материалы II Всероссийской научно-практической конференции (10–12 февраля 2015 г.). – Казань: Ихлас, 2015. – 80-99 с.

      5. Zavgarova F.H., Gilemshin F.F., Battalova A.D. Motives of Islamic culture in the tatar folk tales// Journal of Language and Literature. – 2015. – № 3 (в печати) (включен в международную реферативную базу данных Scopus).

      6. Галиуллин Т.Н. Он был сыном своего народа («О творчестве писателя, поэта, эссеиста начала ХХ в. З.Башири) // Безнең мирас. – 2015. – №4. – 94-99 с.

      7. Галиуллин Т.Н., Сарчин Р. Поэтическое творчество Ф. Карима 30-х годов //Филология и культура. – 2015. – №3. – 186-191с.

      8. Галиуллин Т.Н. О певце красоты (Х. Такташ) // Известному литературоведу Г. Халиту 100 лет. – Казань: Ихлас, 2015. – 60-64 с.

      9. Галиуллин Т.Н. Он был личностью (Очерк о творчестве Г. Ахунова) // Майдан. – 2015. – №3. – 78-83 с.

      10. Галиуллин Т.Н. Хәзерге татар әдәбияты үсешендә халык иҗатының урыны // Традиционная культура народов Поволжья: материалы II Всероссийской научно-практической конференции (10–12 февраля 2015 г.). – Казань: Ихлас, 2015. – 144-151 с.

      11. Гатауллин Р.Х. Халыкта таралган “Манара” мөнәҗәтенең көй үрнәкләре // Традиционная культура народов Поволжья: материалы II Всероссийской научно-практической конференции (10–12 февраля 2015 г.). – Казань: Ихлас, 2015. – 152-166 с.

      12. Гилемьянова Г.Г. Татар халык бию көйләрен җыю буенча сораулык төзү мәсьәләсенә карата // Татарская фольклористика. Исследования молодых. Вып.6 – Казань: Ихлас, 2015 (в печати).

      13. Гилемьянова Г.Г. К проблеме сбора татарской традиционной танцевальной музыки (на материале экспедиции в Апастовский район РТ) // Татарская фольклористика. Исследования молодых. Вып. 6. – Казань: Ихлас, 2015 (в печати).

      14. Давлетшина Л.Х. Электронный каталог полевых материалов: новые возможности хранения и использования // Материалы Международной конференции «Традиционная культура тюркских народов: проблемы и перспективы». – Канаш, 2015. – 134-139 с.

      15. Давлетшина Л.Х. Казан арты татарларында йорт-каралты тирәсендәге рух-ияләр: исемнәре һәм тышкы кыяфәтләре // Фәнни Татарстан. – 2015. – № 1. – 74-83 б.

      16. Давлетшина Л.Х. Татарларның мал тоту белән бәйле күзаллаулары // Россия и Восток: взаимодействие стран и народов: Труды X Всероссийского съезда востоковедов, посвященного 125-летию со дня рождения выдающегося востоковеда Ахмет-Заки Валиди Тогана. Книга 2. – Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2015. – 392-395 б.

      17. Davletshina L.Kh. Kazan ardı Tatarlarının yurt ve avlu ruhları: isimleri ve kılıkları // VIII Uluslararasi Dünya dili Türkçe sempozyumu (Çanakkale Onsekiz Mart Üniversitesi). – S. 58-59.

      18. Давлетшина Л.Х. Роль Известий общества археологии, истории и этнографии в изучении татарского фольклора // Материалы III Международного Форума "ИДЕЛЬ – АЛТАЙ: ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ ЕВРАЗИИ", посвященного 90-летию доктора филологических наук, профессора Сазона Саймовича Суразакова. – Горно-Алтайск, 2015. – 253-256 с.

      19. Давлетшина Л.Х. О перевоплощениях духов-хозяев домашнего пространства (на материале татар Заказанья начала XXI века) // Вестник Башкирского университета. – 2015. - № 3(в печати) (ВАК).

      20. Давлетшина Л.Х. Лексема “җен” в говоре татар нагорной стороны // Традиционная культура народов Поволжья: материалы II Всероссийской научно-практической конференции (10–12 февраля 2015 г.). – Казань: Ихлас, 2015. – 194-202 с.

      21. Давлетшина Л.Х. Программа К.И. Воробьева для собирания сведений о духах-хозяевах у казанских татар и мишарей // Татарская фольклористика. Исследования молодых. Вып. 6. – Казань: Ихлас, 2015 (в печати).

      22. Завгарова Ф.Х., Батталова А.Д. Тема Великой Отечественной войны в татарских баитах // Великая Отечественная война 1941-1945 гг. в судьбах народов и регионов: сборник статей / отв. ред. А.Ш. Кабирова. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2015. – 508-517 с.

      23. Завгарова Ф.Х., Батталова А.Д. Произведения татарского фольклорного жанра баита как прагматическая структура // Литература и художественная культура тюркских народов в контексте Восток-Запад: сборник материалов Международной научно-практической конференции / под ред. Р.Р. Замалетдинова. – Казань: Отечество, 2015. – 240-246 с.

      24. Завгарова Ф.Х., Батталова А.Д., Галиуллин Т.Н. Фольклорный жанр баит и татарская поэзия // Казанский педагогический журнал. – Казань, 2015. – №5 (112). – Ч. 1. – 203-207 с.

      25. Завгарова Ф.Х., Батталова А.Д. Лирический герой татарского фольклорного жанра баита // Традиционная культура народов Поволжья: материалы II Всероссийской научно-практической конференции (10–12 февраля 2015 г.). – Казань: Ихлас, 2015. – 234-243 с.

      26. Завгарова Ф.Х. Предметные реалии как структурные элементы татарского героического эпоса // Казанская наука. – 2015. - №3 (в печати) (ВАК).

      27. Завгарова Ф.Х. Проблемы фиксации фольклорных образцов, связанных с исламской культурой. / Татарская фольклористика. Исследования молодых. Вып. 6.- Казань: Ихлас, 2015 ( в печати).

      28. Ибрагимов М.И. Татарская фольклористика 1920-1930-х гг.: вопросы методологии // Традиционная культура народов Поволжья: материалы II Всероссийской научно-практической конференции (10–12 февраля 2015 г.). – Казань: Ихлас, 2015. – 254-258 с.

      29. Ибрагимов М.И. Вопросы теории и методологии собирания фольклора в пособии Г. Рахима и М. Васильева «Фольклор һәм халык әдәбияты җыю өчен кулланма» // Татарская фольклористика. Исследования молодых. Вып. 6. – Казань: Ихлас, 2015 (в печати).

      30. Ибрагимов М.И. Методы изучения татарского фольклора в татароведении 1920-1930-х гг. // Вестник КазГУКИ. – 2015 (в печати) (ВАК).

      31. Камалова Э.Ф. О некоторых ладоинтонационных особенностях кряшен Закамья // Материалы Международной научной конференции «Музыка как национальный мир искусства». – Казань, 2015 (в печати).

      32. Камалова Э.Ф. Напев-формула “Ай-гай ла” в песенной культуре закамских кряшен» // Традиционная культура народов Поволжья: материалы II Всероссийской научно-практической конференции (10–12 февраля 2015 г.). – Казань: Ихлас, 2015. – 283-288 с.

      33. Камалова Э.Ф. Такмак в песенной традиции кряшен» // Научно-аналитический и научно-образовательный журнал «Актуальные проблемы высшего музыкального образования». – 2015 (в печати) (ВАК).

      34. Камалова Э.Ф. Семейные обряды и праздники кряшен Нижнекамского и Заинского районов Республики Татарстан» // Материалы IV Международной Школы молодых фольклористов «Фольклор и этнокультурная идентичность». – Санкт-Петербург, 2015. – 145-152 с.

      35. Камалова Э.Ф. Хороводно-игровые песни кряшен Закамья: к вопросу ладомелодической организации напевов // Татарская фольклористика. Исследования молодых. Вып. 6. – Казань: Ихлас, 2015 (в печати).

      36. Каюмова Э.Р. О гусельной традиции татар // Народное творчество. – 2015. – № 3. – С. 23-25.

      37. Каюмова Э.Р. Мари Илендә яңа гөсләләр табылды // Мәдәни җомга. – 2015. – 25 сентябрь. – 24 б.

      38. Каюмова Э.Р. Музыкально-эпическое творчество татар на фоне родственных тюрко-монгольских культур // Идель-Алтай: история и традиционная культура народов Евразии. Материалы III Международного форума, посвященного 90-летию доктора филологических наук, профессора С.С. Суразакова / БНУ РА "Научно-исследовательский институт алтаистики им. С.С. Суразакова; редкол. Н.В. Екеев и др.- Горно-Алтайск: ООО "Горно-Алтайская типография", 2015. - 259-262 с.

      39. Каюмова Э.Р. Арские гусляры в прошлом и настоящем // Традиционная культура народов Поволжья: материалы II Всероссийской научно-практической конференции (10–12 февраля 2015 г.). – Казань: Ихлас, 2015. – 311-323 с.

      40. Каюмова Э.Р. Гусельная традиция татар-кряшен в связи с финно-угорской проблематикой // Музыкальная культура финно-угорских народов: проблемы изучения, сохранения и преемственности: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Саранск, 23  сентября 2015 г. / сост. С.А. Исаева. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2015 (в печати).

      41. Каюмова Э.Р. Гусельная традиция татар: актуальные вопросы изучения, сохранения и популяризации // Музыка как национальный мир искусства: материалы Международной научной конференции посвященной 70-летию Казанской государственной консерватории (Казань, 23-25 апреля 2015 г.) / сост. Е.В. Порфирьева.- Казань, 2015 (в печати).

      42. Каюмова Э.Р. Тукай энциклопедиясе: Гобәйдуллина Гөлнур Билал кызы // Безнең мирас. – 2015. – № 8. – 55 б. http://beznenmiras.ru/tukajj-ehnciklopediyase-4/ (дата обращения 25.11.2015 г.).

      43. Мансурова Г.К. Ассоциативное поле концептов «имән», «юкә», «каен», «чыршы», «тал» // Татарская фольклористика. Исследования молодых. Вып. 6. – Казань: Ихлас, 2015 (в печати).

      44. Мансурова Г.К. Лингвокогнитивный анализ концепта «агач» на материале татарских паремий // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2. – 0,5 а.л. (электронный журнал, ВАК).

      45. Мансурова Г.К. Экспедиция в Алькеевский район // Түгәрәк уен. – 2015. - №4 (в печати).

      46. Нуриева Ф.Ш. Программа для сбора этнолингвистического материала Народный календарь” // Татарская фольклористика. Исследования молодых. Вып. 6. – Казань: Ихлас, 2015 (в печати).

      47. Сунгатов Г.М. Әдәби әсәрләр телендә үлчәү берәмлекләрен белдергән сүзләрнең кулланылышы // Татарская фольклористика. Исследования молодых. Вып. 5. – Казань: Ихлас, 2015. – 75-80 с.

      48. Сунгатов Г.М., Гарифуллин В.З. Вариативность языковых средств в современных татарских СМИ // Медиакоммуникации и журналистика: сб. научных статей [электронный ресурс] / под редакцией Е.С. Дорощук. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. – С. 6-13.

      49. Сунгатов Г.М., Завгарова Ф.Х. Рецензия на книгу «Барабинские татары. Страницы духовной культуры // Татарика. – №4. – С. 230-237.

      50. Сунгатов Г.М. Татар халык метрологиясендә озынлык (буй, иң), ераклык, ара күрсәткечләрен белдерүче берәмлекләр // Традиционная культура народов Поволжья: материалы II Всероссийской научно-практической конференции (10–12 февраля 2015 г.). – Казань: Ихлас, 2015. – 490-496 с.

      51. Сунгатов Г.М. Татар халкының үлчәү берәмәлекләрен өйрәнү буенча материаллар туплау сораулыгы // Татарская фольклористика. Исследования молодых. Вып. 6. – Казань: Ихлас, 2015 (в печати).

      52. Сөнгатов Г.М. Төбәкнең матди мәдәнияте һәм җирле лексика (Татарстанның Апас һәм Әлки районнарында үткәрелгән комплекслы экспедиция материаллары буенча) // Татарская фольклористика. Исследования молодых. Вып. 6. – Казань: Ихлас, 2015 (в печати).

      53. Умеров Д.И. Локальные особенности песенно-плясового фольклора молькеевских татар-кряшен Кайбицкого района РТ // Традиционная культура народов Поволжья: материалы II Всероссийской научно-практической конференции (10–12 февраля 2015 г.). – Казань: Ихлас, 2015. – 540-547 c.

      54. Хуснуллина И.И. Особенности «таң суы алу» в заговорно-закоинательной традиции татар Заказанья // Традиционная культура народов Поволжья: материалы II Всероссийской научно-практической конференции (10–12 февраля 2015 г.). – Казань: Ихлас, 2015. – 633-636 c.

      55. Хуснуллина И.И. Некоторые особенности заговорно-лечебной традиции татар (по материалам экспедиции в Алькеевский район) // Татарская фольклористика. Исследования молодых. Вып. 6. – Казань: Ихлас, 2015 (в печати).

      56. Yusupov F. Hristiyan tatarlar: etnografik gruplari ve ağizlari // 7. Uuluslararasi Dünya dili Türkçe Sempozyumu bildirileri Firat üniversitesi / Elaziğ, 16-18 ekim, 2014. – 2015. – 431-434 s.

      57. Yusupov F. Türk Halkları Münevver Abdulah Tukay // Türk Dünyası Bilgeler Zirvesi: Gönül Sultanları Buluşması. 26-28 Mayıs 2014. – Eskişehir, 2015. 307-311 s. (http://bilgelerzirvesi.org).

      58. Yusupov F. Kitap Tanıtım ve Değerlendirme: Еrcan Alkaya’nin tatar türkçesinin mişer diyalekti monografisi üzerine bir inceleme // Türkiyat Araştırmaları Enstitüsü Dergisi [TAED] 54. – ERZURUM, 2015. – 479-485 s.

      59. Yusupov F. A review of ercan alkaya’s monograph the mishar dialect of the tatar language // International Journal of Social Science Doi number:http://dx.doi.org/10.2953/JASSS2953, p. 479-485.

      60. Yusupov F. A review of Ercan Аlkaya’s monograph the mishar dialect of the tatar // Татарика. – 2015. – №3. – 260-264 с.

      61. Юсупов Ф.Ю. Исчезающие народы России: барабинские татары // II Халықаралық түркі әлемі зерттеулері симпозиумы материалдары. 20-22 мамыр, 2015. III том. 60-63 с.

      62. Yusupov F. Turk lehcelerini sistimli-sinkron metodla inceleme denemesi // Материалы I Международного симпозиума исследований тюркского мира.18- 21 март, 2014. Negde, 2015. I том (в печати).

      63. Юсупов Ф.Ю. Дастаны – жемчужины в ожерелье фольклора сибирских татар // Традиционная культура народов Поволжья: материалы II Всероссийской научно-практической конференции (10–12 февраля 2015 г.). – Казань: Ихлас, 2015. – 688-697 с.


    Аудио, видеопродукция:

    1. «Обрядовая культура мордвы-эрзя: семейно-бытовая обрядность». Автор проекта Завгарова Ф.Х., составитель Арсланова Д.Н., дизайн Шакиров И.И., оператор Шакиров И.И., звукорежиссер Зайцев А.Ю.

    На данном видеодиске представлено интервью с А.А. Мишкиной о родильном, свадебном и похоронно-погребальном обрядах мордвы-эрзя Лениногорского муниципального района Республики Татарстан, сопровождаемое исполнением колыбельных, свадебных песен и плачей. Диск предназначен для самодеятельных фольклорных коллективов и людей, интересующихся традиционной культурой.

    Диск подготовлен в рамках реализации Государственной программы «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014-2020 годы».

    2. «Дәф – татар халык музыка уен коралы». Автор проекта Завгарова Ф.Х., дизайн Шакиров И.И., оператор Шакиров И.И., звукорежиссер Зайцев А.Ю. Лекцию читает Г.М. Макаров.

    На данном видеодиске представлена лекция об истории происхождения ударного инструмента даф, о бытовании инструмента в системе народных обрядов. Диск предназначен для работников учреждений социокультурной, а также образовательной сферы и всех интересующихся традиционной культурой.

    Диск подготовлен в рамках реализации Государственной программы «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014-2020 годы».

    3. «Уроки татарского танца. Танец татар кряшен». Урок 3.

    На данном видеодиске представлен урок сценической обработки фольклорной хореографии молькеевской и примешинской группы кряшен. Учениками Детской школы искусств Приволжского района г. Казани демонстрируются элементы танца от простого к сложному, которые в конце соединяются в танец. Диск предназначен для самодеятельных фольклорных коллективов.

    Урок ведет Умеров Давлят Исмагилович – ведущий научный сотрудник Республиканского центра развития традиционной культуры, преподаватель Детской школы искусств Приволжского района г. Казани. Автор проекта Завгарова Ф.Х., дизайн Шакиров И.И., оператор: Шакиров И.И.



    4. «Звучат татарские гусли». Вып. 2. Мультимедийный комплект из CD и DVD. Настоящее издание содержит экспедиционные записи, сделанные этномузыковедом Эльмирой Ринатовной Каюмовой в 2014 г. в Арском районе Татарстана. Серия "Музыкальное наследие татарского народа". Подсерия: "Полевые записи фольклориста Э.Р. Каюмовой". Автор проекта Завгарова Ф.Х., составитель Каюмова Э.Р.

    5. «Үзе дастан, үзе моңлы бер җыр иде». В аудиосборнике собраны уникальные образцы музыкального фольклора в исполнении фольклориста Ф.В. Ахметовой-Урманче и художника-скульптора Б.Урманче. В их числе такие дастаны как «Бурихан», «Мәхмүт Мәргән», «Күсы Көрпә – Баян Сылу», песни свадебного обряда «Йар-йар җырлары», «Кияү типсәү җырлары» и т.п. Автор проекта Завгарова Ф.Х., составители Юсупов Ф.Ю., Арсланова Д.Н., дизайн: Шакиров И.И., звукорежиссер Зайцев А.Ю.